Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Русский язык в Российской Федерации и в современном миреСтр 1 из 22Следующая ⇒
Классы Учебник для общеобразовательных учреждений БАЗОВЫЙ уровень Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва «Просвещение» 2009 УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 В58 Учебник получил положительные заключения Российской академии наук (№ 10106-5215/473 от 03.10.08) и Российской академии образования (№ 01-5/7д-166 от 07.07.08) Власенков А. И. В58 Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобра-зоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М. : Просвещение, 2009. — 287 с. — ISBN 978-5-09-017983-6. В новом учебнике, сохраняющем преемственность с учебником «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы», усилено внимание к правописанию и повторению ранее изученного материала; расширены общие сведения о языке по сравнению с основной школой, а также понятие о системе языка, его уровнях и единицах. Центральной темой курса является культура речи, освоение которой позволит учащимся овладеть основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Большое внимание в учебнике уделено работе с текстом. Предусмотрены задания и упражнения разной степени сложности, ориентированные на подготовку учащихся к государственной (итоговой) аттестации. УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 ISBN 978-5-09-017983-6 © Издательство «Просвещение», 2009 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2009 Все права защищены Вместо предисловия Вы уже многое знаете о русском языке, его фонетике, лексике, грамматическом строе, типах и стилях речи, правилах построения текста. Но все это лишь начало кропотливой, долгой, увлекательной работы по овладению «формами языка, выработанными как народом, так и литературой» (К. Д. Ушинский), по осмыслению системы языка, являющегося универсальным средством познания мира, ключом к постижению всех других систем, доступных человеческому сознанию. Эта книга поможет вам создавать различные по стилю и жанру сочинения-эссе, рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, правильно оформлять деловые бумаги: заявление, автобиографию, доверенность, резюме и т. д. Во все разделы книги включены отрывки из художественных произведений писателей, творчество которых изучается в средней школе. Устные и письменные упражнения по грамматике, правописанию и развитию речи сочетаются с заданиями, помогающими глубже понять художественное содержание, особенности языка и стиля литературного произведения, овладеть разными видами высказываний на литературные, общественно-политические, нравственно-этические темы. Большинство упражнений и дополнительных заданий преследуют двоякую цель: они позволяют овладеть теоретической частью курса и в то же время служат совершенствованию орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся. Это обязывает к весьма тщательному их выполнению. Следует учесть, что в заданиях к упражнениям не оговаривается необходимость вставить при списывании пропущенные орфограммы и знаки препинания: это само собой разумеется. Много внимания уделяется различным видам лингвистического разбора, что способствует повторению фонетики, лексики, грамматики, теории текста, сознательному применению правил правописания. При разборе обращается внимание на взаимосвязь разных уровней языковой системы: фонетического и морфемного (значимых частей слова), морфемного и лексического, морфологического и син- 4 таксического, на связь разделов науки о языке. В конце книги приведен список литературы, которая поможет закрепить и расширить знания по русскому языку, подготовить реферат на лингвистическую тему. В последнем разделе («Повторение») даются упражнения, предназначенные для повторения грамматики и правописания за курс девятилетней школы. Навыки правописания совершенствуются также при выполнении письменных заданий по всем другим разделам учебника. В новом базовом курсе русского языка в соответствии с современными требованиями обновлен и расширен материал по общим вопросам русского языка, о его системном устройстве, о роли языка в жизни общества. Усилено внимание к культуре речи и правописанию. Попутно, в тесной связи с новым материалом, в иной системе, ведется повторение ранее изученного. Пусть эта книга станет для вас надежным помощником при изучении русского языка и при подготовке к поступлению в вузы. Условные обозначения теоретический материал. вопросы для повторения. дополнительные задания к упражнению. дополнительные задания повышенной трудности. 1 2 3 4 5 6
— произведите фонетический разбор слова. — произведите словообразовательный разбор слова (по составу). — произведите морфологический разбор слова. — произведите синтаксический разбор предложения. — произведите орфографический разбор слова, сочетания слов. — дайте толкование слова. — упражнение или задание повышенной трудности. 5 6 Повторение 1. Прочитайте выразительно текст Государственного гимна Российской Федерации, спишите его, объясните постановку знаков препинания и употребление прописной (заглавной) буквы в тексте. ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Россия1 — священная5 наша держава, Россия — любимая наша страна, Могучая воля, великая слава — Твое достоянье5 на все3 времена! Славься5, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете!4 Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля! Славься3, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни0 Грядущие нам открывают2 года. Нам силу дает наша верность Отчизне5. Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз1 вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! (Слова С. В. Михалкова.) 2. Спишите, подготовьте обоснование пропущенных орфограмм и 1. Моя1 (Р, р)одина моя (Р, р)одная земля мое (О, отечество в жизни нет гор..чее глубже и священнее чувства чем любовь к тебе... 2. Низко клан..юсь и (по)сыновьи ц..лую твою пресную землю донская к..зач(?)ей нержавеющей кровью политая степь! 3. Мнен..е народа это то чем мы писатели должны дор..жить больше всего на свет.. . 4. Чувство любви и беспокойство (за)тех, кто буд..т жить после нас это ещ.. и ответственность перед будущ..м. 5. В сум..рках чуть заметно дымилась (барх..тисто)ч..рная5 зябь6. Земля п..корно ждала обсеменен..я. 6. Небо лес песок все (ярко)зеленое призр..чное. 7. От отца Николка унаслед-.вал любовь к лош..дям (не)измеримую отвагу и родинку такую(же) как у отца величиной с голубиное яйцо на левой ноге выгпе щик..лотки. 8. Счастье приход..т к нам тогда когда мы выр..жаем не маленький мирок своего «я» а когда нам удает(?)ся выразить то что волнует мил(?)ион(?)ы. (М. Шолохов.) 3. Спишите, обосновывая восстановленные вами орфограммы и Прощай браток счастливо тебе И тебе счастливо добрат(?)ся до Кашар. Благодарствую. Эй сынок пойдем к лодк.. Мальчик подбежал к отцу пристроился справ., и держась за полу отцовского ватн..ка зас.менил рядом с широко шагавш..м мужчиной. Два осиротевших человека две пе[щ']инки2 заброшен(?)ые в чужие края военным ур..ганом невидан(?)ой силы... Что(то) ждет их (в)переди? И хотелось(бы) думать что этот рус(?)кий человек человек несгиба..мой воли выдюж..т и около отцовского плеча выр..ст..т тот который повзр..слев смож..т все вытерпеть все преодолеть на своем пути если к этому позовет его (Р, р)одина. С тяж..лой грустью смотрел я им (в)след. (М. Шолохов.) Прочитайте текст вслух, передавая интонацией отношениеавтора к тому, о чем он пишет, и эмоциональное состояние говорящих. 7 8 4. Спишите. Какие предложения в этом тексте вы считаете простыми (определите их вид, тип, группу), какие — осложненными (чем они осложнены) и какие — сложными (определите их тип, группу; вид придаточных предложений)? I. Русь!4 Русь! Вижу тебя из моего чудного прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросан(?)о и (не)приютно в тебе... <...> Но какая(же) непостижимая тайная сила влеч..т к тебе Почему слыш..тся и раздает(?)ся немолчно в ушах твоя тоскливая несущаяся по всей длин(?)е и ширине твоей от моря и до моря песня Что в ней в этой песне Что зовет и рыдает и хватает за сер(?)це Какие звуки болезнен(?)о лобзают и стремят(?)ся в душу и в..ются около моего сердца Русь! Чего же ты хоч..шь от меня Какая (не)постижимая связь таит(?)ся между нами <...> Что пророч..т2 сей необ…ятный простор Здесь ли в тебе ли не родит(?)ся бе..предельней мысли когда ты сама (без)конца Здесь ли не быть бог..тырю когда есть место где развернут(?)ся ему (Н. Гоголь.) Прочитайте текст выразительно, постарайтесь передать интонацией отношение Н. Гоголя к России, его кровную связь с Россией и думы о ее будущем, учитывая интонационные особенности восклицательных и вопросительных предложений. П. И какой же русский не люб..т быстрой езды?4 <...> Кажись неведомая сила подхватила на крыло к себе и сам летиш(?) и все летит летят версты летят (на)встречу купцы на облуч(?)ках своих кибиток летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сос.н с т..порным стуком и вороньем криком летит вся д..рога невесть куда в пропадающую даль и что(то) страшное заключено в сем быстром мельканье где (не)успевает означаться пропадающий предмет только небо над головою да легкие тучи да продирающийся месяц одни кажут(?)ся недвижны. (Н. Гоголь.) 1. Примените правило постановки запятой между однородными членами, связанными повторяющимся союзом. 2*. Прочитайте текст выразительно, стараясь передать настроение автора. 5. Спишите текст. Подчеркните главные и второстепенные У подростка счастье (во)многом исход..т от утверждения чу(?)ства собственного достоинства. Счастье взрослого в борьбе в творчестве. У меня самого было несколько ..пизодов означающих настоящее счастье. Они совсем разные. Один из них высвечен наиболее ярко связан он (по)существу с самым элементарным чувством возвращения к жизн.. . На (К, к)амчатке много лет назад3 работая сплавщ..ком попал однажды в залом который мы разб..рали такое иногда случается в этом деле попал так что уже не оставалось надежды выбрат(?)ся зад..хался теряя сознание. Страшная это вещь. А ребята все(таки) спасли вытащили! Другой род счастья счастье начала. Если говорить о творчестве то это ож..дание (не)обычного. И воплощение замысла счастье. (П. Проскурин.) Перечитайте текст писателя П. Проскурина о счастье подростка и взрослого. А как вы понимаете счастье? Что для вас лично является счастьем? Напишите об этом. Прочитайте еще раз высказывание о счастье М. Шолохова (упр. 2). 6. Списывая, подчеркните в первом и четвертом предложениях Надо быть личностью.4 Уметь справляться с серьезней конкретной работой. А бывает что закончил парень школу погп..л в один вуз бросил поступил в другой то(же) (не)интересно или (не)(под)силу оказалось... Махнул рукой на все и стал искать работу (по)легче да (по)прибыльнее. Это (н..)что иное как элементарный ц..низм (по)отно-шен..ю к обществу. И нет личности и нет человека. Пер..избыток эрудиции6 еще не знания и не показатель обр..зован(?)ости. (П. Проскурин.) Объясните постановку тире (в трех случаях). Каково его смысловое назначение? Каковы особенности интонирования предложений с тире? 9 10 Общие сведения о языке Русский язык в Российской Федерации и в современном мире 7. Составьте развернутый план фрагмента из каждой статьи. I. В соответствии с Конституцией РФ (1993 г.) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. Одновременно русский язык является государственным или официальным6 языком ряда республик, входящих в РФ, наряду с языком коренного населения этих республик. Как государственный язык РФ русский язык активно функционирует6 во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость. На русском языке работают центральные учреждения РФ, осуществляется официальное общение между субъектами6 Федерации, а также в армии, издаются центральные российские газеты и журналы. Русский язык преподается во всех школах и высших учебных заведениях России (в республиках, входящих в ее состав, — наряду с родным языком), а также во многих учебных заведениях государств СНГ и других стран. <...> (Б. В. Лопатин, И, С. Улуханов.) П. В любом многонациональном государстве существует объективная необходимость выбора одного из наиболее развитых и распространенных языков для преодоления языкового барьера между гражданами, для поддержания нормального функционирования государства и всех его институтов6, для создания благоприятных условий совместной деятельности представителей всех наций и народностей, для развития экономики, культуры, науки и искусства. Общий для всех язык межнационального общения обеспечивает каждому гражданину страны, независимо от национальности, возможность постоянного и многообразного контактирования с представителями других этнических6 групп. Среди социальных факторов заметное место занимает роль в истории человечества того народа, язык которого выдвигается в качестве средства межнационально- го общения. Лучшие представители русского народа обогатили мировую науку и культуру выдающимися открытиями в различных областях науки и техники, незаурядными литературными, музыкальными и живописными произведениями, внесли огромный вклад в просвещение своего и других народов. Выдвижение, становление и функционирование русского языка как средства межнационального общения проходили в разных исторических условиях и на различных этапах развития общества. Употребление русского языка как неродного для преодоления языкового барьера между представителями разных этносов насчитывает не одно столетие, поэтому в истории русского языка как средства межнационального общения условно можно выделить три периода, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями: первый период — до начала XX в. в России и Российской империи; второй период — до конца 80-х гг. в СССР; третий период — с начала 90-х гг. в РФ и странах ближнего зарубежья. (Б. Н. Белоусов) Руководствуясь составленными планами, подготовьте сообщение на тему «Русский язык в межнациональном общении» (в письменной форме), затем изложите его. 8. Сформулируйте и запишите тему данного текста. Составьте его план. Русский язык — один из наиболее распространенных и богатых языков мира, на которых говорят за пределами основной территории их распространения представители5 разных народов, общаясь не только с исконными5 носителями этих языков, но и между собой. <...> Английский, русский и некоторые другие, так называемые мировые, языки характеризуются не только спецификой общественных функций... но и сознательным выбором этих языков для изучения и использования (признание «иностранным языком», то есть предметом преподавания в школах и вузах большинства стран; юридическое признание «рабочим языком» в международных организациях, прежде всего в ООН, на международных конгрессах и т. д.). 11 12 Русский язык по абсолютному числу владеющих5 им занимает пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), однако этот признак не является главным при определении «мирового языка». Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, особенно родным, но глобальность расселения носителей языка, охват им разных, максимальных по числу стран, а также наиболее влиятельных социальных слоев населения в разных странах (например, научно-технической и творческой интеллигенции, административного аппарата). Большое значение имеет общечеловеческая значимость художественной литературы, всей культуры, созданной на данном языке. <...> Как и другие языки широкого международного изучения и употребления, русский язык вошел в «клуб мировых языков» в силу действия социальных и лингвистических факторов. Социальные факторы связываются со значением народа — носителя данного языка в истории человечества и его ролью, авторитетом в современном мире. <...> Русский язык и другие «мировые языки» отличаются высокой информативностью, то есть способностью хранить в своей системе максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и возможностей выражения и передачи мысли. Информационная ценность есть качество самих элементов языка, но, естественно, она находится в тесной зависимости от количества и качества информации, изложенной на данном языке в оригинальных и переводных публикациях. <...> (В. Г. Костомаров.) Руководствуясь составленным вами планом, подготовьте устное сообщение на тему «Русский язык в современном мире». Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков 9. Спишите текст, применяя правила правописания. Каждое общество обслуживаемое данным языком имеет и национально-своеобразную культуру. Эта культура получает отражение в языке. Поэтому овладение языком означает с одной стороны овладение теми культурными ценностями которые накопило данное общество а с другой стороны освоение этих ценностей (не)возможно без знания языка язык хранитель культуры с его помощью культура наследуется новыми поколениями людей дан(?)ого общества. Сам термин культура должен пониматься здесь достаточно широко. Это не только богатства литературы и искус(?)тва накоплен(?)ые3 (в)течени.. многих веков развития данного общества но и традиции человеческого общежития обряды обычаи общепринятые формы повседневной деятельности.4 Все эти проявления культуры бывают в значительной степени национально(своеобразными). Носители того или иного языка (с)детства овладевая словарем грам(?)атикой системой произносительных норм данного языка постепенно (и чаще всего незаметно для самих себя) впитывают и национальные формы материальной и духовной культуры6. (Л. П. Крысий.) 1. Выразите коротко основное содержание текста. 2. Объясните постановку двоеточия и тире в третьем предложении. 3. Найдите два вводных оборота. 10. Спишите текст, объясните пропущенные орфограммы и зна Каждый народ живет среди других народов. Обычно он поддерживает с ними многообразные связи торговые (промышленно)экономические культурные. Следств…е этих связей влияние народов друг на друга. Чем устойчивее3 и длительнее связи тем глубже влияние. 14 Языки контактирующих народов так(же) испытывают взаимное влияние ведь они главное средство общения средство с помощью которого осуществляются (межнациональные связи. Основная форма языкового влияния одного народа на другой заимствование ин..язычных слов. Заимствование обог..щает язык делает его более гибким и обычно не ущ..мляет его самобытности6 так(как) при этом сохраняется основной словарь языка присущий данному языку грам(?)атический строй (не)нарушаются внутрен(?)ие законы языкового равит..я. Рус(?)кий язык в процес(?)е своей истории имел разнообразные связи с народами всего мира. Результатом этого явились многочисленные ин..язычные слова заимствованные русским языком из других языков. (Л. П. Крысий.) 1. Укажите предложения: а) с двоеточием перед однородными членами и между частями бессоюзного сложного предложения; б) с тире между подлежащим и сказуемым. Какова их функция? 2. Передайте коротко содержание каждого абзаца (устно). Язык и речь Язык— средство общения между людьми, неразрывно связанное с мышлением. Он представляет собой, как отмечалось выше, систему фонетических, лексических и грамматических единиц, которые составляют четыре уровня и в совокупности своей, в своем взаимодействии обеспечивают выражение всего многообразия человеческих мыслей, чувств, волеизъявлений. Если язык — это система средств разных уровней, то речь — это использование языковых средств, это языковые средства в действии, функциональная, деятельностная сторона языка, проявляющаяся в процессе общения. Речь— это не только говорение или слушание, восприятие речи, это и результат говорения, продукт речевой деятельности — речевые произведения, зафиксиро- ванные памятью или письмом, графическими средствами или средствами фонозаписи. Существует четыре вида речевой деятельности: говорение(собственно речь, устная, звуковая речь, словесное выражение мыслей, чувств, а также речь внутренняя, про себя), письмо(фиксирование речи с помощью букв и других графических знаков), слушание(восприятие речи слухом и ее осмысление), чтение(восприятие написанного или напечатанного буквами и воспроизведение вслух или про себя). Чтение бывает просмотровое (читающий узнает автора текста, название произведения, год и место его издания, знакомится с аннотацией, оглавлением, предисловием, смотрит типографское оформление, иллюстративный и справочный материал), ознакомительное (кроме перечисленного выше, читатель выборочно знакомится с содержанием текста, уровнем его сложности, характером изложения материала, выявляет наличие необходимых для него сведений), изучающее (или аналитическое, при котором весь текст внимательно прочитывается и анализируется с точки зрения полученного задания или самостоятельно поставленной цели, делаются выписки и краткие записи о содержании и языковых особенностях текста). Язык и речь противопоставляются по ряду признаков.Язык как знаковая система абстрактен; речь же конкретна, материальна, она воспринимается чувствами — слухом, зрением, осязанием. Язык нецеленаправлен, его лексический, фонетический, синтаксический багаж может использоваться как угодно, с любой целью; речь же всегда целенаправленна, актуальна, устремлена к определенной цели. Язык иерархичен по своей структуре, имеет уровневую организацию, состоит из нескольких ярусов; речь лее, речевой поток состоит из линейной последовательности слов. Речь бесконечна в своем разнообразии, появление новых предложений, новых текстов не имеет предела; языковая же система ограничена определенным набором единиц разных уровней, которые могут быть учтены и описаны. Вместе с тем язык и речь, языковая система и ее функционирование в речи неразрывны, едины: язык, языковая система реализуют себя в речи, только через нее выполняют свое назначение; а речь, способность человека выражать словами свои мысли, возможна лишь при наличии достаточно дифференцированной, хорошо упорядоченной, принятой обществом системы языковых средств. По своей форме речь бывает устной и письменной. Устная речьпорождается в процессе говорения. Важнейшей ее особенностью является неподготовленность, поэтому в ней встречаются отклонения от строгой литературной нормы в построении предложений, словоупотреблении, встречаются незаконченные предложения, повторы, появляются слова, лишенные смысловой нагрузки, типа да-а, во-от, ну, видишь ли, понимаешь, так сказать, а как же, дающие время для обдумывания или привлекающие внимание собеседника. Письменная речьявляется вторичной, более поздней по времени возникновения, чем устная речь. Письменная речь, в отличие от устной, не имеет средств интонационного выделения, поэтому в ней используются более сложные синтаксические конструкции и разнообразные графические средства, прежде всего знаки препинания, позволяющие передавать особенности произношения и смысловые оттенки. В зависимости от количества активно участвующих в речевом общении различают такие формы (типы) речи, как диалог, полилог и монолог. Диалог(от греч. dialogos — разговор, беседа) — непосредственный обмен высказываниями между двумя лицами, например диалог Чичикова и Собакевича при определении цены мертвых душ. Для диалогических высказываний характерны краткость (особенно при вопросно-ответной форме), использование неполных простых предложений, широкое использование жестов, мимики, исключительно велика роль интонации. Разновидностью диалога является полилог(от греч. polys — многочисленный и logos — слово, речь) — разговор между несколькими лицами (более двух). Примером может служить полилог чиновников перед появлением жандарма в последнем действии комедии Н. Гоголя «Ревизор». Монолог (от греч. monos — один и logos — слово, речь) — пространная речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника, например монолог Чацкого в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» — «А судьи кто?..». В отличие от диалогической речи, монолог характеризуется развернутостью, широким охватом тематического содержания высказывания, использованием распространенных синтаксических конструкций, более строгим их построением, хорошо продуманной логической структурой, композицией высказывания. Монолог в той или иной мере бывает «диалогизиро-ван», рассчитан на ответную реакцию. Об этом напоминают риторические обращения, риторические вопросы, междометия, использование несобственно-прямой речи (при внутреннем монологе). 11. Спишите текст, применяя правила правописания. Составьте сложный план. Литературная речь имеет две формы ус(?)ную и письменную. Их названия свидетельствуют о том что первая звучащ..я речь а вторая графически закрепленная. Это их основное различие. Если спросить какая из форм возникла раньше то каждый ответ..т устная. Для появления письменной формы необходим., был.. создать графические знаки которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков не имеющих пис..мен(?)ости устная форма является единствен(?)ой формой их сущ..ств..вания. Письменная речь обычно обращена к отсутствующему. Пишущ..й не вид…т своего читателя а мож..т только мысленно представить его себе. На письменную речь не вл..яет р..акц..я тех кто ее читает. Напротив устная речь предполагает наличие собеседника слуш..теля. Говорящий3 и слушающий не только слыш..т но и вид..т друг друга. Поэтому устная речь нередко завис.т от(того) как ее воспринимают. Реакция одобрения или (не)одобрения реплики слушателей их улыбки и смех все это может повлиять на характер речи изменить ее (в)зависмости от этой реакции а то и прекратить. 17 Говорящий2 создает творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пиш…щий имеет возможность совершенств..вать написан(?)ый текст возвращаться к нему и..правлять. (Л. Введенская, А. Пономарева.) 12. На основе текста статьи «Язык и речь» и текста упр. 11 подготовьте (письменно) сообщение на одну из тем: а) «Язык и речь»; б) «Речь устная и письменная»; в) «Диалог и монолог». 13. Запишите пословицы. Какова их тема? Раскройте смысл 1. Что напис.но пером того не выруб..шь т..пором. 2. Слово не вор..бей вылет..т не пойма..шь. 3. Слово не стрела а р..зит пуще стрелы. 4. От одного слова да (на)век ссора. 5. Ради красного словца не пож..ле..т и родного отца. 6. Перо смелее языка. 7. Язык к..с(?)неет а перо не р..беет. В каких предложениях должно быть поставлено тире, а в каких оно может быть поставлено как факультативный (необязательный) знак препинания? 14. Спишите текст, применяя правила правописания. Выявите в Давно вас переселили к нам спросил я после (небольшого молчан..я. Касьян встр...пенулся. Нет недавно года четыре. При старом бар..не мы все жили на своих преж(?)них местах а вот опека6 переселила2. Старый барин у нас был кроткая душа смирен(?)ик царство ему небесное! Ну опека коне..но справедливо рас(?)удила видно уж(?) так пр..шлось. А вы где прежд.. жили Мы с Красив..й Мечи Далеко это (от)сюда Вёрст6 сто Что(ж) там лучш.. было Луч(?)ше лучше. Там места пр..вольные речные гнездо наше а здесь теснота сухмень... Здесь мы осир..тели. Там 18 у нас на Красивой(то) на Мечи вз..идешь ты на холм взойдешь и Господ.. Боже мой что это а И река(то) и луга и лес а там церковь а там опять пошли луга. Далеч.. видно далече. Вот как далеко видно... Смотр..шь смотришь ах ты право Ну, здесь точно земля лучше суглин..к хороший суглинок говорят крестьяне да с меня хлебушка-то всюду (в)доволь народит(?)ся. А что старик скажи правду тебе чай6 хоч..тся на родине-то побывать. Да посм..трел бы. А впрочем везде хорошо. (И. Тургенев.) 1. Расскажите о знаках препинания в этом тексте: а) при вводных словах (их пять); б) при частицах и междометиях; в) при прямой речи. 2. Какие предложения в речи Касьяна не отвечают строгим литературным нормам? Прокомментируйте их. 15. Спишите тексты. Проведите наблюдение над особенностями диалогической речи в них. Подготовьте сообщение о диалогической речи, используя примеры из текстов. I. Комн..та князя Андрея была в среднем этаже в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал (с)верху женский говор. Только еще один раз сказал сверху женский голос который сейчас узнал князь Андрей. Да когда же ты спать буд..шь ответил другой голос. Я не буду я не могу спать что(ж) мне делать! Ну последн.. й раз... Два женских голоса запели какую(то) музыкальную фразу составлявшею конец чего-то. Ах какая прел..сть Ну теперь спать и конец. Ты спи а я не могу отвечал первый голос приблизившейся к окну. Она вид..мо совсем высунулась в окно потому что слышно было шуршанье платья и далее дыханье. Все затихло и окам..нело как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей то(же) боялся пошевелиться что(бы) не выдать своего (не)вольного прису(?)ствия. Соня Соня послыш...лся опять первый голос Ну как можно спать Да ты поем..три что за прелесть Ах какая 19 прелесть Да проснись же Соня сказала она почти со слезами в голосе Ведь эдакой пр..лес(?)ной ночи никогда никогда не бывало. Соня (не)хотя что-то отвечала Нет ты посмотри что за луна Ах какая прелесть Ты поди сюда Ну видишь Так вот села на корточки вот так подхватила бы себя под к..ленки туже как можно туже натужиться надо и полетела бы Вот так (Л. Толстой.) Найдите: а) междометия, отделяемые запятой (в семи предложениях); б) восклицательные (десять) и вопросительные (два) предложения. II. Баранов ур..нил дыню. Скрипач огл…нулся на нас и ОТНЯЛ СМЫЧ…К. Это пуст..ки сказал ему смутившейся Баранов Играй пожалу(?)ста! Мы не хотели вам мешать. Вы не б..ндиты спросил старик и зажал скрипку (под)мышкой. Чего вам старому и бедному человеку боят(?)ся бандитов Старик тихо засмеялся. Мне их надо боят(?)ся молодые люди больше чем б..нкиру Ксидиасу. Много больше их надо бояться. Вот! Он потряс перед нами скрипкой. (К. Паустовский.) Найдите обособленное распространенное приложение, относящееся к личному местоимению. III*. Этот телефонный ап(?)арат я включаю только по четвергам. В остальные дни он завал..н письмами черновиками гранками6. Я просто забываю о его существовании. Но по четвергам к трем часам я сметаю ворох бумаг и выхожу (на)связь. Ал(?)о «Литгазета» слушает... Я — Форейнджер... (Не)понял. Кто? Меня зовут Игорь. Кличка Форейнджер ф..нат ЦСКА. Сколько тебе лет Пятнадцать Форейнджер, а мне сказали что фанатов ЦСКА уже больше нет Кончались Это «мясники» сказали? Послушай наш св..зной телефон не для того что(бы) слушать оскорбления в адрес друг(друга). Говори нормально. Я хотел спросить так вам сказали спартаковские фанаты? Нет ваши. Ну... (В)общем правильно но дело в том что мы еще держ..мся. Мы — держимся!.. (Ю. Щекочихин.) 16. Спишите текст. Укажите признаки монологической речи в нем и признаки «диалогизирования» монолога. I. Я царств..ю!.. Какой волшебный блеск! Послушна мне, сильна моя д..ржава; В ней счастие, в ней честь моя и слава! Я царствую... но кто вослед за мной Приим..т власть над нею? Мой наследник! Безум..ц, расточитель молодой, Развратников ра..гульных с.беседник! Едва умру, он, он! Сойдет сюда Под эти мирные, немые своды С толпой ласкат..лей пр..дворных жадных. Украв ключи у трупа моего, Он сундуки (со)смехом отопрет. И потекут сокров..ща мои В атласные дырявые к..рманы. Он разоб..ет св..щен(?)ые ссуды, Он грязь еле..м царским напоит — Он ра..точит... А по какому праву? Мне разве даром это все достал..сь, Или шутя, как игроку, который
Гемит кос.т..ми да груды загр..бает? Кто зна..т, сколько горьких во..держаний, Обуздан(?)ых страстей, тяж..лых дум, Дневных забот, ночей бес(?)онных мне Все это стоило? (А. Пушкин. «Скупой рыцарь».) 21 1. Где, по вашему мнению, возможна постановка знаков препинания дополнительно? 2. Какова тема этого отрывка и его главная мысль? Что автор доказывает и каковы его аргументы? II*. Фамусов. Вот то(то) все вы гордец..! Спросили бы как делали отцы? Учились бы на старших глядя Мы например или покойник дядя Максим Петрович он не то на серебре На золоте едал сто человек к услугам Весь в орденах езжал(то) вечно цугом6 Век при дворе5 да при каком дворе! Тогда не то что ныне При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! в сорок пуд5... Раскланяйся тупеем не кивнут. Вельможа в случае тем паче Не как другой и пил и ел иначе. А дядя! что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда(же) надо подслужиться И он сгибался в перегиб...
Прокомментируйте авторские знаки препинания и слова, обороты речи, которые как устаревшие. 22 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 348. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |