Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8 Формы кооперации в оптовой торговли




Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Источники глобализации:

1. Научно-технический прогресс, в частности развитие Интернета, с помощью которого расстояние между государствами стирается. Сегодня мы имеем возможность узнавать новости из любой точки мира, как только они произошли, смотреть снимки и видео со спутников в режиме реального времени. Также стало доступным дистанционное обучение в образовательных заведениях любой страны.

2. Мировая торговля, которая стала намного свободнее вследствие либеральных мер. Благодаря предпринятым мерам снизились тарифы на торговлю товарами и услугами из-за рубежа.

3. Транснационализация, которая по сути своей представляет обмен между странами теми благами, которые в одном государстве есть в изобилии, а в другом отсутствуют. Транснациональные компании сегодня захватили финансовый и информационный рынок. Экономика всех стран превращается в глобальную.

4. Переход к рыночным отношениям, который в большей или меньшей мере произошел в странах Европы и бывшего СССР, там самым поддержав экономические взгляды США.

5. Объединение культурных традиций. Средства массовой информации становятся однородными, глобализированными. Английский превратился в международный язык, как в свое время русский был главным для стран Союза.

Процесс глобализации охватывает разные сферы мировой экономики, а именно:

· внешнюю, международную, мировую торговлю товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;

· международное движение факторов производства (рабочей силы, капитала, информации);

· международные финансово-кредитные и валютные операции (безвозмездное финансирование и помощь, кредиты и займы субъектов международных экономических отношений, операции с ценными бумагами, специальные финансовые механизмы и инструменты, операции с валютой);

· производственное, научно-техническое, технологическое, инжиниринговое и информационное сотрудничество.

 

Плюсы

1. Глобализация породила международную конкуренцию. Конкуренция, в свою очередь, это стимулятор производства, чем она жестче, тем выше уровень производимой продукции. Ведь каждый изготовитель пытается занять выгодное место в сфере международной торговли, поэтому старается сделать все, чтобы его товары были более привлекательными, чем у конкурентов.

2. Глобализация спровоцировала экономию производственных масштабов, что поспособствовало избеганию скачков в экономике и снижению цен.

3. Международная торговля выгодна всем субъектам рыночных отношений, создание торговых союзов только ускоряет процесс глобализации.

4. Внедрение современных технологий способствует повышению производительности.

5. Страны, находящиеся на стадии развития, могут догнать передовые государства, глобализация дает им фору улучшить свое экономическое положение и твердо укрепиться на мировой арене.

Минусы

1. Плюсы глобализации не могут распределяться равномерно по всему миру. Некоторые промышленные отрасли от международной торговли получают огромную выгоду, приток квалифицированной рабочей силы из заграницы, финансирование, а другие, наоборот, теряют конкурентоспособность, становятся ненужными. Забытым отраслям нужно время и финансы, чтобы реконструироваться, подстроиться под новые условия жизни. У многих это не получается, в итоге владельцы теряют деньги, люди – работу. Такие перемены сильно задевают национальную экономику каждой отдельной страны, вносят изменение в хозяйственные структуры, увеличивается уровень безработицы.

2. Деиндустриализация экономики – обрабатывающие отрасли теряют позиции, в то время как на арену выходит процветающая сфера услуг. Людям приходится переквалифицироваться, чтобы найти себе место в этой глобальной меняющейся системе.

3. Конкуренция порождает большую пропасть между квалифицированными и неквалифицированными сотрудниками. Зарплата первых существенно возрастает, в то время как последние получают копейки или вообще теряют источник дохода. Это опять-таки порождает безработицу, которая расшатывает глобализацию. Но также это хороший стимул для того, чтобы люди обучались, развивались и обретали квалификацию.

4. Глобализация значительно влияет на экосистему мира. Конфликтов по поводу использования природных ресурсов будет не избежать. Мир и так уже на гране большущего раздора, причина которому – вырубка лесов, загрязнение океанов и морей, нерациональное использование благ Земли. Все это может нанести непоправимый вред человечеству и планете в целом.

 

 

Журнал Forbes опубликовал рейтинг 50 крупнейших иностранных компаний в России. Рейтинг составлен на основе официально опубликованных данных, отчетов компаний. Валютная выручка конвертирована по курсу в 2014 году.

Лидером рейтинга стала французская Auchan Group (магазины «Ашан» и «Атак»), выручка группы по итогам 2014 года составила 372 млрд. рублей. На втором месте немецкая Metro Group (магазины Metro Cash & Carry) выручка - 294 млрд. рублей. Третье место досталось японской Toyota - 249 млрд. рублей.

В топ-5 рейтинга также вошли: немецкий Volkswagen (231 млрд. рублей) и японская Japan Tobacco International (222 млрд. рублей).

Развитие международных ритейлеров в России тесно связано с девелопментом торговых центров. Существует четкая корреляция между количеством представленных в городе брендов и объемом качественного предложения на рынке торговой недвижимости.

· Москва остается наиболее привлекательным городом для сетевой розницы — 93% федеральных и 97% представленных в России международных сетей открыли в столице свои магазины. Одинаково интересны иностранным и российским ритейлерам Санкт-Петербург и Екатеринбург, занимающие 2-е и 3-е места соответственно.

· В ТОП-10 по уровню представленности сетей вошли города с численностью населения менее миллиона человек — Краснодар, Воронеж, опередившие ряд более крупных городов.

· Наибольшее количество международных сетей присутствует в 3-х федеральных округах России (Уральский, Приволжский, Южный), федеральные сети столь же активны и в Сибирском округе.

· Непродовольственные сети открывают большую часть своих магазинов в торговых центрах, предпочитая их улицам. Средний показатель доли магазинов, открытых международными сетями в уличных помещениях, составляет 33%, федеральными — 47%.

 

Кооперация

 

Кооперация - это форма взаимного оказания услуг предприятиями при решении проблем, возникающих в процессе коммерческой деятельности. Это универсальная форма организации совместного производства, основанная на сотрудничестве двух или нескольких самостоятельных с правовой и хозяйственной точек зрения предприятий на основе добровольных соглашений в целях повышения общей конкурентоспособности.

 

Кооперация предполагает совместные действия в распределении производства продукции, коммерческом сотрудничестве, взаимной гарантии рисков, общей защиты инвестиций и промышленных секретов.

Для предприятий, проводящих коммерческие операции, выступающих как в роли продавца, так и в роли покупателя, важными задачами являются обеспечение надежности сделки и снижение коммерческого риска.

Мелкие торговые предприятия (и оптовые, и розничные) не обладают долговременной устойчивостью. Это связано с недостатком денежных средств, отсутствием инвестиций, инфляцией и другими причинами.

Мировая практика показывает, что в год 1/3 малых предприятий разоряется и столько же создается, что свидетельствует о низкой жизнеспособности этих предприятий, поэтому система товарохозяйственных связей вызывает необходимость кооперирования отдельных направлений деятельности этих предприятий при сохранении их самостоятельности.

Основнымипризнаками объединения в кооперацию являются:

· обоюдная заинтересованность и использование потенциальных возможностей в совместной работе;

· правовая и хозяйственная самостоятельность кооперирующихся предприятий;

· совместное и планомерное воздействие на объекты кооперации;

· обозначенные результаты от кооперационной деятельности.

Формирование кооперированных связей позволяет решать следующие задачи:

· повышать конкурентоспособность отдельных предприятий и надежность их работы за счет взаимной поддержки кооперированных предприятий и сокращения их затрат на единицу продукции (объединение маркетинговых усилий, поиск крупного надежного поставщика и т.д.);

· повышать имидж кооперированных предприятий (определенная гарантия надежности и стабильности работы таких предприятий, которые зачастую используют по договоренности единую торговую марку, что гарантирует высокий уровень качества товаров и услуг);

· объединять финансовые средства для закупок крупных партий товаров по более низким ценам;

· объединять усилия для рекламирования реализуемой продукции, что позволяет сократить удельные затраты на единицу такой продукции;

· формировать единую ассортиментную политику и устанавливать унифицированные требования к качеству покупаемой продукции (возможно, например, создание лабораторной базы для всех участников соглашения о кооперировании).

К перспективным сферам кооперации можно отнести:

· маркетинговые исследования оптового рынка и прогнозы его развития;

· расширение доли оптового рынка;

· закупочная деятельность;

· область складского хозяйства;

· сбытовая деятельность.

Виды кооперации

В зависимости отпартнеров существуют различные формы кооперации коммерческих предприятий:

· горизонтальная кооперация, предполагающая сотрудничество предприятий, находящихся на одной хозяйственной ступени и выполняющих идентичные функции (предприятия производителей, предприятия оптовой торговли или предприятия розничной торговли и т.д.; при такой кооперации могут создаваться сети предприятий, такие как «Перекресток», «Седьмой континент», «Магнит», «Вимм-Билль-Данн», «Пятерочка», «Рамстор», «Дикси»);

· вертикальная кооперация предполагает сотрудничество предприятий, находящихся на разных ступенях хозяйствования и выполняющих различные функции и операции в товародвижении товаров (предприятия с различной хозяйственной деятельностью, товаропроизводитель и оптовая торговля, товаропроизводители и розничная торговля, оптовая и розничная торговля):

· кооперация по ассортименту реализуемой продукции (автомашины и запчасти к ним, бытовая техника и т.д.);

· кооперация по перекрестной поставке товаров определенного ассортимента (в этом случае оптовые предприятия или производители, имеющие сходный ассортимент реализуемой продукции договариваются о своей узкой специализации, дополняя и углубляя ассортимент для покупателей за счет поставки товаров от различных источников).

Наиболее распространенными являются горизонтальная и вертикальная виды кооперации.

Горизонтальная кооперация

Пригоризонтальной кооперации два или более торговых предприятий на временной или постоянной основе объединяют усилия в совместной деятельности.

Горизонтальная кооперация ориентирована, прежде всего, на закупочную и сбытовую деятельность.

Рис. 12.3. Структура горизонтальной кооперации

Участники кооперации — товаропроизводители, оптовые или розничные предприятия — передают заявки на необходимые товары головному предприятию, которое суммирует их и общий заказ направляет производителю для поставки товаров. В результате закупаются бОльшие объемы товаров по более выгодным ценам, что приносит определенную выгоду скооперированным предприятиям.

В рамках горизонтальной кооперации используются услуги оптовых рынков и торговых домов, которые относятся к центрам оптового товароснабжения и сбыта продукции.

В Москве и Московской области наибольшее распространение получилакооперация производителей продовольствия (мясокомбинаты, птицефабрики и т.д.), автотранспорта и торговых предприятий. Эта кооперация осуществляется в форме представительства предприятия, когда торговое предприятие продает преимущественно или исключительно продукцию предприятия- производителя.

Эта форма кооперации имеет неоспоримые достоинства:

· высокая репутация производителя на рынке товаров и услуг позволяет более целенаправленно реализовывать продукцию;

· работа экономична за счет сокращения совокупных затрат по сбыту продукции, что обеспечивает более низкие цены на нее;

· есть гарантия бесперебойной торговли и качества товаров, что положительно влияет на репутацию предприятия и формирование спроса.

Одним из направлений кооперирования является создание крупных оптовых рынков, где работают и мелкооптовые, и розничные предприятия. Это позволяет решать в комплексе проблемы купли-продажи товаров различных ассортимента и качества с учетом дифференциации цен у поставщиков.

 

Вертикальная кооперация

Вертикальная кооперация по своим возможностям и диапазону видов деятельности гораздо шире, чем горизонтальная, поэтому в европейских странах этот вид кооперации очень часто называют добровольными торговыми цепочками.

Вертикальная кооперация состоит из производителя, одного или нескольких оптовых торговых предприятий, розничного торгового предприятия, действующих как единая система.

В зависимости от организационной структуры вертикальная кооперация может быть двух-, трех- и четырехступенчатой.

При двухступенчатой кооперации оптовое предприятие кооперируется с несколькими розничными торговыми предприятиями.

Трехступенчатая структура позволяет сотрудничать головной организации с несколькими предприятиями оптовой торговли и их партнерами из числа розничных торговых предприятий.

 

 

Рис. Структура вертикальной кооперации

 

При четырехступенчатой кооперации совместно действуют международные организации, национальные головные предприятия, несколько оптовых и розничных предприятий.

В этом случае один из членов канала либо является владельцем остальных, либо предоставляет им привилегии, либо обладает большей мощыо. обеспечивающей их полное сотрудничество. Доминирующей силой в вертикальной системе кооперации может быть либо производитель, либо оптовое, либо розничное торговое предприятие.

Вертикальная кооперация между производителем и торговым предприятием может быть организована в виде:

представительства;

сбытовых объединений;

франчайзинга.

Представительства — это обособленные подразделения промышленных предприятий, которые осуществляют сбыт продукции на основе исключительного права. Наряду с продажей они могут выполнять гарантийное обслуживание продукции и поставлять запчасти. Сбытовые объединения организуют сбыт товаров между производителями и предприятиями торговли на основе договора.

Одной из форм вертикальной кооперации являются торговые дома.

Торговый дом - многопрофильное крупное торговое предприятие, важнейшими особенностями которого является активное проникновение в сферу производства товаров, организации кооперации производства и участие в кредитно-финансовых операциях.

Торговые дома являются особой формой коммерческо-посреднической деятельности и представляют собой свободный ассоциативный союз единомышленников на добровольной основе с включением торговых, производственных, транспортных, строительных предприятий, а также банков и страховых компаний в целях максимального и качественного удовлетворения запросов клиентов.

Большинство торговых домов работают с зарубежными производителями, поставляющими свой товар на российский рынок. Торговый дом как посредник выполняет функции оптовой торговли, приобретая товар для его дальнейшего продвижения по каналам обращения, и участвует в кредитно-финансовых операциях.

Обычно торговые дома представляют собой крупные коммерческие структуры, созданные преимущественно в форме холдинговых компаний, в состав которых могут входить производственные, транспортные, закупочные, сбытовые, сервисные и другие фирмы. За рубежом обычно это транснациональные корпорации.

Кооперация целесообразна в области товарного обеспечения малых и средних предприятий, формирования устойчивого и разнообразного ассортимента, исследования рынка и выхода на него и т.д. В области товарного обеспечения кооперация реализуется в основном в трех вариантах.

Распределительная система — головное предприятие собирает заказы от других предприятий на поставку продукции и общим заказом передает поставщику. Достоинства этой системы заключаются в возможности влиять на условия закупок, в том числе посредством системы скидок за счет покупки большой партии товара, самостоятельно выходить на внешний рынок и покупать импортные товары. Трудность в том, что необходимо обеспечить надежность всех членов кооперации, организовать надежную систему доставки и взаиморасчетов.

Система генерального договора - головное предприятие (ассоциация) заключает договоры купли-продажи от имени всех партнеров по кооперации, а заказы на поставку продукции и расчеты могут осуществляться каждым пар тером самостоятельно, но на условиях генерального договора. Эта форма кооперации позволяет минимизировать складские площади за счет поставок продукции небольшими партиями (например, кольцевой завоз), усреднять и стабилизировать закупочные цены, формировать устойчивый широкий ассортимент продукции.

Система прямых поставок - участники кооперации от собственного имени заказывают за его счет товары, которые поступают им от производителя (поставщика).

При всех выгодах кооперирования предприятия зачастую отказываются от такой формы сотрудничества, поскольку она требует учитывать интересы партнеров, что приводит к потере свободы в принятии решений. Чем более долгосрочная и многоплановая кооперация, тем меньше степень свободы, поэтому целесообразно постепенное кооперирование, когда сеть время изучить партнеров — узнать их сильные и слабые стороны.

При выборе формы кооперации необходимо учитывать следующие моменты:

ориентацию кооперации и задачи, которые она решает;

сферу деятельности предприятия, подлежащую кооперированию, и заинтересованность в согласованности действий с партнерами;

степень сотрудничества (обмен информацией, кооперирование финансовых средств, расширение ассортимента, совместные реклама, исследование рынка и т.д.);

число партнеров по кооперации (чем больше число партнеров. тем выше риск и меньше степень свободы участников кооперации);

сроки кооперированного взаимодействия партнеров (чем больше срок, тем выше риск);

правовое регулирование отношений между партнерами по кооперации (договорные отношения, финансово-товарные отношения, ассоциации, союзы и т.д.).

С учетом этих моментов выбирают наиболее приемлемую форму кооперации, что при высоком уровне инфляции помогает предприятиям оптовой и розничной торговли (особенно средним и малым), получившим самостоятельность, но не имеющим достаточных оборотных средств, разрешать проблемы, препятствующие надежной нормальной работе.

Поскольку, как мы видим, все перечисленные формы кооперации имеют и преимущества, и недостатки, принимая решение о взаимодействии с партнерами по кооперации, целесообразно провести тщательный анализ возможных выгод и потерь, а также надежности партнеров.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...