Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сформулируйте общую тему пословиц и придумайте к ним заголовок. Подберите и запишите еще несколько пословиц на эту же тему.
249 250 362. Вспомните правила написания не и ни с различными час (Н..)взлюбить, (н..)вмочь, (н..)здоровится, (н..)здоровается, (н..)взгоды, (н..)прикасат(?)ся, (н..)уважение, (н..)крашен(?)ый, (н..)выкрашен(?)ый, (н..)крашен, (н..)краглен(?)ый в этом году, (н..)кем (н..)узнан(?)ый, (н..)узнан, (н..)узнав, (н..)былица, (н..)удача, (н..)лепица, (н..)гоже, (н..)ужели, (н..)когда (н..)узнаешь, (н..)сколько (н..)жалко, (н..)много (н..)мало, (н..)кем (н..)признан(?)ый, (н..Зароком, (н..)прихотливое, (н..)льзя, (н..)переходный глагол, (н..)насытный, совершенно (н..)(за)чем, (н..)дотянут(?)ся до полки, (н..)приятный на вкус, (н..)(за)что на свете, (н..)двигаясь с места, (н..)взглянув на товарища, (н..)мало пройдено дорог, (нераскрытая книга, (н..)правильно решенная задача. 363. Прочитайте внимательно отрывок, спишите. Из какого он Но как (н..)во..ружались и (н..)противились мужч..ны а в их парти.. совсем (н..)было такого порядка как в женской. Все у них было как(то) ч..рство (н..)отесан(?)о (н..)ладно (н..)гоже (н..)стройно (н..)хорошо, в голове ку-т..рьма сутол..ка сбивчивость (н..)опрятность5 в мысл..х, — одним словом, так и вызначилась во всем пустая природа мужчины природа грубая т..ж..лая (неспособная н.. к домостроительству н.. к сердечн..м убеждениям — маловерная л..нивая исполнен(?)ая беспрерывных сомнений и вечн..й боязн.. . Они говорили что все это вздор, что похищен..е губернаторской дочк.. более дело гусарск..е нежели гражданские, что Чичиков (н..)сделает этого что бабы врут что баба это мешок: что положат то несет что главный предмет на который нужно обратить внимани.. есть мертвые души которые впрочем ч..рт его зна..т что значат но в них заключено однако(ж) весьма скверное (н..)хорошее. Объясните правописание не и ни с различными частями речи. Пунктуация 1. Что такое пунктуация? С какими разделами науки о языке она связана? 2. Сформулируйте основные правила постановки тире между 3. Расскажите о знаках препинания при однородных 4. Назовите слова, грамматически не связанные с членами предложения. Расскажите о знаках препинания при них. 5. Что вы знаете об обособленных членах предложения? 6. Расскажите об особенностях постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью и косвенной. 7. Как знаки препинания в бессоюзном сложном пред В основу правил русской пунктуации положены три принципа: смысловой (логический), грамматический (синтаксический), интонационный. Знаки препинания выполняют функции завершения предложения, отделения его частей и выделения. Запятая и тире многофункциональны. Существуют знаки одиночные и парные. 364. На основе приведенных сведений и данного ниже отрывка из книги С. Абакумова «Методика пунктуации» подготовьте сообщение о русской пунктуации: наметьте план и придерживайтесь его; подберите слова, с помощью которых вы свяжете каждую очередную часть сообщения с предыдущей; заранее выпишите слова и словосочетания, которые необходимо использовать в сообщении; подумайте, как их употребить в предложении; подберите свои примеры для иллюстрации основных положений. Основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Знаки препинания, таким образом, показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на ее составные части, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения. <...> 251 252 Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическими (синтаксическими) правилами. Особенно это относится к запятой. Употребление запятой при однородных членах предложения, в сложном предложении, для выделения приложений, обособленных причастий и деепричастий и т. д. обычно определяется именно синтаксической структурой предложения. Частично на грамматической основе строятся также правила употребления точки с запятой, двоеточия, особенно в сложноподчиненных предложениях, тире при составном сказуемом с опущенной связкой. Однако во всех этих и подобных случаях в основе правил все же лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение. О каком принципе русской пунктуации в этом отрывке не сказано? 365. Назовите функции калсдого из десяти знаков препинания русской пунктуации. 366. Определите эмоциональный настрой автора текста, передайте его средствами выразительного чтения. Спишите текст. Объясните пропущенные в тексте знаки препинания. Счас(?)ливая, счас(?)ливая (не)возвр..тимая пора детства! Как (не)любить (не)леле..ть воспоминаний о ней? Восп..минания эти осв..жают возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. Набегавшись3 (до)сыта сидишь бывало за чайным столом, на своем высоком креслиц..; уже поздно давно выпил свою чашку молока с сахаром сон смыкает глаза но (не)трога..шься с места сидишь и слуша..шь.4 И как (не)слуш..ть? Маман говорит с кем(нибудь) и звуки голоса ее так сладки так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманен(?)ыми дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо и вдруг она сделалась вся маленькая лицо ее (н..)болыпе пуговки; но оно мне все так(же) ясно видно вижу как она взгл..нула на меня и как улыбнулась. Мне нравит(?)ся вид..ть ее такой крошечн..й. Я прищур..ваю глаза еще болып.. и она делается (н..)боль- ше тех мальчиков которые бывают в зр..чках; но я пошевелился и очарование разрушалось; я суж..ваю глаза пов..рач..ваюсь всячески стараюсь возобновить его но напрасн.. . Я встаю (с)ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло. Ты опять заснешь Никол..нька говорит мне маман Ты бы лучш.. ш..л (на)верх. Я (н..)хочу спать мамаша ответ..л ей и (не)ясные но сладкие грезы наполняют воображение здоровый детский сон смыкает веки и через минуту забудеш(?)ся и спишь до тех пор пока (н..)разбудят. Чу(?)ствуешь бывал., впросонках что чья(то) нежная рука трога..т тебя по одному прик..сновению узнаешь ее и еще (во)сне (н..)вольно схват…шь эту руку и крепко, крепко пр..жмешь ее к губам. (Л. Толстой.) 1. Разберите словосочетания третьего предложения: укажите главное и зависимое слова; поставив вопрос, назовите способ связи между ними. 2. В первых четырех и последнем предложениях подчеркните грамматические основы. Определите типы простых предложений, в том числе в составе сложных. 3. Укажите принцип постановки каждого из знаков препинания и его функцию. Простые предложения могут быть осложнены однородными членами, обособленными оборотами, вводными словами и предложениями, обращениями, междометиями. Вводные слова, обращения и междометия не являются членами предложения! 367. Спишите текст. Укажите слова, грамматически не связанные с членами предложения. I. Однажды летом в деревн.. Грачах у (не)богатой помещиц.. Анны Павловны Адуевой все в дом.. подн..лись с рассветом начиная с хозяйк.. до цепной собак.. Барбоса. Только единственный сын Анны Павловны Александр Федорыч спал как следует спать два(?)цат.. летнему юнош.. богатырским сном а в дом., все суетились и хлопотали. Люди ходили однако ж на ц..почках и говорили 253 254 ш.. потом чтоб (н..)разбудить молодого барина. Чуть кто(нибудь) стукн..т громко заговорит сейчас как раздраженная львица являлась Анна Павловна и наказ..вала (неосторожного строг..м выговор..м обидным прозвищ..м а иногда по мере гнева и сил своих и толчком. На кухн.. стряпали в трое рук как будто на дес.терых хотя все господское семейство только и состояло что из Анны Павловны да Александра Федорыча. В сара.. вытирали и подмазывали повозку. П. Все были зан..ты и работали до поту лица. Барбос только (н..)чего (н..)делал, но и тот (по)своему принимал участи., в общем движении. Когда мимо его проходил лакей кучер или шмыгала девка он махал хвостом и тщательно обнюх..вал проходящего а сам глазами кажется3 спрашивал Скажут ли мне наконец что у нас сегодня за суматоха? А суматоха была оттого, что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу или как она говорила людей поем..треть и себя показать. Убийствен(?)ый для нее день! От этого она такая грус(?)ная и рас(?)троен(?)ая. Часто в хлопотах она откроет рот чтоб приказать что(нибудь) и вдруг остановиться на (полу)слове голос ей измен..т она отвернется в сторону и оботрет если успеет слезу а не ус-пе..т, так уронит ее в чем..дан в который сама укладывала Сашенькино белье. Слезы давно кипят у ней в сердце они подступили к горлу дав..т грудь и готовы брызнуть в три ручья но она (как)будто берегла их на прощанье и изредка тратила их по капельк.. . (И. Гончаров.) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 211. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |