Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Полное дыхание обратного круга
По причинам, не требующим специального разъяснения, дыхательные упражнения не следует делать сразу же после еды. Лучше всего дыхательную практику выполнять натощак, по крайней мере, спустя 2–3 часа после еды. Положение тела. В принципе, дыхательная практика может выполняться в самых разных позициях тела: стоя, сидя или лёжа. Здесь мы рассмотрим две, наиболее важные и наиболее мною рекомендуемые позы для дыхательной практики. Это Симпласана и «Поза фараона». Рассмотрим каждую из них по отдельности. Симпласана[187] — положение сидя на низкой скамье или банкетке со скрещенными ногами (см рис. 128).
Рис. 128. Симпласана — самая простая и удобная поза для дыхательной и медитативной практики.
Скамья или банкетка должна быть высотой примерно в 30–33 см. (обычный стул не годится — слишком высоко). В Симпласане мы сидим с прямым позвоночником и скрещёнными ногами. Как мы уже знаем, правильная постановка позвоночника исключительно важна для энергомедитативной практики и является стандартным требованием для всех медитативных асан. В отличие от Симпласаны даосского круга, здесь позвоночник не имеет наклона вперёд, а расположен строго вертикально. Заваливание позвоночника назад также является нежелательным. То же самое относится и к постановке головы. В отличие от даосского круга, при котором голова слегка опущена, а подбородок взят на себя (затылочная бандха) — здесь мы держим голову несколько выше. Таким образом, по сравнению с даосским кругом, подбородок слегка приподнят и голова находится в прямом положении. Симпласана — наиболее благоприятная поза для сублимации сексуальной энергии и для снятия энергетической избыточности в нижней части тела (прежде всего, в области половых органов). Выполнение Мула-бандхи с одновременным сжатием кулаков в самом конце выдоха — наилучший способ активизации восходящего энергопотока, идущего от половой сферы и нижней части живота вверх по передней поверхности тела. Позиция открытых ног (сидячая поза всадника, она же — «поза фараона») — не может дать такого сублимирующего эффекта, который обеспечивает полное прокачивающее дыхание в Симпласане. Сублимационное дыхание также может выполняться в классической восточной медитативной позиции сидя на полу скрестив ноги. В индийской традиции эта поза называется Сиддхасана (она же — половинная поза лотоса). Следует отметить, что в Сиддхасане мы вовсе не сидим на голом полу. Непременно нужно подложить под себя подушку или свёрнутое одеяло (см. рис. 129).
Рис. 129. Сиддхасана (половинная поза лотоса).
Сиддхасана является очень устойчивой позой и поэтому весьма благоприятна как для дыхательной, так и для медитативной практики. Однако она требует определённой подготовки, поэтому для пожилых людей, а также для тех, у кого нет необходимой растяжки ног, — лучше всего проигнорировать эту трудную позу и, вместо неё, воспользоваться удобной и, вместе с тем, вполне подходящей для успешной практики Симпласаной. Ещё одна, исключительно важная позиция тела для дыхательной практики — это поза фараона (она же — сидячая поза всадника для обратного круга). Эта позиция показана на рис. 130. Эта позиция тела особенно рекомендуется тем, у кого имеются проблемы с ногами (отечность ног, варикозные вены и т. д.), а также всем тем, кто регулярно и в больших объёмах практикует столбовое стояние. Сидячая поза всадника для обратного круга подробно и обстоятельно разъяснена немного дальше, в этой же самой главе, в разделе, посвящённом медитации-присутствия, куда я и отсылаю заинтересованного читателя. Для дыхательной и медитативной практики исключительно важное значение имеет надлежащее положение рук. Для полного дыхания обратного круга основной и наилучшей является позиция «кулаки на коленях» (см. рис. 130).
Рис. 130. Поза фараона (сидячая поза всадника для обратного круга). Руки в позиции «кулаки на коленях».
Это выражение — не совсем точное. На самом деле, кулаки лежат не на самих коленях, а на бёдрах чуть выше колен. Постановка кулаков — вертикальная, как это и показано на рисунке. При этом не следует сгибать руки в лучезапястных суставах (см. рис. 131).
Рис. 131.Постановка кулаков: (а) — неправильная; (б) — правильная.
Ещё одно замечание относится к положению большого пальца во время сжатия кулака. Он должен быть согнут, как это показано на рис. 132. Выпрямленное положение большого пальца не годится.
Рис. 132. Положение большого пальца при сжатии кулака: (а) неправильное; (б) правильное.
Сжатые кулаки активизируют все иньские каналы, прежде всего ножные. Чем более сильно сжаты кулаки, тем сильнее включаются ножные иньские каналы и тем больше активизируется восходящий энергопоток в режиме обратного круга (движение энергии вверх по переднесрединному каналу). Умеренное сжатие кулаков в равной степени активизирует как ножные иньские, так и ручные иньские каналы. Конечно же, при сильном сжатии кулаков руки будут быстро уставать. Поэтому во время дыхательной практики рекомендуется избегать чрезмерного сжатия кулаков. Вполне достаточно простого сохранения формы сжатых кулаков. Кроме того, при усталости и затекании рук, рекомендуется периодически давать им отдых, переводя их из позиции «сжатые кулаки» в позицию «открытые ладони» (см. рис. 133).
Рис. 133. Позиция рук «открытые ладони».
В этой позиции ладонь открыта и руки лежат на бёдрах, чуть выше колен тыльной поверхностью вниз , а ладонной поверхностью вверх , как это и показано на рисунке. Техника полного дыхания обратного круга. В этом методе дыхательной практики, точно так же, как и в полном дыхании даосского круга, задержка дыхания после вдоха отсутствует. Конечно же, дыхательная практика, выполняемая с задержкой после вдоха, оказывает значительно более сильное воздействие на энергосистему и имеет значительно больший развивающий эффект. Однако, при отсутствии должной осторожности, она может привести к нежелательным последствиям. Прежде всего, это обострение по сердцу, проявляющееся в таких симптомах, как учащённое сердцебиение, тяжесть и боли в области сердца. Таким образом, дыхательная практика с культивированием задержки после вдоха полностью противопоказана людям, имеющим проблемы с сердцем. Такой метод практики, безусловно, является высокоэффективным и сильнодействующим, но при этом, как и все сильнодействующие методы, требует особой осторожности. Этого недостатка лишён излагаемый здесь метод полного дыхания обратного круга. В нём задержка после вдоха отсутствует, что и делает этот метод дыхания вполне безопасным для практикующего. При правильном выполнении и при соблюдении должной осторожности, он может практиковаться с большой пользой для здоровья даже людьми со слабым сердцем. Таким образом, дыхательный цикл полного дыхания обратного круга состоит только из трёх фаз: вдоха, выдоха и задержки после выдоха. При этом весь процесс дыхания, как вдох, так и выдох, выполняется только через нос. Фаза вдоха. Во время вдоха живот наполняется и выпячивается. Одновременно выполняется очень важная техника, которой я дал название «верхняя бандха обратного круга»[188]. Она полностью противоположна классической йоговской Джаландхара-бандхе, которую можно назвать «верхней бандхой даосского круга». В моей системе существуют два варианта выполнения верхней бандхи обратного круга: первый вариант — с умеренным подъёмом головы, второй — с полным запрокидыванием головы. При выполнении умеренной бандхи , голова слегка поднимается, открывая горло (верхние энергетические ворота). При этом происходит активизация всех ручных иньских каналов, особенно канала перикарда, а также создаются благоприятные условия для свободного прохождения энергии от грудной клетки к голове через область горла. Существенно важно, что этот режим дыхания (с использованием умеренного подъёма головы) может выполняться в течение длительного периода времени (по 30–50 минут). Кроме того, именно этот режим дыхания наиболее благоприятен при заболеваниях лёгких, а также при ослаблении иммунной системы. Горловая бандха (умеренный подъём головы во время вдоха) показана на рис. 134.
Рис. 134. Горловая бандха (умеренный подъём головы).
Второй вариант дыхательной практики в режиме обратного круга — дыханиес полным запрокидыванием головы . В этом случае во время вдоха голова мягко и плавно поднимается вверх и запрокидывается назад. В конечной позиции голова максимально запрокинута назад, подобно тому, как это происходит при выполнении Матсьяасаны — йогической позы рыбы. Конечная позиция «бандхи полного запрокидывания головы» показана на рис. 135.
Рис. 135. Конечная позиция полного запрокидывания головы.
Ещё раз позволю себе напомнить читателю, что движение подъёма и запрокидывания головы происходит на фазе вдоха и выполняется плавно и медленно, без каких-либо рывков. Благодаря бандхе полного запрокидывания головы создаются благоприятные условия для проведения энергии через область головы (вверх по лицу и затем от макушки вниз через затылок), а также для активизации энергопотоков вниз по позвоночнику, вплоть до самой нижней его части (до копчика). Чтобы увеличить воздействие на все янские каналы (на нисходящую ветвь обратного круга) лучше всего дыхание с полным запрокидыванием головы выполнять при открытых глазах. Такой способ дыхания оказывает весьма сильное воздействие, однако имеет и свои ограничения. В отличие от варианта с умеренным подъёмом головы, он не подходит для длительного выполнения. Довольно быстро возникают дискомфортные ощущения в области головы, а также в шейных позвонках. Поэтому начинающим я рекомендую ограничить время выполнения дыхания с полным запрокидыванием головы объёмом в 5–10 минут. Относительно дыхания с умеренным подъёмом головы такого ограничения не существует. Его можно смело доводить до 30–50 минут. Дыхание с полным запрокидыванием головы очень благоприятно (хотя, на первых порах, и очень дискомфортно) для тех, у кого нарушена энергетическая циркуляция в области затылка, задней поверхности шеи, надплечий и Круга Жизни (верхний отдел позвоночника). При этом, всегда имеет место выброс энергии назад из области затылка, а также из зоны перехода от грудных позвонков к шейным (эту важную зону китайцы называют «Круг Жизни»). Как правило, такого рода нарушение энергетической циркуляции сопровождается резким снижением зрения. Причиной тому является нарушение энергетического равновесия между передней поверхностью головы (лицо, область глаз) и задней поверхностью головы (затылок). Если имеет место хронический выброс энергии из области затылка, происходит утечка вовне той энергии, которая должна обеспечивать нормальное функционирование зрительного аппарата. Другими словами, зрение «садится» из-за отсутствия должного обеспечения энергией, которая в норме должна поступать от области затылка по направлению к глазам[189]. Возникает сугубо практический вопрос: Каким образом, в рамках одного занятия, сочетать оба типа дыхания (с умеренным подъёмом головы и с полным её запрокидыванием)? На мой взгляд, лучше всего начинать с дыхания при умеренном подъёме головы. Это будет основная часть вашей дыхательной практики, занимающая львиную долю времени (30–50 минут). И только после этого можно перейти к дыханию с полным запрокидыванием головы. Это будет завершающая практика, выполняемая в объёме 5–10 минут. Она должна выполняться именно в конце, но не в начале, поскольку позволяет пропустить энергию через голову и направить её вниз по позвоночнику, по нисходящей ветви обратного круга. Таким образом, это завершающее дыхание предназначено для гармонизации энергопотоков и для снятия верхнего энергетического перегруза. Ещё одно важное замечание. Вдох не следует выполнять полностью, до предела. При правильном выполнении в конце вдоха всегда должен оставаться небольшой запас. Это означает, что при желании мы могли бы ещё «довдохнуть», однако останавливаемся, сделав вдох только на 90–95 %. Наконец, вдох всегда выполняется мягко, плавно и неспешно, но не допуская «одышливости», т. е. состояния напряжения в дыхательной системе, при котором возникает желание отдышаться. То же самое относится и к сопутствующему вдоху движению головы. Подъём головы выполняется мягко и плавно, в полном согласовании с процессом вдоха. Фаза выдоха . На выдохе голова плавно возвращается в исходное положение, а живот естественным образом подбирается. Намеренное втягивание живота на этой фазе не делается. Так же, как и вдох, выдох выполняется мягко, неспешно и процессуально. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 312. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |