Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мирный договор между Россией и Пруссией




(24 апреля 1762 г.)

Ст. I. Отныне будет вечно ненарушимый мир и совершенная искренняя дружба между его вел. импер. всерос., наследниками и преемниками, также и всеми его государствами, с одной стороны, и его вел. кор. прус, наследниками и преемниками, также и всеми его государствами с другой...

Ст. П. Его вел. импер. всерос. предоставляет себе употребить добрые свои официи, для способствования сего мира между высокими воюющими державами, уничтожая для того все в прошедшее время постановленные обязательства, кои сим полезным и миролюбивым видам могли быть вопреки и обязывали бы его  импер. вел. принимать участие в войне его вел. кор. прус, с неприятелями его в качестве поличной или главной воюющей стороны.

Ст. III. Его вел. кор. прус, обещает и обязывается не только не заключать никакого союза и обязательства, кои могли бы быть противны интересам всерос. империи..., но и уничтожить так же все прежние постановления, по колику бы оные не сходствовали с настоящим трактатом...

Ст. VI. Импер. всерос. обещает и обязывается сим трактатом формально и торжественнейше возвратить его вел. кор. прус. все области, земли, города, места и крепости, его прус. вел. принадлежащие, кои в течение сей войны заняты были российским оружием, считая со дня подписания его трактата в два месяца...

Статья сепаратная I. [О порядке возвращения прусских областей, занятых русскими войсками и условиях содержания русских войск во время их пребывания в землях короля прусского].

Статья сепаратная II. [Решение начать переговоры о заключении союзного договора между Россией и Пруссией].

Пономарев, М. В. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Практическое пособие для вузов / М. В. Пономарев, С. Ю. Смирнова. – М., 2000. – Т. I. – С. 246–247.

 

Парижский мирный договор между Англией и Францией

(10 февраля 1763 г.)

Ст. I. [О вечном мире и дружбе на море и на суше].

Ст. II. [О возобновлении прежних договоров].

Ст. III. [О возвращении пленных, а также военных и торговых кораблей, захваченных во время войны].

Ст. IV. Его вел. христианнейший король отказывается от всех претензий, которые его вел. могло предъявить, в отношении Новой Шотландии, или Акадии, во всех ее частях и гарантирует ее со всеми ее владениями королю Великобритании. А также его вел. христ. король уступает в полную собственность и гарантирует вышеназванному британ. вел. Канаду со всеми ее владениями, также остров Кап-Бретон и все другие острова и берега в заливе и по течению реки Св. Лаврентия...

Ст. VI. Король Великобритании уступает в полную собственность его вел. христ. королю острова Сен-Пьер и Микелан, чтобы они могли служить пристанищем французским рыбакам...

Ст. VII. [Установление границ между владениями Англии и Франции в Северной Америке].

Ст. VIII. Король Великобритании возвращает Франции острова Гваделупу, Мари-Галант, Дезирад, Мартинику и Белиль, и эти острова будут отданы в том же состоянии, в каком они были, когда они были захвачены французскими войсками.

Ст. IX. Христ. король уступает в полную собственность и гарантирует его британ. вел. острова Гренаду и Гренадины... и раздел островов, называемых нейтральными, условлен и установлен следующим образом – острова Сен-Винсент, Доминик и Тобаго остаются в полную собственность Великобритании, остров Сен-Люсия будет передан Франции...

Ст. X. Его брит. вел. возвращает Франции Горе, ...а его христ. вел. уступает в полную собственность и гарантирует королю Великобритании побережье реки Сенегал...

Ст. XI. (О разграничении владений Англии и Франции в Индии. Франция сохраняла за собой пять прибрежных владений – Пондимери, Чандернагор, Маэ, Карикал, Янаон. Значительная часть Индии переходила в руки Англии.)

Ст. XII. Остров Менорка, также и форт Сен-Филипп, передаются его брит. вел. в том же состоянии, в каком они были захвачены войсками христ. короля и с артиллерией, которая там находилась во время захвата вышеуказанных острова и форта .

Ст. XIII. Город и порт Дюнкерк передаются в состоянии, которое было установлено договором в Э-ла-Шапель и в предшествующих договорах.

Ст. XIV. Франция возвращает все земли, принадлежащие электорату Ганновера, Ландграфу Гессенскаму, герцогу Браунгшвейг-скому и графу Липп Букербургскому, занятые войсками его христ вел.

Ст. XIX. Король Великобритании передает Испании всю территорию, которую он завоевал на острове Куба с городом Гаваной.

Ст. XX. В результате передачи, обусловленной и предшествующей статьей, его катол. вел. уступает и полную собственность и гарантирует его брит. вел. Флориду с фортом Сен-Августин и заливом Пенсаколя, как и все то, чем владеет Испания на североамериканском континенте к востоку или к юго-востоку от реки Миссисипи.

Ст. XXI. Французские и испанские войска эвакуируют все территории местности, города, местечки, дворцы его вернейшего величества, которые могут быть завоеваны французскими и испанскими войсками в Европе, и они будут переданы в том же состоянии, в каком они находились при их захвате... и то же относится к португальским колониям в Америке, Африке и Восточной Индии...

Пономарев, М. В. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Практическое пособие для вузов / М. В. Пономарев, С. Ю. Смирнова. – М., 2000. – Т. I. – С. 247.

 

Губертский мирный договор между Австрией и Пруссией

(15 февраля 1763 г.)

Ст. I. [О нерушимом и вечном мире, тесном союзе и дружбе].

Ст. III. Ее вел. императрица, апостолическая королева Венгрии и Богемии , отказывается за себя и за своих наследников и преемников от всех претензий, которые она могла бы иметь в отношении государств и стран его вел. короля Пруссии, и в отношении всех тех владений, которые были уступлены по статьям предварительного мира в Бреславле и мирного договора в Берлине, так же как и от какого-либо возмещения потерь и убытков, которые она, ее государство и подданные могли потерпеть в последней войне (то же обязательство прусского короля в отношении Австрии.)

Ст. IV. [О прекращении военных действий].

Ст. V. Ее вел. импер. кор. отзовет свои войска из всех земель и государств Германии, которые не находятся под ее владычеством, в течение 21 дня после обмена ратификациями настоящего договора, и в тот же срок будет полностью эвакуировано и отдано его вел. королю Пруссии графство Глац и вообще все государства, страны, города, местечки и крепости, которыми его прус. вел. владел до начала этой войны, как в Силезии, так и в другом месте, или же которые были заняты войсками ее вел. импер. королевы... или войсками ее друзей и союзников в течение этой войны. Крепости Глац, Везель и Гельдрес передаются его вел. кор. Пруссии... Его вел. прус. кор. отведет в тот же срок свои войска из всех земель и государств Германии, которые не находятся под его владычеством и... эвакуирует и возвратит все государства, земли, города, местечки и крепости его вел. кор. польскому, курфюрсту Саксонии в соответствии с мирным договором, который заключен в тот же день между их вел. королями Пруссии и Польши...

Ст. XIII. [О решении подписать торговый договор].

Ст. XVII. Его вел. король Польши, курфюрст саксонский, присоединяется к этому миру, на основе мирного договора, который упомянутое вел. заключил в тот же самый день с его вел. королем Пруссии.

Пономарев, М. В. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Практическое пособие для вузов / М. В. Пономарев, С. Ю. Смирнова. – М., 2000. – Т. I. – С. 247–248.


Тема 14

 


Война за независимость североамериканских колоний

И образование США

 

Занятие № 1

1. Освоение Нового Света англичанами, голландцами и французами в XVII веке.

2. Типы и формы английских колоний, методы их заселения, социальная стратификация общества.

3. «Краснокожие», «чернокожие» и «бледнолицые»: история насилия (проблемы взаимоотношений).

4. Нарастание противоречий между колониями и метрополией в 50–70-е годы XVIII в.

 

Занятие № 2

1. Декларация независимости и идеи Просвещения в американской революции (анализ текста).

2. Конституция 1787 г. и образование США.

3. Доклады: «Отцы-основатели» США (Д. Вашингтон, Т. Джеферсон, Б. Франклин).

 

Источники

Декларация независимости США // Сайт исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/ Etext/indpndnc.htm (дата обращения: 02.07.2015).

Конституция США 1787 г. // Сайт исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/ Etext/cnstUS.htm (дата обращения: 02.07.2015).

Акт английского парламента I2.IV.1750 г.о производстве и вывозе железа в колониях в Америке // Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII–XVIII вв. / Под ред. В. Г. Сироткина. – М., 1990. – С. 103–104.

Прокламация короля Георга III о запрещении колонизации земель за Аллеганскими горами (7.Х.1763 г.) // Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. / Под ред. В. Г. Сироткина. – М., 1990. – С. 103–104.

Учреждение бостонского комитета связи (2.ХI.1772 г.) // Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. / Под ред. В. Г. Сироткина. – М., 1990. – С. 105.

Петиция рабов о свободе (1773 г.) // Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. / Под ред. В. Г. Сироткина. – М., 1990. – С. 104–105.

Томас Джефферсон. Из брошюры «Общий обзор прав британской Америки» (июль 1774 г.) / Американские просветители. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1969. – Т. 2. – С. 8–9.

Декларация дворам Лондонскому, Версальскому, и Мадридскому (декларация Екатерины II вооруженного нейтралитета) 28.02.1780 г. // Пономарев, М. В. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Практическое пособие для вузов. / М. В. Пономарев, С Ю. Смирнова. – М., 2000. – Т. I. – С. 248–249.

Парижский мирный договор между Англией и США 1783 г. // Пономарев М. В. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Практическое пособие для вузов. / М. В. Пономарев, С. Ю. Смирнова. – М., 2000. – Т. I. – С. 249–251.

 

Обязательная литература

Асташин, В. В. История международных отношений и внешней политики России: учеб. пособие / В. В. Асташин. – Ростов-на-Дону, 2010. – С. 15–34, 120–134.

Протопопов, А. С. История международных отношений и внешней политики России (1648–2010): учебник / А. С. Протопопов, В. М. Козьменко, М. А. Шпаковская. 3-е изд., испр. и доп. – М., 2012. – С. 12–65.

Ревякин, А. В. История международных отношений:  учебник для вузов. В 3 т. – Т. 1. От Вестфальского мира до окончания Первой мировой войны / [А. В. Ревякин, Н. Ю. Васильева]; под ред. А. В. Торкунова [и др.]. – М.: Московский гос. ин-т международных отношений (ун-т) МИД России, 2012. – С. 5–38.

 

Дополнительная литература

(по выбору студентов)

Браун, Д. Схороните моё сердце у Вундед-Ни. История покорения Запада, рассказанная индейцами / Д. Браун. – М., 1987.

Брустин, Д. Американцы: колониальный опыт / Д. Брустин. – М.: «Прогресс» - «Литера», 1993. – 480 с. URL: http://litralib.ru/hystory/17-amerikancy-kolonialnyy-opyt.html (дата обращения: 02.07.2015).

Брустин, Д. Американцы: национальный опыт / Д. Брустин. – М.: «Прогресс» - «Литера», 1993. – С. 15–56, 73–88, 98–123; 224–256, 302–322, 475–502.

Гаджиев, К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура / К. С. Гаджиев. – М., 1990.

История внешней политики и дипломатии США 1775–1877. – М., 1994. – С. 23–78.

Словарь американской истории с колониальных времен до первой мировой войны. – М.; СПб., 1997.

Токвиль, А. Демократия в Америке А. Токвиль. – М., 1992.

 

Методические рекомендации

Цель первого занятия в раскрытии специфических исторических условий, в которых формируется американское общество в Раннее Новое время. При раскрытии содержания первого вопроса необходимо объяснить, почему английская колонизация Северной Америки оказалась исторически более перспективной, чем французская, голландская и испанская. Какие модернизационные процессы обусловили специфику английской колонизации? Во втором вопросе объясните феномен эмансипированного североамериканского общества, отличавшегося большей степенью социально-политической и экономической свободы и ответственности от современных ему европейских. Учитывайте, что коренной особенностью английских колоний в Америке являлось качественно малое количество феодальных пережитков, препятствующих развитию буржуазных отношений. Перечислите типы и формы колонизации, покажите социальную структуру американского общества. Обратите внимание на раннюю хозяйственную специализацию колоний, на специфические особенности фермерского и плантационного хозяйства в Северной Америке. Особенности американского менталитета раскройте в сопоставлении демократических идей американского просвещения, буржуазной социальной практики и острейшей расовой дискриминации в отношении индейцев и чернокожих.

Рассматривая вопрос о нарастании противоречий между колониями и метрополией в середине XVII века, покажите роль и место североамериканских колоний в мировой капиталистической системе и в меркантилистской экономической доктрине английских правящих кругов. В чем были позитивные и негативные последствия Семилетней войны для Англии и для колоний? На основании источников, законов и парламентских актов 60-70-х гг. характеризуйте комплекс дискриминационных мер английского правительства по отношению к колониям.

Второе занятие посвящено происхождению и эволюции идеологии и институтов американской буржуазной демократии. Оно методически ориентировано на углубленное изучение источников – «Декларации независимости» и конституции США 1787 г. Работая с Декларацией независимости, в первую очередь обратите внимание, как на идеологию текста повлияла просветительская концепция общественного договора. Какие иные просветительские идеи проявились в ней? Проанализируйте взаимосвязь текста с английской политической традицией – что сближает Декларацию с Великой Ремонстрацией времен английской буржуазной революции? Что сближает Декларацию независимости с Декларацией прав человека и гражданина XVIII века? Обратите внимание на то, что в политической культуре XVIII века в качестве полноправного человека рассматривался только белый, дееспособный и социально благополучный мужчина; к женщинам эти положения относились в меньшей степени, а к индейцам и неграм не относились вообще.

При изучении американской конституции определите влияние на нее учения о разделении властей Монтескье и воззрений других просветителей. Постарайтесь понять, почему американская конституция стала матрицей для всех буржуазных конституций нового времени, до сих пор является действующей основой законодательства США. Для этого детально рассмотрите действие механизма разделения, баланса и взаимоконтроля законодательной, исполнительной и судебной властей. Выделите основные функции, права и обязанности Конгресса США, президента, Верховного суда. Объясните, чем было обусловлено принятие Билля о Правах, основных поправок к американской конституции. На американском материале XVIII века покажите основные принципы федерализма.

В конце занятия студентам предлагаются доклады об «отцах-основателях» США. Подведите исторические итоги и дайте историческую оценку войне за независимость США. Ответьте на вопрос: можем ли мы считать данный исторический процесс буржуазной революцией? Обоснуйте ответ.

 

Документы










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 427.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...