Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Законодательства РФ об охране труда
Статья 20 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской федерации» определен государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда осуществляют органы надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции в соответствии с положениями об этих органах и в порядке, установленном федеральным законодательством.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий. Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда. Работник обязан: 1. Соблюдать требования охраны труда, установленными законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда. 2. Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты. 3. Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказывать первую помощь при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировкунарабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. 4. Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления). 5. Проходит обязательные предварительные (( при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
Законодательная (организационная) часть охрана труда рассматривает вопросы организации работ по охране труда и законодательство по охране труда. Производственная санитария и гигиена труда - защита работников от воздействия вредных факторов и разработка профилактических мероприятий. Инженерные основы производственной безопасности - защита от воздействия опасных воздействий их факторов. Цель – планирования работы по охране труда состоит в определении приоритетных направлений, сроков, этапов и способов обеспечения требований действующего законодательства и подзаконных актов. Планирование работы по охране труда строится на основе принципов: комплексности, предполагающей взаимосвязь планов по охране труда с другими планами организации; предпочтительности, состоящей в выборе ведущего направления среди планируемых мероприятий и достижения на этой основе рационального распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов; непрерывности, предполагающей учет изменения целей и новых возможностей их достижения; единства структуры планов, заключающегося в упорядочении отдельных планов и их разделов, когда каждый план, с одной стороны, рассматривается как совокупность планов нижестоящих уровней, а с другой – как часть вышестоящих планов (если таковые в организации существуют). Исходными данными для разработки планов по охране труда служат данные учета и отчетности, материалы проверок и прочее. Среди них: результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (если они проводились), либо другая документация, содержащая формализованные сведения о рабочих местах; статистические сведения об условиях труда, производственном травматизме, временной нетрудоспособности пострадавших при несчастных случаях на производстве и затратах на мероприятия по охране труда; предписания органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда; организациоонно-распорядительные документы самого предприятия. Планирование охраны труда целесообразно строит с учетом следующих показателей: численности работающих, которых планами предусматривается проведение состояния условий труда в соответствии с требованиями и нормами охраны труда; сокращение численности занятых на работах с вредными условиями труда, на тяжелых физических работах; учета количества зданий и сооружений, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту в целях проведения состояния условий труда в них в соответствие с требованиями и нормами охраны труда, либо выводу их из эксплуатации в связи с невозможностью дальнейшего использования. Мероприятия, включаемые в план, можно условно подразделить на три уровня приоритетности. Мероприятиями исходного, первого уровня являются: совершенствование технологических процессов, замена процессов, и операций, связанных с возникновением опасных и вредных производственных факторов, процессами и операциями, при которых указанные факторы отсутствуют или обладают меньшими уровнями воздействия; модернизация и замена производственного оборудования при его несоответствии требованиям безопасности; сокращение численности работников, участвующих в технологических процессах за счет автоматизации и комплексной механизации производства; внедрение автоматического и дистанционного управления процессами и производственным оборудованием; сокращение либо исключение ручного труда; замена используемых в технологии вредных веществ безвредными. В случае, если внедрение названных, наиболее приоритетных мероприятий не возможно, либо они не обеспечивают требуемой безопасности труда на рабочем месте, в планы работы по охране труда должны быть включены мероприятия следующего уровня: устранение непосредственного контакта работающих с материалами, биологическими объектами и отходами производства, оказывающими на работающих вредное воздействие; применение механических устройств и средств коллективной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов; герметизация производственного оборудования для предотвращения выбросов вредных веществ в рабочую зону и в атмосферу; использование систем автоматического контроля и сигнализации о наличии и возникновении опасных и вредных производственных факторов, нанесение на производственное оборудование и коммуникации опознавательной краски и знаков безопасности; применение систем и устройств, обеспечивающих поддержание условий внешней среды в пределах допустимых мер и уровней; современное удаление источников опасных и вредных производственных факторов; совершенствование обучения и пропаганды охраны труда; введение рациональных режимов труда и отдых с целью профилактики монотонности, ограничения тяжести труда; организация текущего контроля за соблюдением за работающими требований безопасности; соблюдение требований безопасности по размещению производственного оборудования, коммуникаций на рабочих местах и производственных объектах в ходе проектирования и реконструкции таких объектов через экспертизу проектной документации. Нелишне напомнить, что последняя мера является неотъемлемой частью плановых работ, в том числе и в структуре планов строительства и реконструкции объектов производственного назначения. Ну, и мероприятия последнего, заключительного и всегда обязательного уровня включают: Применение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов; Обеспечение лечебно-профилактического, санитарно-бытового обслуживания работающих, соблюдения режима труда и отдыха, предоставление компенсаций. Что касается методической основы планирования, то положение в настоящее время таково. Большинство из действующих федеральных законов субъектов РФ предусматривают программно-целевой подход в разрешении проблем экономического и социального развития. Это означает, что ныне входу два вида плановых документов. Применительно к охране труда они именуются либо как «План мероприятий по охране труда» либо «Программа улучшения условий и охраны труда». Разработка первого ведется в соответствии с Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда», утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 27.02. 1995 №11, второго – согласно « Рекомендациям по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях», переданным к использованию через письмо Минтруда РФ от 05.01.1996 № 13-13. С точки зрения сугубо практической предпочтение пока отдается планам, поскольку они накрепко соединены с другими институтами взаимодействия работодателя и работников – с коллективным договором. Весь объем планируемых работ встраивается в Соглашение по охране труда, являющегося неотъемлемой частью коллективного договора.
2.2 УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно- профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих. В условиях рыночной экономики значимым элементом системы управления безопасности труда является разработка экономических механизмов регулирования и стимулирования деятельности по обеспечению соблюдения требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда. Основными задачами управления безопасностью труда являются: создание системы законодательных и нормативных правовых актов в области безопасности труда; надзор и контроль за соблюдение законодательных и нормативных правовых актов; оценка и анализ условий и безопасности труда, заключающийся в аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации производств на соответствие требованиям охраны труда; анализ состояния травматизма и заболеваемости, расследовании и учет несчастных случаев на производстве; обучение и инструктирование работающих правилам и требованиям безопасности; разработка мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению норм и правил безопасности труда.
Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда, Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУОТ), за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура.
2.2.1 Правовые, нормативные основы безопасности труда
Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами. По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов. Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой либо области права, в частности в области охраны труда. Законодательный акт по охране труда – это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом. Нормативный правовой акт по охране труда – это акт устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом. Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон « Об основах охраны труда в Российской Федерации», Трудовой кодекс Российской Федерации. Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств. Нормативные правовые акты согласно постановлению Правительства РФ «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» от 23 мая 2000 г. № 399) в соответствии с перечнем, представленные в табл. 2.1
По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней. 1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например, Министерство труда и социального развития).
2. Межотраслевые акты, во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разрабатываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.
Таблица 2.1. Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих нормативные требования охраны труда
3. Акты субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда применительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации. 4. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрасли (металлургической, химической, лесозаготовительной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами, ведомствами или другими уполномоченными органами (например, Ростехнадзором, Госсанэидемнадзором и др.) применительно к конкретной отрасли. 5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкретном предприятии (приказы, решения, инструкции). Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня, Так отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные – единым и межотраслевым, предприятий – отраслевым.
2.2.2 Основные законодательные акты по безопасности труда
Федеральный закон « Об основах охраны труда в Российской федерации» (далее Закон) определяет основные направления государственной политики в области охраны труда которыми являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности; распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей. Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов. Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций. Основные положения установленного Законом порядка регулирования в области охраны труда заключается в следующем: определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия; установление обязанностей работодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников по выполнению требований безопасности; проведение обучения и инструктажа работников охране труда и проведение медицинских осмотров; определение ответственности работодателя за вред, причиненный работнику трудовым увечьем, ответственности за невыполнение нормативных правовых актов по охране труда; предоставление льгот и компенсаций работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда; определение основных функций и ответственности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.
Статья 8 Закона, в которой определяются права работника и говориться, что работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением им своих обязанностей; на достоверную информацию от работодателя о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте, о существующем риске а также о принятых мерах по его защите; на обеспечение СКЗ и СИЗ, на обучение безопасным методам труда за счет средств работодателя. Обязанности работодателя определены статьей 14 Закона. Работодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых сырья и материалов, эффективную эксплуатацию СКЗ и СИЗ, которые он должен предоставить работникам при необходимости, обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, установленный законодательством. Работодатель не имеет права применять новые сырью и материалы, не прошедшие экспертизу их влияния на человека (ст.21 Закона). При обнаружении у работников признаков профессионального заболевания или ухудшения здоровья из-за воздействия ОВПФ работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу, не связанную с воздействием ОВПФ (ст.9 Закона). Работник имеет право отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности. Обязанности работника определены статьей 15 Закона. Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, применять средства индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренные инструкциями, проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, он обязан немедленно извещать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Статья 12 Закона определено что, в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда. При меньшей численности решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности организации. Работник не несет расходов на финансирование по улучшению условий и охране труда. Финансирование этих мероприятий в организации (кроме федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 % суммы затрат на производство продукции, а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не 0,7 % эксплуатационных расходов. Трудовой кодекс Российской Федерации (Кодекс).В Кодексе также нашил существенное отражение вопросы охраны труда. В нем констатируется, что каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на обязательное социальное страхование, на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, и ряд других. Вопросам охраны труда посвящен специальный раздел Х «Охрана труда», в котором законодательно определены: обязанности работодателя и работника по обеспечению безопасных условий труда; медицинские осмотры некоторых категорий работников (работающих на транспортных предприятиях, лесной промышленности и деревообрабатывающих предприятиях и лесном хозяйстве и др., подвергающиеся воздействию ОПВФ); необходимость соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда; права работников на охрану труда и гарантии такого права; обязанности работников, в том числе руководителей проходить обучение и проверку знаний по охране труда; несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию, обязанности работодателя при несчастном случае, порядок расследования несчастных случаев, оформление материалов расследования и рассмотрение разногласий по материалам расследования. В кодексе регулируется труд работников в возрасте до 18 лет, устанавливаются льготы и ограничения. Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными и травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию (игорном бизнесе, ночных клубах, в транспортировке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после обязательного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру. Учащиеся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений до 15 могут быть приняты только на легкую работу, не причиняющую вреда здоровью, не нарушающую процесса обучения. Они могут быть приняты на работу только по достижению 14 лет с согласия родителей. Правовые акты по безопасности труда.Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ). Система стандартов безопасности труда, утверждаемая Госстандартом России, является основным видом нормативных правовых актов по безопасности труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ) — комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности труда. Это одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Структура Госта 12.(0-4).005-90 на рис. 2.1, которая собой представляет многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда. Этой системой стандартизованы требования безопасности, введен раздел «Требования безопасности» во все виды проектной документации на серийно выпускаемую продукцию, а также в рабочую конструкторскую и технологическую документацию.
ГОСТ 12. (0 – 4). 005 – 90 ССБТ
шифр системы БТ год издания
код группировки порядковый №
Рисунок 2.1. Структура ГОСТа
ССБТ включает в себя несколько подсистем.
Код группировки: 0: организационно-методические – устанавливают цель, задачи, структуру ССБТ, область распространения, особенности согласования стандартов ССБТ, терминологию, дают классификацию ОВПФ, принципы организации работ по безопасности труда промышленности. Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда; контроль состояния условий труда; планирование работ по безопасности труда; порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда. 1 Стандарты требований и норм по видам ОВПФ и их ПДУ, методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов. 2 Стандарты требований безопасности к оборудованию – устанавливают общее требование к отдельным видам производственного оборудования, методы контроля выполнения этих требований. 3. Стандарты требований безопасности к производственным процессам - устанавливают общее требование к отдельным производственным и технологическим процессам, методы контроля выполнения этих требований. 4. Стандарты требований безопасности к системам защиты – устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним. 5. Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям - устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям. В государственной системе стандартизации ССБТ относится к 12 –му классу. Например, ГОСТ 12.1. 005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» входит в подсистему 1, имеет порядковый номер 5 в подсистеме и утвержден в 1988 г. Кроме ГОСТов ССБТ к нормативным правовым актам в области безопасности труда относятся: гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные нормы и правила (СанПиН) Госкомсанэпиднадзора России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России; документация Госэнергонадзора России, например, правила устройства электроустановок (ПУЭ), правила безопасности Ростехнадзора, межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минтруда России, межотраслевые организационно- методические документы (положения, методические указания (МУ), методические руководства (МР), рекомендации, которые принимаются Правительством России, органами надзора и контроля за безопасностью и охраной труда. Отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандартами (ОСТ) и отраслевыми организационно-методическими документами.
2.3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА 2.3.1Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти. Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством РФ. Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществления отдельных функций нормативного правого регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду. Управление безопасностью труда осуществляется управляющими органами несколько уровней: федеральным, отраслевым, региональным, предприятий. В соответствии С Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской федерации» управление охраной труда осуществляется органами исполнительной и законодательной власти субъектов федерации и в территориальных подразделениях Минтруда России. Местная администрация в соответствии с Федеральным законом « О местном самоуправлении в Российской Федерации» обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах. Важнейшим органом управления безопасностью труда являются служба охраны труда предприятия, которая осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности, определенных законодательными и нормативно правовыми актами, организует работу по улучшению условий и охране труда на предприятии. В организациях по инициативе работодателя и (или) работников создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду.. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах проверок, сбор предложений по охране труда.
Важнейшей функцией системы управления безопасностью труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства и нормативных правовых катов. Надзор и контроль за охраной труда осуществляется через государственный надзор и ведомственный контроль. Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) при Минтруде России является основным органом государственного надзора и контроля. В подчинении Рострудинспекции находятся государственные инспекции труда субъектов РФ и межрегиональные инспекции. Система Федеральной инспекции труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности. В соответствии с распоряжением Администрации Президента и аппарата Правительства Российской Федерации от 06.08.04 №1363/1001 вновь создана служба приобрела новое сокращенное название – «Ростехнадзор» взамен Госгортехнадзора, в состав которой входит Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Атомнадзор). Ростехнадзор осуществляет надзор и контроль за правильностью устройства и безопасной эксплуатации установок, являющихся источниками ионизирующих излучений; устройством и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов, сосудов под давлением, а также за безопасном ведением работ при разработке полезных ископаемых. Государственный санитарный и эпидемиологический надзор Министерства здравоохранения РФ (Госсанэпиднадзор) осуществляет надзор за соблюдением предприятиями, организациями, учреждениями гигиенических и санитарных норм и правил. Государственный энергетический надзор России (Госэнергонадзор)осуществляет надзор за правильностью устройства и безопасностью эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок. Пожарный надзор России (Роспожнадзор) осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий. Перечисленные надзорные организации, так же как Рострудинспекция, построены по территориальному признаку. Представители указанных органов имеют право: беспрепятственного доступа на подведомственные объекты; на получение от органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий, организаций, и учреждений всей необходимой для их работы информации; выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для исполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ об административных правонарушениях порядке штрафы; приостанавливать работу отдельных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.
Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации работает во взаимодействии с перечисленными органами надзора. Она осуществляет контроль за опасными и вредными видами работ, определяет список производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются дополнительные отпуска, льготы и компенсации, осуществляет организационно-методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда и контроль за ее результатами, сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, организациях и учреждениях этот контроль осуществляет служба охраны труда предприятий, а при их отсутствии (при небольшой численности работников) - инженеры по охране труда либо лица, на которых по приказу возложено исполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляют профсоюзы, в частности профсоюзные комиссии. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) трудового коллектива, которые осуществляют общественный контроль. Виды контроля условий и охраны труда могут быть выборочные, сплошные, аттестационные, плановые, внеплановые, целевые, комплексные. Вне плановые проверки осуществляются службой охраны труда в связи с разными отказами, авариями, происшествиями. Целевые проверки проводятся, как правило, в масштабах всего производства. При их проведении контролируется определенного вида производственное оборудование или средства коллективной защиты (например, вентиляция, освещение). Комплексные проверки проводятся в масштабах отдельного производственного участка, при этом контролируются на соответствие требования безопасности все виды оборудования, технологических процессов, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояние строительных конструкций помещения (цеха).
2.3.2Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда Порядок обучения по охране труда и проверки знаний является важнейшим инструментом обеспечения безопасности труда. Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, том числе ее руководитель. Обучение безопасности труда осуществляется при получении образования в высших и средних специальных учебных заведениях, в систем профессиональных училищ. Для этого в образовательные программы учебных заведений введены такие обязательные общепрофессиональные дисциплины, как «Безопасность жизнедеятельности» и «Охрана труда». Кроме того, обучение руководителей и специалистов осуществляется через систему повышения квалификации. На предприятии проводится периодическое обучение работников по вопросам охраны труда. Инструктажи являются важными в обеспечении безопасности труда. Согласно ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ предусмотрено проведение пяти видов инструктажа: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой. Вводный инструктаж — все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровне, проходящие в организации производственную практику. Другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателя (или уполномоченным им лицом). Первичный — ознакомление с конкретными видами безопасности труда на данном предприятии на данном рабочем месте, проводит руководитель работ по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации. Повторный — повторить информацию первичного инструктажа, периодичностью 1 раз в полгода, проводит руководитель работ по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте. Внеплановый — проводится руководителем работ в том случае, когда имеют место изменения в техническом и технологическом процессах при поступлении нового оборудования, после того как произошел несчастный случай и при перерывах в работе, более 30 календарных дней, а для остальных работ более двух месяцев. При регистрации внепланового инструктажа в журнале указывают причину его проведения. Целевой — при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы: при проведении экскурсий на предприятии, в организации, массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.) - проводит руководитель работ. Работник, проводивший инструктаж и инструктируемый (инструктируемые) подписываются в наряде- допуске, с указанием времени (в часах) и даты начала работы, а при работе на электролиниях и в электроустановках указывается и время окончания работы – в часах и минутах. Проверка знаний является необходимой составляющей обучения и инструктажа. Проверка знаний, полученных в результате обучения и повышения квалификации, осуществляется в виде экзаменов, зачетов, тестов. Результаты инструктажа проверяются устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Лица показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются и обязаны вновь пройти обучение или инструктаж. Инструкция по охране труда - это нормативный акт устанавливающий требования по охране труда при выполнении в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках, и иных местах, где производятся работы или выполняются служебные обязанности. Инструкции могут разрабатываться как для отдельных профессий и на отдельные виды работ (вальщика леса и лесоруба, оператора лесохозяйственных машин, сбор лесных семян, плодов, шишек; тушение лесных пожаров и др.). Разработчиком инструкций на участках и цехах является его руководитель. Учет наличия инструкций и контроль их современного пересмотра осуществляет служба охраны труда предприятия. Министерствами и ведомствами могут разрабатываться типовые инструкции по охране труда для работников основных профессий. В этом случае инструкции на предприятии разрабатываются на основе типовых инструкций. 2.3.3Аттестация рабочих мест по условия труда и сертификация производственных объектов на соответствие требования Охраны труда
Аттестация рабочих мест по условиям труда – система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, для подтверждения или отмены права предоставления компенсации и льгот работникам занятым на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда. Правовой основой для аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда является: постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. за № 485 «О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты»; постановление Минтруда России от 20 июня 1994 г. № 49 «О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда; постановление Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда является одним из организационных методов обеспечения безопасности труда, контроля и экспертизы условий труда, основой сертификации предприятия на соответствие требованиям охраны труда . Проведение аттестации рабочих мест определяется Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» Минтруда России и включает: гигиеническую оценку существующих условий и характера труда; оценку травмобезопасности рабочих мест; оценку обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. По результатам инструментальных измерений уровня вредных факторов на рабочем месте определяется класс условий труда (безопасные, вредные, опасные) и степень (1, 2, 3, 4 степени) вредных условий труда по гигиеническим критериям (см. раздел). По результатам обследования рабочего места на соответствие оборудования, инструмента, средств обучения и инструктажа требованиям нормативных и правовых актов определяется класс условий труда по травмобезопасности (оптимальный, допустимые, опасные). По результатам исследований характера труда определяется класс труда по степени тяжести (легкий, средней тяжести, тяжелый трех степеней) и напряженности (оптимальный, допустимый, напряженный трех степеней) трудового процесса. Результаты оценок оформляются актами и протоколами установленной формы. Аттестация проводится специально созданной аттестационной комиссией, которая оформляет результаты своей работы общим протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда, к которому прилагаются все материалы аттестации и план мероприятий по улучшению условий труда. Основным выводом по результатам аттестации каждого рабочего места является заключение о том, аттестовано или не аттестовано рабочее место на соответствие требованиям охраны труда. План мероприятий включает перечень необходимых мер, которые необходимо выполнить на предприятии, в подразделении для улучшения условий и охраны труда. План мероприятий передается руководителю предприятия на утверждения. В выводах аттестационной комиссии могут содержаться дополнительные предложения (о повторной аттестации, о приостановке работы на отдельных рабочих местах или ликвидации отдельных рабочих мест, о совершенствовании организации работ по улучшению условий труда и др.). Результаты аттестации могут быть использованы для: планирование и проведение мероприятий по охране и улучшению условий труда; обоснование предоставления льгот и компенсаций работникам (доплаты к тарифной сетке, выдача молока и лечебно-профилактического питания, продолжительность рабочей недели и отпуска, льготное пенсионное обеспечение, режимы труда и отдыха, периодичность медицинских осмотров, возможность использование труда некоторых категорий работающих – женщин, молодежи и др.); решения вопроса о связи заболевания с профессией и установление диагноза профзаболевания; решения вопроса о прекращении эксплуатации отдельного рабочего места, подразделения; составление статической отчетности по охране труда; применения административно-экономических санкций к должностным лицам, виновным в нарушении условий труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится 1 раз в 5 лет. Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции помещения, а также по требованию органов государственной экспертизы условий труда. Сертификация производственных объектов на соответствие требований по охране труда только начинает внедрятся в практику управления охраной труда и ее основой является аттестация рабочих мест по условиям труда. Сертификация возложена на органы государственной экспертизы условий труда Минтруда России и его территориальных подразделений, а также на уполномоченные ими организации, имеющие лицензию. Устанавливают три категории сертификата безопасности: категория I – аттестовано не менее 90% имеющихся рабочих мест, на остальные представлены документы, обеспечивающие их переаттестацию в течение 6 месяцев после выдачи сертификата; категория II - аттестовано не менее 75% имеющихся рабочих мест, а на переаттестацию остальных отводиться 1 год; категория III - аттестовано не менее 50 % имеющихся рабочих мест, а на переаттестацию остальных отводиться 2 года. Для получения сертификата любой категории обязательно необходимо выполнить еще ряд условий, а именно; иметь службу охраны труда, программу мероприятий по улучшению условий охраны труда и положительное заключение от территориальных органов надзора; регулярно проводить обучение работающих по охране труда. Сертификация проводится по специальной процедуре в несколько этапов.
2.3.4Расследование и учет несчастных случаев на производстве И анализ травматизма
1. Несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания 1.1. Статистика в области охраны труда. 1.2. Понятие несчастного случая на производстве. Понятие профессионального заболевания. 1.3. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, которые не являются групповыми, тяжелыми, со смертельным исходом. 1.4. Порядок расследования, оформления и учета профессиональных заболеваний. 1.5. Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших на производстве. 1.6. Действия работников при возникновении аварий, несчастных случаев, пожаров и других происшествий. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Критерии, позволяющие классифицировать травму на производстве как производственную (несчастный случай на производстве), порядок проведения расследования и учета несчастных случаев определены в «Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» разработано в соответствии со статьей 229 Трудового кодекса Российской федерации (далее - ТК). В соответствии с этим Положением расследуются и подлежат учету несчастные случаи на производстве повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, если они произошли: в течение рабочего времени на территории организации или вне ее (включая установленные перерывы), а также во время, необходимое для проведения в порядок орудий труда, одежды и т.п. перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни; при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо на личном транспорте при наличии соответствующего договора о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно; при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель сменщик на автотранспортном средстве); при работе вахтово-экспедиционным методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время; при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера; при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая. Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев. Поэтому работодатель обязан в течении суток сообщить о несчастном случае в исполнительный орган социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя). Первоочередные меры при несчастном случае. О несчастном случае пострадавший или очевидец сообщает не посредственному руководителю работ, который обязан организовать первую помощь, сообщить работодателю о несчастном случае, сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если, конечно, это не угрожает жизни и здоровью людей и не приведет к аварии. В случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку с помощью схем и фотографий и т.п. При групповом несчастном случае (2 человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течение суток по форме, утвержденной Минтрудом России, обязан сообщить об этом в территориальное подразделение Рострудинспекции, в прокуратуру по месту происшествия, в орган исполнительной власти субъекта РФ, в ведомственный орган по принадлежности организации, в организацию, которая направила работника в организацию, и ряд других. Расследование несчастного случая проводит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в состав комиссии представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где произошел несчастный случай, запрещается. Состав комиссии утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом. Пострадавший может принять участие в расследовании несчастного случая. Комиссия оп результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по специальной форме (форма Н-1) двух экземплярах, для застрахованных – в трех. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника на другую работу на один и более или потерю трудоспособности на тот срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности, он утверждается руководителем и заверяется печатью. В трехдневный срок после утверждения акта работодатель обязан выдать один экземпляр пострадавшему, а при смерти пострадавшего – родственникам погибшего или их доверенному лицу (по требованию). Второй экземпляр акта хранится в течение 45 лет в организации по основному (кроме совместительства) месту работы (учебы, службы) пострадавшего на момент несчастного случая. Групповые, тяжелые и смертельные несчастные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителей работодателя, органа исполнительной власти субъекта РФ и профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа, а кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании. Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение. Правильно оформленный акт по форме Н-1, а также другие перечисленные документы являются одним из основных материалов, которые рассматриваются при определении размеров возмещения работодателем вреда, причиненного пострадавшему, установлении категории инвалидности, размеров страховых выплат, судебных разбирательствах. Если при расследовании несчастного случая, произошедшего с застрахованным, установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью способствовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или уполномоченного застрахованным органа комиссии определяет степень вины (в процентах). В этом случае размер страхования выплат соответственно снижается, но не более чем на 25 %. Анализ производственного травматизма является одним из инструментов управления охраной труда. Критериями состояния охраны труда являются такие показатели, как показатель частоты травмирования Кч , показатель тяжести травматизма Кт, показатель нетрудоспособности К н , показатель частоты несчастных случаев с летальным (смертельным ) исходом К л. Показатель Кч характеризует число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный период времени (обычно за год):
Кч = (2.1.) Показатель Кт характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай:
Кт = (2.2)
Показатель К н комплексно учитывает частоту и тяжесть травм:
К н = Кч Кт = (2.3) Показатель Кл характеризует уровень принудительной смертности на производстве, приходящейся на 1000 работающих: Кл = (2.4) В указанных формулах Т – численность травмированных людей, С – среднесписочное число работающих, Д – суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчастным случаям, N л - число летальных исходов в результате несчастных случаев на производстве. Динамика показателей травматизма и нетрудоспособности определяет тенденцию изменения условий и охраны труда на предприятии и является основанием для выработки управляющих решений для работодателя и вышестоящих организаций управления в области охраны труда.
2.3.5 Ответственность за нарушение требований По безопасности труда Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и правовых нормативных актов по безопасности труда определена в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации, Трудовом кодексе РФ, а также Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе. За нарушения работодатель и должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и субъектов РФ. Дисциплинарная ответственность наступает в тех случаях, когда по вине должностных лиц допускаются нарушения правил и норм по охране труда, которые не влекут за собой тяжелых последствий и не могли бы их повлечь. Дисциплинарная ответственность выражается в объявлении виновному лицу дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, строгий выговор, увольнение). Административная ответственность выражается в наложении штрафа на виновное должностное лицо. Правом налагать штраф обладают руководители государственных инспекций труда (до 100 минимальных размеров оплаты труда), государственные инспекторы по охране труда (до 50 минимальных размеров оплаты труда), органы надзора и контроля. Размер штрафа определяется степенью нарушения правил и норм безопасности и охраны труда. Материальная ответственность возникает, если по вине должностного лица предприятие (организация)понесло материальный ущерб из-за нарушения норм и требований по охране труда. Материальный ущерб возникает, если в результате несчастного случая или профзаболевания, предприятие обязано выплатить пострадавшему, родственникам, органам социального страхования определенную денежную сумму. Эта денежная сумма частично или полностью может быть взыскана с виновных лиц. Кроме материальной ответственности виновных должностных лиц предусмотрена также ответственность предприятия. За невыполнение требований законодательства об охраны труда и предписаний государственных органов надзора и контроля на предприятие налагаются штрафы, размер и порядок наложения которых определяется законодательством РФ и субъектов в составе РФ. Уголовная ответственность возникает, если нарушения норм и правил безопасности труда могли или повлекли за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия. Уголовную ответственность несут лишь те виновные должностные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и здоровых условий труда на соответствующих участках. Виновные могут наказываться лишением свободы на срок до одного года, исправительными работами на тот же срок штрафом до 500 минимальных размеров оплаты труда, увольнение с должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной должностью на срок до 5 лет либо без такого.
2.4 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА
2.4.1 Социально-экономическое значение, экономический механизм и источники финансирования охраны труда Социальное значение охраны труда заключается в содействия росту эффективности общественного производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышение его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости. Социальное значение охраны труда проявляется во влиянии на измерение трех основных показателей, характеризующих уровень развития общественного производства. Рост производительности труда в результате увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения внутрисменных простоев путем предупреждения преждевременного утомления, снижения числа микротравм, уменьшения целодневных потерь рабочего времени по причинам временной нетрудоспособности из-за травматизма, профессиональной и общей заболеваемости. Сохранение трудовых ресурсов и повышение профессиональной активности работающих за счет улучшения состояния здоровья, увеличения средней продолжительности жизни, что сопровождается увеличением трудового стажа; повышения профессионального уровня вследствие роста квалификации и мастерства в связи с увеличением трудового стажа; возможности использования остаточной трудовой активности, опыта и профессиональных знаний пенсионеров на доступных для них работах. Увеличение совокупного национального продукта за счет улучшения указанных выше показателей. Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социального значения охраны труда. Экономическое значения охраны труда определяется результатами изменения социальных показателей, которые определяются следующими экономическими факторами. Повышение производительности труда, а следовательно, и экономических результатов деятельности предприятия за счет создания комфортных условий для трудовой деятельности, например, путемобеспечения оптимальных параметров микроклимата, освещения и световой среды, учета психофизиологических и эргономических особенностей труда, формирования оптимальных режимов труда и отдыха, проведения лечебно-профилактических мероприятий. Увеличение фонда рабочего времени за счет сокращения времени неявки на работу из-за травм и заболеваний. Следует обратить внимание на то, что условия труда существенно влияют не только на профессиональную заболеваемость, но и на возникновение и длительность общих заболеваний. Экономия расходов на льготы и компенсация за работу в неблагоприятных условиях труда. Такие льготы и компенсации, как сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, связаны со значительными трудовыми потерями и сопровождаются выплатами больших денежных сумм за фактически не отработанное время. Такие разновидности льгот и компенсаций, как повышенные тарифные ставки, льготные пенсии, лечебно-профилактическое питание, бесплатная выдача молока, также требуют больших денежных средств. Создание условий, соответствующих допустимым нормативным требованиям, позволяет частично или полностью сократить эти расходы. Снижение затрат из-за текучести кадров по условиям труда. Тяжелый труд, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия труда, монотонность работы и т.п. является немаловажной причиной увольнения работников по собственному желанию. Текучесть рабочей силы наносит существенный экономический ущерб предприятию, т.к. требуются затраты денежных средств на процесс увольнения и найма, процесс обучения и стажировки вновь поступившего на работу. При этом до приобретения необходимого опыта и навыков производительность труда вновь поступившего на работу не велика. Экономический механизм управления охраной труда заключается в следующем: планирование и финансирование мероприятий по охране труда; обеспечение экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и внедрение более совершенных средств охраны труда; обеспечение экономической ответственности работодателя за опасные, вредные и тяжелые условия труда; за выпуск и сбыт продукции, не отвечающей требованиям охраны труда; за вред, прич |
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |