Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Держащая сила якорного устройства.




Держащая сила якорного устройства ( Т ) зависит от типа якоря, характера грунта и длины вытравленной якорной цепи. Она складывается из держащей силы якоря и держащей силы участка якорной цепи, лежащей на грунте:

 

 

где: k- коэффициент держащей силы якоря (зависит от типа якоря и характера грунта; для якоря Холла k @ 2 для большинства грунтов);

   Pяк - вес якоря в воде;

   f - коэффициент трения цепи о грунт ( f @ 0,3 для большинства грунтов);

   Ряц - вес якорной цепи, лежащей на грунте: Ряц = р*l; р - вес одного метра якорной цепи в воде :

 

l - длина якорной цепи, лежащей на грунте.

 d - калибр цепи (мм),

 

Наибольшей держащей силой якорь обладает, когда его веретено лежит на грунте (поднятие веретена над грунтом на 15° вдвое уменьшает держащую силу якоря). Поэтому для обеспечения наибольшей держащей силы якоря длина вытравленной якорной цепи должна быть такой, чтобы в любых условиях веретено лежало на грунте.

 

2. Силы, действующие на судно, стоящее на якоре.  

На судно действуют следующие силы:

*

 

 сила давления ветра Fа (Н):

где: Wв - скорость ветра; Sх - лобовая площадь парусности;

*

 

 сила давления течения Fт (Н):

          где: Vт - скорость течения; Sм - площадь подводной части миделя;

*  инерционные силы от волнения Fв. Возникают за счет участия судна в орбитальном движении частиц воды на волнении;

*  инерционные силы, возникающие при рыскании судна Fр. Рыскание - это колебательные движения судна относительно линии ветра. Появление рыскания вызвано тем, что якорные клюзы расположены вне его диаметральной плоскости. В результате этого силы давления ветра и натяжения якорной цепи (Т) будут приложены в различных вертикальных плоскостях и создают момент, стремящийся развернуть судна на угол q, таким образом, чтобы силы Fа и Т стали в одной вертикальной плоскости (положение 1 рисунка). При появлении угла q корпус судна начинает работать как крыло: появляется подъемная сила Rпод и дополнительная сила лобового сопротивления Rлоб за счет увеличения площади парусности, под влиянием которых центр тяжести судна начинает перемещаться по траектории близкой к изогнутой восьмерке. В положении 2 сила натяжения якорной цепи превысит сумму сил Rпод и Rлоб и судно рывком перейдет в положение 3. При этом угол q по отношению к ветру изменит свой знак на противоположный, подъемная сила станет действовать в противоположном направлении и судно начнет движение в обратную сторону.

*

*

* Под влиянием развившихся инерционных сил судно перейдет среднее положение, совершая непрерывное колебательное движение относительно линии ветра.

* Судно не будет дрейфовать, если горизонтальная составляющая равнодействующей указанных выше сил уравновешивается держащей силой якорного устройства:

*                                Fa + Fт + Fв + Fр £ Т.

*

* 3. Расчет якорной стоянки.

* Расчет состоит из решения двух задач: вычислений необходимой длины вытравленной якорной цепи и радиуса сектора, в котором будет перемещаться судно при изменении направления ветра и течения.

* Расчет необходимой длины вытравленной якорной цепи.

* Якорная цепь провисает по цепной линии, вершина которой для обеспечения максимальной держащей силы якоря (веретено якоря лежит на грунте) должна находиться в точке крепления якорной цепи к якорю

*

 

 

.

Уравнения цепной линии:

где а - параметр цепной линии: а = T / p                                  

                      

 

В приведенных выше формулах использованы следующие обозначения:

х, у - координаты клюза;

h - отстояние клюза от грунта;

Т = Fa+Fт - продольная составляющая натяжения якорной цепи;

p - вес одного метра якорной цепи в воде;

l - минимальная длина вытравленной якорной цепи.

Для определения l возведем обе части уравнений цепной линии в квадрат и из

 

 

 

полученного нижнего уравнения вычтем верхнее:

Учитывая, что выражение в скобках равно единице:

 

 

 

 

Полученные формулы основаны на предположении об отсутствии волнения и рыскания судна. Поэтому, для исключения возможности снижения держащей силы якоря за счет рывков при волнении и рыскании судна длина вытравленной якорной цепи должна быть увеличена, чтобы часть ее при средних значениях внешней силы лежала на грунте.

Для компенсации орбитального движения судна при волнении, длина дополнительно вытравленной якорной цепи Dlв должна составлять от 5 до10 м, в зависимости от высоты волны.

 

Инерционные силы от рыскания учитываются при помощи коэффициента динамичности kд :

где Dlр - дополнительно вытравленная длина якорной цепи для компенсации инерционных сил от рыскания.

Значение коэффициента динамичности принимается равным от 1,4 до 1,7 в зависимости от типа судна и условий стоянки. Величина kд принимается большей для судов в балласте, особенно имеющих дифферент на корму, для судов, у которых центр парусности смещен в нос, и при увеличении силы ветра.

Таким образом, необходимая длина вытравленной якорной цепи:

                  

Расчет радиуса сектора, в котором будет перемещаться судно при изменении направления ветра и течения.

Значение радиуса r определяется: r = lг + x + L, где lг - длина участка якорной цепи, лежащей на грунте; L - длина судна.

Величина lг определяется разностью общей длины вытравленной якорной цепи и значения l, рассчитанного в предыдущем разделе.

Значение х можно получить по таблицам цепной линии ( см. раздел буксировки судов). Для приближенной оценки при больших глубинах якорной стоянки :

 

 

                                

 

а при малых глубинах - х = l.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...