Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Составьте два-три микротекста на темы повседневной жизни вашего класса с использованием некоторых из данных фразеологизмов.






217



218


294. Составьте словосочетания:

а) по схеме «прилагательное + существительное»:

мощь, сила (военный, механический, мускульный, нравственный, огневой, умственный, физический); беда, горе, несчастье (детский, женский, материнский, непопра­вимый);

б) отвечая на вопрос:

призвание (к чему), жажда (чего), сознание (чего), го­товый (к чему), вера (в кого, во что), уверенность (в ком, в чем), прав (в чем), рад (кому, чему), протестовать (про­тив чего), возмущаться (чем), благодаря (чему).

295*. Спишите отрывок из книги И. Долгополова «Мастера. Новеллы о художниках». Проведите наблюдение над использо­ванием причастий и прилагательных в тексте, над их стилисти­ческой ролью.

I. Едва(ли) кто(нибудь) может сказать что однажды увидев море он забыл его. Более того море продолжает звать к себе оно являет(?)ся в сн..видениях в мечтах и ду­мах. И сколько(бы) (н..)прошло лет каждый из нас вновь увидев море потр..сен его жизнен(?)ой силой, игрой волн, (н..)укр..тимым ритмом движения. Море и небо вот поис­тине колдовской кал..йдоскоп самых фантасмагорических6 сочетаний колеров6, бликов и пятен.

Самым крупным и в..ртуозным певцом моря был Иван Константинович Айвазовский художник пок..ривш..й все трудности живописи и с изумляющ..й кажущ..йся просто­той и легкостью достигшей вершин этого трудного жанра.


Найдите осложненные предложения, укажите, чем они осложнены.

П. 1850-й. Айвазовский пишет свою самую извес(?)ную картину Девятый вал. Дикие громады волн готовы разда­вить затерянную в океане крошечную группу потерпевших кораблекрушение. Мы (н..)знаем сколько дней провели они в открытом море но люди измучены (до)пр..дела. Весь ужас борьбы со стихией вложен в этот холст. Но луч(?) со(?)нца пробившей грозовые облака луч надежды сулит


обес(?)илен(?)ым и изможден(?)ым спасение. Вот(вот) буря утихн..т и люди облепившие как муравьи обломок мачты будут спасены. Пусть (н..)истовствует океан пусть еще грозно вздымают(?)ся гиган(?)ские волны.

Воля мужество вера в человека оказались сильнее сти­хии.

Эта картина ее слава увенчал., и без того великую из­вестность художника певца моря и родного ему русско­го военного флота.


Подготовьте описание картины, которая произвела на вас особо сильное впечатление.

296*. Составьте два сложных предложения: а) с союзом так как; б) с союзом как и указательным словом так в главном предложении.

297. Прочитайте диалог Маленького принца с деловым челове­ком четвертой планеты из сказки А. де Сент-Экзюпери «Малень­кий принц» (в переводе Н. Галь), переложите его в косвенную речь, стараясь сохранить суть разговора и размышления Малень­кого принца.

Деловой человек поднял голову.

— Мне разгул..вать некогда. Я человек серьезный. Тре­тий раз... вот он! Итак, стало быть, пятьсот мил(?)ионов...

— Миллионов чего?

Деловой человек понял, что надо ответить, а то не буд..т ему покоя.

— Пятьсот миллионов этих маленьких штуч..к, кото­рые иногда видны в воздухе.

— Это что же, мухи?

— Да нет же, такие маленькие, блестящие.

— Пчелы?

— Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лен­тяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я чело­век серьезный. Мне мечтать некогда.

— А звезды?

— Вот-вот. Звезды.

— Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тыся­чи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.



219



220


 

— Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

— Что делаю?

— Да.

— Ничего не делаю. Я ими владею.

— Владеешь звездами?

— Да.

— Но я уже видел короля, который...

— Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то(же).

— А для чего тебе владеть звездами?

— Чтоб быть богатым.

— А для чего быть богатым?

— Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет.

«Он рассуждает, почти как тот пьяница», — подумал Маленький принц.


Выскажите свое мнение о жизненной позиции Маленького  принца и делового человека (письменно).

298*. Как вы построите речь, чтобы доказать свою правоту очень упрямому собеседнику? Ответьте на этот вопрос в виде связного текста-рассуждения, используя вводные слова.

299*. Раскройте двоякий смысл приведенных предложений. Перестройте их таким образом, чтобы был однозначным снача­ла один смысл, потом другой (в каждом из предложений).

1. У нас с братом беда. 2. Велели ему помочь. 3. Каби­нет истории Московского университета.

300. Прочитайте пословицы, следите за правильностью интона­ции. Спишите их, обозначая логическое ударение, повышение, понижение голоса, паузы. Назовите тему, объединяющую посло­вицы.

1. Чему (с)молоду не научился того и (под)старость не буд..шь знать. 2. Ложка нужна чтоб суп хлебать а гра­мота чтоб знания черпать. 3. Не учась и лаптя не спле­тешь. 4. Кто грамот., горазд тому не пропасть.



Повторение

Орфография

1. Что такое орфография? С какими разделами науки о языке она связана?

2. Что такое орфограмма? Выделите основные группы орфо­грамм.

3. Назовите виды орфограмм:

а) в корне слова;

б) в приставках;

в) в суффиксах;

г) в окончании.

4. Расскажите:

а) о правописании чередующихся гласных в корне слова;

б) о написании гласных и согласных в приставках;

в) о правописании суффиксов разных частей речи;

г) о написании к и нн в разных частях речи;

д) об употреблении ъ и ь;

е) о различении не и ни;

ж) о слитном и раздельном написании не и ни с различ­ными частями речи;

з) о написании -тся и -ться в глаголах;
и) о правописании причастий;

к) об употреблении дефиса (черточки);

л) о слитном и раздельном написании слов;

м) об употреблении большой буквы.

5. Как проверить написание окончаний:

а) существительных;

б) прилагательных;

в) глаголов?

В современной русской орфографии действуют три главных принципа, которыми руководствуются при установлении орфографических норм:

морфологический,предполагающий единообраз­ное написание морфем (подделать подписать, мо­роз морозы, березовый кленовый, в тетрадке в стране);

фонетический,при котором пишущий следует звучанию морфемы в данном слове (беззлобный, беспо­койный, предыстория, хотя образовано от слова исто­рия);




221



222


традиционный, согласно которому выбор буквы — одной из ряда возможных — определяется не каким-то орфографическим правилом, а этимологией, традицией.

Основным принципом русской орфографии является морфологический; фонетических написаний при стро­гом их рассмотрении не так уж много, хотя в древне­русском письме они преобладали.

Учитесь замечать отступления от морфологического принципа в угоду фонетическому (расписание рос­пись, черный синий большой, межой лужей) и под влиянием традиционного (пловец, но плавать; избери, но избирать; расти, но росли).

Кроме трех основных, в русской орфографии имеют силу и некоторые другие принципы. Так, при употреб­лении прописной буквы действует семантический прин­цип, учет значения слова, словосочетания (при написа­нии имен собственных) или синтаксический (прописная буква в начале предложения). При слитно-дефисно-раздельных написаниях принимаются во внимание и лек­сические, и синтаксические, и словообразовательные признаки.

301*. Определите принципы написания орфограмм, названных в их перечне в начале темы «Орфография» (пункты 4 и 5).

В русском языке перенос слов слоговой, по фонетическому принципу: домик, родина. Основные правила переноса.

1. Нельзя оставлять на предыдущей строке или пе­реносить на следующую строку одну букву слова или согласные без гласной.

2. Буквы ъ, ъ и й нельзя отделять от предшеству­ющей буквы; молено перенести так: подъезд, польза, война, район.

3. При переносе нельзя отрывать от корня букву корня, стоящую на стыке с суффиксом или приставкой: прекрасный, московский, под-осиновик.

4. При переносе слов с двойными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится: клас­сы, но классный (отделяем суффикс от корня).

5. При переносе сложносокращенные слова следует разбивать на составляющие их части.


Некоторые слова, состоящие из двух или трех сло­гов, не могут быть разбиты переносом: осень, ария, фойе, таю, лью, устрою и др.

302*. О каком принципе русской орфографии говорится в приве­денном высказывании академика Я. Грота (впервые создавшего систематизированный и научно обоснованный свод орфографи­ческих правил русского языка) из предисловия к его книге «Рус­ское правописание» (1885)? Как надо понимать выражение «держаться утвердившегося обычая»? Что автор имел в виду, говоря о «начертаниях неверных или слишком непоследователь­ных»? Какие «начертания» после выхода трудов Грота призна­ны в русской орфографии верными и последовательными и ка­кой в связи с этим принцип утвердился в правописании?

Во многих случаях наше правописание установилось давно уже, хотя и не всегда правильно: изменять его в по­добных случаях не представлялось удобным, потому что такого рода изменения могли бы только поколебать суще­ствующее соглашение и вызвать новые разноречия в на­шем письме.

Поэтому принято было за правило по возможности дер­жаться утвердившегося обычая, отступая от него только тогда, когда общеупотребительные начертания оказыва­лись положительно неверными или слишком непоследова­тельными.

1. Какие слова и обороты в тексте Я. Грота вы считаете  архаичными (устаревшими), хотя и хорошо передающими суть дела?

 2. Как Я. Грот относился к изменениям орфографии?

303. Запишите высказывание Н. Гоголя, применяя правила пра­вописания. Определите принцип написания каждой из пропу­щенных орфограмм.

...Поэты наши (с, з)делали д..бро уже1 тем1, что разнес­ли благ..звучие (до)толе (н..)бывалое. (Н..)знаю в какой другой литературе пок..зали стих..творцы такое бе..конеч­ное разно..бразие от(?)енков звука чему (от)части разуме-ет(?)ся способствовал сам поэтический язык наш. У каж­дого свой стих и свой особен(?)ый звон. Этот металличе­ский бронзовый стих Державина которого до сих пор





223



224


не может еще п..забыть наше ухо этот густой как смола или струя ст..летнего токая (сорт венгерского десертного вина) стих Пушкина этот сияющий праз(?)ничный стих Языкова влетающий как луч(?) в душу весь соткан(?)ый из света этот облитый ар..матами (полу)дня стих Батюшкова сладос(?)ный как мед из горного ущелья1 этот ле..кий воз­душный стих Жуковского, порхающий как (н..)ясный звук эоловой арфы этот т..ж..лый как бы влач..щийся по земле стих Вяземского проникнутый по..час едкой щ..мящ..й русской грустью все они, точно разн..звон(?)ые к..л..к..ла или бе..числен(?)ые клавиши одного в..лик..лепного орга­на, разнесли благ..звучие по Рус(?)кой земле.

1. Найдите в тексте сравнения и метафоры. Какова их  роль?

2. Передайте своими словами основные мысли Н. Гоголя, ис­пользуя лишь некоторые наиболее емкие и выразительные его обороты.

304. Прочитайте и спишите отрывок из романа И. Шмелева «Волчий перекат». Поставьте недостающие знаки препинания.

(Ж..лто)бурые щ..тки жнивьягл..дели голо и холодно в сумерках только ч..ртополох силой засел на м..жах с (ч..рно)ж..лтыми пуго..ками ржавой дикой р..бинки. Уже (н..)было стреляющих в пр..сторе стриж..й только ч..рное галоч..е шумело в хол..деющ..м небе, круж..лонад избами крич..ло что идет осень. В серых р..дах стояли пышно ра..убран(?)ые рябины точно краен..кафтан(?)ая стража зат..савшаяся в серую т..лпу муж..ков. Стайки ж..ревш..хгусей звонко трубили п..двигаясь к ноч(?)легам и в крике их ч..дились х..л..да. Ч..рные пугалы пялили руки в зах..л..давш..х пустых огородах — где все?

(Н..)уютоми холодом см..трело все(с, з)десь, и (н..)хо-телось идти.

 1. Назовите гласные и согласные звуки речи в выделенных  словах; подчеркните твердые согласные одной чертой, мяг­кие — двумя чертами.

2. Найдите в тексте слова, в которых согласные буквы: а) не обозначают звуков; б) обозначают согласные звуки, не со­ответствующие их написанию.


3. Укажите слова с разными способами обозначения мягкости согласных звуков в них.

4. Какую функцию выполняет мягкий знак в словах жнивья, галочье!

305. Спишите. Объясните орфограммы «проверяемые и непрове­
ряемые согласные в корне слова».

А осен(?)ий, ясный, (н..)мно..ко х..лодный, утром мо­розный день, когда б..реза, словно сказ..чн..е дерево, вся з..л..тая, красиво рисует(?)ся на (бледно)голубом неб.., когда ни..кое со(?)нце уже (н..)греет, но бл..стит ярче летн..го, (не)большая осиновая роща вся св..ркает (на)скво(зь, сь), словно ей весело и ле..ко стоять голой, из­морось, сь) еще б..леет на дне д..лины, а свеж..й ветер тихоньк.. Ш..В..ЛИТ и гонит упавш..е покороблен(?)ые листья, — когда по реке радос(?)но мчат(?)ся син..е вол­ны, мерно вздымая рас(?)еян(?)ых гусей и уток; вдали мельница стучит, (полу)закрыт..я вербами, и, п..стрея в светлом воздух.., голуби кружат(?)ся над ней. (И. Тур­генев.)

 1. Какие другие орфографические правила вы использовали при написании этого текста?

2. Сравните звуки речи в словах изморозь и изморось. Различа­ются ли эти слова по смыслу? Составьте с ними предложения, в которых было бы видно смысловое отличие этих слов.

3. Укажите выразительные средства языка в этом тексте. Дайте их характеристику.

306. Спишите текст. Назовите автора и произведение, из которого он взят. Укажите непонятные вам слова. Как называются такие слова? Найдите их толкование в словаре (этимологиче­ском, толковом).

Ч..дный город Миргород! Каких в нем нет строений! И под с..ломен(?)ою, и под очеретяною, даже под д..-р..вян(?)ою крышею; (на)право улица, (на)лево улица, в..зде пр..крас(?)ный плетень; по нем в..ется хмель, на нем висят горшки, из(за) него подсолнечник выказы­вает свою со(?)нце..бразную голову, красне..т мак, мель­кают толстые тыквы. Роскош(?)! Плетень всегда убран предметами, которые делают его еще более ж..в..писным:








225



226


напяленною плахтою, или сорочкою, или шароварами. В Миргород., нет (н..)воровства, (н..)мошен(?)ичества, и поэтому каждый вешает, что ему вздумает(?)ся. Если будете подходить к площад.., то, верно, на время остано­витесь полюбоват(?)ся видом: на ней находит(?)ся лужа, удивительная лужа! единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она з..нима..т почти всю пло-ща(дь, ть). Пр..крас(?)ная лужа! Дома и домики, кото­рые и..дали молено пр..нять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красот., ее.

 1. Определите принцип написания орфограмм в первыхтрех предложениях, дайте объяснение каждой из них.

2. Определите, какими звуками речи различаются пары слов: Миргород в Миргороде, жить жизнь, гонять гоняй, люк лёг.

307.Запишите словосочетания. Объясните,           особенность
русского ударения помогает справляться с орфографическими
трудностями при написании безударных гласных в слове.

Совр..мен(?)ики Пушкина, доверительный разг..вор, леб..диная песня, сп..шить д..мой, объединения избирате­лей, пл..сать под дудку, з..леные д..ревья, г..л..в..круже­ние от успеха, з..л..тые к..л..к..ла, б..ртовые огни.

308. Записывая слово, измените его или подберите родственное
ему таким образом, чтобы ударение перешло сначала на один,
потом на другой слог корня. Ударение во всех случаях обозначь­
те. Выделите корни. Найдите сложные слова, укажите соедини­
тельные гласные.

Ст..р..на, п..л..са, м..л..дая, г..л..дать, з..л..неть, хл..-п..тать, н..б..са, в..д..хр..нилище, в..сьмич..совой, д..м..-вл..делец, г..л..са, врем..пр..пр..в..ждение, м..лч..ливый, разнообразный, пл..м..на.

309. Запишите словосочетания, заменяя выделенные слова сло­
вами-синонимами, в корне которых будут непроизносимые со­
гласные.

Печальнаяпесня, плохаяпогода, знаменитыйартист, незнакомый прохожий, близлежащиесела, красиваяде­вушка, очаровательныйребенок, веселый человек, ново­годнийпирог, замечательноесобытие, добрыйчеловек.


310.Измените слово или подберите родственное, с тем чтобы
проверить написание пропущенной согласной. Согласную в обо­
их случаях выделите.

Ни..кий пот..лок, бли..кий дру.., установить р..кор.., портовый гру..чик, сторо..ка л..сника, лесные поса..ки, ги..кий трос(?)ник.

311. Рядом с данными формами имен существительных запиши­
те их начальную форму. Укажите род существительных. Со­
ставьте с ними словосочетания.

Абзацы, ансамбли, болезни, вести, вещи, власти, водо­росли, гаражи, гвозди, гости, грачи, грозди, гроши, гру­бости, дочери, дроби, жерди, казни, кости, лопасти, мечи, мысли, мячи, напасти, ножи, ночи, области, опасности, печи, радости, речи, рубли, сачки, сечи, сладости, спек­такли, судоверфи, трости, ферзи, челюсти.

Мягкий знак обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова и в середине слова: фонарь, борьба, свадьба, нянька, раньше, возьми. Мяг­кий знак сохраняется и при изменении формы слова: борьба в борьбе, свадьба на свадьбе, нянька — няньки, восьмой восьми.

Мягкость [л'] перед согласными всегда обозначается мягким знаком: бурильщик, мыльница.

Не пишется ь в сочетаниях:

чк: бочка                  нщ: каменщик

чн: ночник                рщ: спорщик

нч: кончать             щн: помощница

312. От данных словосочетаний образуйте словосочетания, в ко­торых выделенные слова стали бы существительными с ь в се­редине слова. Следите за падежами зависимых слов.

Боротьсяс конкурентами, коситьсено, писатьсочине­ние, полезныйдля здоровья, проситьо поддержке, резатьпилой, стрелятьиз лука, житьв чужом доме, мытьголо­ву, семейныйсовет, свадебныйпир, молотить хлеб, мо­литьо помощи.

















227



228


 

313. Подберите слова с сочетаниями чт, чн, щн, нч, рщ, нщ, чк. Сформулируйте правило написания этих сочетаний.

314. Перепишите слова, вставляя, где необходимо, пропущенную букву. Выделите суффиксы существительных -чик, -щик, -ик; объясните написание встретившихся вам орфограмм.

Артел(?)щик, бан(?)щик, зон(?)тик, бол(?)ше, веч(?)-ный, вин(?)тик, вскол(?)зь, гон(?)щик, ден(?)щик, жен(?)-щина, зачин(?)щик, конеч(?)но, кровел(?)щик, лудил(?)-щик, мел(?)ница, мел(?)че, мощ(?)ный, нел(?)зя, нян(?)чить, овощ(?)ной, пил(?)щик, помощ(?)ник, пон(?)чик, руч(?)ка, сел(?)дь, скуч(?)ный, смен(?)щик, сроч(?)но, тон(?)ше, точ(?)-ка, хищ(?)ник, ч(?)тобы, гвоз(?)дик, брен(?)чать, смор(?)-щиться, ноч(?)ной, птич(?)ница, бесконеч(?)ный, вос-точ(?)ный, барабан(?)щик, поден(?)щик, чулан(?)чик.

315. Прочитайте отрывок из рассказа Л. Толстого «Набег» и за­
пишите его. Озаглавьте текст.

В десять часов вечера должны были выступить войска. В половине девятого я сел на лошадь и п..ехал к г..н..ра­лу но пр..дпол..гая что он и ад(?)ютант его зан..ты я ост..н..вился на улиц., пр..в..зал лошадь к забору и сел на завал..нку с тем что(бы) как только выед..т г..н..рал д..гнать его.

Солнечный жар и блеск уже сменились пр..хладой ноч.. и (н..)ярким светом молодого мес.ца который, обра­зовывая около себя бледный светящийся (полу)круг на темной син..ве звез(?)ного неба начинал опускат(?)ся... Стройные р..ды садов, в..дневши..ся на горизонте из(за) выбелен(?)ых осв..ща..мых луною з..млянок с камышовы­ми крыш..ми казались еще выше и ч..рнее.

Длин(?)ые тени домов д..рев..ев, заборов л..жились красиво по светлой пыльн..й дорог.. . <...>

Я (н..)скажу о чем задумался (во)первых, потому что мне совес(?)но было(бы) признат(?)ся в мрачных мыслях которые (н..)отвя..чивой чер..дой набегали мне в душу тог­да как кругом себя я зам..чал только веселость и радость а (во)вторых потому что это (н..)йдет к моему рас(?)казу. Я задумался так что даже (н..)заметил как колокол пробил один(?)адцать и г..н..рал со свитою пр..ехал мимо меня.


Торопливо сев на лошадь, я пустился д..г..нять отряд. Ар(?)ергар.. еще был в воротах крепост.. . (На)силу пр..-брался я по мосту между столпившимися орудиями, ящи­ками, ротными повозками и шумно ра..поражающимися офицерами. Выехав за ворота, я рысью об(?)ехал чуть (н..)(на)версту ра..т..нувши..ся, молч..ливо двигающи..ся в т..мноте войска и догнал генерала.

В первых двух предложениях найдите слова, в которых:

 а) звуков меньше, чем букв; б) звуков больше, чем букв; в) происходит процесс оглушения и озвончения согласных; оп­ределите их звуковой состав.

316. Сгруппируйте слова по орфограммам (письменно). Сформу­
лируйте орфографическое правило для каждой группы слов.

Просьба, ковкий, лебедка, тележка, наказ, отбыл, по­возка, пруд, град, в кино, незабудка, улыбка, клад, скользко, бедняжка, снегопад, впервые, ложка, здоровье, втроем, подтекст, вбежать, звезды, гвоздь, гость, отдать, обдуть, молотьба, нисходить, низкий, пастбище, чувство, ненасытный, сгореть, испечь, сгибать, гигантский, бес­шумный.

317. Спишите текст из повести А. Пушкина. Вспомните, как она
называется. Найдите слова, которые употреблены в необычной
для современного читателя форме. Как вы понимаете смысл сло­
ва проказы? Подберите к нему синонимы.

З..ря сияла на восток., и з..л..тые р..ды облаков ка­залось ож..дали со(?)нца как цар..дворцы ож..дают г..су­даря: ясное небо утрен(?)яя свеж..сть р..са в..т..рок и пе­ние птич..к наполняли сер(?)це Лизы младен(?)ческой ве-селостию боясь какой(нибудь) знакомой встречи она казалось (н..)шла а летела. Приближаясь к рощ., сто­ящ..й на руб..ж.. отц..вск..го владения Лиза п..шла ти­ше. (С, 3)десь она д..лжна была ож..дать Алексея. Сер(?)це ее сильно билось, само (н..)зная (по)чему но бо­язнь сопровождающая м..л..дые наши проказы составля­ет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощ.. . Глухой перекатный шум ее приветствовал девушку. В..селость ее пр..тихла. Мало(помалу) пр..далась она ела..кой м..ч(?)тательности. Она думала... но можно ли










229



230


с точ(?)ностию определить о чем дума..т сем(?)надцати-летн..я барышня одна в рощ., в щ..стом часу весен(?)его утра? Итак, она шла задумавшись по дороге осененной с обеих ст..рон высокими дерев..ями как вдру.. прекрас­ная л..гавая с..бака з..лаяла на нее. Лиза испугалась и закричала.

318. Можно ли вне контекста правильно написать данные сло­ва? Как они называются? Составьте и запишите с этими парами слов словосочетания, подтверждающие правильное написание.

Прим..рять — прим..рять, ст..рожил — ст..рожил, из­морось, зь) — изморо(сь, зь), плач(?) — плач(?), впере­межку — впереме..ку, презрение — пр..зрение, с..деть — с..деть, (Л, л)юбовь — (Л, л)юбовь, (Р, р)оман — (Р, р)оман.

319*.Спишите текст, определите происхождение выделенных слов. Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите ав­тора.

Теперь долж..н я благосклонного читателя познако­митьс Гаврилою Афанасьевичем Ржевским. Он происхо­дил от древнего боярского рода вл..дел огромным имени­ем был хлеб..сол любил соколин(?)ую охоту дворня его бы­ла многочисленна. Словом он был корен(?)ой рус(?)кий барин по его выражению (не)терпел немецкого духу и стирался в домашн..м быту сохранять обычай любезной ему ст..рины.

Дочери его было семнадцать лет (от)роду. Еще ребен­ком лиш..лась она матери. Она была воспитана (по)ста-рин(?)ому то есть окружена мамушками нянюшками под­ружками и сен(?)ыми девушками ш..ла золотом и (не)зна-ла грамоты; отец ее (не)смотря на отвр..щение свое от всего з..морского (не)мог противит(?)ся ее желанию учит(?)ся пляскам немецким у плен(?)ого п1ведского офи­цера живущ..го в их доме. Сей заслужен(?)ый танцмей­стер имел лет пятьдесят (от)роду, правая нога была у него прострелен(?)а под Нарвою и (по)тому была (не)весьма способнак менуэтам и курантам (за)то левая с удивительным ис(?)кус(?)твом и легкостью выделывала самые трудные па. Уч..ница делала честь ее стараниям.


Наталья Гавриловна слав..лась на ассамблеях лучшей тан­цовщиц..й что и было (от)части причиною пр..ступку Кор­сакова который на другой день пр..езжал извинят(?)сяпе­ред Гаврилою Афанасьевичем; но ло..кость и щегольство м..лодого франта (не)понравились горд..му б..ярину кото­рый и прозвал его остроумно француз(?)кой обезьяною.

1. Подберите синонимы к словам коренной и заморский, составьте с ними словосочетания.

2. Найдите слова и выражения, не свойственные по их форме современному русскому языку.

3. Укажите вводное слово и вводный оборот (словосочетание).

320*.Запишите слова; выделите приставки, определите их про­исхождение, в скобках запишите значение.

Аморальный, ант..общественный, арх..плут, беспоря­док, бе..правие, (вице)пр..зидент, (г..пер)звук, д..з..нфор-мац..я, дем..б..лизация, ди..гармония, (до)исторический, ир(?)ац..ональный, (контр)разведка, (над)заг..ловок, (наи)-луч(?)ший, (обер)прокурор, о..блеск, пасын..к, пр..т..тип, (псевдо)реализм, ра..кр..савица, реорганизация, (со)автор, (транс)сибирский, (ультра)модный, (экстра)класс, (экс)-

Ч..МПИОН.

321*.Прочитайте высказывания А. Толстого (I), Н. Гоголя (II) и Н. Карамзина (III) о русском языке. На основе приведенных ниже и других известных вам высказываний о русском языке сделайте свои обобщения и изложите их в форме небольшого сочинения-рассуждения.

I. Русский язык! Тысячелетия с.здавал народ это ги..кое, пышное, (н..)исчерпаемо б..гатое, умное, поэти­ческое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чу(?)ств, своих наде..д, своего гнева, своего великого будущего.

II. ...(Н..)обыкновен(?)ый язык нап есть еще тайна.
В нем все тоны и от(?)енки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и мо­жет, ж..вой как жизнь, обогащат(?)ся ежеминутно, по­черпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий,
231







232


рас(?)ыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи в..сходить до высо­ты, (н..)доступной никакому другому языку, и опускат(?)ся до простоты, ощутительной осязанью (н..)понятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.

III. Да будет же честь и слава нашему языку, который в сам..родном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса течет как гордая, величествен(?)ая река — шумит и гремит — и вдруг, если надобно, см..гчается, журчит нежным ручейком и сладос(?)но вливается в душу, обра­зуя все меры, какие заключаются только в падении и воз­вышении человеческого голоса!










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 604.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...