Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классические или Страновые теории торговли.




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «МИКРОЭКОНОМИКА»

 

на тему:

 

«ТЕНДЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ»

 

Выполнила: студентка 1 курса

Направление: «Экономика»

Профиль: «Рынок ценных бумаг», 1 группа

Изенева Анна Геннадьевна.

Научный руководитель:

Коновалова М. Е.

 

Самара2017

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................………...............

Глава 1.Теоретические и методологические основы исследования международной торговли

1.1 Теоретические и методологические основы процесса международной торговли

1.2 Эволюция международной торговли

 Глава 2. Процесс глобализации и его влияние на международную торговлю

2.1 Процесс глобализации, его основные этапыи особенности развития в различные периоды времени

2.2Роль международных организаций

Глава 3. Особенности включения российской экономики в глобальные процессы международной торговли

3.1 Особенности вхождения России в международные процессы интеграции и глобализации

3.2 Перспективы развития международной торговли для России

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………


 


Введение

Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ—ХХI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни. Как бы ни относились к глобализации ее противники и сторонники, нужно признать, что она уже явно изменила мировую систему, порождая новые проблемы, но и открывая новые возможности.

Важным аспектом этого процесса станет рост международной торговли услугами. Ее объем уже значительно возрос, а в будущем увеличится еще больше, особенно в области телекоммуникационных и финансовых услуг. Мир станет более открытым, интегрированным, взаимозависимым.

С глобализацией связывают как нарастающее единство человеческой цивилизации, так и увели­чивающийся разрыв между богатством и бедностью, расширяющиеся горизонты тех­нологического прогресса и разрушительные финансовые кризисы. В результате меняется облик не только современной экономи­ки, но происходят коренные сдвиги в раскладе политических сил в мире, формируются новые социальные структуры отдельных стран и континентов, изменяется их этнокультурный состав, исчезают прежние и появляются новые традиции, формируются новые куль­турные нормы, а также нормы социального поведения.

Глобализация оказывает большое влияние на экономику всех стран, носит многоаспектный характер. Она затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиции в "физический" и человеческий капитал, технологии и их распространение из одних стран в другие. Все это в конечном счете отражается на эффективности производства, производительности труда и конкурентоспособности.

Разобраться в причинах и результатах глобализации необходимо не только для того, чтобы по­нять суть происходящих процессов, но и для того, чтобы иметь достаточно надежную основу для выработки правильных решений в области политики по отношению к глобализации.

Помочь в этом может метод структурирова­ния различных представлений об этом процессе и обнаружения связанных с этими представлениями свойств данного процесса.

Таким образом, цель моего исследования: изучение процесса глобализации и его последствий.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть, как начался и протекал процесс глобализации

2. Выявить основные причины глобализации мировой экономики

3. Оценить воздействие глобализации на экономику, определить его положительные и отрицательные черты.

Объект исследования: процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Предмет исследования: влияние глобализации на процессы экономики.



Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования международной торговли

Теоретические и методологические основы процесса международной торговли

Торговля - это концепция обмена товарами и услугами между двумя людьми или организациями.Тогда Международная торговля является концепцией такого обмена между людьми или организациями в двух разных странах.Люди или организации торгуют, потому что они считают, что они получают выгоду от обмена. Они могут нуждаться или желать различные товары и услуги.

Чтобы лучше понять, как развивалась современная мировая торговля, важно понять, как страны исторически торговали друг с другом. Со временем, экономисты разработали теории[1], объясняющие механизмы глобальной торговли. Основные исторические теории называются классическими и рассматриваются с точки зрения страны. К середине двадцатого века теории начали смещаться, чтобы объяснить торговлю с точки зрения фирмы, а не страны. Обе эти категории, Классическая и современная, состоят из нескольких международных теорий.

Классические или Страновые теории торговли.

Меркантилизм.Разработанный в шестнадцатом веке, меркантилизм был одним из первых усилий по разработке экономической теории. Эта теория утверждала, что богатство страны определяется количеством золота и серебра. В самом простом смысле, меркантилисты считали, что страна должна увеличить свои запасы золота и серебра, стимулируя экспорт и препятствуя импорту. Другими словами, если люди в других странах покупают у вас больше (экспорт), чем продают вам (импорт), то они должны заплатить вам разницу в золоте и серебре. Цель каждой страны состояла в том, чтобы иметь положительное сальдо торгового баланса или ситуацию, когда стоимость экспорта превышает стоимость импорта, и избежать торгового дефицита или ситуации, когда стоимость импорта превышает стоимость экспорта.

Более пристальный взгляд на мировую историю с 1500-х до конца 1800 - х годов помогает объяснить, почему процветал меркантилизм. 1500-е годы ознаменовались появлением новых национальных государств, правители которых хотели укрепить свои народы путем создания более крупных армий и национальных институтов. Увеличив экспорт и торговлю, эти правители смогли накопить больше золота и богатства для своих стран. Одним из способов поощрения экспорта многими из этих новых стран было введение ограничений на импорт. Эта стратегия называется протекционизмом и используется до сих пор.

Страны расширили свои богатства, используя свои колонии по всему миру в попытке контролировать больше торговли и накопить больше богатств. Британская колониальная империя была одним из наиболее успешных примеров; она стремилась увеличить свое богатство, используя сырье из мест, начиная от того, что сейчас Америка и Индия. Франция, Нидерланды, Португалия и Испания также добились успеха в построении крупных колониальных империй, которые создали огромные богатства для своих управляющих стран.[2]

Хотя меркантилизм является одной из старейших торговых теорий, он остается частью современного мышления. Такие страны, как Япония, Китай, Сингапур, Тайвань и даже Германия по-прежнему выступают за экспорт и препятствуют импорту через форму Нео-меркантилизма[3], в которой страны поощряют сочетание протекционистской политики и ограничений и субсидий внутренней промышленности. Почти каждая страна в тот или иной момент проводила ту или иную протекционистскую политику, направленную на охрану ключевых отраслей ее экономики. В то время как ориентированные на экспорт компании Обычно поддерживают протекционистскую политику, благоприятствующую их отраслям или фирмам, другие компании и потребители страдают от протекционизма. Налогоплательщики платят за государственные субсидии избранного экспорта в виде более высоких налогов. Ограничения на импорт приводят к повышению цен для потребителей, которые платят больше за товары или услуги иностранного производства. Сторонники свободной торговли подчеркивают, что свободная торговля выгодна всем членам мирового сообщества, в то время как протекционистская политика меркантилизма выгодна только отдельным отраслям за счет потребителей и других компаний как внутри отрасли, так и за ее пределами.

Абсолютное преимущество.В 1776 году Адам Смит поставил под сомнение ведущую торговую теорию того времени в богатстве народов.Последние версии были отредактированы учеными и экономистами. Смит предложил новую теорию торговли под названием абсолютное преимущество, которая сосредоточена на способности страны производить добро более эффективно, чем другая нация. Смит аргументировал, что торговля между странами не должна регулироваться или ограничиваться государственной политикой или вмешательством. Он заявил, что торговля должна протекать естественным образом в соответствии с рыночными силами. В гипотетическом мире двух стран, если страна а может производить товар дешевле или быстрее (или и то и другое), чем страна в, то страна а имеет преимущество и может сосредоточиться на производстве этого товара. Аналогичным образом, если бы страна в лучше производила еще один товар, она могла бы также сосредоточиться на специализации. По специализации, страны будут генерировать эффективность, потому что их рабочая сила станет более квалифицированной, выполняя те же задачи. Производство также станет более эффективным, поскольку появится стимул для создания более быстрых и более совершенных методов производства в целях повышения специализации.

Теория Смита утверждала, что с повышением эффективности люди в обеих странах выиграют, и торговлю следует поощрять. Его теория утверждала, что богатство нации должно оцениваться не по количеству золота и серебра, а по уровню жизни ее народа.

Сравнительное преимущество.Проблема теории абсолютных преимуществ заключается в том, что некоторые страны могут лучше производить как товары, так и, следовательно, иметь преимущества во многих областях. В отличие от этого, другая страна может не иметь никаких полезных абсолютных преимуществ. Чтобы ответить на этот вызов, Дэвид Рикардо, английский экономист, представил теорию сравнительного преимущества в 1817 году. Рикардо считал, что даже если страна а имеет абсолютное преимущество в производстве обеих продуктов, специализация и торговля могут по-прежнему происходить между двумя странами.

Сравнительные преимущества возникают тогда, когда страна не может производить продукт более эффективно, чем другая страна; однако она может производить этот продукт лучше и эффективнее, чем другие товары. Разница между этими двумя теориями тонкая. Сравнительное преимущество фокусирует на относительных разницах в урожайности, тогда как абсолютное преимущество смотрит абсолютную урожайность.

Давайте рассмотрим упрощенный гипотетический пример, чтобы проиллюстрировать различие между этими принципами. Миранда-адвокат с Уолл-Стрит, которая взимает 500 долларов в час за свои юридические услуги. Оказывается, Миранда также может печатать быстрее, чем административные помощники в ее офисе, которым платят 40 долларов в час. Несмотря на то, что Миранда явно имеет абсолютное преимущество в обоих наборах навыков, должна ли она выполнять обе работы? Нет. За каждый час Миранда решает напечатать вместо того, чтобы заниматься юридической работой, она будет отказываться от дохода в размере 460 долларов. Ее производительность и доход будут самыми высокими, если она специализируется на высокооплачиваемых юридических услугах и нанимает наиболее квалифицированного административного помощника, который может печатать быстро, хотя и немного медленнее, чем Миранда. Благодаря тому, что Миранда и ее помощник концентрируются на своих соответствующих задачах, их общая производительность в команде выше. Это сравнительное преимущество. Человек или страна будет специализироваться на том, что они относительно лучше. В действительности, Мировая экономика является более сложной и состоит из более чем двух стран и продуктов. Могут существовать торговые барьеры, и товары должны перевозиться, храниться и распределяться. Однако этот упрощенный пример демонстрирует основу теории сравнительных преимуществ.

Теория Хекшера-Олина (Теория соотношения факторов производства).Теории Смита и Рикардо не помогли странам определить, какие продукты дадут стране преимущество. Обе теории предполагали, что свободные и открытые рынки приведут страны и производителей к определению того, какие товары они могут производить более эффективно. В начале 1900-х годов два шведских экономиста, Эли Хекшер и БертильОхлин, сосредоточили свое внимание на том, как страна может получить сравнительные преимущества, производя продукты, которые используют факторы, которые были в изобилии в стране. Их теория основана на производственных факторах страны-земле, труде и капитале, которые обеспечивают средства для инвестиций в заводы и оборудование. Они определили, что стоимость любого фактора или ресурса зависит от спроса и предложения. Факторы, которые находятся в большом предложении по отношению к спросу, будут дешевле; факторы большого спроса по отношению к предложению будут дороже. Их теория, также называемая теорией пропорций факторов производства, гласит, что страны будут производить и экспортировать товары, требующие ресурсов или факторов, которые имеют большое предложение и, следовательно, более дешевые факторы производства. В отличие от этого, страны будут импортировать товары, требующие ресурсов, которых не хватает, но которые пользуются более высоким спросом.

Например, Китай и Индия являются домом для дешевых, больших пулов рабочей силы. Таким образом, эти страны стали оптимальными местами для трудоемких отраслей промышленности, таких как текстильная и швейная.

Парадокс Леонтьева.В начале 1950-х годов уроженец России американский экономист Василий Леонтьев внимательно изучил экономику США и отметил, что Соединенные Штаты изобилуют капиталом и поэтому должны экспортировать более капиталоемкие товары. Однако его исследование с использованием фактических данных показало обратное: Соединенные Штаты импортируют более капиталоемкие товары. Согласно теории пропорций факторов, Соединенные Штаты должны были импортировать трудоемкие товары, но вместо этого они фактически экспортировали их. Его анализ стал известен как парадокс Леонтьева, потому что он был обратным тому, что ожидалось теорией пропорций фактора. В последующие годы экономисты исторически отмечали, что в то время рабочая сила в Соединенных Штатах была как устойчивой, так и более производительной, чем во многих других странах; поэтому имело смысл экспортировать трудоемкие товары. На протяжении десятилетий многие экономисты использовали теории и данные для объяснения и минимизации влияния парадокса. Однако по-прежнему ясно, что Международная торговля сложна и на нее влияют многочисленные и часто меняющиеся факторы. Торговля не может быть четко объяснена одной единственной теорией, и, что более важно, наше понимание теорий международной торговли продолжает развиваться.

Современные или основанные на фирмах торговые теории.В отличие от классических, основанных на странах торговых теорий, Категория современных, основанных на фирмах теорий возникла после Второй Мировой Войны и была разработана в значительной степени профессорами бизнес-школы, а не экономистами. Теории, основанные на фирмах, развивались с ростом многонациональной компании (MNC). Страновые теории не могут адекватным образом решить проблему расширения либо МНК, либо внутриотраслевой торговли, которая касается торговли между двумя странами товарами, произведенными в одной и той же отрасли. Например, Япония экспортирует автомобили Toyota в Германию и импортирует автомобили Mercedes-Benz из Германии.

В отличие от теорий, основанных на странах, теории, основанные на фирмах, включают другие факторы продуктов и услуг, включая лояльность к брендам и клиентам, технологии и качество, в понимание торговых потоков.

Теория Подобия Стран.Шведский экономист ШтеффанЛиндер разработал теорию подобия страны в 1961 году, пытаясь объяснить концепцию внутриотраслевой торговли. Теория линдера предполагает, что потребители в странах, находящихся на той же или аналогичной стадии развития, будут иметь аналогичные предпочтения. В этой теории, основанной на фирмах, Линдер предположил, что компании сначала производят для внутреннего потребления. Когда они исследуют экспорт, компании часто обнаруживают, что рынки, которые выглядят похожими на их внутренний, с точки зрения предпочтений клиентов, предлагают наибольший потенциал для успеха. Затем теория сходства стран линдера утверждает, что большая часть торговли промышленными товарами будет осуществляться между странами с одинаковыми доходами на душу населения, и внутриотраслевая торговля будет общей. Эта теория часто наиболее полезна для понимания торговли товарами, где торговые марки и репутация продукции являются важными факторами в процессе принятия решений покупателями и в процессе закупок.

Теория Жизненного Цикла Продукта.РэймондВернон, профессор Гарвардской школы бизнеса, разработал теорию жизненного цикла продукта в 1960-х годах. Теория, возникшая в области маркетинга, утверждала, что жизненный цикл продукта имеет три отдельных этапа: (1) новый продукт, (2) созревающий продукт и (3) стандартизированный продукт. Теория предполагала, что производство нового продукта будет происходить полностью на родине его инноваций. В 1960-х годах это была полезная теория, объясняющая успех производства США. После Второй Мировой Войны производство в США было мировым лидером во многих отраслях промышленности.

Он также был использован для того чтобы описать как персональный компьютер (ПК) пошел через свой цикл продукта. ПК был новым продуктом в 1970s и превратился в зрелый продукт во время 1980s и 1990s. Сегодня, ПК находится в стандартизированной стадии продукта, и большинство производства и производственного процесса сделано в недорогих странах в Азии и Мексике.

Теория жизненного цикла продукции была в меньшей степени способна объяснить нынешние модели торговли, где инновации и производство происходят во всем мире. Например, глобальные компании даже проводят исследования и разработки на развивающихся рынках, где высококвалифицированная рабочая сила и оборудование обычно дешевле. Несмотря на то, что исследования и разработки, как правило, связаны с первой или новой стадией продукта и, следовательно, завершены в родной стране, эти развивающиеся страны или страны с формирующимся рынком, такие как Индия и Китай, предлагают как высококвалифицированную рабочую силу, так и новые исследовательские объекты при существенном ценовом преимуществе для глобальных фирм.

Теория Глобального Стратегического Соперничества.Теория глобального стратегического соперничества возникла в 1980-х годах и была основана на работах экономистов пола Кругмана и Кельвина Ланкастера. Их теория была сосредоточена на МНК и их попытках получить конкурентное преимущество перед другими глобальными фирмами в своей отрасли. Фирмы столкнутся с глобальной конкуренцией в своих отраслях и для того, чтобы процветать, они должны развивать конкурентные преимущества. Важнейшие способы получения фирмами устойчивого конкурентного преимущества называются барьерами для входа в эту отрасль. Барьеры на пути выхода на рынок относятся к препятствиям, с которыми может столкнуться новая фирма при попытке войти в отрасль или на новый рынок. Барьеры для входа, которые корпорации могут стремиться оптимизировать, включают:

§ научные исследования и разработки,

§ право собственности на интеллектуальную собственность,

§ эффект масштаба,

§ уникальные бизнес-процессы или методы, а также обширный опыт в отрасли, иконтроль ресурсов и благоприятный доступ к сырью.

Национальная Теория конкурентных преимуществ Портера.В продолжающейся эволюции теорий международной торговли Майкл Портер из Гарвардской школы бизнеса разработал новую модель для объяснения национальных конкурентных преимуществ в 1990 году. Теория Портера заявила, что конкурентоспособность страны в отрасли зависит от способности отрасли к инновациям и модернизации. Его теория была сосредоточена на объяснении того, почему некоторые страны более конкурентоспособны в определенных отраслях. Чтобы объяснить свою теорию, Портер определил четыре детерминанты, которые он связал вместе. Четыре детерминанты (1) местный рынок ресурсов и возможностей, (2) местные условия рыночного спроса, (3) местные поставщики и смежным отраслям, и (4) местная фирма характеристиками.

1. Ресурсы и возможности местного рынка (факторные условия). Портер признал ценность теории пропорций факторов, которая рассматривает национальные ресурсы (например, природные ресурсы и доступную рабочую силу) в качестве ключевых факторов при определении того, какие продукты страна будет импортировать или экспортировать. Портер добавил к основным факторам новый список передовых факторов, которые он определил как квалифицированную рабочую силу, инвестиции в образование, технологии и инфраструктуру. По его мнению, эти передовые факторы обеспечивают стране устойчивое конкурентное преимущество.

2. Условия спроса на местном рынке. Портер считал, что сложный внутренний рынок имеет решающее значение для обеспечения постоянных инноваций, тем самым создавая устойчивое конкурентное преимущество. Компании внутренние рынки которых изощренны, trendsetting, и требовать принуждают непрерывное рационализаторство и развитие новых продуктов и технологий. Многие источники считают, что требовательный американский потребитель вынуждает американские компании постоянно внедрять инновации, создавая тем самым устойчивое конкурентное преимущество в программных продуктах и услугах.

3. Местные поставщики и дополнительные отрасли промышленности. Чтобы оставаться конкурентоспособными, крупные глобальные фирмы получают выгоду от наличия сильных, эффективных вспомогательных и связанных с ними отраслей промышленности для обеспечения ресурсов, требуемых отраслью. Некоторые отрасли объединяются географически, что обеспечивает эффективность и производительность.

4. Характеристики местной фирмы. Местная фирма характеристики фирмы: стратегия, структура отрасли и конкуренции в отрасли. Местная стратегия влияет на конкурентоспособность фирмы. Здоровый уровень соперничества между местными фирмами будет стимулировать инновации и конкурентоспособность.

В дополнение к четырем определяющим факторам алмаза Портер также отметил, что правительство и chance играют определенную роль в национальной конкурентоспособности отраслей. Правительства могут своими действиями и политикой повышать конкурентоспособность фирм, а иногда и целых отраслей.

Теория Портера, наряду с другими современными теориями, основанными на фирмах, предлагает интересную интерпретацию тенденций международной торговли. Тем не менее, они остаются относительно новыми и минимально проверенными теориями.

Какая теория торговли доминирует сегодня?Теории, рассматриваемые в этой главе, являются просто теориями. Хотя они помогли экономистам, правительствам и бизнесу лучше понять международную торговлю и то, как ее продвигать, регулировать и управлять ею, эти теории иногда противоречат реальным событиям. Страны не имеют абсолютных преимуществ во многих областях производства или услуг и, фактически, факторы производства не распределены между странами. Некоторые страны имеют непропорционально большую выгоду от некоторых факторов. Соединенные Штаты имеют достаточно пахотных земель, которые могут быть использованы для широкого спектра сельскохозяйственной продукции. Он также имеет широкий доступ к капиталу. Хотя это трудовой пул не может быть самым дешевым, он является одним из лучших образованных в мире. Эти преимущества в факторах производства, помогли США стать крупнейшей и самой богатой экономикой в мире. Тем не менее, Соединенные Штаты также импортируют огромное количество товаров и услуг, так как американские потребители используют свое богатство для покупки того, что им нужно и что они хотят—большая часть из которых в настоящее время производится в других странах, которые стремились создать свои собственные сравнительные преимущества за счет дешевой рабочей силы, земли или производственных затрат.

В результате, не ясно, что какая-либо одна теория доминирует во всем мире. В этом разделе предпринята попытка осветить Основы теории международной торговли, чтобы вы могли понять реалии, с которыми сталкиваются глобальные предприятия. На практике правительства и компании используют сочетание этих теорий как для интерпретации тенденций, так и для разработки стратегии. Подобно тому, как эти теории развивались на протяжении последних пятисот лет, они будут продолжать меняться и адаптироваться по мере того, как новые факторы влияют на международную торговлю.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 15753.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...