Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава I ЗВУКОВОЙ УРОВЕНЬ ТЕКСТАСтр 1 из 4Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Методика анализа лирического стихотворения требует максимально учитывать специфику этого литературного рода. С одной стороны, речь идет о том, что в стихотворном тексте становятся значимыми те структурные уровни, которые обычно не рассматриваются или почти не рассматриваются при анализе прозы (метр, ритм, фонетика). С другой стороны, и те элементы художественной структуры, которые кажутся общими и для прозы, и для поэзии, в лирическом стихотворении проявляют себя совершенно по-другому, нежели в эпическом тексте. Так, и для поэзии, и для прозы важно соотношение «автор -герой». Однако даже самый неподготовленный читатель чувствует, что дистанция между лирическим героем (или «автором» как лирическим субъектом1) и им самим гораздо ближе, чем в эпическом тексте. «Я чувствую то же самое», «Это мои слова» — такова непосредственная читательская реакция. Благодаря чему это возможно? Ведь каждое стихотворение написано по поводу совершенно конкретной ситуации и о взаимоотношениях конкретных людей, часто весьма далеких от читателя. Но рассказано об этом совершенно особым образом — так, что читатель видит в стихотворении не чужое, а свое. Очевидно, одна из главных особенностей лирики, в отличие от эпоса или драмы, — «безымянность», анонимность персонажей. Мы имеем дело не с биографически конкретным человеком, у которого есть определенный возраст, социальное положение, имя. В лирике есть «я», «ты», «она», «мы» — обобщенные образы лирических персонажей, и читатель может легко с ними отождествиться. Обычно читатель хорошо осведомлен об обстоятельствах создания стихотворения А. С. Пушкина «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»). Но «прочитывать» стихотворение через биографию поэта и видеть в его героине реальную Анну Петровну Керн — значит упустить из виду внутренний смысл произведения, в котором реальное событие и характеры участников претерпели значительную трансформацию. «Ты» в стихотворении — уже не Анна Пет- Нельзя прямо отождествлять биографического автора и носителя речи в лирическом стихотворении. Так или иначе каждое стихотворение создаст образ автора, который не всегда совпадает с реальным чел опекой-поэтом. Например, образ " по эта-страдальца» в лирике Некрасова заслоняет от читателя реального Некрасова — умелого редактора-ор: аншатора, богатого дел о л о го человека, страстного игрока и сибарита. ровна Керн (не случайно ее имя не раскрывается даже в посвящении), а обобщенный женский образ, воплощение романтического идеала красоты и гармонии. Столь же обобщенно воссозданы и образ самого поэта, и обстоятельства его жизни, и пространство, в котором происходят встречи героев, и время действия. Биографы поэта могут точно указать, когда и где впервые встретились Пушкин и Керн, какие события скрывает поэтическая формула «бурь порыв мятежный», когда произошла их новая встреча. Но стихотворение не случайно и не по цензурным соображениям лишено какой бы то ни было пространственной и временной конкретности. Главным становится не повествование о встречах героев, а история соприкосновения с красотой в связи с духовным становлением героя. Возможна ли в лирическом стихотворении большая конкретность лирического героя, времени и пространства? В пушкинской традиции — лишь в стихах балладного типа или в шуточной поэзии. Начиная с Н. А. Некрасова, такая конкретизация получает все большее значение, в «серьезной» поэзии развивается так называемая «ролевая» лирика, «рассказы в стихах». Стихотворение становится высказыванием совершенно конкретного лица. На поэзию этого типа оказали огромное влияние проза и драматургия: в стихах Некрасова чаще всего говорит не обобщенный лирический субъект, а крестьянин, ямщик, чиновник, бедняк-разночинец и т.д. — передана стилистическая манера чужой, социально отмеченной речи. И время, и пространство в таких стихах приобретает особую конкретность и точность («Вчерашний день, часу в шестом, / Зашел я на Сенную...»). Значит ли это, что в таких стихах нет специфических черт лирического выражения смысла? Отнюдь. В процитированном стихотворении Некрасова во втором четверостишии две заключительные строчки придают конкретной бытовой сцене обобщенно-лирический смысл: Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная». Такой мгновенный переход от единичного к обобщению невозможен ни в эпосе, ни в драме: там понадобилась бы целая цепь сходных картин и впечатлений. И лишь в лирике возможно такое непосредственное соотнесение случая и обобщения, прямого и переносного смыслов. Требует предварительного обсуждения еще одна специфическая черта лирического стихотворения — его мнимая «бессюжетность» или «бессобытийность». Сразу же уточним: и сюжет, и со- бытие в лирике есть, хотя они качественно иные, нежели в эпосе или драме. Ведь в лирическом стихотворении невозможен полноценный контакт (встреча) двух разных мировоззрений или развернутое изображение перехода через границу одного мира к другому. И все-таки в основе лирического события тоже лежит некий переход. Прежде чем формулировать, от чего к чему переходит лирический текст, рассмотрим стихотворение Пушкина «На холмах Грузии...» (1829). На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. Стихотворение начинается «объективным» пейзажным описанием. В первой строке вообще невозможно определить, чьими глазами, из какой пространственной точки увидена картина. «Холмы Грузии» (а не «холм») можно увидеть разве что «с высоты птичьего полета». Но уже вторая строка становится и личностной («предо мною»), и более или менее конкретной в пространственном отношении (берег Арагвы). А следующие две строки и все второе четверостишие — это уже духовный мир лирического героя: от внешнего и внеличного плана изображения стихотворение переходит к внутреннему психологическому плану. Одухотворение, одушевление внешнего мира — это и есть основное событие стихотворения Пушкина. Если же сравнить первое и второе четверостишия, то обнаружится еще один переход, который совершается уже во внутреннем мире лирического героя. В первых четырех строках душевная жизнь изображается без единого глагола («мне грустно и легко», «печаль моя светла», «печаль моя полна тобою» — все это созерцательные статичные состояния, а не активные действия). Глаголы же «шумит», «лежит» — это действия природы, а не человека. Но во втором четверостишии появляются глаголы, и теперь активность переходит в человеческий мир («не мучит», «не тревожит», «горит», «любит», «не любить... не может»). Переход от пассивного созерцания к активному движению души совершается во внутреннем мире лирического героя параллельно природной активности. Глубокое родство человеческого и природного начал оказывается одним из скрытых смыслов этого стихотворения. Чтобы научиться видеть такие переходы от внешнего плана к внутреннему, нужно обращать внимание на определенные «сигналы» в стихотворном тексте, изменения в его пространственно- временной структуре, в системе лирических субъектов, в словаре, даже в метрике и ритмике лирического стихотворения. Все эти изменения подчинены логике лирического события и им формируются. Именно эту задачу: научиться понимать «язык» лирического стихотворения — и ставит перед собой наше пособие. Само понятие «анализ текста» имеет достаточно широкие границы. Текст может анализироваться как исторический источник с точки зрения отраженных в нем исторических событий и реалий. Социолог анализирует текст с целью определения его социальных функций, а также с точки зрения его социального генезиса. Подход к тексту с точки зрения психоаналитика подчинен выявлению подсознательных истоков творческого акта. Возможно прочтение текста в контексте философских концепций — так трактовала и трактует текст философская критика и эссеистика. При всем несходстве этих подходов (мы перечислили лишь несколько, на деле же их гораздо больше), они объединены общим родовым признаком: текст в них рассматривается через призму внетекстовых факторов, через нечто, лежащее вне его самого, берется как высказывание, как реплика в контексте других высказываний о мире1. Но текст может рассматриваться и как автономное целое, определенным образом организованное единство, обладающее собственными внутренними законами2. Выявлением этих законов занимается и лингвистика текста, и лингвистическая поэтика (проблемы метрики, фонетики, поэтической лексики, грамматики текста, стилистики и т.п.), и литературоведческая наука (проблемы жанровой поэтики, тематики, композиции, лирического субъекта, стиля). В то же время оба аспекта рассмотрения художественного текста существуют в рамках филологического анализа. В первом случае, когда текст берется как высказывание, речь идет о составлении реального комментария к нему. Этим аспектом анализа занимается филологическая дисциплина «Текстология». Во втором случае предметом анализа оказывается внутренняя структура художественного текста.Как формулирует Ю. М. Лотман, «в основе структурного анализа лежит взгляд на литературное произведение как на органическое целое. Текст в этом анализе воспринимается не как механическая сумма составляющих его элементов, и "отдель- 1 О подходе к тексту как высказыванию см.: Бахтин М.М. Проблема речевых жанров//Бахтин М. М. Собр. соч.:В7т. - М., 1996. - Т. 5. - С. 159-286; Лучников М. Ю. Литературное произведение как высказывание. — Кемерово, 1989. Описание такого подхода см.: Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. — 1968. — № 8. — С. 75 — 76; Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970; Он же. Анализ поэтического текста. — Л., 1972; Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б. А. Семиотика искусства. — М., 1995. — С. 9 — 218. ность" этих элементов теряет абсолютный характер: каждый из них реализуется лишь в отношении к другим элементам и к структурному целому всего текста»1. Элементы (уровни) этого структурного целого представляют собой определенную иерархию. Для поэтического текста такими уровнями являются метр, ритм, фонетика, лексика, грамматика, речевой жанр (композиционно-речевое целое), тематика, литературный жанр. Для того чтобы осмыслить художественную, смысловую функцию того или иного уровня, каждый из них необходимо вначале рассмотреть как самостоятельную смысловую единицу и лишь затем связать эти наблюдения с другими элементами структуры. Этот подход к тексту обусловил структуру нашего пособия. Каждая глава представляет собой описание методических приемов анализа того или иного уровня структуры лирического стихотворения, начиная с низших, звуковых уровней и заканчивая лирическими жанрами. Автор пособия исходит из того, что студенты филологических факультетов владеют основной литературоведческой и лингвистической терминологией. В то же время в каждой главе оговариваются и определяются наиболее важные и необходимые для анализа того или иного уровня научные понятия, даются примеры аспектных анализов того или иного уровня структуры стихотворения. Вторая часть пособия включает целостные анализы стихотворений, принадлежащих поэтам разных эпох и направлений — от М. В.Ломоносова до представителей поэтических школ Серебряного века. При этом сделан акцент на сопоставительных разборах двух и даже трех стихотворений, что позволяет продемонстрировать еще один важный аспект анализа — выявление интертекстуальных связей. В первой части пособия, где речь шла об имманентном анализе разных структурных уровней текста, этот, весьма важный для современной науки, аспект оставался нераскрытым. Последний очерк («Символизм или постсимволизм? Символ "души" в "Тяжелой лире" В.Ходасевича») демонстрирует сквозной анализ одного символа в контексте книги стихотворений. Результатом этого анализа оказывается реконструкция поэтической картины мира, противопоставленной символистскому «двоемирию». Книга представляет собой первый выпуск из серии готовящихся учебных пособий по дисциплине «Филологический анализ художественного текста»2. Следующие выпуски будут посвящены анализу прозаического и драматического текстов. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — С. 11. Отдельное учебное пособие по этой дисциплине (Николина Н.А. Филологический анализ текста) выпущено издательством в 2003 г. (Прим. ред.) ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава I ЗВУКОВОЙ УРОВЕНЬ ТЕКСТА МЕТР И РИТМ Терминология Стихотворная речь членится на отрезки, которые соотносятся между собой. В зависимости от того, что понимается под «соотносимыми отрезками», возникает та или иная система стихосложения. В силлабической системе стихосложения таким отрезком выступает слог: строки имеют примерно равное количество слогов. В тонической системе стихосложения таким отрезком является слово: строки имеют равное или соотносимое количество ударений. В силлаботонической системе стихосложения соотносятся группы слогов, чередуются в определенном порядке ударные и безударные слоги. В русской стихотворной культуре сосуществуют все три системы стихосложения. Русские народные песни и былины писались тоническим стихом, книжная поэзия XVII — начала XVIII вв. -силлабическим стихом. В XVIII в., начиная с реформы М. В.Ломоносова и В.К.Тредиаковского, наряду с силлабическим возникает силлаботонический стих. В XIX в. силлаботоническая система становится господствующей, но уже в 1820-е гг. появляются фольклорные стилизации, написанные тоническим стихом, и к концу века тонический стих используется все чаще. В XX в. сосуществуют тоническая и силлаботоническая системы. Поскольку нам придется анализировать лирические стихи, написанные в XIX и XX вв., познакомимся несколько подробнее с терминологией, важной для тонической и силлаботонической систем. Со-противопоставление метра и ритма особенно важно для силлаботонической системы стихосложения. Для того чтобы выделить повторяющиеся группы ударных и безударных слогов в строке, можно прочитать стихи, скандируя («БеЗУМных ЛЕТ уГАс-шеЕ веСЕлье»). Выделенные голосом слоги называются сильными местами (актами). Между иктами находятся слабые места. Ударения в силлаботонических стихах приходятся чаще всего именно 8 на сильные места, а слабые, как правило, безударны. Правильное «чередование сильных и слабых мест называется метром»1 (выделено мной. — Д. М.). Существует еще одно определение метра: «идеальная схема» чередования сильных и слабых звуков2. Ритм при этом понимается как «реальное чередование сильных и слабых звуков, возникающих в результате взаимодействия естественных свойств речевого материала и метрического закона»3. В силлаботонической системе пять метров: два двусложных -хорей (—11), ямб (V—) и три трехсложных — дактиль (— 1Ш), амфибрахий (II —и) и анапест (1Ш— ).Чередующиеся группы ударных и безударных слогов называются стопами. Количество стоп в метре образует размер, например: пятистопный хорей, четырехстопный ямб, трехстопный дактиль и т.п. Методика анализа Проанализируем соотношение метра и ритма в первой строфе стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»: (1) Люблю грозу в начале мая, (2) Когда весенний, первый гром, (3) Как бы резвяся и играя, (4) Грохочет в небе голубом. Составим схему чередования ударных (—) и безударных (У) слогов в строфе: (1) и- и- и — и — и (2) и-и-и-и- (3) иии-иии-и (4) и-и-иии- Определим метр и размер4. Посчитаем количество безударных слогов между ударными. Число колеблется: в первых двух строках — 1 Распаров М.Л. Русский стих начала XX века в комментариях. — М., 2001. — С. 7. Здесь и далее все неоговоренные выделения в цитатах принадлежат авторам. 2 См.: Жирмунский В.М. Введение в метрику: Теория стиха//Жирмунский В. М. Теория стиха. —Л., 1975. — С. 15. Там же. — С. 16. 4 Для тех, кто еще не научился уверенно определять размеры, можно посоветовать два несложных методических приема. Во-первых, попробуйте прочитать текст вслух, скандируя, выделяя и считая сильные места. Количество сильных мест — это и есть количество стоп, если, конечно, перед нами силлаботоничес-кий размер. Во-вторых, в записанной схеме чередования ударных и безударных слогов посчитайте количество безударных слогов между двумя ударными. Если получится нечетное число, перед нами двусложный метр. Если четное — трехсложный метр. Если же получается то четное, то нечетное, то, скорее всего, перед нами не силлаботонический, а тонический стих. один слог, в третьей и четвертой — то три слога, то один. Значит, перед нами двусложный метр. Для наглядности сразу же разобьем схему на двусложные стопы: (1) и-|и-|и-|и-|и (2) о_|и_|и —|и- (3) 1_ш|и-|ии|и-|и (4) и-|и-|1Ш|и- Нетрудно увидеть, что сильные места падают на четные слоги, следовательно, это ямб. Остается посчитать количество сильных мест в строке или количество стоп (не только ударных слогов, но и тех, что при скандировании читаются с выделением), чтобы окончательно определить размер. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Но лишь строки (1) и (2) реализуют «идеальную схему» — метр: на всех сильных местах находятся ударные слоги. В строке (3) первая и третья стопы не имеют ударений, в строке (4) не имеет ударений третья стопа. Такие стопы называются облегченными, или пиррихиями. В строке (1) последний безударный слог как будто лишний, хотя вся остальная схема точно соответствует метру, такой же «лишний» конечный слог есть в строке (3). Безударные слоги, следующие за последним ударным, называются клаузулами и в счет стоп не входят, сколько бы их ни было. Последняя стопа — ударная метрическая константа строки — никогда не может быть пиррихием. Все остальные стопы могут быть и полноударными, и облегченными. Рассмотрим более сложный пример — начало стихотворения А. А. Блока «Незнакомка»: (1) По вечерам над ресторанами (2) Горячий воздух дик и глух, (3) И правит окриками пьяными (4) Весенний и тлетворный дух. (1) 1Л1|и-|ии|1!-|и и (2) и-|и-|и-|и- (3) и-|и-|ии|и-|ии (4) и-|и и|и-|и- Как и в предыдущем случае, это четырехстопный ямб. Лишь строка (2) идеально реализует метрическую схему. Во всех остальных строках встречаются пиррихии: в строке (1) — на первой и третьей стопах, в строке (3) — на третьей, в строке (4) — на второй. Клаузулы в строках (1) и (3) ни в коем случае нельзя считать стопами, хотя в них два слога. В редких случаях клаузулы могут иметь и три, и четыре слога, но в счет стоп они все равно входить не могут, как в первой строфе стихотворения Б.Л.Пастернака «Август»: 10 (1) Как обещало, не обманывая, (2) Проникло солнце утром рано (3) Косою полосой шафрановою (4) От занавеси до дивана. (1) 1Л]|и-|ии|и-|иии (2) и-|и-|и-|и-|и (3) О-|1Ш|и-|11 —11ЛШ (4) и-цл!|и и|и-|и Ритм этого четверостишия намного сложнее всех предыдущих примеров, хотя и здесь есть полноударная строка (2). Помимо крайне редкой клаузулы в три слога необходимо обратить внимание на два соседствующих пиррихия в строке (4), благодаря чему в строке получается пять безударных слогов подряд. Кроме наращений, нередко встречается противоположное явление: усечение конечных безударных слогов в последней стопе. В качестве примера рассмотрим начало стихотворения М. Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...»: (1) Выхожу один я на дорогу; (2) Сквозь туман кремнистый путь блестит; (3) Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, (4) И звезда с звездою говорит. (1) 1Л)|-и|-и|1Ш|- и (2) 1Л1|-11|- и|-и- (3) -и|-и|- и|- и|- и (4) ии| — и| — и| и и|- Обратите внимание, что это двусложный метр, в котором сильные места приходятся уже на нечетные слоги, — хорей. Подсчитав количество сильных мест, — строка (3) идеально реализует метрическую схему — определяем размер: пятистопный хорей. Последние стопы в строках (2) и (4) усеченные: они не имеют конечного безударного слога, но в счет стоп обязательно включаются. До сих пор во всех анализируемых строфах мы встречались либо с полноударными строчками, либо с пиррихиями — отсутствием ударений на сильных местах. Но возможен и противоположный ритмический вариант: сверхсхемное ударение на слабом месте — утяжеленная стопа. Рассмотрим две строки из стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»: (1) Природа жаждущих степей (2) Его в день гнева породила. (1) и-|и-|1Ш|и- (2) и_|__|ии|и_|и 11 Во второй строке двустишия — три ударения подряд, вторая стопа — это и есть утяжеление (в ямбе такая стопа называется спондей), сверхсхемное ударение на слабом месте1. В русской тонической системе стихосложения существует несколько разновидностей тонического стиха. Их дифференциация происходит по признаку приближения/удаления от силлаботони-ческой системы. Но все они основаны на соизмеримости строк по количеству ударений (ударных слов). Три основных типа тонического стиха — дольник, тактовик, акцентный стих. Дольник ближе всего стоит к силлаботоническому стиху, как правило, к трехсложным метрам. В нем сохраняется чередование сильных и слабых мест. Разница лишь в том, что количество безударных слогов между ударными не постоянно: оно колеблется между 1-ми 2-м слогом. Рассмотрим в качестве примера фрагмент стихотворения А. Блока «Вот Он — Христос — в цепях и розах...»: В простом окладе синего неба Его икона смотрит в окно. Убогий художник создал небо. Но Лик и синее небо — одно. и - и -и - ии -и и - и -и- ии -и - ии -и - и -и В каждой строке четверостишия равное количество ударных слогов — четыре. Количество безударных слогов между ними — 1 — 2, и значит, разделить строки на стопы нельзя. Но если присмотреться к строке, где дважды встречается интервал в два слога, «Но Лик и синее небо — одно», то станет очевидным сходстве этой строфы с амфибрахием. Достаточно добавить одно односложное слово («Но Лик (тот) и синее небо — одно»), чтобы строкг Реальная практика показывает, что сверхсхемные ударения, падающие на од несложные слова, зачастую вызывают затруднения при составлении ритмически: схем. Есть ли ударение на местоимении «я» в строчке «Выхожу один я на дорогу» В нашей схеме мы обозначили его как безударное, но ведь это можно и оспорит! Есть ли ударение на междометии в строчках Ф. И.Тютчева: «О, как на склоне наши лет» и «О ты, последняя любовь!»? В первом случае междометие даже выделен< запятой, что является дополнительным аргументом в пользу прочтения его ка ударного. Таких примеров множество, они не давали покоя уже М. В.Ломоносову В. К.Тредиаковскому, нет абсолютно непреложного ответа на подобные вопросы в современном стиховедении. Тем не менее уже в XVIII в. создателям силлаботони ческой системы стихосложения было ясно, что односложные слова не могут подчн няться единому правилу, хотя бы потому, что среди них есть знаменательные служебные. В. М.Жирмунский предложил классификацию односложных слов, коте рая в общем виде встречалась еще у Ломоносова: «1. слова безусловно ударные», которым относятся «все слова с полным вещественным значением» — существител! 12 превратилась в четырехстопный амфибрахий с усеченной последней стопой. Из стопы как будто выпала одна доля. Подобное явление, когда вместо метрической доли может выступать пауза или удлинение звучания предыдущей ноты, хорошо знакомо музыкантам. Не случайно у этой разновидности тонического стиха существовало другое, не закрепившееся в науке название «паузник». В тактовике (тактовом стихе) количество безударных слогов между иктами колеблется от 1 до 3 или от 0 до 2, его ритмика гораздо свободнее, чем в дольнике. Рассмотрим в качестве примера отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде» Пушкина: Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда. «Что, батька, так рано собрался? Чего ты взыскался?» ий- и -и _ _ ии _ и ии - ии - ии - и и — и и - и -и- и и - иш- - ии — ии - и и - ии - и В первой строке вообще отсутствуют безударные слоги, в третьей и седьмой тоже встречаются нулевые интервалы между ударными слогами, что и отличает тактовый стих от дольника, где невозможны ударные слоги, стоящие рядом. ные, прилагательные, глаголы (кроме вспомогательных), наречия (кроме местоименных); «2. слова безусловно неударные» — частицы, односложные предлоги, союзы, которые примыкают к предыдущему или последующему слову по принципу энклитики или проклитики; «3. слова метрически двойственные» — местоимения, местоименные наречия, односложные числительные, вспомогательные глаголы и междометия. Последняя группа слов и создает вариативные возможности прочтения строки: они «всегда оказывают сопротивление редукции и обладают в синтаксическом отношении самостоятельностью знаменательных слов» (См.: Жирмунский В. М. Введение в метрику: Теория стиха. — С. 85—107; а также: Гаспа-ров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Строфа. Строфика. — М., 1984. — С. 79 — 83). Как же расценивать такие «двойственные слова» при составлении ритмических схем? Ясно, что это наиболее спорные случаи, где зачастую ответ подсказывает интуиция, а нередко однозначный ответ невозможен. В этой ситуации нужно избегать натяжек. Лучше всего честно констатировать двойственность звучания, явную или завуалированную возможность утяжеления стопы. 13 Самым далеким от силлаботонической системы является акцентный стих, где количество безударных слогов между ударными вообще не регулируется. Иногда его называют «чисто-тоническим» (В.М.Жирмунский, В. Холшевников, М.Л.Гаспаров). Наиболее активная разработка этого вида тонического стиха характерна для В. В. Маяковского: Вошел к парикмахеру, сказал — спокойный: «Будьте добры, причешите мне уши». Гладкий парикмахер сразу стал хвойный, Лицо вытянулось, как у груши. и - и и - иии - и- и -ии-ии-ии-и - ищи - и - и — и и _ - ии - ии _ и Количество ударных слогов в каждой строке одно и то же. Однако количество безударных колеблется от 0 до 3, при этом никак не регулируется место ударных и безударных слогов, кроме конца строк, где предпоследний слог — ударный, а последний — безударный. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 350. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |