Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поиск новых механизмов государственной поддержки коренных малочисленных народов (на примере Тюменской области)




 

Как уже отмечалось выше, в настоящее время, с учетом кризисных явлений в экономике, в сфере создания условий для устойчивого развития малочисленных народов более востребованы методы и механизмы, не требующие значительных государственных финансовых затрат.

Возможно, есть необходимость изучения зарубежного опыта. Например, в США проживает достаточно большое количество индейских племен, численность многих из которых позволяет соотнести их с малочисленными народами России.

В нашем сознании понятие «резервация индейцев» ассоциируется с бесплодной, выжженной, обнесенной колючей проволокой землей, где еле-еле сводят концы с концами умирающие от голода команчи, апачи и т.д.

Такое положение вещей действительно имело место примерно до середины прошлого века, но в настоящее время, в результате ряда эффективных мер государственного регулирования, не связанных со значительными затратами со стороны государства, ситуация в резервациях существенно улучшилась.

В настоящий момент резервации фактически юридически равны штатам, законодательство штатов в резервациях не действует, в них - своя правовая система, основанная на племенных обычаях.

В резервациях своя судебная система, состоящая из племенных судов. Индейские племена именуются «sovereignnations» - суверенные народы. Индейские племена наделены полномочиями по установлению и сбору налогов, присвоению статуса соплеменника, по организации лицензирования отдельных видов деятельности на территории резерваций. 

Индейцы имеют право на безакцизную торговлю табаком и спиртным, на создание на территории резерваций казино.

Следует отметить, что крупнейшие резервации индейцев по площади превосходят многие государства, например, резервация навахо почти в два раза больше Бельгии.

Безусловно, что такой степени самостоятельности у малочисленных народов Российской Федерации нет.

Вряд ли можно ожидать, что Россия пойдет по пути США, связанном с предоставлением большей административной самостоятельности малочисленным народам. В настоящее время в нашем государстве происходит укрепление вертикали власти, ее централизация, предоставление административно-территориальным единицам более объемных полномочий вряд ли возможно.

Существует одно важное обстоятельство, отличающее малочисленные народы России от малочисленных народов США – последние живут в намного более простых климатических и природных условиях, не в столь отдаленной и труднодоступной местности, как малочисленные народы России.

Поэтому нет возможности и необходимости слепо копировать опыт США, хотя, в целом, нельзя не признавать значительных успехов США в государственном строительстве.

При этом ряд механизмов и методов можно привнести на российскую почву. Например, создать в Ханты-Манскийскомили Ямало-Ненецком автономном округе игорную зону, часть доходов от которой будет использована для нужд коренных малочисленных народов округа и области в целом, оставшиеся доходы зачислять в краевой и федеральный бюджеты. 

Данное мероприятие принесет экономическую выгоду и самим малочисленным народам, и государству.

Так же можно предпринять меры к развитию туризма, связанного с экзотикой Крайнего Севера, например, организованные туры, связанные с многодневным проживанием в среде эвенком, селькупов и т.д.

Представляется, что, с учетом повсеместного роста спроса на неординарный, оригинальный и даже экстремальный отдых, такое направление туризма может быть востребовано. В эфире отечественных телеканалов ре редкость рекламные ролики, которые приглашают россиян отдохнуть в Таиланде, Турции и т.д. Возможно, рекламная кампания, направленная на привлечение туристов на Север, приведет к росту данного вида туризма. В данном случае можно еще раз вспомнить США, которые получают огромную прибыль от внутреннего туризма.

 В нашей стране, одной из самых привлекательных в мире с точки зрения природного разнообразия, внутренний туризм развит крайне слабо.

Хотя именно в данной сфере как нельзя лучше проявилось бы взаимодействие государственной и муниципальной властей с самими малочисленными народами, и позволило бы решать проблемы в том числе посредством мобилизации внутренних ресурсов малочисленных народов.

Относительно конкретных мер, которые могут быть приняты в Тюменской области, необходимо отметить, что  основными направлениями в сфере поддержки и устойчивого развития коренных малочисленных народов должны выступать государственный протекционизм, усиление роли местного самоуправления, защита традиционных занятий и прав собственности на пастбища и охотничьи угодья, экологический контроль за промышленными предприятиями.

Решение проблем малочисленных народов заключается в создании системы прибыльных предприятий и, соответственно, рабочих мест в местах компактного проживания общин коренных народов.

В частности, данные мероприятия необходимо проводить в таких сферах, как:

- рыболовецкий промысел и рыбопереработка;

- переработка оленины и пант;

- клеточное звероводство;

- изготовление из шкур зверей и домашних оленей одежды, предметов обихода;

- развитие народных промыслов;

- разведение элитных пород ездовых собак и т.д.

Все это поможет обеспечить занятость коренных малочисленных народов.

Важным вопросом является поиск альтернативных источников энергии, которые бы обеспечивали труднодоступные участки района, и позволили бы бесперебойно действовать объектам социальной сферы, охотничьим и фермерским хозяйствам.   

Учитывая труднодоступность многих районов, необходим поиск альтернативных энергоисточников, обеспечивающих нормальное функционирование социальной сферы, фермерских и охотничьих хозяйств. Например, строительство ветростанций, приливных станций и др.

Главной проблемой в данном случае выступает необходимость отыскания денежных средств, инвестиций. Этот вопрос можно решить путем получения средств краевого и федерального бюджетов.С сожалением следует признать, что определенные надежды на приток в район частных или иностранных инвестиций не оправдались. Тем более вряд ли стоит ожидать этого в ближайшем будущем в свете «санкционной войны» и нового витка охлаждения отношений между Россией и рядом мировых держав.

Соответственно, возрастает роль государственных программ, призванных обеспечить устойчивое развитие малочисленных народов.

При этом программы развития районов компактного проживания представителей (общин) малочисленных народов следует рассматривать как часть общей стратегии государственного строительства, в которой должны быть прописаны принципы формирования новых отношений таких районов с властями края, федеральным центром, основанных на единой правовой базе.

В качестве вывода следует отметить, что в настоящий момент необходимо решить такие вопросы, как:

- Обеспечение удаленных общин коренных малочисленных народов современными средствами связи, которые в том числе могут быть использованы для дистанционного получения основного (среднего) образования.

- Обеспечение уделанных общин коренных малочисленных народов необходимыми медико-санитарными запасами, в первую очередь антибиотиками, обезболивающими средствами, перевязочным и обеззараживающим материалом, медицинскими препаратами, необходимыми при беременности;

- Решение вопроса о вовлечении представителей коренных малочисленных народов в процесс переработки и реализации ценных пород рыб. Данную задачу можно решить путем привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые будут осуществлять закупку рыбы, выловленной представителям малочисленных народов в рамках осуществления их прав на добычу водных биоресурсов.Так же необходимо стимулирование представителей общин малочисленных народов  к более активному использованию их прав на добычу водных биоресурсов.

- Активизация работы с несовершеннолетними членами общин малочисленных народов. В данном направлении необходимо соблюдать строгий баланс. Задача органов государственного управления – содействовать активной социализации, вовлечению в общественную жизнь региона несовершеннолетних представителей общин малочисленных народов, сохраняя при этом их национальную, культурную и языковую самобытность. 

Комплекс указанных мер может способствовать оптимизации государственного управления в целях обеспечения стабильного и устойчивого развития коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Заключение

 

    Проведенное исследование позволяет сделать определенные выводы.

1) Под коренным малочисленным народом следует понимать самостоятельную этническую общность, характеризующуюся проживанием на территории расселения (кочевания) своих предков, которой свойственны традиционные (исторически сложившиеся) образ жизни, способы хозяйствования и промыслы, и к которым относит себя не более 50 тысяч жителей России, и которая внесена в утвержденный Правительством Российской Федерации «Единый перечень коренных малочисленных народов».  Последнее уточнение представляется важным, поскольку определение дается с государственно-правовой точки зрения. С точки зрения этнографии нормативное отнесение народа к малочисленным не столь важно, но если речь идет о государственно-правовой поддержке малых народов, о предоставлении им льгот, обеспечении их прав и т.д. внесение народа в государственный перечень – важнейший признак малочисленного народа.     

    Законодательство предоставляет малочисленным народам определенные «преференции», однако вряд ли в данном случае уместна своего рода «зависть» к такому особому отношению со стороны государства – малые народы России сталкиваются с многочисленными проблемами, препятствующими их устойчивому развитию.

2) Положение коренных малочисленных народов Тюменской области осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов. Так же препятствия для устойчивого развития малочисленных народов создает слаборазвитая медицинская и образовательная инфраструктура.

Одним из способов обеспечения устойчивого развития малочисленных народов выступает государственная поддержка.

3) Государственная Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов к 2025 году призвана обеспечить создание всех необходимых условий для стабильного и устойчивого развития малочисленных народов.

По срокам большая часть Концепции реализована, однако в настоящее время сложно говорить о том, насколько цели и задачи Концепции будут выполнены.

Концепция принята в 2009 году, и за прошедший с момента ее разработки и начала реализации период существенно изменилась социальная и экономическая ситуация в нашем государстве, причем не в лучшую сторону. Соответственно, более востребованными становятся механизмы, которые не связаны со значительными финансовыми затратами государства, и направлены на стимулирование саморазвития малочисленных народов.

    Важными факторами, призванными обусловить создание условий для устойчивого развития малочисленных народов, выступают комплексный подход и координация действий.

Комплексный подход реализуется в системе государственного управления, когда та или иная задача или подзадача, связанная с достижением цели – создания условий для развития малочисленных народов – решается посредством совместной деятельности различных органов управления всех уровней – федерального, регионального, местного.

4) Для решения проблем коренных малочисленных народов России, в том числе Тюменской области необходимо решить такие вопросы, как:

- Обеспечение удаленных общин коренных малочисленных народов современными средствами связи, которые в том числе могут быть использованы для дистанционного получения основного (среднего) образования.

- Обеспечение уделанных общин коренных малочисленных народов необходимыми медико-санитарными запасами, в первую очередь антибиотиками, обезболивающими средствами, перевязочным и обеззараживающим материалом, медицинскими препаратами, необходимыми при беременности;

- Решение вопроса о вовлечении представителей коренных малочисленных народов в процесс переработки и реализации ценных пород рыб.Данную задачу можно решить путем привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые будут осуществлять закупку рыбы, выловленной представителям малочисленных народов в рамках осуществления их прав на добычу водных биоресурсов. Так же необходимо стимулирование представителей общин малочисленных народов к более активному использованию их прав на добычу водных биоресурсов.

- Активизация работы с несовершеннолетними членами общин малочисленных народов. В данном направлении необходимо соблюдать строгий баланс. Задача органов государственного управления – содействовать активной социализации, вовлечению в общественную жизнь региона несовершеннолетних представителей общин малочисленных народов, сохраняя при этом их национальную, культурную и языковую самобытность. 

Комплекс указанных мер может способствовать оптимизации государственного управления в целях обеспечения стабильного и устойчивого развития коренных малочисленных народов Российской Федерации.


 


Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 21 июля 2014 года) [Электрон.ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018). 

3. Федеральный закон от 27 июля 2002 года № 113-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об альтернативной гражданской службе» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

4. Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

5. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года (ред. от 25.08.2015) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

6. «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04 февраля 2009 года № 132-р [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

7. Устав Тюменской области, принят Тюменской областной Думой 15 июня 1995 года (ред. от 16.02. 2018) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

8. Государственная программа Тюменской области «Реализация государственной национальной политики до 2020 года», утв. Постановлением Правительства Тюменской области от 22 декабря 2014 года № 679-п (ред. от 08.12.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

9. Бойко Ю.П. Историко-теоретические аспекты взаимосвязей нации и государства / Ю.П. Бойко // История государства и права. - 2015. - № 2. - С. 2-6.

10. Букаева О.Н. О правосубъектности народа / О.Н. Букаева.// Право и политика. – 2014. - № 8.- С. 308.

11. Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность (Конституционно-правовой аспект взаимоотношений). Дисс… докт. юрид. наук. / А.Н. Кокотов. Екатеринбург. 2013. – 258 с.

12. Кочарян В.В. Международно-правовые проблемы защиты национальных меньшинств / В.В. Кочарян. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 220 с.

13. Пушкарев В. А. Законодательные пути решения проблем коренных малочисленных народов России / В.А. Пушкарев [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Арктик-Инфо», дата публикации – 15 декабря 2016 года . – URL: http://www.arctic-info.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

14. Рубан В.В. «Коренные малочисленные народы» как конституционно-правовая категория / В.В. Рубан // Государство и право. – 2015. - № 2. - С. 70-76.

15. Товадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. / Г.Т. Товадов. – М.: Проспект, 2015. – 820 с.

16. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма / И. А. Умнова. – М.: Городец, 2015.- 377 с.

17. .Харючи С.Н. Развитие законодательства о защите прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации / С.Н. Харючи // Журнал российского права.- 2014. - № 7. –С. 12-19.


           [1]Федеральный закон от 30 апреля 1999  года № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2015)  «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»[Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

           [2]Харючи С.Н. Развитие законодательства о защите прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации / С.Н. Харючи // Журнал российского права.-  2014. - № 7. - С. 15.

           [3] Кочарян В.В. Международно-правовые проблемы защиты национальных меньшинств / В.В. Кочарян. – М.: Изд-во МГУ, 2014. - С. 18.

    [4]Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 21 июля 2014 года) [Электрон.ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

           [5] Рубан В.В. «Коренные малочисленные народы» как конституционно-правовая категория / В.В. Рубан // Государство и право. – 2015. - № 2. - С. 71.

           [6]Товадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. / Г.Т. Товадов. – М.: Проспект, 2015. - С. 679.

           [7]Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность (Конституционно-правовой аспект взаимоотношений). Дисс… докт. юрид. наук. / А.Н. Кокотов. Екатеринбург. 2013.. С.57-61

           [8] Бойко Ю.П. Историко-теоретические аспекты взаимосвязей нации и государства / Ю.П. Бойко // История государства и права. - 2015. -  № 2. - С. 2

           [9]Букаева О.Н. О правосубъектности народа / О.Н. Букаева.// Право и политика. – 2014. -  № 8.-  С. 5.

           [10] Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма / И. А. Умнова. – М.: Городец, 2015.-  С. 168-169.

[11] Устав Тюменской области, принят Тюменской областной Думой 15 июня 1995 года (ред. от 16.02. 2018) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

 

           [12] Рубан В.В. Указ.соч. - С. 73.

           [13] Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года (ред. от 25.08.2015) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

           [14] Федеральный закон от 27 июля 2002 года № 113-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об альтернативной гражданской службе» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

           [15] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

           [16] Пушкарев В. А. Законодательные пути решения проблем коренных малочисленных народов России / В.А. Пушкарев [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Арктик-Инфо», дата публикации – 15 декабря 2016 года . – URL: http://www.arctic-info.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

[17]«Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04 февраля 2009 года № 132-р [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).

[18]Государственная программа Тюменской области «Реализация государственной национальной политики до 2020 года», утв. Постановлением Правительства Тюменской области от 22 декабря 2014 года № 679-п (ред. от 08.12.2017)[Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 11.04.2018).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...