Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тест умственного развития младших подростков (ТУРП)
Тест умственного развития младших подростков (ТУРП) предназначен для диагностики умственного развития учащихся III—V классов общеобразовательной школы и является одним из нормативных тестов, разработанных в лаборатории диагностики и коррекции психического развития Психологического института РАО. Автор теста — Л. И. Теплова [72]. Этот способ диагностики умственного развития конструировался в соответствии с принципами, сформулированными в рамках концепции социально-психологического норматива [26]. Он диагностирует умственное развитие, главной детерминантой которого в школьном возрасте является содержание обучения, и направлен на прогнозирование учебной деятельности. Поэтому в его содержание входят те научные понятия и логико-функциональные умственные действия, которые учащийся использует в практической (учебной) деятельности. Научные понятия, включенные в задания теста, заимствованы из школьных программ и являются базовыми для начальной и актуальными в основной школе, что позволяет «состыковать» два образовательно-возрастных периода. Для оценки влияния на умственное развитие учащихся внешкольных факторов в тесте использованы те понятия,с которыми младшие подростки часто встречаются в средствах массовой информации, ориентированных на этот возраст, и в рекомендуемой внеклассной литературе. Для выполнения заданий теста школьнику предлагается осуществить некоторые мыслительные действия с отобранными понятиями. Круг этих действий был определен в результате анализа требований, предъявляемых к учащимся III—V классов и отраженных в государственных стандартах, а также анализа учебной деятельности младших подростков на уроках. В тест включены такие мыслительные действия, как аналогии, классификации, обобщения. В учебной деятельности младший подросток сталкивается с задачами, успешное решение которых требует применения более сложных умственных действий и учета нескольких условий задачи в рамках одной специфической области. В связи с этим в методику включены задания, которые актуализируют сочетание нескольких мыслительных операций и имеют сложную структуру. Эти задания вошли в отдельные «специализированные» субтесты, один из которых построен на математическом материале, другой — на языковом. Содержание учебной деятельности младшего подростка составляют не только понятия, но и образы, представления, владение которыми также определяет ее успешность. В математике — это образы геометрических тел, образы-символы, графические образы; в русском языке — это схемы слов, предложений, словосочетаний; в природоведении — схематическое изображение местности (план), образы структуры почв, природных зон и т. д. В связи с этим в содержание теста включены задания невербального характера, что позволило максимально полно реализовать принцип его содержательной релевантности. Социально-психологический норматив, полученный на основе теоретического и эмпирического анализа, условно представлен в ТУРП в совокупности всех его заданий. Поэтому, оценивая меру успешности испытуемого, необходимо сопоставлять его показатель с максимально возможным в этом тесте, определяемым полным и правильным выполнением всех его заданий. ТУРП может быть использован для контроля за эффективностью школьного обучения, для оценки эффективности разных систем обучения и методов преподавания, для выявления особенностей умственного развития, ведущих к неуспешному обучению, для определения характера коррекционной работы с учащимися. Содержание теста включает 102 задания, которые распределены по группам (субтестам). В него входят шесть субтестов: «Осведомленность», «Классификации», «Аналогии», «Предложения», «Продолжи ряд» и «Обобщения». В субтестах «Классификации», «Аналогии», «Обобщения» представлены понятия из трех предметных областей — русского языка и литературы, природоведения и математики. Задания субтеста «Предложения» представляют область знаний из русского языка и литературы, а задания субтеста «Продолжи ряд» — математики. Ниже приводятся примеры заданий субтестов, входящих в тест ТУРП. · «Осведомленность». Исследуется запас относительно простых сведений и знаний. От испытуемого требуется правильно дополнить предложение из пяти приведенных слов. Одинаковыми по смыслу являются слова «родина» и ...? а) государство; б) страна; в) отчизна; г) республика; д) местность. · «Классификации». Выявляются навыки определения общих черт, абстрагирования. В заданиях предлагаются пять слов (математических выражений, чисел, фигур), из которых четыре объединены определенной смысловой связью, а одно лишнее. Его и следует найти. а) х + 3 = 7; б) х + 7 = 14; в) 12 - х = 8; г) х - 3 = 1; д) х - 4 = 0. · «Аналогии». Определяются комбинаторные умения. В заданиях предлагаются три слова или рисунка. Между первым и вторым существует определенная связь. После третьего — знак вопроса. К нему надо подобрать такой ответ из числа приведенных, чтобы была такая же связь, как между первым и вторым. Сила : слабость = сложение : ? а) пример; б) математика; в) вычитание; г) минус; д) сумма. · «Предложения». Оценивается понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами. В предложения, имеющие пропуски, испытуемый должен вставить недостающие слова. На сцену______________ артист и запел нашу любимую____________________ . · «Продолжи ряд». Оцениваются умения находить правила, по которым построены ряды чисел, числовых выражений, фигур и понятий. Испытуемый должен продолжить ряд с учетом заложенного в нем правила. х:2 = 5х:2 = 4х:2 = 3... · «Обобщения». Оцениваются умения выносить суждения, обобщать. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Береза — клен_______________________ . Методика имеет две параллельные формы (А и Б). «Чистое» время выполнения всей методики— 27 мин. Работа над тестом, включающая заполнение бланка, чтение инструкций, разбор примеров, занимаетпримерно урок. Тест может применяться как индивидуально, так и при групповом обследовании. Коэффициенты соответствия параллельных форм А и Б для разных возрастных групп — от 0,84 до 0,87; коэффициенты гомогенности — 0,99; ретестовая надежность (интервал между первым и повторным тестированием равен 6 месяцам) — 0,93 (форма А) и 0,96 (форма Б). Коэффициенты теоретической валидности по сопоставлению с Групповым интеллектуальным тестом Дж. Ваны (ГИТ) для младших подростков для разных форм и возрастов находятся в интервалах от 0,68 до 0,90. Коэффициенты прагматической валидности теста, определяемой путем сопоставления результатов выполнения заданий теста с показателями школьной успеваемости, — 0,61 (III классы) и 0,59 (V классы). Все показатели значимы при р< 0,01. Полученные показатели валидности и надежности теста позволяют считать его объективным инструментом психологической диагностики, направленным на оценку умственного развития учащихся III—V классов общеобразовательной школы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 723. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |