Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иван Грозный — Царь на службе у Бога и народа




Громко стало имя России на Востоке: далекие земли Бухарская и Хивинская просили ее дружбы, Грузия и земли Закавказские просили покровительства; ногайцы, смирясь, обещали покорность; племена Черкесские вступили к ней в подданство и просили священников для утверждения у себя слабеющего христианства; Западная Сибирь присылала ей дани; гордый султан, самый могущественный из всех современных государей, посылал Ивану Васильевичу дружелюбные грамоты, писанные золотыми буквами, прося о мире и любви. Казаки Донские признали над собой власть России.

«Летопись правления Иоанна Грозного».

Из всех Московских Государей только Грозный был воспет народом в народных песнях и былинах:

Есть чем Царю мне похвастаться, Я повынес царение из Царяграда, Царскую порфиру на себя надел, Царский костыль себе в руки взял, Я повыведу измену с каменной Москвы.

Первый русский ЦарьИван IV, Иоанн IV, Иван Васильевич, по прозвищу Грозный (1530–1584) — сын великого князя Всея Руси Василия III.

Родился Иван Грозный 25 августа (7 сентября) 1530 года в селе Коломенское.В Ростовской летописи 1587 года читаем: «В настоящий час рождению его (Иоанна IV) бывшу по всей области державы их, яко основанию земли поколебатися, таковому страшному грому».

В народной традиции гроза-гром воспринимается как проявление Божьего Всемогущества, как сила очищающая. Народ верит, что грозой преследуется нечистая сила. Рожденный в грозу стал поистине грозным для нечисти царем. В честь рождения сына Василий III воздвиг два храма в Кириллово-Белозерском монастыре и заложил еще один храм в селе Коломенское — церковь Вознесения Господня. Через 387 лет в этом храме 2 (15) марта 1917, года в день насильственного отречения от власти последнего Русского Царя Николая II, произошло явление иконы Божией Матери «Державная». Так, один храм знаменует два важнейших события в истории России — рождение первого русского Царя Ивана Грозного и духовную передачу царской власти на Руси в руки Пресвятой Богородицы.

Крещение десятидневного младенца сопровождалось «необычною святостию». Наследника Русского Престола от купели царскими вратами внесли в алтарь, а потом положили в раку к святому Сергию. Так «сей грозный покровитель трех царств» был «как бы отдан на руки Преподобному, коего обитель он столь великолепно украсил в течение долгого своего царствования». И это явилось не только внешним ритуалом, а стало событием, определившим судьбу Царя, ибо святой Сергий опекал его во всей земной жизни, зримо являясь, как это было в Казани и Свияжске.

Крестили Иоанна в воскресенье 4 сентября 1530 года в Троице-Сергиевой лавре. Восприемниками будущего Царя были призваны старец Иосифова монастыря столетний Касьян Босой,как сказано о нем в Никоновской летописи, «сопостник был преподобному Иосифу Волоцкому», старец Данила из Переяславля,старец Троицкий Иов Курцов;священнодействовал игумен Свято-Троицкой Лавры Иоасаф Скрипицын(впоследствии Митрополит всея Руси).

Известно, что выбор восприемников имеет свой сокровенный смысл. Все они — молитвенные борцы за Святую Русь с хазарской ересью жидовстувующих. Сопостником и учителем Касьяна Босого был игумен Иосиф Волоцкий — главный изобличитель этой ереси на Руси. В Переяславле княжил Владимир Мономах.Именно его просил народ в 1113 году избавить Русь от потомков хазар. Автор «Жития Даниила Переяславского» (упомянутого восприемника Иоанна Грозного) называет Иоанна Грозного «истинным пастырем и собирателем Русской земли, во всех концах знаемым, всякое нечестие и прелесть разоряющим, всякую вражду и самовластие имущих упраздняющим, тишину и правду утверждающим». Троице-Сергиева Лавра, где крестили Иоанна, — это сердце Русской Церкви. Оттуда исходит избавление от всякого ига.

Святыми молитвенниками царской семьи были Сергий Радонежский, Авраамий Ростовский, Дионисий Глушицкий, Никита Переславский, Савва Сторожевский, Варлаам Хутынский, Ярославские князья Феодор, Давид, Константин».

Но враг не дремал и всячески препятствовал укреплению Святой Руси. Когда Иоанну было 3 года, при странных обстоятельствах 3 декабря 1533 года умер его отец — Великий князь Василий III,еще через 4 года была отравлена его мать, Великая княгиня Елена Глинская(3 апреля 1538 года).

После ее смерти наступила эпоха боярского правленияи борьбы за власть между князьями Шуйским и Бельским.

Восьмилетний мальчик осиротел. Началось «боярское царство», которое принесло и державе, и простому народу неисчислимые бедствия. С 1538-го по 1543 год Москва была местом насилий и кровопролития. Много лет проработавший в России итальянский архитектор А. Фрязин, бежав за рубеж, рассказал, что бояре делают жизнь на московской земле совершенно невыносимой. В политике того времени царили заговоры и перевороты. Только ожесточенная борьба между боярами Шуйскими (Рюриковичами) и Бельскими (Гедиминовичами) спасла ребенка на троне и сохранила в целости его владения.

Единственным другом и наставником юного Царябыл митрополит Макарий,знаменитый составитель Четьи-Минеи(Жития святых). Митрополит Макарий (1482–1563) «любил Иоанна как собственного сына и воспитал его богобоязненным, глубоковерующим Православным правителем, постигшим тайные козни врагов рода человеческого».

Митрополит Макарий вдохновил Царя Иоанна Васильевича на идею вселенского призвания Русского Царства.Благодаря Макарию, Иван Грозный осознал высокие задачи, возложенные на Русского Царя. Святитель Макарий и Иоанн Грозный, следуя учению о симфонии Церкви и государства(Церковь и государство взаимодействуют как душа и тело в человеке, без души тело мертво), созывали церковные соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562 годах, положившие основу церковного и державного строительства Святой Руси как Третьего Римаи Второго Иерусалима.

Иоанн Грозный стал первым Царем, Помазанником Божиим на Русском престоле.

Царское достоинство Иоанна Грозного было подтверждено Соборной Грамотой духовенства Православной Восточной Церкви 1561 года. Грамота была подписана Вселенским Патриархом Иосафом и 36 иерархами Восточной Православной Церкви. Эту грамоту доставил в сентябре 1562 года Митрополит Евгрипский Иоасаф, Патриарший Экзарх. Но Иоанн Грозный не принял у него благословения, узнав, что тот в Литве целовал крест королю-католику.

Когда молодого великого князя венчали на царство, Боярская Дума не ожидала от него большой самостоятельности.

Но постепенно одаренный государь вышел из-под контроля олигархиии сосредоточил в своих руках абсолютную власть.

За годы правления Ивана Васильевича Московское государство превратилось в Великое Царство.

Были присоединены к Москве:

1. Казанское ханство(ныне территория Чувашии, Татарстана и Ульяновской области). В 1550–1551 Иван Грозный лично участвовал в Казанских походах. В 1552 году была покорена Казань. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, обеспечена безопасность восточных рубежей. Тогда князь Михаил Воротынский прислал Иоанну гонца со словами: «Радуйся, благочестивый Самодержец. Казань наша, царь ее в твоих руках, несметные богатства собраны. Что прикажешь?» «Славить Всевышнего»,— ответил Иоанн. Тогда же он обрел прозвище «Грозный»— «то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России». «Не мочно Царю без грозы быти, — писал его современник. — Как конь под Царем без узды, тако и царство без грозы»;

2. Астраханское ханство(ныне территория Астраханской и Волгоградской областей, а также Калмыкии). Астраханское ханство было покорено в 1556 году;

3. Заселено северное Черноземье(территория Орловской, Курской, Липецкой, Тамбовской областей);

4. Завоеваны Северный и Центральный Урал,а также Западная часть Сибири.

5. Грозный отправил первую жалованную грамоту донским казакам13 января (по новому стилю) 1570 г.

6. Принял под свою власть первые народы Северного Кавказа, чьи князья пожелали служить Царю;

Иван Васильевич провел важные административные реформы:

1. Провел судебную реформу, принял Судебникпервый свод законовМосковского государства, разделенный на параграфы. «Сравнение Судебников показывает, что законодательство Ивана IV было более гуманно, нежели предыдущее и последующее. Царь не только стоял на страже закона, но не нарушал и установленные обычаи»;

2. Создал систему местного самоуправления(ввел земскоесамоуправление);

3. Создал регулярную армию(в 1556 г. Царь издал общее уложение о военной службе помещиков и вотчинников);

4. Провел коренную административную реформу и создал государственные ведомства(приказы, первым был Посольский приказ), ввел наказания для чиновников;

5. Своим указом запретил употребление спиртных напитков, кроме праздничных дней;

6. К эпохе Грозного относится начало казачества;

7. Основал книгопечатание.Оно появилось в 1563 г. в Москве. Первыми печатниками были дьякон Иван Федоров и Петр Тимофеев;

8. Возвел более 100 храмов и монастырей,способствовал строительству храма Василия Блаженногона Красной площади. Царь на своих раменах нес гроб почившего святого, а народ молился ему так: «Преблаженный Василий! Молись усердно Христу Богу нашему за город наш Москву и за все русские города и селения, за христолюбивого Царя нашего. его благочестивую Царицу и за благородных детей их, а воинству его будь пособником в победе и одолении супостатов». Василий Блаженный предсказал Царю, что наследником Русского престола станет Царевич Феодор;

9. Издал Четьи-Минеи (Жития святых), Домострой;

10. Вел беспощадную борьбу с ересями за чистоту Святого Православия;

11.При нем было канонизировано 39 русских святых(до этого чтили 22 святых). В их числе был прославлен в 1547 годусвятой благоверный князь Александр Невский(30.05.1220 -14.11.1263);

Иван IV был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в том числе к Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Глубокая религиозность Иоанна IV, «мужа чудесного ума»,составляющая основу его мировоззрения, зиждилась на твердой вере, прекрасном знании Священного Писания, книг богослужебного круга, произведений русской и византийской духовной литературы, монастырских уставов и правил. Это с полной достоверностью установил в своих исследованиях еще академик И.Н. Жданов.

Примерное благочестие было присуще Грозному Царю. Это особенно хорошо видно при взятии Казани в 1552-м году, где было освобождено более ста тысяч русских невольников. Царь не допускал и мысли, что возьмет город сам. Он был твердо уверен, что по молитвам угодников Своих его отдаст русским войскам Сам Господь. Все это хорошо показано у М.В. Толстого и И.И. Беллярминова.Перед штурмом несколько походных храмов служили литургию. Все воинство исповедовалось и причащалось. Когда же Царю сообщили о победе, он тотчас приказал благодарить Всевышнего, потом обошел Казань крестным ходом, завершив его водружением непобедимого Креста Христова (В. Цветков. «Державный исполин»).

Первый французский военный географ Себастьян Вобанв 1708 году написал: «Величие королей измеряется численностью их подданных».

Так вот, Иван Грозный был поистине великим правителем. За время его царствования прирост населения составил 30–50 %.Для сравнения — за время правления Петра I убыль населения составила 40 %. И, при этом Ивана Грозного называют деспотом, а Петра I — Великим.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...