Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состав слова (морфемика) и словообразование




1. Что вы знаете о морфемике?

2. Перечислите морфемы. Что они обозначают?

3. Могут ли быть синонимичными и антонимичными приставки, корни, суффиксы, окончания? А омонимичными? Докажите.

4. С какими разделами грамматики связано словообразование?

5. Какие способы словообразования вы знаете?

6. Расскажите о морфологическом способе словообразования.

7. Назовите существующие чередования гласных и согласных в корне. Расскажите о них. Какие орфографические правила с ними связаны?


Словообразование — один из важнейших путей пополнения словарного состава языка новыми слова­ми. Это сближает его с лексикой. Но процессы словооб­разования имеют отношение и к морфологии, так как образование слов той или иной части речи, в особенно­сти самостоятельных (знаменательных, полнозначных) слов, происходит посредством морфем, характерных для данной части речи.

Словообразованием называется и раздел науки о языке, изучающий процессы появления новых слов, их родственные связи, способы их образования.

Известно, что новые слова образуются с помощью приставок (рисовать подрисовать), суффиксов (лес лесок, лесной, лесничий), приставок и суффик­сов одновременно (перелесок, подводный и т. д.).

по следующим схемам:

73. Образуйте слова




 


Для современного русского языка характерно также образование слов способом сложения:

1) целых слов (диван-кровать, ракета-носитель);

2) основ с помощью соединительных гласных о и е (водопровод, пешеход);

3) основ + суффиксация (землепашеи. орденонос­ный);

4) начальной части слова с целым словом (пол-арбу­за, автовокзал);

5) начальных букв слов или их начальных звуков (МГУ, вуз — сложносокращенные слова);

6) образование слова из сочетания слов: древнерус­ский (от Древняя Русь), научно-технический (от науч­ный и технический) и т. д.

74. I*. Подберите примеры на все случаи образования слов пу­тем сложения.

II. Составьте как можно больше однокоренных сложных слов с использованием корней следующих слов: человек, сердце, ду-


70


ша, благо; выделите корни. Составьте с некоторыми из этих слов словосочетания.

75. Расшифруйте сложносокращенные слова, запишите полные на­
именования, соответствующие сокращенным. При затруднениях
обращайтесь к словарям сокращений, толковому, энциклопедическому (сложносокращенные слова даются в нем в скобках после полного наименования соответствующего предмета, понятия).

АО, ВВС, ВВЦ, ВМС, ЗИЛ, КамАЗ, КБ, МГУ, ЛЭП, МИД, МХАТ, НИИ, НЛО, ООН, ПВО, РАН, РАО, США, ТВ, ТЭЦ, ТЮЗ, ЦСКА, ЧП, ЭВМ.

76. Найдите однокоренные слова в приведенных текстах. Выпишите их, обозначьте корень, подчеркните чередующиеся соглас­ные в корне.

I. Наступала2 ночь... нет, какая ночь! разве летом в Пе­тербурге бывают ночи? это не ночь, а... тут надо бы выду­мать другое название — так, полусвет... Все тихо кругом. Нева точно спала; изредка, будто впросонках, она плеснет легонько волной в берег и замолчит. А там откуда ни возь­мется поздний ветерок, пронесется над сонными водами, но не сможет разбудить их, а только зарябит поверхность и понесет прохладой на Наденьку и Александра или при­несет им звук дальней песни — и снова все смолкнет, и опять Нева недвижна, как спящий человек, который при легком шуме откроет на минуту глаза и тотчас снова за­кроет: и сон сомкнет его отяжелевшие веки. Потом со сто­роны моста послышится как будто отдаленный гром, а вслед за тем лай сторожевой собаки с ближайшей тони, и опять все тихо. Деревья образовали темный свод и чуть-чуть, без шума, качали ветвями. На дачах по берегам мелькали огоньки. (И. Гончаров.)

П. Умей чувствовать рядом с собой человека, умей по­нимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир — радость, горе, беду, несчастье. (В. Сухомлинский.)

Составьте схему последнего предложения.

77. К данным ниже словам подберите такие однокоренные слова, чтобы обнаружилось чередование согласного в корне. Корень
обозначьте, чередующиеся согласные подчеркните. При затруд


нениях обращайтесь к словообразовательному или морфемному словарю.

Дорога, берег, снег, мороз, скука, глотать, сапоги, брыз­гать, терпеть, возобновить, рассмешите, хохочет, перепи­шите, искать, люблю, постановить, утвердить, обогатить.

78*. К данным словам подберите такие однокоренные слова, что­бы в них чередовались не два звука, а три (например, ск/щ/ст или т/ч/щ и т. д.).

Блеск, свет, лицо, поникнуть, напряжение, водить, су­дить, будить, вырос, друг, блестеть.

79. Спишите, выделите основы и окончания. Определите, где ос­
новы разные, а где одинаковые. Обозначьте корень.

Счастливый, счастливые; радость, радостный; весен­ний, весна; большой, больше; круговой, круглый; довери­тельный, доверч..вый; грамотность, грамотей; человек, че­ловеком; дыхание, дышать; гореть, горели; желтеть, ж..лтый; шелковистый, шелковистее; водный, водить.

80. В приведенных словах имеются омонимические корни. Запи­
шите слова, группируя их по значению корня.

I. Горький, гористый, горчить, горе, горчица, горемы­ка, пригоршня, горбиться, городской, пригорок, горевать, загорать, пригорюниться, гордый.

П. Вода, водить, водитель, подводник, изводить, прово­да, половодье, поводок, подвода, перевод, вожатый, обез­воженный, завод, заводь, водворить, водолаз, заводной, проводник, паводок.

81. Спишите отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир».
Объясните пропущенные орфограммы.

Кн..жна Элен улыбалась2; она поднялась с той(же) (н..изменяющеюся улыбкой вполне красивой женщ..ны с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой6, убран(?)ою плющ..м и мохом, и блестя бе­лизной плеч(?) глянц.-м волос и брил(?)иантов она про­шла между рас(?)тупившимися2 мужчинами и прямо не глядя ни на кого но всем улыбаясь и как(бы) любезно предоставляя каждому право любоват(?)ся красотою свое-


71


72


го стана, полных плеч(?) очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как(будто) внося с собою блеск ба­ла подошла2 к Анне Павловне. Элен была так хороша что не только не было в ней заметно и тени к..кетства но (на)против ей как(будто) совес(?)но5 было за свою (н..Пом­ненную2 и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как(будто) ж-.лала и (не)могла умалить действие своей красоты.

1*. Найдите омонимичные окончания у знаменательных частей речи и определите их грамматические значения. 2. Найдите слова с чередующимися согласными в корне.

82. Объясните графически написание пропущенных орфограмм.
Обозначьте корень и суффикс.

Раст..реть, ск..кать, раст..рать, залегать, зап..рать, проск..чить, отп..реть, зам..реть, вым..рший, выб..решь, оттиравший, выт..ртый, раст..рание, ск..чок.

83. Спишите, обозначьте корень, к каждому слову подберите и
запишите однокоренное слово с чередованием гласных или со­
гласных в корне, графически объясните написание.

Загар, к..саясь, выросший, отрасль, соб..рать, зами­рать (от страха), пож..мать, начинать, разгорелось, г..рение, тр..щать, отр..сти, ор..шение, ур..жай, укр..пить, возвращаться, гл..шатай, воплощение, ополчение, при­глашение, награждение, приложение, согл..п1ательство, др..жать, наклониться, прикосновение.

84. Запишите данные ниже слова, в выделенных словах укажи­
те морфемы.

Пр..г..товление, пр..дост..влять, примиренчество,пр..в..катор, пр..способление, пр..с..гать,пр.,способление, пр..н...цальный, пр..м..тивный,пр..в..легия, пр..в..дение (призрак), пр..в..редливый, (камень) пр..ткн..вения, пр.,-т..ндовать, пр..сл..вутый, пр..р..кание,пр..п..рательство, пр..к..словить, представитель, пр..дс..датель, пр..дпр..н..матель, предисловие,пр..вратный, пр..вратник.

85. Обозначьте в словах морфемы, определите способ образования слов.


Весенний, надомница,подберезовик, сослуживец, дру­жески, заснеженность, пододеяльник, богатырский, пере­ночевать, вездесущий, заискивающе, чистилище,ми­лейший, наводнение, профессиональный, корабельщик, одежонка, наблюдательный, соплеменник,грамотей, бес­перебойно,бездорожье, оконфузиться.

 

К выделенным словам подберите однокоренные слова, в томчисле сложные.

86. Определите способ образования сложных слов.

Букв..ед, волн..рез, (чугуно)литейный, лет..писец, ли­тературоведческий, искусств..вед, законодательство, за­кон.. послушный, (пресс)секретарь, (премьер)министр, дро­восек, (зав)маг, (евра)зийский, (северо)восточный, (посудо)хозяйственный, (стар)пом, (ден)знаки, красноречие, (черно)белый, (звуко)буквенный, (старо)московский, (черно)бурая, (мясо)молочный, (пол)страны, КамАЗ, АО, ООН, МХАТ, ТЮЗ.

 Что означают сложносокращенные слова?

87. Спишите текст из «Кладовой солнца» М. Пришвина. Как об­разовались выделенные слова?

Кто (н..)когда (н..)видал как растет клюква, тот может3 очень долго идти по болоту и (н..)зам..чать что он по клюкв., идет.4 Вот взять ягоду ч..рнику,— та р..стет и ее ст..б..леч..к тоненький тянется (в)верх, по ст..б..льку, как крыл..шки в разные стороны зеленые ма­ленькие листики и у листиков сидят мелким горошком2 чернички ч..рные ягодки с синим пушком. Так же брус­ника (кровяно)красная5 ягодка листики (темно)зеленые, плотные (н..)ж..лтеют далее под снегом и так много быва­ет ягоды что место, кажется кровью полито. Еще растет в болоте г..лубикакустиком, ягода голубая более крупная, не пройдешь2 (не)заметив. В глухих местах где живет ог­ромная птица глухарь, встречается2 костяника6, (красно)рубиновая5 ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зе­леной оправ…. Только у нас одна-единственная ягода клюква, особен(?)о ран(?)ей весной, пряч..тся в болотной кочк.. и почти (не)видима (с)верху.


73


74



























Морфология

1. Что изучает морфология? С какими другими разделами науки о языке она связана?

2. Назовите самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Приведите примеры.

3. Расскажите о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи.

Общее грамматическое значение существительного —значение предмета. В зависимости от значения выде­ляют несколько групп существительных: конкретные (журнал, сосна, ворона); вещественные, обозначающие однородную по своему составу массу, вещество (масло, са­хар, вода); отвлеченные (чтение, храбрость, доброта, си­нева); собирательные, в форме единственного числа обо­значающие совокупность однородных лиц или предметов как неделимое целое (детвора, молодежь, студенчество).

Морфологические (или грамматические) признаки су­ществительного: род, число, падеж, склонение; одушев­ленность/неодушевленность; собственное/нарицательное.

Синтаксические признаки: может быть любым чле­ном предложения.

Общее грамматическое значение прилагательного— признак предмета.

Морфологические признаки прилагательного: изме­няется по родам, числам, падежам; согласуется с суще­ствительным; имеет полную/краткую форму.

Синтаксические признаки: в предложении может быть определением или сказуемым.

По значению выделяются три разряда прилагатель­ных: качественные (большой, старый, белый), относи­тельные (стеклянный графин, московские улицы, зим­няя погода), притяжательные (отцова шапка, мамин платок, лисий хвост, медвежья берлога).

Общее грамматическое значение числительного— обозначает число, количество предметов и порядок их при счете.

По значению и грамматическим особенностям числи­тельные делятся на количественные, порядковые, соби­рательные, дробные.


Морфологические признаки числительных: количе­ственные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме сло­ва один).

Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.

Собирательные склоняются как прилагательные; собирательное числительное оба имеет две родовые фор­мы: оба/обе.

Дробное числительное полтора также имеет только две родовые формы (ж. р. — полторы; м. р. и ср. р. — общая форма полтора).

Синтаксические признаки: сочетается только с суще­ствительным, являясь тем же членом предложения (подлежащим или дополнением): Пятеро ребят пошли в поход. Мы совершили две экскурсии.

Общее грамматическое значение местоимения — указывает на предметы, признаки, количество, не назы­вая их. По соотношению с другими частями речи мож­но выделить местоимения-существительные, местоиме­ния-прилагательные, местоимения-числительные, мес­тоимения-наречия.

Морфологические и синтаксические признаки место­имений зависят от того, какую часть речи они заменя­ют в предложении. Местоимения не имеют особых мор­фологических и синтаксических признаков. В предложе­нии чаще всего бывают подлежащим, дополнением — как существительное, определением — как прилага­тельное, обстоятельством — как наречие.

По значению и синтаксической роли выделяется не­сколько разрядов местоимений: личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неоп­ределенные, указательные, отрицательные, определи­тельные.

Общее грамматическое значение глагола — обозна­чает действие, состояние предмета.

Морфологические признаки: вид, наклонение, вре­мя, лицо, число, род, спряжение, возвратность/невоз­вратность, переходность/непереходность.

Синтаксические признаки: в предложении обычно является сказуемым, вместе с подлежащим образуя


грамматическую основу. Но может быть и любым дру­гим членом предложения.

Общее грамматическое значение причастия— при­знак предмета по его действию.

Морфемным признаком причастия являются суф­фиксы -ущ-, -тощ-, -ащ-, -ящ-, -em-, -ш-, -нн-, -енн-, /п-, -ем-, -им-, -ом-.

Морфологические признаки: сочетание свойств при­лагательного и глагола; согласуется с существительным в роде, числе, падеже.

Причастие может иметь краткую и полную форму; как и глаголы, может быть возвратным и невозврат­ным, совершенного и несовершенного вида, имеет вре­мя (настоящее, прошедшее), залог (действительный, страдательный).

Синтаксические признаки: в предложении бывает определением и сказуемым.

Причастие с зависимыми словами называется прича­стным оборотом.

Общее грамматическое значение деепричастия:обо­значает добавочное действие, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого.

Морфологические признаки: объединение свойств глагола и наречия.

Морфемным признаком деепричастия являются суф­фиксы а, -я, -в, -вши, -ши.

Синтаксические признаки: деепричастие зависит от глагола и является обстоятельством.

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастный оборот выде­ляется запятыми.

Общее грамматическое значение наречия— признак действия или признак признака.

Морфологические признаки: неизменяемость.

Наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, могут иметь степени сравнения.

Синтаксические признаки: в предложении является обстоятельством.

88. Спишите текст, назовите произведение и его автора. Опреде­лите синтаксическую роль имен существительных.


Зима! Крестьянин торжествуя

На дровн..х обновляет путь;

Его л..шадка снег почуя

Плетет(?)ся рысью как(нибудь); Бразды пушистые взрывая

Летит кибитка3 удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе в краен..м кушаке.

Вот бегает дв..ровый мальчик

В сала..ки3 Жучку посадив

Себя в коня пр..образив.

Шалун уж замороз..л пальч..к:

Ему и больно и смешно

А мать грозит ему в окно...

Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты. Какова их роль в этом тексте?

89. Из данных слов выпишите существительные, которые имеют форму: а) только множественного числа; б) только единственно­го числа.

Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительство, влажность, смех, белье, мечта, счастье.

90. Запишите по 2—3 существительных с суффиксами: а) умень-
шительно-ласкательными; б) указывающими на лицо и принад-­
лежность к той или иной профессии; в) имеющими значение пред­мета; г) образующими существительные с отвлеченным значением.

В подобранных словах выделите основу и все морфемы. Оп­ределите склонение записанных существительных.

91. I. Образуйте от данных существительных прилагательные,
составьте с ними словосочетания.

Птица, дерево, лиса, жемчуг, серебро, яблоня, старик, дождь, брат, туман, золото.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...