Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Функциональные стили. Научный стиль
Слово стиль происходит от лат. stylus — остроконечная палочка. В древности оно означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим — в виде лопаточки — стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Отсюда выражение: 117 «Чаще поворачивай!», т. е. чаще исправляй, переделывай, переписывай. Вскоре слово стиль стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики — умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль от другого. Стили русского литературного языка характеризуются:а) целью, которая преследуется речевым высказыванием (научный стиль используется для сообщения научных сведений, объяснения научных фактов; публицистический — для воздействия словом через средства массовой информации инепосредственно говорящим; официально-деловой — для информирования); б) сферой использования, обстановкой; в) жанрами; г) языковыми (лексическими, синтаксическими) средствами; д) другими стилевыми особенностями. К научному стилюотносятся такие жанры литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебники. Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях также являются жанрами научного стиля речи. В научном стиле различают подстили: собственно научный (наиболее строгий, используется в диссертациях, научных трудах, ГОСТах), научно-популярный (характерен для научных статей в газетах, журналах), учебно-научный (используется в учебной литературе для разных типов образовательных учреждений). Самой общей специфической чертой этого стиля является логичность изложения.Этим качеством должно обладать любое связное высказывание, но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются в строгой последовательности; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Для научной речи типична связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением. На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Другим типичным признаком научного стиля является точность.Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов. Отвлеченностьи обобщенностьнепременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить, и соответственно слова с отвлеченным значением (пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел), нередко встречаются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи. Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий. Филолог должен внимательно... т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы, т. е. не единичный предмет, а порода деревьев — общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.). Слово науки однозначно и термино-логично. Не только существительные, но и глаголы обычно используются в научной речи не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном. Слова идти, следовать, привести, составлять, указывать и др. обозначают не собственно движение, а нечто отвлеченное: идти лесом речь идет о проблемах следуйте за мной отсюда следует вывод привести друга привести к общему зна- менателю 119 120 Для научной речи характерно преобладание местоимений 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; часто употребляются краткие прилагательные. Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, образованные по типу метафоры (в биологии — язычок, пестик, зонтик; в технике — муфта, лапа, плечо, хобот; в географии — подошва (горы), хребет), со словами, используемыми в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном стиле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жизни, политический барометр, переговоры буксуют и т. д.). Для усиления выразительности в научном стиле речи, в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются: усилительные частицы, местоимения, наречия (лишь, абсолютно, только), прилагательные (типа колоссальный, один из величайших, сложнейший); проблемные вопросы (Какая же этому причина? Куда мир движется?). Объективность — еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты — все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи. И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные предложения в научном стиле используются очень редко. Недопустимо в нем и личное, субъективное мнение, не принято использовать местоимение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что...), безличные (известно, что...), определенно-личные (рассмотрим проблему...). 156. Составьте тезисы на основе приведенных ниже отрывков из статьи академика С. Вавилова «Михаил Васильевич Ломоносов». Какой тип речи представляет этот текст? Укажите его признаки. Среди славных имен прошлого русской науки есть одно особенно нам близкое и дорогое — имя Михаила Васильевича Ломоносова. Михаил Васильевич Ломоносов — не просто один из замечательных представителей русской культуры. Еще при жизни М. В. Ломоносова образ его засиял для русских современников светом осуществившейся надежды на силу национального гения. Дела его впервые решительным образом опровергли мнение заезжих иностранцев и отечественных скептиков о неохоте и даже неспособности русских к науке. М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем. Всем своим самобытным энциклопедизмом6, простиравшимся от поэзии и изобразительного искусства до великих физико-химических открытий, М. В. Ломоносов, как никто другой, доказывал единство всех проявлений человеческого духа, искусства и науки, абстрактной мысли и конкретной техники.4 Еще со студенческих лет М. В. Ломоносов проявил себя как знаток русского языка, реформатор стихосложения. Будучи за границей, он пишет: «Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и подобную оным, а себе купно природную и соответственную версификацию иметь может». Его живо интересует связь церковно-славянского языка с русским, — на ее основе он делит литературный язык на соответствующие стили: высокий, средний и низкий. В 1755 г. М. В. Ломоносов публикует «Российскую грамматику», почти в течение ста лет сохранявшую огромное практическое значение... <...> М. В. Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в истории культуры всего человечества. Даже Леонардо да Винчи, Лейбниц, Франклин и Гете — более специальны и узки. Замечательно при этом, что ни одно дело, начатое М. В. Ломоносовым, будь то физико-химические исследования, трагедии и оды, составление грамматики и русской истории, организация и управление фабрикой, географические проекты, политико-экономические вопросы, не делалось им против воли или даже безразлично. М. В. Ломоносов был всегда 121 122 увлечен своим делом до вдохновения и самозабвения, — об этом говорит каждая страница его наследства. Пушкин в «мыслях на дороге» замечает: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Полнее и глубже всего, наряду с поэзией, М. В. Ломоносов раскрылся в физике и химии. Своей «главной профессией» М. В. Ломоносов считал химию (об этом он пишет в посвящении ко второму изданию перевода «Волфиянской физики»), но вместе с тем он, несомненно, может считаться первым и наиболее замечательным русским физиком. <...> М. В. Ломоносов был первым русским ученым не потому только, что он русский по национальности и с исключительным успехом развивал в России передовую науку, — он первый русский ученый еще потому, что в нем впервые и с необычайной силой и выразительностью открылись те особенности русского научного гения, которые потом проявились в Лобачевском, Менделееве, Бутлерове, Лебедеве, Павлове и других главных представителях русской науки. <...> 1. Найдите в тексте вводные слова, обороты и предложения, определите их роль. 2*. Что такое высокий, средний и низкий стили языка, о которых говорится в третьем абзаце? 3*. Расскажите о великих людях мировой культуры, имена которых названы в четвертом абзаце. 157. Спишите текст, определите стиль (с обоснованием). I. Пути изменения слов причуд л., вы и мног.. различны. Вы видели к..мариный тан..ц в теплый июльский вечер? Никогда не знаешь как и куда метнет(?)ся комар — ажурное существо, парящ..е в облаке себе подобных. Траектория полета определяется тыс..чью (не)предсказу..мых условий. Слова похожи на такое невесомое3 облачко. Они все вместе, но каждое и (само)(по)себе во всем своем совершенств.. вот так оно произнос.тся это его фонетическая сторона, так оно образуется от других слов это его словообразовательные отношения так оно изменяется по фор- мам присоединяясь к другим словам в предложении это его грам(?)атические формы. А вот так это слово расцветает всеми гран..ми своих значений если вокруг него нет (н..)одного похожего или равного ему1, или смиренно пригасит внутрен(?)ее свое свечение если (по)соседству окажется более точное более гибкое слово. Тогда мы говорим о лексическом значении слова а шире о семантических связях слов. Семантических знач..т смысловых термин семантикавосход..т к (древне)греческому семантикос (обозначающий). И верно слово не отражает пр..дмет непосредственно2 оно только обозначает его условным символом. (В. Колесов.) 1. Объясните постановку тире, в том числе после слова шире. 2. Найдите две вставные конструкции, выделяемые скобками. II. Слова любого языка составляют сложную разветвленною систему знаков. Слово двусторонний знак оно имеет форму которая изучается грамматикой и фонетикой и значение которым занимается семантика. Форма слова условна (по)отношению к его значению. Почему в самом деле мы произнос.м столчтобы обозначить понятие «стол» и тем самым представить р..альный предмет — стол? Почему мы (при)этом не произносим другого набора звуков например подобно чехам и полякам, — стул,или, подобно украинцам, — стил?А потому, что для современ(?)ого русского человека ряд звуков столсвязан с обозначением понятия «стол» тогда как для обозначения того же понятия поляк пользуется рядом звуков стула украинец — рядом звуков стил. Выходит что связь звучания и значения слова весьма условна и сама по себе может изменят(?)ся. Так кстати и случилось в польском и украинском языках: общее славянское столсо временем в польском превратилось в стула в украинском — в стил.Звуковая форма слова изменилась, причем в каждом языке (по)своему а общее значение сохранилось. (В. Колесов.) 1. Объясните постановку тире (в пяти случаях, в двух случаях — в сочетании с запятой). 2. Найдите: а) вводный оборот; б) два вопросительных предложения. 123 124 158*. Проанализируйте небольшой текст из своего учебника по физике или химии (объем — 1 страница), выявите в нем признаки научного стиля (логичность, точность, отвлеченность, объективность), выделите слова-термины. Укажите синтаксические и лексические особенности текста. 159. Перепишите текст; числительные и условные обозначения, Выявите в данном тексте признаки научного стиля: а) слова, подчеркивающие логичность, точность изложения; б) абстрактную лексику и специальные термины (если они есть); в) сказуемые, подчеркивающие объективность изложения. Относится ли данный текст к научно-популярному подстилю? Докажите. СКОЛЬКО НА ЗЕМЛЕ ЛЬДА Почти (11 %) всей земной суши скрыто под блестящим0 лед..ным панц..рем. Об(?)ем льда оценивается сейчас в (30 000 000 км3). Сюда входят и айсберги5 и ледяные шапки (С, с)еверного полюса и материковые льды (А, а)нтарктиды и ледяные пики горных хребтов. Ледники по своему объему составляют примерно (80 % ) всего льда на земле. Если ледниковый лед равномерно распределить по земной поверхности то он покроет ее слоем толщиной в (60 м). Самый толстый слой льда обнаружен в Ант..рктиде свыше (5000 м). Ледники и их снежный покров обладают исключительной отражательной способностью. Если бы таким свойством обладала вся земная поверхность то ее внешний (тепло)обмен уменьшился бы втрое, а средняя температура на земле была бы порядка (-90°). (Из газеты.) 160. Распределите слова-термины на две группы: а) лингвистические, б) литературоведческие; каждую из групп продолжите своими примерами. Правильно произнесите слова и поставьте ударения. Подготовьтесь к толкованию терминов, входящих в обе группы. Метон..мия, орф..эпия, бал(?)ада, гипербола, м..н..лог, граф-.ка, дакт..ль, ди..лог, стих..сложение, композиция, лекс.ка, лир..ка, м..тафора, морф..логия, не..логизм, перснаж, преф..кс. 161. Определите способ образования терминов, обозначьте морфемы. Бульд..зерист, нала..чик, (сверх)проводимость, (гам-ма)излучение, микроэлектроника, литературоведение, языкознание, мон. .рельсовый, маркировка, макрокосмос, мимикрия, хирургический, кардиологический, страхование, визуальный, стереофония, космодром, (пресс)центр. Написания проверьте по словарю иностранных слов. 162*. К какой области знаний или производства относятся незнакомые или малознакомые для вас термины и что они обозначают? При затруднениях обращайтесь к словарю иностранных слов. Обозначьте части слова. Аэр..танк, сейсм..грамма, вид..отелефон, герм..перчатка, кардиоскоп, стер..оэкран, сел..нограф, авт..п..ртрет, агр..химия, акв..рель, би..сфера, ге..дезия, пол..фония, рад..оканал, сейсмология, селенография, супер..бложка, ультр..звук, стере..скоп, фон..метр, экслибрис. 163*. Определите предмет по его описанию, толкованию; запишите соответствующий термин. 1) Наземное безрельсовое транспортное средство высокой проходимости. 2) Транспортное средство, способное передвигаться по суше и воде. 3) Прибор для измерения атмосферного давления. 4) Оптический прибор для рассматривания предметов, (не)различимых простым глазом. 5) Астрономический прибор для наблюдения за небесными светилами. 6) Устройство для непрерывной записи (в виде кривой) или для наблюдения на экране изменений силы тока, напряжения и других электрических величин. 7) Кулачный бой по особым правилам, в специальных мягких перчатках. 8) Особый пояс, стягивающий нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре стройности. 164. Распределите слова по сферам употребления. Укажите, какие из них являются узкоспециальными терминами, а какие перешли в разряд общеупотребительных. Звер..лов, хлопкороб, цветовод, сад..водство, путепровод, нефтеналовной, мет..оролог, шлемофон, газ..фика- 125 126 ция, модернизировать, аудиовид..отехника, унифицировать, периодически, визуальный, ультразвук, ант..мир, ремонтник, электрик, ядерщик, план..тарий, косилка, картофелекопалка, телеграфист, видеоэк..логия, гидр..стеклоизоляция. Определите способ образования слов, выделите в них морфемы. 165. Расшифруйте сложносокращенные слова. Укажите способ МиГ, АТС, ОРТ, БДТ, ГАБТ, геофак, ТЮЗ, МИД, корпункт, месяцеслов, автовокзал, ТВ, ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО. 166. Замените данные словосочетания сложными словами, со Зерновой склад, автомобильная магистраль, кадр киноленты, специалист по изучению вулканов, изолировать тепло, обрабатывать металл, электрическая энергия, широкое потребление, лечение грязью, студия записи музыки. 167. Используя словари (толковый, этимологический, иностранных слов), объясните историческое родство данных ниже слов. Балкон — балка. Винтовка — винт. Квартал — квартет. Маневр — манера, манипуляция, маникюр, мануфактура, манжеты. 168. Спишите отрывок из статьи Д. Лихачева «Будьте осторожны со словами». 1. Требования к языку научной работы ре..ко отличаются от требований к языку художественной литературы. 2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой(нибудь) мысл.. . <...> 3. Главное достоинство научного языка ясность. 4. Другое достоинство научного языка легкость крат- кость свобода переходов от предложения к предложению простота. 5. Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть краткие переход от одной фразы к другой логическим и естествен(?)ым «(не)замечаемым». 6. Каждую написанную фразу следует проверять на слух надо прочитывать написанное (в)слух для себя. 7. Следует поменьше употреблять местоимения заставляющие думать к чему они относятся, что они «заменили». 8. Не следует боят(?)ся повторений механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном языке всегда термин). Избегайте только тех повторений которые приходят от бедности языка. 9. Избегайте слов(п..разитов) слов мусорных ничего не добавляющих к мысли. Однако важная мысль должна быть выр..жена не «походя» а с некоторой остановкой на ней. Важная мысль достойна того чтобы на ней автор и читатель взаимно помедл..ли. Она должна варьироваться под пером автора. 10. Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот, различие лучше, чем раз ница. Не употребляйте слово впечатляющий. Вообще3 будьте осторожны со словами которые сами лезут под перо словами-новоделами. 1. Какие рекомендации из статьи Д. Лихачева вам предка представляются наиболее важными? Запишите их в виде небольшого плана. Подготовьте сообщение по этому плану. 2. Конкретизируйте первое высказывание Д. Лихачева. 169. Дайте сравнительное научно-популярное (понятное для каждого читающего) описание одного из вариантов по вашему выбору: а) микроскопа и телескопа; б) бинокля и лупы; в) автомобиля, теплохода и поезда; г) радиоприемника и телевизора; д) ботинок и туфель; е) платья, сарафана и кофты. Во всех случаях необходимо описать признаки сходные и различные, сформулировать емкое, экономное по форме и достаточно полное по содержанию определение предмета. 170*. Из учебника по физике (астрономии, химии, биологии) выберите три небольших фрагмента (по 15—20 строк) и примерно 127 128 такие же по объему фрагменты текста изучаемого художественного произведения. 1. Определите, какие части речи и их грамматические формы чаще встречаются в выбранных вами фрагментах научного текста и художественного. 2. Проанализируйте формы глаголов и выражаемые ими грамматические значения в тех и других текстах. 3. Выберите из текстов словосочетания, в состав которых входит прилагательное. В чем особенность прилагательных в текстах научного и художественного стилей? 4. Выберите обороты с характерными для научной речи предлогами и союзами, сравните их с оборотами художественной речи, содержащими предлоги и союзы. Публицистический стиль Особенности публичной речи В публичной речи используется публицистический стиль.Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Однокоренными со словом «публицистический» являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ. Цель публицистических высказываний — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям. Сфера использования публицистического стиля — общественно-экономические, политические, культурные отношения. Жанры публицистики— статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, речь защитника или адвоката на суде, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад на общественно-политические, нравственно-этические темы. Для публичной речи и публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывностьи соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Все это сближает публицистический стиль с научным. У публицистического стиля также много общего и с художественным стилем речи. Для него характерны страстность, призывность. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем. Широко известны публицистические статьи литературных критиков В. Белинского, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского, Н. Шелгунова, историков С. Соловьева, В. Ключевского, философов В. Розанова, Н. Бердяева; выступления выдающихся русских юристов А. Кони, Ф. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В. Короленко (письма А. В. Луначарскому), М. Шолохов, А. Толстой, Л. Леонов, И. Эренбург. Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В. Распутин, Д. Гранин, В. Лакшин, академик Д. Лихачев. 129 130 171. Предлагаем вам отрывок из выступления на суде известного русского юриста А. Кони. Укажите признаки публицистического стиля, иллюстрируя их примерами из текста. Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вам предстоит произнести приговор по делу весьма сложному и во многих отношениях весьма интересному. Оно интересно по свойству преступления, по обстановке, при которой оно совершено, и по личностям самих подсудимых. Вам, господа присяжные заседатели, в течение вашей довольно продолжительной сессии приходилось встречаться преимущественно с подсудимыми обыкновенного типа. По большей части это были обвиняемые в обыденных преступлениях, преимущественно в краже. Бедность, неразвитость, отсутствие безвредных развлечений и иногда крайне печальная нравственная и бытовая обстановка являлись причинами, привлекавшими их на скамью подсудимых. Совершив преступление, нарушив закон, они заслуживали по большей части наказания, но тем не менее нельзя не пожалеть, что они были поставлены судьбою в положение, которое благоприятствовало совершению преступления. Но ничего подобного в настоящем деле мы не видим. Перед нами другие подсудимые. Перед нами люди, которые, во всяком случае, имеют некоторую претензию считаться людьми развитыми, которые имеют средства к существованию довольно определенные, а один из них — даже сравнительно большие. Эти лица могли бы совершенно иначе сложить свою жизнь, чем они ее сложили, могли бы отдать ее такой деятельности, которая не привлекает в конце концов на скамью подсудимых. Я думаю, что напряженное внимание, с которым вы относились к судебному следствию, избавляет меня от необходимости указывать вам на многие мелочные подробности дела. Поэтому я буду касаться только выдающихся его сторон, будучи убежден, что остальное дополнят ваша память и совесть. Вы точно так же не упустите из виду и того, что дело это приподнимает кусочек завесы над деяниями, совершаемыми во мраке и редко всплывающими на свет божий, над действиями, которые совершенно напрасно старается приурочить один из подсудимых к целям общего блага и спокойствия. Вы вглядитесь в эти деяния пытливым взором и в приговоре вашем оцените их нравственное достоинство. 1. Выпишите слова, словосочетания, обороты речи, которые вы считаете характерными для речи юриста, обозначьте корни слов и ударный слог. 2. Какие средства языка помогают эмоциональному воздействию на читателя и слушателя? Ответьте письменно с приведением примеров из текста. 172. Спишите текст. Определите его стиль, выявите признаки названного вами стиля. Почему мы (с)нов.. пиш..м о (В, в)торой (М, м)ировой войне? Не (по)тому наверное что слабость рода людского боязнь смерти и не потому что инстинкт сам..сохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому, что человек — величайшая ценность данного мира а его мужество и свобода его это освобождение от страха от зла которые раз(?)единяют людей. Я не отношу себя к парадоксалистам6 но видимо человек не мог(бы) быть человеком если бы он не был способ..н ос.знать возможность своей смерти а осознав ее познать (не)повторимую ценность самого себя и ценность других. В этой слабост.. его величие и сознание собственней нужности на земле. В то(же) время человек тогда становиться человеком когда овладевает великой тайной осознав ценность жизни перестает боят(?)ся смерти и ум..рая (во)имя убеждений и веры се..т зерна добра которые могут или не могут стать колось..ми мгновенно.4 В этом духовная основа каждого подвига. Тогда смерть человека на войне и не только на войне это жизнь его во всем1 что1 мы называем будущ..м. Отн..ми у людей пульс самопожертвования, эту вспышку высокого духа и люди сильных убеждений прокл..нут физическое бессмертье если даже оно станет биологически возможно. Опасность смерти преодоление в себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия в этом я вижу проблему борьбы жизни и смерти. И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в главную проблему суть которой наверное все(же) в том чтобы оставить после себя след на земле. Но одни уходя из жизн.. оставляют скользкий улиточный след на котором3 можно поскользнут(?)ся другие яркий и ровный свет найденной в борьбе истины след упорной веры в людей утвержден(?)ой в (не)пр..мирим..м столкновении с человеконенавистничеством. (Ю. Бондарев.) 131 132 1. Выпишите книжную лексику — слова и словосочетания отвлеченные, общенаучные, терминологические. 2. Объясните постановку тире (в восьми случаях, в двух случаях — в сочетании с запятой). 3. Почему в третьем предложении запятая должна стоять (учитывая предшествующий текст) не перед, а после слова потому! 173. Данные ниже слова запишите, распределяя их по частям Активизировать, благ..д..рить, благородный, вдохновлять, вел..к., душный, деструктивный, кол(?)едж, волну., щий, долг, д..сто..нство, заставлять, оправдывать, оск. .рблять, пам. ,ть, прав, .судие, проел, .влять, бе..покойный, спр..в..дливый, уб..ждать, ун..чтожать, цел..устремленный, че(?)ствовать, чу(?)ства, чуткий, девальвация, экстремизм, водрузить, ком(?)юнике, собст-вен(?)ость, ЦеВилизация, бе..корыс(?)ный, предвыборная к..мпания, кремин..ген(?)ый, кор(?)умпирован(?)ый, одномандатный, решающий, преобразование, (транс)нацио-нальный, благ..действие, ал..янс, депутатекий, журна-лис(?)ское безвозмездный, рас(?)ледование, консолидация, консенсус. Найдите в словарях значение непонятных для вас слов, составьте с ними словосочетания. 174. В каких стилях речи могут быть использованы приведен Гипот..за, гуман(?)ость, ид..ализм, конвенц..я, консул, критерий, матер..ализм, мировоз(?)рение, мис(?)ия, мра-к..бесие, направление, об(?)ективность, пакт, пес(?)имизм, п..сол, пр..гресс, развитие, самосознание, соЛеДарность, сх..ластика, ф..тализм, фил..софия, эклектизм, д..пл..матия. В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз-(с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. 175. Подберите слова с названными выше приставками, корнями и суффиксами, обозначьте в них части слова, составьте словосочетания. В каком стиле речи предпочтительно употребление таких морфем? 176. Раскройте значение данных слов (5—6 толкований запишите). Деспотизм, фан..тизм, анарх..я, гражданственность2, объективность, гуман. .стический, демократический, радикальный, реакционный, этический, эмоциональный, субъективный. 177. Используя словари, дайте краткое толкование слов (письменно). Подчеркните орфограммы — непроверяемые гласные в корне. К каким из этих слов вы можете подобрать родственные? В третьей группе слов определите значение частей слова. 1) Дайджест, дипломатия, диссидент, дума, инфраструктура, консенсус, консолидация, м..нталитет, мэрия, популизм, през..нтация, рейтинг, слайд, спикер, шоу, эйфория, эскалац..я. 2) Ав..нгард, авт..ритет, агрес(?)ор, антаг..низм, гарант..я, дипл..мат, интеллигенция, конс.рватизм, п..триот, сувер..нитет, эконом..ка, эксплу..тация. 3) Авт..кратия, аристократ..я, б..рократия, гер..нтократия, д..мократия, т..ократия, техн..кратия. 178. Выпишите фразеологизмы, уместные: а) в разговорной речи; б) в публицистическом стиле. Подтвердите свои выводы, конкретизируя тематику высказывания с каждым из фразеологизмов. Сыграть (свою) роль, носиться в воздух.., ахил(?)есова п..та, (без)экивоков, бить (в)набат, Боже упаси, вт..рать очки, пустить корни, пир (во)время чумы, душа (на)распашку, взять (на)заметку, (в)самом деле, как говорит(?)ся, у разбитого к..рыта, выйти (в)свет, увидеть свет, на кажд..м шагу, в..лять хвостом, сплош(?) и рядом, с точки зрен..я, скрещ..вать шпаги, вносить вклад, в первую очередь, как вчера р..дился, другими словами, жреб..й брош..н, зад..рать нос, играть роль, иметь значеНое, развесить уши. 133 134 179*.Какие из данных слов и словосочетаний являются, по вашему мнению, общеупотребительными, а какие характерны для публицистического стиля? Выпишите их по группам. Акционирование предприятий, народная медицина, астрологический прогноз, бизнес-тур, всеобщая ур..вниловка, галопиру..щая инфляция, всеобщая2 гласность, демократизация общества, обществен(?)ое сознание, дикий рынок, евангельские чтения, парафировать договор, криз..с власти, акт милосердия, инвестиции, либерализация цен, пестициды, лига брок..ров, народная дипломатия, парламентские слушания, обвальная2 приватизация, думский ком..тет, народные избран(?)ики, православная г..мназия, принято единоглас(?)но, приоритет общечеловеческих2 ценностей, (псевдо)рынок, цивилизованный, разгосударствление, маркетинговая служба, семин..рист, р..форма политической системы, рублевое пространство, руководящие указания, сплошная ваучеризация, тружен(?)ики полей, л..цейские клас(?)ы, утверждение социальной справедливости, хищнический рынок, человеческий фактор, шоковая терапия. Подготовьтесь к толкованию этих слов и словосочетаний. 180.Спишите отрывок из статьи С. Залыгина «Читая Гоголя». Укажите в нем признаки публицистического стиля. ...И в отличи., от других классиков от классиков(романистов) прежде всего Гоголь никогда не говорит о счасть.. . Этого слова у него нет. Этого понятия тоже. И не (в)том даже дело что его герои счастливы или (не)счастливы а само понятие счастья для них слишком (не)определенно разве только осуществление мечты Акакия Акакиевича о новой шинел.. делает его на миг счастливым.4 Но (не)более того. Между тем русская клас(?)ическая литературане обходилась без этого понятия оно было для нее как бы внутренней движущей силой.Дост..евский видел счастье в оч.щении души.Толстой в полноте и естествен(?)ости чувства.Короленко в благородстве натуры.Пушкин как бы даже и овеществлял счастьеи сам чувствовал его в своей крови. У Чехова счастья нет однако же (н..)(у)кого другого герой так настойчиво и глубоко н.. осмысливает понятие счастья, так не страда..т (от)того что его нет так страстно не убежден что оно должно быть. Но счастье и Гоголь как(будто) даже (не)совместимы и хотя у нас (н..)(на)минуту н.. закрад..вается сомнение в том что все что им сделано сделано ради человека ради человечества и его судеб тем (н..)менее никак нельзя уловить что(же) Гоголь пон..мает под словом «счастье»? Как сам его чу(?)ствует? Может быть это опять-таки объясняется его склонностью2 к сатир., и гиперболе которые обладают какой(то) своей собственной философией и чужды этой категории? 1. Обоснуйте все случаи написания -е> -и в окончаниях существительных. 2. Дайте толкование выделенных словосочетаний. 3. Напишите о своем понимании счастья. 181*. Составьте предложения или словосочетания с данными словами. Апат..я, деспотизм, дилетант, ид..ал, интеллектуальный, пери..д, полемизировать, привилегии, проблема, рутина, субъективный, тоталитарный, традиции, ц..низм, эмоциональный, эрудирован(?)ый. Проверьте написание слов. Выпишите слова, в которых вы допустили ошибку, от каждого из них образуйте по несколько однокоренных слов (письменно). 182. Д. Гранин в своей книге «Точка опоры» одну из статей посвятил Д. Лихачеву. Прочитайте отрывок из этой статьи, озаглавьте его. К какому типу речи вы отнесете этот текст? Почему? Выделите его главную мысль. Спишите одну из частей отрывка, обосновывая орфограммы. I. (В)первые я увидел Д. С. Лихачева «в деле» когда шло обсуждение пр..екта реконструкции (Н, н)евского (П, п)роспекта. Было это в шестидесятые годы. Созрело очередное покушен..е на красоту Невского очередная группа реформаторов вз..лась переделать проспект осовр..менить его улучшать и разумеется «коренным образом» перестроить заменить здания «не имеющие большой ценности» новыми и т. п. (Широко)вещательный 135 136 пр..ект имел с.лидных сторонников жела..щих чем(то) «выдающимся» ознаменовать свое пребывание у к..рмила. Начались энергичные протесты. Создали общественную комис(?)ию и вот там(то) я увидел с какой страстью и упорством Д. С. Лих..чев защищал сохран(?)ость Невского проспекта его образ его историческую цельность. В те времена для многих был (не)привычен столь решительный тон возражения городскому начальству. Спокойно и весьма тактично он опровергал довод за доводом главного архитектора6 и других проект..ровщиков показывая несостоятельность их аргументов. Он старался не обижать персонально не уличать в ошибках исторических эстетических но за его словами чувствовалось такое превосходство знаний что спорить становилось (не)(под)силу и это раздр..жало авторов. Они привыкли к превосходству над «любителями» тем более чу(?)ствуя поддержку городских властей. Что надо этому «древнику» (не)доум..вали многие что надо этому уч..ному специалисту по «Слову о полку Игореве» чего это он вою..т он-то в чем заинтересован Есть такая категория людей которая причину каждого мнения поступка ищ..т в личном интересе. П. Тот губительный пр..ект реконструкции6 Невского проспекта удалось откл..нить и в этом была большая заслуга Дмитрия Сергеев..ча Лихач..ва. Мы привыкли к заслугам соз..дания заслугам вос(?)тоновления то была заслуга иная мож..т (не)меныпая — заслуга сохр..нения. Она увы всегда без..мянна. Таких заслуг у Д. С. Лихачева много. Он занялся защитой памятников старины еще в 50(e) годы (в)след как он сам сч..тает за Н. Н. Ворониным замечательным арх..ологом и историком арх..текту-ры. Удалось спасти центр Новгорода от застройки высотными здан..ями спасти от сноса новгородский земл..н(?)ой вал. Бл..годаря протестам Лихачева его выступлениям, статьям, письмам перестали (без)разбору вырубать дворцовые парки ленонградских пригородов. <...> III. А Лихачев как никто другой сумел раскрыть (древнерусскую литературу не как книжность а как художественное явление сомкнул летописи с русской литературой выявляя черты единства пр..емственности литературного процес(?)а. Для него древнерусская литература это прежде всего способ изобр..жения человека. Литература творится на фоне истории отечественной культуры всего древнерус(?)кого искус(?)тва. Он наход..т в том рукописном пергаментном (средне)вековом живое понятное и нужное нам уме..т увидеть улыбку шутку услыш..ть песню. Он переб..рает цепь времен что соединяет нас ибо «человек часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого он губ..т часть своей личности». Его работы все больше привлекают защитой гуманитарных6 наук в век НТР5. Он сумел показать я бы даже сказал доказать необходимость поэзии всех жанров искусства доказать той человеческой душе которая томит(?)ся среди ис(?)уша..щего мира машин и расчетов. (Не)случайно Д. С. Лихачев ввел в обращение термин экология культуры. Он насытил это понятие примерами заботы о сохранении культурной среды нужной для «духовной оседлости» человека для его нравствен(?)ой (само)дисц..плины. Нарушение природной среды бывает еще можно восстановить разрушение же памятников культуры (не)восполнимо. <...> 1. Назовите стиль текста. По каким признакам вы его определили? 2. Д. Гранин назвал эту статью «В служении Отечеству». Сравните свое название статьи с авторским. Распространите авторское название статьи так, чтобы получилось предложение, выражающее идею. 3. Укажите в последнем абзаце слова, устанавливающие смысловую связь между предложениями. 4. Найдите: а) междометие, выделяемое с двух сторон запятыми; б) вводное слово в последнем предложении. В публицистическом стиле используются многообразные средства эмоционального воздействия на слушателя, читателя. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы, с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений. К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся 137 138 приложениями), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация (усиление, нарастание чего-то) иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только — но и; не только — а и; не столько — сколько). Средствами эмоциональной выразительности служат также фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи, просторечия и даже жаргонизмы; используются литературные образы, цитаты, языковые средства юмора, иронии, сатиры (остроумные сравнения, иронические вставки, сатирический пересказ, пародирование, каламбуры). 183*. Подберите из текстов публицистического стиля в газетах, журналах 2—3 небольших отрывка, в которых используются средства эмоциональной выразительности: эпитеты, лексические повторы, градация, фразеологизмы, пословицы и поговорки, литературные образы, элементы юмора, иронии, сатиры, каламбурные обороты, разговорная и просторечная лексика, риторические вопросы и обращения и т. д. 184. Напишите сочинение в публицистическом стиле на одну 1) Что значит найти себя? 2) Что важнее: как жить или для чего жить? 3) Является ли труд потребностью? 4) Можно ли обойтись без духовных потребностей? 5) Можно ли обойтись без потребности в общении с людьми? 185. Спишите отрывок из «Японских репортажей» журналиста СТИХИЯ И ТРУД Япон..я это страна где природа и человек состязаются в неистовств.. . Здесь постоянно дает о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь лее на каждом шагу вид..шь следы упорного труда (не)человечески человеческого. Природа здесь не только жестока но и скупа. Пять(шестых) японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остает(?)ся человеку тут и поля возделан(?)ые словно клумбы и города и заводы. Япония столь же гориста как и Швейцария но ее равнинная часть засел..на в пять раз плотнее. Порой кажется, что (несметная рать гор захватила эту страну для себя оттеснив людей к побережью. Потребовался (по)истине подвиг бе..числен(?)ых поколений земледельцев чтобы превратить горные склоны в уступчатые тер(?)асы° рисовых полей в чайные и тутовые пл..нтации чтобы возделав каждый клоч..к земли кормить сто с лишним мил(?)ионов человек имея на всю страну лишь шесть миллионов г..ктаров пашни. Даже воды внутрен(?)их заливов заштрихованы5 темными полосами словно борозды вспахан(?)ых2 полей. Это пл..ты к которым под водой привязаны к..рзины с жемчужными0 рак..винами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японц..в находчиво восполнять скупость недр своей страны. Ведь жемчуж..на, выращен(?)ая человеком как и крохотный тел..визор на который затрач..но ничтожное количество сырья олицетворяет собой ценности созданные будто бы из ничего это овеществленный труд и разум. Укажите средства связи между абзацами. 186. С каждым из данных ниже слов составьте по два словосочетания (или предложения), в которых: в первом случае слово имело бы терминологическое значение, во втором — переносное, являлось бы средством усиления образности речи. Например: Свинцовая руда — свинцовый кулак (взгляд). Тормозить вагон — тормозить свои желания. Агон..я, ак(?)орд, балансировать, б..рометр, вирус, ду..т, замороз..ть, истерия, мар..фон, р..цепты, рычаги, инфляция. 187*. Какова стилистическая окраска данных синонимов? В каком стиле речи может быть использован каждый из них? 1. Уронить себя в глазах — оконфузиться — покрыть себя позором — сесть в лужу — скомпрометировать себя — сесть в калошу. 139 140 2. Наоборот — в обратном порядке — с хвоста — шиворот-навыворот. В публицистическом стиле, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: голос мира, страны ближнего зарубежья. В роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы. Для синтаксиса публицистического стиля характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций. 188. Каковы тема и основная мысль текста? Укажите его стилевые особенности (лексические, синтаксические, художественно-языковые). ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ I. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны Всякий ответит что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные грус(?)ные а порой и горес(?)ные картины. Довелось мне как-то побывать на (Б, б)ородинском поле вместе с замечательным человеком — реставратором Николаем Иванов..чем Ивановым. Он уже и позабыл когда уходил (в)отпуск н.. может н.. дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь на поле нашей славы в 1932 году произошло невидан(?)ое поругание народной святыни был взорван чугунный памятник на могиле Багр..тиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств признательности герою защитнику национальной свободы России признательности русских брату(грузину). А как расценить тех кто примерно тогда же намалевал гиган(?)скую надпись на стене монастыря построенного на месте гибели другого героя Тучкова Довольно хранить остатки райского прошлого! П. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинград.. . В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли Росси Кварнеги Захарова Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрел(?)и. Замечательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии стоял близко от линии фронта но наши бойцы сделали все что(бы) сохранить его. Прик..снись к нему руки реставраторов и какой праз(?)ничной стала бы увертюра6 к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там где он стоял пусто в душе когда это место прое(?)жаешь. И горько потому что утрата любого памятника культуры (не)восстановима они ведь всегда индивидуальны материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой с конкретными мастерами. III. «Запас» памятников культуры «запас» культурной среды крайне ограничен в мире и он истощается со все прогрес(?)иру..щей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому что меньше становится земли. Все дело в том что к патриотизму слишком долго призывали а его надо воспитывать с самого раннего возр..ста. Любовь к родному краю к родной культур., к родному селу или городу к родной реч.. нач-.нается с малого с любви к своей семье к своему ж..лищу к своей школ.. . И еще с уважен..я к таким чувствам людей которые то(же) люб..т свой дом свою землю свое пусть и (не)понятное тебе родное слово. Все эти важнейшие человеческие качества помож..т тебе открыть в своей душе история любовь, уважение, знание. (Д. Лихачев.) 1. Расскажите о средствах связи между абзацами в этом тексте. 2. Восстановите пропущенные орфограммы и знаки препинания (устно, с обоснованием). 189. Напишите сочинение-миниатюру о значении слов: в чем их сходство и различия? (Один из вариантов.) 1. Обязанность и долг. 2. Помощь и благотворительность. 3. Сострадание и жалость. 4. Юмор и сатира. 141 Жанры публицистики Наиболее распространенными жанрами публицистики являются газетные жанры (заметка, статья, репортаж, интервью, фельетон и др.), а также устные выступления по радио, телевидению, на митинге, собрании, в суде. Одним из распространенных жанров публицистики является очерк. Очерк — небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). {Толковый словарь русского языка.) Различают документальный, публицистический, бытовой очерки. Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором. (Энциклопедический словарь.) Бывают очерки небольшие, публикуемые в газетах, и значительные по объему, публикуемые в журналах, и целые очерковые книги. Так, в свое время в журнале были опубликованы очерки М. Горького «В Америке». Целую книгу составляют очерки В. Овечкина о русской деревне 50-х гг. — «Районные будни». Известны книги очерков В. Короленко, Л. Леонова, Д. Гранина, В. Лакшина, В. Распутина. Характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, о которых идет речь. В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразительные средства, вводится элемент художественной типизации. Очерк, как и другие жанры публицистики, всегда поднимает какую-то важную проблему. Различают очерк путевой,в котором рассказывается о дорожных впечатлениях (делаются зарисовки природы, местности, быта людей), очерк портретный,раскрывающий личность человека, и проблемный очерк,в ко- тором поднимается какая-то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути ее решения. Нередко в очерке сочетаются все его разновидности: в путевом — встречаются портретные зарисовки или затрагиваемые автором проблемы. 190.Признаки какого стиля проявляются в приведенном ниже тексте М. Пришвина? Свои выводы подтвердите анализом текста. Озаглавьте его. На берегу (П, п)лещеева озера (в)близи древнего русского города Переславля-Залесского на красивом холме расположена усадьба Ботик где хранится ботик Петра (П, п)ервого. <...> Не успел я взойти на Гремяч..ю горку и оглядеться как Надежда Павловна жена сторожа Ботика рассказала мне о Петре что он был большой любит..ль воды и раз увидев издали Плещеево озеро повернул коня и прямо спелыми полямипоск..кал к воде. А в деревне Веськово баба жала рож(?) и как увид..ла что какой(то) верх..вой топч..т прин..лась честить его всякими скверными словами. Петру будто(бы) это очень понравилось он щедро нагр…дил веськовских муж..ков и некоторых даже постоянно звал к себе на совет думу думать. С тех пор вот и пошли в селе Думновы знач..т кто-нибудь из его родни непременно с Петром думу думал. Я осм..трел домик где хранится единствен(?)ый уц..левший от всей большой петровской потешной флотилии ботикс прогнивш..м дном вспомнил из истории как Петр приехав сюда через тридцать лет возмутился небрежным хранением остатков флота и тут написал свой суровый указ в..еводампереславльским2. (С)начал.. конечно это подогрело воевод а потом опять стало гнить пока от всех кор..блей не остался единственный ботик переходивший из рук в руки частных вл..дельц..в уса(ть, дь)бы. Царь Николай I наконец приналег на владимирских дворян они выкупили ботик построили тут (не)болыпой дворец триумфальную аркуи мрам..рный памятник с надписью из указа Петра Надлежит вам во..водам переславльским беречи остатки к..раблей яхт галер а буде опустите то взыскано будет на вас и на п..томках ваших яко пренебрегших сей указ. 143 144 Настроен(?)ый словами Петра я подошел к обрыву Гре-мяч..й горы посмотреть на озеро как на к..лыбель русского флота. 1. Проанализируйте текст надписи на мраморном памятнике Петру, о котором рассказывает М. Пришвин: а) какие слова в нем являются архаизмами, какие — историзмами; б) какие грамматические формы являются архаичными, устаревшими; в) какие обороты речи, словосочетания отражают далекое прошлое нашего языка; г) дайте свое толкование порядка слов в предложении этого текста; д) укажите специальную лексику. 2. Объясните выделенные слова и словосочетания. Поездки, экспедиции, встречи с интересными людьми дают богатый материал для достоверного и вместе с тем художественного описания края, для рассказа об интересных людях, их быте, для размышлений о жизни. Путевой очерк, путевой дневник, путевые заметки знатоков и любителей природы помогают нам лучше понять окружающую нас природную среду — ее звуки, краски, формы, ее таинственный язык, проникнуть в глубинную суть природных явлений. 191. Прочитайте, запишите 1—2 отрывка из путевого очерка В. Распутина, применяя правила правописания. Как соотносятся название очерка, его тема и эпиграф к нему? Какие особенности текста дают возможность отнести его к публицистическому стилю речи? ПОЛЕ КУЛИКОВО Опять над полем Куликовым Взошла и раст..чилась мгла И словно облаком суровым Гр..дущий день завол..кла. А. Блок I. Весь день то дождь хлестал то снег небо в непривычней для меня степной стороне ничем не поддерживаемое сходилось с землей совсем близко и в серой мгле трудно было что-то рассмотреть.4 Мы ехали с юга откуда пришли и куда бежали затем татары: у Красивой Мечи до- коле гнали их русские ратн..ки мы остановились и долго глядели на темную воду и на берега спрашивая помн..т ведают они славу свою или нет. <...> А тут шпиль показался вернее прежде крест под-н..ма..щийся от земли и одновременно чуть правей еще кресты эти как я догадался над храмом(памятником) Сергию Рад..нежскому благословившему князя Дмитрия на великую битву и немало сделавшему для об(?)единения русских сил под его началом. И покуда подъе(?)жали мы смиренно сбросив скорость чтобы лучше видеть открывающееся Поле кресты вырастали все выше и выше и вот уже под левым одиноким обозначился темный столб а под правыми как три васн..цовских богатыря встало в рост трехчастное здание храма. П. (По)одним источникам больше ста тысяч по другим двести пятьдесят а по трет..им четыреста тысяч(?) войска выступило на защиту русской земли и русской чести. У М..мая вместе с наемной генуэзской пехотой набралось еще больше. Как раз в той стороне где горит закат и выстроилась в переломный для нашей истории день 8 сентября 1380 года перейдя ночью Дон сила Дмитрия. Татары подж..дая на подмогу Ягайлу Литовского и Олега Рязан(?)ского (должно быть и сейчас шесть веков спустя екает стыдливо сердце (ни)(в)чем (не)повинных р..занцев от вероломства их предка князя Олега и позже в годину страшного нашествия Тохтамыша снова предавшего Дмитрия Донского — ох, как памятливо и взыскательно время!) огромным шумным лаг..рем бурлили здесь откуда мы сейчас осматриваем Поле. III. Битва как известно началась с поединка (П, п)ере-света с Челубеем. Принято было (в)старину перед тем как войскам всей силой сойтись на кровав..ю сечу устра..вать единоборство избран(?)ых выдающихся по силе и духу бойцов, — одолевший считалось предр..кал победу своей стороне. Вызов татарского мурзы который был «велик и страшен зело» принял тро.щкий м..нах из брянских б..яр Александр Пересвет. Разогнав друг против друга коней сшиблись они (на)виду у многих тысяч и «спадоша на землю мертви и ту конец прияша оба». И грянула сеча «какой (по «Истории России» С. М. Соловьева) еще никогда (не)бывало прежде на Руси: говорят 145 146 что кровь лилась как вода на пространств., десять верст лош..ди не могли ступать по трупам ратн..ки гибли под конскими копытами зад-.хались от тесноты. Пешая русская рать уже лежала как скошен(?)ое сено и татары начали одолевать». Князь Дмитрий которому тогда было три(?)цать лет оставил под своим велик..княжеским стягом Михаила Брен-ка (погиб любимец Дмитрия) а сам в д..спехах простого воина дрался в перед..вом полку в пешей3 рати. Татары смяли ее прорвались сквозь ряды большого полка завернули левый фланг русских войск и стали сбрас.вать3 его в Непрядву. <...> Вспомните из уроков истории, чем завершилась Куликовская битва, что сыграло решающую роль. Напишите об этом. 192.Подготовьте в виде путевого очерка рассказ об экскурсии или походе, в которых вам довелось участвовать. Опишите увиденное во время пути, расскажите о встрече с интересными людьми; выразите свое отношение к увиденному, возникшие при этом мысли. Герой портретного очерка — конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами и недостатками. В портретном очерке автор не только дает портрет в узком смысле этого слова, но и описывает обстановку, в которой живет и трудится герой, рассказывает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка. Примерами таких очерков могут служить «Записки охотника» И. Тургенева. Внимание очеркиста сосредоточивается не только на внешнем, но и на «внутреннем» портрете. Внешний портрет— это описание лица, рук, глаз, волос, прически, одежды, походки, жестов, манер, особенностей голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Вовсе не обязательно описывать все черты лица, достаточно уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека. «Внутренний» портрет— это характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычные для него настроения, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания. Между внешним портретом человека и его «внутренним» портретом, т. е. характером, всегда существует связь, но ее надо уметь заметить и выразить. Чтобы понять эту связь, человека надо увидеть в разных ситуациях, не один раз встретиться с ним, понаблюдать за ним со стороны. Характер человека может выражаться в улыбке, голосе, смехе, в движениях, привычных жестах, в характерных словах и оборотах речи. Автор очерка беспрерывно ищет такие языковые средства: слова, речевые обороты, эпитеты, сравнения, метафоры, которые позволили бы наиболее полно и ярко передать реальные черты изображаемого человека и выразить свое отношение к нему. Для полноты и большей достоверности портрета в очерке используются биографические данные изображаемого лица, описывается обстановка, в которой действует герой, наиболее характерные и наиболее существенные (с точки зрения основной идеи, основного замысла) эпизоды из его жизни. 193. Прочитайте отрывки из очерка В. Лакшина об Ираклии Андроникове. Укажите, какими средствами языка автор рисует характер своего героя. Ему никогда не составляло труда в разгар рабочего дня дезорганизовать работу солидного учреждения. Достаточно было Андроникову переступить порог музея, издательства, библиотеки или архива, как вокруг него тотчас собиралось человек пять-шесть. И вот уже слышен хохот, возгласы удивления, толпа растет, и если ты опоздал подойти, то, только заглядывая3 через чужие плечи, можешь увидеть, как в тесном кружке, немного театрально опершись обеими руками на массивную трость, стоит невысокий, полный, с необыкновенно подвижным, живым лицом человек и с увлечением рассказывает что-то, выговаривая слова красиво, четко, уверенно и поджи- 147 148 гая слушателей своим заразительным смехом. Час, два, три часа кряду он рассказывает — невозможно отойти — знакомым, полузнакомым и вовсе не знакомым людям о Пушкине, Одоевском, Лермонтове, бабушке Лермонтова, тетке Сушковой, бабушке тетки Сушковой... И еще — о Маршаке, Алексее Толстом, Иване Ивановиче Соллертинском, Василии Ивановиче Качалове — тысяча лиц в одном человеке, и голос каждого слышен. Он заражает всех своей увлеченностью, тормошит, осаждает, расспрашивает, но более всего заставляет себя слушать. Восхищаться в одиночку он не умеет. Ему нужны собеседники: лучше, если большой зал или бессчетная аудитория радио и телевидения, но на худой конец пусть хотя бы один свежий слушатель, и он готов начать просто и немного торжественно: «Я хочу рассказать вам...»4 Об Андроникове трудно говорить, потому что комментировать, как-то объяснять, популяризировать его труды и личность излишне — этого человека знают все, да и сам он кого хочешь3 объяснит. Андроников без посредников обращается к аудитории своих читателей, слушателей, зрителей. Поговорим о его любимом жанре. К жанру Андроникова можно подойти с разных сторон. Можно подивиться живой разговорности, непосредственности интонации «устного рассказа»; можно обратить внимание на разнообразие историко-литературных интересов автора (Пушкин, Лермонтов, Гоголь — и Горький, Алексей Толстой, Илья Чавчавадзе), можно, наконец, отметить широту восприятия автором различных видов искусства, особенно в их скрещениях, сочетаниях — поэзии и живописи, театра и музыки, телевидения и кино. Андроников рассказывает о музыковеде Соллертинском, живописце Пименове, актере Остужеве, композиторе Хачатуряне, фотографе Дмитриеве. И везде находит нешаблонный сюжет, оригинальный поворот. Молено сказать, что ему дьявольски повезло. В тот момент, когда он понял себя, отстоял свой жанр и уже собирал на свои устные рассказы в творческих клубах и концертных залах довольно обширную аудиторию, будто спе- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 431. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |