Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 30. Основные региональные интеграционные объединения стран Африки.




Интеграционные процессы в Африке начались еще в начале 1960-х гг. Страны этого континента имели различный уровень экономического развития. Если сравнивать его с мировым, то он был и остается низким. И тогда, и в настоящее время отмечается широкий разброс в доходах, по финансовому потенциалу, транспортным возможностям и т. д. К началу 1990-х гг. из четырех десятков стран, которые относятся к разряду так называемых слаборазвитых, 25 расположены на африканском континенте. При этом ВВП на душу населения колеблется от 80 долларов в Мозамбике до 500 долларов в Мавритании. После 1960 г. на континенте возникло около 40 различных международных организаций экономического и финансового профиля, которые выступали за развитие интеграции как по широкому кругу экономических сфер деятельности, так и в рамках отдельных отраслей, хотя в основополагающих документах не всегда присутствовали дефиниции «интеграция» или «международное разделение труда».

Большое влияние на развитие интеграционных процессов в Африке оказывали бывшие метрополии, но, как правило, такое воздействие использовалось для достижения известных целей – не выпускать из сферы интересов и т. д. Примером могут служить различные группировки франкоязычных, англоязычных стран и др.

На начальном этапе появлялись организации, присущие африканским условиям, например семь организаций так называемого «речного профиля»: ОМВГ (Организация по освоению бассейна реки Гамбия), ОМВС (Организация по освоению бассейна реки Сенегал), Организация по эксплуатации и развитию бассейна реки Катеры и др. Возникновение этих организаций – естественный процесс, присущий данному континенту, специфическим и экономическим условиям, имеющимся на тот момент в Африке.

Были также созданы структуры, которые согласно оценкам африканских исследователей могли вполне стать своего рода центрами для «концентрации процессов и превращения их в интеграционные»: Африканская лесопромышленная организация, Международный союз стран-производителей какао, Ассоциация по развитию рисоводства в Западной Африке и др.

Именно такой процесс мог иметь продолжение, так как страны в общем имели монокультурную структуру производства, а другие экономические составляющие, которые могли бы в чем-то препятствовать сближению, кооперации, расширению торговли, все-таки не преобладали.

Однако в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера развитие шло довольно вяло. Не следует забывать и то, что в 1960-1970-е г. в Африке отмечалось очень сильное влияние ТНК. Так, в 1977 г. прекратило свое существование Восточноафриканское Сообщество (ВАС). ВАС – группировка, которая подавала большие надежды апологетам интеграции. Тем не менее деятельность ТНК, которая контролировала товарные потоки от сбыта до реализации, на определенном этапе сорвала программы регионального сотрудничества.

Вследствие активной деятельности экономической дипломатии развивающихся стран, в том числе африканских, мировым сообществом были отрегулированы отдельные подходы ТНК к сотрудничеству. Через серию Ломейских конвенций были разработаны условия сотрудничества стран-членов Евросоюза (следовательно, и входящих в них бывших метрополий) с развивающимися странами.

С точки зрения некоторых специалистов в Африке региональные интеграционные процессы начинают все более подчиняться экономической логике.

В связи с приоритетными потребностями все больше усилий направляется на реализацию Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества (АфЭС), выступающего как общий рынок на основе имеющихся региональных организаций. Соглашение о нем вступило в силу в мае 1994 г.

План постепенного создания АфЭС, который состоит из шести этапов, должен быть реализован в течение 34 лет. Главными элементами АфЭС являются уже существующие субрегиональные группировки: ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК. В связи с этим первоочередное внимание уделялось именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированности их деятельности.

Преобразование АфЭС во многом зависит от дальнейшего «самочувствия» субрегиональных африканских группировок, которое в настоящее время оставляет желать лучшего.

Возможно, практический эффект от АфЭС – процесс довольно далекого будущего. Однако сам процесс развития Сообщества может дать толчок модернизации и унификации структур экономического взаимодействия африканских стран, повысить интенсивность и объем их сотрудничества, что в конечном результате должно привести к расширению африканских рынков, появлению сравнительно крупных потребностей в связи с оснащением новых предприятий и других объектов, создаваемых в Африке на коллективной основе.

В Западной Африке наиболее видима кое-какая активизация деятельности Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), которая ставит своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС образовано в 1975 г., в его состав входят 16 государств. В июле 1995 г. на 18-ом саммите ЭКОВАС было оглашено официальное вступление в силу обновленного договора о Сообществе (подписан в Котону в 1993 г.), с которым ряд государств этого субрегиона сотрудничают.

Реализация планов Сообщества встречается с существенными трудностями, обусловленными различием в уровнях экономического развития государств, их неодинаковыми подходами к применению властных и рыночных рычагов для решения экономических, финансовых, торговых и иных задач. Увеличению результативности ЭКОВАС в большей степени препятствуют соперничество между франко– и англоязычными странами субрегиона и их более близкая, чем в других регионах, привязанность к бывшим метрополиям, а также внутренние проблемы в Нигерии, являющяся, по мнению ряда государств, «локомотивом» интеграционных процессов в Западной Африке.

Существует договор о преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), который был подписан в ноябре 1993 г. в Кампале (Уганда). В планах этого договора – формирование общего рынка, валютного союза – к 2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах. Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА.

На саммите САДК (август 1994 г.) в Габороне (Ботсвана) утвердили решение о раздельном существовании 2 организаций – в южной и восточной Африке соответственно.

На заседании Совета Министров КОМЕСА с участием 16 стран-членов, которое проходило в апреле 1996 г., кроме рассмотрения итогов деятельности в 1995 г., были поставлены задачи по развитию интеграции: необходимость наращивания промышленного производства в регионе, снятие тарифных барьеров в торговле, введение общего внешнего тарифа. Были отмечены следующие положительные факты: постоянный прирост объема внутрирегиональной торговли (в среднем 10,1 % в год), частичное сокращение таможенных тарифов, отмена странами почти всех нетарифных барьеров.

Одновременно создание Общего рынка в этом африканском регионе затруднено тем, что между странами наблюдается существенное расслоение в экономическом развитии, непостоянны политическая обстановка и валютно-финансовая сфера.

Сообщество развития Юга Африки (САДК) представляет собой политико-экономический региональный блок, образованный в 1992 г. на основе Конференции по координации развития стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. Сейчас САДК состоит из 12 государств.

Учредителями САДК было задумано, что развитие сотрудничества должно идти по позиции «гибкой геометрии» и разнотемповости интеграционных процессов как между отдельными странами, так и группами стран внутри Сообщества. Сегодняшняя программа действий Сообщества оценивается в 8,5 млрд долларов и содержит 446 совместных проектов. Финансирование программы лишь на 10–15 % может быть обеспечено за счет собственных ресурсов.

На совещательной конференции с участием внешних доноров по вопросам мобилизации финансовых и трудовых ресурсов (Лилонгве, февраль 1995 г.) была принята резолюция о создании специальных органов по темам финансирования и инвестиций и по темам труда и занятости.

В рамках САДК такие органы пока еще обладают совещательным статусом. В августе этого же года было установлено формирование единой энергосистемы стран Юга Африки. Подписан также соответствующий Меморандум и Протокол о совместном использовании водных ресурсов.

Тогда же решили активизировать усилия по формированию к 2000 г. на Юге Африки Зоны свободной торговли. Сформировались основные «доноры» («сотрудничающие партнеры») САДК – Скандинавские страны, которые дали до 50 % внешнего финансирования, Европейский Союз и США. В сентябре 1994 г. с ЕС была подписана Берлинская декларация, которая предусматривает обмен интеграционным опытом, коллективное планирование и воплощение в жизнь программ развития.

В феврале 1996 г. был подписан двусторонний Меморандум о взаимопонимании в торгово-экономической области с США, предусматривающий в качестве приоритетных сфер сотрудничества агробизнес, энергетику, финансы, развитие инфраструктуры и др.

США направляют африканских партнеров главным образом на развитие взаимодействия по линии частного предпринимательства с постепенным сворачиванием государственных программ.

В наше время в Сообществе предпринимаются меры по постепенной унификации подходов к формированию приемлемого для всех инвестиционного климата, налогового и таможенного законодательства.

Интеграционные процессы на Юге Африки происходят с некоторыми трудностями, встречаясь с преградами объективного и субъективного характера. Даже в этом регионе, где расположены относительно благополучные страны, между ними сохраняются серьезные отличия в экономическом и социальном развитии, расстановке и личных амбициях некоторых государственных лидеров.

Конечно, характер субрегионального развития во многом обусловливается позицией ЮАР, экономически сильной страны в регионе. Трансформация САДК в истинно крепкую интеграционную группировку требует определенного времени. В Центральной Африке в плане экономической интеграции в некоторой степени динамично развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК), состоящий из шести стран.

За все время существования внутрирегиональная торговля возросла в 25 раз. В результате чего введен единый внешний таможенный тариф, на основе совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» образован Валютный союз Центральной Африки с центральным институтом, который называется Банк государств Центральной Африки. Он выпускает платежные средства, единые для всех участников. В пределах ЮДЕАК функционируют также органы кредитного сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд солидарности.

К проблемам развития этой экономической группировки следует отнести разный уровень экономического развития стран, однородность и слабую диверсификацию национальных экономик, неразвитость инфраструкгуры, политическую нестабильность в раде стран.

Члены Союза приняли решение о постепенной модификации ЮДЕАК в Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т. е. о выходе на более высокий уровень интеграции. Такое заключение было принято в марте 1994 г.

 

Вопрос 31. Участие России в современных интеграционных процессах.

РФ включилась в процессы интеграционного взаимодействия в начале 1990-х гг. в связи с возникновением после распада СССР целого ряда межгосударственных группировок, состоящих из бывших союзных республик. В 1991 г. образовалось Содружество независимых государств (СНГ), в 1999 г. было создано Евразийское экономическое сообщество - ЕврАзЭС, наконец, в 2003 г. было принято решение о начале формирования Единого экономического пространства (ЕЭП).Помимо постсоветского пространства, Россия расширяет свою интеграционную деятельность в других направлениях. Развивается экономическое взаимодействие РФ в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Наша страна является участником Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), где «защитила» свой индивидуальный план действий.С разной степенью интенсивности и результативности Россия взаимодействует также с некоторыми интеграционными блоками, такими, как ЕС (посредством реализации концепции «четырех общих пространств» с Европейским Союзом), АСЕАН, МЕРКОСУР, ССАГПЗ, СААРК и др., являющимися главным образом внешнеторговыми партнерами нашего государства. Поэтому в интересы России входит создание не «закрытой» структуры на постсоветском пространстве, скорее ей необходимо строить группировки, отвечающие принципам «открытого регионализма» и позволяющие нашей стране более эффективно участвовать в процессах глобализации (мирохозяйственных связях).Современная Россия - одно из быстроразвивающихся государств мира, вносивших в 2000-2008 гг. значительный вклад в положительную динамику мировой экономики. Согласно сравнительным данным ООН по валовому внутреннему продукту (ВВП), рассчитанному на основе паритета покупательной способности национальных валют, к концу периода Россия входила в первую восьмерку стран по данному показателю.

В настоящее время, Россия занимает преобладающую часть в экономике региона СНГ — 75% общего объема ВВП, произведенного странами СНГ. Российская экономика в 160–165 раз больше экономик Киргизии, Молдавии и Таджикистана, а ВВП на душу населения в России в 2008 г. был в 3 раза выше, чем в Украине, в 6,5 — чем в Молдавии, в 11–16 раз — чем в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане. Ядро СНГ, помимо России, составляют Белоруссия и Казахстан, и, вместе с Украиной, эти государства входят в число важнейших торговых партнеров России.

Зона свободной торговли (Freetradearea) (ЗСТ) — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Соглашение о ЗСТ представляет собой многостороннюю договорно-правовую базу региональной торговли на преференциальных условиях. На территории СНГ действовало порядка 110 соглашений о взаимной торговле между различными странами СНГ, что создавало неудобства и приводило в результате к различным дискриминационным последствиям в торговле. Россия предложила заменить двусторонние соглашения между странами СНГ одним многосторонним – о зоне свободной торговли. Идея формирования многосторонней зоны свободной торговли (ЗСТ) в СНГ была заложена в подписанном, 24 сентября 1993 года, Договоре о создании Экономического союза. Создание ЗСТ рассматривалось в качестве первого этапа создания единого экономического пространства. В 1994г. на заседании Совета глав государств СНГ в Москве подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли.

5 октября 2007 года Советом глав государств СНГ была одобрена Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержден План основных мероприятий по реализации данной Концепции. При этом в экономической сфере основная роль должна отводиться деятельности по следующим приоритетным направлениям:

1). Завершение введения полномасштабного режима свободной торговли.

2). Либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли.

3). Разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь с/х продукции.

4). Развитие взаимодействия в области транспорта

5). Повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок и др.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств: Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Россия, Таджикистан. С мая 2002 г. статус наблюдателей при ЕврAзЭС имеют Украина и Молдова, с января 2003 г. - Армения.ЕврАзЭС - открытая организация.

- завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

- обеспечение свободы движения капитала;

- формирование общего финансового рынка;

- согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;

- установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

- создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

- разработка и реализация межгосударственных целевых программ;

- создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

- формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

- формирование общего энергетического рынка;

- создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки государств Сообщества;

- обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества;

- обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества

Появление регионального таможенного союза на постсоветском пространстве в 2010 г. — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам интегрируемых государств. Цель формирования Таможенного союза- создание единой таможенной территории, в пределах которой применяется единый таможенный тариф и другие единые меры торговли с третьими странами. Создание таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации означает устранение таможенных барьеров во взаимной торговле, что снижает издержки, способствует развитию кооперации производства и росту товарооборота между предприятиями Белоруссии, Казахстана и России.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...