Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Школы позитивистского правопонимания.




Основные концепции правопонимания: естественно-правовая, нормативистская, социологическая, историческая, психологическая, марксистская.

Основные направления правопонимания.

Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов. Объектом правопонимания является право, как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права, правовых институтов и отраслей права). Знания об отдельных структурных и содержательных аспектах права переносятся на право в целом. Содержанием правопонимания являются знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых запретах, дозволениях и оценка их как справедливых или несправедливых. В зависимости от выбора предмета изучения правопонимание может быть правильным или искаженным, положительным или отрицательным, полным или неполным.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРАВА: Естественно-правовая - право есть совокупность естественныхпредставлений общества о свободе и справедливости (Гоббс, Локк, Радищев, Руссо и др.) -Историческая - право есть продукт исторического развития народа(Гуго, Пухта, Савиньи и др.); -Нормативистская - право есть иерархическая пирамида норм, не зависящих от сущего(Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.)

-Материалистическая - право есть возведенная в законволя господствующего класса или всего народа (Маркс, Энгельс, Ленин и др.); -Психологическая - право есть нравственные переживания, правовые эмоции личности(Патражицкий, Росс, Рейснер и др.)

Социологическая - право есть реализация законов, сами общественные отношения, юр.действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.)

1. Естественно-правовая концепция.Основной тезисэтого учения состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории верно указывается на то, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. На первое место в праве выдвигаются такие оценочные понятия, как свобода, равенство, справедливость и др. Позитивным в данной теории является разделение права и закона,т.е. наряду с позитивным (положительным) правом существует подлинное неписанное право, под которым понимается совокупность неотъемлемых и естественных прав человека. Источником права объявляется не законодательство, а человеческая природа и присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль. Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений. В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам.

2. Историческая школа права. Наибольшее развитие получила в конце XVIII – начале XIX вв. в трудах представителей немецкой исторической школы права (Гуго, Савиньи, Пухта и др.). Эта школа возникла как антитеза естественно-правовому учению. Представители этого направления рассматривают право как историческое явление, которое развивается постепенно, стихийно из «недр национального Духа». Известной идеологической формулой данной школы был тезис о том, что «Дух народа определяет право народа». Право здесь выступает в виде исторически сложившихся правил поведения, законы производны от права обычного. Правовые обычаи признаются в качестве основного источника права. «По учению исторической школы, не существует права вечного, универсального; право во всем его составе есть продукт истории». Историческая школа права отрицает категорию прав человека и обращает прежде всего внимание на национально-культурные и исторические особенности права. Выражаясь современным языком, эта школа выступила против «глобализации» права и правосознания.

Школы позитивистского правопонимания.

3. Классический позитивизм. Классический (этатический) позитивизм (легизм) был разрабо­тан в XIX веке. Создателями легистского позитивизма были: в Англии - Д. Остин, в Германии - П. Лабанд, К. Бергбом, в России - Г. Ф. Шершеневич. Суть теории состоит в следующем: право в научном понимании - это закон (НПА), поскольку только законы как официально установленные законод. тексты объективны, именно они и только они представляют собой доступное для науки явление. Содержание закона в соответствии с данной теорией раскрыва­ется через набор формальных признаков: законы содержат абстракт­ные общеобязательные нормы, установленные и подкрепленные прину­дительной силой государства; содержательная сторона закона не берется во внимание. Данная концепция понятие права определяет через понятие госу­дарства: государство первично, право вторично, право есть продукт правотворческой дея-ти государства, без государства право невозможно. Эта теория правопонимания отличается гипертрофированным отношением к государству, власти, закону. Для ее сторонников характерна убежденность в том, что власть и закон могут решить любые общественные проблемы. Классический позитивизм отрицает естественные и неотчужда­емые права человека, в том числе права человека по отношению к государству, его постулатом является утверждение о том, что есть только основные права и свободы граждан, установленные законо­дателем, одновременно же законодатель устанавливает основные обяз-ти граждан, т. е. правовой статус гражданина. Государство может отменить основные права человека в любой момент, поскольку соблюдает их по своей доброй воле.

4. Марксистская теория права. Эта теория приобрела завершенную форму в XIX – XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и др. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса.Право, как и гос-во трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества. Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность.Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. В содержательном аспекте происходит четкое разделение правомерного и неправомерного. Преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим началам, жизнь права рассматривается в ограниченных рамках исторического, классового общества, жестко обусловленная материально-производственными факторами. Содержание права носит узкоклассовый характер.

5. Нормативистская теория права. (Неопозитивизм).Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право- совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юр. силы. В данной теории указывалось на такие существенные качества права, как нормативность, общеобязательность, юридическая сила, формальная определенность, обеспеченность действия права принудительной защитой государства. Недостатком данного понимания является рассмотрение права отдельно от экономики, политики, социальной системы. В рамках данного учения фактически происходит отожествление государства и права, а государство рассматривается с точки зрения организации правопорядка, т.е. под государством понимается государственный режим. Представители данного направления стремились изучать «чистое» право, свободное от нравственных и других ценностных характеристик. Признаются широкие возможности гос-ва влиять на общество, его развитие и недооценивается роль последнего, в том числе в правотворческом процессе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 552.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...