Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 8. Современные тенденции развития международной торговли товарами.




Три закономерности современного развития мировой торговли.

1. Устранение разрыва между темпами роста оборота мировой торговли и мирового ВВП.

По данным ВТО, в период 1993-2010 гг. рост торгового оборота превышал динамику ВВП, за исключением 2001 г. и 2009 г., однако, начиная с 2012 г., наступил новый этап — замедление темпов роста мировой торговли, которые стали сопоставимы с динамикой мирового ВВП (рис. 1).

Данная тенденция связана с высокой волатильностью конъюнктуры мировых рынков и поиском новых точек роста мировой экономики. Лидером по обороту внешней торговли и объёму реального ВВП является Китай, совершающий последовательные шаги по переходу от статуса развивающейся экономики к развитой, от количественного роста к устойчивому и качественному, что приводит к замедлению темпов роста торговли. В то же время для России более характерна концепция догоняющего развития.

2. Усиление противоречий между глобализацией и регионализацией мировой торговли и международных экономических отношений в целом.

Отдельные признаки деглобализации мировой торговли проявляются во взаимных санкциях стран Запада и России, в участии большинства стран в региональных интеграционных объединениях и многосторонних преференциальных торговых соглашениях. Согласно отчёту статистической службы Евростат, 47% глобального экспорта и 45% глобального импорта товаров и услуг приходится на США, ЕС и КНР. Между тремя центрами мировой торговли нередко возникают противоречия, торговые и политические конфликты, применяются методы скрытого протекционизма. Лидеры отдельных развитых государств снижают степень открытости национальной экономики импорту. Подтверждением этому служит выход США из преференциального торгового соглашения между 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона (Транстихоокеанского партнерства) в начале 2017г., которое Президент Трамп расценивал как «одну из главных угроз экономике США».

Торговая политика отражает общие тенденции с точки зрения усиления негативных настроений в отношении глобализации. В течение 2014-2016 гг. наблюдалось увеличение ограничений и проявление протекционистских тенденций в торговой политике стран G20 в большей степени на товарных рынках, чем в сфере услуг. По мнению Кристин Лагард, главы Международного валютного фонда, ограничение торговли является явным примером "экономической халатности". Вместо того, чтобы помогать нуждающимся в этом секторе национальной экономики, закрытие торговли сокращает рабочие места, снижает зарплату, нивелирует важные экономические возможности, наносит ущерб цепочке поставок и повышает стоимость многих основных товаров. В дополнение к этому, неопределенность торговой политики может сдерживать инвестиции — критический фактор роста мировой торговли и экономики в целом.

3. Непосредственное влияние научно-технического прогресса на состояние мировой торговли в эпоху информационного века.

Всеохватывающее развитие сферы информационных технологий позволило экономическим субъектам сократить трансакционные издержки при оформлении сделок за счёт применения электронной коммерции, стремительный рост которой наблюдается во всём мире. По оценкам eMarketer, в 2015 г. объем российского сегмента электронной торговли составил 1,8 трлн. долл. (+17,7% к 2014 г.). При этом доля Интернет-торговли в совокупном объеме розничной торговли в мире постепенно растет, она увеличилась практически в 1,5 раза с 6,5% в 2012 г. до 8,6% в 2015 г. При общем росте данной экономической сферы её определённые товарные сегменты имеют разную динамику продаж в разных странах в разный период. В частности, характерной особенностью российского спроса является низкая популярность таких сегментов как электронные книги, музыка и лицензионные диски, в то время как в мире, по экспертным оценкам, такие товары находятся на первых местах в списке предпочтений онлайн покупателей.

Основным фактором роста сектора электронной торговли является стабильный приток новых Интернет-пользователей, в частности за счет пользователей мобильных устройств (смартфонов и планшетов). Кроме того, по прогнозам eMarketer, в ближайшем будущем произойдет значительное увеличение числа покупок, в том числе благодаря возросшей ценовой конкуренции между игроками. Это объясняется тем, что онлайн потребители имеют возможность оперативно сравнивать цены различных продавцов (в том числе в формате маркет-плейса), что, в свою очередь, стимулирует проведение частых и регулярных специальных акций как электронными, так и традиционными ритейлерами на национальном и международном уровне торговли товарами и услугами.

В страновом разрезе, ожидается, согласно прогнозам экспертов, что в роли локомотива мирового рынка Интернет-торговли продолжит выступать Китай (26% в год), в частности за счет экспортной розничной онлайн торговли (табл. 1). Также достаточно высокие темпы роста ожидаются в других развивающихся странах — Индии (24%), Южной Корее и Индонезии (свыше 20%). Демография и быстрое проникновение мобильного Интернета — ключевые факторы роста в этих регионах. Рынки развитых стран (США, Великобритания, Германия, Япония) будут расти преимущественно за счет мобильных продаж.

Таблица 1 — Лидеры по развитию электронной торговли[7,8]

Страна

Электронный товарооборот, млрд. долл.

Доля онлайн-продаж в общей рознице, %

Доля Интернет-покупателей от населения страны, %

2016 2021 2016 2021 2016 2021
Китай 672 1973 16% 34% 37% 52%
США 341 535 7,1% 10% 65% 71%
Великобритания 99 143 15% 19% 75% 79%
Япония 90 134 17% 21% 69% 73%
Германия 62 88 9% 16% 67% 70%

.

 ТакжеПо мнению экспертов ВТО, ряд ключевых факторов повлиял на невысокие темпы роста мировой торговли на современном этапе. В их числе относительно низкий рост ВВП в странах с развивающимися рынками, неустойчивое восстановление экономики в развитых странах, а также растущие геополитические риски и угрозы - кризис на Украине, военные конфликты на Ближнем Востоке, борьба с лихорадкой Эбола в Западной Африке и пр. Еще больше усложнило ситуацию колебание валютных курсов, включая укрепление американского доллара.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...