Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тест умственного развития младших подростков (ТУРП)




Тест умственного развития младших подростков (ТУРП) предназ­начен для диагностики умственного развития учащихся III—V клас­сов общеобразовательной школы и является одним из нормативных тестов, разработанных в лаборатории диагностики и коррекции пси­хического развития Психологического института РАО. Автор теста — Л. И. Теплова [72].

Этот способ диагностики умственного развития конструировался в соответствии с принципами, сформулированными в рамках кон­цепции социально-психологического норматива [26]. Он диагностиру­ет умственное развитие, главной детерминантой которого в школьном возрасте является содержание обучения, и направлен на прогнозиро­вание учебной деятельности. Поэтому в его содержание входят те на­учные понятия и логико-функциональные умственные действия, ко­торые учащийся использует в практической (учебной) деятельности.

Научные понятия, включенные в задания теста, заимствованы из школьных программ и являются базовыми для начальной и актуальны­ми в основной школе, что позволяет «состыковать» два образователь­но-возрастных периода. Для оценки влияния на умственное развитие учащихся внешкольных факторов в тесте использованы те понятия,с которыми младшие подростки часто встречаются в средствах массо­вой информации, ориентированных на этот возраст, и в рекомендуемой внеклассной литературе.

Для выполнения заданий теста школьнику предлагается осуще­ствить некоторые мыслительные действия с отобранными понятиями. Круг этих действий был определен в результате анализа требований, предъявляемых к учащимся III—V классов и отраженных в государ­ственных стандартах, а также анализа учебной деятельности младших подростков на уроках. В тест включены такие мыслительные действия, как аналогии, классификации, обобщения.

В учебной деятельности младший подросток сталкивается с задача­ми, успешное решение которых требует применения более сложных умственных действий и учета нескольких условий задачи в рамках одной специфической области. В связи с этим в методику включены задания, которые актуализируют сочетание нескольких мыслитель­ных операций и имеют сложную структуру. Эти задания вошли в от­дельные «специализированные» субтесты, один из которых построен на математическом материале, другой — на языковом.

Содержание учебной деятельности младшего подростка составляют не только понятия, но и образы, представления, владение которыми так­же определяет ее успешность. В математике — это образы геометри­ческих тел, образы-символы, графические образы; в русском языке — это схемы слов, предложений, словосочетаний; в природоведении — схема­тическое изображение местности (план), образы структуры почв, при­родных зон и т. д. В связи с этим в содержание теста включены задания невербального характера, что позволило максимально полно реализо­вать принцип его содержательной релевантности.

Социально-психологический норматив, полученный на основе тео­ретического и эмпирического анализа, условно представлен в ТУРП в совокупности всех его заданий. Поэтому, оценивая меру успешности испытуемого, необходимо сопоставлять его показатель с максимально возможным в этом тесте, определяемым полным и правильным выпол­нением всех его заданий.

ТУРП может быть использован для контроля за эффективностью школьного обучения, для оценки эффективности разных систем обу­чения и методов преподавания, для выявления особенностей умствен­ного развития, ведущих к неуспешному обучению, для определения характера коррекционной работы с учащимися.

Содержание теста включает 102 задания, которые распределены по группам (субтестам). В него входят шесть субтестов: «Осведомлен­ность», «Классификации», «Аналогии», «Предложения», «Продолжи ряд» и «Обобщения».

В субтестах «Классификации», «Аналогии», «Обобщения» представ­лены понятия из трех предметных областей — русского языка и литера­туры, природоведения и математики. Задания субтеста «Предложения» представляют область знаний из русского языка и литературы, а зада­ния субтеста «Продолжи ряд» — математики.

Ниже приводятся примеры заданий субтестов, входящих в тест ТУРП.

· «Осведомленность». Исследуется запас относительно простых све­дений и знаний. От испытуемого требуется правильно дополнить пред­ложение из пяти приведенных слов.

Одинаковыми по смыслу являются слова «родина» и ...?

а) государство; б) страна; в) отчизна; г) республика; д) местность.

· «Классификации». Выявляются навыки определения общих черт, абстрагирования. В заданиях предлагаются пять слов (математических выражений, чисел, фигур), из которых четыре объединены определен­ной смысловой связью, а одно лишнее. Его и следует найти.

а) х + 3 = 7; б) х + 7 = 14; в) 12 - х = 8; г) х - 3 = 1; д) х - 4 = 0.

· «Аналогии». Определяются комбинаторные умения. В заданиях предлагаются три слова или рисунка. Между первым и вторым суще­ствует определенная связь. После третьего — знак вопроса. К нему надо подобрать такой ответ из числа приведенных, чтобы была такая же связь, как между первым и вторым.

Сила : слабость = сложение : ?

а) пример; б) математика; в) вычитание; г) минус; д) сумма.

· «Предложения». Оценивается понимание смысла отдельных пред­ложений, развитие языковых навыков, умение оперировать граммати­ческими структурами. В предложения, имеющие пропуски, испытуе­мый должен вставить недостающие слова.

На сцену______________ артист и запел нашу любимую____________________ .

· «Продолжи ряд». Оцениваются умения находить правила, по ко­торым построены ряды чисел, числовых выражений, фигур и поня­тий. Испытуемый должен продолжить ряд с учетом заложенного в нем правила.

х:2 = 5х:2 = 4х:2 = 3...

· «Обобщения». Оцениваются умения выносить суждения, обобщать. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием.

Береза — клен_______________________ .

Методика имеет две параллельные формы (А и Б). «Чистое» время выполнения всей методики 27 мин. Работа над тестом, включающая заполнение бланка, чтение инструкций, разбор примеров, занимаетпримерно урок. Тест может применяться как индивидуально, так и при групповом обследовании.

Коэффициенты соответствия параллельных форм А и Б для разных возрастных групп — от 0,84 до 0,87; коэффициенты гомогенности — 0,99; ретестовая надежность (интервал между первым и повторным тести­рованием равен 6 месяцам) — 0,93 (форма А) и 0,96 (форма Б).

Коэффициенты теоретической валидности по сопоставлению с Груп­повым интеллектуальным тестом Дж. Ваны (ГИТ) для младших под­ростков для разных форм и возрастов находятся в интервалах от 0,68 до 0,90. Коэффициенты прагматической валидности теста, определяе­мой путем сопоставления результатов выполнения заданий теста с по­казателями школьной успеваемости, — 0,61 (III классы) и 0,59 (V клас­сы). Все показатели значимы при р< 0,01.

Полученные показатели валидности и надежности теста позволяют считать его объективным инструментом психологической диагностики, направленным на оценку умственного развития учащихся III—V клас­сов общеобразовательной школы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 723.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...