Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности ОАО «Псковавиа»




 

Информационной базой анализа финансовых результатов ОАО «Псковавиа» выступают бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, учетная политика на анализируемый период (прил.1). Так же следует отметить, что отчет о финансовых результатах составляется методом начисления, поэтому он позволяет получить представление как о величине и динамики прибыли, так и о структуре, начисленной прибыли.

Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности ОАО «Псковавиа» проводится по данным отчета о финансовых результатах (см. прил.1),результаты проведенного анализа приведены в таблице, где сгруппированы показатели организации (см. табл. 22).

 

Таблица 22 – Анализ уровня и динамики финансовых результатов ОАО «Псковавиа»

Показатели

Значение, тыс. руб.

Уровень, %

Изменение уровня,%

2013

2014

2013

2014

Выручка

271 948

272 044

Себестоимость

337 796

446 626

124,21

164,17

39,96

Валовая прибыль (убыток) от продаж

-65 848

-174 582

-24,21

-64,17

-39,96

Прибыль (убыток) от продаж

-65 848

-174 58

-24,21

-64,17

-39,96

Проценты к уплате

1 051

91

0,39

0,03

-0,35

Прочие доходы

189 915

259 349

69,84

95,33

25,50

Прочие расходы

117 506

81 967

43,21

30,13

-13,08

Прибыль (убыток) до налогообложения

5 510

2 709

2,03

1,00

-1,03

Текущий налог на прибыль

2 740

2 407

1,01

0,88

-0,12

Изменение отложенных налоговых обязательств

50

85

0,02

0,03

0,01

Прочее

208

 

0,08

0,00

-0,08

Чистая прибыль (убыток)

2 612

387

0,96

0,14

-0,82

 

Исходя из данных представленных в таблице 22, следует отметить, что показатели отчета о финансовых результатах имеют как положительные, так и негативные изменения. Наблюдается рост выручки и себестоимости, при этом себестоимость значительно превышает полученную выручку, о чем свидетельствует растущий убыток от продаж с 65 848 тыс. руб. в 2013 г. до 174 582 тыс. руб. в 2014 г.

Финансовый результат от прочей деятельности увеличился, и его доля составила 95,33%, оказав тем самым положительное влияние на чистую прибыль. В 2014 году величина прочих доходов возросла на 25 %, в то время как уровень прочих расходов снизилась на 13,08%.

Поскольку прибыль до налогообложения снизилась на 2 801 тыс. руб., у общества снизился текущий налог на прибыль (на 333 тыс. руб.).

Далее, используя данные пояснительной записки (см. прил. 20), проведем анализ уровня и динамики выручки и себестоимости. Результаты анализа оформлены в таблице 23

Таблица 23 – Анализ уровня и динамики выручки, себестоимости ОАО «Псковавиа»

Показатель

Значение, тыс. руб.

Абсолютное изменение, тыс. руб.

Уровень,%

Изменение,%

2013

2014

2013

2014

1

2

3

4

5

6

7

Выручка, в т.ч:

271 948

272 044

97

Вертолет

9 771

9 643

-128

3,59

3,54

-0,05

Услуги без НДС

6 066

5 261

-805

2,23

1,93

-0,30

Чартерные рейсы 0%

125 588

96 735

-28 853

46,18

35,56

-10,62

Чартерные рейсы 18%

30 157

15 685

-14 472

11,09

5,77

-5,32

АТБ ВВЛ

1 806

520

-1 286

0,66

0,19

-0,47

АТБ МВЛ

 

10

10

0,00

0,00

0,00

Аэропорт ВВЛ

849

728

-121

0,31

0,27

-0,04

Аэропорт дополнительные услуги

3 546

3 860

313

1,30

1,42

0,11

Пассажирские перевозки Москва

17 922

18 310

388

6,59

6,73

0,14

Пассажирские перевозки Пулково

25 833

77 717

51 885

9,50

28,57

19,07

Производство и передача горячей воды

144

156

12

0,05

0,06

0,00

Производство и передача тепловой энергии

482

590

108

0,18

0,22

0,04

Фрахт 18%

49 783

36 896

-12 887

18,31

13,56

-4,74

Фрахт без НДС

5 932

5 932

0,00

2,18

2,18

Себестоимость, в т.ч:

337 796

446 626

108 830

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

7

Вертолет

6 688

6 868

180

1,98

1,54

-0,44

Услуги без НДС

4 580

3 753

-827

1,36

0,84

-0,52

Чартерные рейсы 0%

108 111

112 795

4 684

32,00

25,25

-6,75

Чартерные рейсы 18%

27 803

14 696

-13 107

8,23

3,29

-4,94

АТБ ВВЛ

2 723

244

-2 478

0,81

0,05

-0,75

Аэропорт дополнительные услуги

12 336

18 996

6 660

3,65

4,25

0,60

Пассажирские перевозки Москва

63 329

47 525

-15 804

18,75

10,64

-8,11

Пассажирские перевозки Пулково

75 089

202 659

127 570

22,23

45,38

23,15

Производство и передача тепловой энергии

1 770

2 864

1 094

0,52

0,64

0,12

Фрахт 18%

35 367

30 203

-5 164

10,47

6,76

-3,71

Фрахт без НДС

6 022

6 022

1,35

1,35

 

На конец отчетного периода выручка составила 272 044 тыс. руб., что на 97 тыс. руб. больше в сравнении с прошлым периодом.

Наибольшую долю в выручке в 2013 году занимали грузовые и чартерные рейсы экспорт – 46,18 %, к концу 2014 года их доля снизилась до 35,56%, в тоже время наибольшее изменение получила составляющая выручки – пассажирские перевозки в Санкт-Петербург (Пулково), а именно доля пассажирских перевозок увеличилась на 19,07 %, и составила 28,57 %, данное увеличение компенсировало отрицательные изменения. Одновременно произошел спад по остальным составляющим (в скобках указано изменение в %): аэропортовые сборы (-0,03), вертолет и фрахт (-2,6), грузовые и чартерные рейсы по РФ (-5,32), грузовые и чартерные рейсы экспорт (-10,61), прочее (0,62).

К увеличению себестоимости на 108 830 тыс. руб. привело увеличение себестоимости пассажирских перевозок и аэропортовых сборов и наземного обслуживания на 15,02 % и 0,44% соответственно.

Следует отметить, что темп роста себестоимости опережает темп роста выручки на 32 %, что ухудшает рентабельность продаж и повышает риск получения убытков в будущем.

 

Результаты анализа уровня и динамики финансовых результаты по видам деятельности (см. табл.24) подтверждают ранее сделанные выводы.

 

Таблица 24 – Уровень и динамика финансовых результатов по видам деятельности ОАО «Псковавиа»

Показатель

Значение, тыс. руб.

Уд. Вес, %

Изменение, %

2013 г.

2014 г.

2013 г.

2014 г.

Аэропортовые сборы и наземное обслуживание

-5 454

-12 613

8,28

7,22

-1,06

Вертолет и фрахт

16 498

9 377

-25,05

-5,37

19,68

Грузовые чартерные рейсы по РФ

2 354

989

-3,57

-0,57

3,01

Грузовые чартерные рейсы экспорт

17 477

-16 060

-26,54

9,20

35,74

Пассажирские перевозки

-94 663

-154 156

143,76

88,30

-55,46

Производство тепловой энергии и передача горячей воды

-2 060

-2 119

3,13

1,21

-1,91

Прибыль убыток от продаж

-65 848

-174 582

100

100

-

Субсидия на осуществления пассажирских перевозок

103 551

189 418

-

-

-

Прибыль убыток от продаж с учетом субсидий

37 703

14 836

-

-

-

 

Из таблицы 24 видно, что Общество получает наибольший убыток от осуществления пассажирских перевозок, без учета субсидий. Так же негативное влияние на финансовый результат оказывают следующие виды деятельности: аэропортовые сборы и наземное обслуживание; производство тепловой энергии и передача горячей воды.

Учитывая субсидии, предоставляемые на возмещение расходов на осуществление пассажирских авиаперевозок, Общество получает положительный финансовый результат, но при этом наблюдается отрицательная динамика, которая связана со снижением результатов от оказанияуслуг по всем видам деятельности.

Рассмотрим структуру прочего дохода и его влияние на конечный финансовый результат. Структура прочего дохода на 31.12.2014 представлена на рисунке 6.

Рисунок – 6 Структура прочих доходов на 31 декабря 2014 г., %

 

Наибольшую долю в структуре прочего дохода занимают субсидии (73,04%), получаемые на осуществления пассажирских авиаперевозок и доходы от продажи валюты (16,44%). Общество осуществляет деятельность, которая связанна с иностранной валютой. Пересчет обязательств (конвертация), возникающих у организации при приобретении услуг (товаров) за иностранную валюту, производится по курсу, обусловленному соглашением сторон; для того чтобы совершить операцию по приобретаемой (предоставленной) услуге в иностранной валюте, при условии, что организация-покупатель (поставщик) не имеет валюты или ее недостаточно, должна купить необходимую сумму. Валюта приобретается по обменному курсу, установленному банком. Как правило, этот курс выше установленного Центробанком.

Кроме того, по причине возникновениякурсовых разниц, расходы на покупку валюты превышает доходы от её продажи в условиях нестабильности валютного курса, соответственно имеют наибольший удельный вес в составе прочих доходов и расходов (см. рис. 7).

Рисунок 7 – Структура прочих расходов на 31 декабря 2014 г., %

 

Сопоставляя структуру прочего дохода и расхода с финансовым результатом, следует вывод о том, что значительное влияние на конечный финансовый результат оказывают субсидии, получаемые из федерального и местного бюджетов в результате участия ОАО «Псковавиа» в программе по развитию региональных авиаперевозок. Уровень получаемых субсидий в структуре прочего дохода вырос с 27% в 2013 г. до 41% в 2014 г., что положительно повлияло на конечный результат хозяйственной деятельности авиапредприятия.

В изменении уровня и динамики финансовых результатов (см. прил. 20) отчётливо прослеживается валютный риск, возникающий вследствие изменения курсов валют (главным образом доллара США и евро), который связан с осуществлением внешнеторговых операций – при этом снижение данного риска не предусматривается контрактами. Кроме того, проявляется инфляционный риск: обесценение ожидаемых доходов в условиях постоянного кассового разрыва при неизменном росте расходов на осуществление авиаперевозок.

Факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений, главной задачей анализа является поиск путей максимизации прибыли общества.

Так как на прибыль оказывают влияние изменения абсолютных величин выручки и расходов, а изменение также структуры выручки, используется следующая модель для анализа прибыли от продаж:

(6)

 

,где Pпр– прибыль от продаж;

N – выручка;

- рентабельность продаж.

Для проведения факторного анализа составляется аналитическая таблица, источником информации служат данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, и пояснительная записка (см табл. 25).

 

Таблица 25 – Исходные данные для факторного анализ прибыли от продаж ОАО «Псковавиа»

Показатели

Значения

Абсолютное изменение

2013

2014

Выручка, тыс. руб.

271 948

272 044

96,90

Индекс инфляции

1,00

1,1136

0,11

Рентабельность продаж

- 0,24

- 0,64

-0,40

Уровень себестоимости, %

124,21

164,17

39,96

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

- 65 848

- 174 582

-108 734

 

Определяем выручку в сопоставимых ценах:

= N1/ Iz = 272 044/1,1136 = 244 293 тыс. руб.

Определяем влияние «количества» выручки на прибыль от продаж:

ΔР(Z) = (272 044 – 244 293) × (-0,64) = - 6 720 тыс. руб.

ΔР(Q) = (244 293 – 271 948) × (-0,64) = 6 696 тыс. руб.

ΔР(N) = - 6 720 + 6 696 = - 23 тыс. руб.

ΔР(УС) = - 272 948 × (1 - 0,3996) = - 108 709 тыс. руб.

ΔРобщ= - 6 720 + 6 696 - 23 - 108 709 = - 108 756 тыс. руб.

где, Pпр - прибыль от продаж

ΔР(Z) – изменение прибыли от продаж от изменения цены;

ΔР(Q) – изменение прибыли от продаж от изменения объемов продаж;

ΔР(N) - изменение прибыли от продаж от изменения выручки;

ΔР(УС)- изменение прибыли от продаж от изменения уровня себестоимости;

ΔРобщ – общее изменение прибыли от продаж.

 

Таким образом, в 2014 году прибыль от продаж снизилась на 108 756 тыс. руб., данному снижению способствовало увеличение уровня цен на 11,36%, которое привело к снижению прибыли от продаж на 6 720 тыс. руб.

Рост общего объема продаж обусловил увеличение прибыли на 6 696 тыс. руб. В то же время увеличение уровня себестоимости привело к снижению прибыли от продаж на 108 709 тыс. руб.

Рентабельность продаж за 2014 год составила -64,17 %, наблюдается отрицательная динамика рентабельности продаж по сравнению с данным показателем за 2013 год (-24,21 %), то есть отражен отрицательный результат, приходящийся на каждую тысячу рублей себестоимости оказанных услуг. При этом валовая рентабельность (рентабельность продаж до уплаты налогов и процентов) составила 1,03 %, но также наблюдается отрицательная динамика. Значения рентабельности продаж по чистой прибыли указывает на то, что в 2013 году 0,96% чистой прибыли приходилось на 1 тыс. руб. выручки, к концу 2014 году, данный показатель составил 0,14 %. (см. табл. 26)

 

Таблица 26 – Показатели рентабельности ОАО «Псковавиа»

Показатель

Значение,%

Изменение,%

2013

2014

Рентабельность продаж

-24,21

-64,17

-39,96

Рентабельность продаж до уплаты процентов и налогов

2,41

1,03

-1,38

Рентабельность продаж по чистой прибыли

0,96

0,14

-0,82

 

Рентабельность использования, вложенного в предпринимательскую деятельность, капитала представлена в таблице 27, в расчете использована чистая прибыль, среднегодовая стоимость активов и среднегодовая стоимость собственного капитала.

 

Таблица 27 – Показатели рентабельности ОАО «Псковавиа»

Показатели

Значение,%

Изменение,%

2013

2014

Рентабельность собственного капитала

113,09

3,38

-109,72

Рентабельность активов

5,48

0,94

-4,55

 

Рентабельность активов на конец отчетного периода составила 0,94, в течение анализируемого периода имело место уменьшение данного показателя на 4,55 процентных пункта, что указывает на снижение оборачиваемости активов, рост среднегодовой стоимости основных средств.

Падение рентабельности собственного капитала указывает на снижение оборачиваемости активов и рост собственного капитала.

Из вышесказанного с учетом того, что рентабельность продаж в отчетном периоде отрицательная (-64,17%), следует вывод о необходимости повышения цен на оказываемые услуги либо о поиске путей сокращения себестоимости.

Финансовый результат от прочей деятельности ОАО «Псковавиа» оказывает положительное влияние на формирование чистой прибыли, за счет получения областной и федеральной субсидий на осуществление пассажирских авиаперевозок(см. рис.8).

Рисунок – 8 Структура дохода с учетом субсидий от основных видов деятельности ОАО «Псковавиа», %

Как видно из построенной диаграммы доля субсидий в структуре дохода составляет 41%, доход от прочей деятельности составил всего лишь 2% от всего дохода.

Далее на основе данных отчета о финансовых результатах ОАО «Псковавиа» проведем анализ чистой прибыли балансовым методом. Результаты анализа оформлены в таблице (см. табл. 28). Модель для проведения факторного анализа имеет следую:

Pчист= Pпр– % к уплате + Рез.пр.деят– НП – Прочее (7)

,где Pчист– чистая прибыль;

Pпр – прибыль от продаж;

Рез.пр.деят – финансовый результат от прочей деятельности;

НП – налог на прибыль;

Прочее – штрафы, пени

 

Таблица 28 – Данные для анализа чистой прибыли ОАО «Псковавиа»

Показатель

Значение, тыс. руб.

Абсолютное изменение, тыс. руб.

2013

2014

Прибыль (убыток) от продаж

-65848

-174582

-108 733

Проценты к уплате

1051

91

-960

Результат от прочей деятельности

72 409

177 382

104 973

Налог на прибыль

2740

2407

-333

Изменение ОНО

50

85

35

Прочее

208

-208

Чистая прибыль (убыток)

2 612

387

-2 224

 

На основе данных таблицы 28определим факторы роста, и факторы снижения чистой прибыли балансовым методом (см. табл. 29):

Таблица 29 – Определение факторов роста и снижения чистой прибыли ОАО «Псковавиа», тыс.руб.

1 2
Факторы роста Факторы снижения
+ Δ Прибыль от продаж - Δ Прибыль от продаж
- Δ Проценты к уплате + Δ Проценты к уплате
+ Δ Результат от прочей деятельности - Δ Результат от прочей деятельности
- Δ Налог на прибыль + Δ Налог на прибыль
+ Δ ОНО - Δ ОНО

Продолжение таблиц

1 2
- Δ Прочее + Δ Прочее
960 108 733
104 973  
333  
35  
208  
106 509 108 733

 

Из табл. 29 видно, что в отчетном периоде чистая прибыль возросла на 106 509 тыс. руб. за счет изменения нескольких факторов: снижения процентов к уплате, налога на прибыль и прочего; увеличения результатов от прочей деятельности, и отложенного налогового обязательства. Рост убытка от продаж обусловил снижение чистой прибыли на 108 733 тыс. руб.

Анализ результата от прочей деятельности ОАО «Псковавиа», проведен на основе данных пояснительной записки к бухгалтерскому балансу (см. прил. 20), результаты анализа, проведенного так же балансовым методом оформлены в таблице 30.

Модель:

P = ПД – ПР где, P – результат от прочей деятельности; ПР – прочие доходы; ПР – прочие расходы;   (8)

Таблица 30 – Определение факторов роста и снижения результатов от прочей деятельности ОАО «Псковавиа», тыс. руб.

Факторы роста

Факторы снижения

1

2

Доходы от сдачи имущества в аренду

436

Прочие доходы (охрана ВС, изготовление пропусков, комната отдыха, др.)

1070

Возмещение расходов (Нордавиа, Авиастар, Спектр, Аэросервис)

7560

Доходы от продажи валюты

29394

Курсовые разницы

2578

Реализация и списание ОС

2006

Прибыль прошлых лет

2076

Возмещение расходов (Нордавиа, Авиастар, Спектр)

9 035

 

Продолжение таблицы

1

2

Реализация ТМЦ

34

Выплаты в пользу работников и страховые взносы

1 496

Списание кредиторской задолженности

188

Курсовые разницы

6 349

Субсидия на осуществление пассажирских перевозок

85867

Расходы на ВС(а/п Домодедово)

2 993

Судебные расходы, арбитражные сборы

101

Реализация ТМЦ

149

Сумма восстановленных резервов

3064

Убытки прошлых лет

781

Проценты по кредиту

961

Прочие расходы

4679

Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам

11452

Расходы от покупки валюты

29588

Расходы, связанные с арендованным имуществом

1025

Реализация и списание ОС

2011

Списание дебиторской задолженности

6941

Судебные расходы, арбитражные сборы, пени, штрафы

27

Услуги банка

619

Итого

159207

Итого

53273

 

Из таблицы 30 видно, что в отчетном периоде результат от прочей деятельности увеличился на 105 934 тыс. руб. Наибольшее влияние на изменение оказали следующие факторы:

- рост субсидий на осуществление пассажирских перевозок на 85 867 тыс. руб.;

- снижение величины расходов от покупки валюты на 29 588 тыс. руб.;

- при этом негативное влияние оказало снижение дохода от продажи валюты на 29 394 тыс. руб.;

Модель анализа налога на прибыль:

НП = ТНП ± ΔОНО (9)

 

Таблица 31 – Данные для анализа налога на прибыль ОАО «Псковавиа»

Показатель

Значение, тыс. руб.

Абсолютное изменение, тыс. руб.

2013

2014

Текущий налог на прибыль

2740

2407

-333

ОНО

50

85

35

 

На основе данных таблицы 31 определим факторы роста, и факторы снижения налога на прибыль, результаты оформлены в таблице 31.

 

Таблица 31 – Определение факторов роста и снижения налога на прибыль  ОАО «Псковавиа»

Факторы роста Факторы снижения
+ Δ Текущий налог на прибыль -Δ Текущий налог на прибыль
+ Δ ОНО - Δ ОНО
35 333
35 333

 

По результатам расчетов в отчетном периоде чистая прибыль снизилась на 2 224,38 тыс. руб. (см. рис. 9) исключительно за счет увеличения убытка от продаж на 108 733 тыс. руб., в то же время положительное влияние на чистую прибыль оказало снижение процентов к уплате на 960 тыс. руб., увеличение финансового результата от прочей деятельности на 104 973 тыс. руб., а также снижение налога на прибыль.

Главным фактором, оказывающим положительное влияние результат от прочей деятельности и как следствие на чистую прибыль ОАО «Псковавиа» является получение субсидий. Субсидии относятся к прочим доходам, следовательно, по результатам расчетов (см. табл. 27) результат от прочей деятельности увеличился на 104 973 тыс. руб. главным образом за счет увеличения субсидий, получаемых на осуществление пассажирских перевозок, на 85 867 тыс. руб., одновременно с этим увеличение результатов от прочей деятельности произошло по причине снижения расходов от покупки валюты на 29 588 тыс. руб. Втоже время значительное влияние на снижение данного показателя оказало влияние сокращение доходов от продажи валюты на 29 394 тыс. руб.


Чистая прибыль = - 2 224,38 тыс.руб.
Прибыль от продаж = = -108 733 тыс. руб.
Результат от прочей деятельности = = 105 933 тыс. руб.    
П (Q) = 6 696 тыс. руб.
П(Z) = - 6720 тыс. руб.
Налог на прибыль = 298 тыс. руб.
П(УКР) = 0
П(УУР)= 0 руб.
П(УС) = -108709 тыс. руб.
∆ Прочие доходы = = 69 434 тыс. руб.
∆ Прочие расходы = = -36 499 тыс. руб.  
∆Текущий налог = -333 тыс. руб.  
∆ОНА = 0
+
∆ОНО = +35 тыс. руб.
+

 

Рисунок 9 – Схема влияния факторов на изменение величины чистой прибыли ОАО «Псковавиа»

 

 

Pпр - прибыль от продаж; ΔР(Z) – изменение прибыли от продаж от изменения цены; ΔР(Q) – изменение прибыли от продаж от изменения объемов продаж; ΔР(N) - изменение прибыли от продаж от изменения выручки; ΔР(УС)- изменение прибыли от продаж от изменения уровня себестоимости; ΔРобщ – общее изменение прибыли от продаж.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...