Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сформулируйте общую тему пословиц и придумайте к ним заголовок. Подберите и запишите еще несколько пословиц на эту же тему.






249



250


362. Вспомните правила написания не и ни с различными час­
тями речи. Запишите слова и словосочетания, раскрывая скобки.

(Н..)взлюбить, (н..)вмочь, (н..)здоровится, (н..)здорова­ется, (н..)взгоды, (н..)прикасат(?)ся, (н..)уважение, (н..)крашен(?)ый, (н..)выкрашен(?)ый, (н..)крашен, (н..)краглен(?)ый в этом году, (н..)кем (н..)узнан(?)ый, (н..)узнан, (н..)узнав, (н..)былица, (н..)удача, (н..)лепица, (н..)гоже, (н..)ужели, (н..)когда (н..)узнаешь, (н..)сколько (н..)жалко, (н..)много (н..)мало, (н..)кем (н..)признан(?)ый, (н..За­роком, (н..)прихотливое, (н..)льзя, (н..)переходный глагол, (н..)насытный, совершенно (н..)(за)чем, (н..)дотянут(?)ся до полки, (н..)приятный на вкус, (н..)(за)что на свете, (н..)двигаясь с места, (н..)взглянув на товарища, (н..)мало пройдено дорог, (нераскрытая книга, (н..)правильно ре­шенная задача.

363. Прочитайте внимательно отрывок, спишите. Из какого он
произведения, кто автор?

Но как (н..)во..ружались и (н..)противились мужч..ны а в их парти.. совсем (н..)было такого порядка как в жен­ской. Все у них было как(то) ч..рство (н..)отесан(?)о (н..)ладно (н..)гоже (н..)стройно (н..)хорошо, в голове ку-т..рьма сутол..ка сбивчивость (н..)опрятность5 в мысл..х, — одним словом, так и вызначилась во всем пустая природа мужчины природа грубая т..ж..лая (неспособная н.. к домостроительству н.. к сердечн..м убеждениям — мало­верная л..нивая исполнен(?)ая беспрерывных сомнений и вечн..й боязн.. . Они говорили что все это вздор, что по­хищен..е губернаторской дочк.. более дело гусарск..е не­жели гражданские, что Чичиков (н..)сделает этого что ба­бы врут что баба это мешок: что положат то несет что главный предмет на который нужно обратить внимани.. есть мертвые души которые впрочем ч..рт его зна..т что значат но в них заключено однако(ж) весьма скверное (н..)хорошее.

 Объясните правописание не и ни с различными частями  речи.






Пунктуация

 1. Что такое пунктуация? С какими разделами науки  о языке она связана?

2. Сформулируйте основные правила постановки тире между
подлежащим и сказуемым.

3. Расскажите о знаках препинания при однородных
членах предложения.

4. Назовите слова, грамматически не связанные с членами предложения. Расскажите о знаках препинания при них.

5. Что вы знаете об обособленных членах предложения?

6. Расскажите об особенностях постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью и косвенной.

7. Как знаки препинания в бессоюзном сложном пред­
ложении зависят от смысловых отношений между его час­
тями?

В основу правил русской пунктуации положены  три принципа: смысловой (логический), граммати­ческий (синтаксический), интонационный.

Знаки препинания выполняют функции завершения предложения, отделения его частей и выделения. Запя­тая и тире многофункциональны. Существуют знаки одиночные и парные.

364. На основе приведенных сведений и данного ниже отрывка из книги С. Абакумова «Методика пунктуации» подготовьте со­общение о русской пунктуации: наметьте план и придерживай­тесь его; подберите слова, с помощью которых вы свяжете каж­дую очередную часть сообщения с предыдущей; заранее выпи­шите слова и словосочетания, которые необходимо использовать в сообщении; подумайте, как их употребить в предложении; под­берите свои примеры для иллюстрации основных положений.

Основное назначение пунктуации заключается в том,  чтобы указывать расчленение речи на части, име­ющие значение для выражения мысли при письме. Знаки препинания, таким образом, показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на ее составные части, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения. <...>







251



252


Употребление большинства знаков препинания в рус­ском письме регулируется по преимуществу именно грам­матическими (синтаксическими) правилами. Особенно это относится к запятой. Употребление запятой при однород­ных членах предложения, в сложном предложении, для выделения приложений, обособленных причастий и дее­причастий и т. д. обычно определяется именно синтакси­ческой структурой предложения. Частично на граммати­ческой основе строятся также правила употребления точ­ки с запятой, двоеточия, особенно в сложноподчиненных предложениях, тире при составном сказуемом с опущен­ной связкой. Однако во всех этих и подобных случаях в основе правил все же лежит смысл высказывания. Вы­полняя грамматическое расчленение текста, знак препи­нания тем самым организует его смысловое расчленение.


О каком принципе русской пунктуации в этом отрывке  не сказано?

365. Назовите функции калсдого из десяти знаков препинания русской пунктуации.

366. Определите эмоциональный настрой автора текста, передай­те его средствами выразительного чтения. Спишите текст. Объ­ясните пропущенные в тексте знаки препинания.

Счас(?)ливая, счас(?)ливая (не)возвр..тимая пора дет­ства! Как (не)любить (не)леле..ть воспоминаний о ней? Восп..минания эти осв..жают возвышают мою душу и слу­жат для меня источником лучших наслаждений.

Набегавшись3 (до)сыта сидишь бывало за чайным сто­лом, на своем высоком креслиц..; уже поздно давно вы­пил свою чашку молока с сахаром сон смыкает глаза но (не)трога..шься с места сидишь и слуша..шь.4 И как (не)слуш..ть? Маман говорит с кем(нибудь) и звуки голо­са ее так сладки так приветливы. Одни звуки эти так мно­го говорят моему сердцу! Отуманен(?)ыми дремотой глаза­ми я пристально смотрю на ее лицо и вдруг она сделалась вся маленькая лицо ее (н..)болыпе пуговки; но оно мне все так(же) ясно видно вижу как она взгл..нула на меня и как улыбнулась. Мне нравит(?)ся вид..ть ее такой крошечн..й. Я прищур..ваю глаза еще болып.. и она делается (н..)боль-


ше тех мальчиков которые бывают в зр..чках; но я по­шевелился и очарование разрушалось; я суж..ваю глаза пов..рач..ваюсь всячески стараюсь возобновить его но напрасн.. .

Я встаю (с)ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

Ты опять заснешь Никол..нька говорит мне маман Ты бы лучш.. ш..л (на)верх.

Я (н..)хочу спать мамаша ответ..л ей и (не)ясные но сладкие грезы наполняют воображение здоровый детский сон смыкает веки и через минуту забудеш(?)ся и спишь до тех пор пока (н..)разбудят. Чу(?)ствуешь бывал., впро­сонках что чья(то) нежная рука трога..т тебя по одному прик..сновению узнаешь ее и еще (во)сне (н..)вольно схват…шь эту руку и крепко, крепко пр..жмешь ее к гу­бам. (Л. Толстой.)

1. Разберите словосочетания третьего предложения: укажите главное и зависимое слова; поставив вопрос, назовите способ связи между ними.

2. В первых четырех и последнем предложениях подчеркните грамматические основы. Определите типы простых предложе­ний, в том числе в составе сложных.

3. Укажите принцип постановки каждого из знаков препинания и его функцию.

Простые предложения могут быть осложнены однородными членами, обособленными оборотами, ввод­ными словами и предложениями, обращениями, междо­метиями.

Вводные слова, обращения и междометия не являют­ся членами предложения!

367. Спишите текст. Укажите слова, грамматически не связан­ные с членами предложения.

I. Однажды летом в деревн.. Грачах у (не)богатой по­мещиц.. Анны Павловны Адуевой все в дом.. подн..лись с рассветом начиная с хозяйк.. до цепной собак.. Барбоса.

Только единственный сын Анны Павловны Александр Федорыч спал как следует спать два(?)цат.. летнему юнош.. богатырским сном а в дом., все суетились и хло­потали. Люди ходили однако ж на ц..почках и говорили




253



254


ш.. потом чтоб (н..)разбудить молодого барина. Чуть кто(нибудь) стукн..т громко заговорит сейчас как раздра­женная львица являлась Анна Павловна и наказ..вала (неосторожного строг..м выговор..м обидным прозвищ..м а иногда по мере гнева и сил своих и толчком.

На кухн.. стряпали в трое рук как будто на дес.терых хотя все господское семейство только и состояло что из Анны Павловны да Александра Федорыча. В сара.. выти­рали и подмазывали повозку.

П. Все были зан..ты и работали до поту лица. Барбос только (н..)чего (н..)делал, но и тот (по)своему принимал участи., в общем движении. Когда мимо его проходил ла­кей кучер или шмыгала девка он махал хвостом и тща­тельно обнюх..вал проходящего а сам глазами кажется3 спрашивал Скажут ли мне наконец что у нас сегодня за суматоха?

А суматоха была оттого, что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу или как она говорила людей поем..треть и себя показать. Убийствен(?)ый для нее день! От этого она такая грус(?)ная и рас(?)троен(?)ая. Часто в хлопотах она откроет рот чтоб приказать что(нибудь) и вдруг остановиться на (полу)слове голос ей измен..т она отвернется в сторону и оботрет если успеет слезу а не ус-пе..т, так уронит ее в чем..дан в который сама укладыва­ла Сашенькино белье. Слезы давно кипят у ней в сердце они подступили к горлу дав..т грудь и готовы брызнуть в три ручья но она (как)будто берегла их на прощанье и из­редка тратила их по капельк.. . (И. Гончаров.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...