Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 6. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ




 

6.1. Сущность методов управления и их особенности в условиях формирования рынка.

6.2. Классификация методов управления персоналом.

6.3. Экономические методы управления персоналом.

6.4. Организационно-распорядительные методы управления персоналом.

6.5. Социально-психологические методы управления персоналом.

 

6.1. Сущность методов управления и их особенности в условиях
формирования рынка

 

В процессе управления персоналом используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей в управлении персоналом.

Методы занимают особое место в управлении персоналом, так как на их базе происходит взаимное обогащение его теории и практики. Действительно, отвечая на вопрос, как выполнять ту или иную управленческую работу, методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на целеполагание и целереализацию.

В условиях рыночных отношений эффективное воздействие субъекта управления на объект управления предполагает умелое использование различных приемов и способов воздействия на коллективы и отдельных работников в целях активизации их трудовой и общественной деятельности. С этой целью должны использоваться различные методы управления. Методы управления должны использоваться в системе и в комплексе, так как неразрывны и ограничены отношения, на которых они базируются. Однако в определенных условиях возможно преобладание тех или иных методов, отсюда возникает проблема выбора метода управления для решения конкретной управленческой задачи.

Большое значение в управлении имеет оценка сравнительной эффективности, действенности методов, учет их взаимосвязей и последствий использования одного метода в сравнении с другим. В условиях административно-командной системы хозяйствования основой управления были организационно-распорядительные методы управления, составляющие основу автократического стиля управления. В условиях рыночных отношений предпочтение отдается демократическому стилю управления, поэтому для фирмы ценно расширение сферы применения методов управления, основанных на интересах участников управленческого процесса, на мотивах их поведения. Это усилило актуальность проблемы перехода от преимущественно административных методов управления к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.

Основу системы методов, используемых в управлении, составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения и т.д. Специфика управления, как вида деятельности, оказывает существенное влияние на формы, масштабы и результативность применения общенаучных подходов и методов.

Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.

Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. По мнению многих специалистов в области управления, комплексный подход является важнейшим условием эффективного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой. И если системный подход представляет собой, в первую очередь, способ видения объекта или проблемы, то комплексность - это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию и практику управления персоналом, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на фирму в данное конкретное время. Используя этот подход, руководители предприятия могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей фирмы в конкретной ситуации.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей фирмы наиболее эффективно. Он концептируется на ситуационных различиях между фирмами и внутри них, пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность предприятия. Методологию ситуационного подхода можно представить как четырехшаговый процесс:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, группового и индивидуального поведения, системного анализа, методов планирования, контроля и количественных методов принятия решения.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются в конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия - как положительные, так и отрицательные - от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей управления персоналом самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

В изучении и решении проблем управления персоналом важная роль отводится конкретно-историческому подходу, в соответствии с которым каждое конкретное явление должно рассматриваться в динамике. В развитии любого объекта управления можно выделить стадии его жизненного цикла: проектирование и создание, рост, зрелость, завершение. Очевидно, что цели, а следовательно, и проблемы управления на этих стадиях различаются и довольно существенно. Это вызывает необходимость выбора из всего арсенала методов наиболее соответствующих объективным условиям, отражающим циклическое состояние объекта. Поэтому при анализе проблем, связанных с управлением персоналом, важны такие параметры, как время образования фирмы и основные события развития (роста, объединения и др.).

По-нашему мнению, одной из важнейших современных проблем в части использования системы методов управления, является проблема повышения мастерства менеджеров по использованию методов косвенного воздействия и, прежде всего, общенаучных методов: моделирования, прогнозирования, анализа, социологических исследований и др.

Моделирование имеет обширную сферу применения в процессах управления, где решаются сложные проблемы, требующие системного и комплексного подходов. Решение таких проблем немыслимо без применения моделей, под которыми понимается их представление в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы, существенные для целей решения. При решении проблем управления наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, линейного программирования, имитационные, экономического анализа. Они позволяют решать большой класс задач управления с применением экономико-математических методов - еще одного важного методического инструментария управления, сформировавшегося на стыке экономики с математикой и кибернетикой. Начиная с 60-х годов экономико-математические методы используются для решения задач оптимизации планов, формирования и распределения ресурсов, составления моделей баланса, программно-целевого планирования и т.д.

Особенно хорошие результаты получают фирмы, которые параллельно с экономико-математическими методами широко применяют экспериментирование. Ценность управленческого экспериментирования состоит не только в его практической направленности на решение проблем управления, но и в том, что оно служит источником новых идей, гипотез, теоретических положений, т.е. позволяет комплексно подойти к исследованию проблем теории и практики управления персоналом.

Методы социологических исследований широко используются в решении проблем, связанных с персоналом, его ролью в возникновении отклонений от запланированных целей, в выборе направлений действий и заинтересованностью в выполнении намеченного плана мероприятий. Социологические исследования проводятся путем сбора, обработки информации о потребностях и интересах персонала фирмы, о характере взаимоотношений между людьми и группами, о типе культуры, сложившемся под воздействием структурного состава кадров и других факторов развития предприятия. С этой целью широко применяют интервью и анкетные опросы, наблюдения и самонаблюдения, изучение документов и факторов группового поведения и др. Все это дает необходимую информацию, на основании которой можно прогнозировать реакцию персонала организации на те или иные решения, а также управлять поведением как отдельных индивидов, так и групп людей, чтобы обеспечить их реализацию.

Таким образом, общенаучная методология составляет фундамент, на котором строится сложное здание арсенала методов управления персоналом фирмы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...