Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Профессиональной деятельности




СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие …………………………………………………………….7

Введение …………………………………………………………….......9

1 Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1.1 Основные задачи решаемые в БЖД………………………………11

1.2 Основные понятия и определения ………………………………..12  1.3 Таксономия опасностей……………………………………………13

1.4 Номенклатура опасностей ………………………………………...14    1.5 Идентификация опасностей ………………………………………15

1.6 Причины и следствия …………………………………………….15                                            1.7 Концепция приемлемого риска…………………………………....18

1.8 Принципы и методы и средства обеспечения безопасности

 и  жизнедеятельности………………………………………………20

2. Охрана труда…………………………………………………………23

2.1.1 Основные понятия и определения………………………………24

2.1.2 Классификация негативных факторов в системе

“ человек и среда обитания» (ОПФ и ВПФ)………………………….25

2.1.3 Правовое обеспечение БЖД на производстве………………….27

2.1.4 Законодательство РФ…………………………………………….28

2.1.5 Надзор и контроль по охране труда…………………………….30

2.2 Управление безопасностью труда………………………………...34

2.2.1 Правовые, нормативные основы безопасности труда…………34                                                                           2.2.2 Основные законодательные акты по безопасности труда……..37

2.3 Организационные основы безопасности труда…………………..43

2.3.1 Органы управления безопасностью труда, надзора и

   контроля за  охраной труда………………………………………43

2.3.2 Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда….46

2.3.3 Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие по охране труда…………………………………………………………………….48

2.3.4 Расследование и учет несчастных случаев на производстве, анализ травматизма…………………………………………………………….50

2.3.5 Ответственность за нарушение требований по безопасности труда…………………………………………………………………….54

2.4 Экономические механизмы управления безопасностью труда…55

2.4.1 Социально-экономическое значение, экономический

механизм источники финансирования………………………………..55

2.4.2 Экономические последствия (ущерб) от травматизма и профзаболеваний…………………………………………………… . 58

2.4.3 Экономический эффект мероприятий по улучшению условий и охраны труда……………………………………………………………60

2.4.4 Экономическая эффективность по улучшению условий и охраны труда……………………………………………………………62

3 Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды ……………………………………………..64

3.1 Классификация негативных факторов……………………………64

3.2  Пыль и ее влияние на организм человека………………………..73

3.3 Биологические опасности (факторы)……………………………. 83

3.4 Социальные опасности …………………………………………. 100

3.5 Инфразвук…………………………………………………………104

3.6 Ультразвук………………………………………………………...105

3.7 Электромагнитные поля………………………………………….107

3.8 Ионизирующее излучение………………………………………..109

4 Производственная санитария ……………………………………...113

4.1 Производственный климат помещений…………………………113

4.2 Производственное освещение …………………………………..124

4.3 Производственный шум …………………………………………134

4.4 Производственная вибрация …………………………………….140

4.5 Электробезопасность …………………………………………… 143

5 Безопасность труда в лесном хозяйстве…………………………..158

5.1 О состоянии производственного травматизма на

 предприятиях промышленности РФ………………………………..158

5.2 Общие требования………………………………………………..161

5.2.1 Требования безопасности к производственным площадкам...162

5.2.2 Требования к размещению производственного оборудова-

ния и организации рабочих мест…………………………………….164

5.2.3 Требования к исходным материалам, заготовкам, полуфа-

   брикатам, готовым изделиям, отходам производства их  

   хранению и транспортированию……………………………….166

5.2.4Требования безопасной организации производст-

венных процессов………………………………………………….….168

5.2.5 Меры безопасности при сборе и обработке семян……………170

5.2.6 Требования безопасности при работах в теплице ……………171

5.3 Требования безопасности при обращении с

ядовитыми  веществами………………………………………….174

5.3.1 Общие сведения о ядовитых веществах и основы работы с                                                                                                                  ними……………………………………………………………………174

5.3.2 Требования безопасности при хранении, отпуске и

    перевозке пестицидов………………………………………......177

5.4 Меры безопасности в лесоустройстве…………………………..180

5.4.1 Безопасность труда при выполнении полевых работ………...180

5.4.2 Меры безопасности при выполнении деревообрабатывающих

    работ…………………………………………………………......196

5.5 Требования и меры безопасности эксплуатации транспорт-

ных и грузоподъемных машин и грузоподъемных средств……198

5.6 Защита при работе сосудами, работающими под давлением... .202

6 Принципы обеспечения безопасности населения и 

территорий в чрезвычайных ситуациях…………………………. 205

6.1 Классификация чрезвычайных ситуаций, терминология

и статистика……………………………………………………… 205

6.2 Возможные последствия чрезвычайных ситуаций…………… 209

7 Пожарная и взрывная безопасность ……………………………. 222

Приложение А. Контрольные вопросы…………………………… 252

Приложение Б. Перечень ключевых слов ………………………… 254

Библиографический список………………………………………… 259

 

 

,

 

Предисловие

Лесное хозяйство это комплекс направлений решающих задачи рационального пользованием лесным фондом, повышению продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения.

Если обратится к неумолимой статистики, касающейся сферы материального производства, то цифры говорят сами за себя: при общем значительном сокращении числа работающих на российских предприятиях лесопромышленного комплекса только численность пострадавших от профессиональных заболеваний выросла почти два раза. В том числе от несчастных случаев пострадало 214518 человек, из них погибло 5425 человек (в том числе 268 женщин и 19 подростков). Материальные потери в связи несчастными случаями выросли в расчете на один случай примерно в два раза.

В лесном комплексе за 2000 г. эти затраты резко возросли.

Вывод напрашивается сам собой – требуются эффективные меры, чтобы защитить работника от созданной им же самим техносферы. Когда на смену примитивным приспособлениям, приводимым в движение человеческими мускулами, пришли мощные агрегаты и машины, небрежное обращение с ними стало грозить работающему серьезной травмой, возникла техника безопасности – свод простых и эффективных эмпирических правил, многие из которых не утратили своей актуальности и сейчас. Однако сегодня оператор имеет дело со сложнейшими промышленными комплексами, и простых эмпирических правил, привязанных к тому или иному оборудованию или трудовой операции, уже недостаточно. Ведь даже само понятие «рабочее место оператора» по сравнению, например с 1950 -1960 гг., существенно расширилось – все чаще им становится целый участок, целая рабочая зона, поэтому техника безопасности на наших глазах сменяется теорией безопасности, которую все чаще называют не просто охраной труда, а безопасностью жизнедеятельности. Дело здесь не столько в названии дисциплины, сколько в самом подходе к решению проблемы обеспечения безопасности трудовой деятельности человека.

До девяностых годов этот подход базировался на концепции «абсолютной безопасности» техники. Однако сегодня из-за беспрецедентного усложнения производства и появления принципиально новых технологий такая концепция («От техники безопасности – к безопасной технике!») оказалась неадекватной внутренним законам техносферы. Эти законы имеют вероятностный характер, нулевая вероятность отказа техники, ведущего к травме или аварии, практически недостижима, а если и достижима, то лишь в результате больших, часто непомерных и не оправданных для общества финансовых затрат. Поэтому, например, в Голландии и все чаще в других странах начинают на государственном уровне просчитывать приемлемый риск отказа технической или экологической системы, риск гибели человека. Возникла теория приемлемого риска, к который мы не раз будем обращаться, рассматривая методы и средства обеспечения безопасности труда в лесном комплексе.

Автором предпринята попытка отбора и систематизации с учетом рассмотренных выше концепций эффективных средств и методов организации охраны труда в лесном комплексе, подкрепленных данными теоретических и прикладных исследований. Ориентируя студентов не только на получение или закрепление теоретических знаний в области охраны труда, но и выработку у них практических навыков решения организационных вопросов в данной области, автор включил в пособие ряд нормативно-правовых актов, нормативно-технической документации.

 

 

Введение

 

В современных условиях вызывают тревогу негативные факты. В частности, в России равновесные экономические отношения, безопасные для существования страны, нарушаются. Например, в течение 1994 г. отношение расходов к доходам по России было близко к «золотому сечению» т.е. равно 0,62. Затем «борьба» правительства с инфляцией привела тому, что потребление стало «съедать» накопление. Январский 1995 г. скачок цен и отсутствие индексирования заработной платы привели тому, что из 89 регионов, способных самостоятельному развитию, в декабре 1994 г. осталось 55, а к январю 1995 г. их число снизилось до 9. Иначе говоря, правительство нарушило безопасный процесс равновесного развития экономики. К сожалению, до сих пор халатно относимся к экологии, к охране труда, а значит, и к безопасности жизнедеятельности человека. С другой стороны, решение проблем безопасности требует активного участия всех членов общества, высокого гражданского самосознания, готовности к ущемлению сегодняшних интересов, а иногда к определенному ограничению индивидуальных свобод, во имя жизни человека и развития будущих поколений. Это возможно только на основе организованной непрерывной системы образования и воспитания, охватывающие5 все ступени образования, том числе повышение квалификации и переподготовки кадров.

Особое значение образование и воспитание в области безопасности приобретает в технических вузах, где достигнутый в процесс обучения уровень профессионализма будущих разработчиков новой техники и технологии, руководителей лесного хозяйства во многом будет определять эффективность решения проблем безопасности непосредственно в источниках их возникновения. Глубокое изучение проблем безопасности жизнедеятельности в техническом вузе должно реализовываться на основе гармоничного и последовательного процесса, построенного с учетом непрерывности и охватывающего все формы обучения от лекций до дипломного проектирования.

Важнейшей целью этого процесса является формирование у студентов мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа – безусловности приоритетов безопасности при решении любых инженерных задач, будь то в области научного поиска или проектно-конструкторских разработок или в области организации и управления производства.

Основной целью образования в области безопасности жизнедеятельности является достижение высокого профессионализма, который предусматривает глубокое изучение методов и средств анализа, проектирования, развития и управления инженерно-техническими системами, являющимися частными конкретными реалиями общей системы «человек-машина-среда обитания».

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о закономерностях формирования опасностей и мерах по предупреждению их воздействия на человека. Как учебная дисциплина БЖД включает в себя следующие составные части: БЖД на производстве (охрану труда); БЖД в чрезвычайных ситуациях; охрану окружающей среды.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно- технические, санитарно-гигиенические, реабилитационные и иные мероприятия.

Безопасность – это состояние, с определенной вероятностью исключающее воздействие опасности на человека. В связи с этим выделяют понятие «риск» или частоту реализации опасностей. Ее определяют как произведение частоты на вероятность (например, частота гроз на вероятность нахождения людей опасной зоне, т.е. в лесу). У риска нет единицы измерения, и его значение колеблется от нуля до единицы. Уровень риска, равный 10-6, специалисты принимают за тот, при котором человек не проявляет чрезмерной озабоченности (Например, не боится погибнуть от молнии) и которому следует стремиться при проектировании и работе лесных предприятий материального производства. Это значение и есть максимально приемлемый уровень индивидуального риска, условная граница между опасностью и безопасностью.

 Особо остро проявляются проблемы обеспечения безопасности человека непосредственно на предприятиях, где зоны формирования различных опасных и вредных факторов практически пронизывают всю производственную среду, в которой осуществляется трудовая деятельность персонала.

По этому знать эти факторы и уметь ими управлять – значит обеспечивать безопасность жизнедеятельности работающих в условиях производства.

В России в каждые три с половиной минуты происходит несчастный случай на производстве, в каждые полтора часа погибает человек. Особенно высок уровень травматизма среди лесозаготовителей, шахтеров, в строительстве.

Очень высокий уровень профессиональных заболеваний (на 10 тысяч работающих) регистрируется в угольной промышленности (91,8), строительно-дорожном (9,6), в металлургии (8,9).

Можно ли снизить производственный травматизм и профзаболеваемость? Обеспечить высокий уровень качества трудовой жизни? К настоящему времени сформулирована концепция качества трудовой жизни, включающая следующие условия:

 справедливое и надлежащее вознаграждение за труд;

безопасные и здоровые условия труда;

непосредственная возможность использовать и развивать свои способности, возможность удовлетворять потребность в самореализации и самовыражении;

трудовая производственная демография и правовая защищенность работника;

возможность профессионального роста и уверенность в будущем;

социальная полезность работы.

Предлагаемое пособие содержит материал по теоретическим вопросам безопасности на производстве и обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.

При подготовке учебного пособия использовались законодательные и нормативные акты по производственной безопасности, охране труда и защите населения в чрезвычайных условиях. Список литературы, используемый автором, представлен в конце книги.

 Автор будет благодарен читателям за предложения по улучшению пособия.

 

 

 

Глава 1

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

БЕЗОПАСНОСТИ

 

В интересах каждого отдельного человека или общества в целом находятся проблемы обеспечения безопасности во всех сферах деятельности. Это недолжно ограничить национальными, ведомственными, профессиональными. Такие возможности открываются в БЖД, которая рассматривает основные наиболее общие закономерности, принципы и методы обеспечения безопасности. БЖД - теоретические основы безопасности, которые применимы к любому виду деятельности.

Предметом БЖД является изучение опасностей различного происхождения и защита человека от них, а целью – сокращение числа несчастных случаев, травматизма, заболеваемости, материального ущерба и других социально-экономических потерь до приемлемого уровня.

                    

1.1 Основные задачи решаемые БЖД:

 

1. Выявление и идентификация опасностей, т.е. распознавание образования опасности с указанием количественных и качественных характеристик.
     2. Защита во всех сферах деятельности на основе сопоставления затрат и выгод.

3. Ликвидация возможных отрицательных опасностей, исходя из концепций достаточного риска.

Безопасность жизнедеятельности – комплексная дисциплина. Она базируется на достижениях экологии, охрана труда, эргономики, физиологии труда, экономики, гражданской обороны и др.

БЖД включает в себя три основных раздела: природные аспекты безопасности жизнедеятельности; безопасность в сфере производства; в условиях чрезвычайных ситуаций.

1.2Основные понятия и определения

 Безопасность(жизне) деятельности – область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.

 Опасность - ситуация (в природе или техносфере), в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую человека среду.

Риск - темп реализации опасностей определенного класса. Риск может быть - определен как частота разномерность обратное время) или как вероятность возникновения одного события при наступлении другого события (безразмерная величина).       

Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствие чрезмерной опасности.     

Потенциальный - возможный, скрытый.

Причина – событие, предшествующее и вызывающее другое событие, именуемое следствием. 

Система – совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно цели.

Условия деятельности -совокупность факторов среды  обитания, воздействующих на человека.

Ущерб здоровью   - это заболевание, травмирование, следствием которого может   стать  летальный  исход, инвалидность и т. п.

Цели – то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенных направленных действий.

Опасности, как предмет изучения БЖД. Понятия о безопасности. Вся совокупность видов человеческой активности образует понятие деятельности. Именно деятельность отличает человека от всех других живых организмов. Деятельность - это специфически человеческая форма активности. Деятельностью занимаются все явления воздействия и др. процессы, вызывая нежелательные последствия, называются опасностями.

1.3Таксономия опасностей

 Таксономия - наука о классификации и систематизации сложных явлений; понятий и объектов.

Опасности классифицируются:

 1. По природе происхождения, а именно: природная опасность (землетрясения, наводнения, ураганы, смерчи молния и т.п.);

 - техническая опасность;

 -антропогенная опасность;

 -экологическая;

 -смешанная.

 2. По времени проявления отрицательных последствий опасности бывают:

- импульсные опасности (порез пальца ножом и т.п.)                                                                                          - коммулятивные.

3. По локализации (по месту):

- опасности, связанные с литосферой;

- с гидросферой;

 - с атмосферой;

- с космосом.

                                                                       

 4. По вызываемым последствиям:

- утомления, заболевания, травмы, пожары, летальный исход и т.д.

5. По приносимому ущербу:

- социальный;

- технический;

- экологический и т.д.

6. Сферы проявления опасностей:

- бытовая;

- производственная сфера;

- военная;

- спортивная;

- дорожно-транспортная сфера.

7. По структуре (строению)

- простые;

 - производные, которые получаются взаимодействии простых.

8. По характеру воздействия на человека опасности можно подразделить на:

- активные;

- пассивные.

К пассивным относятся опасности, которые активизируются за счет энергии, носителем которой является сам человек (падение на льду).

                                                                         

1.4Номенклатура опасностей

Номенклатура – система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники. В теории БЖД целесообразно выделить несколько уровней номенклатуры: общую, локальную, отраслевую, местную (для отдельных объектов) и др.

В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей: алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальное освещение, аномальная подвижность воздуха, вакуум, взрыв, вибрация, вода, вращающие части машины, вода, высота, газы, глубина, гололед, горячие поверхности, динамические перегрузки, дождь, едкие вещества, заболевания, избыточное давление в сосудах, излучение, искры, качка, коррозия, лазерное излучение, листопад, магнитные поля, макроорганизмы, метеориты, молния, монотонность, нарушение газового состояния среды, наводнение, неровные поверхности, огнеопасные вещества, огонь, оружие (огнестрельное, холодное и т. д.), острые предметы (колющие и режущие), отравление, ошибочные действия людей, охлажденные поверхности, падение (без установленной причины), пар, перегрузка машин и механизмов, перенапряжение анализаторов, повышенная яркость света, пожар, психологическая несовместимость, пульсация светового потока, пыль, рабочая поза, радиация, резонанс, скорость движения и резания, скользкая поверхность, снегопад, солнечный удар, статические перегрузки, статическое электричество, тайфуны, ток высокой частоты, туман, ударная волна, ультразвук, ураган, утомление, шум, электромагнитное поле, эмоциональный стресс, эмоциональная перегрузка, ядовитые вещества и др.

        

При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных объектов (производств, цехов, рабочих мест, процессов, профессий и т. п.).

Полезность номенклатур состоит в том, что они содержат полный перечень потенциальных опасностей и облегчают процесс идентификации. Процедура составления номенклатуры имеет профилактическую направленность.

1.5 Идентификация опасностей

            

Опасности носят потенциальный, т.е. скрытый характер.

Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение БЖД человека.

В процессе идентификации выявляются: номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда.

Можно говорить о разной степени идентификации: более или менее полной, приближенной, ориентировочной и т.п.

                                                      

1.6  Причины и последствия

                                                               

Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Причина характеризует определенную совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб.

Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т.д.

Триада «опасность – причины – нежелательные следствия» - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает в себя несколько причин, т.е. является многопричинным. Одна и та же опасность может реализовываться в нежелательное событие через разные причины.

В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин.

Аксиома о потенциальной опасности

деятельности

Жизненная практика дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна.

Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна.

Данная аксиома имеет исключительное методологическое значение. Из этой аксиомы следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые меры, всегда сохраняется остаточный риск.

 

Квантификация опасностей

Квантификация– это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.

Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.

Риск - частота реализации опасности (по Маршаллу).

Риск - количественная оценка опасности. Количественная оценка (применительно к риску) это отношения числа тех или иных неблагоприятных последствий n к их возможному числу N за определенный период времени.                       

 

R =                                   (1.1)

 

Количественная оценка (применительно к риску) это отношения числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период. Определяя риск, необходимо указать класс последствий, т.е. ответить на вопрос: риск чего?

Формальный риск - это частота, с которой могут происходить те или иные события. Но по существу между этими понятиями имеет место существенная разница, т.к. применительно к проблемам безопасности о возможном числе неблагоприятных последствий приходится говорить с известной долей условности.

Чтобы рассмотреть другие аспекты проблем риска, рассмотрим примеры.

Пример 1. Найти годовой общий риск гибели человека в ДТП по отношению ко всему населению страны, если n = 4.35*104 чел, а население страны составляет N = 1,45* 108 человек

R =                       (1.1)

                                               

 Пример 2. Найти годовой риск гибели в производственной сфере, если n = 8* 103 чел, а число занятых на производстве составляет 8*107 человек.

                                        

R =                                (1.2)

 

Различают риск индивидуальный и социальный:

 - индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума;

- социальный (групповой) риск-это риск для группы людей.

Социальный риск - зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

Восприятие риска и опасности обществом субъективно. Это выражается в том, то люди обычно резко реагируют на события редкие, но сопровождаются большим числом человеческих жертв.

                                                                       

                          Квантификация риска

                                                                  

Существует 4 основные методические подхода к определению риска:

 - инженерный - этот метод опирается на статистику, на расчет частот, на вероятностный анализ безопасности и построение деревьев опасности;

 - модельный этот метод основан на построении математических моделей воздействия как отдельного человека и на группу людей.

       Они основаны на расчетах. Дают характерные результаты, но не всегда есть необходимые данные для расчетов;

- экспертный метод - вероятность событий определяется на основе опросов и мнений опытных специалистов (экспертов);

- социологический метод - основан на опросе людей.

Перечисленные методы отражают разные аспекты риска. Поэтому применять их необходимо в комплексе.

1.7 Концепция приемлемого (допустимого) риска.

 

Суть концепции приемлемого или допустимого риска состоит в стремлении общества к такому малому уровню безопасности, которое общество примелет в данный момент времени. Приемлемый риск - это частота реализаций опасностей, которая сочетает в себе технические, экономические, экологические и социальные аспекты и представляет собой компромисс междууровнем безопасности и возможностями общества по ее достижению на данный период времени. При увеличении затрат на техническую, природную и экологическую безопасности риск снижается, но может возрасти риск в социальной сфере (рис 1.1) , так как будет ощущаться нехватка средств на медицинскую помощь, на охрану и на оздоровление населения. Суммарный риск Rсум. имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Эта величина принимается за - приемлемый риск.

 

 

Рисунок 1.1. Определение допустимого риска.

 

Данные по риску гибели человека в США за год

 

 
Автомобильный транспорт                                         3*10-4

Пожар                                                                            4*10-5

Водный транспорт                                                       9*10-6

Воздушный транспорт                                                 9*10-6

Железнодорожный транспорт                                    4*10-7

Утопление                                                                      3*10-5

 Радиационно-опасные объекты                                  2*10-10

                  


Категории безопасности для

профессиональной деятельности

Для профессиональной деятельности выделяют четыре категории безопасности в зависимости от риска гибели человека:

1. Условно безопасная (R<10-4).

2. Относительная безопасная (R = 10-4 - 10-3).

 

3. Опасная (R = 10-3 – 10-2).

4. Особо опасная (R > 10-2).

                                 

Управление риском

                                        

Как повысить уровень безопасности?

Это основной вопрос теории и практики безопасности. Очевидно, что для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям:  

 1. Совершенствование технических систем и объектов;

 2. Подготовка персонала;

 3. Ликвидация ЧС.

 

  К экономическим методам управления риска относят: страхование; денежная компенсация ущербов; платежи за риск и др. Специалисты считают целесообразным в законодательном порядке ввести квоты за риск.

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

Последовательность изучения опасностей:

Стадия I – предварительный анализ опасности (ПАО).

Шаг 1. Выявить источники опасности.

Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.

Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться.

Стадия I I – выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.

Стадия I I I – анализ последствий.

Пути уменьшения риска

Используя понятие «приемлемого» риска, можно установить финансовую меру обеспечения безопасности человеческой жизни, необходимость проведения мероприятий по безопасности, реализуя схему:

                

Затраты на безопасность        ___________       Уменьшения риска        

 

Для уменьшения риска материальные средства можно расходовать по пяти направлениям:

1. Совершенствование систем.

2. Подготовка и обучение персонала.

3. Применение организационных мероприятий.

4. Применение технических средств защиты и средства индивидуальной защиты (СИЗ).               

5. Экономические методы (страхование, компенсации и др.).                  

                    

      1.8  Принципы, методы и средства обеспечения

безопасности и жизнедеятельности.

 

В структуре общей теории безопасности принципы и методы играют методологическую роль и дают целостное представление о связях в рассматриваемой области знания.

Принцип - это идея, мысль, основное положение.

Метод - это способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей.

 Принципы и методы обеспечения безопасности относятся к частным, специальным в отличие от общих методов, присущих к диалектике и логике. Методы и принципы определенным образом взаимосвязаны.

Средства обеспечения в широком смысле - это конструктивное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов.

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев.

Группы принципов: ориентирующие, технические, организационные, управленческие.

К ориентировочным принципам относятся: принцип классификаций, ликвидации опасностей, принцип системности и т.д.

К техническим принципам относятся принципы блокировки, вакуумирования, герметизации, принцип защиты расстояния, принцип прочности, принцип слабого звена и экранирования.

К организационным принципам относятся: защита временем, принцип информации, несовместимости, нормирования, принцип энергомичности.

 К управленческим принципам относятся: контроля, обратной связи, ответственности, плановости, стимулирования; эффективности.

В производственных условиях могут реализованы следующие принципы обеспечения безопасности:

Гуманизация деятельности (труда). Замена оператора. Классификация. Ликвидация опасности. Снижение опасности.

Блокировка. Защита временем. Информация. Нормирование. Контроль. Управление. Эффективность.

Рассмотрим подробнее некоторые принципы. Для этого дадим определение каждого рассматриваемого принципа и приведем пример его реализации.

Принцип гуманизации труда - освобождение человека от выполнения механических, стереотипных, тяжелых и опасных видов труда для выполнения творческих действий.

Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями (санитарно-защитные зоны (5 классов), категории производств (помещений) по взрывной опасности (А, Б, В, Г, Д, категорирование помещений по электробезопасности и др.).    

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводиться элемент, устроенный так, что он воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасные явления (предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др.

Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (обучение, инструктажи, цвета и знаки безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.).

Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимые концентрации или уровни, нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.

Важно понимать, что совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с точки зрения безопасности.

Введем следующие определения:

Гомосфера - это пространство (рабочая зона) где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.

Ноксосфера – это пространство в котором существуют или периодически возникают опасности.

Совмещение гомосферы и ноксосферы не допустимо с позиции безопасности. Поэтому обеспечение безопасности деятельности может быть достигнуто следующими тремя основными методами:

 А - пространственное (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы; этот метод реализуется средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др.

Б - нормализация ноксосферы путем исключения опасности; это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования, и применение других средств коллективной защиты.

В - средства и приемы, направленные на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, инструктажа, применения индивидуальных средств защиты.

В реальных условиях реализуется комбинация этих названных методов.

Для обеспечения безопасности исходя из способов защиты применяют средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ). Те и другие в зависимости от назначения делятся на классы. При этом СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов (средства защиты от шума, вибрации, электростатических зарядов и т.д.), а СИЗ, в основном ? в зависимости от защищаемых органов (средства защиты органов дыхания , рук, головы, лица, глаз и т.д.).

По техническому исполнению СКЗ подразделяются на следующие группы: ограждения, блокировочные, тормозные, предохранительные устройства, световая и звуковая сигнализация, приборы безопасности, цвета сигнальные, знаки безопасности, вентиляция, отопление, освещение, изолирующие и герметизирующие средства и др.

 

 

К средствам индивидуальной защиты относятся: противогазы и респираторы, маски, различные виды одежды и обуви, рукавицы, перчатки, каски, шлемы, противошумные шлемы, защитные очки, вкладыши, предохранительные пояса, дерматологические средства и др. Эти средства создаются согласно действующим нормам. Их следует рассматривать как вспомогательные и временные меры защиты от опасных и вредных факторов.

Основанием для обеспечения работников, в том числе руководителей и специалистов, средствами индивидуальной защиты является ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой работникам, занятым на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Глава 2. ОРАНА ТРУДА

 

Тот факт, что сам термин «охрана труда» имеет аналог только в Германии, во всем мире принято говорить о «безопасности труда и гигиене труда».

 Охрана труда - это прикладная научная дисциплина, которая связана с другими общетехническими и специальными дисциплинами.

Предмет охраны труда - это безопасность трудовой деятельности, то есть задача охраны труда - как обеспечить безопасность труда.

Охрана труда включает:

1. Организационная (правовая).

2. Гигиена труда и производственная санитария (санитарная составляющая).

3. Основы безопасности труда (инженерная составляющая).

4. Основы профилактики и тушения пожара (пожарная и взрывная безопасности).

Законодательная (организационная) часть охрана труда рассматривает вопросы организации работ по охране труда и законодательство по охране труда.

Производственная санитария и гигиена труда это защита работников от воздействия вредных факторов и разработка профилактических мероприятий.

Инженерные основы производственной безопасности это защита от воздействия опасных воздействий их факторов.

Пожарная профилактика – направлена на профилактику возгораний, пожаров и тушение пожаров.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...