Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 4. Проблемы психологии как школьного предмета: поиск целей и смыслов
В последние годы появилось уже несколько учебников по психологии и для младших школьников, и для подростков, и для старшеклассников (хотя, напомним, такого предмета в школьной программе пока нет). Лично у меня не вызывает сомнения необходимость введения особого курса психологии - и не только в старших, как считают некоторые специалисты, но и во всех классах школы начиная с первого. Представляется, что психологические знания должны быть доступны детям и в буквальном смысле пропитывать собой образовательную среду и всю жизнь ребят. Подобные идеи не новы: сходной позиции придерживаются такие авторитетные психологи, как И.В.Дубровина, Е.А.Климов, А.А.Реан (кстати, все они - авторы недавно вышедших из печати учебников по психологии для школьников). И все-таки, несмотря на солидарность в ключевом вопросе с этими уважаемыми людьми и признанными профессионалами, необходимо сформулировать простой и очень важный вопрос: зачем создаются учебники для еще одного школьного предмета? Ведь стало уже общим местом говорить о бессмысленной переполненности школьной программы набором порой вовсе ненужных дисциплин, материал которых с облегчением будет забыт выпускником сразу за порогом школы! Лишь попытавшись ответить на вопрос о целях преподавания психологии, можно перейти к поискам наиболее приемлемых форм преподнесения психологических знаний и способов внедрения психологии в школьные программы. Если основными целями и задачами психологии как школьного предмета будет являться усвоение определенного объема знаний и формирование некоторого набора навыков и умений (по типу: «уметь оперировать основными психологическими понятиями» или «уметь определять важнейшие эмоции на схематическом изображении»), то - нет! Увольте. Такой психологии в школе видеть не хочется. Мне во всяком случае (при этом надеюсь не остаться одиноким). В самом деле, как-то жутковато представлять стоящего у доски отрока, судорожно ловящего подсказки одноклассников на вопрос о типах и процессах памяти. У него - вот беда - память подкачала, того гляди пару влепят... Но ему и в голову не приходит, что материал этого скучного предмета можно с пользой применить к себе самому. А почему не приходит? Да потому что психология является для него таким же предметом, как и все остальные, содержание которых столь же далеко от его реальной жизни, как столкновение астероидов в созвездии Гончих Псов. Или, может быть, в самом деле на уроках психологии мы будем ставить «тройки» за неадекватную самооценку и «пятерки» за четко воспроизведенные собственные личностные качества, полученные при самотестировании? Думается, что при введении такого школьного предмета конкурс на психологические факультеты вузов резко сократится. Пока еще многим подросткам и старшеклассникам психология интересна. Боюсь, что с ней произойдет та же метаморфоза, которая, к сожалению, происходит с литературой, когда она начинает восприниматься ребятами как учебный предмет (может быть, современные тинэйджеры с упоением зачитывались бы «Мастером и Маргаритой», если бы роман не включили в школьную программу...). Не должна становиться психология - самая увлекательная из наук (ведь все - про тебя!) - очередным обязательным уроком, на котором строгий педагог будет жестко спрашивать за невыученное определение. Нельзя превращать знание о внутреннем мире человека в материал, подлежащий обязательному усвоению - наподобие таблицы умножения. Почему нельзя? Потому что животворное содержание этой области науки (искусства?) исчезнет под гнетом дидактических принципов. Вспомним, как часто исчезает волшебство психологической науки в процессе преподавания ее в вузе. Недаром одна из известнейших исследовательниц, доктор психологических наук, автор многих книг, постоянно работающая психологом в школе, на одном из семинаров призналась, что никогда не сможет преподавать в университете, «потому что там надо ставить отметки»... Собственно, рассматриваемая проблема является отголоском, а точнее, прямым следствием переживаемого сегодня системного кризиса психологии как науки. Одно из проявлений этого кризиса состоит в том, что, пойдя по пути естественных наук, психология потеряла возможность понять (а не описать) душевную жизнь в ее естественности и единстве проявлений. Психология оказалась «учением о душе без души». Сейчас об этой проблеме говорят Б.С.Братусь, В.И.Слободчиков и многие другие психологи. Об этом в начале XX века писал Виктор Дильтей. А еще раньше очень образно поднял эту проблему И.В.Гете в своем бессмертном «Фаусте» (перевод Н.Холодковского):
«...живой предмет желая изучить, Чтоб ясное о нем познанье получить, Ученый прежде душу изгоняет, Затем предмет на части расчленяет И видит их, да жаль: духовная их связь Тем временем исчезла, унеслась!»
Но как же тогда ввести психологию в школу? Какая цель должна преследоваться таким введением, если не усвоение системы психологических знаний? У меня нет четкого ответа. Могу только предположить, что, по-видимому, курс психологии должен обеспечивать знакомство с системой понятий и лишь в той мере, в какой это действительно необходимо школьникам (не будем забывать, что не все они станут в дальнейшем профессиональными психологами). И содержание курса психологии должно отвечать запросам реальной жизни ребят, а форма - быть приемлемой для эффективной практической работы. Почему бы не преподносить психологические знания, например, через систему специальных обучающих тренингов? При таком подходе целью психологии в школе становится психическое и личностное развитие детей. Эта цель представляется более привлекательной, чем бездумное усвоение детьми академических знаний. С другой стороны, процесс обучения всегда есть процесс передачи от учителя ученику смыслов и ценностей. Думается, что именно через психологию - пожалуй, не в меньшей степени, чем через литературу - может и должно идти вхождение ребят в мир ценностей. При этом речь идет не о достаточно абстрактных «общечеловеческих ценностях», а о ценностях, которые явно или неявно представлены практически в любой психологической теории. Кроме того, учитель (психолог), способный повести с детьми откровенный (интимный!) разговор об их внутреннем мире, о душе, с неизбежностью привносит в процесс взаимодействия свои собственные ценности и смыслы, через призму которых рассматривает конкретные психологические знания. Получается, что не сами по себе знания, а особое ценностное отношение к этим знаниям становится предметом осмысления на занятиях. Может быть, именно в этом и должна быть главная цель введения психологии в школе? Может быть, через принятие ценностей психолога и ценностей психологии (порядок тут неважен, поскольку почти всегда эти ценности совпадают) будет формироваться особая психологическая культура учащихся, которая поможет им жить среди людей? Есть и третья возможность определения цели введения психологии в школе, которая не исключает, а скорее, включает в себя две предыдущие возможности. Через содержание психологии как науки, искусства и практики жизни школьник может прийти к осознанию содержания собственного внутреннего мира, к осознанию самости. При этом на пути самопознания учитель (психолог) должен выполнять не функции лидера и вожака, точно знающего, куда идти, и уж, конечно, не конвоира, подгоняющего понурых арестантов, а функции проводника, предоставляющего, когда нужно, необходимую информацию о возможных направлениях движения и ожидаемых трудностях. Иными словами, психологическая информация на занятиях должна быть не абстрактно научной, а житейски важной, оставаясь научно обоснованной. Тогда целью психологии в школе становится помощь в становлении самосознания и в саморазвитии детей... И самого учителя психологии! Ну а теперь поговорим о том, каким должен быть учебник по психологии для школьников, реализующий названные цели. Каковы самые общие требования к нему? Традиционность стиля, формы и содержания материала не привлечет, как мне кажется, юного читателя. Ни в коем случае нельзя, на мой взгляд, содержание и последовательность изложения материала в школьных учебниках психологии делать аналогичной типичным, традиционным учебникам психологии для вузов, слегка облегчив и оживив только стиль изложения. К сожалению, практически все имеющиеся на сегодняшний день учебники психологии, написанные для школьников, страдают этим недостатком. Думается, что настало время новых учебников -и для старшеклассников, и для студентов вузов, кстати. Азбука такой науки, как психология, должна быть необычной, яркой, захватывающей, парадоксальной. Может быть, ее следует преподносить как фейерверк сказок, историй, приключений, загадок и тайн? Во всяком случае, форма учебника по психологии должна отличаться неклассичностью. Вместе с тем всякий учебник должен иметь определенный внутренний «стержень» - какую-то центральную концептуальную идею, которая скрепляла бы и объединяла весь излагаемый материал. Такой идеей, возможно, могла бы стать идея помощи в самоисследовании и саморазвитии, в повышении уровня самосознания. Думаю, что такой учебник должен предлагать необходимый психологический материал ярко, доступно, компактно. Использование примеров из литературной классики особенно важно: цитаты и анализ художественных произведений могут стать «мостиком», связывающим материал науки с внутренним миром школьника. Но ведь проблема преподавания психологии не решена и на вузовском уровне: до сих пор, например, нет у нас в стране по-настоящему хорошего учебника по общей психологии, да и вся система подготовки профессиональных психологов не устраивает многих специалистов. Так стоит ли транслировать нерешенные проблемы высшей школы в общеобразовательную? Транслировать проблемы, конечно, не нужно. А вот задуматься о том, как все-таки преподнести психологию школьникам так, чтобы она оказалась для них не просто полезной, а необходимой, чтобы сохранить живую душу в науке о душе, - вот к чему хочется призвать всех заинтересованных читателей. Систематическое и всестороннее изучение системы психологических знаний в начальной школе не является необходимым, и, как мы считаем, следует отказаться от стремления добиться глубокого усвоения детьми научных психологических понятий. На этом этапе обучения вполне достаточным является «первое приближение» к смыслу научных дефиниций, ограниченное первичным «знакомством» (впрочем, идущее в ряде случаев дальше их «житейского» толкования). Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика — к самопознанию и личностному развитию. Таков основной принцип программы психологического сопровождения развития детей. Изучая себя, свой внутренний мир, ребенок становится одновременно объектом и субъектом познания, что создает уникальную в своем роде ситуацию обучения. Обнаруживая некоторые индивидуальные особенности своей психики, ребенок узнает с помощью обратной связи от своих товарищей и из слов учителя о неспецифичности и общности тех или иных психологических феноменов, то есть реализуется индуктивный переход от конкретного к абстрактному. В то же время не меньшее значение в этой работе приобретает принцип «восхождения от абстрактного к конкретному», находящий свое воплощение в логике познания от обобщенных форм психологических понятий к конкретным, индивидуальным формам проявления психики. В сочетании с этими принципами обучения осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику, базирующийся на признании учителем и осознании самим ребенком уникальности и своеобразия личностного развития любого человека. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 212. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |