Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В августе 1560 года была отравлена первая и самая любимая жена Царя — Анастасия Романовна.




Экспертизы 1995–2000 гг. убедительно доказали, что «… и Анастасия, и Елена Глинская были отравлены. Эксперты не любят давать столь категоричные по форме заключения, тем более, что речь идет о преступлении, совершенном более четырех веков назад. Но в данном случае ничего другого не оставалось.» — свидетельствует такой общепризнанный специалист, как заведующая археологическим отделом музея «Московский Кремль» Т. Д. Панина. Ничего другого, как признать факт отравления, и в правду не оставалось, ведь если в останках Великой княгини Еленыколичество мышьяка превышало норму в 10 раз,то Царицу Анастасию Романовнуотравили не только мышьяком, но и ртутью. Причем ртуть в ее саркофаге обнаружена была просто в невероятном количестве: 0,13 мг в костях (более чем в 3 раза превышение нормы), 0,3 мг в тлене (превышение нормы более чем в 7 раз), 0,5 мг в погребальной одежде (превышение в 12 раз) и 4,8 мг в волосах (превышение нормы в 120 раз!)(В. Манягин. Отравители).

Царица Анастасия Романовна умерла 7 августа 1560 г. Изучение ее останков показало, что ей было не более 25–26 лет.

В 1569 годубыл раскрыт серьезный заговорпротив Царской семьи. «В записках иностранцев есть упоминание о якобы готовившемся двоюродным братом Царя Владимиром Старицкимзаговоре и что хотел он извести всю царскую семью именно ядом, для чего подкупил (за 50 рублей) одного из царских поваров», — пишет Т.Д. Панина. В этом же, 1569 году, умирает вторая жена Царя, Мария Темрюковна,и Государь считает, что ее тоже отравили.

Совсем иначе обстояло дело с отравлением Грозного Царя и его старшего сына. Здесь врагам приходилось действовать предельно осторожно, чтобы не навлечь на себя ни малейшего подозрения со стороны родственников, наследника престола и приближенных. И государя и царевича травили медленно, быть может, действительно, на протяжении одного-двух десятилетий. Недаром царевич Иоанн был болезненным и задумывался о смерти достаточно рано — в 16 лет.

В конце 1581 годадлительный, многолетний период «болезненности» царевича — общего ухудшения состояния здоровья — завершился кризисом, продлившимся около двух недель. Затем наступила смерть. Наличие в его организме дозы ртути, в 32 раза превышающей норму,едва ли оставляет сомнение в причине этой загадочной «болезненности» (В. Манягин. Отравители).

Вот какую таблицу приводит историк В. Манягин

(Данные заведующей археологическим отделом музея «Московский Кремль» Т.Д. Паниной)

Как пишет В. Манягин: «В противостоянии Великокняжескому семейству, а, впоследствии, Царю, объединились и Старицкие князья, и аристократическая верхушка тогдашнего общества, и представители разгромленной, но недобитой ереси жидовствующих, и внешние враги Московского государства».

В конце 1564 года,измученный бесконечными интригами, Иоанн, после долгих государевых раздумий, покинул столицу в сопровождении избранных по всему государству дворян, детей боярских и приказных людей.

Взял он также с собой казну и «святости». После посещения Троице-Сергиева монастыря он направился в свою летнюю резиденцию — Александровскую слободу (ныне г. Александров в 100 км к северо-востоку от Москвы). Отсюда в начале января 1565 г. Иван IV шлет в Москву две грамоты. В первойадресованной митрополиту Антонию, сообщалось, что Царь не может более «изменных дел терпеть»,а вторая — адресована была простому люду, и в ней Царь объявлял московским посадским людям,что у него «гневу на них и опалы… нет».

Послания Царя, прочитанные на Красной площади,вызвали в городе огромное волнение. Московское «людье» потребовало, чтобы Царя уговорили вернуться на престол, угрожая, что в противном случае они «государственных лиходеев и изменников» сами «потребят»(История России от древнейших времен до начала XX в. Под ред. И. Я. Фроянова).

К митрополиту шли письменные обращения людей всех сословий, суть которых, как пишет митрополит Иоанн, можно выразить такими словами: «Пусть Царь казнит своих лиходеев: в животе и смерти воля его, но царство да не останется без главы! Он наш владыка, Богом данный: иного не ведаем». Выбор народа был сделан.

К простому народу присоединились купцы и мещане, которые свои твердые намерения выразили так: «Пусть Царь укажет нам своих изменников: мы сами истребим их!»

Опасаясь «смуты» в Москве, к Царю через несколько дней после его посланий, прибыла депутация от духовенства и боярства во главе с архиепископом Пименомс просьбой вернуться и «вершить дело государево».

2 февраля 1565 г.Царь вернулся. Вернулся изменившимся так, что многие его не узнали. Он сильно постарел, казался очень больным, поседели и поредели волосы и борода. Судя по всему, много дум он передумал, прежде чем принять решение о новом обустройстве страны, с которым он приехал в Москву. Царь объявил об учреждении опричнины.

В политическом смысле опричнина была тем, что сейчас называется чрезвычайным положением. Царю предоставлялось право без совета с Боярской Думой судить и казнить изменников и еретиков, реквизировать их имущество, отправлять в ссылку. Освященный собор вкупе с Боярской Думой утвердил эти особые полномочия.

Прежде всего Царь переселил в недавно завоеванное Казанское царство около 180 представителей княжеских родов из Владимиро-Суздальской земли, реквизировал их родовые вотчины и выдал взамен поместья под Казанью. Таким образом, было подорвано политическое и экономическое влияние родовой аристократии.

Пострадала и старомосковская знать (Шереметевы, Морозовы, Головины), но гораздо меньше, чем Владимиро-Суздальская, так как старомосковское боярство происходило не от удельных князей-рюриковичей и потому не могло претендовать на политическую власть. Здесь основной целью была конфискация родовых вотчин и перевод их в фонд поместного землевладения.

В соответствии с указом об опричнине территория государства была разделена на две части― государев удел (опричь),опричные области, подчиненные Царю, и земщину,где правила Боярская дума и земские бояре. В государевом уделе были созданы «свои» дума, приказы(«кельи»), личная гвардия Царя — опричники(до 1 тыс. опричников в начале и к концу опричнины — до 6 тыс.).

Можно сказать, что опричники являли собой военно-монашеский орден,предназначенный для защиты единства государства и чистоты веры. Александровская слобода была перестроена и являлась внешне и внутренне подобием монастыря. При поступлении на опричную службу давалась клятва, напоминавшая монастырский обет отречения от всего мирского.

Жизнь в этом мирском монастыре регламентировалась уставом, составленным лично Иоанном, и была строже, чем во многих настоящих монастырях. В полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом богослужение занимало около девяти часов в день.

Многие историки пытались и пытаются представить все это ханжеством, но не могут подтвердить свои обвинения реальными фактами. Тем, кто твердит о ханжестве, предлагаем пожить «по-царски» хотя бы месяц, чтобы убедиться, что без глубокой веры подобный ритм жизни просто невозможен. А ведь Иоанн жил так годами! (В. Манягин. Правда Грозного Царя).

Опричник олицетворял в себе небесного воина-монаха и земного воина-князя. Частое причащение Христовых Тайн давало большую духовную силу.

На борьбу Иоанна Грозного с боярами народ смотрел как «на выведение измены». Народ чуял, что противники Иоанна Грозного изменяли народным идеалам о верховной власти, вне которых народ не представлял себе Святой Руси. Святая Русь,какой грезилось всегда народу Русское государство, не может опираться на безбожные принципы власти,на многомятежное человеческое хотение. Народ глубоко инстинктивно чувствовал, что ждать добра от власти, которая опирается на одни человеческие желания, не приходится.

Царь в представлении народа должен не только миловать, но и карать. Поэтому Царь не может отличаться только одной кротостью. «Овых милуйте рассуждающее, овых страхом спасайте», — говорит Грозный. «Всегда Царям подобает быть обозрительными: овогда кротчайшим, овогда же ярым; ко благим убо милость и кротость, ко злым же ярость и мучение; аще ли сего не имеет — несть Царь!» Обязанности Царя нельзя мерить меркой частного человека. «Иное дело свою душу спасать, иное же о многих душах и телесах пещися». Нужно различать условия. Жизнь для личного спасенья — это «постническое житье», когда человек ни о чем материальном не заботится и может быть кроток, как агнец. Но в общественной жизни это уже невозможно. Даже и святители, по монашескому чину лично отрекшиеся от мира, для других обязаны иметь «строение, попечение и наказание». Но святительское запрещение — по преимуществу — нравственное. «Царское же управление требует страха, запрещения и обуздания. Царь сам наказуется от Бога, если его «несмотрением» происходит зло.

Власть столь важная должна быть едина и неограниченна. Если управляемые будут не под единой властью, то хотя бы они в отдельности были и храбры и разумны, общее правление окажется «подобно женскому безумию». (В. Манягин. Правда Грозного Царя).

Государственной (административной) целью опричниныбыло уничтожение родовитого боярства, ориентированного на сепаратизм и удельные притязания, и замена его дворянством — новым сословием служилых людей, награждаемых государем исключительно за верную службу государству.

Стремление создать особое войско, непосредственно подчиненное Царю, было связано еще и с тем, что Иван Грозный сталкивался с притязаниями боярской верхушки на власть,а влиятельные боярские семьи имели собственные наемные вооруженные отряды, что могло привести к попыткам насильственного захвата власти.

Однако, кроме борьбы с княжеским сепаратизмом, опричнина выполняла и иную задачу.

Царю пришлось бороться против ереси жидовствующих,которая пустила корни во многие поры русского общества. Особенно заражена ею была боярская верхушка и высшая московская служилая бюрократия.В этих условиях Царю Ивану требовался охранный корпус, не зараженный ересью.(Игорь Фроянов. Сталин и Грозный, Советская Россия. 29 июня 2005).

«Опричнина» замышлялась и осуществлялась царем по совету с державным духовенством иосифлянского направления,то есть учениками и последователями преподобного Иосифа Волоцкого(борца с ересью жидовствующих) и считалась чрезвычайным церковно-государственным мероприятием по образцу апокалипсической священной войны с силами антихриста.Вот почему противоречивые и непонятные действия опричников и самого Царя, соблюдавших в Александровской слободе монастырский устав, но в то же время казнями выводивших крамолу на Русской земле, находят объяснение, если посмотреть на них под новым углом зрения(Н. А. Веселова. Оклеветанные историей: Иоанн IV (Грозный)).

Опричнина была войной против хазарской антисистемы как главной силы антихриста, ополчившейся на Святую Русь.Эта война на протяжении всей истории нашего государства не прекращалась никогда, то вспыхивая, то затихая. Первые бои в этой войне дал русский Царь Иван Грозный, создавший опричнину и опричное войско, явивший нам пример бдительности, мужества, жертвенности и сумевший одержать первые победы во славу России.

Этим примером он показал нам, своим потомкам, чтобы мы не отчаивались, видя страшное коварство и силу врага, а вступали с ним в бой, помня, что Христос сильнее антихриста, что Он его победит и уже побеждает через Свои силы.

Опричное войско стало такой силой. Если мы страшимся врага и не вступаем с ним в борьбу, то в душе сомневаемся в силе Христа, а значит, впадаем в ересь жидовствующих, которые внушают, что Христос царствует только на небе, а на земле царствует зло. Следовательно, бесполезно вступать с этим «правителем» в борьбу, потому что сила и власть на его стороне, поэтому нужно ему покориться. Иван Грозный, несмотря на все жертвы, его самого, его семьи, даже рода, «отвергшись себя», не сломался, не убоялся, остался верным Богу до смерти, вступил за веру в бой и победил.

Все свидетельства о жестокостях опричных казней известны только из описаний непримиримых противников Грозного, изменивших ему, таких, как князь Курбский, Таубе, Краузе.Каждый смертный приговор выносился только в Москве и утверждался лично Царем, а приговор князьям и боярам обязательно утверждался Боярской Думой.

В 1572 годуИван IV формально отменил опричнину.

За все время царствования Ивана IV, по оценке Р. Скрынникова, проанализировавшего поминальные списки (синодики), было казнено около 4,5 тысячи человек.Митрополит Иоанн пишет: «С момента учреждения опричнины до смерти Царя прошло тридцать лет. 100 казней в год, учитывая уголовных преступников.Судите сами, много это или мало. При том что периодическое возникновение «широко разветвленных заговоров» не отрицает ни один уважающий себя историк».

Сам Грозный говорил о себе: я зол только для злых, а для добрых я согласен отдать последнюю одежду.

В своем послании Курбскому, опровергая его клевету о жестокостях Царя, Иван Грозный пишет о себе: «Никаких козней для истязания христиан мы не придумываем, а напротив, сами готовы пострадать ради них в борьбе с врагами не только до крови, но и до смерти».

«Однажды Царь попал в притон воров и, прикидываясь недовольным порядками в Московском царстве, начал хулить Царя «Ивашку», называть его кровопийцем и тираном. В ответ он услышал нарастающее гудение, а один из присутствующих врезал Иоанну кулаком в ухо. Царь велел всех арестовать, а несдержанному вору сказал: «Долга поистине у тебя рука, что достала вчера вечером до главы Царя своего. Повелеваю — да будет навсегда имя твое и твоему потомству — Долгорукие». После сего возвел он его в дворянское звание».

После объявления об отмене опричнины разделение на опричнину и земщину не было отменено. Опричнина существовала до смерти Грозного (1584), но самое слово вышло из употребления и стало заменяться словом «двор», а опричник — словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили «города и воеводы дворовые и земские».

О том, что произошло в дальнейшем, пишет митрополит Иоанн: «Земщина и опричнина в конце концов смешались, и последняя тихо отмирала по мере осмысления правящим классом России своего религиозного долга, своего места в общерусском служении».

Когда это осмысление происходит, тогда вопрос о правах человека, когда каждый качает свое, не думая об общем, государственном, отпадает сам собой. Когда происходит осмысление религиозного долга, появляется чувство общей ответственности.

Она уравнивает всех в едином церковном служении, едином понятии долга, единой вере и взаимной любви, заповеданной Самим Господом в словах: «Возлюби ближнего, как самого себя…» Перед Богом у человека нет прав, есть лишь обязанности — общие всем, и это объединяет народ в единую соборную личность,«едиными усты и единым сердцем», по слову Церкви, взывающую к Богу в горячей сыновней молитве».

Единство этой соборной личности требует единства веры и единства государственности, объединенных единой царской властью, выполняющей свои обязанности и свой религиозный долг перед Богом и народом.

В таком всенародном предстоянии Богу Царь находится на особом положении. Помазанник Божий, он свидетельствует собой богоугодность государственной жизни народа, является той точкой, в которой символически соединяются небо и земля, Царствие Божие и человеческое.В своем царском служении он «не от мира сего», и поэтому перед ним, как перед Богом, все равны, и никто не имеет ни привилегий, ни особых прав…К такому пониманию царской власти и старался привести Россию Иоанн Васильевич (митрополит Иоанн (Снычев)).

Царь, вводя опричнину, стремился поставить под контроль боярское сословное своеволие, склонное к сепаратизму, коррупции, измене и корысти, что было несовместимо с государственностью. Поскольку бояре стали служить не Богу, а мамоне, у них Царствие Божие и человеческоеразъединилось. Это создало опасность не только для государственности, но и несло страдания народу, так как бояре думали лишь только о своих правах и привилегиях, забыв о том, что «перед Богом у человека нет прав, есть лишь обязанности». Забыв о Боге или выбрав себе богом идола, они перестали выполнять свои обязанности перед народом и государством.

Это грозило разрушением гармонии народного бытия, основанной на сослужении сословий в общем деле, на их взаимном равенстве перед Богом и Царем(митрополит Иоанн (Снычев)).

Прежде всего из-за этого религиозного разложения власти рухнул Советский Союз и вполне реально может быть уничтожена Российская Федерация.

Конечной целью опричнины, по мысли Ивана Грозного, должно было стать не упразднение властных структур (таких, как Боярская Дума, например), а лишь наполнение их новым, религиозно осмысленным содержанием(митрополит Иоанн (Снычев)). Не все бояре согласились отказаться от своего губительного для страны и народа своеволия и своекорыстия, которое вело прямиком к государственной измене. Тогда Царь Иоанн вынужден был прибегнуть к репрессиям с помощью опричников, потому что выбор тут был между жизнью и гибелью Святой Руси.

Опричнина была вынужденной и необходимой мерой ради спасения государства и защиты народа. В тех исторических обстоятельствах, в условиях измены власти, это был единственный путь создания сильного православного царства.Иван Грозный оставил этот рецепт своим потомкам.

В своем завещании, написанном во время болезни в Новгороде в 1572 году, Грозный пишет: «А что есьми учинил опричнину, и то на воле детей моих Ивана и Федора, как им прибыльнее, пусть так и чинят, а образец им учинен готов». То есть по мере своих сил я показал, как надо, а выбор конкретных способов действия за вами — не стесняю ничем (митрополит Иоанн (Снычев)).

Со временем боярство с помощью опричнины излечилось от сословной спеси,впрягшись в общее тягло. Но, к сожалению, излечилось боярство не полностью. И в царствование Феодора Иоанновича (1584–1598), и в царствование Годунова (1598–1605) часть бояр продолжала «тянуть на себя». Эта «самость», нежелание включаться в общенародное дело закономерно привели к предательству 21 сентября 1610 года,когда, боясь народного мятежа, боярская верхушка тайно ночью впустила в Москву оккупантов — 800 немецких ландскнехтов и 3,5-тысячный польский отряд Гонсевского. Вообще, роль боярства, сыгранная им в подготовке и разжигании первой русской Смуты(начала XVII века) схожа с той ролью, какую сыграла русская интеллигенция в организации второй русской Смуты(в XX столетии). И там, и здесь все начиналось с того, что у части общества мутилось национально-религиозное самосознание, терялось ощущение единства с народным телом(митрополит Иоанн (Снычев)).

А у некоторых этого сознания вообще не было, так как они принадлежали совсем к другому обществу, которое утратило свои национальные корни.

Сейчас по всем признакам, которые показывает нам русская история,мы переживаем период третьей русской Смуты.Если сейчас мы вовремя не одумаемся и не примем мер, то последствия этой легкомысленности, то есть то, что нас неизбежно ждет, можно увидеть там же в русской истории. Для тех, кто упорно не желает туда заглядывать, можно подсказать: своеволие и сословная спесь, то бишь боярская гордыня, «закономерно заканчивается предательством»,крушением государственности и большой кровью, пролитой народом.

Битва при Молодях

Царь Иван Грозный твердо встал на защиту православной веры и монархической государственности, то есть того, что антисистема больше всего ненавидит и что всеми силами хочет уничтожить как главные препятствия на своем пути к установлению власти антихриста.

Ивана Грозного можно назвать державным исповедником и создателем русского духовного оружия последних времен.

Опричнина была примером и прообразом этого духовного оружия. Она побеждала силой духа, твердо следуя заветам Александра Невского, что «Бог не в силе, а в правде». Поэтому опричное войско не боялось многократно превосходящего его врага, смело вступало с ним бой и одерживало головокружительные победы.

Ярким примером такой победы силы духа над силой физической является великая битва при Молодях, где опричное войско сыграло решающую роль.И когда сейчас вам будут говорить, что враг настолько силен, что он заведомо победит и потому ему бесполезно сопротивляться, вспомните эту битву и ее героев. Вспомните славу «русского духовного оружия» и отбросьте мысли о поражении, веря в победу.

Предыстория этой битвы при Молодях(Молодинской битвы) такова. В XVI в. крымские татары регулярно совершали набеги на Московию. Предавали огню города и села, угоняли в рабство трудоспособное население. При этом количество полоненных крестьян и горожан многократно превосходило военные потери.

Кульминацией стал 1571 г.,когда войско хана Девлет-Гиреяизменой дотла сожгло Москву. Люди прятались в Кремле, войска хана подожгли и его. Вся Москва-река была завалена трупами, течение остановилось…

Помимо Москвы крымский хан разорил центральные области, вырезал 36 городов, собрал 100-тысячный полон и ушел в Крым. С дороги он послал Царю нож, «чтобы Иван зарезал себя». Крымское нашествие было подобно Батыевому погрому. Хан считал, что Россия обессилена и больше не сможет сопротивляться.

В 1572 годувойска Девлет-Гирея вновь двинулись на Москву. Орда пошла на Русь устанавливать новое иго. Цель — полное уничтожение государства.Русь была обессилена. Иван Грозный сумел собрать лишь 20-тысячную армию против 120 тысяч противника.

Настал самый критический момент в истории Московского царства.

Битва произошла 29 июля — 3 августа 1572 годанедалеко от Москвы (между Подольском и Серпуховом), у деревни Молоди (битва при Молодях) между русскими войсками и армией крымского хана Девлет-Гирея, включавшей помимо собственно крымских войск турецкие и ногайские отряды.Несмотря на шестикратное численное превосходство, 120-тысячнаякрымская армия была наголову разбита и обращена в бегство. Войска крымского хана понесли огромные потери(по некоторым данным, чуть ли не 100 тыс. человек).Турецкие янычары были истреблены полностью. После столь жестокого удара крымские ханы уже и не думали о набегах на российскую столицу. Крымско-турецкая агрессия против Русского государства была остановлена.Опричник Аталыкин пленил командующего Дивей-Мурзу.

Чудом Божиим спаслась тогда Русь. Именно опричное войско сыграло решающую роль в победе. Это была победа, одержанная силой духа над силой физической, победа русского духовного оружия, создателем которого на Руси явился Царь Иоанн Грозный.Высочайшая эффективность этого оружия была доказана тогда в Великой битве при Молодях.

Битву при Молодях иногда называют «Неизвестное Бородино».Всем известна Куликовская битва,а также возглавлявший русское войско Московский князь Дмитрий Донской. Тогда были разгромлены полчища Мамая, однако на следующий год они вновь напали на Москву и сожгли ее. После Молодинского сражения,в котором была уничтожена 120-тысячная орда, ее набеги на Москву прекратились навсегда.

«По своим масштабам, — пишет историк Николай Скуратов, — сражение при Молодях превосходит Куликовскую битву,между тем об этом выдающемся событии не пишут в школьных учебниках, не снимают фильмы, не кричат с газетных полос. Это и не удивительно, ведь в противном случае можно дойти до пересмотра нашей истории и героизации Ивана Грозного».

Битва при Молодях была великой победой самодержавия: только абсолютная власть могла собрать все силы в один кулак и отразить страшного врага — и легко представить, что было бы, если бы Русью правил не Царь, а князья и бояре —повторились бы времена Батыя.

Эта победа была началом победы в войне за Поволжье. На Дону и Десне пограничные укрепления были отодвинуты на юг на 300 километров.

В конце царствования Ивана Грозного были заложены Елец и Воронеж — началось освоение богатейших черноземных земель Дикого поля (В.М. Белоцерковец. Битва при Молодях).

Историк Николай Петрович Аксаковутверждал: «Время Иоанна Грозного — есть Золотой век нашего прошлого, когда получила свое наиполнейшее выражение, свойственная духу русского народа основная формула русской общности: Земле — сила мнения, Государству — сила власти». Собор и опричнина были ее столпами.

Иван Грозный принял эстафету борьбы с Хазарией у Святослава и продолжил его дело. И если Святослав боролся с видимой Хазарией, то Иван вступил в битву с Хазарией невидимой, духовной, с Хазарией, уже оформившейся тогда как сила антихриста.Его войском в этой битве была опричнина».

«Великая тайна опричнины откроется лишь тому — грядущему — Русскому Государю, который станет последним настоящим наследником святого равноапостольного царя Константина Великого и Византийских Государей. Вот для чего этот загадочный, таинственный опыт царя Иоанна Васильевича Грозного с опричным царством! Образец им был учинен.

Отсюда и мировая злоба всех антихрианских и бесовских сил к этому прозорливому Государю. И порой эта лютая злоба проникает даже в добрые сердца, в сердца добрых христиан, даже — в сердца некоторых пастырей, неправо богословствующих и нелестно пишущих о Государе Иоанне».

«Очищенная опричниной от чужебесия Россия бесповоротно стала на путь служения Христу. Под мощную руку Москвы шли добровольно многие народы. Бог помогал Иоанну Грозному, покров Божией Матери спасал Россию от врагов».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...