Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды, функции и структура общения




 

Человек - социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, таккак зависят друг от друга. Взаимодействие-— это действия индивидов, направленные друг к другу. Соци­альнаясвязь — зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

■ субъекты связи (их может быть от двух до несколь­ких человек);

■ предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); ямеханизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при измене­нии или утрате предмета связи или если участники связи не согласны с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта(связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регу­лярные действия партнеров, направленные друг на дру­га, имеющие цель — вызвать вполне определенную ответ­ную реакцию со стороны партнера, причем ответная ре­акция порождает новую реакцию воздействующего). Со­циальные отношения — это устойчивая система взаимо­действия между партнерами, имеющая самовозобновля­ющийся характер.

Люди имеют сильнейшую потребность в присоединен-ности - входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

Эта потребность обусловлена биологически-социальны­ми причинами, она способствует выживанию человека: И наши предки были связаны круговой порукой, обес­печивающей групповое выживание. (И на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной);

■ социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособ­ность;

■ найдя родственную душу - человека, который под­держивает нас и которому мы можем довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;

■ потеряв родственную душу, взрослые чувствуют оди­ночество, отчаяние, боль, ревность, гнев, замкну­тость в себе, обездоленность.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества в об­щении реализуются социальные отношения людей.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и обще­ственного опыта человечества. Только в процессе обще­ния ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие сознание и речь. Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «ма-угли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Пове­дение, деятельность, отношение человека к миру и са­мому себе во многом определяются его общением с дру­гими людьми.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; но общение не сводится лишь к передаче информации, это более широкое поня­тие. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми; например, нужно согла­совать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. Перцеп­тивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Общение — процесс взаимодействия людей, соци­альных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

В общении можно выделить цель, средства, содержа­ние. Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения — способ переда­чи информации в процессе общения (речь, слова, невер­бальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т. п.). Под содержанием общения понимается ин­формация, которая передается от одного человека к Другому.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации обще­ния.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что имен­но скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выби­рает конкретные средства, речевые фразы, которы­ми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседни­ка, контроль эффективности общения на основе ус­тановления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов обще­ния.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых резуль­татов общения — оно окажется неэффективным. Эти уме­ния называют «социальным интеллектом», «практичес­ки-психологическим умом», «коммуникативной компе­тентностью», «коммуникабельностью». Коммуникатив­ная компетентность способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людь­ми. Коммуникативная компетентность рассматрива­ется как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в опреде­ленном круге ситуаций межличностного взаимодей­ствия.

Общение выполняет разнообразные функции: шличностно формирующую (общение является необ­ходимым условием для формирования личности че­ловека: «с кем поведешься — от того и наберешь­ся» );

коммуникативную (передача информации);

инструментальную (общение выступает как соци­альный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельнос­ти, принятия решения и т. п.);

экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг дру­га, отношения);

психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфор­та, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в об­ществе и быть незамечаемым другими людьми» (У Джеймс);

интегративную (общение выступает как средство объединения людей);

социализирующую (через общение происходит ус­воение норм культуры и ценностей определенного общества);

функцию самовыражения (общение позволяет про­демонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенно­сти);

Многообразие функций общения влечет за собой и разнообразие видов, стратегий общения.

Стратегии общения: 1) открытое — закрытое обще­ние; 2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое (ис­ходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Открытое общение — желание и умение выразить четко свою точку зрения и готовность учесть позиции дру­гих. Закрытое общение — нежелание либо неумение вы­разить понятно свою точку зрения, свое отношение, имею­щуюся информацию. Использование закрытой коммуникации оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмыс­ленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях откры­тие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытая коммуникация эффективна, если есть сопоста­вимость, но не тождественность предметных позиций (об­мен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспраши­вание» — полузакрытая коммуникация, в которой чело­век пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоя­тельства», слушать «излияния».

Выделяют следующие виды общения: 1) «Контакт масок» — формальное закрытое обще­ние, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привыч­ные «маски» (вежливости, строгости, безразличия, скром­ности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истин­ные эмоции, отношение к собеседнику. В городе «кон­такт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, что­бы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если ну­жен, то активно вступают в контакт, если мешает — от­толкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют даль­нейший интерес к нему и не скрывают этого.

3) Формально-ролевое общение - когда регламенти­рованы и содержание, и средства общения и вместо зна­ния личности собеседника обходятся знанием его соци­альной роли.

4) Деловое общение — когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника ради достижения деловых интересов, при этом интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Кодекс делового общения: а) принцип кооперативно-сти — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; б) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; в) принцип качества информации — «не ври»; г) принцип целесооб­разности — «не отклоняйся от темы, сумей найти реше­ние»; д) «выражай мысль ясно и убедительно для собе­седника»; е) «умей слушать и понять нужную мысль»; ж) «умей учесть индивидуальные особенности собеседни­ка ради интересов дела».

5) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это обще­ние закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определя­ют характера коммуникации.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт — «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) «будь доброжелателен, приветлив ».

Если один собеседник ориентируется на принцип веж­ливости, а другой — на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласо­ваны и соблюдаться обоими участниками.

6) Духовное, межличностное общение друзей — ког­да можно затронуть любую тему и необязательно прибе­гать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, инте­ресы, убеждения, отношение.

7) Манипулятивное общение направлено на извлече­ние выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. Манипулятор стремится достичь своих целей в ущерб целям собеседника, при этом умело скрывая это,- используя знание психологических особен­ностей характера и личности собеседника, «отвлекающих уловок и приемов».

8) Императивный вид общения - человек не скрыва­ет приоритетности своих целей перед целями партнера, стремится установить контроль за внешним поведением партнера, используя приказы, указания, требования, по­ощрения, наказания, предписания. Императивный вид общения оправдан в экстремальных ситуациях, если дей­ствия партнера содержат угрозу для его жизни или жиз­ни окружающих.

9) Диалогическое гуманистическое общение пред­полагает полное взаимопринятие партнерами по обще­нию друг друга, их равноправие, общение на равных, положительный эмоциональный тонус их взаимоотно­шений, возможность в самораскрытии, саморазвитии партнеров.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...