Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Произведите синтаксический разбор выделенного предложения; выпишите все словосочетания из него, укажите способ связи.




368. Прочитайте текст, передавая голосом отношение автора к Ивану Ивановичу. Укажите автора, назовите произведение, из которого взят этот отрывок. Почему в тексте так много вос­клицательных предложений? Какова их роль? Выпишите их.

Славная бекеша6 у Ивана Ивановича отличнейшая! А какие смушки6 Фу ты пропасть какие смушки сизые с морозом Я ставлю Бог знает что если у кого(либо) най-дут(?)ся такие Взгляните ради Бога на них особенно если


он стан..т с кем-нибудь говорить взгляните (с)боку что это за об(?)ядение Описать нельзя бархат серебро огонь Госпо­ди Боже мой Николай Чудотворец угодник Божий отчего же у меня нет такой бекеши Он сшил ее тогда еще когда Агафия Федосе..вна не ездила в Киев Вы знаете Агафию Федосеевну та самая что откусила ухо у заседателя.

Прекрасный человек Иван Иванович Какой у него дом в Миргород.. Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах под навесом везде скамейки Иван Иванович когда сделается слишком жарко скин..т с себя бекешу и испод­нее сам останется в одной рубашк.. и отдыхает под наве­сом и глядит что делается во дворе и на улице Какие у него яблони и груши под самыми окнами Отворите толь­ко окно так ветви и врываются в комнату Это все перед домом а поем..трели бы что у него в саду Чего там нет Сливы вишни ч..решни огородина6 всякая подсолн..чники огурцы дыни стручья, даже гумно и кузница.

 Укажите ряды однородных членов. Какими членами пред ложения они являются?

369. Спишите текст. Объясните постановку недостающих знаков препинания.

Был с.дьмой час вечера время3 когда белая акац..я и с.рень пахнут так сильно что каж..тся воздух и сами де­рев., я стынут от своего запаха.4 В городском саду уже играла музыка. Лошади звонко стуч..ли по м..стовой2со всех ст..рон слышались смех говор хлопанье2 к..литок. Встреч(?)ные с.лдаты к..зыряли офицерам, гимназисты клан..лись Никитину и видимо всем гуля..щим, сп..шивш…м в сад на музыку было очень приятно гл..деть на к..в..лькаду°. А как тепло как мягки на вид облака разбросан(?)ые в бе..порядк.. по небу как кротки и уют­ны тени т..полей и акац..й тени, которые тянут(?)ся че­рез всю ш..рокую улицу и захватывают на другой сто­рон.. дома до самых балконов и вторых этажей!

Выехали за город и побежали рысью по большой до­рог.. . Здесь уже (н..)пахло акац..ей и с.ренью (неслыш­но было музык.. но за(то) пахло пол..м зеленели молодые рож(?) и пш..ница пищ..ли суслики каркали грачи. Куда (н..)взглян..шь, везде зелено только (кое)где ч..рнеют бах-




255



256


чи6 да далеко влево на кладбищ.. беле..т полоса отцвета­ющих яблонь.

Поехали мимо боен потом мимо пив..варен(?)ого заво­да обогнали толпу солдат(музыкантов)2, сп..шивших в заг..родный сад. (А. Чехов.)


Найдите слова, в которых присутствует орфограмма: право писание гласных после шипящих и ц. Объясните написание.

370. Спишите. Объясните постановку тире и двоеточия. Подбе­
рите общий заголовок к данным пословицам. С какими из них
вы согласны, с какими нет? Приведите другие пословицы на эту
же тему.

1. (Не)тот друг кто медом маж.л а тот кто правду в глаза скаж..т. 2. Друг истинн..й что орех (не)расколо-тый. 3. Будь друг да (не)вдруг. 4. Не та дружба сильна что в словах заключена а та что в бою скр..плена. 5. Друзья позн..ются в (не)счастье. 6. (Не)друг поддакива­ет а друг спор..т. 7. Приобрести друга (не)легко даже за год но обид..ть можно за одну минуту. 8. Раздружит(?)ся друг хуже (не)друга. 9. Плохой товарищ (не)подмога. 10. Друг (до)поры тот(же) (не)друг. 11. (Не)верный друг опас(?)ный враг.




Произведите орфографический разбор всех случаев слитного и раздельного написания не.

371. Составьте словосочетания на основе данных слов в роли
главных.

Мастер (чего, на что). Необходимость (чего, в ком). Непримиримость (к кому, к чему). Несогласие (в чем, с кем, с чем). Несоответствие (в чем). Обида (на кого, на что). Объявление (чего, о чем). Объяснение (чего, че­му). Ответственность (чего, за что, перед кем). Отказ (в чем, от чего). Отметка (за что, по чему).

372. Составьте словосочетания, подсказанные вопросами.
Благодаря (кому, чему). Близкий (кому, чему, к кому,

к чему). Вблизи (чего, от чего). Взаимодействие (кого, че­го, между кем, между чем, кого с кем, чего с чем). Взаи­мосвязь (чего, между чем). Вклад..вать (что-либо куда, что-либо во что, что-либо где).


373*. Запишите существительные в нужном падеже с данными предлогами.

За счет. Ввиду. Вследствие. Вблизи. В — за (указание времени). В — на (указание местонахождения). В — по (указание пространства и времени). В — при (указание обстоятельств). Из-за — от (при обозначении обстоя­тельств).

374. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

ПРАВИЛА

Я достал лист бумаг., и прежде всего хотел приняться за расписание обязанностей и занятий на следующий год. Надо было разлиновать бумагу. Но так как л..нейки у ме­ня (не)нашлось я употр..бил для этого латинский лекси­кон. Кроме того что пров..дя пером вдоль лексикона и по­том от..двинув его ок..залось что вместо черты я сделал на бумаг., продолговатую лужу чернил, — лексикон (не)хватал на всю бумагу и черта загнулась по его мягко­му углу. Я взял другую бумагу и передвигая лексикон разл..новал (кое)как. Разд..лив свои обяз..н(?)ости на три рода на обязанности к самому себе к блилсним и к Богу я начал писать первые но их оказалось так много и столь­ко родов и подразделений что надо было прежде написать «Правила жизни» а потом уже принят(?)ся за расписание. Я взял шесть листов бумаги сшил тетрадь и написал свер­ху Правила жизни. Эти два слова были написаны так кри­во и неровно что я долго думал не переписать ли и долго мучился глядя на разорв..н(?)ое расписание3 и это уродл..вое заглавие. Зачем все так прекрасно ясно у меня в душе и так без..бразно выходит на бумаге и вообще в жизни когда я хочу применять к ней что(нибудь) из то­го что думаю? (Л. Толстой.)

Перечитайте III, V и VI главы повести Л. Толстого «Юность». С какими его жизненными правилами вы соглас­ны, с какими не согласны? Составьте свои «Правила жизни», употребляя, где это уместно, причастные и деепричастные обо­роты.








257



258


Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придать им некоторую самостоятельность в пред­ложении, увеличить их смысловую нагрузку. Обособляются:

1)обстоятельства, уточняющие место или время действия;

2) дополнения, присоединяемые словами кроме, помимо;

3) распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого слова, в особенности если оно выражено личным местоимением или перед ним уже есть определение.

375. Преобразуйте простые предложения в сложносочиненные с союзом и, запишите их рядом с простыми.

1. Начался дождь и ветер. 2. С двух сторон дороги — хмурые суровые сосны и ели. 3. Тучи бежали по небу и быстро рассеивались. 4. Хотелось проводить друга и за­светло вернуться домой.

376*.Составьте простые или сложные предложения с градаци­онными союзами (вспомните, что такое градация): если не то; не столько сколько; не то чтобы но; не только но и.

377*.Подберите или составьте в форме сложных бессоюзных предложений: 1) две пословицы с тире между частями; 2) два афоризма с двоеточием между частями.

Основные правила замены прямой речи косвенной.

1. Косвенная речь всегда следует после авторских слов.

2. Косвенная речь передается в форме придаточного предложения.

3. Придаточные предложения, включающие косвен­ную речь, присоединяются к главному с помощью сою­зов и союзных слов что, чтобы, ли. Чтоиспользует­ся, если прямая речь выражена повествовательным предложением, чтобы — если прямая речь представ­ляет собой побудительное предложение.


Если прямая речь является вопросительным предло­жением, то при замене косвенной она передается кос­венным вопросом с частицей ли или без нее с помощью союзных слов который, какой, что.

Не забывайте, что в некоторых случаях заменить прямую речь косвенной нельзя, и тогда смысл прямой речи передается другими конструкциями.

378. Прочитайте отрывок из рассказа А. Чехова «Толстый и тон­кий», передайте интонацией внутреннее состояние персонажей. Проведите наблюдение над знаками препинания в диалоге. Ка­кова их синтаксическая и стилистическая роль в рассказе?

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хе­ресом6 и флердоранжем6. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонка­ми. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным под­бородком — его жена, и высокий гимназист с прищурен­ным глазом — его сын.

— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. —
Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг
детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошелом­лены.

— Милый мой! — начал тонкий после лобызания. —
Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня
хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же ду­
шонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат?
Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Лу­
иза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это мой сын,
Нафанаил, ученик третьего класса. Это, Нафаня, друг мо­
его детства! В гимназии3 вместе учились.

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий. —
Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом















259



260


за то, что ты казенную книжку папироской прожег5, а ме­ня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Деть­ми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, востор­женно глядя на друга. — Служишь где? Дослужился?

— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже вто­рой год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, а я портсигары приват­но6 из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, зна­ешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначаль­ником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?

— Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал тол­стый. — Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; каза­лось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и кар­тонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с!
Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вель-
можи-с! Хи-хи-с.

— Ну, полно! - поморщился толстый. — Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут чинопо­читание!

— Помилуйте... Что вы-с, — захихикал тонкий, еще более съеживаясь. — Милостивое внимание вашего превос­ходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луи­за, лютеранка, некоторым образом...

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тон­кого было написано столько благоговения, сладости и поч­тительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.


Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое бы­ли приятно ошеломлены.

 1. Обратите внимание, как меняется поведение Нафанаилаво время диалога тонкого и толстого. Выпишите эти пред­ложения, сделайте вывод.

2. Сравните описание тонкого в начале и в конце встречи с тол­стым: его речь, поведение. Выпишите глаголы, характеризующие эти изменения.

3. Определите функцию каждого из употребленных в тексте зна­ков препинания. Укажите единичные и парные знаки препина­ния.

4. Передайте разговор двух приятелей из рассказа А. Чехова, заменяя прямую речь косвенной или дополнением, слова авто­ра, где это необходимо, вводными словами или же заменяя пря­мую речь описательным оборотом.

379*. 1. Прочитайте высказывания писателей и ученых, разгра­ничивая тембром голоса речь разных лиц в одном и том же от­рывке.

2. Два-три высказывания по вашему выбору сделайте цита­тами, добавляя свои слова и располагая их или в начале выска­зывания, или в середине, или в конце таким образом, чтобы яс­но было, где ваши слова, а где слова писателя, ученого, и что­бы легко было читать текст с цитатой. Знаки препинания — как при прямой речи.

3. Изложите содержание нескольких высказываний в виде косвенной речи с заменой местоимений и личных форм глагола (там, где это необходимо). Например: Короленко писал, что он трижды перечитывал «Войну и мир» и с каждым разом это произведение Толстого казалось ему «все более великим».

1. Перечитываю «Войну и мир». Это уже третий раз, и с каждым разом это произведение Толстого кажется мне все более великим, и новые стороны все продолжают вы­ступать там, где прежде внимание скользило равнодушно. Теперь, в моем почти болезненном настроении, великая, правдивая, спокойная эпопея действует на меня глубоко умиротворяющим2 образом, как сама природа. Никто не писал с такой захватывающей2 правдой... Это — широко, свободно, искренно, правдиво. Какое изумительное обилие







261



262


образов, какая волна жизни, эти образы одухотворяющая. (В. Короленко.)

2. ...Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писа­ния, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал чи­тать Чехова, то сначала он показался мне каким-то стран­ным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня. (Л. Толстой.)

3. ...Спешу в нескольких словах изложить мое мнение о драме «Гроза». Язык действующих лиц, как в этой дра­ме, так и во всех произведениях Островского, давно всеми оценен по достоинству, как язык художественно-верный, взятый из действительности, как и самые лица, им гово­рящие. (И. Гончаров.)

4. Академик Д. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» пишет: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как чело­век говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело... Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо».

5. Л. Ландау, обращаясь к молодежи, однажды сказал: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это ка­кая-то усеченная физика... Я, например, в нее не верю».

6. Лирика Анны Ахматовой — неотъемлемая часть на­шей национальной культуры, одна из живых и не утрачи­вающих2 свежести ветвей на древе великой русской поэ­зии. (А. Твардовский.)

7. Как ни говори, а родной язык всегда остается род­ным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного фран­цузского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. (Л. Толстой.)

8. Чем гибче, чем богаче, чем многообразнее мы усво­им себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем лег­че, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем на­шу мысль. (Ф. Достоевский.)

9. О, смех великое дело! Ничего более не боится чело­век так, как смеха... Боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала его никакая сила. (Н. Гоголь.)


10. Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Они тверже «дер­жат текст и не дают ему рассыпаться». (К. Паустовский.)

Слова, обороты и целые предложения, отражающие точку зрения автора высказывания, выделяются кавычками, если в них не заменены, не опущены какие-либо слова, не изменены их формы. Пропуск то­го или иного слова, оборота, предложения в тексте, взя­том в кавычки, обозначают многоточием в квадратных или рубленых скобках ([...] или <...>).

380. Прежде чем записать текст и правильно расставить знаки препинания в нем, внимательно прочитайте его, осмыслите ин­тонацию каждого предложения, найдите слова, в устной речи выделяемые логическим ударением (подчеркните их), синтакси­ческие паузы (укажите их вертикальной чертой). В предложени­ях с тире между главными членами подчеркните грамматиче­скую основу, укажите, чем она выражена.

В мир., есть (не)только нужное полезное но и красив..е. С того времен., как человек стал человеком с того мгно­вения когда он засмотрелся на лепестки цветка и ве-черн..ю зарю он стал всматриват(?)ся в самого себя. Чело­век постиг красоту.

Красота это глубоко человеческое. Красота существует (не)завис.мо от нашего сознания и вол., но она открывает(?)ся человеком им пост..гается живет в его душ.. (не)было(бы) наш..го сознания не было бы и красоты. <...>

Красота это радость нашей жизни. Человек стал Чело­веком потому(что) увидел глубину лазурного неба мерца­ние звезд розовый разлив вечерн..й з..ри прозрачною дым­ку степных просторов багровый закат перед ветр..н(?)ым днем треп..тание марева над горизонтом синие тени в суг­робах мартовского снега журавлиную стаю в голубом неб.. отражение солнца в мириадах капель утр..н(?)ей росы се­рые нити дождя в пасмурный день фиолетовое облако на с.реневом кусте нежный стеб..лек и голубой колоколь­чик подснежн..ка увидел и изумлен(?)ый пош..л по земл.. создавая новую красоту.

Остановись и ты в изумлени.. перед красотой и в тво­ем сердц.. расцв..тет благ..родство. Перед человеком от-





263



264


крыл..сь радость жизни (по)тому что он услыш..л Ш..ПОТ листьев и песню кузнеч..ка журчанье весен(?)его ручейка и переливы серебр..н(?)ых колокольчиков жав..ронка в го­ряч., м летнем неб., шуршанье снежин..к и стон м..тели ласковое пл..еканье волны и торжественную тишину ноч.. услышал и зат..ив дыханье слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой бер..ги ее. (Б. Сухомлинский.)

381*. Прочитайте тексты. Проанализируйте их: найдите непра­вильно поставленные знаки препинания. Исправьте ошибки.

I. Знаете ли вы что многие, птицы получили свое на­
звание по их крику, или по цвету, оперения? Иногда об
этом нетрудно догадаться только, надо немного подумать,
над словом иногда посмотреть, в словаре внимательно по­
смотреть, на перышки птиц.

II. Недавно шел, первый снег и все в природе находи­
лось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло,
снегом мягко, хрустел снег; земля, крыши, деревья,
скамьи, на бульварах — все было мягко, бело, холодно, и
от этого, дома выглядели иначе чем вчера фонари горели,
ярче воздух был, прозрачный экипажи стучали глуше, и
в душу вместе со свежим, морозным воздухом просилось
чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег...

III. Допевают свои весенние песни, соловьи еще сохра­
нились в защищенных местах, одуванчики и, может быть
где-нибудь, белеет ландыш.















Итоговое повторение

382. Спишите тексты, применяя правила правописания. Проана­лизируйте структуру предложений и их лексический состав. Оп­ределите стилистическую принадлежность текстов.

I. По моему глубочайш..му убеждению XXI век должен быть веком гуманитарной культуры. Ее доминанта6 обяза­тельна. Техник., должна быть определ..на четко служеб­ная роль.

Ведь пр..рода мил(?)ионы лет сама управлялась со сво­ими трудностями рождала жизнь в любых условиях. При­рода чудо из чудес.4


И человек высшая точка в развити.. природы. Он не должен бесконечно испытывать терпение своей матери требовать у природы всего и немедленно. Наконец есть долг человека перед природой. Человек как наиболее со­знательное явлен..е мироздания обязан помогать живот­ным птицам растениям даже «неживой природе».4 Помо­гать не ожидая немедлен(?)ой награды. (Д. Лихачев.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 675.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...