Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 5. Метафоризация психологических представлений как условие развития самосознания школьшиков
Напомним, что метафора - это употребление слова или выражения в переносном значении, перенесение свойств одного предмета (или класса предметов) на другой предмет (или класс) по принципу сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Прежде чем перейти к анализу различных направлений использования приема метафоризации, следует кратко остановиться на понимании метафоры в современной науке. Традиционный взгляд на метафору заключается в трактовке ее как одного из тропов (наряду с метонимией, синекдохой, оксюмороном и др.), состоящего в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т.п., для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении («Лингвистический энциклопедический словарь», 1990). Существует и более расширительное толкование метафоры как любого языкового выражения с переносным смыслом. Можно встретить работы, авторы которых предлагают собственное оригинальное понимание этого термина. Например, в противовес подходам, реализующим феноменологический взгляд на проблему метафоры и не подвергающим сомнению существование буквального значения метафоры, К.И. Алексеев (1996) подвергает критике иллюзию существования значения слова, не зависящего от контекста его употребления. Критерием метафоры он предлагает считать наличие следующей нормативной системы: традиционная классификация - ее нарушение - альтернативная классификация. Иными словами, он считает, что метафора появляется там и тогда, когда используется альтернативная классификация в противовес традиционной. Ее основанием становятся не существенные признаки понятий, а особые эталонные признаки. При таком подходе ясно и четко определяется разница между сравнением и метафорой: сравнение использует традиционную классификацию, в то время как метафора - альтернативную. «В случае метафоры не существует единого и правильного ее понимания; можно говорить лишь о более или менее адекватном, удачном понимании» (К.И.Алексеев, 1996, с. 83). Макс Блэк (1990) предлагает такой метафоричный (тавтология не случайна) взгляд на метафору: это некий стеклянный фильтр с прорисованной на нем сетью чистых линий, символизирующей систему общепринятых ассоциаций фокусного слова, через который мы смотрим на звездное небо понятий и явлений. Очевидно, исходя из подобной позиции легко сделать вывод о том, что метафора позволяет вычленять только совершенно определенные особенности событий и явлений, игнорируя все другие. Джордж Лакофф и Марк Джонсон (1990) называют это свойство метафорической системности освещением необходимых и затемнением ненужных аспектов понятия. Указанные авторы в противоположность традиционным взглядам на метафору как на принадлежность поэтического и риторического языка утверждают, что «вся наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по самой своей сути» (Д.Лакофф и М.Джонсон, 1990, с. 387). С подобным взглядом нельзя не согласиться, оговорившись, что очень часто в повседневной речи мы перестаем замечать метафоричный смысл многих выражений, отчего ослабляется и утрачивается сила воздействия метафор. Как бы велико не было разнообразие подходов к толкованию метафоры, не вызывает сомнения важность того ее источника, на который указывает Н.Д.Арутюнова (1990, с. 15): «...метафора отвечает способности человека улавливать и создавать сходство между очень разными индивидами и классами объектов. Эта способность играет громадную роль как в практическом, так и в теоретическом мышлении». Через понимание метафоры, через расшифровку и построение метафорических образов дети развивают воображение, интуицию, мышление, учатся получать эстетическое наслаждение от литературных текстов, косвенным путем приобретают представление о нормах поведения и нравственных ценностях. Опыт ребенка, связанный с познанием собственного внутреннего мира, как и опыт взрослого человека, составляет основу для огромного разнообразия метафор, в которых психические процессы и состояния, переживания и идеи могут трактоваться как предметы и вещества. Такие метафоры Лакофф и Джонсон (1990) называют онтологическими. На первый взгляд кажутся не вполне адекватными метафоры, посредством которых мы рассматриваем феномены, не имеющие физических границ и определенных размеров, как некие сущности и овеществленные или даже одушевленные предметы, обладающие количественными характеристиками. Однако стоит нам обратиться к житейскому использованию психологических понятий, как мы обнаруживаем огромное число подобных метафор, которые мы употребляем и значения которых, как правило, не замечаем: «У него высокиеспособности», «Ввас слишком многоненависти», «У тебя очень мягкийхарактер, надо добавить твердостив твои отношения с сыном», «Переживания совсем сломалиее» и т.п. Более того, даже беглый анализ научной психологической литературы вскрывает изобилие фактов метафоричного (именно в онтологическом смысле) описания психических явлений. Достаточно упомянуть хотя бы несколько прочно устоявшихся в научных работах фразеологических оборотов: «Высокая самооценка связанас уровнем притязаний личности...» (налицо указание на размер, овеществление - через понятие уровня); «Ощущения производят отбор и преобразованиеэнергии внешнего воздействия...» (процессы ощущений уподобляются реальным действиям конкретных субъектов); «Процесс запоминания протекаетактивно...» (на запоминание переносится свойство жидкости - течь) и т.п. При знакомстве детей младшего школьного возраста (да и более старших возрастов тоже) с психологическим материалом требуется глубокая переработка и трансформация этого материала в приемлемые и понятные учащимся формы. Поскольку метафоричность присутствует, как мы убедились, даже в научных текстах (можно предположить, что это связано с самой спецификой психологической науки, имеющей дело с идеальными проявлениями материальной субстанции), представлялось целесообразным и естественным максимально эффективно использовать прием метафоризации психологических понятий. Этот подход казался тем более оправданным, что перед нами не стояла задача обучить детей психологии как науке (такая задача в принципе неприемлема на данном этапе): мы стремились лишь познакомить детей с базовыми психологическими понятиями. Введение системы этих понятий потребовало поиска «ключевой» метафоры, которая позволила бы выстроить новый фрейм - тот сценарий, в контексте которого можно изучать психологические объекты. Такой метафорой стало Королевство Внутреннего Мира, на образ которого переносится представление о психическом мире человека - со своими законами, «волшебными» правилами и «обычными» чудесами. Эта «ключевая» метафора реализовывается в контексте развертывания цепочки «психологических» сказок, объединенных общим сюжетом. Заложенные в сказках метафоры оказываются волшебным инструментом, помогающим ребенку лучше и глубже понимать себя, свой внутренний мир. Дети слушают чтение сказок на занятиях, обсуждают их по вопросам, задаваемым педагогом, предлагают собственные модели понимания. Для метафорического изложения психологического материала не случайно была выбрана именно форма сказок: дело не только в том, что она наиболее соответствует возрастным особенностям младших школьников, но и в том, что сказка является одним из самых сильных развивающих и психотерапевтических средств - прежде всего за счет своей метафоричности. Исследователи (лингвисты, психологи, философы) не раз отмечали, что в волшебных сказках постоянно используется прием материализации целого ряда категорий: все значимые для ее содержания элементы приобретают четкую форму, выраженную телесность (например, волшебные способности представлены в виде предметов или существ - конь, скатерть, печь, золотая рыбка и т.д.); конфликты, споры реализуются не в нудных препирательствах, а в конкретных действиях, чаще всего соревновательных: кто со Змеем справится, кто дальше стрелу пустит. Таким образом, телесный и конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-действенного и наглядно-образного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психологическим особенностям младшего школьного возраста. Сказки, используемые в программе «Психологическая азбука», разработанной мной и моими коллегами для начальной школы, создавались с опорой на указанные особенности волшебных сказок. Их персонажи телесны - они совершают понятные и конкретные поступки, поэтому действие в них представляется детям одномерным и однозначным; в них нет прямого морализирования и нудных нотаций. К примеру, в одной из сказок по Королевству Внутреннего Мира бродит сумасбродная героиня Потребность Командовать, она раздувает, как мыльный пузырь, Самодовольство и спускает на Скромность черных Птиц Гнева, а потом в качестве «не совсем здоровой Потребности» лечится у профессора Мышление. Казалось бы, в этой сказке все просто и однозначно. Но вместе с тем действие имеет и неочевидную многослойность и многомерность, поскольку оно выражает определенные идеи и метафорически отражает определенные психологические закономерности. Любопытно, что, по мнению некоторых специалистов, сказки содержат в себе значительно меньше метафор, чем другие литературные тексты. Причину этого Тереза Добжиньская, например, видит в следующем: «При наличии сказочной жанровой рамки те выражения, которые в любом другом тексте могли быть употреблены лишь в качестве метафор (при буквальном прочтении они были бы абсурдны, так как описывали бы невозможные в действительности ситуации), в сказке даже в буквальном прочтении воспринимаются как норма» (1990, с. 479). Далее она добавляет: «Тот факт, что метафора достаточно редко встречается в сказках, объясним и с чисто литературной точки зрения: мир сказки настолько богат чудесными событиями, что его не обязательно приукрашивать за счет тех средств, которые предлагает метафора, то есть взгляда на мир через призму других явлений или предметов» (1990, с. 489). Не пытаясь опровергать это положение, заметим лишь, что здесь речь идет о метафоре как о перенесении свойств и признаков одних предметов на другие именно в рамках самой сказки,то есть метафора редко встречается внутрисказки. В случае использования сказок в программе «Психологическая азбука» роль метафоры иная, чем в обычных сказках. Метафора выходит за пределысказки: она становится тем мостиком, который соединяет реальный мир психических явлений с его фантастическим изображением в сказках. Иными словами, на сказочные предметы и персонажи переносятся свойства совершенно других классов предметов - внешних по отношению к сказке, а потому метафора становится в этом случае важнейшим приемом. Понимание и проживание через сказку содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них. Метафора не только облегчает этот процесс, расширяя границы детского сознания, но и затрагивает определенные слои подсознательного. На этом и строится психотерапевтический процесс, использующий сказки и метафоры, например, в позитивной психотерапии Носсрата Пезешкяна (1992). Буквальный смысл сказки воспринимается сознанием, в то же время подсознание занимается более тонким и кропотливым делом: разгадыванием и обработкой метафорических сообщений, расшифровкой скрытого смысла, второго плана, неочевидного содержания. Если на сознательном уровне ребенок воспринимает сказочные метафоры как иной, вымышленный мир и проживает события не вполне всерьез, играючи, то его подсознание «верит» в сказочные ситуации как в реальные. Психологами не раз отмечалось, что метафорический смысл сказки часто усваивается только на подсознательном уровне и задает нужную программу изменений в поведении, переструктурирования ценностей, взглядов и позиций. Это и позволяет считать сказки и метафоры важным психотерапевтическим приемом, помогающим ребенку упорядочить свой внутренний мир. Специалисты-практики, использующие в психотерапевтической работе метафоры, обращают внимание, что желаемые перемены не всегда наступают, если человек старается вспомнить метафору на сознательном уровне. Опыт показывает, что человек редко вспоминает о метафоре, она действует вне и помимо его сознания. Однако в сказках, используемых в программе «Психологическая азбука», психотерапевтический аспект не является основным, уступая место личностно-развивающему. Поэтому для нас одной из важнейших функций сказочной метафоры является помощь в расширении детского сознания, углублении представлений о психическом мире человека и активизации внутренних ресурсов. Многим детям бывает трудно воспринимать абстрактные психологические понятия. Прямое, логическое изложение часто не помогает в преодолении трудностей понимания, а напротив, усугубляет их. Используя особенности метафоры, «сокращающей» словесное изложение, сжимающей содержание до яркого конкретного образа, удается перешагнуть через длительные объяснения сразу к интуитивному пониманию, «улавливанию» важнейших смыслов (например, знакомство детей с мотивационной сферой осуществляется через сказку о борьбе — обычной потасовке — очень активных ребятишек - Мотивов - между собой по поводу включения или невключения Механизма Деятельности). Но это лишь одна из целей использования метафоры при работе с психологическими представлениями. Гораздо важнее другой факт. Метафоры психологических представлений образуют не только "мостик" между материалом психологической науки и материалом внутреннего мира ребенка. Они выполняют функции формирования важнейших качеств полисубъекта, определяющих его сущность и динамику развития. Во-первых, метафоры облегчают осознание системы отношений между субъектами и снижают воздействие негативных эмоций в случае получения болезненной информации. Во-вторых, язык метафор, будучи одним из универсальных языков человеческого общения и одним из важнейших средств искусства, обеспечивает раскрытие творческих потенциалов субъектов в процессе совместной активности. В-третьих, раскрытие содержания научных психологических представлений и отражение представлений о самом себе с помощью метафор способствуют развитию самосознания каждого из субъектов и самосознания полисубъекта "учитель - учащиеся". В-четвертых, метафоры становятся связующим звеном между семантическими пространствами учащихся и учителя, помогая в создании семантического пространства полисубъекта "учитель - учащиеся". Положения современной психолингвистики и психосемантики (П.Бергер, Т.Лукман, 1995, В.Ф.Петренко, 1997 и др.) позволяют констатировать следующие важные моменты: самосознание субъекта нельзя адекватно понять вне конкретного социального контекста, в котором оно сформировано, развивается и реализуется; социально сконструированный мир интернализируется в индивидуальном самосознании, в результате чего происходит лингвистическая объективация себя субъектом и внешнего по отношению к нему мира; в семантических пространствах субъекта могут проявляться когнитивные конфликты между конкурирующими системами знаний. Порожденные во внутреннем мире субъекта символические пространства позволяют ему упорядочивать различные этапы генеза его Я, где каждая ступень развития Я выражается в символах, соотносящихся со всей совокупностью значений, имеющихся в человеческой культуре. Этот символический универсум устанавливает иерархию самовосприятий идентичности и связывает события в единое целое, включающее прошлое, настоящее и будущее. При этом по отношению к прошлому создается общий опыт, объединяющий всех субъектов, входящих в полисубъект, а по отношению к будущему создается общая система отсчета для того, чтобы планировать единую деятельность. Объединенное пространство символов и значений осуществляет исчерпывающую интеграцию всех разрозненных институциональных процессов. Проявляясь в деятельности, субъект "конструирует мир, в котором экстернализирует себя. В процессе экстернализации он проецирует собственные значения на реальность" (П.Бергер, Т.Лукман, 1995, с. 170). Как указывает В.С.Агапов (1999), развитие самосознания предполагает: 1) вторичную социализацию (интернализацию семантических пространств, структурирующих обыденные интерпретации и поведение в рамках институциональной сферы); 2) эмоциональную окраску этих семантических пространств; 3) разрешение проблем согласованности между первоначальной и новой интернализациями. Таким образом, метафоризация психологических представлений оказывается базовым психологическим условием развития самосознания полисубъекта «учитель-учащиеся». Программа «Психологическая азбука» с набором предлагаемых ею средств намечает, как нам кажется, еще один из возможных путей организации в школе психолого-педагогического сопровождения развития детей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |