Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные способы психологической защиты населения и лиц, участвующих в его спасении




Широкий спектр психических нарушений при ЧС с позиций системно-динамического подхода расценивается не как очерченные варианты психической патологии, а как этапы адаптационной стратегии индивида (как организма и как личности), отражающие тесную взаимосвязь между стрессовыми событиями, адаптивными ресурсами организма, личности и общепатологическими механизмами развития заболеваний.

В связи с этим все больше растет понимание необходимости поиска новых, отличных от традиционной клинической психиатрии, подходов к оценке возникающих психических нарушений, к проведению лечебно-профилактических мероприятий, способных оказывать влияние на различные звенья патогенеза (биологические, психологические, социальные) с учетом всей сложности психобиологической сущности таких расстройств и механизмов их развития.

Для поддержания работоспособности и профилактики нервно-психических нарушений у населения и спасателей, участвующих в ликвидации ЧС, необходимо применение различных способов психологической защиты.

Психологическая защита населения и лиц, участвующих в его спасении включает:

- общую и специальную профилактику психогенных заболеваний;

- психофизиологическое обеспечение спасателей;

- морально-психологическую подготовку населения и лиц, участвующих в его спасении;

-фармакологическую коррекцию функционального состояния и работоспособности спасателей при проведении аварийно-спасательных работ;

- психотерапию и др.

Общая и специальная профилактика психогенных заболеваний (реактивных психозов, неврозов, психопатий и психосоматических болезней) у населения и спасателей включает:

- мероприятия, направленные на гармоничное формирование личности;

- мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни;

- предотвращение действия на организм болезнетворных причин (инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды на организм человека);

- повышение выносливости психики к вредным воздействиям;

- предупреждение развития заболеваний путем ранней диагностики и лечения;

- предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы;

- применение методов длительной поддерживающей терапии;

- обеспечение населения и спасателей средствами индивидуальной защиты, необходимыми медицинскими препаратами, а также разъяснение правил их применения;

- организацию медицинской сортировки пораженных, изоляцию лиц находящихся в тяжелом состоянии, оказание первой медицинской и психотерапевтической помощи, эвакуацию лиц, нуждающихся в госпитализации;

- организацию информирования людей об обстановке в зоне ЧС, о характере и объеме проводимых аварийно-спасательных работ, мерах по оказанию само- и взаимопомощи, местах расположения медицинских и эвакуационных пунктов. Среди сообщений должны присутствовать фамилии спасенных и эвакуированных жителей, информация о местах их эвакуации. Это поможет части населения получить сведения о родных и близких, что в значительной мере будет способствовать улучшению его психического состояния.

Нормализации психического состояния населения во многом способствует четкая организация аварийно-спасательных работ с привлечением местных жителей, сохранивших способность к осознанной целенаправленной деятельности. Человек, перенесший тяжелую психическую травму, гораздо быстрее восстанавливает душевное равновесие, если его привлечь к какой-либо физической работе (и не одного, а в составе группы). При этом основными формами взаимоотношений спасателей с населением должны быть уважение, сочувствие, личный пример. В случае же, когда люди находятся в состоянии оцепенения, шока или паники, целесообразно использовать жесткий командный стиль общения с ними.

Психофизиологическое обеспечение спасателей – составная часть медико-психологической защиты спасателей; – это система мероприятий, направленных на оценку характера и выраженности профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств, на поддержание этих качеств в процессе профессиональной деятельности, а также на сохранение психического и соматического здоровья. Объект психофизиологического обеспечения – спасатели аварийно-спасательных формирований, персонал СМК и другие профессиональные контингенты, принимающие участие в ликвидации ЧС, прошедший медицинский отбор.

Основными задачами психофизиологического обеспечения спасателей являются:

- психофизиологический профессиональный отбор спасателей;

- психофизиологическое освидетельствование спасателей;

- периодический (диспансерный) психофизиологический контроль спасателей;

- психологическая подготовка спасателей;

- психологическая поддержка спасателей;

-психофизиологическая экспертиза трудоспособности и функциональная реабилитация спасателей.

Психофизиологический профессиональный отбор первичное психофизиологическое освидетельствование с целью выделения из числа кандидатов на работу, проходящих психофизиологическое освидетельствование, лиц, обладающих необходимой структурой и степенью выраженности психологических и психофизиологических качеств, существенных для овладения конкретной профессией и для дальнейшего поддержания профессиональной работоспособности на должном уровне.

Результаты анализа спасателей психологических и психофизиологических особенностей специалистов, полученные при психофизиологическом отборе, используются в дальнейшем для расстановки кадров, оценки динамики их функционального состояния, индивидуализации их профессионального обучения и психологической подготовки.

Психофизиологическое освидетельствование организационная форма проводимого в рамках психофизиологического обеспечения исследования профессионально важных психологических и психофизиологических качеств человека, направленного на оценку функционального состояния и работоспособности. Психофизиологическое освидетельствование проводится в целях психофизиологического профессионального отбора, периодического (диспансерного) психофизиологического контроля спасателей и психофизиологической экспертизы трудоспособности.

Психологическая подготовка спасателей – комплекс мероприятий, направленных на профилактику нарушений психической адаптации и оптимизацию личностных особенностей и психического состояния специалистов. Психологическая подготовка спасателей включает адаптацию спасателей к деятельности в чрезвычайных ситуациях, а также создание у спасателей еще до начала аварийно-спасательных работ адекватного психологического фона, минимизирующего стресс, связанный с восприятием экстремальных условий, и способствующего сохранению трудоспособности специалиста.

Психологическая поддержка спасателей комплекс психопрофилактических мероприятий, который проводится непосредственно во время работы в экстремальных условиях и направлен на уменьшение психического напряжения спасателей и негативного влияния стрессогенных факторов на их работоспособность.

Психофизиологическая экспертиза трудоспособности – форма психофизиологического освидетельствования, проводящегося в связи с профессиональными срывами и (или) расстройствами здоровья, характер которых позволяет предположить их связь с нарушениями психической психофизиологической адаптации человека, влияющими на профессиональную работоспособность. Целью является решение вопроса о возможности дальнейшего выполнения специалистом его обязанностей путем установления степени соответствия психологических и психофизиологических качеств человека требованиям профессиональной деятельности. Психофизиологическая экспертиза трудоспособности проводится по представлению руководства.

Морально-психологическая подготовка населения и лиц, участвующих в его спасении – это целенаправленный процесс формирования у населения и лиц, участвующих в его спасении твердых убеждений, нравственных примеров поведения и таких психологических качеств, которые усиливают его способности выполнить возложенные обязанности в самых опасных ситуациях и обстановке.

Одним из мероприятий медицинской защиты, выполняемых медицинским составом до возникновения ЧС, является участие медицинского персонала в морально-психологической подготовке населения и спасателей к действиям в ЧС методами:

- формирования у населения и личного состава спасателей правильного представления о действии на организм поражающих факторов современного оружия, а также поражающих факторов техногенных и природных катастроф;

- доведения достижений медицинской науки и медицины катастроф по предупреждению поражений (заболеваний) в ЧС и лечению пораженных (больных);

- показа эффективности медицинских мероприятий и средств защиты при воздействии поражающих факторов ядерного, химического, биологического оружия и поражающих факторов техногенных и природных катастроф;

- выработки уверенности в том, что в случае поражения (заболевания) будет своевременно оказана медицинская помощь, осуществлен вынос в безопасное место и проведена эвакуация в медицинские учреждения для дальнейшего лечения.

Чтобы ослабить негативное воздействие на человека психологического напряжения, нужны постоянная подготовка к действиям в экстремальных условиях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств.

Главным здесь является максимальное приближение обучения к реальным условиям, которые могут сложиться в конкретном регионе, населенном пункте или на объекте.

Особенно важно воспитывать самообладание, хладнокровие, способность трезво мыслить в сложной и опасной обстановке. Выработать эти качества лишь путем словесного ознакомления с действиями в районе стихийного бедствия невозможно. Только практика поможет приобрести эмоционально-волевой опыт, необходимые навыки и психологическую устойчивость. Вот почему при проведении занятий с личным составом аварийно-спасательных формирований, нужно не только словесно описывать предполагаемые действия или ограничиваться показом кино- и видеофильмов, но и обязательно отрабатывать на практике приемы и способы тех спасательных работ, с которыми вероятнее всего придется встретиться в данной местности. В основе выработки любого навыка лежит многократно сознательное повторение конкретных действий, выполнение нужных упражнений.

Формирование таких морально-волевых и психологических качеств, как инициатива, быстрота реакции, решительность, способность противостоять страху и панике, выдерживать высокие физические нагрузки, должно стать неотъемлемой составной частью всей системы подготовки и обучения формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях. Психологическая подготовка личного состава АСФ ведется непрерывно в процессе повседневной трудовой деятельности, на занятиях и учениях, непосредственно при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий.

Высокий психологический эффект дают учения и многократные тренировки по выполнению как отдельных приемов и действий, так и всего комплекса спасательных и других неотложных работ в обстановке, максимально приближенной реальным условиям. Именно при этом претворяется в жизнь важный принцип психологической закалки — внесение в действия людей допустимых элементов напряженности, опасности и риска. Напряженность достигается увеличением физических и нервно-психологических нагрузок на личный состав, созданием психологической модели реальной обстановки, а также условий, которые могут сложиться при ликвидации последствий природных и техногенных ЧС. Элементы напряженности и опасности постепенно приучают людей преодолевать высокую психологическую нагрузку, активно и результативно выполнять возложенные на них задачи в сложной обстановке. Весь комплекс обучения и тренировок направлен на формирование практических навыков по быстрому восстановлению работоспособности и психологической устойчивости.

Особое значение приобретает подготовка коллективов- всех сотрудников предприятий, организаций и учреждений к повышению стойкости, к психологическим нагрузкам, развитию выносливости, самообладания, неуклонному стремлению к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия. Такую подготовку надо проводить дифференцированно, с учетом предназначения каждого формирования ГОЧС и той обстановки, с которой может столкнуться конкретный коллектив. И делать это надо на учениях и тренировках. Опыт ликвидации последствие трагических событий, в которых концентрировались колоссальные духовные, интеллектуальные и материальные ресурсы общества, должен быть широко использован на занятия по подготовке личного состава формирований к действиям чрезвычайных ситуациях.

Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку. Именно неверие в свои силы, в силы возможности коллектива парализует волю.

Психологическая защита населения и лиц, участвующих в его спасении может осуществляться с применением методов психотерапии. Психотерапия– целенаправленное использование психических воздействий для лечения больных. Психотерапию принято разделять на общую и частную, или специальную. Психотерапия – лечебное мероприятие, воздействующее на вторую сигнальную систему, а через нее и на весь организм человека. Но психотерапия – это не только воздействие словом, хотя слово – самый важный компонент этого воздействия. Имеет значение мимика врача, его поведение, интонация голоса, а также обстановка в которой больной слышит слова врача.

К методам психотерапии относятся: психотерапевтическое убеждение; функциональная тренировка; внушение в бодрствующем состоянии; гипнотерапия (индивидуальная и коллективная); аутогенная тренировка и др.

Эффективным медицинским средством защиты и психологической поддержки спасателей в ЧС, является фармакологическая коррекцияих функционального состояния и работоспособности при проведении аварийно-спасательных работ. Она проводится по следующим направлениям:

- направленное регулирование психоэмоциональной сферы и защита от психологического стресса;

- экстренное повышение физической работоспособности;

- восстановление работоспособности после истощающих нагрузок;

- профилактика переутомления;

- применение фармакологических средств медицинской защиты;

-повышение переносимости кислородного голодания, высоких или низких температур внешней среды.

 

 

ТЕМА №6.

1. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования ЛПУ в чрезвычайных ситуациях

Медико-технические требования к строительству ЛПУ:

- общие - требования, специфичные для учреждений здравоохранения и реализуемые во всех проектах.

- специальные - требования, зависящие от природных факторов (сейсмичность, вечная мерзлота, низкие грунтовые воды и т.д.), от региона застройки (близость АЭС, химически опасных объектов, взрыво- и пожароопасных объектов и т.д.), от типа учреждения (больница, поликлиника, станция переливания крови и т.д.); для некоторых категорий больниц при их планировке необходимо предусмотреть площадку для посадки вертолетов (самолетов), обязательно обеспечить возможность раздельного въезда и выезда прибывающего в ЛПУ автотранспорта, а также оборудовать приспособления для погрузки и выгрузки больных; при отводе земельного участка под строительство ЛПУ учитывается «роза ветров».

Основные технические требования к организации ЛПУ:

Электроснабжение. При определении системы надежности энергоснабжения и электроосвещения учреждений здравоохранения должны предусматриваться варианты аварийного освещения с помощью подвижных электростанций, устанавливаемых вне зданий или в защитных сооружениях и обеспечивающих подключение к сетям внутри здания. Мощность подстанции (30 и более кВт) используется в первую очередь для освещения операционных (родовых), перевязочных, реанимационных, палат интенсивной терапии, стерилизационных, а также для подключения переносных электроламп в приемном отделении, палатах и коридорах с помощью запасных штепсельных розеток. Особое внимание обращается на технические устройства подключения к электросетям, способность их противостоять резким колебаниям при землетрясении (в сейсмоопасных зонах).

Аварийное теплоснабжение обеспечивается созданием запасов газа в баллонах и других видов топлива (для котельных или печей) на период восстановления основного источника теплоснабжения, а также возможностью подачи газа от внешних сетей с помощью гибких муфт и специальных устройств.

Водоснабжение в ЧС обеспечивается путем создания запасов питьевой воды из расчета 2 л/сут на больного (пострадавшего) и технической воды - по 10 л/сут на койку. Аварийные емкости устанавливаются в верхней части здания или в отдельной водонапорной башне (бассейне). Предусматривается возможность подачи воды с помощью трубопроводов (гибких шлангов) от внешних сетей или подвижных средств с применением специальных присоединительных конструкций.

Канализационная система в лечебных учреждениях, которые по плану предназначены для приема пораженных с территорий, находящихся на следе радиоактивного облака, должна обеспечивать проведение дезактивации с учетом безопасности для персонала и окружающей среды (специальные отстойники в системе очистных сооружений).

Защита от радиации и АОХВ. При проектировании ЛПУ, в которые могут поступать пораженные после воздействия РВ, необходимо соблюдать требования, соответствующие II классу работ с радиоактивными источниками. Создается максимально возможная герметичность внутренних помещений при закрытых окнах; система вентиляции должна при необходимости создавать подпор воздуха в палатах, операционных и процедурных и иметь систему фильтров в местах забора воздуха.

Система внутрибольничной безопасности от поражающих факторов (пожаро- и взрывоопасные вещества, устройства и материалы; ядовитые и радиоактивные вещества; материалы, содержащие патогенные для человека бактерии, вирусы и грибы) должна планироваться и создаваться таким образом, чтобы больные и пораженные не имели контактов с перечисленными факторами. Это достигается рациональным распределением потоков больных и обслуживающего персонала, а также рациональным размещением и оборудованием соответствующих помещений больницы, созданием системы вентиляции и шлюзов, препятствующих распространению вредных факторов за пределы рабочих помещений.

Для защиты больных в стационарных учреждениях предусматривается строительство защитных сооружений (убежищ или противорадиационных укрытий) согласно СНиП П-11-77, дополнениям и изменениям к ним.

Средства связи в больнице должны обеспечивать постоянную возможность быстрой подачи сигнала тревоги во все помещения, где находятся больные и персонал, через радиосеть или другую систему громкой связи. Дежурная смена во главе с руководством больницы оснащается портативными переносными средствами связи для работы внутри здания и вне его в пределах слышимости. Эти же средства связи могут использоваться при выезде медицинских бригад в ЧС.

 

 

Система экстренной эвакуации больных должна быть дополнена индивидуальными спасательными устройствами, которые могут использоваться при нарушениях эвакуации обычным порядком: через окна на первом этаже, а начиная со второго и выше - с использованием трапов, запасных лестниц, специальных сетей или других устройств, позволяющих опустить человека на безопасную площадку.

Важнейшим элементом устойчивости работы учреждений здравоохранения являются резервы медицинского имущества, которые создаются на случай ЧС. В проекте строительства учреждений здравоохранения необходимо предусматривать специальные складские помещения для хранения указанных комплектов имущества в укладках. Эти помещения целесообразно располагать на первом этаже вблизи приемного отделения. Для таких учреждений, как станции скорой медицинской помощи, станции переливания крови, центры Госсанэпиднадзора, помимо общих требований по устойчивости их работы, обязательно предусматриваются складские помещения с холодильниками (камерами), емкость которых определяется потребностью в хранении препаратов, требующих соблюдения температурного режима.

2.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 931.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...