Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взор Петра был обращен, прежде всего, на Запад, взор Ивана Грозного только на Русь, и Русь Святую.




Государственный опыт Запада он считает неприемлемым и вредным для России. Он открыл для России свой путь государственного строительства, на века обеспечивший ей силу и славу.И этот опыт является одной из самых выдающихся его заслуг.

Вот как рисует Карамзин портрет Иоанна того времени: «И россияне современные, и чужеземцы, бывшие тогда в Москве, изображают сего юного, тридцатилетнего венценосца как пример монархов благочестивых, мудрых, ревностных ко славе и счастию государства. Так изъясняются первые: «Обычай Иоанна есть соблюдать себя чистым пред Богом.И в храме, и в молитве уединенной, и в совете боярском, и среди народа у него одно чувство: «Да властвую, как Всевышний указал властвовать своим истинным помазанникам!» Суд нелицемерный, безопасность каждого и общая, целость порученных ему государств, торжество веры, свобода христиан есть всегдашняя дума его.

Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет обыкновенных прохлад царских… Ласковый к вельможам и народу — любя, награждая всех по достоинству — щедростию искореняя бедность, а зло — примером добра, сей Богом урожденный Царь желает в день Страшного суда услышать глас милости: «Ты еси Царь правды!» И ответствовать с умилением: «Се аз и люди яже дал ми еси Ты!»

Не менее хвалят его и наблюдатели иноземные, англичане, приезжавшие в Россию для торговли. «Иоанн, — пишут они, — затмил своих предков и могуществом, и добродетелью; имеет многих врагов и смиряет их. Литва, Польша, Швеция, Дания, Ливония, Крым, Ногаи ужасаются русского имени. В отношении к подданным он удивительно снисходителен, приветлив; любит разговаривать с ними, часто дает им обеды во дворце и, несмотря на то, умеет быть повелительным; скажет боярину: «Иди!» — и боярин бежит; изъявит досаду вельможе — и вельможа в отчаянии; скрывается, тоскует в уединении, отпускает волосы в знак горести, пока Царь не объявит ему прощения».

Одним словом, нет народа в Европе, более россиян преданного своему государю, коего они равно и страшатся, и любят. Непрестанно готовый слушать жалобы и помогать, Иоанн во все входит, все решит; не скучает делами и не веселится ни звериною ловлей, ни музыкою, занимаясь единственно двумя мыслями: как служить Богу и как истреблять врагов России!».

Иоанн Грозный много сделал для осуществления этих целей. Но на его пути встали две преграды: духовнаяхазарская ересь жидовствующих в союзе с Католической Церковьюи политическаябоярские семьи, связанные с еретикамии под их руководством рвущиеся к власти.

Ересь жидовствующихпоявилась на Руси еще до царствования Ивана IV, в 1471 году, в Новгороде, куда прибыл на княжение киевско-литовский князь Михаил Олелькович.В его свите находился имевший хазарские корни Схария,который, по словам преподобного Иосифа Волоцкого, «был орудием дьявола», «был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и чернокнижию, звездочетству и астрологии». Вслед за Схарией приехали в Новгород и его единомышленники (Моисей Хануш, Иосиф Шмойло и пр.).Вот эти люди и посеяли в Новгороде еретическое учение, которое и в летописях, и в исторической литературе получило название «ереси жидовствующих».

Новгород был выбран ими не случайно. Этот город имел тесные торговые и политические связи с Западом, здесь процветал культ торговли, а самое главное — Новгород на протяжении веков был антогонистом великокняжеской власти вообще и московского самодержавия в частности.

Схария, распространяя в Новгороде свое учение, не был озабочен пропагандой в народе. Его интересовало духовенство и верхи общества. Прежде всего Схарии удалось привлечь двух священников, Дионисия и Алексия. Как отмечает историк О.А. Платонов, еретики пытались насадить в Русской Церкви иудаизм. Жидовствующие отрицали Святую Троицу, Христа как Сына Божьего, хулили Святого Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его воплощение, отрицали второе славное пришествие Христово и Его Страшный суд. Еретики отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание. Особенно ненавидели они монашество.

Как считает Платонов, «в организации секты жидовствующих многое напоминало будущее масонство: строгая законспирированность, проникновение в высшие слои правительства и духовенства, ритуал, включающий «обряд» поругания святыни… Являясь непримиримыми врагами христианства, жидовствующие скрывали свою ненависть к нему, втайне рассчитывая постепенно разрушить его изнутри».

Цель ереси жидовствующих была подмена Закона Божьего на закон человеческий: если человек выше Бога, тварь выше Творца.

Из ереси вытекали реформы, направленные в первую очередь на изменения традиционного государственного строя Московской Руси и в первую очередь отношений между Церковью и государством. К концу XV века главным нервом Русского государства была неразрывная связь трех звеньев: самодержавия, Церкви и народа.Стало быть, когда еретики целились в Церковь, то всякий раз они наносили удар и по государству.Таким образом, объективно проповедь ереси должна была привести к разрушению всей политической системы русского общества(Игорь Фроянов. Сталин и Грозный // Советская Россия. 29 июня 2005).

По утверждению митрополита Иоанна, эта ересь, как угроза государству, напоминала «… идеологию государственного разрушения, заговора, имевшего целью изменить само мироощущение русского народа и формы его общественного бытия».

Опасность заключалась в том, что ересь проникла в московские верха, где образовалось еретическое сообщество, которое вынашивало планы захвата власти.

Ересь распространялась тайно, так как еретики искусно маскировались под православных, и обнаружилась случайно. «В 1487 году, 17 лет спустя от начала ереси, в Новгороде пьяные еретики, надругавшись над святыми иконами, выдали этим перед православными свое нечестие».

В конце XV — начале XVI века еретиков удалось подавить. В борьбу с ними вступили два верных воина Христова — игумен Иосиф Волоцкий и архиепископ Геннадий Новгородский.Они, понимая всю степень опасности и разрушительные последствия ереси для Церкви, государства и народа, призывали к противодействию ереси силой.

Святитель Геннадийписал братьям-архипастырям: «Собор же надо учинить лишь для того, чтобы казнить еретиков!»

Так был решен вопрос о противлении злу антисистемы силой. Антисистема действует силой и понимает только язык силы.Если жертва ее нападения не будет уничтожать ее, то она будет безжалостно уничтожать свою жертву, не гнушаясь никакими средствами. Так что выбора в борьбе с антисистемой не остается.

Иосиф Волоцкийв своем сочинении против еретиков «Просветитель» проповедовал: «Подобает всем, кому нужно, разъяснять, пусть узнают и жиды и поганые еретики, что христиане — спасители государства, строители, заступники и учителя.Пусть узнают необузданные и развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться Божиих рабов. Если и захотят они когда-либо говорить что-нибудь неподобное — пусть повсюду следят друг за другом, пусть и теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан.»

Иосиф Волоцкий, понимая опасность ереси для народа и государства, пишет: «Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а Царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням».

В конце концов, «любое государство имеет право защищаться от безумцев, которые не жалеют человеческой крови во имя выполнения своих сумасбродных планов»(Б. Башилов. «Русская мощь»).

В то время ересь жидовствующих на Руси была, в общем, подавлена, но, учитывая ее тайный характер, до конца это сделать не удалось. Скрытые приверженцы ереси проникли в высшие эшелоны власти. Ересь ушла в подполье и начала свою подпольную подрывную деятельность, что является характерным для методов антисистемы. Она стала бороться с государственной властью.

Проблема с ересью еще заключалась в том, что эта ересь вполне допускает и даже поощряет ложные клятвыдля своих последователей, что со временем и подтвердилось: разбежавшиеся по России еретики не покаялись и не исправились, а, проникнув в массы монашества и священства, положили начало новому витку заговора, который как раз и набрал силу во время царствования Иоанна Грозного.

Как и все тайные общества, ересь жидовствующих оказалась на редкость живуча (и, к слову сказать, дожила до наших дней)… Во второй половине XVI века еретики решили воспользоваться политическими неурядицами и поддержали новгородских сепаратистов и партию удельных князей в их борьбе с центральной властью.

Против Царя выступило реакционное боярство, Боярская дума.

Заговоры и измены стали преследовать Царя и царскую семью.

В марте 1553 года,во время тяжелой болезни Царя, двоюродный брат Царя Владимир Старицкий пытался с помощью своих единомышленников организовать государственный переворот с целью захвата власти. Неожиданное выздоровление государя помешало их планам.

Летом 1554 годапытался бежать в Литву, но был схвачен князь С. Лобанов-Ростовский — видный член Боярской Думы. Он сам и его родня — князья Ростовские, Лобановы и Приимковы собирались отдаться в подданство польскому королю и вступили с ним в переговоры, чтобы обсудить условия измены.

Особенно потрясла Царя измена (бегство в Литву и вступление в польскую армию, участвовавшую в войне против России) князя Андрея Курбского,которого он ценил не только как заслуженного воеводу и ближайшего государственного деятеля, но и как личного и доверенного друга.

В марте 1553года погибает при загадочных обстоятельствах Царевич Дмитрий,«чьи права на трон породили такое противостояние». Как пишет в своих трудах историк В. Манягин, его утопили. Нянька Дмитрия «случайно уронила» его в реку Шексну, и он утонул.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...