Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности ОАО «Псковавиа»
Информационной базой анализа финансовых результатов ОАО «Псковавиа» выступают бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, учетная политика на анализируемый период (прил.1). Так же следует отметить, что отчет о финансовых результатах составляется методом начисления, поэтому он позволяет получить представление как о величине и динамики прибыли, так и о структуре, начисленной прибыли. Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности ОАО «Псковавиа» проводится по данным отчета о финансовых результатах (см. прил.1),результаты проведенного анализа приведены в таблице, где сгруппированы показатели организации (см. табл. 22).
Исходя из данных представленных в таблице 22, следует отметить, что показатели отчета о финансовых результатах имеют как положительные, так и негативные изменения. Наблюдается рост выручки и себестоимости, при этом себестоимость значительно превышает полученную выручку, о чем свидетельствует растущий убыток от продаж с 65 848 тыс. руб. в 2013 г. до 174 582 тыс. руб. в 2014 г. Финансовый результат от прочей деятельности увеличился, и его доля составила 95,33%, оказав тем самым положительное влияние на чистую прибыль. В 2014 году величина прочих доходов возросла на 25 %, в то время как уровень прочих расходов снизилась на 13,08%. Поскольку прибыль до налогообложения снизилась на 2 801 тыс. руб., у общества снизился текущий налог на прибыль (на 333 тыс. руб.). Далее, используя данные пояснительной записки (см. прил. 20), проведем анализ уровня и динамики выручки и себестоимости. Результаты анализа оформлены в таблице 23
На конец отчетного периода выручка составила 272 044 тыс. руб., что на 97 тыс. руб. больше в сравнении с прошлым периодом. Наибольшую долю в выручке в 2013 году занимали грузовые и чартерные рейсы экспорт – 46,18 %, к концу 2014 года их доля снизилась до 35,56%, в тоже время наибольшее изменение получила составляющая выручки – пассажирские перевозки в Санкт-Петербург (Пулково), а именно доля пассажирских перевозок увеличилась на 19,07 %, и составила 28,57 %, данное увеличение компенсировало отрицательные изменения. Одновременно произошел спад по остальным составляющим (в скобках указано изменение в %): аэропортовые сборы (-0,03), вертолет и фрахт (-2,6), грузовые и чартерные рейсы по РФ (-5,32), грузовые и чартерные рейсы экспорт (-10,61), прочее (0,62). К увеличению себестоимости на 108 830 тыс. руб. привело увеличение себестоимости пассажирских перевозок и аэропортовых сборов и наземного обслуживания на 15,02 % и 0,44% соответственно. Следует отметить, что темп роста себестоимости опережает темп роста выручки на 32 %, что ухудшает рентабельность продаж и повышает риск получения убытков в будущем.
Результаты анализа уровня и динамики финансовых результаты по видам деятельности (см. табл.24) подтверждают ранее сделанные выводы.
Из таблицы 24 видно, что Общество получает наибольший убыток от осуществления пассажирских перевозок, без учета субсидий. Так же негативное влияние на финансовый результат оказывают следующие виды деятельности: аэропортовые сборы и наземное обслуживание; производство тепловой энергии и передача горячей воды. Учитывая субсидии, предоставляемые на возмещение расходов на осуществление пассажирских авиаперевозок, Общество получает положительный финансовый результат, но при этом наблюдается отрицательная динамика, которая связана со снижением результатов от оказанияуслуг по всем видам деятельности. Рассмотрим структуру прочего дохода и его влияние на конечный финансовый результат. Структура прочего дохода на 31.12.2014 представлена на рисунке 6.
Рисунок – 6 Структура прочих доходов на 31 декабря 2014 г., %
Наибольшую долю в структуре прочего дохода занимают субсидии (73,04%), получаемые на осуществления пассажирских авиаперевозок и доходы от продажи валюты (16,44%). Общество осуществляет деятельность, которая связанна с иностранной валютой. Пересчет обязательств (конвертация), возникающих у организации при приобретении услуг (товаров) за иностранную валюту, производится по курсу, обусловленному соглашением сторон; для того чтобы совершить операцию по приобретаемой (предоставленной) услуге в иностранной валюте, при условии, что организация-покупатель (поставщик) не имеет валюты или ее недостаточно, должна купить необходимую сумму. Валюта приобретается по обменному курсу, установленному банком. Как правило, этот курс выше установленного Центробанком. Кроме того, по причине возникновениякурсовых разниц, расходы на покупку валюты превышает доходы от её продажи в условиях нестабильности валютного курса, соответственно имеют наибольший удельный вес в составе прочих доходов и расходов (см. рис. 7). Рисунок 7 – Структура прочих расходов на 31 декабря 2014 г., %
Сопоставляя структуру прочего дохода и расхода с финансовым результатом, следует вывод о том, что значительное влияние на конечный финансовый результат оказывают субсидии, получаемые из федерального и местного бюджетов в результате участия ОАО «Псковавиа» в программе по развитию региональных авиаперевозок. Уровень получаемых субсидий в структуре прочего дохода вырос с 27% в 2013 г. до 41% в 2014 г., что положительно повлияло на конечный результат хозяйственной деятельности авиапредприятия. В изменении уровня и динамики финансовых результатов (см. прил. 20) отчётливо прослеживается валютный риск, возникающий вследствие изменения курсов валют (главным образом доллара США и евро), который связан с осуществлением внешнеторговых операций – при этом снижение данного риска не предусматривается контрактами. Кроме того, проявляется инфляционный риск: обесценение ожидаемых доходов в условиях постоянного кассового разрыва при неизменном росте расходов на осуществление авиаперевозок. Факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений, главной задачей анализа является поиск путей максимизации прибыли общества. Так как на прибыль оказывают влияние изменения абсолютных величин выручки и расходов, а изменение также структуры выручки, используется следующая модель для анализа прибыли от продаж:
,где Pпр– прибыль от продаж; N – выручка; - рентабельность продаж. Для проведения факторного анализа составляется аналитическая таблица, источником информации служат данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, и пояснительная записка (см табл. 25).
Определяем выручку в сопоставимых ценах: = N1/ Iz = 272 044/1,1136 = 244 293 тыс. руб. Определяем влияние «количества» выручки на прибыль от продаж: ΔР(Z) = (272 044 – 244 293) × (-0,64) = - 6 720 тыс. руб. ΔР(Q) = (244 293 – 271 948) × (-0,64) = 6 696 тыс. руб. ΔР(N) = - 6 720 + 6 696 = - 23 тыс. руб. ΔР(УС) = - 272 948 × (1 - 0,3996) = - 108 709 тыс. руб. ΔРобщ= - 6 720 + 6 696 - 23 - 108 709 = - 108 756 тыс. руб. где, Pпр - прибыль от продаж ΔР(Z) – изменение прибыли от продаж от изменения цены; ΔР(Q) – изменение прибыли от продаж от изменения объемов продаж; ΔР(N) - изменение прибыли от продаж от изменения выручки; ΔР(УС)- изменение прибыли от продаж от изменения уровня себестоимости; ΔРобщ – общее изменение прибыли от продаж.
Таким образом, в 2014 году прибыль от продаж снизилась на 108 756 тыс. руб., данному снижению способствовало увеличение уровня цен на 11,36%, которое привело к снижению прибыли от продаж на 6 720 тыс. руб. Рост общего объема продаж обусловил увеличение прибыли на 6 696 тыс. руб. В то же время увеличение уровня себестоимости привело к снижению прибыли от продаж на 108 709 тыс. руб. Рентабельность продаж за 2014 год составила -64,17 %, наблюдается отрицательная динамика рентабельности продаж по сравнению с данным показателем за 2013 год (-24,21 %), то есть отражен отрицательный результат, приходящийся на каждую тысячу рублей себестоимости оказанных услуг. При этом валовая рентабельность (рентабельность продаж до уплаты налогов и процентов) составила 1,03 %, но также наблюдается отрицательная динамика. Значения рентабельности продаж по чистой прибыли указывает на то, что в 2013 году 0,96% чистой прибыли приходилось на 1 тыс. руб. выручки, к концу 2014 году, данный показатель составил 0,14 %. (см. табл. 26)
Рентабельность использования, вложенного в предпринимательскую деятельность, капитала представлена в таблице 27, в расчете использована чистая прибыль, среднегодовая стоимость активов и среднегодовая стоимость собственного капитала.
Рентабельность активов на конец отчетного периода составила 0,94, в течение анализируемого периода имело место уменьшение данного показателя на 4,55 процентных пункта, что указывает на снижение оборачиваемости активов, рост среднегодовой стоимости основных средств. Падение рентабельности собственного капитала указывает на снижение оборачиваемости активов и рост собственного капитала. Из вышесказанного с учетом того, что рентабельность продаж в отчетном периоде отрицательная (-64,17%), следует вывод о необходимости повышения цен на оказываемые услуги либо о поиске путей сокращения себестоимости. Финансовый результат от прочей деятельности ОАО «Псковавиа» оказывает положительное влияние на формирование чистой прибыли, за счет получения областной и федеральной субсидий на осуществление пассажирских авиаперевозок(см. рис.8). Рисунок – 8 Структура дохода с учетом субсидий от основных видов деятельности ОАО «Псковавиа», % Как видно из построенной диаграммы доля субсидий в структуре дохода составляет 41%, доход от прочей деятельности составил всего лишь 2% от всего дохода. Далее на основе данных отчета о финансовых результатах ОАО «Псковавиа» проведем анализ чистой прибыли балансовым методом. Результаты анализа оформлены в таблице (см. табл. 28). Модель для проведения факторного анализа имеет следую:
,где Pчист– чистая прибыль; Pпр – прибыль от продаж; Рез.пр.деят – финансовый результат от прочей деятельности; НП – налог на прибыль; Прочее – штрафы, пени
На основе данных таблицы 28определим факторы роста, и факторы снижения чистой прибыли балансовым методом (см. табл. 29):
Продолжение таблиц
Из табл. 29 видно, что в отчетном периоде чистая прибыль возросла на 106 509 тыс. руб. за счет изменения нескольких факторов: снижения процентов к уплате, налога на прибыль и прочего; увеличения результатов от прочей деятельности, и отложенного налогового обязательства. Рост убытка от продаж обусловил снижение чистой прибыли на 108 733 тыс. руб. Анализ результата от прочей деятельности ОАО «Псковавиа», проведен на основе данных пояснительной записки к бухгалтерскому балансу (см. прил. 20), результаты анализа, проведенного так же балансовым методом оформлены в таблице 30. Модель:
Продолжение таблицы
Из таблицы 30 видно, что в отчетном периоде результат от прочей деятельности увеличился на 105 934 тыс. руб. Наибольшее влияние на изменение оказали следующие факторы: - рост субсидий на осуществление пассажирских перевозок на 85 867 тыс. руб.; - снижение величины расходов от покупки валюты на 29 588 тыс. руб.; - при этом негативное влияние оказало снижение дохода от продажи валюты на 29 394 тыс. руб.; Модель анализа налога на прибыль:
На основе данных таблицы 31 определим факторы роста, и факторы снижения налога на прибыль, результаты оформлены в таблице 31.
По результатам расчетов в отчетном периоде чистая прибыль снизилась на 2 224,38 тыс. руб. (см. рис. 9) исключительно за счет увеличения убытка от продаж на 108 733 тыс. руб., в то же время положительное влияние на чистую прибыль оказало снижение процентов к уплате на 960 тыс. руб., увеличение финансового результата от прочей деятельности на 104 973 тыс. руб., а также снижение налога на прибыль. Главным фактором, оказывающим положительное влияние результат от прочей деятельности и как следствие на чистую прибыль ОАО «Псковавиа» является получение субсидий. Субсидии относятся к прочим доходам, следовательно, по результатам расчетов (см. табл. 27) результат от прочей деятельности увеличился на 104 973 тыс. руб. главным образом за счет увеличения субсидий, получаемых на осуществление пассажирских перевозок, на 85 867 тыс. руб., одновременно с этим увеличение результатов от прочей деятельности произошло по причине снижения расходов от покупки валюты на 29 588 тыс. руб. Втоже время значительное влияние на снижение данного показателя оказало влияние сокращение доходов от продажи валюты на 29 394 тыс. руб.
Рисунок 9 – Схема влияния факторов на изменение величины чистой прибыли ОАО «Псковавиа»
Pпр - прибыль от продаж; ΔР(Z) – изменение прибыли от продаж от изменения цены; ΔР(Q) – изменение прибыли от продаж от изменения объемов продаж; ΔР(N) - изменение прибыли от продаж от изменения выручки; ΔР(УС)- изменение прибыли от продаж от изменения уровня себестоимости; ΔРобщ – общее изменение прибыли от продаж. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |