Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Состав слова (морфемика) и словообразование
1. Что вы знаете о морфемике? 2. Перечислите морфемы. Что они обозначают? 3. Могут ли быть синонимичными и антонимичными приставки, корни, суффиксы, окончания? А омонимичными? Докажите. 4. С какими разделами грамматики связано словообразование? 5. Какие способы словообразования вы знаете? 6. Расскажите о морфологическом способе словообразования. 7. Назовите существующие чередования гласных и согласных в корне. Расскажите о них. Какие орфографические правила с ними связаны? Словообразование — один из важнейших путей пополнения словарного состава языка новыми словами. Это сближает его с лексикой. Но процессы словообразования имеют отношение и к морфологии, так как образование слов той или иной части речи, в особенности самостоятельных (знаменательных, полнозначных) слов, происходит посредством морфем, характерных для данной части речи. Словообразованием называется и раздел науки о языке, изучающий процессы появления новых слов, их родственные связи, способы их образования. Известно, что новые слова образуются с помощью приставок (рисовать — подрисовать), суффиксов (лес — лесок, лесной, лесничий), приставок и суффиксов одновременно (перелесок, подводный и т. д.). по следующим схемам: 73. Образуйте слова
Для современного русского языка характерно также образование слов способом сложения: 1) целых слов (диван-кровать, ракета-носитель); 2) основ с помощью соединительных гласных о и е (водопровод, пешеход); 3) основ + суффиксация (землепашеи. орденоносный); 4) начальной части слова с целым словом (пол-арбуза, автовокзал); 5) начальных букв слов или их начальных звуков (МГУ, вуз — сложносокращенные слова); 6) образование слова из сочетания слов: древнерусский (от Древняя Русь), научно-технический (от научный и технический) и т. д. 74. I*. Подберите примеры на все случаи образования слов путем сложения. II. Составьте как можно больше однокоренных сложных слов с использованием корней следующих слов: человек, сердце, ду- 70 ша, благо; выделите корни. Составьте с некоторыми из этих слов словосочетания. 75. Расшифруйте сложносокращенные слова, запишите полные на АО, ВВС, ВВЦ, ВМС, ЗИЛ, КамАЗ, КБ, МГУ, ЛЭП, МИД, МХАТ, НИИ, НЛО, ООН, ПВО, РАН, РАО, США, ТВ, ТЭЦ, ТЮЗ, ЦСКА, ЧП, ЭВМ. 76. Найдите однокоренные слова в приведенных текстах. Выпишите их, обозначьте корень, подчеркните чередующиеся согласные в корне. I. Наступала2 ночь... нет, какая ночь! разве летом в Петербурге бывают ночи? это не ночь, а... тут надо бы выдумать другое название — так, полусвет... Все тихо кругом. Нева точно спала; изредка, будто впросонках, она плеснет легонько волной в берег и замолчит. А там откуда ни возьмется поздний ветерок, пронесется над сонными водами, но не сможет разбудить их, а только зарябит поверхность и понесет прохладой на Наденьку и Александра или принесет им звук дальней песни — и снова все смолкнет, и опять Нева недвижна, как спящий человек, который при легком шуме откроет на минуту глаза и тотчас снова закроет: и сон сомкнет его отяжелевшие веки. Потом со стороны моста послышится как будто отдаленный гром, а вслед за тем лай сторожевой собаки с ближайшей тони, и опять все тихо. Деревья образовали темный свод и чуть-чуть, без шума, качали ветвями. На дачах по берегам мелькали огоньки. (И. Гончаров.) П. Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир — радость, горе, беду, несчастье. (В. Сухомлинский.) Составьте схему последнего предложения. 77. К данным ниже словам подберите такие однокоренные слова, чтобы обнаружилось чередование согласного в корне. Корень нениях обращайтесь к словообразовательному или морфемному словарю. Дорога, берег, снег, мороз, скука, глотать, сапоги, брызгать, терпеть, возобновить, рассмешите, хохочет, перепишите, искать, люблю, постановить, утвердить, обогатить. 78*. К данным словам подберите такие однокоренные слова, чтобы в них чередовались не два звука, а три (например, ск/щ/ст или т/ч/щ и т. д.). Блеск, свет, лицо, поникнуть, напряжение, водить, судить, будить, вырос, друг, блестеть. 79. Спишите, выделите основы и окончания. Определите, где ос Счастливый, счастливые; радость, радостный; весенний, весна; большой, больше; круговой, круглый; доверительный, доверч..вый; грамотность, грамотей; человек, человеком; дыхание, дышать; гореть, горели; желтеть, ж..лтый; шелковистый, шелковистее; водный, водить. 80. В приведенных словах имеются омонимические корни. Запи I. Горький, гористый, горчить, горе, горчица, горемыка, пригоршня, горбиться, городской, пригорок, горевать, загорать, пригорюниться, гордый. П. Вода, водить, водитель, подводник, изводить, провода, половодье, поводок, подвода, перевод, вожатый, обезвоженный, завод, заводь, водворить, водолаз, заводной, проводник, паводок. 81. Спишите отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир». Кн..жна Элен улыбалась2; она поднялась с той(же) (н..изменяющеюся улыбкой вполне красивой женщ..ны с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой6, убран(?)ою плющ..м и мохом, и блестя белизной плеч(?) глянц.-м волос и брил(?)иантов она прошла между рас(?)тупившимися2 мужчинами и прямо не глядя ни на кого но всем улыбаясь и как(бы) любезно предоставляя каждому право любоват(?)ся красотою свое- 71 72 го стана, полных плеч(?) очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как(будто) внося с собою блеск бала подошла2 к Анне Павловне. Элен была так хороша что не только не было в ней заметно и тени к..кетства но (на)против ей как(будто) совес(?)но5 было за свою (н..Помненную2 и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как(будто) ж-.лала и (не)могла умалить действие своей красоты. 1*. Найдите омонимичные окончания у знаменательных частей речи и определите их грамматические значения. 2. Найдите слова с чередующимися согласными в корне. 82. Объясните графически написание пропущенных орфограмм. Раст..реть, ск..кать, раст..рать, залегать, зап..рать, проск..чить, отп..реть, зам..реть, вым..рший, выб..решь, оттиравший, выт..ртый, раст..рание, ск..чок. 83. Спишите, обозначьте корень, к каждому слову подберите и Загар, к..саясь, выросший, отрасль, соб..рать, замирать (от страха), пож..мать, начинать, разгорелось, г..рение, тр..щать, отр..сти, ор..шение, ур..жай, укр..пить, возвращаться, гл..шатай, воплощение, ополчение, приглашение, награждение, приложение, согл..п1ательство, др..жать, наклониться, прикосновение. 84. Запишите данные ниже слова, в выделенных словах укажи Пр..г..товление, пр..дост..влять, примиренчество,пр..в..катор, пр..способление, пр..с..гать,пр.,способление, пр..н...цальный, пр..м..тивный,пр..в..легия, пр..в..дение (призрак), пр..в..редливый, (камень) пр..ткн..вения, пр.,-т..ндовать, пр..сл..вутый, пр..р..кание,пр..п..рательство, пр..к..словить, представитель, пр..дс..датель, пр..дпр..н..матель, предисловие,пр..вратный, пр..вратник. 85. Обозначьте в словах морфемы, определите способ образования слов. Весенний, надомница,подберезовик, сослуживец, дружески, заснеженность, пододеяльник, богатырский, переночевать, вездесущий, заискивающе, чистилище,милейший, наводнение, профессиональный, корабельщик, одежонка, наблюдательный, соплеменник,грамотей, бесперебойно,бездорожье, оконфузиться.
К выделенным словам подберите однокоренные слова, в томчисле сложные. 86. Определите способ образования сложных слов. Букв..ед, волн..рез, (чугуно)литейный, лет..писец, литературоведческий, искусств..вед, законодательство, закон.. послушный, (пресс)секретарь, (премьер)министр, дровосек, (зав)маг, (евра)зийский, (северо)восточный, (посудо)хозяйственный, (стар)пом, (ден)знаки, красноречие, (черно)белый, (звуко)буквенный, (старо)московский, (черно)бурая, (мясо)молочный, (пол)страны, КамАЗ, АО, ООН, МХАТ, ТЮЗ. Что означают сложносокращенные слова? 87. Спишите текст из «Кладовой солнца» М. Пришвина. Как образовались выделенные слова? Кто (н..)когда (н..)видал как растет клюква, тот может3 очень долго идти по болоту и (н..)зам..чать что он по клюкв., идет.4 Вот взять ягоду ч..рнику,— та р..стет и ее ст..б..леч..к тоненький тянется (в)верх, по ст..б..льку, как крыл..шки в разные стороны зеленые маленькие листики и у листиков сидят мелким горошком2 чернички ч..рные ягодки с синим пушком. Так же брусника (кровяно)красная5 ягодка листики (темно)зеленые, плотные (н..)ж..лтеют далее под снегом и так много бывает ягоды что место, кажется кровью полито. Еще растет в болоте г..лубикакустиком, ягода голубая более крупная, не пройдешь2 (не)заметив. В глухих местах где живет огромная птица глухарь, встречается2 костяника6, (красно)рубиновая5 ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправ…. Только у нас одна-единственная ягода клюква, особен(?)о ран(?)ей весной, пряч..тся в болотной кочк.. и почти (не)видима (с)верху. 73 74 Морфология 1. Что изучает морфология? С какими другими разделами науки о языке она связана? 2. Назовите самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Приведите примеры. 3. Расскажите о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи. Общее грамматическое значение существительного —значение предмета. В зависимости от значения выделяют несколько групп существительных: конкретные (журнал, сосна, ворона); вещественные, обозначающие однородную по своему составу массу, вещество (масло, сахар, вода); отвлеченные (чтение, храбрость, доброта, синева); собирательные, в форме единственного числа обозначающие совокупность однородных лиц или предметов как неделимое целое (детвора, молодежь, студенчество). Морфологические (или грамматические) признаки существительного: род, число, падеж, склонение; одушевленность/неодушевленность; собственное/нарицательное. Синтаксические признаки: может быть любым членом предложения. Общее грамматическое значение прилагательного— признак предмета. Морфологические признаки прилагательного: изменяется по родам, числам, падежам; согласуется с существительным; имеет полную/краткую форму. Синтаксические признаки: в предложении может быть определением или сказуемым. По значению выделяются три разряда прилагательных: качественные (большой, старый, белый), относительные (стеклянный графин, московские улицы, зимняя погода), притяжательные (отцова шапка, мамин платок, лисий хвост, медвежья берлога). Общее грамматическое значение числительного— обозначает число, количество предметов и порядок их при счете. По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на количественные, порядковые, собирательные, дробные. Морфологические признаки числительных: количественные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один). Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. Собирательные склоняются как прилагательные; собирательное числительное оба имеет две родовые формы: оба/обе. Дробное числительное полтора также имеет только две родовые формы (ж. р. — полторы; м. р. и ср. р. — общая форма полтора). Синтаксические признаки: сочетается только с существительным, являясь тем же членом предложения (подлежащим или дополнением): Пятеро ребят пошли в поход. Мы совершили две экскурсии. Общее грамматическое значение местоимения — указывает на предметы, признаки, количество, не называя их. По соотношению с другими частями речи можно выделить местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия. Морфологические и синтаксические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они заменяют в предложении. Местоимения не имеют особых морфологических и синтаксических признаков. В предложении чаще всего бывают подлежащим, дополнением — как существительное, определением — как прилагательное, обстоятельством — как наречие. По значению и синтаксической роли выделяется несколько разрядов местоимений: личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, указательные, отрицательные, определительные. Общее грамматическое значение глагола — обозначает действие, состояние предмета. Морфологические признаки: вид, наклонение, время, лицо, число, род, спряжение, возвратность/невозвратность, переходность/непереходность. Синтаксические признаки: в предложении обычно является сказуемым, вместе с подлежащим образуя грамматическую основу. Но может быть и любым другим членом предложения. Общее грамматическое значение причастия— признак предмета по его действию. Морфемным признаком причастия являются суффиксы -ущ-, -тощ-, -ащ-, -ящ-, -em-, -ш-, -нн-, -енн-, /п-, -ем-, -им-, -ом-. Морфологические признаки: сочетание свойств прилагательного и глагола; согласуется с существительным в роде, числе, падеже. Причастие может иметь краткую и полную форму; как и глаголы, может быть возвратным и невозвратным, совершенного и несовершенного вида, имеет время (настоящее, прошедшее), залог (действительный, страдательный). Синтаксические признаки: в предложении бывает определением и сказуемым. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Общее грамматическое значение деепричастия:обозначает добавочное действие, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого. Морфологические признаки: объединение свойств глагола и наречия. Морфемным признаком деепричастия являются суффиксы а, -я, -в, -вши, -ши. Синтаксические признаки: деепричастие зависит от глагола и является обстоятельством. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастный оборот выделяется запятыми. Общее грамматическое значение наречия— признак действия или признак признака. Морфологические признаки: неизменяемость. Наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, могут иметь степени сравнения. Синтаксические признаки: в предложении является обстоятельством. 88. Спишите текст, назовите произведение и его автора. Определите синтаксическую роль имен существительных. Зима! Крестьянин торжествуя На дровн..х обновляет путь; Его л..шадка снег почуя Плетет(?)ся рысью как(нибудь); Бразды пушистые взрывая Летит кибитка3 удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе в краен..м кушаке. Вот бегает дв..ровый мальчик В сала..ки3 Жучку посадив Себя в коня пр..образив. Шалун уж замороз..л пальч..к: Ему и больно и смешно А мать грозит ему в окно... Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты. Какова их роль в этом тексте? 89. Из данных слов выпишите существительные, которые имеют форму: а) только множественного числа; б) только единственного числа. Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительство, влажность, смех, белье, мечта, счастье. 90. Запишите по 2—3 существительных с суффиксами: а) умень- В подобранных словах выделите основу и все морфемы. Определите склонение записанных существительных. 91. I. Образуйте от данных существительных прилагательные, Птица, дерево, лиса, жемчуг, серебро, яблоня, старик, дождь, брат, туман, золото. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |