Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)




 

Процесс восприятия одним человеком другого высту­пает как обязательная составная часть общения и пред­ставляет то, что называют перцепцией, или перцептив­ной стороной общения. В социальной психологии тер­мин «социальная перцепция» означает восприятие, по­нимание и оценку людьми других людей, самих себя, групп. Термин «социальная перцепция» был введен аме­риканским психологом Дж. Брунером, который в ходе экспериментов выявил, что восприятие человеком дру­гих людей зависит от его личностных особенностей и со­циокультурных факторов. Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в про­цессе восприятия внешних признаков собеседника и соотнесения их с его личностными характеристиками, в ин­терпретации и прогнозировании на этой основе поступ­ков собеседника. Поскольку человек вступает в обще­ние всегда как личность, то он воспринимается и парт­нером по общению как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вто­рых, потому, что от меры точности «прочтения» друго­го человека зависит успех организации с ним согласо­ванных действий.

Под восприятием в социальной психологии понима­ется целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

В процессы общения включены как минимум два че­ловека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществля­ется как бы с двух сторон — каждый из партнеров упо­добляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в рас­чет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мо­тивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: иден­тификацию и рефлексию. В межличностном общении вос­приятие и понимание осуществляются за счет таких ме­ханизмов, как идентификация, эмпатия, аттракция, реф­лексия и каузальная атрибуция.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в ре­альных ситуациях взаимодействия люди пользуются им, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Идентификация формирует способность к установлению положительных отношений с людьми. В социальной пси­хологии идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии че­ловеком социальной роли при вхождении в группу: через идентификацию дети усваивают нормы поведения, эмоци­ональные состояния, мораль значимых окружающих лю­дей, используя их в качестве эталона.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, — эмпатией (от греч. «сопереживание»). Эмпатия — способность эмо­ционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями ичувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня разви­тия эмпатии:

■ первый уровень — низший; общаясь с собеседни­ком, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собесед­ника;

■ второй уровень — по ходу общения у человека воз­никают отрывочные представления о переживани­ях другого человека;

■ третий уровень отличает умение сразу войти в со­стояние другого человека не только в отдельных си­туациях, но и на протяжении всего процесса взаи­модействия.

На развитие эмпатии большое влияние оказывают дет-ско-родительские отношения. Если родители поощряют выражение эмоций у своих детей, понимают их чувства, проявляют доверие, любовь к ним, принимают участие в их делах, то у таких детей развивается высокий уровень эмпатии. И наоборот, ребенок, не получающий в семье удовлетворения потребности в самоутверждении, пони­мании, впоследствии характеризуется низкой способнос­тью к сочувствию и эмпатии.

Аттракция( от фр. «притяжение») — возникновение при восприятии другого человека чувства симпатии, при­влекательности, привязанности, когда общение с ним ста­новится приятным. Понимание партнера по общению воз­никает в результате появления привязанности к нему, дружеского или влюбленного отношения.

В общем виде идентификацию, эмпатию, аттракцию можно рассматривать как эмоциональную форму воспри­ятия и понимания другого человека.

Логическая форма познания личностных особеннос­тей себя и других людей — рефлексия предполагает по­пытку логически проанализировать некие признаки исделать определенный вывод о другом человеке и его по­ступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия, но часто и обобщающие, и частные вы­воды делаются на малом ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректи­руются с учетом конкретных ситуаций).

Процесс понимания друг друга «осложняется» явле­нием рефлексии.Под рефлексией здесь понимается осоз­нание действующим индивидом того, как он восприни­мается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой по­нимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркаль­ных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является вос­произведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внут­ренний мир.

Общение как, рефлексивный процесс был описан еще в конце XIX в. Дж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличеству­ют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию об­щения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение? Дж. Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри:

1. Джон, каков он есть сам по себе.

2. Джон, каким он сам себя видит.

3. Джон, каким его видит Генри.

Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуа­ции:

4. Джон, каким ему представляется его образ в со­знании Генри. Соответственно у Генри тоже четыре пози­ции. Общая модель рефлексии представлена в учебнике «Социальная психология» Г. Андреевой-

Если человек имеет неверное представление о себе самом, о другом человеке-партнере и о том, как его вос­принимает партнер, то взаимопонимание будет вряд ли возможно.

Неразвитость рефлексии является причиной многих искажений в понимании других людей, в частности тако­го явления, как проецирование или проекция. Эффект «про­ецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные ка­чества и эмоциональные состояния. Человек, восприни­мая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомо­го через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные — не исключено, что он судит по себе.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них тако­вы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеж­дений, которые имеются у наблюдателя до того, как ре­ально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соот­ветствии с которыми наблюдаемые люди заранее отно­сятся к определенной категории и формируется установ­ка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем по­лучена исчерпывающая и достоверная информация. Не­которые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстре­чали или увидели его.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяют­ся в целостный образ только строго определенные лично­стные черты и тогда всякое понятие, которое не вписыва­ется в этот образ, отбрасывается.

5. «Эффект ореола» проявляется в том, что первона­чальное отношение к какой-то одной частной стороне личности обобщается на весь образ человека, а затем об­щее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоценива­ются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдыва­ются. И наоборот, если общее впечатление о человеке от­рицательно, то даже благородные его поступки не заме­чаются или истолковываются превратно как своекорыст­ные.

6. «Эффект первичности» проявляется в том, что пер­вая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать уже имеющуюся, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настрое­ние самого человека: если оно мрачное (например из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы, первое впе­чатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».

7. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собствен­ное впечатление о человеке, отстаивать его.

8. Отсутствие изменений в восприятии и оценках лю­дей, происходящих со временем по естественным причи­нам. Имеется в виду тот случай, когда однажды выска­занные суждения и мнение о человеке не меняются, не­смотря на то, что накапливается новая информация о нем.

9. «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информа­цию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет со­бой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. В ходе обще­ния люди не ограничиваются получением внешне наблю­даемых сведений, а стремятся к выяснению причин пове­дения других людей. У каждого человека есть привыч­ные объяснения (или атрибуции) своего и чужого поведе­ния. Можно выделить личностную, обстоятельную и стимульную атрибуцию. При личностной атрибуции причи­ны происшедшего приписываются конкретному челове­ку. В случае преобладания обстоятельной атрибуции при­чина происшедшего приписывается обстоятельствам; при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.

Объяснение причин поведения человека может быть осуществлено через внутренние причины (внутренние дис­позиции человека, устойчивые черты, мотивы, склоннос­ти человека) либо через внешние причины (влияние вне­шних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа пове­дения:

■ постоянное поведение - в сходных ситуациях пове­дение однотипно;

■ отличающееся поведение — в других случаях пове­дение проявляется иначе;

■ обычное поведение — в сходных обстоятельствах та­кое поведение свойственно большинству людей.

Когнитивный психолог Келли в исследованиях пока­зал, что постоянное, малоотличающееся поведение, да к тому же необычное, объясняется через внутренние при­чины, через специфику личности и характера человека («Таким он уродился»).

Если в похожих ситуациях у человека постоянное по­ведение, а в других случаях — другое, отличающееся по­ведение, и к тому же это обычное поведение (как и у других людей в таких же ситуациях), то такое поведение люди склонны объяснять через внешние причины («В этой ситуации так вынуждены вести себя»).

Фриц Хайдер, известный как автор теории атрибуции, проанализировал «психологию здравого смысла», посред­ством которой человек объясняет повседневные события. Хайдер считает, что чаще всего люди дают разумные ин­терпретации. Но человек склонен приходить к заключе­нию, будто намерения и диспозиции других людей соот­ветствуют их действиям.

Процессы казуальной атрибуции подчиняются следу­ющим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопро­вождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обыч­но рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникаль­ное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации, и человек, предла­гающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

4. Причину успеха люди чаще приписывают себе, а причину неудачи — обстоятельствам.

5. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других людей, в тенденции считать, что поведение соот­ветствует диспозициям. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуаль­ными особенностями личности и характера («это человек со сложным характером), а свое поведение склонны объяс­нять как зависящее от ситуации («в этой ситуации невоз­можно было вести себя иначе, а вообще я совсем не та­кой»). Таким образом, люди объясняют свое собственное поведение ситуацией («я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами несут ответствен­ность за свое поведение.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуа­ция относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реа­гируем, — и ситуация проявляется более явно.

6. Культура также влияет на ошибку атрибуции. За­падное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации, являются причиной событий. Но индусы в Ин­дии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолку­ют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они при­дадут большее значение ситуации.

7. По мере роста значимости случившегося люди более склонны переходить от обстоятельной и стимульной ат­рибуции к личностной, т. е. искать причину случившего­ся в осознанных действиях другого человека, в особенно­стях его личности.

В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы. Психологические ис­следования показали, что в основе восприятия незнако­мых ранее людей и людей, с которыми уже имеется опре­деленный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного об­щения (эмпатия, идентификация, рефлексия и т. п.).

К психологическим механизмам восприятия незнако­мых людей и групп в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого за­ключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представ­ление о каких-либо явлениях или людях, свойственное членам той или иной социальной группы Разные соци­альные группы, взаимодействуя между собой, вырабаты­вают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические, или национальные, стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точ­ки зрения других. Например, стереотипные представле­ния о вежливости англичан, легкомысленности францу­зов или о загадочности славянской души.

Стереотипы — привычные упрощенные представ пения о других группах людей, о которых мы распо­лагаем скудной информацией. Стереотипы редко быва­ют плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учи­телей в детстве, от средств массовой информации. Для социальных стереотипов свойственна высокая стойкость: порой они передаются от поколения к поколению по на­следству, даже если далеки от реальности. Ограничен­ность личного опыта и невозможность самостоятельной проверки поступающей информации о тех или иных со­циальных явлениях создают возможности для усиления стереотипов и для манипулирования ими. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно вза­имодействовать, узнавать больше друг о друге, добивать­ся общих целей.

На восприятие людей влияют и предубеждения — эмоци­ональная оценка каких-либо людей как хороших или пло­хих, даже не зная нее их самих, ни мотивов их поступков. Формирование образа другого человека осуществляет­ся тоже путем стереотипизации — отнесения собеседника к определенному имеющемуся стереотипу.

Почти каждый взрослый человек, имеющий опыт об­щения, способен по внешности человека, его одежде, ма­нере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, при­мерную профессию. Но эта точность бывает только в ней­тральных ситуациях. В других же ситуациях почти все­гда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтере­сованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партне­ра, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наиболее важные в данной ситуации характе­ристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и вос­принимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схе­мам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, дей­ствием некоторых факторов: превосходства, привлекатель­ности и отношения к нам.

Люди, вступающие в общение, не равны: они отлича­ются друг от друга по своему социальному статусу, жиз­ненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т. д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам нера­венства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас пара­метру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосхо­дим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас не­равенстве.

По каким признакам мы можем судить о превосход­стве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника ин­формации:

· одежда человека, его внешнее оформление, вклю­чая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина, оформ­ление кабинета и т. д.;

· манера доведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т. д.). Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлеж­ности человека к той или иной социальной группе.

Действие фактора привлекательности при восприя­тии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недо­оцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т. д., т, е. опять-таки переоценивать многие его личност­ные характеристики.

В разное время у разных народов были непохожие друг на друга, свои каноны красоты. Значит, привлекатель­ность нельзя считать только индивидуальным впечатле­нием, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социаль­ном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом типы вне­шности. И привлекательность — не что иное, как сте­пень приближения к тому типу внешности, который мак­симально одобряется той группой, к которой мы принад­лежим.

Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприя­тия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мне­ние человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взгля­дов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом «родстве души» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица ис­пытуемые попросту не замечали.

На восприятие и понимание людей влияют установки — неосознанная готовность человека определенным привыч­ным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформиро­ванным, образом без полного анализа конкретной ситуа­ции.

Установки имеют 3 измерения:

· когнитивное измерение — мнения, убеждения, ко­торых придерживается человек относительно како­го-либо субъекта или предмета;

· аффективное измерение — положительные или от­рицательные эмоции, отношение к конкретному че­ловеку или информации;

· поведенческое измерение — готовность к определен­ным реакциям поведения, соответствующим убеж­дениям и переживаниям человека. Установки формируются:

1) под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;

2) на основе личного опыта в многократно повторяю­щихся ситуациях.

Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию. Изображе­ние лица человека на фотографии может совершенно по-разному восприниматься (это жестокий или добрый че­ловек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: «гестаповец» или «герой». Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот фе­номен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать, несмотря на дис­кредитацию Для того, чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать его.

При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого об­щения не могут существовать теплые и близкие отноше­ния с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями дру­гих людей на его поступки в конкретных ситуациях, учи­тывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь воз­можность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обес­печение других обратной связью — сведениями о том, ка­кие чувства и мысли вызывает у нас их поведение — мо­жет повышать взаимное доверие. Для того, чтобы выска­зывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Обратная связь в общении - это сообщение, адресо­ванное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чув­ства вызывает у меня его поведение. Правила обратной связи:

1) говори о том, что конкретно делает данный чело­век, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства;

2) если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить;

3) не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе не­приятно.

Знаки вниманияв общении

Знак внимания — высказывание или действие, обра­щенное к человеку и призванное улучшить его самочув­ствие и вызвать радость.

Среди них выделяют комплименты, похвалы и под­держку. Комплимент — знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент. Означает ли это, что не надо говорить комплименты? Конечно, нет. Это просто зна­чит, что их недостаточно, иногда они бывают не к месту, и, видимо, потому мы немного недоверчиво относимся к людям, которые расточают комплименты налево и напра­во. Мы подозреваем, что они не видят нас, не видят на­шего состояния, наших чувств и желаний, и потому мы, наверное, подозреваем таких людей в некоторой неиск­ренности. Нам хочется чего-то другого от близких, зна­чимых для нас людей.

Похвала — оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу. Хвалят обычно человека всегда «к месту». Но бывает, вас хвалят, а вам от этого становилось тошно, Как прави­ло, такие неадекватные эмоции возникают в двух случа­ях: либо когда вас хвалят за то, что вы на самом деле считаете недостойным одобрения, либо вас хвалит чело­век, который не пользуется вашим уважением, которого вы считаете недостаточно компетентным, чтобы оцени­вать вас, либо когда вас хвалят, так очевидно сравнивая с другими, пусть и в вашу пользу, что возникает ощущение, что не вас хвалят, а ругают другого. Похвала, или, другими словами, положительная оценка, всегда вклю­чает в себя и оценку отрицательную, хотя это относится и не к вам, а к кому-то другому. «Вы лучше кого-то» всегда означает, что «кто-то хуже вас», и возводит вас таким образом «на пьедестал», в позицию «над другим». Что происходит при этом с вашей самоценностью? Повы­шается она? Внешне — да, но позиция «на пьедестале» на самом деле — позиция слабого человека, часто она выступает как защита в срхтуации, когда все другие спо­собы воздействия на ситуацию уже не работают, да и сто­ять «на пьедестале» неудобно, тяжело и несвободно.

Часто родители, желая воспитать своего ребенка «без комплексов», считают, что его надо побольше хвалить и делают это довольно часто, т. е. постоянно сравнивают ре­зультаты его деятельности с результатами других. Вроде бы такие высказывания должны повышать уверенность ребенка в себе, но на самом деле получается, что родите­ли воспитывают человека, постоянно нуждающегося в одобрении и внешних положительных оценках, челове­ка, очень неуверенного и страшно зависимого — от роди­телей, от друзей, от всех, кто хвалит его. Потребность во внешнем одобрении — своего рода наркотик, привыкнув к которому, человек теряет самого себя и перестает слы­шать свой внутренний голос. Поэтому каждый из нас боль­ше нуждается не в похвалах, а в поддержке. В толковом словаре написано: «поддержка — придержать, не дать упасть». Под поддержкой мы понимаем знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда, он объективно неуспешен, сделанный в виде прямого речевого высказы­вания и касающийся той области, в которой у него в дан­ный момент затруднения. Поддержка исключает сравне­ние с кем-либо, кроме себя самого (для того чтобы не дать упасть, вовсе не нужно оценивать человека).

Если похвала, положительная оценка обращена не к самому человеку, а к результатам его деятельности, то, поддерживая человека, вы обращаетесь к его личности, независимо от его промахов и успехов, ошибок и достижений. Для оказания поддержки определяющим стано­вится безусловное принятие другого человека. Поддер­жать можно каждого человека, для этого надо всего лишь видеть его сильные стороны. Только безусловное приня­тие другого как конструктивной личности и безусловное принятие себя самого дает человеку возможность искрен­не реагировать на самые разные поступки, совершаемые даже самыми «ужасными» людьми. Например, подрос­ток приходит к вам и говорит, что он участвовал в изби­ении другого, более слабого, гонимого всеми подростка — достоин ли он поддержки? Способны ли вы увидеть в нем сильные стороны? Можете ли вы сказать ему: «Все равно я уважаю тебя за то, что ты нашел в себе силы прийти и сказать мне об этом»? После этого вы можете говорить ему все, что угодно, но именно эти, первые сказанные вами слова, обращенные к конструктивному началу его личности, к тому, что есть у него хорошего, повышают его самоценность. Указание на то хорошее, что есть в самом человеке, именно эта его внутренняя сила, и мо­жет стать источником его самоуважения и исправления допущенных жизненных ошибок.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...