Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение афинской рабовладенческой демократии. Реформы Соловна, их историческая оценка




 

Каждая древняя цивилизация внесла свой вклад в общечеловеческий исторический опыт, составляющий содержание тысячелетней культуры. И, тем не менее, повышенный интерес к тому, что принесла с собой именно греческая цивилизация,оправдан. Непреходяще значение всего созданного творцами древнегреческой культуры, философии и права. Интерес к наследию древнегреческой цивилизации, а именно философии, права, науки и культуры непреходящ. Но особое значение он приобретает в наш век, век становления нового мышления, сохраняющего все лучшее из прежнего исторического наследия.

Именно в Древней Греции с достаточной ясностью выступает сознание необходимости правового совершенствования и начинает развиваться институт правового регулирования.

Верховенство прававо всей деятельности граждан и должностных лиц - главное в государственном учении Древней Греции. Именно в Древних Афинах было впервые обосновано значение правакак общеобязательный «минимум нравственности», раскрыто в общем виде соотношение индивидуальной справедливости и справедливости, выраженной в законе, утверждаются принципы законопослушания как гражданского долга первостепенной законности, как непременного условия правопорядка. Именно в эту эпоху родился афоризм: "Лучше плохой закон, чем никакого".

Создается учение об общеобязательности права,его высшем авторитете как выразителе божественной мудрости и исходной нормы. Счастье человека и справедливость состоят не в том, чтобы удовлетворять без разбора свои влечения и стремиться иметь больше других, а в том, чтобы, как только можно бежать от невоздержанности и уважать равенство, которое среди богов и среди людей имеет великое значение. Справедливость - центральное понятие Древнегреческой философии права. Только ссоблюдением этого нравственно - филосовского принципа возможно разрешение всех социальных противоречий и межличностных конфликтов. Государство и закон призваны не столько обеспечивать порядок авторитетом и силой принудительной власти, сколько охранять господство добродетели и ее лучшего выражения - справедливости, исключающей уравнительное обезличивание и господство богатого над бедным, сильного над слабым.

Именно Древняя Греция является родиной многих принципов организации государственной власти,которые получили общее признание только в ХХ в.: принцип разделения властей, республиканская модель государственного правления, демократический режим.

Реформы Тезея Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла в Древних Афинах. Их влияние на экологию государственного строя в Афинах

Тезей

Знаменитые реформы Тезея были проведены в 13 веке до н.э.

Одной из основных нововведений было объединение всех частей Аттики в единое целое – с центром в Афинах. Этот процесс получил название «синойкизм». В основе объединения лежали две основные причины: экономическая и внешнеполитическая; во-первых, с развитием частной собственности началось развитие ремёсел и отделение ремесла от земледелия, что в свою очередь вызвало рост торговли. В этих условиях члены родов, фратрий и племён должны были перемешиваться друг с другом, а во-вторых необходимо было противостоять внешней агрессии против дорийцев во второй половине II тыс. до н.э. Была создана единая система управления – Совет. Также всё население страны было разделено на три категории: эвпатриды – родовая знать, геоморы – земледельцы, демиурги – ремесленники. Реформы Тезея способствовали: 1) Созданию центрального управления, в рассмотрении которого оказались дела, до того находившиеся в ведении племён; 2) Была предпринята первая попытка разорвать родовые связи путём деления населения на привилегированное и непривилегированное; 3) Возникает «общеафинское народное право», возвышающееся над обычаями отдельных племён. Несмотря на это дальнейшее развитие было обусловлено усилением родоплеменной знати, власть сосредоточилась в руках 9 архонтов (после 683 года), что привело к сильному социальному «перекосу» в пользу эвпатридов, также серьёзные изменения происходили в городе. Благодаря развитию ремёсел, стала складываться городская рабовладельческая знать, что привело к новому роду противоречий. Между родовой и городской знатью. Огромное количество противоречий социально-экономического характера привело к реформам Солона.

Солон

В 6 веке до н.э.- 594 год Солон стал архонтом. Солон осуществил ряд образований, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения. Появление различных групп разных по экономическому и социальному положению.

Государство проводит реформы по консолидации жизни страны. (внешняя защита)

1. Крупная реформа – сисахфия (стряхивание времени). Эта реформа освободила массу должников в Афинах. Долги списаны государством. Запрещалась личная кабала. Запрещалась продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники проданы в рабство за пределы государства были выкуплены за общественный счет и возвращены на родину.

2. Было ограничено землевладение. Установлен максимальный размер земельных участков.

3. Провозглашалась свобода завещаний.

Эти реформы способствовали развитию частной собственности на землю.

4. Политическая реформа- все афинские граждане не зависимо от их положения были разделены по имущественному признаку на 4 разряда. Эта реформа законодательно закрепила сложившиеся к тому времени имущественные разделения общества. Солон сохранил деление общества на 4 племени, но на базе старого деления он создает важный государственный орган совет четырехсот. От каждого племени по 100 человек представителей. Этот орган руководил подготовкой дел для обсуждения на народном собрании разбирал текущие дела управления. Совет четырехсот- исполнительный орган. Формирование гос-ва требовала отмены родоплеменной тенденции.

Клисфен

В 508 году до н.э. Клисфен вводит новую систему правления, которая называется ДЕМОКРАТИЯ. Эти реформы по созданию новой системы правления начинаются с административной реформы. Всё государство Афины делит на 3 округа, потом делит еще на участки- тритии (10). Из каждого округа- одну тритию- называется фила- 3 тритии.

Организация новых фил. устранила всякое значение родоплеменного деления для государственной организации и предопределило замену совета четырехсот новым органом советом пятисот (по 50 человек от каждой филы- их было 10).

Был введен остракизм (суд черепков). Остракизм представлял собой форму тайного голосования. Признанный опасным человек изгонялся из Афин на 10 лет (без конфискации имущества) (черноморское побережье)

Реформы Клисфена способствовали складыванию рабовладельческого государства в форме демократической республики. Временем расцвета Афинского государства стал 5 век до н.э. Этот период получил название классический. По форме правления Афины представляли демократическую республику, в которой все Афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Полноправными Афинскими гражданами являлись те лица, у которых родители были полноправными гражданами Афин. Полноправный гражданин с 18 лет (совокупность прав и обязанностей). Наиболее важные права-

1. Право на свободу и личную независимость от другого человека.

2. Право на земельный участок на полесной территории.

3. Право на экономическую помощь от государства в случае материального затруднения.

4. Право на ношение оружия и службу в ополчении.

5. Право на участие в делах государства.

6. Право на почитание и защиту отеческих богов.

7. Право на защиту и покровительство Афинских законов.

Обязанности:

1.Беречь свое имущество и трудиться на своем участке

2.Приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах

3.Защищать полис от врагов с оружием в руках. Все граждане (мужчины) военнообязанные от 18 до 60)

4.Повиноваться законам и избранным властям

5.Принимать активное участие в общественной жизни

6.Почитать отеческих богов

Эфиальт

Ему удалось провести ряд законов, направленных против ареопага - органа, в свое время заменившего совет старейшин и сохранявшегося как центр консервативного влияния.

Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) (462 г. до н. э. ). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе.

Дело в том, что одной из главных функций ареопага накануне реформы было заслушивание отчетов должностных лиц по истечении сроков их полномочий. Стремясь устранить почву для коррумпирования, Эфиальт усложнил систему отчетов, но одновременно сделал ее более гласной, предоставив демосу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц.

Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти.

Перикл.

В государственном строе происходят изменения. Годы его правления 443-429 год до н.э.

Укрепил государственность благодаря своим реформам. Афины были лидерами среди Греческих полисов. Военные реформы, укрепление военного положения

Перикл превратил Афины в центр просвещения всей Греции. Законодательная власть сосредоточена в руках народного собрания. Исполнительная власть принадлежала совету пятисот. Судебная принадлежала органу гелиэя. Главными должностными лицами были стратеги и архонты. В системе гос органов сохранился ареопаг, но роль его была не значительной. За исполнение гос обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственных кознов. Важнейшее мероприятие, проведенное Периклом. Народное собрание являлось главным органом. Право на участие в нем было у всех граждан. Полномочия были очень широкими и охватывали все сферы жизни Древних Афин. На собрании принимались законы, решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица, заслушивались отчеты должностных лиц, обсуждался, утверждался, принимался бюджет. Совет пятисот- исполнительный орган. Избирался путем жребия из числа полноправных граждан, достигших 30- летнего возраста. Компетенция совета была обширна. Совет готовил и обсуждал все дела, которые выносились затем на собрания. Коллегия стратегов занималась командованием вооруженных сил. Коллегия архонтов семейные дела. Судебный орган-гелиэя- под властью Архонта.

Афинская демократия представляла собой продуманную систему замещения гос должностей, строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности. Древние Афины имели самое передовое государственное устройство.

 Социальный порядок в Афинах (V – IV вв. до н. э.)Все свободное население было поделено на 3 группы:

· Эвпатриды- привилегированная часть населения, родовая знать

· Геоморы- земледельцы

· Демиурги- ремесленники

К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.

· Метэки- свободные, но лишенные политических и экономических прав (пришельцы) (не могли заключать браки с Афинскими гражданами) привлекались к военной службе.

· Рабы- были вещью, рабский труд широко использовался, до Солона одним из источников рабства было рабство за долги, после Солона- был плен и покупка на невольнических рынках за границей, рабы были государственными. Государственные рабы могли приобретать собственность и руководить ей.

Базилевс- выборная должность- архонт (сначала назначали пожизненно, затем ограничен- 10 лет, с 7 века до н.э. по 9 архонтов на 1 год)

•Военные функции

•Жреческие функции

•Судебные функции

•Управление всей страной

Ареопаг- высший государственный совет- заменил собой совет старейшин.

•Хранитель традиций

•Высший судебный орган

•Высший контролирующий орган

Основной производительной силой были рабы

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...