Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Руководство по проведению тестирования




Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ)

Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ) пред­назначен для учащихся II—IV классов. Он создан в лаборатории диагнос­тики и коррекции психического развития Психологического института РАО в рамках концепции нормативной диагностики, разработанной К. М. Гуревичем [26]. Автор теста — В. П. Арсланьян [7].

Этот способ диагностики умственного развития предназначен для работы с группой, отличается особым содержанием и составлен на основе школьных программ и учебников. В его содержание входят те научные понятия (из русского языка, природоведения и математики) и логико-функциональные умственные действия (аналогии, класси­фикации, обобщения), которые учащийся использует в практической (учебной) деятельности. Таким образом, результаты тестирования могут помочь выявить пробелы как в знаниях, так и в мыслительных приемах.

ТУРМШ позволяет определять особенности и своеобразие ум­ственного развития младшего школьника, а не отделять норму от па­тологии. В результате применения теста могут быть получены данные, позволяющие оценивать недостатки и достоинства используемых про­грамм, сравнивать различные системы и подходы в обучении, про­слеживать особенности динамики умственного развития младшего школьника.

Данный инструмент психологической диагностики ориентирован не на статистическую норму (хотя«центральные значения» тоже были использованы), а на социально-психологический норматив, поэтомуанализ групповых и индивидуальных данных проводится исходя из степени близости к нему. За норматив возрастного умственного раз­вития принимается полный набор заданий теста.

Обратим внимание на то, что задания всех субтестов расположены в порядке возрастающей трудности. Это дает возможность увидеть «зону ближайшего развития».

Учитывая, что младший школьный возраст характеризуется преоб­ладанием наглядно-образного мышления и активным развитием в процессе обучения словесно-логического мышления на основе фор­мирующихся научных понятий, разработанный тест состоит из двух блоков (вербального и невербального) с идентичными и уравненны­ми по трудности заданиями.

1-й блок (вербальный) включает субтесты, направленные на вы­явление особенностей словесно-логического понятийного мышления (разработаны два варианта, А и Б). Задания состоят из вербального и числового материалов. В блок входят следующиесубтесты: «Осведом­ленность», «Классификация», «Аналогии», «Обобщения» и два мате­матических субтеста.

Ниже приводятся примеры заданий субтестов, входящих в 1-й блок.

Вербальный блок.

· «Осведомленность». Диагностируется начитанность ребенка, по­нимание им смысла слов, общие знания, которые он усваивает в процес­се общения и через средства массовой информации. Испытуемый дол­жен в каждом задании выбрать то слово, которое правильно дополняет данное предложение.

Портрет — это изображение... предметов, природы, животных, ово­щей, человека.

· «Классификация». Диагностируются умения анализировать поня­тия, выделять их признаки, сравнивать их между собой и находить при­знак, объединяющий несколько понятий и дифференцирующий их от одного из данных слов. Испытуемому нужно найти и подчеркнуть то слово, которое не подходит к четырем другим.

Глиняный, резиновый, пластмассовый, бумажный, полезный.

· «Аналогии». Диагностируется сформированность мышления по ана­логии, представляющего собой один из видов умозаключений. В этом субтесте требуется установить характер логико-функциональной связи между первыми двумя словами, а к третьему слову подобрать такое, что­бы связь между ним и выбранным словом была аналогичной.

Ухо : слышать; глаза : двигать, закрывать, ресницы, очки, видеть.

· «Математический — 1». Диагностируются умения обобщать и клас­сифицировать числовой материал. Задания представляют собой ряды из

5 чисел. Из них 4 числа объединены общим признаком, а пятое к ним не подходит, т. е. является лишним. Его и следует найти и подчеркнуть. 428726

· «Обобщения». Диагностируются умения обобщать понятия на ос­нове выделенного признака. В каждом задании даются по 6 слов, два из которых объединены общим признаком, а остальные четыре к ним не подходят. Надо подчеркнуть эти два слова.

Пословица, предложение, книга, поговорка, знак препинания, ручка.

· «Математический — 2». Диагностируются умения анализировать, обобщать и классифицировать числовой материал. В рядах чисел, из которых состоят задания этого субтеста, каждое последующее число больше предыдущего. Но среди них есть два числа, которые не подчиня­ются этой закономерности — «лишние». Их надо найти и подчеркнуть.

46789 10 12

II-й блок (невербальный) состоит из субтестов, направленных на выявление особенностей наглядно-образного мышления. Задания по­добраны таким же образом, как и в первом блоке, но состоят из карто­чек с изображениями предметов, животных, растений, геометрических фигур, явлений природы и т. д. В этот блок входят следующие субтес­ты: «Классификация», «Аналогии», «Обобщения», «Последователь­ные картинки», «Геометрические аналогии».

Ниже приводятся примеры заданий субтестов, входящих во П-й блок.

Невербальный блок.

· «Классификация». Диагностируются умения анализировать, срав­нивать и классифицировать материал, представленный в наглядном виде. В каждом задании даны 6 картинок, на которых изображены пред­меты, животные, растения и т. д. Из этих 6 картинок пять имеют между собой что-то общее, а шестая картинка лишняя, она отличается от всех остальных и не подходит к ним. Ее и нужно найти.

Пример: на пяти картинках изображены фрукты, а на одной — сыр.

· «Геометрические аналогии». Диагностируется сформированность мышления по аналогии применительно к наглядному содержанию (гео­метрическим фигурам). В заданиях даны две фигурки вверху, между которыми нужно установить характер связи, и одна фигурка внизу. К последней требуется подобрать фигурку из предложенных справа восьми вариантов ответов так, чтобы связь между подобранной и ниж­ней фигурками была аналогичной связи верхних фигур.

Пример: наверху изображены два круга — слева маленький, справа большой. Внизу расположен маленький треугольник. В качестве вари­антов ответов даны круги, квадраты и треугольники разной величины.

· «Последовательные картинки». Диагностируется умение понимать смысл и последовательность происходящих событий, практическое

мышление. Каждое задание состоит из четырех картинок. На них изоб­ражено какое-то событие. Следует пронумеровать картинки в правиль­ной последовательности, при этом начало события (первая картинка) всегда пронумеровано.

Пример: па первой картинке изображен человек, который подходит к яблоне с корзинкой. На трех других изображен этот человек взбираю­щимся па яблоню по лесенке, уходящим с полной корзиной яблок и со­бирающим яблоки.

4. «Обобщения». Диагностируются умения обобщать применитель­но к наглядному материалу. Задания состоят из б картинок, на которых изображены предметы, животные, растения, природные явления и т. д. Две картинки из шести имеют что-то общее, их можно объединить и дать общее название. Эти картинки нужно найти и отметить.

Пример: на картинках изображены батон, яблоко, курица, стол, та­релка, капуста.

. 5. «Аналогии». Диагностируется сформированность мышления по ана­логии применительно к наглядному материалу. В каждом задании между двумя верхними картинками существует определенная связь. Определив характер этой связи, нужно к картинке в среднем ряду побрать картинку из трех картинок нижнего ряда так, чтобы связь между ней и средней кар­тинкой была аналогична связи верхних картинок.

Пример: на верхних картинках изображены колос и батон хлеба; на средней — гусеница; на нижних — яблоко, лист и бабочка.

Апробация теста проводилась на выборке учащихся II—IV классов (300 человек) школ г. Москвы и Сергиева Посада.

Соответствие форм А и Б (вербального блока) оценивалось по ко­эффициентам ранговой корреляции Спирмена. Для отдельных суб­тестов они оказались в пределах от 0,58 до 0,78, а для общего бал­ла- 0,82.

Надежность теста определялась повторным тестированием через 3 месяца. Коэффициенты ранговой корреляции располагаются в пре­делах от 0,5 до 0,8 для вербального блока и от 0,52 до 0,84 для невербального.

Определялся еще один вид надежности — гомогенность, т. е. вычис­лялись коэффициенты попарной корреляции заданий, которые соста­вили от 0,88 до 0,92 для вербального блока и от 0,79 до 0,87 для невербального.

Корреляции между отдельными субтестами оказались в пределах от 0,38 до 0,62 для вербального блока и от 0,39 до 0,52 для невер­бального блока.

Теоретическая валидность (которая определялась сопоставлением успешности по данному тесту с групповым интеллектуальным тестомГИТ) оказалась равна 0,75, а прагматическая валидность (определяе­мая сопоставлением результатов теста со школьной успеваемостью) — 0,53 для невербального блока и 0,5 (форма А), 0,69 (форма Б) — для вербального.

Коэффициент корреляции между результатами выполнения вер­бального и невербального блоков равен: для II класса — 0,77, для III класса — 0,86, для IV класса — 0,57.

Все полученные данные являются статистически значимыми и позволяют считать, что ТУРМШ соответствует высоким статисти­ческим критериям, которым должен удовлетворять любой диагнос­тический тест.

Руководство по проведению тестирования

Для правильного проведения тестирования необходимо строго со­блюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий. При проведении группового тестирования должны участво­вать два специалиста. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учащимися, предупреж­дая нарушение ими инструкций.

Перед проведением тестирования психолог объясняет цель работы и зачитывает общую инструкцию:

«Сейчас вам надо будет выполнять задания, которые помогут выявить ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружаю­щего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличают­ся от тех, которые вам обычно приходится выполнять на уроках. Это не контрольная работа и оценки за выполненные задания вам выстав­ляться не будут. Я также хочу посмотреть, умеете ли вы самостоятель­но работать.

Вам понадобятся ручки или карандаши и бланки, которые мы вам раздадим.

Перед тем как приступить к выполнению каждого задания, я буду объяснять, как его правильно делать.

На выполнение каждого задания отводится определенное время. На­чинать и заканчивать работу надо по моей команде. Все задания следует решать по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном зада­нии. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Если вы не знаете, как выполнить какое-то задание, не переживайте, возможно, что в школе по программе вы этого еще не проходили».

После прочтения инструкции психолог раздает тестовые тетради и просит заполнить в них графы, в которые вносятся следующие сведе­ния: фамилия и имя учащегося, дата проведения эксперимента, класс и номер школы, где он учится.

Проконтролировав правильность заполнения этих граф, психолог просит отложить в сторону ручки и выслушать его внимательно.

Затем он зачитывает инструкцию к первому субтесту и вместе с уча­щимися разбирает примеры.

Далее психолог спрашивает, все ли понятно. Чтобы условия тес­тирования всегда были одинаковыми, при ответах на вопросы уча­щихся психологу следует просто вновь зачитать соответствующее место в инструкции.

После этого детям дается указание перевернуть страницу и начи­нать выполнение задания. При этом психолог незаметно включает се­кундомер (чтобы не фиксировать на этом внимание испытуемых и не создавать у них чувства напряженности).

По истечении времени, отведенного на выполнение субтеста 1, психолог прерывает работу учащихся командой «Стоп», предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.

В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, пра­вильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют дру­гие требования психолога.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...