Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аксиомы ординалистической концепции. Бюджетная линия




При ординалистском подходе от потребителя не требуется количественно измерять полезность того или иного блага. Ему достаточно мысленно расставить варианты потребляемых благ по степени их привлекательности. Максимизация полезности потребляемых благ достигается в данном случае методом выбора наиболее предпочтительного набора благ из всех доступных потребителю вари-антов.

Анализ выбора потребителя в ординалистской концепции основывается на ряде предположений (аксиом). Назовем основные из них.

Аксиома о полной упорядоченности: потребитель способен сравнивать и ранжироватъ (упорядочи-вать) наборы благ и в итоге предпочесть один набор благ другому или признать их равноценными.

Аксиома о транзитивности выбора: если набор С предпочтительнее набора В, а набор В — набора А, то набор С будет предпочтительнее набора А. Это предположение позволяет однозначно ранжировать различные наборы благ неза-висимо от очередности их попарного сравнения.

Аксиома о ненасыщаемости: при прочих равных условиях потребитель всегда предпочтет большее количество блага меньшему.

Кривая безразличия — это кривая, точки на которой показывают различные комбинации двух товаров, приносящие потребителю одинаковую общую полез-ность. Она иллюстрирует предпочтения потребителя при выборе наборов из двух товаров.Каждая кривая представляет собой геометрическое место наборов товаров с одинаковой полезностью для потребителя.

Кривые безразличия (для нормальных товаров) имеют отрицательный наклон. Большее количество блага В соответствует меньшему количеству блага А, в результате чего суммарная полезность потребительского набора остается неизменной. Наклон кривых безразличия положителен, если один из продуктов набора приносит потребителю отрицательную полезность, т.е. является антиблагом.

Ранжирование потребительских наборов иллюстрируется множеством кривых безразличия – картой кривых безразличия. Кривые безразличия, которые находятся правее и выше, характеризуют наборы благ, приносящие потребителю большую суммарную полезность.

Кривые безразличия не пересекаются, поскольку один и тот же набор товаров не может характеризоваться двумя разными уровнями полезности.

Бюджетная линия характеризуется отрицательным наклоном, поскольку увеличение закупок одного товара возможно лишь путем сокращения расходов на другой товар. Наклон бюджетной линии представляет собой соотношение цен товаров, взятое с противоположным знаком (- Pх/Py). Наклон постоянен, поскольку цены фиксированы. Пространство, ограниченное бюджетной линией и осями координат, образует треугольник, площадь к-ого представляет собой варианты разных потребительских наборов и называется бюджетным множеством. Точки пересечения с осями координат = I/PX и I/PY.

На расположение бюджетной лини влияют изменения величины дохода и уровня цен.

При изменении дохода потребитель будет приобретать иное количество благ, строя их разное сочетание, но угол наклона бюджетной линии в таком случае не изменится. Каждое увеличение дохода при постоянных ценах и неизменных набо-рах благ будет сопровождаться сдвигом бюджетной линии вправо и вверх, а уменьшение дохода – влево и вниз.

Под воздействием изменений цены товаров бюджетная линия будет менять свое положение на графике – вращаться вокруг определенной точки на оси X или У.

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 155.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...