Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственные программы устойчивого развития коренных малочисленных народов (на примере Тюменской области)




 

    Основополагающие направления государственной политики в сфере поддержки развития малочисленных народов закреплены в «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее – Концепция), утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04 февраля 2009 года № 132-р[17].

    В преамбуле Концепции обращено внимание на значительную роль, которую коренные народы сыграли в формировании российского государства, а так же отражена специфика жизнедеятельности малочисленных народов, обуславливающая необходимость выработки особой государственной политики в отношении таких народов.

    В частности, эту специфику составляют такие факторы, как:

- Тяжелые природно-климатические условия проживания;

- Уязвимость традиционного образа жизни коренных народов;

- Малочисленность коренных народов.

    Указанная Концепция представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в отношении деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения устойчивого развития малочисленных народов Севера.

    Непосредственно под «устойчивым развитием» понимается:

- Укрепление социально-экономического потенциала малочисленных народов;

- Сохранение исконной среды обитания малочисленных народов;

- Сохранение традиционного образа жизни и культуры малочисленных народов.

    Иными словами, «устойчивое развитие» - это стабильное повышение социально-экономической, культурной и демографической ситуации. Задача государственной политики заключатся в том, чтобы:

- Коренные народы могли сохранить традиционный способ хозяйствования, притом, что этот способ позволял бы им полностью удовлетворять свои нужды и потребности, и не вынуждал искать заработок, например, в городах.

- Коренные народы могли сохранить свою уникальную культуру, притом, что были бы параллельно интегрированы в общероссийскую и общемировую культуру.

    При этом из Концепции следует, что государство видит достижение указанных целей как результат взаимодействия, совместной работы государственной власти и самих малочисленных народов.

Со своей стороны, государство намерено проводить политику целевой поддержки малочисленным народов, а самим народам предлагается так же мобилизовать все внутренние ресурсы в интересах настоящего и будущего коренных народов.

    Отмечается, что Концепция направлена на объединение усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, включая объединения малочисленных народов Севера, для решения вопросов устойчивого развития этих народов.

    В тексте Концепции приведен анализ социально-экономического положения малочисленных народов.

В частности, обращается внимание, что кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5 - 2 раза превышает средний по Российской Федерации.

    Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли свое рыбохозяйственное значение.

    Требует совершенствования законодательное регулирование создания территорий традиционного природопользования, которые могут стать эффективным инструментом сохранения и развития традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

    Концепцией установлены принципы устойчивого развития малочисленных народов. В целом принципы (права, государственной политики и т.д.) представляют собой основные начала, фундамент и конструкцию того или иного института. 

Любая сфера государственного управления слишком сложна, чтобы можно было изначально составить некий алгоритм деятельности органов государственного управления в той или иной сфере. Точно так же сложна и область обеспечения устойчивого развития малочисленных народов.

Многочисленные министерства и ведомства, десятки регионов и тысячи муниципалитетов осуществляют те или иные действия, направленные на обеспечение устойчивого развития малочисленных народов, издаются (принимаются) нормативные акты, локальные управленческие решения и т.д.И все указанные акты государственного управления - от Указа Президента, до распоряжения главы администрации какого-либо района Тюменской области, должны базироваться на основополагающих началах государственной политики в сфере обеспечения устойчивого развития малочисленных народов, среди которых:

- гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

- комплексность решения задач социально-экономического и этнокультурного развития малочисленных народов;

- координация действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов;

- обеспечение эффективного участия малочисленных народов в достижении своего устойчивого развития;

- признание значения земли, других природных ресурсов, включая биологические, и благополучия окружающей природной среды как основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

- рациональное использование земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

- признание права коренных малочисленных народов на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

- необходимость участия представителей и объединений коренных малочисленных народов в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

- необходимость оценки культурных, экологических и социальных последствий предлагаемых к реализации проектов и работ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

- возмещение ущерба, нанесенного исконной среде обитания, традиционному образу жизни и здоровью коренных малочисленных народов. В Концепции обозначена основная цель государственной политики в сфере обеспечения устойчивого развития малочисленных народов - создание в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.

    Указанное положение необходимо понимать во взаимосвязи с вышеприведенным указанием на необходимость мобилизации внутренних ресурсов малочисленных народов.

Иными словами, само по себе устойчивое развитие малочисленных народов - их собственная задача, государство берет на себя обязательство для создания необходимых для этого условий.

Такое положение в целом совпадает с сущностью и назначением всех современных государств.

Государство не обязуется обеспечить каждому жителю страны финансовое благосостояние – оно создает для этого все необходимые условия (посредством гарантирования права на предпринимательскую деятельность, принципа свободы труда, законодательного установления системы хозяйственных товариществ и обществ, реализацией принципа свободного перемещения товаров и услуг и т.д.). Т.е, если лицо желает, оно может воспользоваться данными условиями и добиться финансового благополучия.

    По сути, аналогичная система выстраивается в отношении устойчивого развития малочисленных народов.

    Государство как бы предлагает таким народам сохранять свою самобытность, осуществлять хозяйственную деятельность на основе исторически сложившихся форм, пользоваться своим языком и культурой для их сохранения и т.д., взамен предпринимая попытки создать для этого необходимые условий.

    Безусловно, что если, например, селькуп, твердо решил «порвать» со своим народом, «обрусеть», переехать в Тюмень или и в иной город и полностью раствориться в русской среде, никакие меры государственной поддержки не заставят его изменить решение.

    Государственная политика в области малочисленных народов адресована тем их представителям, которые желают сохранения своей национальной уникальности и идентичности.

    Несомненно, что идеальным следствием государственной политики в сфере устойчивого развития малочисленных народов может стать сведение стремления представителей этих народов к отчуждению от них к нулю, однако вряд ли этого можно ожидать в современных условиях, особенно в отношении молодежной части малочисленных народов.

    Даже при высочайшей эффективности и всеобъемлющем содержании государственной политики в анализируемой сфере социально-экономический уровень жизни общин малочисленных народов никоим образом не сможет приблизиться к социально-экономическому уровню «большой земли».

    В соответствии с Концепцией, основными задачами государственной политики, решение которых направлено на достижение цели, связанной с созданием условий для устойчивого развития малочисленных народов, выступают:

- сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;

- развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

- повышение качества жизни коренных малочисленных народов до среднероссийского уровня;

- создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов, в том числе путем снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня;

- повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов с учетом их этнокультурных особенностей;

- содействие развитию общин и других форм самоуправления малочисленных народов;

- сохранение культурного наследия малочисленных народов.

    Сроки реализации Концепции – 2009-2025 годы. Концепция реализуется поэтапно.

    В настоящее время осуществляется реализация завершающего, третьего этапа Концепции (2016-2025 годы), его результатом должно служить формирование условий для устойчивого развития малочисленных народов.

    На региональном уровне так же существуют программы, направленные на обеспечение стабильного и устойчивого развития коренных малочисленных народов. В частности, в Тюменской области действует Государственная программа Тюменской области «Реализация государственной национальной политики до 2020 года»[18]. Частью данной программы выступают мероприятия, направленные на обеспечение стабильного и устойчивого развития коренных малочисленных народов. В настоящее время в регионе сформирован единый механизм по реализации государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов. Разработан и реализуется межведомственный план мероприятий по реализации в Тюменской области Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера до 2025 года при участии общественных объединений коренных малочисленных народов Севера. Реализация мероприятий плана способствует повышению качества жизни, созданию условий для социального и экономического развития коренных малочисленных народов Севера, а также усилению взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.Важной формой поддержки является ежегодное приобретение за счет средств бюджета Тюменской области продуктов питания и товаров первой необходимости для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера.

    В качестве выводов можно отметить следующее.

    Государственная Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов к 2025 году призвана обеспечить создание всех необходимых условий для стабильного и устойчивого развития малочисленных народов.

По срокам большая часть Концепции реализована, однако в настоящее время сложно говорить о том, насколько цели и задачи Концепции будут выполнены.

Концепция принята в 2009 году, и за прошедший с момента ее разработки и начала реализации период существенно изменилась социальная и экономическая ситуация в нашем государстве, причем не в лучшую сторону. Соответственно,  более востребованными становятся механизмы, которые не связаны со значительными финансовыми затратами государства, и направлены на стимулирование саморазвития малочисленных народов.

    Важными факторами, призванными обусловить создание условий для устойчивого развития малочисленных народов, выступают комплексный подход и координация действий.

Комплексный подход реализуется в системе государственного управления, когда та или иная задача или подзадача, связанная с достижением цели – создания условий для развития малочисленных народов – решается посредством совместной деятельности различных органов управления всех уровней – федерального, регионального, местного.

                      










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...