Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разновидности социальных групп




 

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлен деятельностью и существованием других чле­нов.

Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних.

Первичные группы состоят из небольшого числа лю­дей, между которыми имеются устойчивые эмоциональ­ные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях. Вторичные группы об­разуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обуслов­лено стремлением к достижению определенных целей, их социальные роли, деловые отношения и способы комму­никации четко определены. В критических и аварийных ситуациях люди отдают предпочтение первичной группе, проявляют преданность членам первичной группы.

Люди вступают в группы по ряду причин. Группа выступает:

· как средство биологического выживания;

· как средство социализации и формирования психи­ки человека (одна из основных функций группы -функция социализации);

· как способ выполнения определенной работы, кото­рую невозможно выполнить одному человеку (инст­рументальная функция группы);

· как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отно­шении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная фун­кция группы);

· как средство ослабления неприятных чувств стра­ха, тревоги (поддерживающая функция группы);

· как источник норм поведения, социальных устано­вок и ценностных ориентации человека (норматив­ная функция группы);

· как источник эталона, с помощью которого человек может оценить себя и других людей ( сравнитель­ная функция группы) я как средство информационного, материального и прочего обмена. «Совокупность индивидов, находящихся в психичес­ком взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными пред­ставлениями, чувствами, хотениями, психическими пе­реживаниями» (П. Сорокин).

Выделяют несколько разновидностей групп (рис. 8):

1) условные и реальные;

2) постоянные и временные;

3) большие и малые.

Условные группы людей объединяются по определен­ному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реаль­ные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, ха­рактеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человечес­кие группы различаются по величине, внешней и внут­ренней организации, назначению и общественному зна­чению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа — это достаточно устойчи­вое объединение людей, связанных взаимными контак­тами.

Малая группа — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социаль­ной деятельностью, находятся в непосредственном обще­нии, способствуют возникновению эмоциональных отно­шений, выработке групповых норм и развитию группо­вых процессов.

 

 

Рис. 8. Классификация групп (по Г.А. Андреевой)

 

При большом количестве людей группа, как прави­ло, разбивается на подгруппы. Отличительные призна­ки малой группы: пространственное и временное сопри­сутствие людей. Это соприсутствие людей дает возмож­ность контактов, которые включают интерактивные, ин­формационные, перцептивные аспекты общения и взаи­модействия. Перцептивные аспекты позволяют челове­ку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе, и только в этом случае можно говорить о ма­лой группе.

Взаимодействие — активность каждого, это одновре­менно стимул и реакция на всех остальных.

Совместная деятельность подразумевает наличке по­стоянной цели. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребнос­тей каждого и в то же время соответствует общим потреб­ностям. Цель как прообраз результата и начальный мо­мент совместной деятельности определяет динамику фун­кционирования малой группы. Можно выделить три рода целей:

1) ближние перспективы, цели, которые быстро во вре­мени реализуются и выражают потребности этой группы;

2) вторичные цели более длительны во времени и вы­водят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);

3) дальние перспективы объединяют первичную груп­пу с проблемами функционирования социального це­лого. Общественно-ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объек­тивная цель группы, сколько ее образ, т. е. как она воспринимается членами группы. Цели, характери­стики совместной деятельности «цементируют» группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.

Предусмотрено наличие в группе организующего на­чала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может не быть, но это не означает, что нет организующего начала. Про­сто в этом случае функция руководства распределена меж­ду членами группы, и лидерство носит ситуативно-спе­цифический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, при­нимает на себя функции лидера).

Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

Наличие эмоциональных отношений между члена­ми группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отно­шений в группе.

Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определя­ющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику. Эти нор­мы — важнейший признак групповой целостности. О сфор­мировавшейся норме можно говорить, если она детерми­нирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Отклонение от группо­вых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

Группа имеет следующие психологические характери­стики: групИовые интересы, групповые потребности и т. д. (рис. 9).

 

 

Рис. 9. Психологические характеристики группы

 

Группе присущи следующие общие закономерности:

1) группа неизбежно будет структурироваться;

2) группа развивается (прогресс либо регресс, но дина­мические процессы в группе происходят);

3) флуктуация - изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам различают:

1) группы членства;

2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или вооб­ражаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют:

1) функцию социального сравнения, поскольку рефе­рентная группа — источник положительных и не­гативных образцов;

2) нормативную функцию, т. к. референтная группа — источник норм, правил, к которым человек стре­мится приобщиться.

По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие уровни развития контактных групп (табл. 5).

 

Таблица 5










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...