Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ финансовой устойчивости ОАО «Псковавиа»




 

Финансовая устойчивость является важнейшей характеристикой финансовой деятельности организации, так как она имеет ряд преимуществ перед конкурентами в привлечении инвестиций, выборе поставщиков, получении кредитов, при условии финансовой устойчивости организации.

В исследованиях экономистов в определение финансовой устойчивости сосредоточивается внимание на внутренней или внешней деятельности организации.

Например, О.В. Баскакова определяет финансовую устойчивость как способность предприятия наращивать уровень деловой активность, обеспечивая при этом платежеспособность [15].

А.Д. Шеремет дает следующее определение «финансовой устойчивости» - это состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность»[38].

Напротив, В.В. Бочаров рассматривает финансовую устойчивость предприятия как стабильное превышение доходов над расходами, свободное маневрирование денежными средства­ми и эффективное их использование в процессе операционной деятельности [16].

Задачами анализа финансовой устойчивости являются: оценка степени независимости от заемных источников финансирования; определение оптимальности структуры источников средств организации с точки зрения минимизации риска ликвидности.

Наиболее полное определение «финансовой устойчивости» дает А. В. Грачев: «Под финансовой устойчивостью предприятия следует понимать платежеспособность предприятия во времени с соблюдением условия финансового равновесия между собственными и заемными финансовыми средствами»[19]. Данное определение соответствует задачам анализа финансовой устойчивости.

Характеризуется финансовая устойчивость абсолютными и относительными показателями.

Далее на основе данных бухгалтерской отчетности организации проведем анализ финансовой устойчивости ОАО «Псковавиа», используя методику, предложенную М. В. Мельник:

1. Определение финансового состояния, используя абсолютные показатели;

2. Расчет и оценка коэффициентов финансовой устойчивости [30].

Таким образом, расчет абсолютных показателей финансовой устойчивости (см. табл. 3) выявил следующее:

 

Таблица 3 – Оценка типа финансового состояния ОАО «Псковавиа», тыс. руб.

Показатели

Значение

2012

2013

2014

Запасы

7 634

8 489

6 405

Собственные оборотные средства

-31 240

-37 664

-50 177

Капитал функционирующий

-31 056

-36 629

-21 128

Общая величина источников

-21 056

-36 629

-20 934

Излишек (недостаток) собственных оборотных средств

-38 874

-46 153

-56 582

Излишек (недостаток) капитала функционирующего

-38 690

-45 118

-27 533

Излишек (недостаток)общей величины источников

-28 690

-45 118

-27 339

Тип финансового состояния

0;0;0

0;0;0

0;0;0

 

Общество испытывает кризисное состояние, в рассматриваемом периоде, так как: ФСОС<0; ФКФ<0; ФВИ<0 – Это позволяет сделать вывод о том, что Обществополностью зависит от заемных источников финансирования, а собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных заемных средств не хватает для финансирования оборотных средств, а также необходимо отметить что значительное влияние на отрицательное значение собственных оборотных средств оказывают полученные обществом убытки, на конец отчетного периода сумма непокрытого убытка составила 10 031 тыс. руб.

На втором этапе результаты анализа абсолютных показателейфинансовой устойчивости дополняются расчетом и оценкой коэффициентов финансовой устойчивости (см. табл. 4)

Таблица 4 – Динамика коэффициентов финансовой устойчивости ОАО «Псковавиа»

Показатель

Нормативное значение

Значение показателя

Изменение показателя

на 31.12.12 на 31.12.13 на 31.12.14 2013 2014
U1 1 -10,92

5,77

7,27

+16,69

+1,5
U2 0,5 -0,10

0,15

0,12

+0,25

-0,03
U3 0,8 -0,10

0,16

0,39

+0,26

+0,23
U4 ≥0,1 -0,53

-1,03

-1,09

-0,50

-0,06
U5 0,1-0,6 3,79

-2,93

-3,79

-6,72

-0,86
U6 0,1 -4,09

-4,44

-7,83

-0,34

-3,40

U1 – коэффициент финансовой активности; U2 – коэффициент финансовой независимости; U3 – коэффициент финансовой устойчивости; U4 – коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; U5 – коэффициент маневренности собственного капитала; U6 – коэффициент обеспеченности запасов.

 

Как видно из табл. 4, коэффициент финансовой активности в рассматриваемом периоде значительно превышает нормативное значение и на конец 2014 г. его значение (7,27) так же превышает нормативное значение, что связано с увеличением доли заемных средств в структуре совокупного капитала одновременно с увеличением совокупного капитала за счет создания резервного капитала на сумму 51 тыс. руб.

Коэффициент финансовой независимости общества на 31.12.2014 г. составил 0,12. Полученное значение показывает, что ввиду недостатка собственного капитала, общество в значительной степени зависит от кредиторов, при этом за текущий год наблюдается негативная тенденция в работе общества – снижение коэффициента финансовой независимости (-0,03), следовательно, обществу необходимо стремиться к повышению доли собственных средств для обеспечения стабильности функционирования авиапредприятия. Остальные коэффициент так же имеют значительные отклонения от нормативных значений и отрицательную динамику, кроме коэффициента финансовой устойчивости.

Коэффициент финансовой устойчивости увеличился с -0,10 в 2012 г. до 0,39 в 2014 г., то есть общество постепенно преодолевает состояние неплатежеспособности.

Отрицательное значение коэффициента обеспеченности оборотными средствами подтверждает зависимость общества от кредиторов, одновременно с этим падение данного показателя в рассматриваемом периоде 2012 – 2014 гг. указывает на постоянное возрастание риска возникновения просроченной задолженности и риска потери финансовой устойчивости.

А также, как видно и табл. 4 отрицательное значение коэффициента маневренности собственных средств указывает на то, что оборотный капитал формировался за счет заемных средств, и общество имеет крайне низкую финансовую устойчивость. Одновременно с этим отрицательное значение коэффициента обеспеченности запасов собственными оборотными средствами объясняется отрицательным значением собственного оборотного капитала, что так же подтверждает финансовую нестабильность ОАО «Псковавиа».

На основе предварительной оценки ликвидности бухгалтерского балансапроведём оценку платежеспособностиобщества (см. табл.5).

 

Таблица 5 - Оценка текущей платежеспособности на основе коэффициентов ликвидности

Наименование коэффициента

Нормативное значение

Значение

Изменение

на 31.12.12

на 31.12.13

на 31.12.14

2013 г.

2014 г.

L1

0,2-0,7

0,02

0,04

0,23

0,02

0,19

L2

1,5

0,57

0,38

0,55

-0,19

0,17

L3

2

0,65

0,50

0,69

-0,15

0,19

L1 – коэффициент абсолютной ликвидности; L2– коэффициент промежуточного покрытия; L3–коэффициент текущей ликвидности;

 

Таким образом, к концу отчетного периода наблюдается снижение риска потери платежеспособности (L1 = 0,23); коэффициент промежуточного покрытия  имеет значительное отклонение от нормативного значения (0,95), при этом он вырос на 0,17, что свидетельствует о незначительном повышении способности погашения краткосрочных обязательств за счет продажи ликвидных активов и указывает на существующие проблемы общества с погашением краткосрочных обязательств; коэффициент текущей ликвидности имеет положительную тенденцию, в связи с чем происходит постепенное увеличение ликвидности активов и снижение убытков.

Согласно Методическим рекомендациям по оценке финансового состояния и экономической эффективности деятельности юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки, утвержденным распоряжением Министерства транспорта РФ от 05.05.2012 г. № ИЛ-62-р [12], оценку текущей платежеспособности следует дополнить следующими показателями: чистый оборотный капитал, коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам и краткосрочным заемным средствам, период погашения кредиторской задолженности, период погашения дебиторской задолженности (см. табл. 6).

 

Таблица 6 – Дополнительные показатели для оценки платежеспособности

 

Показатели

Значение

Изменение

2012

2013

2014

2013

2014

Чистый оборотный капитал, тыс. руб.

-31 056

-36 629

-21 128

-5 573

15 501

Коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам и краткосрочным заемным средствам

0,58

0,05

1,29

-0,53

1,24

Период погашения кредиторской задолженности, дни

118

79

51

-39

-28

Период погашения дебиторской задолженности, дни

70

50

31

-20

-19

 

Итак, чистый оборотный капитал отрицателен, что свидетельствует о дефиците финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности, при этом наблюдается благоприятная тенденция: увеличение чистого оборотного капитала на 15 501 тыс. руб. в 2014 г.

Нормативное значение коэффициента задолженности по долгосрочным обязательствам и краткосрочным заемным средствам составляет 1,5, следовательно, общество, на конец отчетного периода, имеет высокую долговую нагрузку.

Период оборота кредиторской задолженности превышает период оборота дебиторской задолженности, что является неблагоприятной ситуацией для осуществления хозяйственной деятельности, в тоже время скорость получения платежей по счетам дебиторов увеличилась и на конец отчетного периода составила 51 день,следовательно, оборачиваемость дебиторской задолженности эксплуатанта находится в допустимом диапазоне от 30 до 60 дней.

Таким образом общество характеризуется недостаточностью финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности и нестабильной платежеспособностью.

Так как между платежеспособностью организации скоростью оборота ее оборотных активов существует прямая зависимость, возникает необходимость провести анализ деловой активности, результаты анализа приведены в таблице 7.

Таблица 7 - Динамика показателей деловой активности ОАО «Псковавиа»

Показатели

Значения

Изменение

2013

2014

Коэффициенты оборота, обороты

Оборотные активы

5,71

5,71

0,00

Запасы

35,31

38,14

2,82

Дебиторская задолженность

7,32

11,71

4,39

Собственный капитал

117,78

20,84

-96,94

Кредиторская задолженность

3,72

4,32

0,60

Краткосрочные заемные средства

3,34

3,87

0,54

Период оборота, дни

Оборотные активы

63,97

63,94

-0,02

Запасы

10,34

9,57

-0,77

Дебиторская задолженность

49,85

31,17

-18,68

Собственный капитал

3,10

17,51

14,41

Кредиторская задолженность

98,15

84,43

-13,72

Краткосрочные заемные средства

109,39

94,26

-15,13

Операционный цикл, дни

60,19

40,74

-19,44

Финансовый цикл, дни

-37,96

-43,69

-5,73

 

В анализируемом периоде произошло незначительное ускорение оборачиваемости всех элементов, кроме собственного капитала, что указывает на рост деловой активности. На замедление оборачиваемости собственного капитала с 117,78 до 20,84 влияют как внутренние (переоценка внеоборотных активов, создание резервного капитала), так и внешние факторы (специфика спроса и предложения, изменения тарифов на осуществление рейсов).

Сокращение периода оборота запасов и дебиторской задолженности повлияло на сокращение операционного цикла на 19 дней. Одновременно с этим финансовый цикл имеет отрицательное значение и увеличение продолжительности на 6 дней, то есть авиакомпания использует заемные источники для покрытия текущей деятельности. При этом периода оборота кредиторской задолженности превышает период оборота дебиторской задолженностина 53 оборота, что негативно отражается на финансовой надежности общества так как кредиторскую задолженность предприятие обязано погашать вне зависимости от состояния дебиторской задолженности, таким образом ОАО подвержено кредитному риску.

Кредитный риск заключается в возникновении убытков вследствие неоплаты или просроченной оплаты финансовых обязательств.Данный риск сложно минимизировать в связи с тем, что основное поступление доходов от пассажирских перевозок осуществляется из средств федерального и регионального бюджетов. В свою очередь кассовый разрыв составляет от 60 до 90 дней, в связи с обязательной предоплатой по обеспечению рейсов и фактическому получению денежных средств из бюджета по возмещению данных расходов.

Таким образом ОАО «Псковавиа» зависимо от краткосрочных кредитов, приобретаемых для осуществления текущей деятельности – несвоевременная оплата платежей приводит к увеличению расходной части по возникающим штрафным санкциям за несвоевременное исполнение договорных обязательств по оплате кредиторской задолженности.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...