Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Четвертое собрание проводится по итогам коррекционного обу-




чения (в мае),на нем даются рекомендации по закреплению получен-

ных навыков правильной речи в летний период.

Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе логопеда и

родителей являются консультации. Они бывают фронтальные и инди-

видуальные.

Фронтальные проводятся один раз в месяц. Это своеобразный ло-

гопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций опре-

деляется на период обучения или целый учебный год, при необходи-

мости она может меняться. Перед очередной консультацией (за 1-2

недели) в информационной папке родители могут ознакомиться с во-

просами, выносимыми на консультацию, предложить свои для обсу-

ждения. Примерный перечень тематических консультаций может

быть следующим:

— готовность детей к звуковому анализу;

— постановка и автоматизация отдельных групп звуков;

:— обучение детей с ОНР рассказыванию;

— обучение грамоте детей с ОНР.

Индивидуальные консультации проводятся по приглашению ло-

гопеда или по просьбе или предложению родителей один раз в неде-

лю, в определенный день. В этот день логопед работает во второй по-

ловине дня. На этих консультациях логопед демонстрирует успехи

ребенка в преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима

ребенку со стороны родителей на данном этапе обучения.

Иногда фронтальные и индивидуальные консультации сопро-

вождаются показом открытых занятий. Родители при необходи-

мости и при наличии возможностей могут посещать занятия лого-

педа и воспитателей в течение всего периода обучения и могут ви-

деть, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка и других

детей.

Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает

эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

На родительских собраниях и консультациях логопед дает реко-

мендации по выполнению заданий, подчеркивая необходимость и

важность использования наглядных средств и манипуляций с предме-

тами в домашних условиях.

Во время занятий с детьми в домашних условиях родители имеют

более широкие возможности для использования разнообразных видов

наглядности, когда дети могут и на ощупь определить форму, размер,

цвет, твердость предметов, попробовать на вкус, убедиться в сочно-

сти овощей и фруктов, ощутить разницу в затрате мышечных усилий

при пережевывании различных видов пищи. Преимущества натураль-

ных наглядных средств очевидны при изучении времен года и при

наблюдениях за явлениями природы (роса, туман, метель, снежная

крупа, иней, наст), которые трудно или невозможно продемонстриро-

вать с помощью других видов наглядности.

Родители получают информацию о необходимости дозирования

нагрузки детей, выполнении санитарно-гигиенических требований по

оборудованию места для занятий ребенка дома.

Наглядная информация для родителей может быть представлена

в виде различных уголков, советов логопеда на доске объявлений,

информационных папок с вкладышами с рекомендациями по закреп-

лению полученных знаний.

Для удобства работы мы постепенно перешли на использование

определенных карточек с заданиями, в которых сконцентрирован

многолетний опыт совместной работы логопедов и родителей по кор-

рекции общего недоразвития речи детей.

Материал карточек служит ориентиром, тестом на усвоение

учебного материала детьми, на определение готовности к обучению в

школе, помогает родителям активнее участвовать в процессе обуче-

ния, более грамотно включаться в коррекционную программу воздей-

ствия по преодолению речевого дефекта.

Родители, внимательно изучив домашнее задание, имеют воз-

можность сориентироваться, на каком наглядном материале можно

закрепить лексику и грамматику по изучаемой теме, в какие сюжетно-

ролевые игры или режимные моменты ввести данный материал, ка-

кую использовать художественную литературу.

К примеру, при изучении темы "Посуда" родителям рекоменду-

ется закрепить:

1. Словарь.

а) Рассмотреть посуду, имеющуюся в доме, и классифицировать

ее в соответствии с назначением: чайная, столовая, кухонная, столо-

вые приборы.

б) Объяснить назначение каждого предмета: Чашка нужна для то-

го, чтобы пить чай. (Я пью чай из чашки).

в) Назвать части посуды (стенки, дно, крышка, ручки, носик).

г) Постучать по краю посуды деревянной ложкой, по звуку опре-

делить, из какого материала сделана посуда (стекло, глина, металл,

дерево, фарфор, пластмасса), назвать относительные прилагательные:

стеклянный, металлический, фарфоровый.

2. Грамматический строй.

а) Образовать множественное число имен существительных: ка-

стрюля — кастрюли; чашка — чашки.

б) Существительные с уменьшительными суффиксами: стакан —

стаканчик, тарелка — тарелочка.

в) Числительные с существительными: нарисуй (слепи, сосчитай,

поставь) 1 чашку, 2 чашки, 5 чашек.

г) Прилагательные с существительными: красная чашка, фарфо-

ровое блюдце, пластмассовый стаканчик.

д) Местоимения с существительными: моя чашка, мой стакан,

мое блюдце, мои тарелки.

е) Родительный падеж имен существительных: стакан без до-

нышка, чайник без носика.

3. Связная речь.

а) Описательный рассказ по плану. Что это? Какой? Из чего сде-

лан? Какой он? Что у него есть? Для чего он нужен?

б) Сравнительно-описательный рассказ двух предметов. Чем по-

хожи? Чем отличаются?

в) Рассказ по серии картинок. Установить правильную последо-

вательность событий. Составить 1-2 предложения по каждой картин-

ке. Кто что делает?

г) Пересказ прочитанного текста. "Федорино горе" К. Чуковского.

4. Предложить ребенку поучаствовать в сервировке стола, пона-

блюдать в магазине за продажей и упаковкой посуды. Процесс изго-

товления посуды можно наблюдать во время экскурсии на Гжельский

фарфоровый завод.

Предложенные формы работы с родителями эффективно приме-

няются нами в течение ряда лет, постоянно изменяются в соответст-

вии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию

детей дошкольного возраста.

               

 

                 Рекомендуемая литература.

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М., 1981.

2. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.

4. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление

общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

5. Исаев Д. Н. Психологическое недоразвитие у детей. М.—JL, 1982.

170

6. Мастюкова Е. М., Грибанова Г. В., Московкина А. Г. Профи-

лактика и коррекция нарушений психического развития детей при

семейном алкоголизме. М., 1989.

7. Петрунек В. П., Таран Л. Н. Нервные дети и их воспитание. М

1971.

8. Программа обучения и воспитания детей в детском саду. (Под.

ред. Васильевой М. А.), М, 1985.

9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.

10. Филичева Т. Б., Шаховская С. Н., Соболева А. В. Малышу три

года: как развивается ваш ребенок? М., 1995.

11. Шаховская С. Н. Как научить ребенка думать и говорить. М.,

1993.

 

      3.3. Использование физкультминуток

         в коррекционной работе логопеда

Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию,

свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двига-

тельной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных

движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа вы-

полнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняе-

мых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от

степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (М.М. Коль-

цова, Е.И. Исенина, Л.В. Фомина). Если развитие движений пальцев

рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика

. при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы.

В специальной литературе описаны отдельные приемы работы по

развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития, при

моторной алалии, при детском церебральном параличе, в которых ре-

комендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки дви-

жений пальцев рук, что является, по мнению М.М. Кольцовой "мощ-

ным средством повышения работоспособности коры головного мозга".

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких

движений пальцев рук, предлагают использовать в системе кор-

рекционной работы по преодолению речевой патологии в дошко-

льном возрасте такие авторы, как Т.А. Ткаченко, И.С. Лопухина,

В.В. Цвынтарный. Авторы предлагают использовать пальцевые уп-

ражнения, включая их в занятия логопеда или воспитателя как физ-

культминутки.

В специальной литературе недостаточно освещен вопрос об ис-

 пользовании физкультминуток в системе коррекционной работы по

преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возрас-

та, хотя особенности двигательной сферы таких детей отмечены прак-

тически всеми исследователями.

При коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием ре-

чи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппа-

рата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой.

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упраж-

нениях для развития общей моторики, для улучшения координации

движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной

неловкости.

Физкультминутки включаются в занятия логопедов, воспитате-

лей, психолога. В зависимости от возраста и от темы занятия их мо-

жет быть 1 -2 по 2-3 минуты.

  Условно все физкультминутки можно разделить на упражнения

без речевого и с речевым сопровождением.

Среди упражнений без речевого сопровождения выделяются

движения, выполняемые стоя, сидя или лежа, упражнения с элемен-

тами йога-гимнастики и психогимнастики. Проводятся они, как пра-

вило, на начальном этапе обучения с целью переключения на другой

вид деятельности, привлечения внимания детей, обучения правиль-

ному и точному выполнению заданий.

Упражнения на релаксацию проводятся на каждом этапе обуче-

ния. Они могут иметь музыкальное сопровождение. Детям предлага-

ется, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол (на ру-

ки) и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль

туловища ладонями вниз, закрыть глаза и представить себя летящим

на мягком, пушистом облаке (на лесной полянке, на лугу, на берегу

моря и т. п.), которое качает и баюкает ласково, как мама, ветерок,

нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам. Упражнение

заканчивается словами: "Но вот подул прохладный ветерок, и нам

захотелось вернуться на землю".

Упражнения с элементами психогимнастики проводятся в любом

периоде обучения. Идея проведения элементов психогимнастики за-

имствована нами у М.И. Чистяковой. Это могут быть задания на изо-

бражение отдельных эмоций с помощью мимики, жестов, пантомимы:

для выражения гнева игра-этюд "Мальчики поссорились" (для детей

4-5 лет). Мальчики очень рассердились, они сдвинули брови, разма-

хивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся.

Для выражения опасности предлагается игра-этюд "Лисенок боит-

ся" (4 года). Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он

не решается войти в воду. Вода в ручье холодная, да и, должно быть,

ручей очень глубокий. Детям предлагается выполнить такие движения:

поставить ногу вперед на носок, вернуть ногу на место, повторить это

движение несколько раз, для большей выразительности можно имити-

ровать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Для выражения внимания, интереса и сосредоточения предлага-

ется игра-этюд "Лиса охотится" (для детей 6-7 лет). Лиса вышла по-

охотиться, увидела мышку, моментально застыла в напряженной по-

зе, мордочка у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза не-

подвижно смотрят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и

дразнящий запах.

Такие упражнения проводятся часто с музыкальным сопровожде-

нием.

Необходимость в проведении физкультминуток с элементами ре-

лаксации и психогимнастики и их содержание обсуждается совместно

логопедом и психологом.

Упражнения с речевым сопровождением можно условно подраз-

делить на речевые игры фонетической или лексико-грамматической

направленности, включая их, соответственно, в занятия по формиро-

ванию звукопроизношения или лексико-грамматических категорий.

Такие упражнения могут нести в себе целый комплекс коррекцион-

ных задач:

— снять напряжение после изучения нового материала, когда

требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и

памяти;

— развивать память, внимание, эмоции;

— содействовать развитию дыхания;

— закреплять произношение отдельных звуков речи;

— развивать просодическую сторону речи.

В текстах физкультминуток используются веселые, забавные,

озорные образы, которые способствуют эмоциональному восприятию,

вызывают положительные чувства, что, в конечном итоге, помогает

более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов; игры

разных народов, произведения устного народного творчества, в кото-

рые при необходимости можно внести изменения, адаптируя их с уче-

том речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи.

Более простой по содержанию текст дети могут выучить заранее

с воспитателем, а на занятии — разучить движения с речевым сопро-

вождением.

Очень важно, чтобы логопед знал текст физкультминутки наи-

зусть, четко, уверенно выполнял движения, иначе смысл физкультми-

нутки теряется.

Во время упражнений каждый ребенок должен хорошо видеть ли-

цо логопеда, чтобы повторять эмоции и артикуляцию. Логопед должен

хорошо видеть каждого ребенка, оценивать качество выполнения дви-

жений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.

                         173

Руководящая роль логопеда особенно важна во время проведения

игр с элементами релаксации и психогимнастики. Трудно переоце-

нить в этот момент подбор музыкального сопровождения текстов, тон

логопеда.

Наши многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что

дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в

процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток

становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают прави-

ла игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятель-

ность.

Проведение физкультминуток предупреждает переутомление

дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает

статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволя-

ет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.

 

      Материал по развитию моторных функций

            детей дошкольного возраста

 

Ходьба. Используется на протяжении всего курса занятий как

вводное упражнение на каждом занятии. От занятия к занятию вво-

дятся все более сложные виды ходьбы.

Сначала используются ходьба и маршировка по кругу в одиноч-

ку, парами и группами, ходьба с обхождением препятствий. Затем

вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и

маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с пере-

строением.

 

Примеры упражнений:

 

Упражнение 1. Чередование ходьбы и подскоков. (Музыкальное

сопровождение — двухчастный марш).

Упражнение 2. Бег с изменением исходного положения. Дети

стоят у противоположных стен. Под первую часть музыкального со-

провождения они легко бегут навстречу друг другу. Под вторую

часть — меняются местами и возвращаются на свои исходные места

(Музыкальное сопровождение в размере 2/4).

Упражнение 3. Ходьба со сменой темпа. (Музыка — Т. Ломова,

"Ускоряя и замедляя", размер 2/4).

Упражнение 4. Ходьба в колонне по одному с движениями рук:

вращение в кистях, вращение в локтевых суставах, с изменением по-

ложений — в стороны, вверх, вперед, вниз. (Музыка — словенская

народная песня, размер 2/4).

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Используются

на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и марширов-

ки. Способствуют совершенствованию умений управлять своими

движениями. Понятия большей и меньшей силы мускульного напря-

жения соотносятся с понятиями "громко" и "тихо" в музыке. При вы-

полнении делается акцент на качество выполнения движений.

 

Примеры упражнений:

 

Упражнение 1. На сильную долю музыкального сопровождения —

напряжение мышц, на слабую — расслабление, каждое движение вы-

полняется по 2 раза:

— поднимание рук в стороны и в исходное положение на пояс;

— поочередные наклоны вправо-влево;

— медленные приседания и подъем в исходное положение;

— медленный и плавный наклон вниз, подъем в исходное поло-

жение;

— подъем на носочки, руки вверх, возвращение в исходное по-

ложение;

— поочередное выставление ног в стороны. (Музыка в размере

4/4 —русская народная песня "Калинка").

Упражнение 2. На каждую музыкальную фразу выполняются по

2 следующих движения:

"Натянутая струна" — наклон головы к плечам;

"Холодно" — втягивание головы, поднимание плеч;

"Тигр на охоте":

1) поднимаются руки, сжимаются кулаки;

2) раскрываются кулаки, пальцы округлые, напрягаются мыш-

цы,

3-4) расслабление.

"Не урони вазу":

1) поднимаются прямые руки, ладони внутрь;

2) округляются и напрягаются мышцы рук;

3-4) расслабление.

"Сдутый шар" — втягивается живот, руки кладутся на живот.

"Автобус" — подъем на носочки, небольшое приседание, пятки

пола не касаются, руки на поясе.

"Ракета" — подъем на носочки, руки отведены назад, голова

чуть приподнята.

"Сломленное бурей дерево" — поочередное напряжение и рас-

слабление кистей, плечевого пояса, спины, (музыка в размере 4/4 —

медленный вальс "Под небом Парижа").

 

Упражнения для развития дыхания. Способствуют выработке

правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха,

силы и постепенности.

Можно использовать упражнения, при которых дыхательные

мышцы работают в экстремальных условиях по рекомендациям

Стрельниковой, дифференцированную дыхательную гимнастику на

различение носового и ротового выдоха и дыхательные упражнения,

направленные на формирование длительности и силы выдыхаемой

воздушной струи.

 

Примеры упражнений:

 

Упражнение 1. "Пожар". Исходное положение — основная стой-

ка, руки перед грудью. На сильную долю — резкий, шумный вдох

носом и движения руками перед грудью, сжимающие грудную клет-

ку. На слабую долю — непроизвольный выдох, руки в исходное по-

ложение.

— "Ладошки" — на вдохе открываются кисти рук, и.п. — основ-

ная стойка, руки у плеч сжаты в кулаки.

— "Обними плечи" — из и.п. основная стойка, руки округлые

перед грудью, на вдохах производится движение "руки навстречу

друг другу".

— "Наездники" — из и.п. стоя, руки около живота, на вдохах вы-

тягиваются руки вперед, кулаки раскрываются.

— "Кошка за хвостом" — из и.п. основная стойка, руки около

живота, на вдохах выполняются повороты вправо-влево с легким при-

седанием. (Музыкальное сопровождение в размере 2/4).

Упражнение 2. "Нос и рот". Под музыку выполнятся по 4 раза

следующие виды вдоха и выдоха:

— Вдох носом — выдох носом. Исходное положение — основ-

ная стойка. На сильную долю — вдох, на слабую — выдох.

— Вдох ртом — выдох ртом.

— Вдох ртом — выдох носом.

— Вдох носом — выдох ртом.

— Вдох носом — выдох с усилением на конце.

— Вдох носом — выдох тройной порционный.

— Вдох носом — выдох со стоном на конце.

— Вдох носом — выдох со стоном с усилением на конце. (Музы-

кальное сопровождение в размере 2/4).

Упражнение 3. "Прогулка в цветочный магазин". Под музыкаль-

ное сопровождение 4/4 на сильную долю вдох носом, на слабую —

ротовой выдох. Каждое упражнение выполняется по 4 раза.

"Погреем руки" — теплый ротовой выдох с призвуком "ха".

"Дует ветер" — холодный ротовой выдох на ладошку.

"Цветы" — теплый длительный ротовой выдох с призвуком "ха".

"Лепестки" — резкий сильный быстрый ротовой выдох с при-

звуком "ф".

 

 

Упражнения на развитие мелкой моторики. Развивают движе-

ния пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют

развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на

определенном речевом материале, движения пальцев соответствуют

тексту. Движения выполняются одновременно с речью.

 

Примеры упражнений:

 

Упражнение 1. "Дождик".

Дождик, дождик, кап-кап-кап.     (Сжимание и разжимание кистей)

Ты не капай, дождик, так.     (Поочередное поглаживание кистей)

Мы хотим идти гулять.      (Одноименные пальчики здороваются)

Солнце, выгляни опять.  

(Поднимание и опускание пальчиков из и.п. в замке)

 

Упражнение 2. " Цветок".

Шевелились у цветка

(Основания кистей прижаты, пальчики медленно и хаотично

двигаются)

Все четыре лепестка.     (Одноименные пальцы поочередно соединяются)

Я сорвать его хотел,     (Сгибание и разгибание кулачков)

Он вспорхнул и улетел.     (Взмахи кистями).

 

Упражнение 3. "Лепесток".

Лети, лети, лепесток,

(3 взмаха кистями; кисти прижаты у оснований, пальчики округлые)

Через запад на восток.     (Сжимание и разжимание кистей)

Через север, через юг,

(Кисти в замке — пальцы поднимаются и опускаются)

Возвращайся, сделав круг.     (Вращение кистей)

Лишь коснешься ты земли,

(Поглаживание кистей)

Быть по-моему вели!                    (4 хлопка).

   

Упражнение 4. "Зайки".

Ушки длинные у зайки,     (Разгибание-сгибание кулачков)

Из кустов они торчат.

(Выставление вверх указательного и среднего пальцев)

Ушки прыгают и скачут     (Хлопок, кулачки — на колени)

Веселей самих зайчат.      (Круговые движения кистями).

 

Упражнения с предметами.

Эти упражнения являются сложными для детей с ОНР, они развивают статическую и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений. Движения могут выполняться под музыку или под стихотворный

текст. Логопед проговаривает речевой материал и показывает движения к нему, разучивание упражнений проводится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается.

Используются палки, ленты, обручи и мячи.

Текст подбирается в соответствии с речевыми возможностями

группы и этапом логопедической работы. Основное внимание уделя-

ется точной координации движений с речью логопеда.

 

Примеры упражнений:

 

Упражнение 1. "Танец с флажками." Музыкальное сопровожде-

ние — И. Штраус вальс "Сказки Венского леса".

Первая музыкальная фраза — руки вперед, в стороны, вверх, вниз

(4 раза).

Вторая — руки в стороны, за спину (4 раза).

Третья — приседание, руки опущены; подъем, руки вверх (1 раз).

Четвертая — поворот вокруг на месте, переход на другое место

Цраз).

Упражнение 2. "Упражнение с лентами", музыкальное сопрово-

ждение "Полет шмеля".

Исходное положение — ноги на ширине плеч, ленты в опущен-

ных руках.

Первая музыкальная фраза — поочередное поднимание и

опускание рук (4).

Вторая — наклоны в стороны, руки над головой (4).

Третья — два наклона вниз с вытянутыми руками.

Четвертая — поворот на месте на 360 градусов, руки над головой.

Упражнение 3. Упражнение с мячом "Колыбельная для Умки",

музыкальное сопровождение песни с проговариванием речевого ма-

териала.

Запев 1 — руки с мячом вперед, вверх, вниз (2 раза).

Припев 1 — мяч над головой, покачивание вправо-влево, присе-

дание — мяч на пол, легкий бег вокруг мяча.

Запев 2 — мяч к окну, за спину, к стенке, за спину (2 раза).

Припев 2 — повтор припева 1.

 

Упражнения с элементами танцев. Способствуют развитию

общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма.

Подбираются упражнения из классического танца (позиции рук, ног,

движения по позициям, приседания и выставление ноги в сторону),

русского народного (каблучный шаг, тройной притоп), морского

(волна, канат, чистка обуви, присядка, плавание). Движения разучи-

ваются по музыкальным фразам в медленном темпе.

 

Примеры упражнений:

 

Упражнение 1. "Солнышко", музыка Компанейца, слова Вы-

соцкой.

1. Солнышко, солнышко Дети стоят в кругу.

Выгляни скорей.    "Солнышко" сидит в центре.

Травку и зернышки Дети сужают круг.

В поле обогрей.          6 простых притопов, 1 тройной.

                        Дети отходят спиной назад.

2. Девочкам, мальчикам Выставление ноги в сторону.

Будет веселей —

Белочкам, зайчикам  4 прыжка на месте.

Суше и теплей.

 

3. Солнышко, солнышко, Повтор 1 куплета.

Все тебя мы ждем.

Птичкам, зверенышам

Плохо под дождем.

4. Солнце услышало    "Солнце" встает,

Песенку ребят.        хлопает в ладоши.

Вышли мы, вышли мы, Дети танцуют на месте.

На прогулку в сад.

 

Упражнение 2. "Морской", музыкальное сопровождение "Яб-

лочко".

Первая часть — плавание на месте,

вторая — всматриваются вдаль вправо-влево,

третья — покачивание из стороны в стороны, руки на плечах со-

седей,

четвертая — смотрят в подзорную трубу вправо-влево,

пятая — подпрыгивание на месте, руки тянут канат,

шестая — наклон вниз, выставление ноги, чистка обуви —

3 взмаха кистью,

седьмая — присядка, выставление ноги на пятку, руку за голову,

восьмая — паровозиком двигаются по кругу, ведущий выполняет

плавательный жест.

 

Упражнения для развития эмоционально-волевой сферы.

Развивают выразительность и координацию движений, эмоциональ-

ность, чувство прекрасного, мимическую моторику. Выполняются

под музыку.

 

Примеры упражнений:

 

Упражнение 1. "Бабочки". Музыкальное сопровождение "Вальс

цветов".

Первая часть музыкального сопровождения — под легкую танце-

вальную мелодию (вальс) дети изображают полет бабочек по кругу

или врассыпную. С окончанием музыки выбирается самая красивая

бабочка, она становится ведущей.

Вторая часть — все дети выполняют движения этой бабочки.

Упражнение 2. "Рисование в воздухе".

А. Бабочки. Под музыкальное сопровождение, медленное и плав-

ное, ("Прекрасное далеко", "Лесной олень") дети рисуют в воздухе,

сидя на ковре, 3 бабочек, большую, поменьше и самую маленькую, в

следующей последовательности: овал — туловище, правое крыло,

левое крыло, голову, усики, бабочка летит — взмахи рукой.

Б. Цветы. Серединка цветка, лепестки, стебель, листья, покачива-

ние цветка на ветру.

 

Упражнения для развития произвольного внимания. Под музыкальное сопровождение или стихотворный текст дети, разбившись на две группы, выполняют простые основные движения. По музыкальному или речевому сигналу выполняют действия противоположные или в соответствии с инструкцией. Эти упражнения развивают объем, устойчивость, концентрацию и распределение внимания.

 

Примеры упражнений:

Упражнение 1. " Дождь и солнце".

Дождь — 1 подгруппа — поднимает и опускает руки через стороны вверх.

Солнце — 2 подгруппа — приседает на носочки и поднимается, руки на поясе.

С окончанием музыки по команде "Дождь" (или мокрый, сильный, холодный, мелкий, моросящий) дети бегут к противоположной стене. По команде "Солнце" (или яркое, желтое, ласковое, теплое) дети садятся на ковер.

Упражнение 2. "Клоуны" Д. Кабалевский.

Первая часть музыкального сопровождения — 1 подгруппа стоит напротив второй и выполняет наклоны в стороны. 2 подгруппа — приседает на месте.

Вторая часть музыкального сопровождения — 1 подгруппа выполняет движения второй, 2 выполняет движения первой.

Третья часть — 1 подгруппа поднимает и опускает руки вверх,

2 — выполняет наклоны вниз.

Четвертая часть — 1 подгруппа выполняет наклоны, 2 — поднимает и опускает руки.

 

Заключительные упражнения. Приводят детей в спокойное со-

стояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Прово-

дятся в конце логоритмического занятия. Используются разные виды

упражнений: ходьба, упражнения на дыхание, упражнения на релак-

сацию, несложные упражнения на статическую координацию движе-

ний, простые общеразвивающие упражнения.

Со второго периода в занятия включаются речевые средства лого-

ритмики: упражнения для голоса и на координацию моторики и речи.

  

 Упражнения для развития голоса. Эти упражнения способст-

вуют развитию силы, высоты, выразительности голоса. Работа над

голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных

звуков. Сила голоса развивается при произношении гласных на мяг-

кой атаке звука более громко или более тихо в соответствии с усиле-

нием или ослаблением звучания музыкального сопровождения. Из-

менение тональности музыки способствует развитию высотных ха-

рактеристик голоса. Выразительности голоса можно добиться, разви-

вая интонационную сторону коротких музыкально-речевых фраз.

 

Примеры упражнений:

Упражнение 1. "Музыкальная лесенка" — исходное положе-

ние — сидя на стульях, спина прижата к стулу, руки на коленях, го-

лова чуть опущена на грудь. Пропевание гласных звуков "а — э —

и — о — у" и слогов "ма — мэ — ми — мо — му" по гамме с измене-

нием силы голоса и тональностей.

Упражнение 2. "Музыкальный горох" — исходное положение —

сидя на стульях. Пропевание каждой ступени лада справа и слева на

слоге "ма" (музыкальное сопровождение "ре — ми — ре — до — ми —

ре") с изменением тональности до "фа" первой октавы и обратно.

Упражнение 3. "Лодка на волнах" — исходное положение — си-

дя на стульях. Пропевание каждой ступени лада с продвижением на

слогах "да", "ла", "ма" (музыкальное сопровождение "ре — ми —ре —

до — ре — ми") в тональностях ре — мажор, ми — мажор, фа — ма-

жор и обратно.

 

Упражнения на развитие артикуляции и дикции. Способст-

вуют четкому произнесению звуков речи, внятности речи, развитию

артикуляционной моторики. Сначала проводятся упражнения на ар-

тикуляцию гласных звуков без голоса, затем подключается голос.

Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги. Затем под-

ключаются движения рук, где каждое движение является двигатель-

ным образом проговариваемого звука или слога.

 

Примеры упражнений:

 

Упражнение 1. "Разговор через стекло" — отгадывание и имита-

ция артикулирования гласных звуков А, И, У, Э, О, Ы и согласных П,

Т,К,Л.

Упражнение 2. "Бадминтон ". Исходное положение — основная

стойка, ведущая рука у плеча. Вытягивание руки вперед и вверх с

проговагиванием слогов "ба — ба — ба — ба", "бо — бо — бо —

бо", " бу — бу — бу — бу", " бэ — бэ — бэ — бэ", "бы — бы — бы —

бы". Три первых слога проговариваются тихо, движение рукой не-

большой амплитуды, на четвертый слог -— руки вытягивается вперед

и вверх, сила голоса увеличивается. Согласный Б в дальнейшем заме-

няется взрывными звонкими Д, Г.

Упражнение 3. "Бокс". Исходное положение — стоя, руки согну-

ты в локтях, ладони в кулак. Поочередное выбрасывание рук вперед с

произнесением слогов "да — до — ду — ды", "ба — бо — бу — бы",

"га — го — гу — гы".

 

Упражнения для развития  координации движений и речи.

Эти упражнения представляют интерес для логопедов, не владеющих

музыкальным инструментом. Их можно использовать не только на

логоритмических занятиях, но и для проведения физкультминуток во

время логопедических занятий. Речевой материал необходимо приме-

нять, руководствуясь коррекционной направленностью логоритмиче-

ских занятий:

— для нормализации темпа и ритма речи;

— для развития словаря и грамматического строя речи;

— для автоматизации звукопроизношения.

Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихо-

творной строки с движениями рук, ног и туловища. Длина строки

должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее

движение. В стихотворении должны присутствовать действующее

лицо, глагольная лексика и сюжет. При подборе речевого материа-

ла надо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные воз-

можности.

 

Примеры упражнений:

 

Упражнение 1. " Дождь".

Дождь покапал и прошел (исходное положение — ноги на шири-

не плеч, руки опущены. Встряхивание кистей, отведение рук за спи-

ну.)

Солнце ярко светит, (покачивание поднятых рук над головой)

Это очень хорошо (повороты туловища вправо и влево)

И большим и детям, (подъем на носки и приседание)

Упражнение 2. "Самолеты".

Самолеты загудели, (исходное положение — основная стойка,

руки перед грудью, вращения рук).

Самолеты полетели, (руки в стороны, наклоны вправо — влево)

На поляну тихо сели, (приседание, руки на колени)

Вновь над лесом полетели, (руки в стороны, наклоны вправо —

влево)

Упражнение 3. "Цветок".

У меня растет цветок, (наклоны головы к плечам, руки на

поясе)

Он бы море выпить смог. (разведение рук в стороны, в и.п.)

Дам водички, он глотает (наклон туловища вперед)

И немножко расцветает. (приседание, подъем на носочки)

183

Упражнения для развития речевого внимания. Помогают де-

тям вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соот-

ветствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руково-

дством к действию.

 

Примеры упражнений;

 

Упражнение 1. "Бабочки". Дети свободно стоят по всей пло-

щадке. По сигналу "Бабочки летают " дети свободно двигаются по

площадке, имитируя полет бабочек. По сигналу "Бабочки садятся на

цветок" дети останавливаются, выбирая свободное место в зале,

приседают. "Бабочки засыпают" — дети приседают, руки под голо-

ву. "Бабочки танцуют" — дети выполняют любые танцевальные

движения.

Упражнение 2. "Кукушка". Дети повторяют голос кукушки и за-

поминают его "ку-ку". Свободно двигаясь по всему залу, дети при-

слушиваются к голосу логопеда, который в медленном темпе с пауза-

ми произносит звукокомплексы, близкие по акустическому звучанию

к голосу кукушки (кря-кря, ко-ко, кар-кар, чик-чирик, куд-куда, ку-ка-

ре-ку, ква-ква). Как только дети услышат "ку-ку", они должны при-

сесть на корточки.

Сочетание неречевых и речевых средств логопедической ритми-

ки, подбор их и включение в одно занятие зависит от моторных осо-

бенностей детей и от их речевых возможностей.

Проведение занятий по логоритмике или использование отдель-

ных логоритмических средств в коррекционной работе логопеда в

группе ОНР повышает эффективность логопедической работы, спо-

собствует более быстрому преодолению общего недоразвития речи.

    Приложение "Загадки" к главе 2.1.

"Развитие лексико-грамматических средств речи

              у детей с ОНР"

 

          Первый период обучения

 

1. Овощи.

2. Фрукты.

3. Осень.

4. Посуда.

5. Продукты.

6. Части тела и лица.

7. Игрушки.

8. Одежда.

9. Обувь.

10. Профессии.

              1. Тема «Овощи»

Выберите 2-3 загадки для заучивания наизусть (исходя из рече-

вых возможностей ребенка). Нарисуйте или наклейте картинку-

отгадку. Объясните непонятные слова.

 

1. Надето на Машу  
Сто рубашек. (капуста)
2. Закутан ребенок  
В сто пеленок. (капуста)
3. Расту в земле на грядке я,  
Красная, длинная, сладкая. (морковь)
4. Между двух гор лежит Егор. (огурец)
5. Скинули Егорушке золотые перышки,  
И заставил всех плакать без горюшка. (лук)
6. Прежде чем его мы съели,  
Все наплакаться успели. (лук)
7. Круглый бок, желтый бок,  
Сидит на грядке колобок.  
В рос в землю крепко.  
Что же это? (репка)
8. И зелен и густ  
На грядке вырос куст.  
Покопай немножко:  
Под кустом... (картошка)
9. Как надела сто рубах,  
Заскрипела на зубах. (капуста)

10. Летом в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою в банках —

Желтые, соленые.                                    (огурцы)

11. На желтом солнышке подсох

И рвется из стручков...                            (горох)

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда —

       Поскакали кто куда.                              (горох)

12. Щеки красные, нос спелый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.                                    (редиска)

13. Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла:

Красна, кругла, сладка на вкус,

 А называюсь...                                                    (свекла)

14. Над землей трава,

Под землей красная голова.                       (редис, свекла)

15. Кругла, а не луна,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.                                      (репа)

16. Белый, тощий корнеплод

Под землей растет.

И хотя он очень горек,

В пищу нам он годен:

Все от взрослых до ребят

С холодом его едят.                                    (хрен)

17. Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.              (тыква)

 

18. Как на нашей грядке

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.               (помидоры)

 

 

                                                                    

                                                              

  

19. Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная...                                 (картошка)

 

20. Чудо поросятки выросли на грядке

К солнышку бочком,

Хвостики крючком.

Наши поросятки играют с нами

В прятки.                                                          (кабачки)

   

 

              2. Тема «Фрукты»

 

1. Головою вниз

Акробат повис,

На палке качается,                    (Яблоко, груша)

Сто дней не срывается.

 

2. Хоть прячется Алена

За веточкой зеленой,

Но красная щека

Видна издалека.                              (Яблоко)

3. Яркий,сладкий, налитой

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки.                      (Апельсин)

4. Очень любят обезьяны

Кушать спелые...                               (Бананы)

 

5. Не верится, не верится,

А вот растет на деревце

И с деревцем внутри.         (Плоды фруктовых деревьев)

6. У нас "фамилия" одна:

Цитрусовых мы семья.

 Я апельсина младший брат,

Я витаминами богат.                 (Мандарин)

                                                     

7. На зеленом деревце

Маленькие дочки,

Красные щечки.                     (Яблоки)

 

 

   

8. Что за плод! Шкатулочка с секретом,

Семена — стекляшечки на вид,

Все прозрачные, все розового цвета,

Потрясешь — как странно он звенит.    (Гранат)

9. Само с кулачок, красный бочок.

Потрогаешь — гладко,

Откусишь — сладко.                  (Яблоко)

 

10. Круглое, румяное

С ветки достану я.

На тарелку положу,

Кушай, мамочка, — скажу.            (Яблоко)

11. Он сочен и душист,

А снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья,

Будем кушать ты и я.                (Апельсин)

12. Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду, когда матрешка

Упадет сама в траву.                  (Яблоко)

13. На сучках висят шары,

Посинели от жары.                   (Слива)

14. Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.                 (Вишня)

15. Синий мундир,

Желтая подкладка.

В серединке — сладко.                (Слива)

16. Сижу на дереве,

Мала, как мышь,

Красна, как кровь,

Вкусна, как мед.                     (Вишня)

17. Было зеленое платье атласное.

Нет, не понравилось, выбрала красное,

Но надоело мне и это —

Платье надела синего цвета.            (Слива)

18. Спелый, сочный, ароматный

Я на яблоко похож.

Если пополам разрежешь,

Внутри ты косточку найдешь.          (Персик)

                                               

 

                                                     

                                                  

 

              3. Тема «Осень»

1 .Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?                (осенью)

 

2. Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь я елок и сосен,

Потому что я ...                           (Осень)

3. Нахмурится, насупится,

В слезы ударится —

Ничего не останется.            (туча)

4. Пыль поднимает, деревья качает,

Воет, завывает,

С деревьев листья срывает,

Тучи разгоняет, волны поднимает.  (ветер)

 

5. Шел долговяз,

В землю увяз.                                 (дождь)

6. Краснеют и желтеют,

С деревьев опадают,

В воздухе кружатся,

И на землю ложатся.               (листья, листопад)

 

      

 

 

       

4. Тема «Посуда»

 

 

1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

Все к столу — вода вскипела.  (чайник)

 

2. Он пыхтит как паровоз,

Важно держит кверху нос.

Пошумит, остепенится —

Пригласит чайку напиться. (чайник)

 

3. Новая посудина,

А вся в дырках.           (дуршлаг)

 

4. Сделаны они все из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока.  (стаканы)

 

5. Если я пуста бываю,

Про тебя не забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.           (ложка)

 

6. Сами не едим, а людей кормим.  (ложки)

7.Вы за стол, а он на стол,

Потому что хлебосол.

И к обеду, и к чайку

Даст вам хлеба по куску.                    (нож)

8.Щука в море, а хвост на заборе.     (ковш)

 

9.Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо.                          (самовар)

 

10. Из горячего колодца

Через нос водица льется.           (самовар, чайник)

 

    

 

5. Тема «Продукты»

1. Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна его не ем,

Разделю ребятам всем.                   (бублик)

2. Черна гора, а всем мила.                   (хлеб)

3. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.                     (хлеб)

 4. На шпаге кольца к чаю

В магазине покупаю.                     (баранки)

 5. Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают.                      (блин)

 6. Жидко, а не вода,

Бело, а не снег.                          (молоко)

7. Всем нам пригодится белая водица.

Из водицы белой

Все, что хочешь, делай:

Сливки, простоквашу, маслице в кашу,

Творожок на пирожок...

Кушай, Ванюшка, дружок!

Ешь да пей, гостям налей

И коту не пожалей.                        (молоко)

8. В руке у Танечки — зима в стаканчике.

В руке у Галочки — зима на палочке.     (мороженое)

9. Кисленький, приятный,

Начинается на "К", —

Пьем продукт из молока.                   (кефир)

10. Может и разбиться, может и свариться,

Если хочешь, в птицу может превратиться.    (яйцо)

 11. Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал — там и пропал.                (сахар)

 12. Сидит на ложке,

Свесив ножки.                            (лапша)

 13. В воде родится,

А воды боится.                             (соль)

 14. Отдельно — я не так вкусна,

Но в пище каждому нужна.                   (соль)

                        

 

  6. Тема «Части лица и тела»

1. Они темные и светлые,

Они короткие и длинные,

Они кудрявые и прямые.

Носить их можем,

А сосчитать — нет.          (волосы)

2. Живут через дорожку,

А друг друга не видят.     (глаза)

3. На ночь два оконца

Сами закрываются.

А с восходом солнца —

Сами открываются.         (глаза)

 

4. Меж двух светил

Посредине он один.        (нос)

5. Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей.  (нос)

6. Два соболя лежат

Хвостами друг к другу.

Могут хмуриться,

А могут и удивляться.        (брови)

7. Вокруг двух озер

  Камыш растет.                   (ресницы)

8. Тридцать два молотят,

Один поворачивает.       (зубы и язык)

9. Если б не было его,

Не сказали б ничего.               (язык)

 

10. Всегда он в работе, как мы говорим,

А отдыхает, когда мы молчим. (язык)

 

11. Один говорит,

Двое смотрят

И двое слушают.                   (язык, глаза, уши)

 

12. Пять братьев вместе родятся,

А росту разного,                       (пальцы)

 

13. У двух матерей по пять сыновей

И одно имя всем.                             (пальцы)

 

14. Пять братьев — годами равные,

А ростом разные.                                  (пальцы)

 

15. Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут.           (ноги)

 

 

               7. Тема «Игрушки»

1. Хоть надут он всегда,

С ним не скучно никогда.                (мяч)

2. Руками трогать не дают,

Зато ногами ловко бьют.          (футбольный мяч)

Упадет — поскачет,

Ударишь — не плачет.                  (мяч)

3. Это что за очень странный

Человечек деревянный:

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?..                         (Буратино)

4. Он и пляшет и поет,

И гудит, как самолет;

Он бежит бегом,

Он жужжит жуком.                     (волчок)

5. Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает.       (барабан)

6. Наряд мой пестрый,

Колпак мой острый.

Мои шутки и смех

Веселят всех.                       (Петрушка)

7. В этой молодице прячутся сестрицы.

Каждая сестрица для меньшей — темница. (матрешка)

8. Эти чудо-кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю.

Все сначала начинаю.                   (кубики)

9. Как апрель берет свое,

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через нее,

А она через меня.                     (прыгалка)

10. Твой хвостик я в руке держал.

Ты полетел, я побежал.          (воздушный шарик)

11. Если ты его отпустишь с поводка

Улетит он от тебя за облака.      (воздушный шарик)

12. Совсем не нужен ей водитель,

Ключом ее вы заводите —

Колесики начнут крутиться

Поставьте, и она помчится.           (машинка)

 13. Он стройный и красивый,

У него густая грива!

Жаль, нельзя на нем помчаться,

Только можно покачаться.                 (конь-качалка)

14. Вот упрямый человек

Не заставишь лечь вовек!

Вам такой встречается?

Он совсем не хочет спать:

Положу — встает опять

И стоит качается.       (Ванька-встанька, неваляшка)

 

          8. Тема «Одежда»

 

1. Две сестрички, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять, так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.                        (варежки)

 

2. Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился                     (варежки)

 

И отдельно поселился.                                 

3. Чтоб не мерзнуть, пять ребят

В печке вязанной сидят.                     (пальцы в варежке)            

 

4. А ну-ка, ребята, кто угадает:

На десятерых братьев

Двух шуб хватает                                  (рукавички)

 

5. Разошлись пальчики в темные чуланчики

Каждый пальчик в свой чуланчик. .                   (перчатки)

6. Надену — ободом сведет,

Сниму — змеей упадет.

Тепла не дает,

А без него холодно.                                        (пояс)

7. Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся.

Попляшешь день-деньской

И пойдешь на покой.                                 (рубашка)

8. Не шит, не кроен,

А на ниточке сборен.                             (чулок)

9. Сижу верхом, не знаю на ком,

Знакомца встречу — соскочу, привечу.  (шапка)

10. Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля.                               (шляпа)

 

 

11. Я любой девчонке

Прикрою волосенки.

Прикрою и мальчишке

Стрижки-коротышки.

От солнца я защита —

Для того и сшита.                   (панамка)

12. С одного бока — лес,

А с другого — поле.

Зимой не замерзаешь в ней

Ни в городе, ни в поле.                 (шуба)

13. Я— как зонт — не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое?                 (плащ)

                                                         

 

                                                            

 

              9. Тема «Обувь»

 

1. Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром — в садик, днем — домой.             (валенки)

2. Надевают на ножки

Теплые сапожки,

Они совсем маленькие, .                          (валенки)

А зовут их ...                                                  

3. Если дождик, мы не тужим —

Бойко шлепаем по лужам.

Выйдет солнышко опять —

Нам под вешалкой стоять.                         (калоши)

4. Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью.                    (туфли)

5. Два брата — арапа,

Ростом по колено.

Везде с нами гуляют,

Наши ноги защищают.                             (сапоги)

6. Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома,

Если дождь — у нас работа:

Топать, шлепать по болотам.           (резиновые сапоги)

                        

           10. Тема «Профессии»

1. Целый день я шью, да шью,

Я одела всю семью.

Погоди и ты немножко,

Будет и тебе одежка.                (Портниха)

 

2. Мне нужны в работе вещи:

Молоток, тиски и клещи.

Ключ для гаек и ножовка

А всего нужней сноровка!            (Слесарь)

 

3. Коз, коров зовет, скликает,

В свой витой рожок играет.           (Пастух)

 

4. Мастер, мастер — помоги,

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди —

Мы пойдем сегодня в гости.          (Сапожник)

 

5. Кто у постели больного сидит

И, как лечиться, он всем говорит?

Кто болен — он капли

Предложит принять.

Тому, кто здоров —

Разрешит погулять.                   (Доктор)

6. Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота —

Всех отвозить по утрам

На работу.                          (Водитель)

7. Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз — и помнит вас.         (Фотограф)

8. Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?                  (Повар)

9. Мы учим детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать.                    (Учитель)

10. В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра — машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он ...                      (Артист)

 

11.С огнем бороться мы должны —

Мы смелые работники,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? ...                  (Пожарники)

12. Кто гантели поднимает,

Дальше всех ядро бросает?

Быстро бегает, метко стреляет?

Как одним словом

Их всех называют?                      (Спортсмены)

13. Мы землю глубоко копаем,

И в глубине земли

Мы людям уголь добываем,

Чтоб дом топить могли.               (Шахтеры)

14. Средь облаков на высоте

Мы дружно строим новый дом,

Чтоб в тепле и красоте

Счастливо жили в нем.                (Строители)

 

      Второй период обучения

 

1. Дом и его части.

2. Домашние животные.

3. Дикие животные.

4. Животные Севера.

5. Животные жарких стран.

6. Зима.

7. Домашние птицы.

8. Дикие птицы.

9. Мебель.

 

          1. Тема «Дом и его части»

 

1. Вот стоит одноэтажный,

Двухэтажный, трехэтажный

Дальше там — многоэтажный,                    <

Упираясь в вышину.

Сотни человек отважных

Их построили однажды,

Чтобы жили в них с тобою

Мы всей дружною семьею.             (дом)

2. Все ступеньки собрались,

Вверх под крышу поднялись.         (лестница)

3. Она меня впускает в дом

И выпускает вон.

В ночное время под замком

Она хранит мой сон.

Она ни в огород, ни во двор

Не просится гулять:

На миг заглянет в коридор

И в комнату опять.                         (дверь)

4. Кто приходит, кто уходит —

Все ее за ручку водят.                    (дверь)

5. Всем кто придет и всем кто уйдет

Она руку подает.             (дверь)

 

 

6. Поля — стеклянные,

Межи — деревянные.            (окно)

7. Начинается на "О"

И кончается на "О".            

Я хвораю, не гуляю —

Целый день гляжу в него.      (окно)

 

8. Я из дома на порог

Лишь один шагнул шажок,

Дверь закрылась за спиной,

Нет пути передо мной.

Я и дома — и не дома,

Между небом и землей.

Где же я тогда, позволь?                (балкон)

9. В доме комната гуляет,

Никого не удивляет.

На двенадцатый этаж

Вас доставит в тот же час                 (лифт)

 

10. Стоит свеча из кирпича

Всех выше. Рот разинула,

А дымом дышит.                        (труба)

 

11. Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нем, —

Как мы это назовем?            (водопровод)

 

 

 2. Тема «Домашние животные»

 








Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...