Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА




 

Происхождение и сущность государства

 

Общество как сложный коллектив индивидов, осуществляющих материальную и духовную деятельность и связанных соответствующими материальными и идеологическими отношениями, всегда нуждается в управлении, власти. Власть — это способность подчинять поведение и деятельность людей воле и интересам общества в целом или отдельного класса. В первом случае она есть самоуправление, во втором она выступает как государство, или, шире — политическая организация общества, включающая наряду с государством партии, профсоюзы, церковь и другие организации и движения, преследующие политические цели и отражающие классовую структуру общества.

Как главный институт политической надстройки общества, призванный охранять и укреплять породивший его экономический базис, государство существует не вечно. Родовое общество организуется по кланам (родам) и управляется в соответствии с принадлежностью людей тому или иному клану. Его самоуправление непосредственно совпадает с населением, организующим себя как самодействующая вооруженная организация. Характеризуя это управление, Энгельс писал: “Хотя общих дел гораздо больше, чем в настоящее время, — домашнее хозяйство ведется рядом семейств сообща и на коммунистических началах, земля является собственностью всего племени, только мелкие огороды предоставлены во временное пользование отдельным хозяйствам, — тем не менее нет и следа нашего раздутого и сложного аппарата управления. Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал”138.

С делением общества на антагонистические классы характер управления коренным образом изменяется. Место общего интереса занимает интерес экономически господствующего класса. Энгельс отмечает, что государство возникло в столкновениях враждебных классов с целью умерять их борьбу, “держать в узде” противоположные классы. Оно не есть сила, извне навязанная обществу. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. Это орган, машина подавления одного класса другим — вот в чем состоит сущность государства в собственном смысле слова. При помощи государства экономически господствующий класс становится также политически господствующим и приобретает тем самым новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Как продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, государство есть сила, ставящая себя над обществом и отчуждающая себя от него тем больше, чем острее классовые противоречия. В периоды равновесия классовых сил государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам, как кажущаяся посредница между ними (например, бонапартизм первой и второй империи Франции, Бисмарк в Германии, правительство Керенского в России).

Признаки государства. От родового управления по родовому делению и кровному родству государство отличается разделением его поданных по территориальному принципу (первый признак). С вытеснением родовой собственности частной члены рода перестали жить вместе; на одной территории стали поселяться люди разных родов, которым находилось определенное занятие. Управление в классовом обществе строится по территориальному делению населения, безотносительно к роду и племени.

Второй, главный признак государства — наличие публичной или общественной власти, которая уже не совпадает непосредственно с обществом и его населением. Эта власть состоит из “особых отрядов вооруженных людей” — армии, полиции и т.д., а также их вещественных придатков: тюрем и других принудительных учреждений. Общество налогами оплачивает существование этой власти — аппарата насилия над ним, состоящего из вооруженных сил, привилегированных чиновников и т.д. Ленин писал, что отличительной чертой государства, будь оно монархией или республикой, является то, что оно превращает должностных лиц, слуг общества, органы его в господ над ним. Эти носители отчуждающейся от общества власти основывают свой авторитет на принудительной силе. Существование авторитета власти есть показатель наличия в обществе господства и подчинения.

Типы и формы государства. По тому, какой класс стоит у власти и осуществляет диктатуру, определяется тип государства. В конечном счете он зависит от исторического типа труда и экономического базиса общества. Известны четыре основных типа государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Последнее есть новый, высший, тип государства, в задачу которого входит уничтожение всякой эксплуатации, построение общества без классов и государства. На этапах перехода от одной общественно-экономической формации к другой возможны государства переходного типа. Один и тот же тип государства может существовать в различных формах. Уже в Древней Греции и Древнем Риме были разнообразные формы государства: монархия — как власть одного, республика — как отсутствие какой-либо невыборной власти, аристократия — как власть небольшого сравнительно меньшинства, демократия — как власть народа. Формы правления зависят от степени влияния господствующего класса, соотношения классовых сил, остроты классового антагонизма, особенностей развития страны, ее исторических традиций, политической активности населения и уровня культуры. Кроме форм правления (или организации власти) существуют формы государственного устройства. Различают унитарные, или единые, государства, федерации (союз относительно самостоятельных государственных образований: штатов, земель, республик и т.п.), конфедерации (союз полностью независимых государственных образований, которые имеют специальные объединенные органы для координации действий: экономических, военных, внешнеполитических и др.). Государства различаются также по политическим режимам, под которыми понимают систему методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение власти к праву и др. Существуют парламентский, авторитарный, военно-диктаторский, фашистский, полуфашистский и другие режимы. В условиях парламентских режимов буржуазия руководит обществом косвенно, но тем вернее. Тот особый слой, в руках которого находится власть в обществе, — это бюрократия, связанная с буржуазией тысячью крепчайших нитей. Суть бюрократии — в главенстве формы деятельности над содержанием, в подчинении правил и задач функционирования и организации целям ее сохранения и укрепления. Завоевав политическую власть, рабочие должны сломать до основания старый военно-бюрократический аппарат и заменить его новым, состоящим из самих рабочих, превращение которых в бюрократов станет невозможным в силу принятых мер: 1) не только выборность, но и сменяемость в любое время; 2) плата не выше платы рабочего; 3) переход к тому, чтобы все исполняли функции контроля и надзора, которые необходимо довести до конца, до полного введения демократии для народа.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...