Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пояснительная записка по истории Казахстана




Цель: определение степени освоения обучающимся объема учебной дисциплины, предусмотренного государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования.

В соответствии с указанными целями должны быть решены следующие задачи оценивания:

· определить знания по истории Казахстана во всей исторической целостности и полноте в соответствии с ГОСО и учебными программами;

· определить уровень усвоения терминологии по истории Казахстана;

· выявить уровень сформированности навыков анализа и обобщения исторических фактов и явлений, умения определять сущность и причины исторических событий, оценивать их значение;

· оценить навыки и умения сопоставительного анализа событий, деятельности политических лидеров, выдающихся представителей науки и культуры изученных эпох;

· измерить умения и навыки работы с историческими текстами, источниками, картами, схемами, таблицами;

· определить уровень умения применять знания и излагать их логично, системно, аргументированно.

· выявить умение устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

 

Структура и содержание заданий

1-вопрос – предметные знания

2-вопрос – предметные умения

3-вопрос – предметные навыки

 

Знание – это совокупность идей ученика, в которых выражено теоретическое овладение им предмета. Знание определяется как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (теории, закономерности, выводы). В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Умения и навыки выявляются на основе овладения исторических концептов:

· изменение и преемственность

· причина и следствие

· доказательство

· сходство и различие

· значимость

· интерпретация.

 

На основе концептов ученик должен продемонстрировать уровень познавательной категории и навык  работы с текстами, источниками, картами, схемами, таблицами, иллюстрациями.

Умения и навыки в познавательной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.

I. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.

Конкретные действия учащихся: воспроизводит термины, конкретные факты, основные понятия, особенности и принципы.

II. Понимание

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения – в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

Конкретные действия учащихся:

- объясняет факты, процессы, принципы;

- преобразует графический материал в словесную форму;

- предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

III. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

Конкретные действия учащихся:

- применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

- использует понятия и принципы в новых ситуациях.

IV. Анализ

Эта категория обозначает умение анализировать тексты, источники, графические данные; разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

Конкретные действия учащихся:

- выделяет части целого;

- выявляет взаимосвязи между ними;

- определяет принципы организации целого;

- видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

- проводит различие между фактами и следствиями;

- оценивает значимость данных.

V. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

Конкретные действия учащихся:

- составляет графический материал, аргумент, гипотезу;

- составляет схемы, алгоритм, сравнительные или синхронные таблицы.

VI. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.        

Конкретные действия учащихся:

- оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

- оценивает значимость того или иного результата деятельности.

 

Оценивание устных ответов:

Отметка «5» (отлично) ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует свой письменный ответ на экзаменационном листе, по памяти делает ссылки и приводит цитаты, выдержки из справочных материалов, учебников, дополнительной исторической литературы, первоисточников.

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Таким образом, отметка «5» (отлично) ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично. Ответ полный логически выдержанный, понятен для усвоения, не требует дополнений.

Отметка «4» (хорошо) ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).

Таким образом, отметка «4» (хорошо) ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок. Ответ неполный, требует небольших дополнений, учащийся не уверенно отвечает на дополнительные вопросы, но в основном материале разбирается.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений, выдержек, цитат при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну – две грубые ошибки.

Таким образом, отметка «3» (удовлетворительно) ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Учащийся отвечает не уверенно, постоянно делает паузы при ответе, на дополнительные вопросы не отвечает, материал усвоил плохо.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Полностью не усвоил материал.

Таким образом, отметка «2» (неудовлетворительно) ставится за существенные недостатки и ошибки. Отметка «2» также ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

 

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки:

· незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений

· неумение выделить в ответе главное;

· неумение применять знания для решения проблемных задач и объяснения явлений;

· неумение делать выводы и обобщения;

· неумение воспроизводить, объяснять, применять, анализировать, обобщать информацию (данные, знания), оценивать материалы и содержания первоисточников, учебников и справочных материалов.

 

Критерии оценок

 

Критерии Баллы
1 Общий уровень знаний 1 балл
2 Знание конкретной проблемы и использование исторических источников 5 баллов
3 Логическое и аналитическое мышление, стройность и стиль изложения 2 балла
4 Навыки по раскрытию исторического материала 1 балл
5 Способность к конструктивным выводам и умозаключениям 1 балл

 

· Примечание: Ответы на каждый из 3-х вопросов билета оцениваются в 10 (десять) баллов. В целом максимальный суммарный балл за 3 вопроса составляет 30 баллов.

· Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале представлена ниже.

 

· Шкала пересчета

 

Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Общий балл 0–4 5–16 17–24 25–30

 

 

· Продолжительность экзамена зависит от количества учащихся в классе (параллели). Выпускнику отводится 20 минут на подготовку ответа по билету.

· Использование на экзамене современных технических средств и приспособлений запрещается. Все необходимые дополнительные материалы (карты, схемы, таблицы) готовит учитель.

 

Общая классификация ошибок

К негрубым ошибкам следует отнести:

1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;

2. недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных фактов второстепенными);

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

· незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание тем, общепринятых фактов, субъектов, процессов, событий (явлений, процессов);

· незнание наименований, терминов, значений, названий местности, регионов, топонимических названий, исторических событий;

· неумение выделить в ответе главное;

· неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений (событий, процессов);

· неумение делать выводы и обобщения;

· неумение работать с таблицами, составлять их, строить графики и принципиальные схемы;

· неумение воспроизводить, объяснять, применять, анализировать, обобщать, оценивать материалы из первоисточников, учебников и справочных материалов;

· неумение работать с исторической картой;

· незнание хронологической последовательности событий, основных и значительных дат, хронологий истории Казахстана;

· незнание выдающихся личностей, субъектов истории Казахстана, их достижения, основные труды и роли в истории Казахстана;

· неумение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать основные изменения, объяснить причины давать оценку, раскрывать процесс, давать характеристику, сравнивать характеризовать и доказывать;

· незнание сущности, значения, роли, цели основных событий (явлений, процессов);

· неумение выразить свое мнение логически, последовательно и понятно;

· незнание основных исторических проблем истории Казахстан;

· незнание фактов о зарождении, становлении и развитии государственности на территории Казахстана;

· незнание фактов о материальном и духовном наследии казахского народа и о своеобразных особенностях ее развития;

· неправильное определение понятия, за­мена существенной характеристики понятия несущественной;

· нарушение последовательности в описа­нии объекта (явления, процесса) в тех случаях, когда она является существенной;

· неправильное раскрытие (в рассказе-рас­суждении) причины, закономерности, следствия, исторического значения, условия протекания того или иного события (явления, процесса);

· ошибки в сравнении событий (явлений, процессов) или субъектов (личностей), их классифи­кации на группы по существенным признакам;

· незнание фактического материала, неуме­ние привести самостоятельные примеры, доказательства, под­тверждающие высказанное суждение;

· отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не­умение подтвердить свой ответ схемой, рисун­ком, таблицей, иллюстративным материалом, источником;

· неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изу­ченных объектов (географических и истори­ческих).

Недочеты:

· преобладание при описании события (явления, процесса) не­существенных его признаков;

· неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

· отдельные нарушения последовательнос­ти изложения при ответе, не приво­дящие к неправильному конечному результату;

· неточности при нахождении объекта на карте.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...