Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Словообразовательный разбор слова (по составу)




1.Измените слово и выделите окончание.

2. Найдите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему (или морфемы), с помощью которой (или которых) оно образовано.

3. Определите способ образования слова. Какая у него основа: производная или непроизводная?

4. Если основа производная, продолжите подбор родственных слов и выделение служебных морфем до тех пор, пока не останется лишь главная часть слова — ко­рень.

5. Есть ли слова с чередующимися гласными и соглас­ными? Если есть, подтвердите наличие чередования зву­ков.

6. Каковы особенности правописания слова? Обозначив орфограммы, определите, каким принципам русской ор­фографии они подчиняются. Если морфологическому, то какие и как необходимо применить правила?

7. Есть ли в слове морфемы, стилистически окрашен­ные (старославянского или иноязычного происхождения, характерные для народно-разговорной, народно-поэтиче­ской, просторечной, профессиональной, книжной лексики)?


279




280


3. Морфологический разборсамостоятельных частей речи

Найдите слово, относящееся к данной части речи, ука­жите в нем признаки этой части речи, назовите его на­чальную форму (если слово изменяется).

Затем укажите:

у имени существительного: собственное или нарица­тельное; одушевленное или неодушевленное; род; склоне­ние; в каком падеже употреблено, в единственном или мно­жественном числе; чем является в предложении; как обра­зовано: от какого слова и с помощью чего; особенности правописания: наличие орфограмм в слове, каким принци­пам орфографии они подчиняются, если морфологическо­му, то какие и как необходимо применить правила;

у имени прилагательного: качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); пол­ная или краткая форма; в каком падеже, числе, роде упот­реблено; с каким словом и как связано (вид связи); чем является в предложении; как образовано; особенности пра­вописания;

у имени числительного: разряд по значению (количе­ственное, дробное, собирательное, порядковое), по составу (простое, сложное, составное); в какой форме употреблено; синтаксическая роль; как образовано; особенности право­писания;

у местоимения: разряд по значению; в какой форме употреблено; с какой другой частью речи соотносится; чем является в предложении; какова его роль в тексте; особен­ности правописания;

у глагола: вид; переходный или непереходный; воз­вратный или невозвратный; спряжение; в какой форме употреблен (наклонение, время, число, лицо или род); чем является в предложении; как образован; особенности пра­вописания;

у причастия: действительное или страдательное; како­го вида и времени; полное или краткое; в каком падеже (если полное), числе и роде употреблено; как образовано; чем является в предложении; есть ли зависимые от него слова; особенности правописания;

у деепричастия: от какого глагола-сказуемого оно за­висит (поставьте вопрос); есть ли у него зависимые слова;


его роль в предложении; как оно образовано; особенности правописания;

у наречия: разряд по значению; имеет ли оно степень сравнения; связь с другими словами в предложении и син­таксическая роль; как образовано; особенности правописа­ния.

Завершается морфологический разбор слова анализом особенностей его употребления в данном тексте: его значе­ние, сочетаемость с другими словами, текстообразующая роль и стилистические особенности.



За. Морфологический разбор служебных частей речи и междометий

1.Найдите слово, относящееся к служебным частям ре­чи или междометиям.

2. Назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове.

3. Определите разряд (группу) по значению.

4. Выявите синтаксическую (или смысловую) роль.

5. Как образована часть речи (для производных, слож­ных и составных частей речи)?

6. Особенности правописания.

Разбор словосочетания

1.Выделите все словосочетания в предложении.

2. В каждом из них укажите главное слово (или сло­ва), поставьте вопрос к зависимому слову.

3. Определите словосочетания по принадлежности глав­ного слова к частям речи (именное, глагольное, наречное), по способу синтаксической связи между главным и зави­симым словами (согласование, управление, примыкание).

4. Определите грамматическое значение словосочета­ний.

5. Охарактеризуйте порядок слов в словосочетаниях, его текстообразующую и стилистическую роль.

А. Разбор простого предложения

1.Найдите в тексте простое предложение, выделите в нем грамматическую основу.

2. Определите его вид по цели высказывания, по инто­нации, по наличию/отсутствию второстепенных членов



281



282


(распространенное или нераспространенное); полное или неполное.

3. Определите его вид по характеру грамматической ос­новы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-лич­ное, безличное).

4. Разберите его по членам предложения: чем выражено подлежащее, каков тип сказуемого (простое глагольное, со­ставное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назовите второстепенные члены, чем они выражены.

5. Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным оборотом, обращением, вводным словом)?

6. Объясните постановку знаков препинания. Какую они выполняют функцию (выделительную, разделительную)?

7. Каковы средства связи данного предложения с пред­шествующим и последующим предложениями? Какова его роль в раскрытии темы и развитии основной мысли текста?

8. Есть ли в нем средства художественной выразитель­ности, стилистические фигуры? Каковы его интонацион­ные особенности?


Разбор сложного предложения

1.Найдите в тексте сложное предложение, определите его вид по цели высказывания, интонации, средствам свя­зи между его частями.

2. Выделите грамматические основы, определите струк­турные типы простых предложений в составе сложного (двусоставное, назывное, определенно-личное, неопреде­ленно-личное, безличное), полное или неполное каждое из них, чем они осложнены.

3. Чем соединены части сложного предложения? Како­вы смысловые отношения между его частями?

 

4. Если предложение сложноподчиненное, назовите главное и придаточное (придаточные) в нем. К чему относится придаточное предложение: к слову (словам) в главном предложении или к главному предложению в целом? Определите вид придаточного предложения.

5. Если в предложении несколько придаточных, опре­делите связь между ними (последовательное, или однород­ное, или параллельное подчинение).


6. Объясните постановку знаков препинания. Какова их функция в данном предложении?

7. Охарактеризуйте предложение как составную часть данного текста.

8. Выявите художественно-выразительные средства, стилистические фигуры (если они есть), интонационные особенности предложения.


В. Разбор предложения с прямой речью

1.Выделите из текста предложение с прямой речью, диалогом и прочитайте его с соблюдением нужной интона­ции.

2. Назовите слова автора и прямую речь.

3. Объясните постановку знаков препинания.

4. Произведите, если возможно, замену предложения с прямой речью синонимичной конструкцией — предложе­нием с косвенной речью, с дополнением, заменяющим прямую речь, с вводными словами вместо слов автора, с пропуском некоторых слов и т. д.

5. Какова текстообразующая и стилистическая роль анализируемого предложения с прямой речью, диалога?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...