Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Суверенитет пот-ля и понятие рационализма его потреби. выбора.




Предмет микроэкономики. Микроэкономика в структуре учебного курса экономической теории.

Микроэкономика – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экон. процессов, явлений и принятием решений экон. субъектами о наиболее эффективном размещении ресурсов. Предметом МЭ выступает исследование механизма деятельности субъектов хозяйствования, выражающихся в разработке, принятии и реализации ими собственных решений для достижения поставленных целей и обеспечения прибыльного функционирования производства. Объектом МЭ следует считать с-му организационно-экон. отношений, в пределах к-ых субъект хозяйствования рационализирует потребление ограниченных ресурсов, обеспечивает производство и сбыт произведенных благ и услуг, рационализирует инвестиции и расходование прибыли. Экон. потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экон. деятельности. Средства, удовлетворяющие потребности называются благами. Экон. ресурсы – элементы, используемые для производства экон. благ. Безграничность потребностей в условиях ограниченности возможностей для их удовлетворения всегда ставила перед людьми проблему выбора способов и путей альтернативного использования ограниченных ресурсов адекватно важности намеченных целей. МЭ изучает экон. поведение людей как субъектов хозяйствования, предполагающее рациональность их действий в процессе организации производства, использования редких ресурсов, позволяющих извлекать их хоз. деятельности максимальные желаемые результаты при минимальных затратах на производство. Главная задача субъектов МЭ заключается в том, чтобы осуществить экон. выбор, обусловленный ограниченность ресурсов. Экон. выбор – выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при к-ом достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. В любом обществе ограниченность ресурсов обуславливает необходимость выбора решения вопросов: что производить, как производить, для кого производить. Для решения основной экон. проблемы – что, как и для кого производить – используется модель кривой производственных возможностей (КПВ). Производственные возможности – возможности общества по производству экон. благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии. КПВ дает представление о четырех взаимосвязанных понятиях: а) ограниченности (редкости) ресурсов; б) эффективности экономики; в) экономическом выборе; г) альтернативных затратах. Ценовой фактор играет определяющую роль при обеспечении производства ресурсами, ибо на их основе складываются издержки производства, формируется цена реализации производимых благ и услуг, обеспечивается доходность и прибыль-ность производства. Поэтому ценообразование – это центральный вопрос МЭ. Поскольку производство всегда альтернативно, то в условиях редкости ресурсов, производство любого данного товара здесь и в это время влечёт за собой потерю возможностей производить другой товар там и в это время. Такая ситуация находит своё выражение в понятии «альтернативная стоимость» – стоимость, измеренная с т.з. потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующих того же времени или тех же ресурсов.

Предмет МЭ – поведение, приносящее наилучшие результаты при наименьших затратах, т.е. рациональное экон. поведение. Сущность концепции экон. рациональности сводится к тому, что в рыночной экономике, базирующейся на свободной конкуренции, выигрывает и получает максимальную прибыль тот, кто ведет себя рационально с т.з. расходования ресурсов, организации производства, планирования отпускных цен, расходования извлекаемой из процесса производства прибыли.

Суверенитет пот-ля и понятие рационализма его потреби. выбора.

 Две основные характеристики потребителя в рыночной экономике, лежащие в основе теории его поведения: суверенитет и рационализм.

Рыночное хозяйство базируется на аксиоме, что потребитель знает сам, в чем он нуждается, а экономическая система функционирует лучше всего тогда, когда ориентируется на его нужды и желания, проявляющиеся в его поведении на рынке. Потребитель может сам оценить лучше всех свое благополучие, осознать потребности, организовать свой бюджет. У него существует достаточно отчетливая система предпочтений в отношении товаров и услуг, к которой прислушивается производитель. В этом смысле экономисты говорят о суверенитете потребителя (от фр. souverain - носитель верховной власти).

Суверенитет потребителя заключается в его способности воздействовать на производителя, причем речь идет о производителе не только предметов потребления, но и средств производства. Добыча угля и нефти, производство станков и подъемных кранов не являются самоцелью, а призваны в конечном счете способствовать производству товаров, необходимых потребителю, а значит, имеющих шанс быть проданными ему. Покупая или не покупая их, потребитель указывает предпринимателю, что нужно, а что не нужно производить.

3. понятие предельной и общей полезности, их проявления в законах Госсена.

Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.

Полезность(utility) — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Бентамом. Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.

Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.

Различают две формы полезности: общую и предельную.

Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.

Предельная полезность(marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.

Из определения предельной полезности вытекает формулировка закона убывающей предельной полезности, который гласит:

По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

Этот закон обычно называют первым законом Госсена (по имени немецкого экономиста Германа Госсена впервые определившего идею убывающей предельной полезности в 1854 г.)

ПРЕД ПОЛ→

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...