Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источник: Демонстрационная версия ВПР по физике 11 класс 2017 год.




Задачи с астрономическим содержанием в заданиях ВПР, ОГЭ и ЕГЭ – стр. 1, 12, 18

Задачи по физике с астрономическим содержанием – стр. 25

Задачи по астрономии – стр. 29

Задачи с астрономическим содержанием в заданиях ВПР, ОГЭ и ЕГЭ

ВПР

№1. Прочитайте текст и выполните задания.

Солнечная система

Центральным объектом Солнечной системы является звезда Солнце. В Солнце сосредоточена подавляющая часть всей массы системы (около 99,866%); оно удерживает своим тяготением планеты и прочие тела, принадлежащие к Солнечной системе и вращающиеся вокруг Солнца. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.

Между орбитами Марса и Юпитера находится главный пояс астероидов — малых планет. Астероидов много; они сталкиваются, дробятся, изменяют орбиты друг друга, так что некоторые осколки при своём движении пересекают орбиту Земли.

Прохождение осколков (метеорных тел) через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как «падающие звезды». В редких случаях прохождения более крупных осколков можно наблюдать летящий по небу огненный шар. Это явление называют болидом.

Двигаясь в атмосфере, твёрдое тело нагревается вследствие торможения, и вокруг него образуется обширная светящаяся оболочка, состоящая из горячих газов. От сильного сопротивления воздуха метеорное тело нередко раскалывается, и его осколки — метеориты с грохотом падают на Землю.

Вопрос 1. Можно ли наблюдать такое явление, как болид, находясь на Луне? Ответ поясните.

Решение.

Возможный ответ:

1. Нельзя.

2. У Луны отсутствует собственная атмосфера. Космические тела, падающие на поверхность Луны, в процессе падения не будут нагреваться (и светиться) из-за отсутствия сил сопротивления.

Источник: Демонстрационная версия ВПР по физике 11 класс 2017 год.

Вопрос 2.Можно ли наблюдать такое явление, как болид, находясь на Марсе? Ответ поясните.

Решение.

У Марса очень разряженная атмосфера. Метеориты падают на поверхность Марса, практически не замедляясь и не сгорая в атмосфере. Космические тела, падающие на поверхность Марса, в процессе падения не будут нагреваться (и светиться) из-за очень маленьких сил сопротивления.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 2.

Вопрос 3.Какой из параметров, указанных в таблице, увеличивается по мере удаления планеты от Солнца?

Решение.

Из таблицы видно, что по мере увеличения расстояния до Солн­ца уве­ли­чи­ва­ет­ся время обращения вокруг Солнца.

Ответ: время об­ра­ще­ния во­круг Солн­ца.

Источник: Демонстрационная версия ВПР по физике 11 класс 2017 год.

Вопрос 4.Какой из параметров, указанных в таблице, уменьшается по мере приближения планеты к Солнцу?

Решение.

Из таблицы видно, что по мере уменьшения расстояния до Солнца уменьшается время обращения вокруг Солнца.

Ответ: время обращения вокруг Солнца.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 2.

Вопрос 5.Определите длительность суток на Юпитере. Ответ выразите в часах и округлите до целого числа.

Решение.

Из таблицы находим, что дли­тель­ность суток на Юпи­те­ре составляет 0,414 от дли­тель­ности суток на Земле, то есть от 24 часов: 0,414 · 24 ч ≈ 10 ч.

Ответ: 10 ч

Источник: Демонстрационная версия ВПР по физике 11 класс 2017 год.

Вопрос 6.Определите длительность года на Марсе. Ответ выразите в днях и округлите до целого числа, за год на Земле считать не високосный.

Решение.

Из таблицы находим, что длительность года на Марсе составляет 1,88 от длительности года на Земле: 1,88 · 365 дней ≈ 686 дней.

Ответ: 686 дней.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 2.

№ 2. Прочитайте текст и выполните задания.

Солнечная система

Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. Она сформировалась путём гравитационного сжатия газопылевого облака примерно 4,57 млрд. лет назад.

Большая часть массы объектов Солнечной системы приходится на Солнце; остальная часть содержится в восьми относительно уединённых планетах, имеющих почти круговые орбиты и располагающихся в пределах почти плоского диска — плоскости эклиптики. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.

В Солнечной системе астрономами зарегистрировано несколько десятков метеорных потоков. Метеорные рои занимают чётко определённые орбиты в космическом пространстве, и их потоки наблюдаются в строго определённое время года, когда Земля проходит точку пересечения орбит Земли и роя. Метеорный поток, как правило, получает своё название по созвездию, в котором расположен. Орбиты некоторых метеорных роёв очень близки к орбитам существующих или существовавших в прошлом комет и, по мнению учёных, образовались в результате их распада. Например, Ориониды и эта-Аквариды связаны с кометой Галлея.

Прохождение метеорных тел через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как «падающие звёзды». Подлетая к Земле, метеор оказывается в атмосфере. От трения он сильно нагревается и начинает ярко светиться. Большая часть метеоров сгорает и гаснет, не долетев до Земли. Метеорный поток большой интенсивности называют звёздным или метеорным дождём.

Вопрос 1.Можно ли наблюдать такое явление, как звёздный дождь, находясь на Луне? Ответ поясните.

Решение.

1. Нельзя, так как метеоры видны только при движении в атмосфере, а на Луне атмосферы нет.

2. У Луны отсутствует атмосфера. Космические тела, падающие на поверхность Луны, в процессе падения не будут нагреваться (и светиться) из-за отсутствия сил трения.

Источник: А. П. Дремов. Физика 11 класс, подготовка к ВПР. Вариант 1.

Вопрос 2.Какой из параметров, указанных в таблице, уменьшается по мере удаления планет от Солнца?

Решение.

Из таблицы видно, что по мере удаления от солнца уменьшается скорость движения по орбите вокруг солнца.

Ответ: орбитальная скорость.

Источник: А. П. Дремов. Физика 11 класс, подготовка к ВПР. Вариант 1.

 

Вопрос 3. Какой из параметров, указанных в таблице, уменьшается по мере увеличения скорости движения планет вокруг Солнца?

Решение.

Из таблицы видно, что по мере увеличения скорости движения планет вокруг Солнца уменьшается расстояние до Солнца.

Ответ: расстояние до Солнца.

Источник: А. П. Дремов. Физика 11 класс, подготовка к ВПР. Вариант 2.

Вопрос 4.Определите длительность года на Венере. Ответ округлите до целого числа.

Решение.

Из таблицы находим, что время обращения Венеры вокруг Солнца составляет 0,615 от земного, то есть от 365 суток: 0,615 · 365 суток = 224,475 суток ≈ 224 суток

Ответ: 224 суток.

Источник: А. П. Дремов. Физика 11 класс, подготовка к ВПР. Вариант 1.

№3. Прочитайте текст и выполните задания.

Солнечная система

Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. Она сформировалась путём гравитационного сжатия газопылевого облака примерно 4,57 млрд лет назад.

Большая часть массы объектов Солнечной системы приходится на Солнце; остальная часть содержится в восьми относительно уединённых планетах, имеющих почти круговые орбиты и располагающихся в пределах почти плоского диска — плоскости эклиптики. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.

Солнечное затмение — астрономическое явление, которое заключается в том, что Луна закрывает полностью или частично Солнце от наблюдателя на Земле. Солнечное затмение возможно только в новолуние, когда сторона Луны, обращённая к Земле, не освещена, и сама Луна не видна. Тень Луны на земной поверхности не превышает в диаметре 270 км, поэтому солнечное затмение наблюдается только в узкой полосе на пути тени.

Если наблюдатель находится в полосе тени, он видит полное солнечное затмение, при котором Луна полностью скрывает Солнце, небо темнеет, и на нём могут появиться планеты и яркие звёзды. Вокруг скрытого Луной солнечного диска можно наблюдать солнечную корону, которая при обычном ярком свете Солнца не видна. При наблюдении затмения неподвижным наземным наблюдателем полная фаза длится не более нескольких минут.

Вопрос 1. Определите длительность суток на Уране. Ответ запишите в часах и округлите до целого числа.

Решение.

Из таблицы находим, что длительность суток (время обращения вокруг своей оси) на Уране составляет 0,718 от земного, то есть от 24 часов: 0,718∙24 ч = 17,232 ч ≈ 17 ч.

Ответ: 17 ч.

Источник: А. П. Дремов. Физика 11 класс, подготовка к ВПР. Вариант 2.

 

Вопрос 2. Можно ли наблюдать такое явление, как солнечное затмение, находясь на Меркурии? Ответ поясните.

Решение.

1. Нельзя.

2. На Меркурии нет спутников.

Источник: А. П. Дремов. Физика 11 класс, подготовка к ВПР. Вариант 2.

 

№4. Прочитайте текст и выполните задания.

Звезда — массивный газовый шар, излучающий свет и удерживаемый в равновесии силами собственной гравитации и внутренним давлением. Звёзды различаются по размеру, температуре и яркости.

Ближайшей к Земле звездой является Солнце, средний диаметр которого равен 1,392 · 109 м, а масса 1,9885 · 1030 кг. В таблице приведены основные характеристики некоторых звёзд.

 

Сравнительная таблица некоторых параметров звёзд

Звезда Температура поверхности, К Диаметр* Масс* Плотность, кг/м3 Расстояние от Земли, св. год
Сириус В 9400 0,02 0,89 52 000 000 8,8
Солнце 5800 1 1 1410 0,000015
Вега 12000 2,2 2,8 280 26,4
Спика 20000 5 11 140 156
τ Ориона 28000 7 27 130
Арктур 4200 26 11 1 36,2
Канопус 8000 85 50 0,11 181
Антарес 3200 328 50 0,0014 171

 

* Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Солнца.

Время жизни звёзд составляет миллионы или миллиарды лет и состоит из нескольких этапов. Звёзды образуются из газово-пылевой среды (главным образом из водорода и гелия) в результате гравитационного сжатия. Затем в звезде начинаются реакции превращения водорода в гелий.

После выгорания водорода в звёздах массой менее 0,5 солнечной массы термоядерные реакции в их ядрах прекратятся, и они, постепенно остывая и сжимаясь, будут продолжать слабо излучать в инфракрасном и микроволновом диапазонах электромагнитного спектра.

У звёзд средней величины (от 0,5 до 3,4 солнечных масс) масса достаточно велика для того, чтобы обеспечить новую фазу гравитационного сжатия до степени, достаточной для начала реакции синтеза более тяжёлых элементов из гелия. Если масса звезды менее 1,44 солнечной, то она превратится в белый карлик. Если масса звезды превышает этот предел, то она становится нейтронной звездой, в которой размер измеряется несколькими километрами, а плотность в 100 млн раз превышает плотность воды. Однако не все подобные космические тела становятся таковыми. Некоторые, чаще всего наиболее крупные по параметрам (больше 2,5-3 масс Солнца), переходят в разряд чёрных дыр в результате коллапса.

Вопрос 1.Одна из звёзд, приведённых в таблице, является белым карликом. Какая это звезда? Ответ поясните.

Решение.

1. Сириус В.

2. Масса двух звёзд — Сириуса B и Cолнца — от 0,5 до 1,44 солнечной массы, но Солнце белым карликом не является.

Источник: А. П. Дремов. Физика 11 класс, подготовка к ВПР. Вариант 5.

Вопрос 2. Укажите количество звёзд, приведённых в таблице, у которых температура поверхности больше, чем у Солнца.

Решение.

Из данных приведенных в таблице видно, что температура больше чем у Солнца у 5 звезд: Сириус B, Вега, Спика, тау Ориона и Канопуса.

Ответ: 5.

Источник: А. П. Дремов. Физика 11 класс, подготовка к ВПР. Вариант 5.

Вопрос 3.Определите диаметр Веги. Ответ округлите до двух значащих цифр и запишите в метрах.

Решение.

Из данных приведенных в таблице диаметр Веги равен 2,2 солнечных, то есть

2,2 ∙ 1,392 ∙ 109 м = 3,0624 ∙ 109 м = 3,1 ∙ 109 м

Ответ: 3,1 ∙ 109 м

Источник: А. П. Дремов. Физика 11 класс, подготовка к ВПР. Вариант 5.

№5. Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики:

Ньютон, Планк, Солнце, Эйнштейн, метеорит, спутник.

 

Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий Перечень понятий
   
   

Решение.

Возможный ответ:

Ученые — Ньютон, Планк, Эйнштейн.

Космические объекты — Солнце, метеорит, спутник.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 19.

 

№6. Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики:

Фок, звезда, Карно, астероид, Максвелл, Луна.

 

Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

 

Название группы понятий Перечень понятий
   
   

Решение.

Возможный ответ:

Ученые — Фок, Карно, Максвелл.

Космические объекты — звезда, астероид, Луна.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 20.

 

№7. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

1) рентгеновское излучение

2) инфракрасное излучение

3) видимое излучение

Решение.

В соответствии со шкалой электромагнитных волн наименьшая частота из предложенных у ин­фра­крас­ного из­лу­че­ния, наибольшая — у рент­ге­нов­ского.

Ответ: 231

Источник: Демонстрационная версия ВПР по физике 11 класс 2017 год.

 

№8. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

1) ультрафиолетовое излучение

2) инфракрасное излучение

3) радиоволны

Решение.

В соответствии со шкалой электромагнитных волн наименьшая частота из предложенных у радиоволнового излучения, наибольшая — у ультрафиолетового.

Ответ: 321.

Источник: А. П. Дремов. Физика 11 класс, подготовка к ВПР. Вариант 1.

 

№9. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке убывания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

1) гамма-излучение

2) радиоволны

3) видимое излучение

Решение.

В соответствии со шкалой электромагнитных волн наименьшая частота из предложенных у радиоволнового излучения, наибольшая — у гамма-излучения.

Ответ: 132.

Источник: А. П. Дремов. Физика 11 класс, подготовка к ВПР. Вариант 2.

 

№10. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их длины волны. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

1) радиоволны

2) рентгеновское излучение

3) ультрафиолетовое излучение

Решение.

В соответствии со шкалой электромагнитных волн наибольшая длина волны из предложенных у радиоволнового излучения, наименьшая — у рентгеновского.

Ответ: 231.

Источник: А. П. Дремов. Физика 11 класс, подготовка к ВПР. Вариант 5.

 

№11. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке убывания их длины. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

1) видимое излучение

2) инфракрасное излучение

3) гамма-излучение

Решение.

В соответствии со шкалой электромагнитных волн наибольшая длина волны из предложенных у инфракрасного излучения, наименьшая — у гамма-излучения.

Ответ: 213.

Источник: А. П. Дремов. Физика 11 класс, подготовка к ВПР. Вариант 6.

№12. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

1) ультрафиолетовое излучение

2) радиоволны

3) гамма- излучение

Решение.

В соответствии со шкалой электромагнитных волн наибольшая частота из предложенных у гамма-излучения, наименьшая — радиоволн.

Ответ: 213.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 1.

 

№13. Рас­по­ло­жи­те виды элек­тро­маг­нит­ных волн, из­лу­ча­е­мых Солн­цем, в по­ряд­ке воз­рас­та­ния их ча­сто­ты. За­пи­ши­те в от­ве­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) видимый свет

2) гамма-излучение

3) ин­фра­крас­ное из­лу­че­ние

Решение.

В соответствии со шкалой электромагнитных волн наименьшая частота из предложенных у инфракрасного излучения, наибольшая — у гамма-излучения.

Ответ: 312.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 2.

 

№14. Рас­по­ло­жи­те виды элек­тро­маг­нит­ных волн, из­лу­ча­е­мых Солн­цем, в по­ряд­ке уменьшения их ча­сто­ты. За­пи­ши­те в от­ве­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) рентгеновское излучение

2) гамма-из­лу­че­ние

3) ин­фра­крас­ное из­лу­че­ние

Решение.

В со­от­вет­ствии со шка­лой элек­тро­маг­нит­ных волн наи­мень­шая ча­сто­та из пред­ло­жен­ных у ин­фра­крас­но­го из­лу­че­ния, наи­боль­шая — у гамма-из­лу­че­ния.

Ответ: 213.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 3.

 

№15. Рас­по­ло­жи­те виды элек­тро­маг­нит­ных волн, из­лу­ча­е­мых Солн­цем, в по­ряд­ке увеличения энергии фотонов. За­пи­ши­те в от­ве­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) рент­ге­нов­ское из­лу­че­ние

2) радиоволны

3) ультрафиолетовое излучение

Решение.

В со­от­вет­ствии со шка­лой элек­тро­маг­нит­ных волн наибольшая энергия фотонов из пред­ло­жен­ных у рентгеновского из­лу­че­ния, наи­меньшая — у радиоволнового излучения.

Ответ: 231.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 4.

 

№16. Рас­по­ло­жи­те виды элек­тро­маг­нит­ных волн, из­лу­ча­е­мых Солн­цем, в по­ряд­ке уменьшения энер­гии фо­то­нов. За­пи­ши­те в от­ве­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) рент­ге­нов­ское из­лу­че­ние

2) ра­дио­вол­ны

3) уль­тра­фи­о­ле­то­вое из­лу­че­ние

Решение.

В со­от­вет­ствии со шка­лой элек­тро­маг­нит­ных волн наи­боль­шая энер­гия фо­то­нов из пред­ло­жен­ных у рент­ге­новс­ко­го из­лу­че­ния, наи­мень­шая — у ра­дио­вол­но­во­го из­лу­че­ния.

Ответ: 132.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 5.

№17. Рас­по­ло­жи­те виды элек­тро­маг­нит­ных волн, из­лу­ча­е­мых Солн­цем, в по­ряд­ке уве­ли­че­ния энер­гии фо­то­нов. За­пи­ши­те в от­ве­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) микроволновое излучение

2) гамма-излучение

3) видимый свет

Решение.

В со­от­вет­ствии со шка­лой элек­тро­маг­нит­ных волн наи­боль­шая энер­гия фо­то­нов из пред­ло­жен­ных у гамма-излучения, наи­мень­шая — у микроволнового из­лу­че­ния.

Ответ: 132.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 6.

 

№18. Рас­по­ло­жи­те виды элек­тро­маг­нит­ных волн, из­лу­ча­е­мых Солн­цем, в по­ряд­ке уменьшения энер­гии фо­то­нов. За­пи­ши­те в от­ве­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) мик­ро­вол­но­вое из­лу­че­ние

2) гамма-из­лу­че­ние

3) ви­ди­мый свет

Решение.

В со­от­вет­ствии со шка­лой элек­тро­маг­нит­ных волн наи­боль­шая энер­гия фо­то­нов из пред­ло­жен­ных у гамма-из­лу­че­ния, наи­мень­шая — у мик­ро­вол­но­во­го из­лу­че­ния.

Ответ: 231.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 7.

 

№19. Рас­по­ло­жи­те виды электромагнитных волн видимого света, из­лу­ча­е­мых Солн­цем, в по­ряд­ке умень­ше­ния длины волны. За­пи­ши­те в от­ве­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) голубые

2) зеленые

3) фиолетовые

Решение.

В со­от­вет­ствии со шка­лой элек­тро­маг­нит­ных волн наи­боль­шая длина волны из пред­ло­жен­ных у зеленого, наи­мень­шая — у фиолетового.

Ответ: 213.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 23.

 

№20. Рас­по­ло­жи­те виды элек­тро­маг­нит­ных волн ви­ди­мо­го света, из­лу­ча­е­мых Солн­цем, в по­ряд­ке увеличения длины волны. За­пи­ши­те в от­ве­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) желтые

2) красные

3) фи­о­ле­то­вые

Решение.

В со­от­вет­ствии со шка­лой элек­тро­маг­нит­ных волн наи­боль­шая длина волны из пред­ло­жен­ных у крас­но­го, наи­мень­шая — у фи­о­ле­то­во­го.

Ответ: 312.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 24.

 

№21. В недрах Солнца одной из ядерных реакций является синтез кислорода. Уравнение реакции приведено ниже.

14N7 +? → 15О8

Какая элементарная частица, обозначенная знаком вопроса, участвует в реакции (это может быть электрон, протон или нейтрон)?

Решение.

При термоядерной реакции суммарный заряд и суммарная масса реагентов в левой части уравнения должны быть равны суммарному заряду и суммарной массе продуктов реакции в правой части уравнения. В нашем случае у нас недостаток массы в 15 – 14 = 1 а. е. м. и в 8 – 7 = 1 зарядовое число, значит реагентом должен быть протон, чтобы уравнение было верным.

Ответ: протон.

Источник: А. П. Дремов. Физика 11 класс, подготовка к ВПР. Вариант 4.

 

№22. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

ПРИМЕРЫ   ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
А) молния Б) предмет, брошенный вверх, падает на землю   1) гравитация Земли 2) накопление электрического заряда в  атмосфере 3) диффузия 4) поверхностное натяжение

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б
   

Решение.

Молния — это гигантский электрический разряд в атмосфере. (А — 2)

Предметы падают на землю из-за гравитации Земли. (Б — 1)

Ответ: 21.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 3.

 

№23. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

ПРИМЕРЫ   ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
А) свет от лампочки освещает комнату Б) отливы воды в море   1) гравитация Земли 2) накопление электрического заряда в атмосфере 3) гравитация Луны 4) распространение света в атмосфере

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б
   

Решение.

Свет от лампочки освещает комнату из-за свойств света распространяться в атмосфере. (А — 4)

На морские отливы воды влияет гравитация Луны. (Б — 3)

Ответ: 43.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 4.

 

№24. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

ПРИМЕРЫ   ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
А) свечение метеорита в атмосфере земли Б) если подержать в руках холодную воду с холодильника, то она станет температуры тела   1) теплопередача 2) сила трения в атмосфере 3) скопление в воздухе в нижних слоях   атмосферы ледяных кристалликов 4) переход веществ из жидкого состояния в   твердое

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б
   

Решение.

Свечение метеорита в атмосфере происходит из-за наличия трения в атмосфере. (А — 2)

Потепление холодной воды в руках связано со свойством теплопередачи тел. (Б — 1)

Ответ: 21.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 9.

 

№25. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

ПРИМЕРЫ   ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
А) наличие приливов в море Б) пар от кипящей воды   1) магнитные свойства металлов 2) гравитация Луны 3) вещество поглощает излучение в разных частях видимого спектра 4) переход из жидкого состояния в газообразное

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б
   

Решение.

Наличие приливов в море обусловлено гравитацией Луны. (А — 2)

Пар от кипящей жидкости связан с свойством жидкости при нагревании переходить в газообразное состояние.(Б — 4)

Ответ: 24.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 14.

 

№26. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

ПРИМЕРЫ   ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
А) отливы воды в море Б) свечение метеорита в атмосфере земли   1) гравитация Луны 2) распространение света в атмосфере 3) накопление электрического заряда в атмосфере 4) сила трения в атмосфере

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б
   

Решение.

На морские отливы воды влияет гравитация Луны. (А — 1)

Свечение метеорита в атмосфере происходит из-за наличия трения в атмосфере. (Б — 4)

Ответ: 14.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 16.

 

ОГЭ

№1. Спутник летит по кру­го­вой орбите во­круг Земли с вы­клю­чен­ны­ми двигателями (см. рисунок). Вли­я­ние атмосферы пре­не­бре­жи­мо мало. С каким из ука­зан­ных на ри­сун­ке векторов сов­па­да­ет направление рав­но­дей­ству­ю­щей всех сил, при­ло­жен­ных к спутнику?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Решение.

Поскольку спут­ник летит с вы­клю­чен­ны­ми двигателями, а вли­я­ни­ем атмосферы на него, по условию, можно пренебречь, заключаем, что спут­ник двигается толь­ко под дей­стви­ем силы при­тя­же­ния со сто­ро­ны Земли. Со­глас­но закону Все­мир­но­го тяготения эта сила на­прав­ле­на к цен­тру планеты. Следовательно, на­прав­ле­ние равнодействующей всех сил, при­ло­жен­ных к спут­ни­ку, совпадает с век­то­ром 1.

Ответ: 1.

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 20.02.2013 ва­ри­ант ФИ9401.

 

№2. Между двумя не­бес­ны­ми те­ла­ми оди­на­ко­вой массы, на­хо­дя­щи­ми­ся на рас­сто­я­нии r друг от друга, дей­ству­ют силы при­тя­же­ния ве­ли­чи­ной F1. Если рас­сто­я­ние между те­ла­ми умень­шить в 2 раза, то ве­ли­чи­на силы при­тя­же­ния F2 будет свя­за­на с F1 соотношением

 

1) F1 = 4F2

2) F2 = 4F1

3) F1 = F2

4) F1 = 2F2

Решение.

Между не­бес­ны­ми те­ла­ми дей­ству­ют гра­ви­та­ци­он­ные силы. Мо­дуль силы гра­ви­та­ци­он­но­го вза­и­мо­дей­ствия обратно про­пор­ци­о­на­лен квадрату расстояния между телами. Следовательно, при умень­ше­нии рас­сто­я­ния между те­ла­ми сила вза­и­мо­дей­ствия возрастёт в 4 раза.

Ответ: 2.

Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 02.02.2015 ва­ри­ант ФИ90302.

 

№3.

Полярные сияния

Полярное сияние — одно из самых красивых явлений в природе. Формы полярного сияния очень разнообразны: то это своеобразные светлые столбы, то изумрудно-зелёные с красной бахромой пылающие длинные ленты, расходящиеся многочисленные лучи-стрелы, а то и просто бесформенные светлые, иногда цветные пятна на небе.

Причудливый свет на небе сверкает, как пламя, охватывая порой больше чем полнеба. Эта фантастическая игра природных сил длится несколько часов, то угасая, то разгораясь.

Полярные сияния чаще всего наблюдаются в приполярных регионах, откуда и происходит это название. Полярные сияния могут быть видны не только на далёком Севере, но и южнее. Например, в 1938 году полярное сияние наблюдалось на южном берегу Крыма, что объясняется увеличением мощности возбудителя свечения — солнечного ветра.

Начало изучению полярных сияний положил великий русский учёный М. В. Ломоносов, высказавший гипотезу о том, что причиной этого явления служат электрические разряды в разреженном воздухе.

Опыты подтвердили научное предположение учёного.

Полярные сияния — это электрическое свечение верхних очень разреженных слоёв атмосферы на высоте (обычно) от 80 до 1000 км. Свечение это происходит под влиянием быстро движущихся электрически заряженных частиц (электронов и протонов), приходящих от Солнца. Взаимодействие солнечного ветра с магнитным полем Земли приводит к повышенной концентрации заряженных частиц в зонах, окружающих геомагнитные полюса Земли. Именно в этих зонах и наблюдается наибольшая активность полярных сияний.

Столкновения быстрых электронов и протонов с атомами кислорода и азота приводят атомы в возбуждённое состояние. Выделяя избыток энергии, атомы кислорода дают яркое излучение в зелёной и красной областях спектра, молекулы азота — в фиолетовой. Сочетание всех этих излучений и придаёт полярным сияниям красивую, часто меняющуюся окраску. Такие процессы могут происходить только в верхних слоях атмосферы, потому что, во-первых, в нижних плотных слоях столкновения атомов и молекул воздуха друг с другом сразу отнимают у них энергию, получаемую от солнечных частиц, а во-вторых, сами космические частицы не могут проникнуть глубоко в земную атмосферу.

Полярные сияния происходят чаще и бывают ярче в годы максимума солнечной активности, а также в дни появления на Солнце мощных вспышек и других форм усиления солнечной активности, так как с её повышением усиливается интенсивность солнечного ветра, который является причиной возникновения полярных сияний.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1678.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...