Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УПРАЖНЕНИЕ 8. ОСОЗНАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Следующий раз, когда вы заметите, что обнимаете или поглаживаете себя (или пытаетесь как-то по-другому себя утешить), обратите внимание — не хотите ли вы сделать это для кого-то еще или нет ли у вас желания, чтобы кто-то другой сделал это для вас. «Поразительно, как много людей заботятся о себе таким образом — я часто наблюдаю это в метро». Осознание своих потребностей — это первый шаг к их удовлетворению. Конечно, просьба к другому человеку об их удовлетворении связана с риском: нас могут отвергнуть, и тогда мы столкнемся Не только с неудовлетворением желания, но и с отказом! Возможно, что в таком случае мы пожалеем, что вообще позволили себе осознать эту потребность. Однако отрицательный опыт может подвигнуть нас получше присмотреться к взаимоотношениям с человеком, который отказался выполнить нашу просьбу. Еще один метод избегания называется дефлексией (Поль-стер). Обычно он помогает нам избежать возможных угрожающих или неприятных взаимодействий с другими людьми, при этом мы делаем вид, что «ничего не случилось» или «этого не 94 существует». Мы можем делать это разными способами: менять тему, говорить о не относящихся к делу вещах, покашливать или ерзать для отвлечения внимания собеседника, и т.д. Доведенное до крайности, такое поведение является одним из признаков шизофреника, который отрицает что есть хоть что-нибудь, на что надо реагировать, отрицает, что он избегает реагировать, и вообще отрицает, что он один из тех, кто отрицает что . бы то ни было. Чрезмерное использование дефлексии в отношениях между двумя людьми может привести к вежливым, но эмоционально бедным и безынтересным для обоих ситуациям. «В отношениях с другом я начал замечать, что когда я выражаю ему свои эмоции, он всегда смеется или шутит. Однажды я рискнул прокомментировать эту ситуацию, и он согласился, что смущен выражением моих чувств. Тем не менее, он заметил, что для него было очень важно узнать о том, что он мне нравится, и что он испытывает ко мне такие же чувства. С тех пор наша дружба стала глубже и больше удовлетворяет нас обоих, мы оба стали более свободны в открытом выражении чувств друг к другу». УПРАЖНЕНИЕ 9. ДЕФЛЕКСИЯ В следующий раз, когда вы будете на вечеринке, обратите внимание, как часто меняется тема разговора. Заметьте, насколько часто это случается, когда один из собеседников начинает касаться особых и личных утверждений. Отметьте, в какие моменты вы чувствуете свое смущение в беседе, а также обратите внимание на то, каким способом вы избегаете разговора на чувствительные для вас темы. Возьмите на себя ответственность и проверьте в дальнейшем на разных социальных ситуациях, что происходит, если вы делаете личные «я—ты» утверждения, проследите при этом, как от них уклоняются. Конечно, как и в случаях с другими способами избегания, приведенными в этой главе, иногда дефлексия необходима. Конечно, вечеринка с коктейлем — не место для групповой тера- 95
пии. Сознательное использование подобных способов избегания оправдано и может быть полезно. Они. становятся ущербными и портят жизнь лишь в случае, когда к ним прибегают неосознанно.. Отказавшись от проекции, мы перестанем думать, что отвергаемые нами чувства и поведение порождены другими, у нас появится возможность яснее их увидеть и попытаться изменить в себе то, что нам не нравится. Избавившись от интроекции, мы сможем принимать решения на основе собственных мнений и ценностей, с помощью отделения их от мнений других людей нам удастся опереться на собственные ноги. Прекратив ретрофлексировать свои чувства и перестав подавлять себя, мы сможем направлять чувства вовне и начать устанавливать искренние и открытые контакты с другими людьми. И наконец, став более чувствительными к дефлексии, мы сможем обнаружить области затруднений во взаимоотношениях с другими людьми и, исследовав их, сможем двинуться дальше. Описанные в этой главе способы избегания часто закладываются и развиваются с детства. Такое поведение поначалу нам было необходимо, но по мере нашего развития оно становится поперек дороги. Многие способы избегания входят в привычку, а привычки умирают с трудом. От них можно избавиться только в том случае, если мы осознаем их, а также те способы, с . помощью которых они подавляют нашу способность гибко взаимодействовать с окружающими. ЧАСТЬ II КАК СМАСТЕРИТЬ ШКАТУЛКУ ГЛАВА 8 НЕЗАКОНЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ В гештальт-терапии важно понятие незаконченного действия. Хотя гештальт-подход концентрируется на нашем сегодняшнем поведении, он не отрицает значимости нашего прошлого. На разных отрезках жизни, особенно в детстве, мы сталкиваемся с ситуациями, когда не можем полностью выразить какие-то из составляющих своей личности. Например, многие родители не разрешают детям открыто выражать гнев. Если требование родителей сопровождается (как это часто и бывает) неприкрытой или неясно выраженной угрозой отвержения, маленький ребенок становится бессильным открыто протестовать против родителей, поскольку без их люб- ви и поддержки он может погибнуть (буквально). Поэтому он будет скорее подавлять выход своего гнева или искать непрямые способы его выражения. Если родители последовательны в неодобрении гнева ребенка, его подавление может превратиться у человека в привычку, причем совершенно им не осознаваемую. Похожими способами мы, возможно, научились подавлять и другие важные составляющие самих себя, например, чувство горя («Большие мальчики не плачут!») или потребности («Не будь ребенком!»), привязанности (сексуальности) и т.д. Подавление последней, кстати, часто порождается испугом или застыванием родителя в тот момент, когда мы его (или ее) обнимаем. 98 По мере взросления прямой страх быть отвергнутым родителями становится меньше, и мы уже могли бы позволить себе выразить то, что чувствуем. Однако к этому времени мы зачастую уже забываем естественную, природную основу нашего самовыражения и не осознаем механизмы, которыми пользуемся. Наши реакции стали привычными, мы можем заметить, что взаимодействуем с другими людьми так, как раньше было заложено в отношениях с родителями. Когда мы вырастаем, такое поведение часто становится неадекватным и мешает общению даже с любимыми людьми. И тогда в буквальном смысле мы продолжаем жить в прошлом. «Моя мать не дала мне той любви и заботы, в которой я нуждался, поэтому я научился не просить и не ждать ни поддержки, ни прикосновения. Отдавая что-то другим, мне хорошо, но я становлюсь крайне сдержан и застываю, когда дают мне (и не получаю). И лишь совсем недавно я понял, насколько бывал обижен, всегда отдавая и никогда не получая. Теперь я могу просить, прошу и могу получить. Слава Богу, мой характер изменился». Или: «Я не могу позволить себе плакать — я пропаду, если заплачу. Никто в нашей семье не плачет — и я не плачу». Неписанным законом гештальта в разрешении таких ситуаций является поощрение исследования того, как мы продолжаем и сейчас подавлять самих себя, а отнюдь не копание в прошлом в попытках понять, почему нас научили вести себя таким образом. Воображение очень могущественная вещь, мы можем в своем воображении завершить те действия, которые невозможно завершить в реальной жизни. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |