Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире




Классы

Учебник для общеобразовательных учреждений

БАЗОВЫЙ уровень

Рекомендовано

Министерством образования и науки

Российской Федерации

 

 

Москва

«Просвещение» 2009


УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 В58

Учебник получил положительные заключения Российской академии наук (№ 10106-5215/473 от 03.10.08) и Россий­ской академии образования (№ 01-5/7д-166 от 07.07.08)

Власенков А. И.

В58 Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобра-зоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власен­ков, Л. М. Рыбченкова. — М. : Просвещение, 2009. — 287 с. — ISBN 978-5-09-017983-6.

В новом учебнике, сохраняющем преемственность с учебником «Рус­ский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы», усилено внимание к правописанию и повторению ранее изученного материала; расширены общие сведения о языке по сравнению с основной школой, а также понятие о системе языка, его уровнях и единицах.

Центральной темой курса является культура речи, освоение которой позволит учащимся овладеть основными способами организации языко­вых средств и закономерностями их употребления для достижения мак­симальной эффективности общения.

Большое внимание в учебнике уделено работе с текстом. Предусмот­рены задания и упражнения разной степени сложности, ориентирован­ные на подготовку учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922

ISBN 978-5-09-017983-6                         © Издательство «Просвещение», 2009

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение»,

2009 Все права защищены




Вместо предисловия

Вы уже многое знаете о русском языке, его фонетике, лексике, грамматическом строе, типах и стилях речи, пра­вилах построения текста. Но все это лишь начало кропот­ливой, долгой, увлекательной работы по овладению «фор­мами языка, выработанными как народом, так и литера­турой» (К. Д. Ушинский), по осмыслению системы языка, являющегося универсальным средством познания мира, ключом к постижению всех других систем, доступных че­ловеческому сознанию.

Эта книга поможет вам создавать различные по стилю и жанру сочинения-эссе, рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, правильно оформлять деловые бумаги: заявление, автобиографию, доверенность, резюме и т. д.

Во все разделы книги включены отрывки из художест­венных произведений писателей, творчество которых изучается в средней школе. Устные и письменные упраж­нения по грамматике, правописанию и развитию речи со­четаются с заданиями, помогающими глубже понять худо­жественное содержание, особенности языка и стиля лите­ратурного произведения, овладеть разными видами выска­зываний на литературные, общественно-политические, нравственно-этические темы. Большинство упражнений и дополнительных заданий преследуют двоякую цель: они позволяют овладеть теоретической частью курса и в то же время служат совершенствованию орфографической, пунк­туационной и речевой грамотности учащихся. Это обязыва­ет к весьма тщательному их выполнению. Следует учесть, что в заданиях к упражнениям не оговаривается необхо­димость вставить при списывании пропущенные орфо­граммы и знаки препинания: это само собой разумеется.

Много внимания уделяется различным видам лингвис­тического разбора, что способствует повторению фонетики, лексики, грамматики, теории текста, сознательному при­менению правил правописания. При разборе обращается внимание на взаимосвязь разных уровней языковой систе­мы: фонетического и морфемного (значимых частей сло­ва), морфемного и лексического, морфологического и син-


4


таксического, на связь разделов науки о языке. В конце книги приведен список литературы, которая поможет за­крепить и расширить знания по русскому языку, подгото­вить реферат на лингвистическую тему.

В последнем разделе («Повторение») даются упражне­ния, предназначенные для повторения грамматики и пра­вописания за курс девятилетней школы. Навыки правопи­сания совершенствуются также при выполнении письмен­ных заданий по всем другим разделам учебника.

В новом базовом курсе русского языка в соответствии с современными требованиями обновлен и расширен мате­риал по общим вопросам русского языка, о его системном устройстве, о роли языка в жизни общества. Усилено вни­мание к культуре речи и правописанию. Попутно, в тес­ной связи с новым материалом, в иной системе, ведется повторение ранее изученного.

Пусть эта книга станет для вас надежным помощником при изучении русского языка и при подготовке к поступ­лению в вузы.





Условные обозначения

 теоретический материал.

вопросы для повторения.

дополнительные задания к упражнению.

дополнительные задания повышенной трудности.


1

2

3


4 5

6


 

— произведите фонетический разбор слова.

— произведите словообразовательный разбор слова (по составу).

— произведите морфологический разбор слова.

— произведите синтаксический разбор предложения.

— произведите орфографический разбор слова, соче­тания слов.

— дайте толкование слова.

— упражнение или задание повышенной трудности.


5


6






Повторение

1. Прочитайте выразительно текст Государственного гимна Российской Федерации, спишите его, объясните постановку зна­ков препинания и употребление прописной (заглавной) буквы в тексте.

ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Россия1 — священная5 наша держава, Россия — любимая наша страна, Могучая воля, великая слава — Твое достоянье5 на все3 времена!

Славься5, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна!

Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете!4 Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля!

Славься3, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни0 Грядущие нам открывают2 года.

Нам силу дает наша верность Отчизне5.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз1 вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

(Слова С. В. Михалкова.)


2. Спишите, подготовьте обоснование пропущенных орфограмм и
знаков препинания. Назовите самостоятельные и служебные час­
ти речи в 1, 4 и 7-м предложениях.

1. Моя1 (Р, р)одина моя (Р, р)одная земля мое (О, оте­чество в жизни нет гор..чее глубже и священнее чувства чем любовь к тебе... 2. Низко клан..юсь и (по)сыновьи ц..лую твою пресную землю донская к..зач(?)ей нержа­веющей кровью политая степь! 3. Мнен..е народа это то чем мы писатели должны дор..жить больше всего на свет.. .

4. Чувство любви и беспокойство (за)тех, кто буд..т жить после нас это ещ.. и ответственность перед будущ..м.

5. В сум..рках чуть заметно дымилась (барх..тисто)ч..рная5 зябь6. Земля п..корно ждала обсеменен..я. 6. Небо лес пе­сок все (ярко)зеленое призр..чное. 7. От отца Николка унаслед-.вал любовь к лош..дям (не)измеримую отвагу и родинку такую(же) как у отца величиной с голубиное яй­цо на левой ноге выгпе щик..лотки. 8. Счастье приход..т к нам тогда когда мы выр..жаем не маленький мирок сво­его «я» а когда нам удает(?)ся выразить то что волнует мил(?)ион(?)ы. (М. Шолохов.)

3. Спишите, обосновывая восстановленные вами орфограммы и
пунктограммы. Укажите слова автора при прямой речи и слова,
являющиеся прямой речью. Найдите междометие.

Прощай браток счастливо тебе

И тебе счастливо добрат(?)ся до Кашар.

Благодарствую. Эй сынок пойдем к лодк..

Мальчик подбежал к отцу пристроился справ., и дер­жась за полу отцовского ватн..ка зас.менил рядом с ши­роко шагавш..м мужчиной.

Два осиротевших человека две пе[щ']инки2 заброшен(?)ые в чужие края военным ур..ганом невидан(?)ой силы... Что(то) ждет их (в)переди? И хотелось(бы) думать что этот рус(?)кий человек человек несгиба..мой воли выдюж..т и около отцовского плеча выр..ст..т тот который повзр..слев смож..т все вытерпеть все преодолеть на сво­ем пути если к этому позовет его (Р, р)одина. С тяж..лой грустью смотрел я им (в)след. (М. Шолохов.)

Прочитайте текст вслух, передавая интонацией отношениеавтора к тому, о чем он пишет, и эмоциональное состояние говорящих.


7


8


4. Спишите. Какие предложения в этом тексте вы считаете прос­тыми (определите их вид, тип, группу), какие — осложненны­ми (чем они осложнены) и какие — сложными (определите их тип, группу; вид придаточных предложений)?

I. Русь!4 Русь! Вижу тебя из моего чудного прекрасно­го далека тебя вижу: бедно, разбросан(?)о и (не)приютно в тебе... <...> Но какая(же) непостижимая тайная сила влеч..т к тебе Почему слыш..тся и раздает(?)ся немолчно в ушах твоя тоскливая несущаяся по всей длин(?)е и ши­рине твоей от моря и до моря песня Что в ней в этой пес­не Что зовет и рыдает и хватает за сер(?)це Какие звуки болезнен(?)о лобзают и стремят(?)ся в душу и в..ются око­ло моего сердца Русь! Чего же ты хоч..шь от меня Какая (не)постижимая связь таит(?)ся между нами <...> Что пророч..т2 сей необ…ятный простор Здесь ли в тебе ли не родит(?)ся бе..предельней мысли когда ты сама (без)конца Здесь ли не быть бог..тырю когда есть место где развернут(?)ся ему (Н. Гоголь.)

Прочитайте текст выразительно, постарайтесь передать интонацией отношение Н. Гоголя к России, его кровную связь с Россией и думы о ее будущем, учитывая интонационные осо­бенности восклицательных и вопросительных предложений.

П. И какой же русский не люб..т быстрой езды?4 <...> Кажись неведомая сила подхватила на крыло к себе и сам летиш(?) и все летит летят версты летят (на)встречу куп­цы на облуч(?)ках своих кибиток летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сос.н с т..порным стуком и во­роньем криком летит вся д..рога невесть куда в пропа­дающую даль и что(то) страшное заключено в сем быст­ром мельканье где (не)успевает означаться пропадающий предмет только небо над головою да легкие тучи да продирающийся месяц одни кажут(?)ся недвижны. (Н. Го­голь.)

1. Примените правило постановки запятой между однородными членами, связанными повторяющимся союзом.

2*. Прочитайте текст выразительно, стараясь передать настрое­ние автора.


5. Спишите текст. Подчеркните главные и второстепенные
члены в первых двух предложениях. Найдите вставную кон­струкцию (предложение, содержащее добавочное, попутное за­мечание, связанное с содержанием основного предложения,
в которое включена эта конструкция) и выделите ее знаком тире.

У подростка счастье (во)многом исход..т от утверж­дения чу(?)ства собственного достоинства. Счастье взрос­лого в борьбе в творчестве.

У меня самого было несколько ..пизодов означающих настоящее счастье. Они совсем разные. Один из них вы­свечен наиболее ярко связан он (по)существу с самым элементарным чувством возвращения к жизн.. . На (К, к)амчатке много лет назад3 работая сплавщ..ком попал однажды в залом который мы разб..рали такое иногда слу­чается в этом деле попал так что уже не оставалось на­дежды выбрат(?)ся зад..хался теряя сознание. Страшная это вещь. А ребята все(таки) спасли вытащили!

Другой род счастья счастье начала. Если говорить о творчестве то это ож..дание (не)обычного. И воплощение замысла счастье. (П. Проскурин.)

Перечитайте текст писателя П. Проскурина о счастье подростка и взрослого. А как вы понимаете счастье? Что для вас лично является счастьем? Напишите об этом. Прочитайте еще раз высказывание о счастье М. Шолохова (упр. 2).

6. Списывая, подчеркните в первом и четвертом предложениях
главные и второстепенные члены, определите, чем они выраже­
ны.

Надо быть личностью.4 Уметь справляться с серьезней конкретной работой. А бывает что закончил парень шко­лу погп..л в один вуз бросил поступил в другой то(же) (не)интересно или (не)(под)силу оказалось... Махнул рукой на все и стал искать работу (по)легче да (по)прибыльнее. Это (н..)что иное как элементарный ц..низм (по)отно-шен..ю к обществу. И нет личности и нет человека. Пер..избыток эрудиции6 еще не знания и не показатель обр..зован(?)ости. (П. Проскурин.)

Объясните постановку тире (в трех случаях). Каково его смысловое назначение? Каковы особенности интонирования предложений с тире?


9


10


















Общие сведения о языке

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире

7. Составьте развернутый план фрагмента из каждой статьи.

 I. В соответствии с Конституцией РФ (1993 г.) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. Одновременно русский язык яв­ляется государственным или официальным6 языком ря­да республик, входящих в РФ, наряду с языком корен­ного населения этих республик.

Как государственный язык РФ русский язык актив­но функционирует6 во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость. На русском язы­ке работают центральные учреждения РФ, осуществля­ется официальное общение между субъектами6 Федера­ции, а также в армии, издаются центральные россий­ские газеты и журналы.

Русский язык преподается во всех школах и высших учебных заведениях России (в республиках, входящих в ее состав, — наряду с родным языком), а также во многих учебных заведениях государств СНГ и других стран. <...> (Б. В. Лопатин, И, С. Улуханов.)

П. В любом многонациональном государстве сущест­вует объективная необходимость выбора одного из наи­более развитых и распространенных языков для преодо­ления языкового барьера между гражданами, для под­держания нормального функционирования государства и всех его институтов6, для создания благоприятных условий совместной деятельности представителей всех наций и народностей, для развития экономики, культу­ры, науки и искусства. Общий для всех язык межна­ционального общения обеспечивает каждому граждани­ну страны, независимо от национальности, возможность постоянного и многообразного контактирования с пред­ставителями других этнических6 групп.

Среди социальных факторов заметное место занима­ет роль в истории человечества того народа, язык кото­рого выдвигается в качестве средства межнационально-


го общения. Лучшие представители русского народа обогатили мировую науку и культуру выдающимися открытиями в различных областях науки и техники, незаурядными литературными, музыкальными и живо­писными произведениями, внесли огромный вклад в просвещение своего и других народов.

Выдвижение, становление и функционирование рус­ского языка как средства межнационального общения проходили в разных исторических условиях и на раз­личных этапах развития общества. Употребление русско­го языка как неродного для преодоления языкового барьера между представителями разных этносов насчи­тывает не одно столетие, поэтому в истории русского языка как средства межнационального общения условно можно выделить три периода, каждый из которых ха­рактеризуется своими специфическими особенностями: первый период — до начала XX в. в России и Россий­ской империи; второй период — до конца 80-х гг. в СССР; третий период — с начала 90-х гг. в РФ и стра­нах ближнего зарубежья. (Б. Н. Белоусов)

Руководствуясь составленными планами, подготовьте сообщение на тему «Русский язык в межнациональном обще­нии» (в письменной форме), затем изложите его.

8. Сформулируйте и запишите тему данного текста. Составьте его план.

Русский язык — один из наиболее распространенных и богатых языков мира, на которых говорят за пре­делами основной территории их распространения предста­вители5 разных народов, общаясь не только с исконными5 носителями этих языков, но и между собой. <...>

Английский, русский и некоторые другие, так назы­ваемые мировые, языки характеризуются не только спе­цификой общественных функций... но и сознательным выбором этих языков для изучения и использования (признание «иностранным языком», то есть предметом преподавания в школах и вузах большинства стран; юридическое признание «рабочим языком» в междуна­родных организациях, прежде всего в ООН, на между­народных конгрессах и т. д.).


11


12


Русский язык по абсолютному числу владеющих5 им занимает пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), од­нако этот признак не является главным при определе­нии «мирового языка». Для «мирового языка» сущест­венно не само число владеющих им, особенно родным, но глобальность расселения носителей языка, охват им разных, максимальных по числу стран, а также наибо­лее влиятельных социальных слоев населения в разных странах (например, научно-технической и творческой интеллигенции, административного аппарата). Большое значение имеет общечеловеческая значимость художест­венной литературы, всей культуры, созданной на дан­ном языке. <...>

Как и другие языки широкого международного изучения и употребления, русский язык вошел в «клуб мировых языков» в силу действия социальных и лингвис­тических факторов. Социальные факторы связываются со значением народа — носителя данного языка в исто­рии человечества и его ролью, авторитетом в современ­ном мире. <...>

Русский язык и другие «мировые языки» отличают­ся высокой информативностью, то есть способностью хранить в своей системе максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и воз­можностей выражения и передачи мысли. Информаци­онная ценность есть качество самих элементов языка, но, естественно, она находится в тесной зависимости от количества и качества информации, изложенной на дан­ном языке в оригинальных и переводных публикаци­ях. <...> (В. Г. Костомаров.)

Руководствуясь составленным вами планом, подготовьте  устное сообщение на тему «Русский язык в современном мире».


Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков

9. Спишите текст, применяя правила правописания.

Каждое общество обслуживаемое данным языком имеет и национально-своеобразную культуру. Эта культура получает отражение в языке. Поэтому овладе­ние языком означает с одной стороны овладение теми культурными ценностями которые накопило данное об­щество а с другой стороны освоение этих ценностей (не)возможно без знания языка язык хранитель культу­ры с его помощью культура наследуется новыми поколениями людей дан(?)ого общества.

Сам термин культура должен пониматься здесь до­статочно широко. Это не только богатства литературы и искус(?)тва накоплен(?)ые3 (в)течени.. многих веков раз­вития данного общества но и традиции человеческого общежития обряды обычаи общепринятые формы по­вседневной деятельности.4 Все эти проявления культу­ры бывают в значительной степени национально(своеобразными).

Носители того или иного языка (с)детства овладевая словарем грам(?)атикой системой произносительных норм данного языка постепенно (и чаще всего незамет­но для самих себя) впитывают и национальные формы материальной и духовной культуры6. (Л. П. Крысий.)

1. Выразите коротко основное содержание текста.

2. Объясните постановку двоеточия и тире в третьем пред­ложении. 3. Найдите два вводных оборота.

10. Спишите текст, объясните пропущенные орфограммы и зна­
ки препинания. Составьте простой план текста. По плану вос­произведите содержание текста.

Каждый народ живет среди других народов. Обычно он поддерживает с ними многообразные связи торговые (промышленно)экономические культурные. Следств…е этих связей влияние народов друг на друга. Чем устойчивее3 и длительнее связи тем глубже вли­яние.


14


Языки контактирующих народов так(же) испытыва­ют взаимное влияние ведь они главное средство обще­ния средство с помощью которого осуществляются (межнациональные связи. Основная форма языково­го влияния одного народа на другой заимствование ин..язычных слов. Заимствование обог..щает язык дела­ет его более гибким и обычно не ущ..мляет его само­бытности6 так(как) при этом сохраняется основной сло­варь языка присущий данному языку грам(?)атический строй (не)нарушаются внутрен(?)ие законы языкового равит..я.

Рус(?)кий язык в процес(?)е своей истории имел раз­нообразные связи с народами всего мира. Результатом этого явились многочисленные ин..язычные слова заимствованные русским языком из других языков. (Л. П. Крысий.)

 1. Укажите предложения:

а) с двоеточием перед однородными членами и между частями бессоюзного сложного пред­ложения;

б) с тире между подлежащим и сказуемым.

Какова их функция?

 2. Передайте коротко содержание каждого абзаца (устно).









Язык и речь

Язык— средство общения между людьми, неразрывно связанное с мышлением. Он представляет собой, как отмечалось выше, систему фонетических, лексических и грамматических единиц, которые со­ставляют четыре уровня и в совокупности своей, в сво­ем взаимодействии обеспечивают выражение всего мно­гообразия человеческих мыслей, чувств, волеизъявле­ний.

Если язык — это система средств разных уровней, то речь — это использование языковых средств, это языковые средства в действии, функциональная, деятельностная сторона языка, проявляющаяся в процессе общения.

Речь— это не только говорение или слушание, вос­приятие речи, это и результат говорения, продукт рече­вой деятельности — речевые произведения, зафиксиро-


ванные памятью или письмом, графическими средства­ми или средствами фонозаписи.

Существует четыре вида речевой деятельности: гово­рение(собственно речь, устная, звуковая речь, словес­ное выражение мыслей, чувств, а также речь внутрен­няя, про себя), письмо(фиксирование речи с помощью букв и других графических знаков), слушание(воспри­ятие речи слухом и ее осмысление), чтение(восприятие написанного или напечатанного буквами и воспроизве­дение вслух или про себя).

Чтение бывает просмотровое (читающий узнает автора текста, название произведения, год и место его издания, знакомится с аннотацией, оглавлением, пре­дисловием, смотрит типографское оформление, иллюст­ративный и справочный материал), ознакомитель­ное (кроме перечисленного выше, читатель выборочно знакомится с содержанием текста, уровнем его сложно­сти, характером изложения материала, выявляет нали­чие необходимых для него сведений), изучающее (или аналитическое, при котором весь текст вниматель­но прочитывается и анализируется с точки зрения по­лученного задания или самостоятельно поставленной цели, делаются выписки и краткие записи о содержа­нии и языковых особенностях текста).

Язык и речь противопоставляются по ряду признаков.Язык как знаковая система абстрактен; речь же конкрет­на, материальна, она воспринимается чувствами — слу­хом, зрением, осязанием. Язык нецеленаправлен, его лексический, фонетический, синтаксический багаж мо­жет использоваться как угодно, с любой целью; речь же всегда целенаправленна, актуальна, устремлена к опре­деленной цели. Язык иерархичен по своей структуре, имеет уровневую организацию, состоит из нескольких ярусов; речь лее, речевой поток состоит из линейной последовательности слов. Речь бесконечна в своем раз­нообразии, появление новых предложений, новых текс­тов не имеет предела; языковая же система ограничена определенным набором единиц разных уровней, кото­рые могут быть учтены и описаны.

Вместе с тем язык и речь, языковая система и ее функционирование в речи неразрывны, едины: язык,


языковая система реализуют себя в речи, только через нее выполняют свое назначение; а речь, способность че­ловека выражать словами свои мысли, возможна лишь при наличии достаточно дифференцированной, хорошо упорядоченной, принятой обществом системы языковых средств.

По своей форме речь бывает устной и письменной.

Устная речьпорождается в процессе говорения. Важнейшей ее особенностью является неподготовлен­ность, поэтому в ней встречаются отклонения от стро­гой литературной нормы в построении предложений, словоупотреблении, встречаются незаконченные предло­жения, повторы, появляются слова, лишенные смысло­вой нагрузки, типа да-а, во-от, ну, видишь ли, понима­ешь, так сказать, а как же, дающие время для обдумывания или привлекающие внимание собеседника.

Письменная речьявляется вторичной, более поздней по времени возникновения, чем устная речь. Письмен­ная речь, в отличие от устной, не имеет средств инто­национного выделения, поэтому в ней используются более сложные синтаксические конструкции и разнооб­разные графические средства, прежде всего знаки пре­пинания, позволяющие передавать особенности произ­ношения и смысловые оттенки.

В зависимости от количества активно участвующих в речевом общении различают такие формы (типы) ре­чи, как диалог, полилог и монолог.

Диалог(от греч. dialogos — разговор, беседа) — не­посредственный обмен высказываниями между двумя лицами, например диалог Чичикова и Собакевича при определении цены мертвых душ. Для диалогических высказываний характерны краткость (особенно при во­просно-ответной форме), использование неполных прос­тых предложений, широкое использование жестов, ми­мики, исключительно велика роль интонации.

Разновидностью диалога является полилог(от греч. polys — многочисленный и logos — слово, речь) — раз­говор между несколькими лицами (более двух). Приме­ром может служить полилог чиновников перед появле­нием жандарма в последнем действии комедии Н. Гого­ля «Ревизор».


Монолог (от греч. monos — один и logos — слово, речь) — пространная речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе, не рассчитанная на сло­весную реакцию собеседника, например монолог Чацко­го в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» — «А судьи кто?..». В отличие от диалогической речи, монолог ха­рактеризуется развернутостью, широким охватом тема­тического содержания высказывания, использованием распространенных синтаксических конструкций, более строгим их построением, хорошо продуманной логиче­ской структурой, композицией высказывания.

Монолог в той или иной мере бывает «диалогизиро-ван», рассчитан на ответную реакцию. Об этом напоми­нают риторические обращения, риторические вопросы, междометия, использование несобственно-прямой речи (при внутреннем монологе).

11. Спишите текст, применяя правила правописания. Составьте сложный план.

Литературная речь имеет две формы ус(?)ную и письменную. Их названия свидетельствуют о том что первая звучащ..я речь а вторая графически закреп­ленная. Это их основное различие. Если спросить какая из форм возникла раньше то каждый ответ..т устная. Для появления письменной формы необходим., был.. создать графические знаки которые бы передавали эле­менты звучащей речи. Для языков не имеющих пис..мен(?)ости устная форма является единствен(?)ой формой их сущ..ств..вания.

Письменная речь обычно обращена к отсутству­ющему. Пишущ..й не вид…т своего читателя а мож..т только мысленно представить его себе. На письменную речь не вл..яет р..акц..я тех кто ее читает. Напротив устная речь предполагает наличие собеседника слуш..те­ля. Говорящий3 и слушающий не только слыш..т но и вид..т друг друга. Поэтому устная речь нередко завис.т от(того) как ее воспринимают. Реакция одобрения или (не)одобрения реплики слушателей их улыбки и смех все это может повлиять на характер речи изменить ее (в)зависмости от этой реакции а то и прекратить.


17


Говорящий2 создает творит свою речь сразу. Он од­новременно работает над содержанием и формой. Пиш…щий имеет возможность совершенств..вать написан(?)ый текст возвращаться к нему и..правлять. (Л. Введенская, А. Пономарева.)

12. На основе текста статьи «Язык и речь» и текста упр. 11 подготовьте (письменно) сообщение на одну из тем:

а) «Язык и речь»; б) «Речь устная и письменная»; в) «Диалог и монолог».

13. Запишите пословицы. Какова их тема? Раскройте смысл
каждой из пословиц (с приведением примеров). Чему учит каж­дая из них?

1. Что напис.но пером того не выруб..шь т..пором. 2. Слово не вор..бей вылет..т не пойма..шь. 3. Слово не стре­ла а р..зит пуще стрелы. 4. От одного слова да (на)век ссо­ра. 5. Ради красного словца не пож..ле..т и родного отца. 6. Перо смелее языка. 7. Язык к..с(?)неет а перо не р..беет.

В каких предложениях должно быть поставлено тире, а в каких оно может быть поставлено как факультативный (необязательный) знак препинания?

14. Спишите текст, применяя правила правописания. Выявите в
нем и сгруппируйте признаки устной речи. Подготовьте сообщение об особенностях устной речи, используя примеры из данно­го текста.

Давно вас переселили к нам спросил я после (неболь­шого молчан..я.

Касьян встр...пенулся.

Нет недавно года четыре. При старом бар..не мы все жили на своих преж(?)них местах а вот опека6 пересели­ла2. Старый барин у нас был кроткая душа смирен(?)ик царство ему небесное! Ну опека коне..но справедливо рас(?)удила видно уж(?) так пр..шлось.

А вы где прежд.. жили

Мы с Красив..й Мечи

Далеко это (от)сюда

Вёрст6 сто

Что(ж) там лучш.. было

Луч(?)ше лучше. Там места пр..вольные речные гнездо наше а здесь теснота сухмень... Здесь мы осир..тели. Там

18


у нас на Красивой(то) на Мечи вз..идешь ты на холм взой­дешь и Господ.. Боже мой что это а И река(то) и луга и лес а там церковь а там опять пошли луга. Далеч.. видно далече. Вот как далеко видно... Смотр..шь смотришь ах ты право Ну, здесь точно земля лучше суглин..к хороший суглинок говорят крестьяне да с меня хлебушка-то всюду (в)доволь народит(?)ся.

А что старик скажи правду тебе чай6 хоч..тся на роди­не-то побывать.

Да посм..трел бы. А впрочем везде хорошо. (И. Турге­нев.)

 1. Расскажите о знаках препинания в этом тексте: а) при вводных словах (их пять); б) при частицах и междометиях; в) при прямой речи.

2. Какие предложения в речи Касьяна не отвечают строгим ли­тературным нормам? Прокомментируйте их.

15. Спишите тексты. Проведите наблюдение над особенностями диалогической речи в них. Подготовьте сообщение о диалогиче­ской речи, используя примеры из текстов.

I. Комн..та князя Андрея была в среднем этаже в ком­натах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал (с)верху женский говор.

Только еще один раз сказал сверху женский голос ко­торый сейчас узнал князь Андрей.

Да когда же ты спать буд..шь ответил другой голос.

Я не буду я не могу спать что(ж) мне делать! Ну по­следн.. й раз...

Два женских голоса запели какую(то) музыкальную фразу составлявшею конец чего-то.

Ах какая прел..сть Ну теперь спать и конец.

Ты спи а я не могу отвечал первый голос прибли­зившейся к окну. Она вид..мо совсем высунулась в окно потому что слышно было шуршанье платья и далее ды­ханье. Все затихло и окам..нело как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей то(же) боялся пошевелиться что(бы) не выдать своего (не)вольного прису(?)ствия.

Соня Соня послыш...лся опять первый голос Ну как можно спать Да ты поем..три что за прелесть Ах какая


19


прелесть Да проснись же Соня сказала она почти со сле­зами в голосе Ведь эдакой пр..лес(?)ной ночи никогда ни­когда не бывало.

Соня (не)хотя что-то отвечала

Нет ты посмотри что за луна Ах какая прелесть Ты по­ди сюда Ну видишь Так вот села на корточки вот так подхватила бы себя под к..ленки туже как можно туже натужиться надо и полетела бы Вот так (Л. Толстой.)

Найдите: а) междометия, отделяемые запятой (в семи предложениях); б) восклицательные (десять) и вопросительные (два) предложения.

II. Баранов ур..нил дыню. Скрипач огл…нулся на нас и

ОТНЯЛ СМЫЧ…К.

Это пуст..ки сказал ему смутившейся Баранов Играй пожалу(?)ста! Мы не хотели вам мешать.

Вы не б..ндиты спросил старик и зажал скрипку (под)мышкой.

Чего вам старому и бедному человеку боят(?)ся банди­тов

Старик тихо засмеялся.

Мне их надо боят(?)ся молодые люди больше чем б..нкиру Ксидиасу. Много больше их надо бояться. Вот!

Он потряс перед нами скрипкой. (К. Паустовский.)

Найдите обособленное распространенное приложение, относящееся к личному местоимению.

III*. Этот телефонный ап(?)арат я включаю только по четвергам. В остальные дни он завал..н письмами черно­виками гранками6. Я просто забываю о его существова­нии.

Но по четвергам к трем часам я сметаю ворох бумаг и выхожу (на)связь.

Ал(?)о «Литгазета» слушает...

Я — Форейнджер...

(Не)понял. Кто?

Меня зовут Игорь. Кличка Форейнджер ф..нат ЦСКА.

Сколько тебе лет

Пятнадцать


Форейнджер, а мне сказали что фанатов ЦСКА уже больше нет Кончались

Это «мясники» сказали?

Послушай наш св..зной телефон не для того что(бы) слушать оскорбления в адрес друг(друга). Говори нор­мально.

Я хотел спросить так вам сказали спартаковские фа­наты?

Нет ваши.

Ну... (В)общем правильно но дело в том что мы еще держ..мся. Мы — держимся!.. (Ю. Щекочихин.)

16. Спишите текст. Укажите признаки монологической речи в нем и признаки «диалогизирования» монолога.

I. Я царств..ю!..

Какой волшебный блеск!

Послушна мне, сильна моя д..ржава;

В ней счастие, в ней честь моя и слава!

Я царствую... но кто вослед за мной

Приим..т власть над нею? Мой наследник!

Безум..ц, расточитель молодой,

Развратников ра..гульных с.беседник!

Едва умру, он, он! Сойдет сюда

Под эти мирные, немые своды

С толпой ласкат..лей пр..дворных жадных.

Украв ключи у трупа моего,

Он сундуки (со)смехом отопрет.

И потекут сокров..ща мои

В атласные дырявые к..рманы.

Он разоб..ет св..щен(?)ые ссуды,

Он грязь еле..м царским напоит —

Он ра..точит... А по какому праву?

Мне разве даром это все достал..сь,

Или шутя, как игроку, который

 

 

Гемит кос.т..ми да груды загр..бает?

Кто зна..т, сколько горьких во..держаний,

Обуздан(?)ых страстей, тяж..лых дум,

Дневных забот, ночей бес(?)онных мне

Все это стоило?

(А. Пушкин. «Скупой рыцарь».)


21


 1. Где, по вашему мнению, возможна постановка знаков препинания дополнительно?

2. Какова тема этого отрывка и его главная мысль? Что автор доказывает и каковы его аргументы?

II*. Фамусов. Вот то(то) все вы гордец..! Спросили бы как делали отцы?

Учились бы на старших глядя

Мы например или покойник дядя Максим Петрович он не то на серебре

На золоте едал сто человек к услугам

Весь в орденах езжал(то) вечно цугом6

Век при дворе5 да при каком дворе!

Тогда не то что ныне

При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд5... Раскланяйся тупеем не кивнут.

Вельможа в случае тем паче

Не как другой и пил и ел иначе.

А дядя! что твой князь? что граф?

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда(же) надо подслужиться

И он сгибался в перегиб...


 

Прокомментируйте авторские знаки препинания и слова, обороты речи, которые как устаревшие.


22










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 348.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...