Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности государственного строя Древней Индии. Анализ государственного аппарата древнеиндийского общества периода Маурьев
Империя Маурьев возникла в результате войн, и централизация основывалась как на силе, так и на политике. В составе империи находился ряд полуавтономных государств, сохранивших свои обычаи, традиции, органы управления. Они лишь платили дань и оказывали военную помощь центральной власти. Поэтому в империи 2 тенденции – центростремительная и сепаратизм, который возобладал и привел к распаду государства в II в. до н. э. Центральная власть была недостаточно сильной, и большая роль отводилась общинному самоуправлению. Религия в Индии исключала законодательную власть царей, утверждала незыблемость норм права. Дхарма царя – охрана подданных, и налог царю – плата за эту охрану. Царь также осуществлял правосудие, считался опекуном больных, вдов и детей, важной его функцией была организация общественных работ и ирригация. Царь не считался богом, а был «милый богам», т. е. обожествлялась царская власть, а не персона. На царя оказывали влияние брахманы. Как и везде, царь – глава административного аппарата, у него - право назначения на должности и контроль за их исполнением. Все чиновники в государстве делились на центральных и местных. Высшие сановники – мантрины составляли государственный совет – мантрипаришад, состав которого не был строго установлен, и в него могли входить, например, также представители крупных городов. Среди высших чиновников государства были: главный сборщик налогов, главный казначей и главнокомандующий (сенапати). Важную роль играли придворный жрец (пурохита) и астролог. Существовала практика передачи должностей по наследству. В государстве действовала также сеть контрольных, надзорных и инспектирующих чиновников-шпионов, которых царь принимал в любое время суток. Система местного управления предполагала различные административные единицы и уровни. Высшими административными единицами были провинции, которые управлялись царевичами. Далее следовали округа и 4 вида сельских областей. Самой низшей единицей была сельская община - деревня (грама), в дела которой государство не вмешивалось и которая была замкнутым мирком, сохраняясь почти в неизменном виде не протяжении многих столетий. Судебная система состояла из двух категорий судов – царских и внутриобщинных. Высшей судебной инстанцией был суд царя вместе с брахманами или его судебная коллегия – сабха. Царь имел право ежегодных амнистий. Во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, действовали царские судебные коллегии из 3 судей. Армия состояла из наследственных воинов, наемников и войск, поставляемых отдельными объединениями (гильдиями, союзниками, вассалами). Армия была кастовой – только кшатрии могли носить оружие. Армия выполняла и функции поддержания общественного порядка. Особенности общественного строя Древнеиндийского государства. Верновой строй Полуостров индостан 3 тыс до н.э. Восточная деспотия – бесправие подданных, неограниченная власть монарха, большой бюрократический аппарат Большая роль религии. Главенствующую роль играли бахраманы. Во главе Раджа. К нему могли применяться наказания вплоть до политической изоляции. Выполнял простейшие функции управления. Раджа выходил из варны кшатрии. На него огромное влияние оказывал бахраман (жрец) - бахраман (фактически управлял страной) «устами бахрамана говорит Бог» - паришад (коллегиальный совещательный орган власти) совет при Радже. Состоял из родственников Раджи. Сабха – собрание знати при Радже - сановники (входили в различные министерства) - чиновники Территория Индии делилась на провинции или округа, во главе которых стояли Раджуки или царевичи - органы общинного управления Общественный строй. Варновое деление. 4 варны: - Брахманы(самая привелегированнаяварна. В 15 лет должен был жениться и в 60 уйти в джунгли, чтобы познать себя. Его личность была неприкосновенна. Он мог потребовать у представителей других варн все.) - кшатрии (отсюда выходили раджи, военачальники, санове=ники. Наказания применялись любые. К имущим в основном применялись штрафы. - вайшьи( применялись все наказания. Это опора государства. Основные налогоплательщики, земледельцы, ремесленники) - шудры( самое низшее положение в обществе. Плевок или ступни бога. К ним в основном применялась смертная казнь, они заменяли рабов. Рабы (дасы) жили лучше них. Они даже не могли смотреть на брахманов и кшатриев, уступали им дорогу.) Первые 3 варны были дважды рожденные. Проходили посвящение в профессию. Присутствовала идея рейнкорнации. При соблюдении дыхармы в следующей жизни человек мог рейнкорнировать. Парши и чандалы – отбросы общества. Рожденные от смешанных браков, т.к. переход из одной варны в другую невозможен. Питались объедками со стола, не поднимали глаза на представителей варн. Если у женщины умирал муж, считалось, что она приносит несчастья. На ней мог жениться отец и брат умершего. Ее могли спокойно убить, она выходила на улицу только ночью. Применялся обряд самосожжения женщины. Законы Ману. Общая характеристика
В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам — сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э. Объем — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока). Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману — это памятник сакрального права. Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма. В семейных отношениях(гл.9) — подчиненное положение женщин, многоженство, несмешениеварн. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 704. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |