Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие связной речи у детей с ОНР




Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, A.M. Бородич и дру­гими. "Связная речь, — подчеркивал Ф.А. Сохин, — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выра­жены точными словами в правильно построенных предложениях... Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладе­нии родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя". По тому как дети строят свои вы­сказывания можно судить об уровне их речевого развития.

По мнению профессора А.В. Текучева, под связной речью следу­ет понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) пред­ставляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое са­мостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как од­ну из разновидностей связной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму рече­вой деятельности. Она носит характер последовательного системати­ческого развернутого изложения. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реак­ций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной' передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторон­ний характер высказывания, произвольность, обусловленность со­держания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, раз­вернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, за­ранее задано и предварительно планируется.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуатив­ная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает •полностью содержания мысли в речевых формах. В контекстной речи ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации с опорой только на языковые средства.

Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дет­ском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной ре­чи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоя­тельному использованию ребенком отдельных слов И синтаксиче­ских конструкций.

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связано с развитием дея­тельности и общения.

На первом году жизни в процессе непосредственного эмоцио­нального общения со взрослым закладываются основы будущей связ­ной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начи­нает развиваться активная речь детей.

К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. По­степенно появляются первые предложения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понима­ние речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный за­пас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалоги­ческой формой речи.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосред­ственного практического опыта. Главной особенностью является воз­никновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксиче­ская структура рассказов, увеличивается количество сложносочинен­ных и сложноподчиненных предложений.

Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.

У детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Огра­ниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

При пересказе дети с ОНР ошибаются в передаче логической по­следовательности событий, пропускают отдельные звенья, "теряют" действующих лиц.

Рассказ-описание мало доступен для них, обычно рассказ подме­няется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по пла­ну, данному логопедом.

Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим тру­дом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затрудне­ния в определении замысла рассказа, последовательном развитии вы­бранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.

Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает перво­степенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, само­стоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоя­тельно определять содержание своего высказывания.

Л.Н. Ефименкова делает попытку систематизировать приемы ра­боты по развитию речи детей с ОНР. Вся коррекционная работа де­лится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи — основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обу­чать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и творче­скому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рас­сказа на основе личного опыта.

В.П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов, предусматривающих овладение детей навыками монологической речи в следующих формах: составление высказыва­ний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.

Т.А. Ткаченко при работе над формированием связной речи у де­тей с ОНР использует вспомогательные средства, такие как нагляд­ность и моделирование плана высказывания. Упражнения располага­ются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и "свертыванием" плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:

— пересказ рассказа по наглядному действию;

— рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;

— пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

— пересказ рассказа по серии сюжетных картин;

— составление рассказа по серии сюжетных картин;

— пересказ рассказа по сюжетной картине;

— рассказ по сюжетной картине.

Особенностью данной системы работы является то, что последо­вательно применяя этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смы­словыми высказываниями.

В специальной литературе недостаточно полно отражено содержа­ние коррекционно-педагогической работы по обучению старших до­школьников умениям и навыкам построения связного высказывания с элементами творчества, особенно придумывание рассказов, сказок.

При оценке готовности к творчеству детей учитываются сле­дующие моменты:

— правильно ли передается замысел, тема;

— какова степень точности в обрисовке персонажей;

-— какова самостоятельность и логическая последовательность изложения;

— какие используются художественные средства, характерные для сказок;

— использование выразительности голоса' (смысловых пауз, уда­рений, интонационной окраски).

Для выявления возможностей детей в составлении рассказов с элементами творчества и особенностей монологической речи при их выполнении детям предлагаются следующие задания:

1. Составить рассказ о каком-либо случае с девочкой (мальчиком) в лесу. Например, предлагается картинка, где изображены дети с кор­зинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами. Дети должны самостоятельно придумать свой рассказ, используя подсказ­ку, кого еще можно увидеть в лесу, если внимательно понаблюдать.

2. Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картин­ку). Задание имело целью выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умении использовать при состав­лении рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Дети должны продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концов­ку о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейст­вом ежей.

3. Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки, (исенью вернулись из жарких стран зимующие птицы — скворцы, воробьи, соловьи. В лесу дети слушали песни певчих птиц — соловьев, жаво­ронков, воробьев, галок). После исправления смысловых ошибок со­ставить предложения, заменив слово "летают" другими, более харак­терными для разных птиц словами: кружат, мелькают ласточки; суе­тятся, вьются воробьи; проносятся стрижи.

4. Пересказать короткий текст. Для оценки возможностей пере­сказ мы использовали рассказ Л.Н. Толстого "Катя и Маша". Предла­гали следующие варианты творческих заданий:

— придумать продолжение событий;

— инсценировать рассказ;

— ввести новые персонажи.

5. Составить рассказ-описание любимой игрушки или той игруш­ки, какую хочешь получить в день рождения.

Чаще всего дети испытывают затруднения в составлении развер­нутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, иногда за­трудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий. Рассказы состав­ляют с акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

При пересказе короткого текста дети не всегда полностью пони­мают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, добавля­ют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудня­ются в выборе необходимого слова.

Описательный рассказ беден, страдает повторами; не использует­ся предложенный план; описание сводится к простому перечислению отдельных признаков любимой игрушки или знакомого предмета.

Основные направления коррекционной работы по обучению де­тей с ОНР составлению рассказов и пересказов с элементами творче­ства в подготовительной группе во время второго года обучения:

1. Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второсте­пенными членами предложения. (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко.)

2. Восстановление различного рода деформированных предложе­ний, когда слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); одно, или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматиче­ских формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропуск слов (Ли­са... в густом лесу.); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...).

3. Составление предложений по "живым картинкам" (предметные картинки вырезаны по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.

Этот вид работы очень динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закре­пить в речи многие предлоги, употребление предложно-падежных конструкций (Петух, забор — Петух взлетел на забор. Петух пере­летел через забор. Петух сидит на заборе. Петух ищет корм за забо­ром и т. д.)

4. Восстановление предложений со смысловой деформацией (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами. Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.)

5. Отбор слов из названных логопедом и составление с ними предложения (Мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).

Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определить тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собст­венное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение, конец.

В процессе выполнения этих заданий у детей активизируется сформированное ранее представление о семантике слов и словосоче­таний, совершенствуется навык отбора языковых средств для точного выражения собственной мысли.

Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразви­тием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности из­ложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впе­чатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения дейст­вующих лиц. Труднее всего таким детям даются самостоятельное рас­сказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормаль­но говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чув­ства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Рассмотрим вопрос формирования описательно-повествователь­ной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития на примере обучения рассказыванию по сюжетной картинке и серии по­следовательных сюжетных картинок со зрительной опорой на гото­вый сюжет (по опорным словам). Виды работ мы представили в при­лагаемой схеме (см. Приложение).

Обучение рассказыванию с опорой на готовый сюжет мы начина­ли с работы по сюжетным картинкам, изображающим только одно действие, причем сначала предъявляли картинки, где главным дейст­вующим лицом является человек, ребенок или взрослый. (Мальчик умывается. Девочка моет посуду. Папа ремонтирует машинку. Мама вяжет. Бабушка лежит на диване. Дедушка читает газету.) После не­скольких занятий, когда дети научатся правильно грамматически оформлять предложения, предъявляем картинки, где действия совер­шают животные. (Кошка играет с клубком. Собака лает на кошку.)

Для следующего усложнения подбираем картинки с неодушев­ленными предметами. (Мяч укатился в речку. Чайник стоит на столе.) Действия на картинках связаны, в основном, с обиходной ситуацией, поэтому дети в большинстве случаев в течение 4-5 занятий начинают справляться с предложенным заданием: точно называть изображенное на картинке действие. И мы переходим к обучению составлению предложений по картинкам, где изображено два и больше действий. (Девочка моет посуду, мальчик вытирает посуду. Мальчик и девочка лепят снежную бабу, еще один мальчик катает снежные комки.) Здесь необходимо учить детей тому, как начинать и заканчивать рассказ, иногда предлагая варианты начала и конца.

Проделанная работа позволяет перейти к следующему виду заня­тий, а именно: составлению рассказа по серии сюжетных картинок с изображением одного и того же действующего лица (ребенок, взрос­лый, животное, неодушевленный предмет). Детям предлагается уста­новить последовательность действий на картинках и составить по данной серии рассказ. Серии сюжетных картинок помогают детям развивать наблюдательность, отмечать новые явления в каждой по­следующей картинке, способствуют уточнению имеющихся у детей представлений, понятий, обогащают их новыми сведениями, учат в логической последовательности излагать увиденное.

Логопед может прибегнуть сначала к вопросам, помогающим ус­тановить последовательность событий, а то и предложить свой обра­зец рассказа.

Уже на самых первых этапах обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок можно предлагать детям решать определенные творческие задачи, например, предложить рассказать отработанную на предыдущем занятии серию без предъявления 1-2 картинок, включить себя в разряд действующих лиц или вообще рассказать от первого лица, сделав себя главным участником изображенных собы­тий, затем предложить группе детей (по количеству участников) инсценировать данную серию. Попробовать придумать диалоги, можно ввести дополнительных участников, дополнительные дейст­вия. (Например, серия "Петя и волки". Дети вводят других героев — друзей, которые предлагают мальчику остаться в поселке, хотят проводить его через лес, подождать взрослых, обратиться за помо­щью к охотникам и т. д.)

Более сложным видом инсценировки серии может служить пан­томима. Этот вид работы всегда вызывает у детей трудности, так как воображение действий с предметами без их оречевления доступно не всем детям.

Еще одним из творческих видов работ над серией последователь­ных картинок является составление детьми рассказов, аналогичных предложенным сериям. После предварительного разбора и составле­ния рассказа по данной серии (например, "Синички" из 3-х картинок, где девочка зимой предложила синичкам чай за столом на кухне), ло­гопед или воспитатели проводят краткую беседу о том, как необхо­димо зимой подкармливать птиц и предлагают затем детям составить небольшой рассказ о том, как можно устроить кормушку для зимую­щих птиц.

Целесообразно на заключительном этапе работы над каждой се­рией последовательных сюжетных картинок предлагать детям выде­лять главную мысль в рассказе. Умение выделить главную мысль в рассказе формируется у детей с определенным трудом, поэтому по­мощь взрослых в виде умело поставленных вопросов подводит их к правильному ответу. Помощь взрослых уменьшается по мере овла­дения детьми навыком составления рассказа по серии сюжетных картинок. Постепенно ребенок переходит от сюжетной канвы к раз­вернутому последовательному рассказу, используя предыдущий опыт. Такая работа подводит детей к умению пересказывать услы­шанные тексты.

Параллельно с работой по формированию умения составлять рас­сказы по картинке и серии последовательных картинок можно уже с первых занятий готовить детей к выполнению этих видов работ без зрительной опоры на готовый сюжет.

Эта работа начинается с подбора глагольного словаря к опреде­ленному существительному. Детям предлагается назвать предмет, нарисованный на картинке, а затем вспомнить, придумать, назвать, что этот предмет умеет или может совершить (например, кошка — спит, мяукает, царапает и т. д.), т. е. ответить на вопросы: что дела­ет? или что умеет делать? После такой предварительной работы дети легко справляются с составлением предложений по предметным картинкам.

В первую очередь используется детский опыт, поэтому начинаем с предметных картинок с изображением детей, затем с изображением взрослых, позже добавляются картинки, на которых нарисованы зна­комые животные, а в последнюю очередь используются картинки с изображением неодушевленных предметов, но знакомых детям.

По' мере овладения детьми навыком составления предложений по предметной картинке она заменяется словом. (Составьте предложение про кошку.) Предложения детей преимущественно нераспространен­ные. (Кошка бегает. Кошка мяукает. Кошку гладят. Кошку кормят.) Возникает необходимость учить детей распространять предложения второстепенными членами, для чего ставится обязательное условие: сказать про кошку, какая она (словарь прилагательных), или где это было (кошка лежала на диване), или почему это случилось (кошка захотела есть и утащила кусок колбасы со стола). Эта как бы наработ­ка определенных речевых шаблонов подводит детей к составлению описательного рассказа о данном предмете.

Такая работа проводится систематически в рамках каждой изу­чаемой лексической темы. ("Овощи", "Фрукты", Животные" и др.)

Переходя к новой лексической группе, логопед и воспитатели помогают детям наводящими вопросами, как бы программируя рас­сказ, напоминая, что надо сказать о предмете. Постепенно роль взрос­лых уменьшается, дети переходят к самостоятельному описанию предмета. После того, как у детей сформировался навык составления предложений по одной предметной картинке, переходим к обучению составления предложений и рассказов по двум или нескольким пред­метным картинкам. В данной работе используется фланелеграф и вы­резанные по контуру предметы. Использование таких фигурок позво­ляет моделировать на фланелеграфе различные варианты действий в пространстве, что позволяет детям развивать фантазию, творческое воображение, что является прообразом рассказа. (Например, контур­ные картинки: Кошка по забору подкрадывается к птичке. Кошка за­бралась на забор. Кошка хочет залезть в гнездо к птичке.)

По мере овладения навыком составления рассказа по опорным словам детям предлагаются слова, сюжетно менее связанные, напри­мер: "мальчик, трамвай, бабушка" или "девочка, арбуз, кухня".

Количество опорных слов уменьшается постепенно, и дети долж­ны уже составить предложение, а затем и рассказ только по одному опорному слову. (Расскажи о кошке. Составь рассказ про кошку.)

Логопед и воспитатели стараются меньше помогать в построении рассказа, призывая детей привлекать фантазию, свои знания об этих предметах.

Описанная система работы по обучению рассказыванию по кар­тинке, серии сюжетных картинок позволяет детям значительно уточ­нить, расширить запас речевых категорий (лексических, грамматиче­ских), используемых в повседневной жизни, и в определенной степе­ни подготавливает их к овладению программой по русскому языку в школе.

Далее предлагались более сложные задания:

1. Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку).

2. Придумать начало рассказа. Этот вид работы вызывает наи­большие затруднения. Помочь в этом случае детям может предъявле­ние двух-трех образцов рассказов на одну и ту же тему, коллективное придумывание нескольких вариантов начала рассказа. Для облегчения задания к текстам подбирались предметные картинки, которые могли бы помочь словесной характеристике вводимых персонажей.

3. Придумать сказку по предложенному сюжету.

М. Кольцова считает, что сказки, сочиненные детьми дошкольно­го возраста, являются сплавом того, что они выучили, слышали ранее, что видят сейчас: "Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то свое, новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума". Успех коррекционной работы на этом этапе во многом определяется созданием естественной речевой среды. Правильно организованная учебно-речевая деятель­ность является лишь одним из путей формирования мотивации.

Остановимся подробнее над описанием формирования умений придумывать сказки.

Выбор темы сказки и ее сюжета является важным методическим моментом обучения творческому рассказыванию. Сюжет должен вы­зывать у детей желание придумывать сказку с четким композицион­ным построением с включением в нее элементарных описаний. Пред­лагаемый сюжет должен учитывать уровень речевого развития детей, соответствовать имеющемуся у них опыту. Необходимо, чтобы сюжет соответствовал активизации воображения, затрагивал нравственные и эстетические чувства, служил углублению интереса к речевой дея­тельности.

Вызвав интерес к сюжету, приступаем к его конкретизации. Так, придумывая сказку о Новогоднем балу в лесу, мы планировали разви­тие сюжета, обдумывали внешний вид, мимику, жесты, походку, го­лоса, поступки главных действующих героев, диалоги, характер сказ­ки. Старались обращать внимание на главное, не упуская из вида де­тали и подробности. Необходимо побуждать детей к тому, чтобы они передавали содержание сказки понятно, четко, ясно, умели адресовать свою речь тем, кто их слушает, могли внести замечания, дополнения, уточнения, проявляя к товарищам доброжелательное, заинтересован­ное отношение, ощущать радость совместного творчества.

Сказки, придуманные детьми, мы оформляли таким образом, чтобы их можно было использовать многократно. Тексты сказок за­писывались взрослыми на листах определенного формата (альбомный лист), дети сами иллюстрировали свои сказки или их эпизоды рисун­ками, из этих листов изготавливались книжки по лексическим темам: "Овощи", "Фрукты", "Домашние и дикие животные", "Игрушки". Де­ти с удовольствием рассматривали эти книжки, вспоминали и рас­сматривали понравившиеся сказки, обменивались впечатлениями, просили воспитателей почитать ту или иную сказку. Подобная работа активизирует мышление, воображение, речевую деятельность детей, создает возможность реализовать влияние художественного образа на развитие словесного творчества детей.                                   Другим видом работы над сочиненными сказками является дра­матизация, инсценировка. В процессе инсценировки сказки с исполь­зованием кукол, элементов костюмов активизируется словарь детей по определенной теме, развивается творческая фантазия детей, развива­ется просодическая сторона речи, раскрепощается личность ребенка.

Прием совместных действий используется нами в начальном пе­риоде обучения рассказыванию, иногда в моменты усложнения, при выдвижении новых требований, при постановке новых речевых зада­ний. В дальнейшей работе помогают вопросы по содержанию приду­мываемой сказки, опора на сравнительные характеристики персона­жей, голосовые реакции, личное отношение к изображенному сюжету или героям сказки, и т.д.

Приведем пример планирования работы по придумыванию сказ­ки "Как зайчонок торопился на Новогоднюю елку".

1. Воспитатель по заданию логопеда повторяет с детьми названия диких животных наших лесов, составляя рассказы-описания лисы, зайца, волка, белки, лося с использованием глагольной лексики: под­крадывается, выслеживает, петляет, ломится через кусты и т. д.

Необходимый для описания повадок, характеров диких животных словарь прилагательных: юркая, проворная, неуклюжий, свирепый и т.д. также повторяется воспитательницей. Вспомнить необходимо и загадки, и пословицы, и поговорки по данной теме, например: Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.   (Медведь).

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,                              

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.                (Белка).

Колючий недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж).

Хвост пушистый, Мех золотистый,

В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса).

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось).

Кто зимой холодной                                                  

В лесу бродит злой, голодный? (Волк).

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

У страха глаза велики.

Шила в мешке не утаишь.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга — ищи, а найдешь — береги.

Труслив, как заяц.

Хитрый, как лиса.

Свирепый, как волк.

Маленький, да удаленький.

2. На следующий день на индивидуальных занятиях с логопедом дети пересказывают рассказ со зрительной опорой "Как медведь сам себя напугал" (Н. Сладкое).

3. Во второй половине дня дети с воспитательницей придумыва­ют диалоги для действующих лиц этого рассказа, выясняют, что рас­сказ становится сказкой, стараются придумать для получившейся сказки зачин и концовку.

4. На следующем занятии логопеда дети придумывают сказку «Как зайчонок торопился на Новогоднюю елку». Детям предлагается определить характер сказки, кто из действующих персонажей будет чинить препятствия зайчонку, кто будет ему помогать, как добро, в конце концов, победит зло, как зайчонок простит хитрого лисенка, свирепого волчонка и попросит Деда Мороза дать и им подарки и пригласить их в общий дружный хоровод.

5. В один из вечеров или на занятии по изобразительной деятель­ности дети иллюстрируют сказку своими рисунками.

6. Работа над сказкой заканчивается изготовлением книжки.

7. Дети получают задание рассказать сказку родителям, бабуш­кам, дедушкам, братьям, сестрам.

8. Сказку предлагается инсценировать.

9. Показ инсценировки сказки детям младшей группы.

10. Использование материала отработанной сказки в представле­ниях кукольного театра.

Предложенная система работы по составлению продолжения сказки или сказки с опорой на рисунки, предварительно прочитанные тексты, способствует успешному формированию навыков самостоя­тельного рассказывания с элементами творчества.

Исходя из принципа комплексного подхода к преодолению обще­го недоразвития речи у детей, мы предлагаем активно включать педа­гогов ДОУ и родителей в процесс, используя карточки-задания с тек­стами литературных произведений для закрепления изучаемого мате­риала.

Предложенные приемы способствуют повышению уровня рече­вого развития детей, формированию у них интереса к русскому языку как к учебному предмету, закреплению навыков самостоятельной ра­боты, сравнения и обобщения, формированию умений вербализации производимых действий и отдельных видов деятельности в форме развернутых связных высказываний. В целом учебная деятельность детей начинает характеризоваться осознанностью, мотивированно­стью и произвольностью поведения и психических процессов. Они могут, руководствуясь системой требований, выполнять указания и инструкции учителя-логопеда, контролировать в определенной мере процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию.

     Систематизация речевого материала

 по развитию связной речи у детей с ОНР

1. Составление рассказов по сюжетной картинке.

Снеговик

Дети на прогулке лепили снеговика. Сначала они скатали большой комок, второй комок поменьше, третий еще меньше. Потом на большой комок положили средний комок, а на средний — маленький. Вместо глаз вставили угольки, вместо носа — морковку, вместо рук — ветки. Вместо шапки — надели старое ведро. Забавный получился снеговик.

Вопросы.

1) Кого вы видите на картинке?

2) Что делает мальчик, девочка?

3) Как дети лепили снеговика?

4) Что у снеговика вместо глаз, носа, шапки?

5) Какой получился снеговик? Творческие задания:

1) Закончить предложение по аналогии: Вместо рук у снеговика

ветки....

2) Составить рассказ от 1 -го лица множественного числа.

3) Составить план рассказа.

4) Придумать продолжение рассказа.

Осенью в парке

Наступила золотая осень. Листья на деревьях желтеют и падают на землю. Земля становится похожей на красивый ковер. Дети вышли на прогулку в парк. Все ищут самые красивые листья. Один мальчик собрал букет из разноцветных листьев и подарил девочке.

Вопросы.

1) Какое время года изображено на картинке? Объяснить, почему.

2) Где гуляют дети? "

3) Зачем дети собирают листья? Творческие задания.

1) Подобрать определения к словам:

осень (какая?) солнечная, золотая, дождливая, холодная, щедрая, урожайная;

листья (какие?) разноцветные, красивые, вырезные и т.д.

2) Рассказать от 1-го лица.

3) Изменить концовку рассказа.

2. Тексты для составления рассказов по серии сюжетных картинок.

Выращиваем помидоры

Наступила весна. Дети высадили рассаду помидоров на грядки. Летом они поливали рассаду, подвязывали стебли. Выросли из расса­ды кустики. Осенью на них созрели крупные красные помидоры.

Вопросы.

1) Когда сажают рассаду? Какую рассаду посадили дети?

2) Что делали летом на огороде? Откуда дети брали воду для по­лива рассады?

Творческие задания.

1) Составить аналогичный рассказ без опоры на серию картинок о выращивании огурцов.

2) Составить рассказ от 1-го лица.

3) Придумать продолжение рассказа.

Хорошие соседи

Около дома росли высокие березы. На одной березе в скворечни­ке поселились скворцы. На другой березе свили гнездо грачи. Однаж­ды скворцы улетели за кормом для своих птенцов. А кот Васька тут как тут. Подбежал к березе и стал забираться по стволу вверх. Грач увидел, что кот подкрадывается к скворечнику. Налетел на кота и ударил его своим крепким клювом. Кот жалобно замяукал, сорвался с дерева, упал на землю, вскочил и бросился наутек.

Вопросы.

1) Где поселились скворцы?

2) Где жили грачи?

3) Кто подкрадывался к скворечнику?

4) Как грач защитил птенцов скворцов? Творческие задания.

1) Назвать отличительные признаки весны.

2) Подобрать слова-действия к названию птиц и деревьев: почки — набухают, просыпаются, лопаются;

птицы — возвращаются, прилетают, щебечут, поют, свистят, порхают, вьют гнезда, выводят птенцов и т.д.

3) Придумать начало рассказа.

4) Придумать название рассказа.

Кормушка для птиц

Наступила холодная зима. Голодно птицам в саду. Дети попроси­ли дедушку сделать кормушку для птиц. Принесли дощечки, молоток, гвозди. Когда кормушка была готова, дети повесили ее на березе и насыпали корм: крупу, семечки, хлебные крошки. Дети спрятались за елку и стали наблюдать. Сначала на кормушку прилетели воробьи, потом синицы. Птицы быстро клевали корм. Вопросы.                           

1) Почему птицам голодно зимой?

2) Из чего дедушка сделал кормушку?

3) Куда дети повесили кормушку?

4) Почему дети спрятались за елкой?

5) Что делали птицы? Творческие задания.

1) Придумать рассказ по аналогии.

2) Изготовить кормушку или насыпать корм в коробку, выставить на балкон, понаблюдать за кормушкой, рассказать, какие птицы при­летели на кормушку, что они делали.

Пароход

Дети решили играть в пароход. Мальчики принесли крупные ку­бы, девочки принесли стулья. Из коробки достали бескозырки и фу­ражку. Петя был капитаном, он смотрел в бинокль. Девочки принесли кукол и сели на стулья. Они — пассажиры. Пароход плывет по морю.

Вопросы.

1) Что делают дети?

2) Из чего дети построили пароход?

3) Что делают девочки?

4) Куда плывет пароход? Творческие задания.

1) Придумать продолжение рассказа.

2) Придумать аналогичный рассказ о постройке самолета.

3. Тексты для пересказа.

Кошка (Е. Чарушин)

... Кошка Маруська... в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная, Песенки поет — мурлычет, а ее котеночек маленький — ему мурлы­кать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

Вопросы.

Кого поймала кошка Маруська?

Что делает кошка? Почему?

Кто есть у кошки?

Что делает котеночек?

Творческие задания.

1) В пересказе дать Описание кошки и котенка.

2) Придумать начало рассказа.

3) Составить загадку про кошку.

Собака (Е. Чарушин)

У Шарика шуба густая, теплая — он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки — просто собачья будка, а там соломка посте­лена, а ему не холодно. Шарик лает, злых людей да воров во двор не пускает — за это все его любят да сытно кормят.

Вопросы.

Где живет Шарик?

Какая шуба у собаки?

За что любят Шарика?

Творческие задания. 

1) Рассказать от 1-го лица о своей собаке.

2) Составить описание собаки.

3) Придумать продолжение рассказа.

Белка (Е. Чарушин)

Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила — теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы су­шит, шишки шелушит.

Вопросы.

Почему белка не боится холода?

Почему белка не боится охотников летом?

Что делает белка летом?

Что делает белка зимой?

Творческие задания.

1) Рассказать о жизни белки в лесу летом.

2) Закончить предложения: Не страшен белке....

У нее серенькая шубка.... Белка грибы..., шишки....

3) Подобрать эпитеты к словам:

белка (какая?) запасливая, проворная, ловкая, юркая и т.д. шубка беличья (какая?) серенькая, теплая, пушистая.

4) Образовать притяжательные прилагательные, составить пред­ложения, найдя ошибки художника: У волка беличий хвост, а у бел­ки — волчий. У лисы заячий хвост, а у зайца — лисий.

Заяц (Е. Чарушин)

Шуба у зайца теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый.

Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.

Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер-кашку, хочешь — любой цветочек с

медом откуси.

Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть

нашу морковку. Вопросы.

Какая у зайца шуба зимой? Как шуба спасает зайку? Почему зайка ждет лета? Какая шубка у зайки летом? Когда охотники охотятся на зайцев? Творческие задания.

1) Придумать рассказ о зайце, который жил в лесу около дачи.

2) Вставить пропущенные предлоги: Заяц убегает... охотника.

Заяц прячется ... кустом.

Сидит и трясется ... страха.

Ждет, когда охотники пройдут ... куста.

3) Составить слова с разными приставками:

бежать — прибежал, убежал, выбежал, перебежал, подбежал

и т.д.

Как голубь учился гнездо вить

(Литовская сказка. Пер. Н. Паншиной) Как-то раз позвал к себе голубь дрозда, просит научить гнездо

вить. Прилетел дрозд к голубю и начал гнездо вить.

Притащил несколько соломинок, уложил их, а голубь тут же

взлетел, уселся на гнездо и начал вертеться, приговаривая:

— Могу, могу, могу! Рассердился дрозд и сказал:

— Ну, коли сам можешь, чего же просишь? — и улетел восвояси. А голубок так и не знает, как дальше гнездо вить. Притащил не­сколько соломинок, вот и все его гнездо.

Вопросы.

Зачем голубь позвал дрозда? Почему дрозд улетел? Какое гнездо сделал себе голубь?

Творческие задания.

1) Придумать другую концовку сказки.

2) Инсценировать сказку.

Дружба

(Сказка)

Летом подружилась белочка с зайчиком. Белочка была рыжень­кая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на неболь­шую полянку и там угощали друг друга.

Белочка приносила грибы, шишки, орехи, а зайчик — морковку, капусту.

Но вот прошло лето. Наступила осень, а потом зима. Выпал бе­лый снег. Белочка спряталась к себе в дупло, а зайчик под густую ветку ели.

Один раз белочка высунулась из дупла. Она увидели зайчика, но не узнала его, потому что зайчик был не серый, а белый. Зайчик тоже увидел белочку и тоже не узнал ее. Он ведь был знаком с рыженькой белочкой, а это была серая.

Но наступит лето, и они снова узнают друг друга.

Творческие задания.

1) Ответить на вопрос, почему они узнают друг друга только ле­том?

2) Придумать продолжение сказки.

3) Пересказать сказку по опорным предметным картинкам.

4) Подобрать предметные картинки, назвать, кто из животных где живет: лиса в норе, белка — в дупле и т.д.

Заяц и черепаха

(Ингушская сказка)

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивает­ся: «Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха, хоть и тихо шла, оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

Бегать-то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от чере­пахи можно отстать.

Вопросы.

О чем поспорили заяц и черепаха?

Что делала черепаха?

Что делал заяц?

Почему черепаха оказалась первой у цели?

Творческие задания.

1) Придумать по аналогии сказку про лису и ежа.

2) Составить словесный портрет зайца, черепахи.

3) Инсценировать сказку.

4. Тексты для обучения рассказыванию по демонстрируемому действию с использованием фланелеграфа и без.

Храбрая курица

Курица Хохлатка вывела цыплят во двор. Цыплята бегают по травке, весело пищат, червяков ищут. Вдруг прилетела ворона, хочет цыпленка украсть. А Хохлатка заквохтала, крылья растопырила, цып­лята быстро под ними спрятались. Долго ворона сидела на заборе, но осталась ни с чем, так и улетела голодная.

Творческие задания.

1) Определить, соответствует ли название рассказа его содержа­нию. Уточнить название.

2) Определить и назвать части тела птиц (туловище, голова, хо­холок, хвост, крылья, перья, клюв, когти).

3) Подобрать слова с противоположным значением:

далеко — близко, быстро— ... , высоко — ... , громко — ,.., сильно — ... , весело — ....

Храбрые щенята (по М. Петрову)

Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на не­бо. Увидели желтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Испугались щенки.

— Давай лаять, — говорит один щенок.

— Давай, — согласился другой щенок. Залаяли щенки. А круг поднимается все выше.

— Испугался! — радуется первый щенок.

— Убегает! — говорит другой щенок. Весело лают щенки.

Творческие задания.

1) Придумать название рассказа.

2) Назвать детенышей домашних животных.

3) Образовать форму множественного числа от формы единст­венного числа:

теленок — телята, жеребенок — жеребята и т.д.

Для чего руки нужны (Е. Пермяк) Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

— А для чего, Петенька, людям руки нужны?

— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.

— А еще для чего? — спросил дед.

— Чтобы ложку держать.

— А еще?                                                                     

— Чтобы кошку гладить.

— А еще?

— Чтобы камешки в речку бросать.

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и обо всех других людях по своим рукам судил, а не по трудовым рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

Творческие задания.

1) Закрепить употребление сложноподчиненного союза «чтобы», называя части тела человека и животных и действия, выполняемые ими.

2) Составить предложения по опорным предметным картинкам: Бабушка, кресло. — Бабушка сидит в кресле.

Девочка, трамвай. — Девочка едет на трамвае.

3) Распространение составленных предложений: Бабушка сидит в мягком зеленом кресле.

5. Тексты для игр-драматизаций и кукольного театра.

Белка и волк (по Л. Толстому)

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

— Пусти меня. Волк сказал:

— Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так весе­лы. Мне всегда скучно, а вы все на елках прыгаете.

Белка ответила:

— Пусти меня на елку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк отпустил белку, а белка с елки сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжет. А мы весе­лы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Творческие задания.

1) Назвать детенышей диких животных наших лесов. Образовать форму множественного числа имен существительных.

2) Считать детенышей, называть конечный результат: 1 зайчонок, 2 зайчонка, 5 зайчат.

3) Составлять предложения типа: У белки три бельчонка.

Кто? (по Е. Пермяку)

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассни­цей будет.

— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже ранец купила.

— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама новое платье для школы сшила.

— Нет, я... нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня есть и ранец, и пенал с ручками, и платье новое, и мне еще две белые лен­ты в косички подарили.

Решили девочки у подружки Маши спросить, кто из них лучшей первоклассницей станет. Пришли к Маше, а она за букварем сидит.

— Некогда мне, — говорит Маша, — я должна еще три буквы выучить.

— А зачем? — спрашивают девочки.

— А затем, чтобы плохой первоклассницей не оказаться.

Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно. Творческие задания.

1) Составить рассказы-описания школьных принадлежностей.

2) Пересказать рассказ по цепочке.

Как Маша стала большой (по Е. Пермяку)

Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы как у тети Клавы зачесывала. И бусы надевала на шею. И часы пыталась носить.

Ничего не получалось. Все смеялись над ней да шутили.

Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.

А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился и за столом сказал:

— Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метет, но и посуду моет.

Стали маленькую Машу называть большой.

Вопросы.

Как Маша пыталась вырасти?

Почему над Машей все смеялись?

Когда Машу стали называть большой?

Творческие задания.

1) Образовать притяжательные прилагательные от существитель­ных:

папа — папин, папина; мама — мамин, мамина и т.д.

2) Закончить предложения: У маминого платья рукава....

У папиной рубашки карманы.... У Таниной шубы воротник....

Торопливый ножик (Е. Пермяк)

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка полу­чилась. Неровная. Некрасивая.

— Как же это так? — спрашивает Митю отец.

— Ножик плохой, — отвечает Митя, — косо строгает.

— Да нет, — говорит отец, — ножик хороший. Он только тороп­ливый. Его нужно терпению выучить.

— А как? — спрашивает Митя.

— А вот так, — сказал отец.

Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал стро­гать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Творческие задания.

1) Образовать сравнительную степень прилагательных: короткий — короче, веселый — веселее, теплый — теплее и т.д.

2) Образовать уменьшительную форму существительных: прут — прутик, палка — палочка

3) Назвать инструменты (по предметным картинкам) и объяснить их назначение.

Как Миша хотел маму перехитрить (Е. Пермяк) Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:

— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?

— Оно, мама, само отломилось.

— А почему у тебя, Миша, рубашка разорвана?

— Она, мамочка, сама разорвалась.

— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?

— Он, мама, сам куда-то потерялся.  Тогда Мишина мама сказала:

— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!

— А как? — спросил Миша.

— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чи­ниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они все всё сделают.

Творческие задания.

1) Пересказать от 1-го лица.

2) Подобрать слова действия: Пуговицу к рубашке нужно.... Дырку на колготках надо .... Бабушка взяла спицы и стала ..

носок.

Для чего говорят «спасибо»? (В. Сухомлинский) По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала про­хладная вода. Они наклонились, напились.

— Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

— Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедушку. — Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей бла­годарности.

— Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?

Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий...

Творческие задания.

1) Пересказать от 1-го лица.

2) Объяснить, кому же нужно слово «спасибо»?

3) Подобрать однокоренные слова:

вода — водный, водяной, подводник, водица лес — лесок, лесной, лесник, лесовик.

6. Тесты для обучения ведения диалога, развития просодики речи.

Ревушка (По И. Мазнину)

Вышла Машенька на крыльцо и ревет. Подошел к ней петушок и спрашивает:

— Ты чего это, Машенька, ревешь? Давай лучше букашек ловить.

— Не надо мне букашек, я буду плакать. Подошла к Машеньке кошка:

— Что ты, Машенька, ревешь? Давай мышек ловить.

— Не буду мышек ловить, буду плакать. Подошел к Машеньке теленок и говорит:

— Давай, Машенька, реветь со мной.

— Давай.

Но тут подошла к ней Бурёнушка-рёвушка и гневно сказала:

— Ты что это меня передразниваешь? Испугалась Машенька и больше не ревет. Творческие задания.

1) Инсценировать сказку.

2) Ввести в сказку других персонажей вместо петушка и кошки.

Муравей и сороконожка (Н. Сладков)

— Вот напугал, Муравей! Да ты что — с неба свалился, что ли!

— С неба, с неба... С рябиновой ветки я свалился!

— А что же ты там делал?

— Делал, делал... Коров пас!

— А еще что?

— Молочко сладкое пил.

— А еще что?

— Вот пристала! Ну, задремал немножко, да и скатился с листа. Тебе что, у тебя сорок ног, а у меня всего шесть: на двух стою, двумя тлю-коровку держу, двумя молочко тлимое собираю!

Творческие задания.

1) Тренироваться в передаче более быстрого и более медленного темпа речи.

2) Учиться передавать различные мелодико-интонационные оттенки речи.

Снег и ветер (Н. Сладков)

— Снег, дружище, что с тобой? Да на тебе лица нет: осунулся и почернел!

— Плохи дела, Ветер, — испаряюсь. Таю не по дням, а по часам. Раскис совсем, слякоть развел. У всех на глазах умираю, а всем хоть бы что!

— Вот тебе, Снег, мой совет. Тай поскорей, стекай в ручьи и ре­ки и плыви себе к теплым морским курортам отдыхать да сил наби­раться.

— Ой-е-ей, заструился. Творческие задания.

1) Объяснить слова и выражения: на тебе лица нет; осунулся; раскис; слякоть развел; заструился.

2) Назвать отличительные признаки весны.

3) Рассказать о весенних забавах детей.

4) Подобрать эпитеты к словам:

ручеек (какой?) быстрый, звонкий, журчащий, холодный, про­зрачный;

лодочка (какая?) маленькая, быстрая, деревянная и т.д.

Тетерев молодой и Тетерев старый (Н. Сладкое)

— Только и слышу вокруг: зима на носу, мороз, скоро зиму зи­мовать? А что такое зима?

— А ты лето знаешь? — Знаю!

— Так вот зима — это наоборот!

— А что такое мороз?

— А ты жару знаешь?

— Знаю!

— Так вот мороз — это жара наоборот.

— А что такое «зиму зимовать»?

— А ты жизнь хорошую да беззаботную знаешь?

— Еще бы не знать!

— Так вот это — наоборот! Творческие задания.

1) Объяснить выражения: зима на носу, зиму зимовать.

2) Тренироваться употреблять различные интонационные оттенки голоса.

Тук-тук! (по Н. Сладкову)

– Дятел, а Дятел! Когда тебе стучать надоест? Зимой стучишь, летом стучишь. Весь год стучишь! Да все клювом.

— Зимой стучу — из шишек семена выбиваю. Летом жуков-короедов да их личинок из-под коры выколачиваю. Больше всего весной стучу. Дырочки в березовой коре пробиваю — чтобы слад­ким соком полакомиться. Дупло для гнезда долблю — птенцов вы­водит.

Вопросы.

Что умеет делать дятел клювом? Как называют дятла за его работу? Творческие задания.

1) Определить и назвать части деревьев (ствол, корни, ветви, ко­ра, листья, почки).

2) Рассказать о встрече с дятлом в лесу.

3) Сравнить, чем похожи и отличаются береза и сосна, ель и липа.

4) Образовать прилагательные от существительных: осина — осиновый, береза — березовый и т.д.

Дрозд и грибы (по Н. Сладкову)

— Прячьтесь, братцы, — грибники идут! Ты, Подберезовик, — под березу, ты, Подосиновик, — под осину, ты, Моховик, — в мох.

-— А мне, Опенку, куда?

— Прыгай скорей за пень!

— Я — Волнушка; так волнуюсь, так волнуюсь...

— Не волнуйся, Волнушка, притворись листиком.

— Что делать? Я — Сыроежка: сырьем съедят!

— В кусты! Скорей, скорей — грибники рядом!

— А я, уважаемый Дрозд, — Груздь. Груздь груздю рознь. Быва­ют осиновые, бывают собачьи. Но я — самый лучший Груздь. А вот куда мне спрятаться, и не знаю.

— Поздно прятаться — грибники пришли! Назвался груздем — так полезай в кузов!

Творческие задания.

1) Образование формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

Что в лесу много растет? гриб — грибы — грибов масленок — маслята — маслят

2) Составление предложений с образованной формой: У Нины в лукошке много опят, моховиков.

Дуб и ветер (по Н. Сладкову)

— Отчего, Дуб, ты такой высокий? Выше тебя в лесу и дерева нет. — От любопытства, Ветер. Я еще только из желудя высунулся,

траву вокруг себя увидел, подумал: «А что там, за травой?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там дальше, за кус­тами?» Потом хотелось узнать, что за низенькими деревцами, что за высокими. Все тянулся да тянулся, вот и вымахал.

— Ну, а теперь успокоился? Все вокруг видишь, все вокруг знаешь?

— Где там успокоился! Разве все увидишь да узнаешь! А что там за горами, за морями? Эх, мне бы еще подрасти да потом на цыпочки встать — хоть бы одним глазком туда заглянуть!

Творческие задания.

1) Рассказать о том, как можно вырастить дуб.

2) Подобрать родственные слова: дуб — дубок, дубовый, дубрава.

Кубик на кубик (Я. Тайц)

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

— Дай башню!

— Не дам!

— Дай хоть кубик!

— Один кубичек возьми.

Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик! И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!

7. Тесты для составления рассказов-описаний.

Кто самый быстрый (по С. Юматову)

Все дикие кошки: и царь зверей — лев, и красивый пятнистый леопард, и сердитая черная пантера быстро бегают, а многие и по де­ревьям хорошо лазают.

Но самый длинноногий из них, самый быстрый бегун — гепард. Он обгонит любого зверя на Земле. Он мчится со скоростью больше ста километров в час.

В нашей стране гепарды живут в пустыне около Каспийского и Аральского моря. Их очень мало. Они находятся под охраной госу­дарства. • Творческие задания.

1) Подобрать эпитеты к словам:

пантера (какая?) черная, гибкая, ловкая, хитрая, сильная, быстрая. тигр (какой?) полосатый, сильный, хищный, свирепый.

2) Рассказать, почему надо охранять диких животных.

3.) Составить рассказ-описание других животных семейства ко­шачьих из жарких стран.

Синицы (по Н. Соколову-Микитову) Летом синицы живут в лесах и парках, кормятся насекомыми.

Зимою обычно прибиваются к человеческому жилью, добывают корм

около домов, прыгая по перилам балконов, стуча клювами в оконные

стекла или залетая в открытые форточки.

Синицы — птички всеядные. Они ловко ловят насекомых, очень

любят жирное мясо, клюют крошки хлеба и кашу. Творческие задания.

1) Подготовить рассказ из личного опыта «Моя кормушка».

2) Рассказать о том, как устроили кормушку для птиц в детском саду.

3) Вспомнить и назвать перелетных птиц, объяснить, почему они не могут зимовать в наших краях.

Над болотом (по Н. Соколову-Микитову)

Каждый год возвращаются журавли из далеких теплых стран на родное болото.

... Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой заросло большое непроходимое болото. В самых недоступных местах устраи­вают гнезда осторожные журавли.

Спокойно им жить на неприступном болоте. Не пройдет по боло­ту волк, не проберется лисица, не подкрадется рысь.

... Скоро выведутся на болоте длинноногие, неуклюжие журавля­та. Начнут ловить для них журавли лягушек и змей, приносить в гнез­до корм. Будут расти, учиться летать журавлята...

Творческие задания.

1) Составить рассказ-описание цапли.

2) Составить план рассказа.

3) Продолжить рассказ.

Одуванчики (Н. Соколов-Микитов)

Все знают простые цветы, похожие на маленькое солнце с золо­тыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик — поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Поэтому и назы­вается цветок одуванчиком.

Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики свои золотые головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают. С восходом солн­ца они просыпаются, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывают золотые свои лепестки. В солнечные летний день золотою кажется поляна, на которой растут и цветут одуванчики. Творческие задания.

1) Объяснить значение слов «пушистый», «золотой».

2) Придумать предложения с другими значениями этих слов.

3) Назвать слова с противоположными значениями: засыпают — ; свертывают —;

4) Прочитать наизусть стихотворение Е. Серовой «Одуванчик». Объяснить слово «воздушное».

Ответить на вопрос: Почему у одуванчика вначале желтый сара­фанчик, а потом беленькое платьице?

Снежные слова (по В. Архангельскому)

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпа­лись снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами!

Чем тише морозная погода, тем красивее снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи, и они превращаются в снежную пыль. Когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные бе­лые шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа.

Иногда снежинки, падая, в воздухе лепятся друг к другу и обра­зуют хлопья.

Творческие задания.

1) Объяснить, как образуется снежная пыль, крупа, хлопья, суг­робы, наст.

2) Подобрать родственные слова к слову снег — снежный, сне­жок, снежинка, снеговик, снегокат, Снегурочка и др.

3) Рассказать о снегопаде, о прогулке в снегопад и т.п.

2.3. Развитие звуковой культуры речи и автоматиза­ция свистящих, шипящих и сонорных звуков у детей с общим недоразвитием речи на индивидуальных занятиях.

У детей с общим недоразвитием речи нарушения звукопроизношения являются одним из симптомов общего недоразвития речи.

Коррекция различных нарушений произношения является одной из основных задач индивидуальной работы логопеда. В основе рабо­ты по усвоению детьми фонетической и фонематической систем язы­ка лежит отработка артикуляционных укладов гласных и согласных в определенной последовательности и развитие умения дифференциро­вать звуки по их основным признакам.

Чаще всего у детей с ОНР нарушена не одна, а несколько групп звуков. Прежде всего это сложные по артикуляции переднеязычные звуки: свистящие, шипящие и сонорные. В любой из групп традици­онно различают следующие формы нарушения звуков: искажение, пропуск, замена, смешение и недифференцированное произношение. Причиной искаженного произношения являются недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. В ре­зультате звук произносится неточно, приближенно. Такие нарушения называют фонетическими.

Замена звуков связана с недостаточной сформированностью фоне­матического слуха, при которой звук не дифференцируется со звуками, схожими по акустическим и артикуляционным признакам, что искажа­ет смысл слова. Данные нарушения называют фонематическими.

При различных дефектах звукопроизношения основные направ­ления коррекционной работы обусловлены структурой нарушения. При фонетических нарушениях звукопроизношения основная работа направлена на развитие артикуляционной моторики, при фонематиче­ских — на развитие речевого и фонематического слуха.

Нарушения групп звуков традиционно обозначаются следующи­ми терминами:

— сигматизм — фонетические нарушения свистящих и шипящих зву­ков;

— парасигматизм — фонематические нарушения этих звуков;

— ламбдацизм — фонетические нарушения звуков Л и Ль;

— параламбдацизм — фонематические нарушения данных звуков;

— ротацизм — фонетические нарушения звуков Р и Рь;

— параротацизм — фонематические нарушения этих звуков;

— йотацизм — фонетические нарушения звука Й;

— парайотацизм — фонематические нарушения звука Й;

— каппацизм — фонетические нарушения заднеязычных звуков;

— паракаппацизм — фонематические нарушения данных звуков;

— дефекты смягчения фонем;

— дефекты озвончения фонем.

Помимо форм и видов нарушения звукопроизношения в логопе­дии различают уровни неправильного произношения.

Патологические нарушения звукопроизношения у детей с ОНР характеризуются стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены нарушениями фонематического слуха, недостаточностью артикуляционной моторики. Дефект носит сме­шанный, фонетико-фонематический характер.

Общеизвестно, что коррекция нарушенного звукопроизношения проводится поэтапно и последовательно. Различают четыре этапа коррекционной работы по формированию правильного произноше­ния: подготовительный этап, этап постановки, этап автоматизации и этап дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе логопед готовит органы артикуляции к после­дующей постановке звука. Для этого проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, по формированию фонемати­ческих процессов, по выработке направленной воздушной струи, по отработке опорных звуков. Основным приемом является артикуляци­онная гимнастика.

На этапе постановки звука логопед использует все возможные приемы для вызывания правильного звучания того или другого звука: подражание артикуляции логопеда, описание правильной артикуля­ции в доступной для ребенка форме, постановка от имеющихся в речи ребенка звуков и постановка с механической помощью.

Этап автоматизации звука связан с введением поставленного зву­ка в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабаты­ваемый звук должен вводиться в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения. На данном этапе логопед должен точно подбирать речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и связ­ных текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки, те звуки, которые еще у ребенка не поставлены.

Четвертый этап является заключительным, он связан с обучением ребенка умению различать смешиваемые, близкие по звучанию или произнесению звуки. Проведение этого этапа необходимо только при наличии фонематических нарушений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...