Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как сделать структурированный обзор литературы




Общие требования к реферату

Выполнение реферата является самостоятельным исследованием, имеющим научную теоретическую и практическую направленность. Данное исследование должно дать представление о том, насколько студент владеет знаниями в конкретной предметной области и каким образом умеет эти знания применять на практике. При выполнении реферата обучающийся должен показать глубокие знания специальной литературы, относящейся к теме выбранного исследования, умение ее обобщать и анализировать, делать выводы и предложения. Студент раскрывает выбранную тему, используя научные материалы конкретной области (здоровый образ жизни, история становления и развития различных видов спорта и т.д.). Также он использует свои теоретические знания и практический опыт, приобретенные во время учебы. Изложенные в работе положения должны быть логичными, доказательными и обоснованными. Результаты данной работы необходимо изложить достаточно кратко в заключении, также как и выводы, предложения, следующие из изложенного материала.

Основным требованием к реферату является последовательное, конкретное изложение темы и правильная ее интерпретация. Работа должна быть написана научным языком с использованием понятийного аппарата того направления, к которому относится выбранная тема. Следует обращать внимание на корректность и точность применения формулировок, простоту и четкость изложения мысли.

Оформление реферата

Объем реферата должен составлять не более 5-8 страниц набранного на компьютере текста (в это количество не входит титульный лист и приложения). На страницах следует оставлять поля: слева — 30мм, справа – 10мм, сверху и снизу — 20мм. Применять шрифт Times New Roman кегль 12. Межстрочный интервал 1,5. Абзацный отступ 1,25см. Выравнивание текста по ширине страницы.

Все страницы должны быть пронумерованы, первой страницей считается титульный лист, он не нумеруется. Порядковый номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Текст работы печатается на одной стороне листа. Зачеркивания, вставки, произвольные сокращения слов (кроме общепризнанных) не допускаются. Работа должна иметь чистый, аккуратный вид.

Этапы выполнения реферата

Выполнение реферата предусматривает следующие этапы:

- определение темы реферата;

- составление библиографии по данной теме;

- определение структуры и содержания реферата, ее целей и задач;

- сбор, обработка, эмпирического (фактического) материала в соответствии с задачами исследования;

- написание разделов реферата в соответствии с содержанием;

- подготовка к защите и защита реферата у преподавателя кафедры.

Определение темы реферата

Список примерных тем рефератов предоставляется студенту преподавателем. Студент имеет право выбора тематики реферата в пределах указанного списка.

Составление библиографии

По теме реферата студенту необходимо подобрать и сформировать библиографический список. Затем ознакомится с литературой, чтобы более глубоко изучить данную проблему, составить план, содержание и структуру будущего реферата. Реферат не должен копироваться с учебников, учебных пособий, интернета. При подборе литературы особое внимание следует уделять новейшим источникам, то есть изданиям последних 5 лет, так как они освещают последние достижения науки в соответствующей области знаний.

Структура и содержание реферата

Изучение и анализ литературных источников позволяет составить план работы.

При формировании плана реферата необходимо помнить основные положения:

- план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы. Важно, что эти вопросы должны раскрывать и логически дополнять друг друга;

- в плане не должно содержаться вопросов, которые не связаны с основной концепцией реферата;

- все решаемые в исследовании задачи должны быть направлены на достижение цели работы и разрешение поставленной проблемы;

- решенные в работе задачи должны дать ответ на вопрос о том, как поставленную (возникшую) проблему можно разрешить (т.е. что практически нужно делать);

- проблема, цель и задачи работы должны содержать как теоретический, так и практический аспект.

Структура и содержание реферата, соотношение ее разделов определяется темой.

Титульный лист

Титульный лист занимает всю страницу, которая не нумеруется.

Содержание.

Последовательное изложение названий пунктов работы с указанием их страницы.

Заголовки структурных частей работы «Содержание», «Введение», «Глава», «Заключение», «Библиографический список», «Приложения» печатаются заглавными (прописными) буквами. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. В тексте всей работы заголовки разделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной), шрифтом того же размера, что и текст, но полужирного начертания.

Введение.

Определяется проблема и обосновывается актуальность темы. Указывается цель работы, определяются задачи исследования, которых должно быть не больше 3-4, объект и предмет исследования. Объем введения не должен превышать полутора страниц.

Основная часть.

Рассматриваются вопросы теоретического плана и их практическое значение. Переносы слов в заглавиях не допускаются. Каждая глава начинается с новой страницы, а разделы в пределах главы следуют сплошным текстом. Последующий раздел отделяется от предыдущего межстрочным интервалом. Если название раздела следует сразу же после названия главы, то оно отделяется от названия одним межстрочным интервалом.

Глава 1. В этой главе рассматриваются теоретические вопросы темы реферата и их практическое значение. Необходимо показать эволюцию (развитие) взглядов на рассматриваемую проблему, точки зрения современных авторов, их различия и общие моменты. Студент должен показать, что он хорошо разбирается в проблеме, ориентируется в литературных источниках по данной теме. Главу необходимо заканчивать логическими выводами о том, к какому заключению пришел автор работы в процессе изучения литературы. Ссылки на цитируемых авторов (литературные источники) обязательны. Желательно, чтобы теоретическая глава была разбита на несколько разделов, посвященных отдельным аспектам рассматриваемой проблемы. Таким образом, теоретическая глава работы дает полное представление о решаемой проблеме и уровне теоретической подготовки студенты.

Глава 2. В этой главе приводятся данные об исследовании, которое провел студент и анализ их результатов. В ней должны содержаться таблицы, графики, рисунки и др., иллюстративный материал по теме исследования. Анализ главы должен показать, умение студента сопоставлять, анализировать различные факты и данные реальной социальной действительности, логично сообразовывать между собой теоретические положения, изложенные ранее, и результаты практического исследования. В конце главы приводятся выводы, которые следуют из полученных данных. Данная глава позволяет судить о методическом уровне студента и его практических умениях и навыках как исследователя. Заключение. Этот раздел в реферате содержит более развернутые выводы по теоретической и практической частям исследования, обоснование путей, форм и методов решения поставленных в работе проблем, а также предложения о том, что необходимо (по мнению автора), сделать для улучшения сложившиеся ситуации. Объем заключения не более полутора страниц. Важно помнить, что части плана работы должны быть органически связаны между собой.

Библиографический список.

Библиографический список – элемент библиографического аппарата, составляющий одну из существенных частей реферата, отражающей самостоятельную творческую работу её автора, и позволяет судить о степени фундаментальности проведённого исследования. Список использованных источников (книги, другие печатные издания, источники информации интернет–ресурсов, нормативные акты и т.д.) должен состоять из 5-10 пунктов, иметь сквозную порядковую нумерацию. Сведения об источниках нумеруются арабскими цифрами без точки и печатаются с абзацного отступа. Литературу следует оформлять в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источника в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», указанием страниц, с которых осуществлялось реферирование. При цитировании обязательно необходимо указывать ссылки на источник, помещать их внутри текста, в квадратных скобках, указывая порядковый номер источника из приведенного автором библиографического списка. Если цитируется текст из Интернета, то должен быть полностью указан адрес источника и воспроизведены цитируемые части текста с указанием страницы.

Приложения.

В данном разделе располагаются материалы (графики, таблицы, анкеты) не вошедшие в текст работы. Таблицы. Название таблицы должны отражать основное содержание иллюстрируемого материала и совпадать с их содержательной частью.

Рисунки, графики, схемы, фотографии. Для всех иллюстраций принято единое обозначение: «Рисунок». Каждая иллюстрация должна иметь порядковый номер. Название иллюстрации ставится внизу иллюстрации после ее номера. В тексте при ссылке на графическое изображение точно называется его номер. Подрисуночная подпись набирается шрифтом того же начертания, что и текст, но на размер меньше, строго на формат иллюстрации, и ставится под ней. Иллюстративные материалы располагаются сразу после ссылки на них. На все схемы, рисунки, диаграммы, таблицы, приведенные в работе, в тексте должны быть ссылки. Иллюстрации должны быть прокомментированы, т.е. описаны наиболее существенные моменты, которые следуют из данного иллюстративного материала. Таблицы и графический (иллюстративный) материал имеют отдельную нумерацию.

Защита реферата. Автор работы кратко (8-10 минут) излагает основные положения своей исследовательской работы. Начинать выступление следует с актуальности темы, цели, задач, остановиться на значимых этапах работы, закончить выводами. Оценивается реферат по следующим критериям: свободное владение материалом, раскрытие темы реферата, общая логика выступления, владение терминологией в рамках темы исследования, способность студента понять суть задеваемых преподавателем вопросов и сформулировать точные ответы на них. В случае существенных недостатков реферат может быть возвращен студенту для доработки.

Виды рефератов

Письменная работа имеет свои особенности изложения и разновидности. Реферат не является исключением, подразделяется на виды в зависимости от источника информации, темы, содержания. Рассмотрим основные типы рефератов, которые наиболее часто встречаются.

Если исходить из содержания, то рефераты различают на:

1. Репродуктивные – являются изложением информации, представленной в первоисточнике. В свою очередь подразделяются на:

Резюме – содержат основные понятия по излагаемой теме.

Конспект – являются кратким изложением основных методов и результатов исследований, а также возможные пути их применения.

 

2. Продуктивные – представляют собой более развернутую работу, в которой необходимо проводить анализ мнений, взглядов с последующим анализом и критиков. Предполагает использование несколько источников информации с последующим сравнением данных. Подразделяются на два вида:

Доклад– содержит анализ информации и оценку проблемы.

Обзор– строится на основе сопоставления различных мнений на одну тему. Могут быть представлены в виде монореферата, представленного как единый труд или полиреферата, содержащего в себе несколько отдельных трудов.

 

Если исходить из первоисточника, то реферат представлен в следующих видах:

Фрагментный– составляется на основе одной или нескольких глав первоисточника.

Монографический – выполняется на основе данных одного источника информации.

Аспектный – составляется по основным аспектам документа.

Сводный – содержит данные нескольких источников.

 

В зависимости от направленности, различают рефераты:

Целевые – направлены на предоставление информации заинтересованному кругу лиц по конкретной тематике.

Общие– предполагают, выступление перед широким кругом лиц и содержат основную информацию из первоисточника.

 

Учитывая полноту изложения, рефераты подразделяются:

Индикативные – содержат только главные вопросы и моменты первоисточника. Вопросы, не относящиеся к основной теме. В этом виде реферата не рассматриваются.

Информативные – предполагают изложение данных, представленных в первичном источнике информации.

 

Исходя из метода подготовки, различают виды рефератов:

Творческие – содержат собственные мнения о поставленной проблеме.

Служебные – предполагают сбор информации по конкретному вопросу, который вызывает затруднение в рабочем процессе.

Контрольные– содержат личную точку зрения, мнения по определенной теме. Обычно выполняются студентами перед поступлением в аспирантуру, чтобы показать заинтересованность в вопросе.

Учебные – содержат сведения о конкретной проблеме и собственное суждение о теме вопроса. Чаще всего используется для обучения студентов умению пользоваться информацией.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Как сделать структурированный обзор литературы

Существует две основные концепции написания литературного обзора.

В хронологическом подходе материалы излагаются в разрезе исторического развития: описываются переломные моменты в том порядке, каком они происходили, указываются наиболее важные гипотезы и их авторы, характеризуются конфликтующие течения и обязательно раскрывается вклад автора в общую картину.

Логический принцип подразумевает написание подразделов, посвященных описанию объекта исследования, характеристике его связи со смежными областями науки и практики, значимости для народного хозяйства или социума.

Хороший обзор научной литературы имеет не реферативный, а аналитический характер. Это означает, что автор при его подготовке должен увязывать найденную в публикациях информацию с задачами собственного исследования. Причем повествование должно выявлять проблемные места в массиве имеющейся научной информации по теме работы. Это могут быть противоречивые суждения или недостаточно разработанные аспекты. Результаты такой аналитической оценки хорошо использовать для обоснования необходимости рассмотрения выбранной тематики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...