Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике.




Любой экон. показатель деятельности фирмы связан с ценообразованием, а ценообразование складывается в определенных ситуациях. Прежде всего, оно различно для разных типов рынка: бывает рынок совершенной (чистой) конкуренции, рынок несовершенной конкуренции, имеющий вид монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Рыночная структура – совокупность тех качественных характеристик, с учетом к-ых фирмы определяют свое поведение на рынке. Сочетание идеального и реального подходов к описанию функционирующих рыночных отношений позволяет выделить в них следующие рыночные структуры: чистая (совершенная) конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия

Совершенная конкуренция – это такая рыночная структура, при которой на рынке выступает множество, как правило, не очень крупных фирм, они производят однородную продукцию, вход и выход из рынка достаточно прост, информация о состоянии дел с продажей товаров доступна всем субъектам рынка.

Чистая монополия – рыночная структура, в которой одна фирма является продавцом продукта, заменители товара отсутствуют, фирма представляет на рынке по существу всю отрасль, вхождение на рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монополией.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, занимающая некоторое промежуточное положение между совершенной конкуренцией и чистой монополией. На рынке здесь действует не одна, а достаточное множество фирм с разнородной продукцией; имеются определенные ограничения в ценообразовании и получении информации, вход на рынок достаточно легкий, но не свободный

Олигополия характерна для рынка, где действует несколько, но немного фирм (3-5), производящих однородную или разнородную, но взаимосвязанную продукцию. Вхождение на рынок затруднено, есть ограничения в получении информации и в сфере ценообразования. Данная рыночная структура типична для сталелитейной промышленности, производства автомобилей, сигарет и т.п.

Рынок чистой (совершенной) конкуренции – самый древний из всех видов рыночных структур, одновременно он самый простой и понятный для ценообразования: оно строится исключительно на основе рыночного спроса и предложения. Поэтому используемый здесь механизм установления цен в наибольшей степени подходит для процесса формирования издержек производства, расчета дохода и прибыли фирмы. Для рынка совершенной конкуренции характерно то, что поступающий на рынок продукт строго стандартизирован и однороден по своим потребительским свойствам, поэтому покупателю безразлично, у какой фирмы его покупать. Единственным критерием для покупки здесь служит цена, а ее величину определяет рынок.

Процесс формирования рыночного спроса и рыночной цены при совершенной конкуренции происходят с учетом механизма рынка, т.е. на основе соотношения рыночного спроса и рыночного предложения. Что касается отдельно взятой фирмы, здесь процесс складывается по-иному: отдельно взятая фирма не участвует в образовании цены, она подчиняется уже сложившейся на рынке цене, которая меняется очень медленно. Кривая спроса на продукцию фирмы в этих условиях представ-ляет собой горизонтальную линию.

Общий доход TR = Q*P

Средний доход (доход от реализации единицы продукта) AR = TR/Q= Р

Предельный доход (доход, получаемый фирмой от продажи каждой дополнительной единицы про-дукции) MR = dTR / dQ = P, d – приращение общего дохода и прирост объема производства. Какое бы количество продукции дополнительно фирма не произвела, она не может повлиять на рыночную цену. Поэтому каждая дополнительная единица изделия будет продаваться по той же цене, что и предыдущая и проносить фирме такой же средний доход.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...