Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функциональные стили. Научный стиль




Слово стиль происходит от лат. stylus — остроконечная палочка. В древности оно означало заост­ренную с одного конца и закругленную с другого палоч­ку, стержень из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим — в виде лопаточки — стирали неудач­но написанное, чтобы писать снова. Отсюда выражение:



117


«Чаще поворачивай!», т. е. чаще исправляй, переделы­вай, переписывай.

Вскоре слово стиль стало означать уже качество на­писанного. В этом суть стилистики — умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми сред­ствами, что и отличает один стиль от другого.

Стили русского литературного языка характеризу­ются:а) целью, которая преследуется речевым выска­зыванием (научный стиль используется для сообщения научных сведений, объяснения научных фактов; публи­цистический — для воздействия словом через средства массовой информации инепосредственно говорящим; официально-деловой — для информирования); б) сферой использования, обстановкой; в) жанрами; г) языковыми (лексическими, синтаксическими) средствами; д) други­ми стилевыми особенностями.

К научному стилюотносятся такие жанры литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебники. Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещани­ях также являются жанрами научного стиля речи. В научном стиле различают подстили: собствен­но научный (наиболее строгий, используется в диссертациях, научных трудах, ГОСТах), научно-популярный (характерен для научных статей в га­зетах, журналах), учебно-научный (используется в учебной литературе для разных типов образователь­ных учреждений).

Самой общей специфической чертой этого стиля яв­ляется логичность изложения.Этим качеством должно обладать любое связное высказывание, но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и распола­гаются в строгой последовательности; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Для научной речи ти­пична связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением. На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом,


затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, по­этому.

Другим типичным признаком научного стиля явля­ется точность.Смысловая точность (однозначность) до­стигается тщательным подбором слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле счита­ется нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченностьи обобщенностьнепременно прони­зывают каждый научный текст. Поэтому здесь широ­ко используются абстрактные понятия, которые труд­но представить, увидеть, ощутить, и соответственно слова с отвлеченным значением (пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, пре­дел), нередко встречаются формулы, символы, услов­ные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схе­мы, чертежи.

Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий. Филолог должен внимательно... т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы, т. е. не единичный пред­мет, а порода деревьев — общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является терми­ном, оно содержит в себе не только понятие, но и сло­весный художественный образ (сравнение, олице­творение и т. д.). Слово науки однозначно и термино-логично.

Не только существительные, но и глаголы обычно используются в научной речи не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном. Слова идти, следовать, привести, составлять, указы­вать и др. обозначают не собственно движение, а не­что отвлеченное:

идти лесом                         речь идет о проблемах

следуйте за мной                отсюда следует вывод

привести друга                   привести к общему зна-

менателю





119



120


Для научной речи характерно преобладание место­имений 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; часто употребляются краткие прилагательные.

Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, обра­зованные по типу метафоры (в биологии — язычок, пестик, зонтик; в технике — муфта, лапа, плечо, хо­бот; в географии — подошва (горы), хребет), со сло­вами, используемыми в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном стиле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жизни, политический барометр, переговоры буксуют и т. д.).

Для усиления выразительности в научном стиле ре­чи, в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискусси­онных статьях, используются: усилительные частицы, местоимения, наречия (лишь, абсолютно, только), при­лагательные (типа колоссальный, один из величайших, сложнейший); проблемные вопросы (Какая же этому причина? Куда мир движется?).

Объективность — еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явле­ния, эксперименты и их результаты — все это излага­ется в текстах, относящихся к научному стилю речи. И все это требует количественных и качественных ха­рактеристик, объективных, достоверных. Поэтому вос­клицательные предложения в научном стиле исполь­зуются очень редко. Недопустимо в нем и личное, субъективное мнение, не принято использовать место­имение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что...), безличные (известно, что...), определенно-личные (рассмотрим проблему...).

156. Составьте тезисы на основе приведенных ниже отрывков из статьи академика С. Вавилова «Михаил Васильевич Ломоносов». Какой тип речи представляет этот текст? Укажите его при­знаки.

Среди славных имен прошлого русской науки есть од­но особенно нам близкое и дорогое — имя Михаила Ва­сильевича Ломоносова.


Михаил Васильевич Ломоносов — не просто один из за­мечательных представителей русской культуры. Еще при жизни М. В. Ломоносова образ его засиял для русских со­временников светом осуществившейся надежды на силу национального гения. Дела его впервые решительным обра­зом опровергли мнение заезжих иностранцев и отечествен­ных скептиков о неохоте и даже неспособности русских к науке. М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литера­турного языка, историком, географом, политическим дея­телем. Всем своим самобытным энциклопедизмом6, про­стиравшимся от поэзии и изобразительного искусства до великих физико-химических открытий, М. В. Ломоносов, как никто другой, доказывал единство всех проявлений человеческого духа, искусства и науки, абстрактной мыс­ли и конкретной техники.4

Еще со студенческих лет М. В. Ломоносов проявил се­бя как знаток русского языка, реформатор стихосложе­ния. Будучи за границей, он пишет: «Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и подобную оным, а себе куп­но природную и соответственную версификацию иметь мо­жет». Его живо интересует связь церковно-славянского языка с русским, — на ее основе он делит литературный язык на соответствующие стили: высокий, средний и низ­кий. В 1755 г. М. В. Ломоносов публикует «Российскую грамматику», почти в течение ста лет сохранявшую огром­ное практическое значение... <...>

М. В. Ломоносову по необъятности его интересов при­надлежит одно из самых видных мест в истории культу­ры всего человечества. Даже Леонардо да Винчи, Лейбниц, Франклин и Гете — более специальны и узки. Замечатель­но при этом, что ни одно дело, начатое М. В. Ломоносо­вым, будь то физико-химические исследования, трагедии и оды, составление грамматики и русской истории, орга­низация и управление фабрикой, географические проекты, политико-экономические вопросы, не делалось им против воли или даже безразлично. М. В. Ломоносов был всегда





121


122


увлечен своим делом до вдохновения и самозабвения, — об этом говорит каждая страница его наследства. Пушкин в «мыслях на дороге» замечает: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один явля­ется самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Полнее и глубже всего, наряду с поэзией, М. В. Ломо­носов раскрылся в физике и химии. Своей «главной про­фессией» М. В. Ломоносов считал химию (об этом он пи­шет в посвящении ко второму изданию перевода «Волфиянской физики»), но вместе с тем он, несомненно, может считаться первым и наиболее замечательным русским фи­зиком. <...>

М. В. Ломоносов был первым русским ученым не пото­му только, что он русский по национальности и с исклю­чительным успехом развивал в России передовую нау­ку, — он первый русский ученый еще потому, что в нем впервые и с необычайной силой и выразительностью от­крылись те особенности русского научного гения, которые потом проявились в Лобачевском, Менделееве, Бутлерове, Лебедеве, Павлове и других главных представителях рус­ской науки. <...>

1. Найдите в тексте вводные слова, обороты и предложения, определите их роль.

2*. Что такое высокий, средний и низкий стили языка, о кото­рых говорится в третьем абзаце?

3*. Расскажите о великих людях мировой культуры, имена ко­торых названы в четвертом абзаце.

157. Спишите текст, определите стиль (с обоснованием).

I. Пути изменения слов причуд л., вы и мног.. различны. Вы видели к..мариный тан..ц в теплый июльский вечер? Никогда не знаешь как и куда метнет(?)ся комар — ажур­ное существо, парящ..е в облаке себе подобных. Траектория полета определяется тыс..чью (не)предсказу..мых условий.

Слова похожи на такое невесомое3 облачко. Они все вместе, но каждое и (само)(по)себе во всем своем совер­шенств.. вот так оно произнос.тся это его фонетическая сторона, так оно образуется от других слов это его слово­образовательные отношения так оно изменяется по фор-


мам присоединяясь к другим словам в предложении это его грам(?)атические формы. А вот так это слово расцве­тает всеми гран..ми своих значений если вокруг него нет (н..)одного похожего или равного ему1, или смиренно при­гасит внутрен(?)ее свое свечение если (по)соседству ока­жется более точное более гибкое слово. Тогда мы говорим о лексическом значении слова а шире о семантических связях слов. Семантических знач..т смысловых термин семантикавосход..т к (древне)греческому семантикос (обозначающий). И верно слово не отражает пр..дмет не­посредственно2 оно только обозначает его условным симво­лом. (В. Колесов.)

1. Объясните постановку тире, в том числе после слова шире.

2. Найдите две вставные конструкции, выделяемые скобками.

II. Слова любого языка составляют сложную разветв­ленною систему знаков.

Слово двусторонний знак оно имеет форму которая изучается грамматикой и фонетикой и значение которым за­нимается семантика. Форма слова условна (по)отношению к его значению. Почему в самом деле мы произнос.м столчтобы обозначить понятие «стол» и тем самым предста­вить р..альный предмет — стол? Почему мы (при)этом не произносим другого набора звуков например подобно че­хам и полякам, — стул,или, подобно украинцам, — стил?А потому, что для современ(?)ого русского человека ряд звуков столсвязан с обозначением понятия «стол» тогда как для обозначения того же понятия поляк пользуется рядом звуков стула украинец — рядом звуков стил.

Выходит что связь звучания и значения слова весьма условна и сама по себе может изменят(?)ся. Так кстати и случилось в польском и украинском языках: общее сла­вянское столсо временем в польском превратилось в стула в украинском — в стил.Звуковая форма слова измени­лась, причем в каждом языке (по)своему а общее значение сохранилось. (В. Колесов.)

1. Объясните постановку тире (в пяти случаях, в двух случаях — в сочетании с запятой).

2. Найдите: а) вводный оборот; б) два вопросительных предло­жения.






123



124


158*. Проанализируйте небольшой текст из своего учебника по физике или химии (объем — 1 страница), выявите в нем при­знаки научного стиля (логичность, точность, отвлеченность, объ­ективность), выделите слова-термины.

Укажите синтаксические и лексические особенности текста.

159. Перепишите текст; числительные и условные обозначения,
заключенные в скобки, запишите словами.

Выявите в данном тексте признаки научного стиля:

а) слова, подчеркивающие логичность, точность изложения;

б) абстрактную лексику и специальные термины (если они есть);

в) сказуемые, подчеркивающие объективность изложения. Отно­сится ли данный текст к научно-популярному подстилю? Дока­жите.

СКОЛЬКО НА ЗЕМЛЕ ЛЬДА

Почти (11 %) всей земной суши скрыто под блестя­щим0 лед..ным панц..рем. Об(?)ем льда оценивается сейчас в (30 000 000 км3). Сюда входят и айсберги5 и ледяные шапки (С, с)еверного полюса и материковые льды (А, а)нтарктиды и ледяные пики горных хребтов.

Ледники по своему объему составляют примерно (80 % ) всего льда на земле. Если ледниковый лед равномерно распределить по земной поверхности то он покроет ее сло­ем толщиной в (60 м).

Самый толстый слой льда обнаружен в Ант..рктиде свыше (5000 м). Ледники и их снежный покров обладают исключительной отражательной способностью. Если бы таким свойством обладала вся земная поверхность то ее внешний (тепло)обмен уменьшился бы втрое, а средняя температура на земле была бы порядка (-90°). (Из газе­ты.)

160. Распределите слова-термины на две группы: а) лингвисти­ческие, б) литературоведческие; каждую из групп продолжите своими примерами. Правильно произнесите слова и поставьте ударения. Подготовьтесь к толкованию терминов, входящих в обе группы.

Метон..мия, орф..эпия, бал(?)ада, гипербола, м..н..лог, граф-.ка, дакт..ль, ди..лог, стих..сложение, композиция, лекс.ка, лир..ка, м..тафора, морф..логия, не..логизм, перснаж, преф..кс.


161. Определите способ образования терминов, обозначьте мор­фемы.

Бульд..зерист, нала..чик, (сверх)проводимость, (гам-ма)излучение, микроэлектроника, литературоведение, языкознание, мон. .рельсовый, маркировка, макрокосмос, мимикрия, хирургический, кардиологический, страхова­ние, визуальный, стереофония, космодром, (пресс)центр.

Написания проверьте по словарю иностранных слов.

162*. К какой области знаний или производства относятся не­знакомые или малознакомые для вас термины и что они обозна­чают? При затруднениях обращайтесь к словарю иностранных слов. Обозначьте части слова.

Аэр..танк, сейсм..грамма, вид..отелефон, герм..перчат­ка, кардиоскоп, стер..оэкран, сел..нограф, авт..п..ртрет, агр..химия, акв..рель, би..сфера, ге..дезия, пол..фония, рад..оканал, сейсмология, селенография, супер..бложка, ультр..звук, стере..скоп, фон..метр, экслибрис.

163*. Определите предмет по его описанию, толкованию; запи­шите соответствующий термин.

1) Наземное безрельсовое транспортное средство высо­кой проходимости. 2) Транспортное средство, способное пе­редвигаться по суше и воде. 3) Прибор для измерения атмосферного давления. 4) Оптический прибор для рас­сматривания предметов, (не)различимых простым глазом. 5) Астрономический прибор для наблюдения за небесными светилами. 6) Устройство для непрерывной записи (в виде кривой) или для наблюдения на экране изменений силы тока, напряжения и других электрических величин. 7) Ку­лачный бой по особым правилам, в специальных мягких перчатках. 8) Особый пояс, стягивающий нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре стройности.

164. Распределите слова по сферам употребления. Укажите, ка­кие из них являются узкоспециальными терминами, а какие пе­решли в разряд общеупотребительных.

Звер..лов, хлопкороб, цветовод, сад..водство, путепро­вод, нефтеналовной, мет..оролог, шлемофон, газ..фика-






125



126


ция, модернизировать, аудиовид..отехника, унифициро­вать, периодически, визуальный, ультразвук, ант..мир, ремонтник, электрик, ядерщик, план..тарий, косил­ка, картофелекопалка, телеграфист, видеоэк..логия, гидр..стеклоизоляция.

Определите способ образования слов, выделите в них морфемы.

165. Расшифруйте сложносокращенные слова. Укажите способ
их образования. Вспомните, как определяется род таких слов.
Составьте с этими словами словосочетания. В каком стиле речи
они могут быть употреблены?

МиГ, АТС, ОРТ, БДТ, ГАБТ, геофак, ТЮЗ, МИД, кор­пункт, месяцеслов, автовокзал, ТВ, ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО.

166. Замените данные словосочетания сложными словами, со­
ставьте с ними предложения. Определите, к какому стилю речи
они могут относиться.

Зерновой склад, автомобильная магистраль, кадр кино­ленты, специалист по изучению вулканов, изолировать тепло, обрабатывать металл, электрическая энергия, широкое потребление, лечение грязью, студия записи му­зыки.

167. Используя словари (толковый, этимологический, иностранных слов), объясните историческое родство данных ниже слов.

Балкон — балка. Винтовка — винт. Квартал — квар­тет. Маневр — манера, манипуляция, маникюр, мануфак­тура, манжеты.

168. Спишите отрывок из статьи Д. Лихачева «Будьте осторожны со словами».

1. Требования к языку научной работы ре..ко отлича­ются от требований к языку художественной литературы.

2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить ло­гический акцент на какой(нибудь) мысл.. . <...>

3. Главное достоинство научного языка ясность.

4. Другое достоинство научного языка легкость крат-


кость свобода переходов от предложения к предложению простота.

5. Придаточных предложений должно быть мало. Фра­зы должны быть краткие переход от одной фразы к дру­гой логическим и естествен(?)ым «(не)замечаемым».

6. Каждую написанную фразу следует проверять на слух надо прочитывать написанное (в)слух для себя.

7. Следует поменьше употреблять местоимения застав­ляющие думать к чему они относятся, что они «заменили».

8. Не следует боят(?)ся повторений механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться од­ним словом (слово в научном языке всегда термин). Избе­гайте только тех повторений которые приходят от бедно­сти языка.

9. Избегайте слов(п..разитов) слов мусорных ничего не добавляющих к мысли. Однако важная мысль должна быть выр..жена не «походя» а с некоторой остановкой на ней. Важная мысль достойна того чтобы на ней автор и читатель взаимно помедл..ли. Она должна варьироваться под пером автора.

10. Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот, различие лучше, чем раз­ ница. Не употребляйте слово впечатляющий. Вообще3 будьте осторожны со словами которые сами лезут под пе­ро словами-новоделами.

1. Какие рекомендации из статьи Д. Лихачева вам пред­ка представляются наиболее важными? Запишите их в виде небольшого плана. Подготовьте сообщение по этому плану.

2. Конкретизируйте первое высказывание Д. Лихачева.

169. Дайте сравнительное научно-популярное (понятное для каждого читающего) описание одного из вариантов по вашему выбору: а) микроскопа и телескопа; б) бинокля и лупы; в) авто­мобиля, теплохода и поезда; г) радиоприемника и телевизора; д) ботинок и туфель; е) платья, сарафана и кофты. Во всех слу­чаях необходимо описать признаки сходные и различные, сфор­мулировать емкое, экономное по форме и достаточно полное по содержанию определение предмета.

170*. Из учебника по физике (астрономии, химии, биологии) вы­берите три небольших фрагмента (по 15—20 строк) и примерно










127


128


такие же по объему фрагменты текста изучаемого художествен­ного произведения.

1. Определите, какие части речи и их грамматические фор­мы чаще встречаются в выбранных вами фрагментах научного текста и художественного.

2. Проанализируйте формы глаголов и выражаемые ими грамматические значения в тех и других текстах.

3. Выберите из текстов словосочетания, в состав которых входит прилагательное. В чем особенность прилагательных в текстах научного и художественного стилей?

4. Выберите обороты с характерными для научной речи пред­логами и союзами, сравните их с оборотами художественной ре­чи, содержащими предлоги и союзы.



Публицистический стиль

Особенности публичной речи

В публичной речи используется публицистический стиль.Слово публицистический образовано от ла­тинского слова publicus, что значит «общественный, го­сударственный». Однокоренными со словом «публицис­тический» являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на обществен­но-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Цель публицистических высказываний — информи­рование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным по­ступкам, действиям.

Сфера использования публицистического стиля — общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики— статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, речь защитника или адвоката на суде, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад на общест­венно-политические, нравственно-этические темы.


Для публичной речи и публицистического стиля ха­рактерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывностьи соответствующие им язы­ковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтакси­ческих конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная пробле­ма, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал рас­полагается в строгой логической последовательности, ис­пользуется общенаучная терминология. Публицистиче­ские выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Все это сближает публицистический стиль с научным.

У публицистического стиля также много общего и с художественным стилем речи. Для него характерны страстность, призывность. Чтобы эффективно воздей­ствовать на читателя или слушателя, на его воображе­ние и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные сред­ства, прибегает к помощи разговорных и даже просто­речных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Важнейшее требование, предъявляемое к публицис­тике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

Широко известны публицистические статьи литера­турных критиков В. Белинского, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского, Н. Шелгунова, историков С. Со­ловьева, В. Ключевского, философов В. Розанова, Н. Бердяева; выступления выдающихся русских юрис­тов А. Кони, Ф. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевремен­ные мысли»), В. Короленко (письма А. В. Луначарско­му), М. Шолохов, А. Толстой, Л. Леонов, И. Эренбург. Известны своими публицистическими статьями писате­ли С. Залыгин, В. Распутин, Д. Гранин, В. Лакшин, академик Д. Лихачев.






129



130


171. Предлагаем вам отрывок из выступления на суде известно­го русского юриста А. Кони. Укажите признаки публицистиче­ского стиля, иллюстрируя их примерами из текста.

Господа судьи, господа присяжные заседатели!

Вам предстоит произнести приговор по делу весьма сложному и во многих отношениях весьма интересному. Оно интересно по свойству преступления, по обстановке, при которой оно совершено, и по личностям самих подсу­димых. Вам, господа присяжные заседатели, в течение ва­шей довольно продолжительной сессии приходилось встре­чаться преимущественно с подсудимыми обыкновенного типа. По большей части это были обвиняемые в обыденных преступлениях, преимущественно в краже. Бедность, не­развитость, отсутствие безвредных развлечений и иногда крайне печальная нравственная и бытовая обстановка яв­лялись причинами, привлекавшими их на скамью подсу­димых. Совершив преступление, нарушив закон, они за­служивали по большей части наказания, но тем не менее нельзя не пожалеть, что они были поставлены судьбою в положение, которое благоприятствовало совершению пре­ступления. Но ничего подобного в настоящем деле мы не видим. Перед нами другие подсудимые. Перед нами люди, которые, во всяком случае, имеют некоторую претензию считаться людьми развитыми, которые имеют средства к существованию довольно определенные, а один из них — даже сравнительно большие. Эти лица могли бы совершен­но иначе сложить свою жизнь, чем они ее сложили, мог­ли бы отдать ее такой деятельности, которая не привлека­ет в конце концов на скамью подсудимых. Я думаю, что напряженное внимание, с которым вы относились к судеб­ному следствию, избавляет меня от необходимости указы­вать вам на многие мелочные подробности дела. Поэтому я буду касаться только выдающихся его сторон, будучи убежден, что остальное дополнят ваша память и совесть. Вы точно так же не упустите из виду и того, что дело это приподнимает кусочек завесы над деяниями, совершаемы­ми во мраке и редко всплывающими на свет божий, над действиями, которые совершенно напрасно старается при­урочить один из подсудимых к целям общего блага и спо­койствия. Вы вглядитесь в эти деяния пытливым взором и в приговоре вашем оцените их нравственное достоинство.


1. Выпишите слова, словосочетания, обороты речи, которые вы считаете характерными для речи юриста, обозначьте корни слов и ударный слог.

2. Какие средства языка помогают эмоциональному воздействию на читателя и слушателя? Ответьте письменно с приведением примеров из текста.

172. Спишите текст. Определите его стиль, выявите признаки названного вами стиля.

Почему мы (с)нов.. пиш..м о (В, в)торой (М, м)ировой войне? Не (по)тому наверное что слабость рода людского боязнь смерти и не потому что инстинкт сам..сохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне пото­му, что человек — величайшая ценность данного мира а его мужество и свобода его это освобождение от страха от зла которые раз(?)единяют людей.

Я не отношу себя к парадоксалистам6 но видимо чело­век не мог(бы) быть человеком если бы он не был способ..н ос.знать возможность своей смерти а осознав ее познать (не)повторимую ценность самого себя и ценность других. В этой слабост.. его величие и сознание собственней нуж­ности на земле. В то(же) время человек тогда стано­виться человеком когда овладевает великой тайной осо­знав ценность жизни перестает боят(?)ся смерти и ум..рая (во)имя убеждений и веры се..т зерна добра которые мо­гут или не могут стать колось..ми мгновенно.4 В этом ду­ховная основа каждого подвига. Тогда смерть человека на войне и не только на войне это жизнь его во всем1 что1 мы называем будущ..м. Отн..ми у людей пульс самопо­жертвования, эту вспышку высокого духа и люди силь­ных убеждений прокл..нут физическое бессмертье если да­же оно станет биологически возможно. Опасность смерти преодоление в себе чувства опасности и отрицание физи­ческого бессмертия в этом я вижу проблему борьбы жиз­ни и смерти. И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в главную проблему суть которой наверное все(же) в том чтобы оставить после себя след на земле. Но одни уходя из жизн.. оставляют скользкий улиточный след на котором3 можно поскользнут(?)ся другие яркий и ровный свет найденной в борьбе истины след упорной ве­ры в людей утвержден(?)ой в (не)пр..мирим..м столкнове­нии с человеконенавистничеством. (Ю. Бондарев.)



131



132


 1. Выпишите книжную лексику — слова и словосочетания отвлеченные, общенаучные, терминологические.

2. Объясните постановку тире (в восьми случаях, в двух случа­ях — в сочетании с запятой).

3. Почему в третьем предложении запятая должна стоять (учи­тывая предшествующий текст) не перед, а после слова потому!

173. Данные ниже слова запишите, распределяя их по частям
речи. Для какого стиля характерна эта лексика?

Активизировать, благ..д..рить, благородный, вдох­новлять, вел..к., душный, деструктивный, кол(?)едж, волну., щий, долг, д..сто..нство, заставлять, оправды­вать, оск. .рблять, пам. ,ть, прав, .судие, проел, .влять, бе..покойный, спр..в..дливый, уб..ждать, ун..чтожать, цел..устремленный, че(?)ствовать, чу(?)ства, чуткий, де­вальвация, экстремизм, водрузить, ком(?)юнике, собст-вен(?)ость, ЦеВилизация, бе..корыс(?)ный, предвыборная к..мпания, кремин..ген(?)ый, кор(?)умпирован(?)ый, одно­мандатный, решающий, преобразование, (транс)нацио-нальный, благ..действие, ал..янс, депутатекий, журна-лис(?)ское безвозмездный, рас(?)ледование, консолида­ция, консенсус.

Найдите в словарях значение непонятных для вас слов, составьте с ними словосочетания.

174. В каких стилях речи могут быть использованы приведен­
ные ниже слова? Сгруппируйте их по тематическому признаку.
Составьте с ними словосочетания.

Гипот..за, гуман(?)ость, ид..ализм, конвенц..я, консул, критерий, матер..ализм, мировоз(?)рение, мис(?)ия, мра-к..бесие, направление, об(?)ективность, пакт, пес(?)имизм, п..сол, пр..гресс, развитие, самосознание, соЛеДарность, сх..ластика, ф..тализм, фил..софия, эклектизм, д..пл..матия.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз-(с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-.


175. Подберите слова с названными выше приставками, корня­ми и суффиксами, обозначьте в них части слова, составьте сло­восочетания. В каком стиле речи предпочтительно употребление таких морфем?

176. Раскройте значение данных слов (5—6 толкований запи­шите).

Деспотизм, фан..тизм, анарх..я, гражданственность2, объективность, гуман. .стический, демократический, радикальный, реакционный, этический, эмоциональный, субъективный.

177. Используя словари, дайте краткое толкование слов (письменно). Подчеркните орфограммы — непроверяемые гласные в корне. К каким из этих слов вы можете подобрать родственные?

В третьей группе слов определите значение частей слова.

1) Дайджест, дипломатия, диссидент, дума, ин­фраструктура, консенсус, консолидация, м..нталитет, мэ­рия, популизм, през..нтация, рейтинг, слайд, спикер, шоу, эйфория, эскалац..я.

2) Ав..нгард, авт..ритет, агрес(?)ор, антаг..низм, гарант..я, дипл..мат, интеллигенция, конс.рватизм, п..триот, сувер..нитет, эконом..ка, эксплу..тация.

3) Авт..кратия, аристократ..я, б..рократия, гер..нтократия, д..мократия, т..ократия, техн..кратия.

178. Выпишите фразеологизмы, уместные: а) в разговорной ре­чи; б) в публицистическом стиле. Подтвердите свои выводы, конкретизируя тематику высказывания с каждым из фразеоло­гизмов.

Сыграть (свою) роль, носиться в воздух.., ахил(?)есова п..та, (без)экивоков, бить (в)набат, Боже упаси, вт..рать очки, пустить корни, пир (во)время чумы, душа (на)распашку, взять (на)заметку, (в)самом деле, как говорит(?)ся, у разбитого к..рыта, выйти (в)свет, увидеть свет, на кажд..м шагу, в..лять хвостом, сплош(?) и рядом, с точки зрен..я, скрещ..вать шпаги, вносить вклад, в первую оче­редь, как вчера р..дился, другими словами, жреб..й брош..н, зад..рать нос, играть роль, иметь значеНое, раз­весить уши.








133



134


179*.Какие из данных слов и словосочетаний являются, по ва­шему мнению, общеупотребительными, а какие характерны для публицистического стиля? Выпишите их по группам.

Акционирование предприятий, народная медицина, астрологический прогноз, бизнес-тур, всеобщая ур..вниловка, галопиру..щая инфляция, всеобщая2 гласность, де­мократизация общества, обществен(?)ое сознание, дикий рынок, евангельские чтения, парафировать договор, криз..с власти, акт милосердия, инвестиции, либерали­зация цен, пестициды, лига брок..ров, народная дип­ломатия, парламентские слушания, обвальная2 прива­тизация, думский ком..тет, народные избран(?)ики, православная г..мназия, принято единоглас(?)но, приори­тет общечеловеческих2 ценностей, (псевдо)рынок, ци­вилизованный, разгосударствление, маркетинговая служ­ба, семин..рист, р..форма политической системы, рубле­вое пространство, руководящие указания, сплошная ваучеризация, тружен(?)ики полей, л..цейские клас(?)ы, утверждение социальной справедливости, хищнический рынок, человеческий фактор, шоковая терапия.

Подготовьтесь к толкованию этих слов и словосочетаний.

180.Спишите отрывок из статьи С. Залыгина «Читая Гоголя». Укажите в нем признаки публицистического стиля.

...И в отличи., от других классиков от классиков(романистов) прежде всего Гоголь никогда не говорит о счасть.. . Этого слова у него нет. Этого понятия тоже.

И не (в)том даже дело что его герои счастливы или (не)счастливы а само понятие счастья для них слишком (не)определенно разве только осуществление мечты Ака­кия Акакиевича о новой шинел.. делает его на миг счаст­ливым.4 Но (не)более того.

Между тем русская клас(?)ическая литературане обходилась без этого понятия оно было для нее как бы внутренней движущей силой.Дост..евский видел счастье в оч.щении души.Толстой в полноте и естествен(?)ости чувства.Короленко в благородстве натуры.Пушкин как бы даже и овеществлял счастьеи сам чувствовал его в своей крови. У Чехова счастья нет однако же (н..)(у)кого


другого герой так настойчиво и глубоко н.. осмысливает понятие счастья, так не страда..т (от)того что его нет так страстно не убежден что оно должно быть.

Но счастье и Гоголь как(будто) даже (не)совместимы и хотя у нас (н..)(на)минуту н.. закрад..вается сомнение в том что все что им сделано сделано ради человека ради че­ловечества и его судеб тем (н..)менее никак нельзя уловить что(же) Гоголь пон..мает под словом «счастье»? Как сам его чу(?)ствует?

Может быть это опять-таки объясняется его склон­ностью2 к сатир., и гиперболе которые обладают какой(то) своей собственной философией и чужды этой категории?

 1. Обоснуйте все случаи написания -е> -и в окончаниях существительных.

2. Дайте толкование выделенных словосочетаний.

3. Напишите о своем понимании счастья.

181*. Составьте предложения или словосочетания с данными словами.

Апат..я, деспотизм, дилетант, ид..ал, интеллектуаль­ный, пери..д, полемизировать, привилегии, проблема, ру­тина, субъективный, тоталитарный, традиции, ц..низм, эмоциональный, эрудирован(?)ый.

 Проверьте написание слов. Выпишите слова, в которых вы допустили ошибку, от каждого из них образуйте по не­сколько однокоренных слов (письменно).

182. Д. Гранин в своей книге «Точка опоры» одну из статей по­святил Д. Лихачеву. Прочитайте отрывок из этой статьи, оза­главьте его. К какому типу речи вы отнесете этот текст? Поче­му? Выделите его главную мысль. Спишите одну из частей отрывка, обосновывая орфограммы.

I. (В)первые я увидел Д. С. Лихачева «в деле» когда шло обсуждение пр..екта реконструкции (Н, н)евского (П, п)роспекта. Было это в шестидесятые годы. Созрело очередное покушен..е на красоту Невского очередная группа реформаторов вз..лась переделать проспект осовр..менить его улучшать и разумеется «коренным об­разом» перестроить заменить здания «не имеющие боль­шой ценности» новыми и т. п. (Широко)вещательный





135



136


пр..ект имел с.лидных сторонников жела..щих чем(то) «выдающимся» ознаменовать свое пребывание у к..рмила. Начались энергичные протесты. Создали общественную комис(?)ию и вот там(то) я увидел с какой страстью и упорством Д. С. Лих..чев защищал сохран(?)ость Нев­ского проспекта его образ его историческую цельность. В те времена для многих был (не)привычен столь реши­тельный тон возражения городскому начальству. Спокой­но и весьма тактично он опровергал довод за доводом глав­ного архитектора6 и других проект..ровщиков показывая несостоятельность их аргументов. Он старался не обижать персонально не уличать в ошибках исторических эстети­ческих но за его словами чувствовалось такое превосход­ство знаний что спорить становилось (не)(под)силу и это раздр..жало авторов. Они привыкли к превосходству над «любителями» тем более чу(?)ствуя поддержку городских властей. Что надо этому «древнику» (не)доум..вали многие что надо этому уч..ному специалисту по «Слову о полку Игореве» чего это он вою..т он-то в чем заинтересован Есть такая категория людей которая причину каждого мнения поступка ищ..т в личном интересе.

П. Тот губительный пр..ект реконструкции6 Невского проспекта удалось откл..нить и в этом была большая за­слуга Дмитрия Сергеев..ча Лихач..ва. Мы привыкли к за­слугам соз..дания заслугам вос(?)тоновления то была за­слуга иная мож..т (не)меныпая — заслуга сохр..нения. Она увы всегда без..мянна. Таких заслуг у Д. С. Лихаче­ва много. Он занялся защитой памятников старины еще в 50(e) годы (в)след как он сам сч..тает за Н. Н. Ворони­ным замечательным арх..ологом и историком арх..текту-ры. Удалось спасти центр Новгорода от застройки высот­ными здан..ями спасти от сноса новгородский земл..н(?)ой вал. Бл..годаря протестам Лихачева его выступлениям, статьям, письмам перестали (без)разбору вырубать дворцо­вые парки ленонградских пригородов. <...>

III. А Лихачев как никто другой сумел раскрыть (древ­нерусскую литературу не как книжность а как художе­ственное явление сомкнул летописи с русской литерату­рой выявляя черты единства пр..емственности литератур­ного процес(?)а. Для него древнерусская литература это прежде всего способ изобр..жения человека. Литература


творится на фоне истории отечественной культуры всего древнерус(?)кого искус(?)тва. Он наход..т в том рукопис­ном пергаментном (средне)вековом живое понятное и нужное нам уме..т увидеть улыбку шутку услыш..ть пес­ню. Он переб..рает цепь времен что соединяет нас ибо «человек часть общества и часть его истории. Не сохра­няя в себе самом память прошлого он губ..т часть своей личности». Его работы все больше привлекают защитой гуманитарных6 наук в век НТР5. Он сумел показать я бы даже сказал доказать необходимость поэзии всех жанров искусства доказать той человеческой душе которая томит(?)ся среди ис(?)уша..щего мира машин и расчетов. (Не)случайно Д. С. Лихачев ввел в обращение термин экология культуры. Он насытил это понятие примерами заботы о сохранении культурной среды нужной для «духовной оседлости» человека для его нравствен(?)ой (само)дисц..плины. Нарушение природной среды бывает еще можно восстановить разрушение же памятников культуры (не)восполнимо. <...>

1. Назовите стиль текста. По каким признакам вы его определили?

2. Д. Гранин назвал эту статью «В служении Отечеству». Срав­ните свое название статьи с авторским. Распространите автор­ское название статьи так, чтобы получилось предложение, выра­жающее идею.

3. Укажите в последнем абзаце слова, устанавливающие смыс­ловую связь между предложениями.

4. Найдите: а) междометие, выделяемое с двух сторон запяты­ми; б) вводное слово в последнем предложении.

В публицистическом стиле используются многообразные средства эмоционального воздействия на слушателя, читателя. В большинстве своем они напоми­нают изобразительно-выразительные средства языка ху­дожественной литературы, с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание худо­жественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся





137



138


приложениями), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация (усиление, нарастание чего-то) иногда сочета­ется с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усили­ваться грамматическими средствами: употреблением гра­дационных союзов и союзных сочетаний (не только но и; не только а и; не столько сколько).

Средствами эмоциональной выразительности служат также фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговор­ные обороты речи, просторечия и даже жаргонизмы; используются литературные образы, цитаты, языковые средства юмора, иронии, сатиры (остроумные сравне­ния, иронические вставки, сатирический пересказ, па­родирование, каламбуры).

183*. Подберите из текстов публицистического стиля в газетах, журналах 2—3 небольших отрывка, в которых используются средства эмоциональной выразительности: эпитеты, лексические повторы, градация, фразеологизмы, пословицы и поговорки, литературные образы, элементы юмора, иронии, сатиры, калам­бурные обороты, разговорная и просторечная лексика, ритори­ческие вопросы и обращения и т. д.

184. Напишите сочинение в публицистическом стиле на одну
из тем:

1) Что значит найти себя?

2) Что важнее: как жить или для чего жить?

3) Является ли труд потребностью?

4) Можно ли обойтись без духовных потребностей?

5) Можно ли обойтись без потребности в общении с людьми?

185. Спишите отрывок из «Японских репортажей» журналиста
Ю. Овчинникова. Найдите в тексте средства эмоциональной вы­
разительности.

СТИХИЯ И ТРУД

Япон..я это страна где природа и человек состязаются в неистовств.. . Здесь постоянно дает о себе знать необуз­данность стихийных сил. Но здесь лее на каждом шагу вид..шь следы упорного труда (не)человечески человече­ского.


Природа здесь не только жестока но и скупа. Пять(шестых) японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остает(?)ся человеку тут и поля возделан(?)ые словно клумбы и города и заводы. Япония столь же гориста как и Швейцария но ее равнинная часть засел..на в пять раз плотнее. Порой кажется, что (несмет­ная рать гор захватила эту страну для себя оттеснив лю­дей к побережью.

Потребовался (по)истине подвиг бе..числен(?)ых поко­лений земледельцев чтобы превратить горные склоны в уступчатые тер(?)асы° рисовых полей в чайные и тутовые пл..нтации чтобы возделав каждый клоч..к земли кормить сто с лишним мил(?)ионов человек имея на всю страну лишь шесть миллионов г..ктаров пашни.

Даже воды внутрен(?)их заливов заштрихованы5 тем­ными полосами словно борозды вспахан(?)ых2 полей. Это пл..ты к которым под водой привязаны к..рзины с жем­чужными0 рак..винами. Жемчуговодство олицетворяет со­бой способность японц..в находчиво восполнять скупость недр своей страны.

Ведь жемчуж..на, выращен(?)ая человеком как и кро­хотный тел..визор на который затрач..но ничтожное коли­чество сырья олицетворяет собой ценности созданные буд­то бы из ничего это овеществленный труд и разум.

Укажите средства связи между абзацами.

186. С каждым из данных ниже слов составьте по два словосо­четания (или предложения), в которых: в первом случае слово имело бы терминологическое значение, во втором — переносное, являлось бы средством усиления образности речи. Напри­мер: Свинцовая руда свинцовый кулак (взгляд). Тормозить вагон тормозить свои желания.

Агон..я, ак(?)орд, балансировать, б..рометр, вирус, ду..т, замороз..ть, истерия, мар..фон, р..цепты, рычаги, инфляция.

187*. Какова стилистическая окраска данных синонимов? В ка­ком стиле речи может быть использован каждый из них?

1. Уронить себя в глазах — оконфузиться — покрыть себя позором — сесть в лужу — скомпрометировать себя — сесть в калошу.


139









140


2. Наоборот — в обратном порядке — с хвоста — шиворот-навыворот.

В публицистическом стиле, как и в научном, часто используются существительные в родительном па­деже в роли несогласованного определения: голос мира, страны ближнего зарубежья. В роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклоне­ния, возвратные глаголы.

Для синтаксиса публицистического стиля характер­но использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

188. Каковы тема и основная мысль текста? Укажите его стиле­вые особенности (лексические, синтаксические, художественно-языковые).

ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ

I. Как относиться к историческому и культурному на­следию своей страны Всякий ответит что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуж­дает в памяти иные грус(?)ные а порой и горес(?)ные кар­тины.

Довелось мне как-то побывать на (Б, б)ородинском по­ле вместе с замечательным человеком — реставратором Николаем Иванов..чем Ивановым. Он уже и позабыл ког­да уходил (в)отпуск н.. может н.. дня прожить без Боро­динского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками что были воздвигнуты на Бо­родинском поле благодарными потомками.

И это здесь на поле нашей славы в 1932 году произо­шло невидан(?)ое поругание народной святыни был взо­рван чугунный памятник на могиле Багр..тиона. Сдела­вшие это совершили преступление против самого благо­родного из чувств признательности герою защитнику национальной свободы России признательности русских брату(грузину). А как расценить тех кто примерно тогда же намалевал гиган(?)скую надпись на стене монастыря построенного на месте гибели другого героя Тучкова До­вольно хранить остатки райского прошлого!


П. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленин­град.. . В своем архитектурном облике город связан с име­нами Растрелли Росси Кварнеги Захарова Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путе­вой дворец Растрел(?)и. Замечательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии стоял близко от линии фронта но наши бойцы сделали все что(бы) сохранить его. Прик..снись к нему руки реставраторов и какой праз(?)ничной стала бы увертюра6 к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там где он стоял пусто в душе когда это мес­то прое(?)жаешь. И горько потому что утрата любого па­мятника культуры (не)восстановима они ведь всегда ин­дивидуальны материальные приметы прошлого всегда свя­заны с определенной эпохой с конкретными мастерами.

III. «Запас» памятников культуры «запас» культурной среды крайне ограничен в мире и он истощается со все прогрес(?)иру..щей скоростью. На земле остается все мень­ше места для памятников культуры и не потому что мень­ше становится земли. Все дело в том что к патриотизму слишком долго призывали а его надо воспитывать с само­го раннего возр..ста.

Любовь к родному краю к родной культур., к родному селу или городу к родной реч.. нач-.нается с малого с люб­ви к своей семье к своему ж..лищу к своей школ.. . И еще с уважен..я к таким чувствам людей которые то(же) люб..т свой дом свою землю свое пусть и (не)понятное те­бе родное слово.

Все эти важнейшие человеческие качества помож..т тебе открыть в своей душе история любовь, уважение, зна­ние. (Д. Лихачев.)

1. Расскажите о средствах связи между абзацами в этом тексте.

2. Восстановите пропущенные орфограммы и знаки препинания (устно, с обоснованием).

189. Напишите сочинение-миниатюру о значении слов: в чем их сходство и различия? (Один из вариантов.)

1. Обязанность и долг. 2. Помощь и благотворитель­ность. 3. Сострадание и жалость. 4. Юмор и сатира.





141


Жанры публицистики

Наиболее распространенными жанрами публицистики являются газетные жанры (заметка, статья, репортаж, интервью, фельетон и др.), а также устные выступления по радио, телевидению, на митинге, собра­нии, в суде.

Одним из распространенных жанров публицистики является очерк. Очерк — небольшое литературное про­изведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). {Толковый словарь рус­ского языка.) Различают документальный, публицисти­ческий, бытовой очерки.

Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явле­ния общественной жизни, как правило, в сопровожде­нии прямого истолкования их автором. (Энциклопеди­ческий словарь.)

Бывают очерки небольшие, публикуемые в газетах, и значительные по объему, публикуемые в журналах, и целые очерковые книги. Так, в свое время в журнале были опубликованы очерки М. Горького «В Америке». Целую книгу составляют очерки В. Овечкина о русской деревне 50-х гг. — «Районные будни». Известны книги очерков В. Короленко, Л. Леонова, Д. Гранина, В. Лак­шина, В. Распутина.

Характерной особенностью очерка является доку­ментальность, достоверность фактов, собы­тий, о которых идет речь. В нем называются подлин­ные имена и фамилии изображаемых лиц, действитель­ные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, ис­пользуются изобразительные средства, вводится элемент художественной типизации.

Очерк, как и другие жанры публицистики, всегда поднимает какую-то важную проблему.

Различают очерк путевой,в котором рассказывается о дорожных впечатлениях (делаются зарисовки приро­ды, местности, быта людей), очерк портретный,раскры­вающий личность человека, и проблемный очерк,в ко-


тором поднимается какая-то социально значимая проб­лема, предлагаются, анализируются пути ее решения. Нередко в очерке сочетаются все его разновидности: в путевом — встречаются портретные зарисовки или затрагиваемые автором проблемы.

190.Признаки какого стиля проявляются в приведенном ниже тексте М. Пришвина? Свои выводы подтвердите анализом текс­та. Озаглавьте его.

На берегу (П, п)лещеева озера (в)близи древнего рус­ского города Переславля-Залесского на красивом холме расположена усадьба Ботик где хранится ботик Петра (П, п)ервого. <...>

Не успел я взойти на Гремяч..ю горку и оглядеться как Надежда Павловна жена сторожа Ботика рассказала мне о Петре что он был большой любит..ль воды и раз увидев издали Плещеево озеро повернул коня и прямо спелыми полямипоск..кал к воде. А в деревне Веськово баба жала рож(?) и как увид..ла что какой(то) верх..вой топч..т прин..лась честить его всякими скверными словами. Пет­ру будто(бы) это очень понравилось он щедро нагр…дил веськовских муж..ков и некоторых даже постоянно звал к себе на совет думу думать. С тех пор вот и пошли в се­ле Думновы знач..т кто-нибудь из его родни непременно с Петром думу думал.

Я осм..трел домик где хранится единствен(?)ый уц..левший от всей большой петровской потешной флоти­лии ботикс прогнивш..м дном вспомнил из истории как Петр приехав сюда через тридцать лет возмутился небреж­ным хранением остатков флота и тут написал свой суро­вый указ в..еводампереславльским2. (С)начал.. конечно это подогрело воевод а потом опять стало гнить пока от всех кор..блей не остался единственный ботик переходив­ший из рук в руки частных вл..дельц..в уса(ть, дь)бы. Царь Николай I наконец приналег на владимирских дво­рян они выкупили ботик построили тут (не)болыпой дво­рец триумфальную аркуи мрам..рный памятник с над­писью из указа Петра

Надлежит вам во..водам переславльским беречи остат­ки к..раблей яхт галер а буде опустите то взыскано будет на вас и на п..томках ваших яко пренебрегших сей указ.





143



144


Настроен(?)ый словами Петра я подошел к обрыву Гре-мяч..й горы посмотреть на озеро как на к..лыбель русско­го флота.

1. Проанализируйте текст надписи на мраморном памятнике Петру, о котором рассказывает М. Пришвин: а) какие слова в нем являются архаизмами, какие — историзмами; б) какие грамматические формы являются архаичными, устаре­вшими; в) какие обороты речи, словосочетания отражают далекое прошлое нашего языка; г) дайте свое толкование порядка слов в предложении этого текста; д) укажите специальную лексику. 2. Объясните выделенные слова и словосочетания.

Поездки, экспедиции, встречи с интересными людьми дают богатый материал для достоверного и вместе с тем художественного описания края, для рас­сказа об интересных людях, их быте, для размышлений о жизни.

Путевой очерк, путевой дневник, путевые заметки знатоков и любителей природы помогают нам лучше по­нять окружающую нас природную среду — ее звуки, краски, формы, ее таинственный язык, проникнуть в глубинную суть природных явлений.

191. Прочитайте, запишите 1—2 отрывка из путевого очерка В. Распутина, применяя правила правописания. Как соотносят­ся название очерка, его тема и эпиграф к нему? Какие особен­ности текста дают возможность отнести его к публицистическо­му стилю речи?

ПОЛЕ КУЛИКОВО

Опять над полем Куликовым Взошла и раст..чилась мгла

И словно облаком суровым Гр..дущий день завол..кла.

А. Блок

I. Весь день то дождь хлестал то снег небо в непри­вычней для меня степной стороне ничем не поддержива­емое сходилось с землей совсем близко и в серой мгле трудно было что-то рассмотреть.4 Мы ехали с юга откуда пришли и куда бежали затем татары: у Красивой Мечи до-


коле гнали их русские ратн..ки мы остановились и долго глядели на темную воду и на берега спрашивая помн..т ве­дают они славу свою или нет. <...>

А тут шпиль показался вернее прежде крест под-н..ма..щийся от земли и одновременно чуть правей еще кресты эти как я догадался над храмом(памятником) Сер­гию Рад..нежскому благословившему князя Дмитрия на великую битву и немало сделавшему для об(?)единения русских сил под его началом. И покуда подъе(?)жали мы смиренно сбросив скорость чтобы лучше видеть откры­вающееся Поле кресты вырастали все выше и выше и вот уже под левым одиноким обозначился темный столб а под правыми как три васн..цовских богатыря встало в рост трехчастное здание храма.

П. (По)одним источникам больше ста тысяч по другим двести пятьдесят а по трет..им четыреста тысяч(?) вой­ска выступило на защиту русской земли и русской чести. У М..мая вместе с наемной генуэзской пехотой набралось еще больше. Как раз в той стороне где горит закат и вы­строилась в переломный для нашей истории день 8 сен­тября 1380 года перейдя ночью Дон сила Дмитрия. Тата­ры подж..дая на подмогу Ягайлу Литовского и Олега Рязан(?)ского (должно быть и сейчас шесть веков спустя екает стыдливо сердце (ни)(в)чем (не)повинных р..занцев от вероломства их предка князя Олега и позже в годину страшного нашествия Тохтамыша снова предавшего Дмит­рия Донского — ох, как памятливо и взыскательно вре­мя!) огромным шумным лаг..рем бурлили здесь откуда мы сейчас осматриваем Поле.

III. Битва как известно началась с поединка (П, п)ере-света с Челубеем. Принято было (в)старину перед тем как войскам всей силой сойтись на кровав..ю сечу устра..вать единоборство избран(?)ых выдающихся по силе и духу бойцов, — одолевший считалось предр..кал победу своей стороне. Вызов татарского мурзы который был «велик и страшен зело» принял тро.щкий м..нах из брянских б..яр Александр Пересвет. Разогнав друг против друга коней сшиблись они (на)виду у многих тысяч и «спадоша на зем­лю мертви и ту конец прияша оба».

И грянула сеча «какой (по «Истории России» С. М. Со­ловьева) еще никогда (не)бывало прежде на Руси: говорят





145



146


что кровь лилась как вода на пространств., десять верст лош..ди не могли ступать по трупам ратн..ки гибли под конскими копытами зад-.хались от тесноты. Пешая рус­ская рать уже лежала как скошен(?)ое сено и татары на­чали одолевать».

Князь Дмитрий которому тогда было три(?)цать лет ос­тавил под своим велик..княжеским стягом Михаила Брен-ка (погиб любимец Дмитрия) а сам в д..спехах простого воина дрался в перед..вом полку в пешей3 рати. Татары смяли ее прорвались сквозь ряды большого полка завер­нули левый фланг русских войск и стали сбрас.вать3 его в Непрядву. <...>

 Вспомните из уроков истории, чем завершилась Куликовская битва, что сыграло решающую роль. Напишите об этом.

192.Подготовьте в виде путевого очерка рассказ об экскурсии или походе, в которых вам довелось участвовать. Опишите уви­денное во время пути, расскажите о встрече с интересными людьми; выразите свое отношение к увиденному, возникшие при этом мысли.

Герой портретного очерка — конкретный человек,  обладающий теми или иными достоинствами и не­достатками. В портретном очерке автор не только дает портрет в узком смысле этого слова, но и описывает об­становку, в которой живет и трудится герой, рассказы­вает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимо­отношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка. Примерами та­ких очерков могут служить «Записки охотника» И. Тургенева.

Внимание очеркиста сосредоточивается не только на внешнем, но и на «внутреннем» портрете.

Внешний портрет— это описание лица, рук, глаз, волос, прически, одежды, походки, жестов, манер, осо­бенностей голоса, смеха. Очень важно сказать о выра­жении глаз, взгляде, улыбке. Вовсе не обязательно опи­сывать все черты лица, достаточно уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека.


«Внутренний» портрет— это характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычные для него настроения, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания.

Между внешним портретом человека и его «внутрен­ним» портретом, т. е. характером, всегда существует связь, но ее надо уметь заметить и выразить. Чтобы по­нять эту связь, человека надо увидеть в разных ситуа­циях, не один раз встретиться с ним, понаблюдать за ним со стороны. Характер человека может выражаться в улыбке, голосе, смехе, в движениях, привычных жес­тах, в характерных словах и оборотах речи.

Автор очерка беспрерывно ищет такие языковые средства: слова, речевые обороты, эпитеты, сравнения, метафоры, которые позволили бы наиболее полно и яр­ко передать реальные черты изображаемого человека и выразить свое отношение к нему.

Для полноты и большей достоверности портрета в очерке используются биографические данные изобража­емого лица, описывается обстановка, в которой действу­ет герой, наиболее характерные и наиболее существен­ные (с точки зрения основной идеи, основного замысла) эпизоды из его жизни.

193. Прочитайте отрывки из очерка В. Лакшина об Ираклии Андроникове. Укажите, какими средствами языка автор рисует характер своего героя.

Ему никогда не составляло труда в разгар рабочего дня дезорганизовать работу солидного учреждения.

Достаточно было Андроникову переступить порог му­зея, издательства, библиотеки или архива, как вокруг не­го тотчас собиралось человек пять-шесть. И вот уже слы­шен хохот, возгласы удивления, толпа растет, и если ты опоздал подойти, то, только заглядывая3 через чужие пле­чи, можешь увидеть, как в тесном кружке, немного теат­рально опершись обеими руками на массивную трость, стоит невысокий, полный, с необыкновенно подвижным, живым лицом человек и с увлечением рассказывает что-то, выговаривая слова красиво, четко, уверенно и поджи-





147



148


гая слушателей своим заразительным смехом. Час, два, три часа кряду он рассказывает — невозможно отойти — знакомым, полузнакомым и вовсе не знакомым людям о Пушкине, Одоевском, Лермонтове, бабушке Лермонтова, тетке Сушковой, бабушке тетки Сушковой... И еще — о Маршаке, Алексее Толстом, Иване Ивановиче Соллертинском, Василии Ивановиче Качалове — тысяча лиц в одном человеке, и голос каждого слышен.

Он заражает всех своей увлеченностью, тормошит, осаждает, расспрашивает, но более всего заставляет себя слушать. Восхищаться в одиночку он не умеет. Ему нуж­ны собеседники: лучше, если большой зал или бессчет­ная аудитория радио и телевидения, но на худой конец пусть хотя бы один свежий слушатель, и он готов начать просто и немного торжественно: «Я хочу рассказать вам...»4

Об Андроникове трудно говорить, потому что коммен­тировать, как-то объяснять, популяризировать его труды и личность излишне — этого человека знают все, да и сам он кого хочешь3 объяснит. Андроников без посредников обращается к аудитории своих читателей, слушателей, зрителей. Поговорим о его любимом жанре.

К жанру Андроникова можно подойти с разных сторон. Можно подивиться живой разговорности, непосредствен­ности интонации «устного рассказа»; можно обратить вни­мание на разнообразие историко-литературных интересов автора (Пушкин, Лермонтов, Гоголь — и Горький, Алек­сей Толстой, Илья Чавчавадзе), можно, наконец, отметить широту восприятия автором различных видов искусства, особенно в их скрещениях, сочетаниях — поэзии и живо­писи, театра и музыки, телевидения и кино. Андроников рассказывает о музыковеде Соллертинском, живописце Пименове, актере Остужеве, композиторе Хачатуряне, фо­тографе Дмитриеве. И везде находит нешаблонный сюжет, оригинальный поворот.

Молено сказать, что ему дьявольски повезло. В тот мо­мент, когда он понял себя, отстоял свой жанр и уже со­бирал на свои устные рассказы в творческих клубах и кон­цертных залах довольно обширную аудиторию, будто спе-










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 431.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...