Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КАК НАУЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГИХ
Члены команды учатся взаимодействовать творчески и изоб ретательно. Если человек говорит другому что-то обидное, я сове тую тому, кто был задет, выказать более конструктивную реак цию. Каждый акт взаимодействия между семьей, родственника ми, друзьями и участником культа ведет к совершенствованию навыков общения и оценки эффективности поведения каждого
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 86
участника процесса в отдельности. Например, можно достичь лучшего понимания друзей и семьи в системе ролевой игры, состоящей в имитации чужой позиции. Перед тем как состоялся нижеследующий диалог, я попросил мать адепта культа предста вить себя дочерью: СХ (матери): Если бы ты услышала, как твоя мать спрашивает: "Ты ходишь по улице в таком виде?", как бы ты себя чувствовал!? Мать: Полагаю, я подумала бы, что мать критикует мой внеш ний вид. СХ: Это то, что ты бы подумала. А вот что бы ты чувствовала? Заставило бы тебя это замечание испытывать доброе чувство к себе или к матери? Мать: Нет, конечно нет!
КАК НАУЧИТЬСЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ Ориентация на процесс поможет нам отказаться от жесткой позиции в пользу гибкого, творческого состояния. Мы предпри мем шаги по нахождению конструктивных способов выражения ваших переживаний: 1. Признавайте присутствие чувства внутри себя. 2. Распознавайте, какую именно эмоцию вы испытываете. Бес помощность это или страх? Гнев или враждебность? Печаль или депрессия? 3. Уважайте свои эмоции как законное выражение вашей чело веческой сущности и ваших ценностей. Сосредоточение внима ния на отрицательных эмоциях порождает конфликт, напряжен ность и страх. Раздражение и неверие в свои силы могут превра титься в ненависть и жалость к себе. Это может сказаться и на физиологическом уровне в виде головных болей, напряжения мускулатуры, язвы, колита, высокого кровяного давления. Все это может сопровождаться тревогой, эмоциональным стрессом, де прессивными состояниями. В конечном счете это не может не сказаться на межличностных отношениях. Научитесь выражать свои эмоции по поводу проблемы культа таким образом, чтобы возникла возможность гармонизации общения и установления раппорта и доверия. В некоторых ситуациях потребуется гово рить непосредственно с тем или иным конкретным человеком: — родителю с участником культа; — брату или сестре с родителем; — другу с членом культа; — клиенту с терапевтом. Сосредоточьтесь на своих целях. Иногда бывает полезнее выра зить свои чувства не этому конкретному человеку, а кому-то дру гому. Такая ситуация возникает, когда вам необходимо для улуч
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 87
шения самочувствия рассказать о чем-либо, но вы знаете, что именно эта информация будет болезненна или вредна в общении с данным человеком. В этом случае на помощь может прийти ПСВ-терапист, готовый выслушать вас и дать совет по части даль нейших действий. Иногда проблема состоит в поисках оптималь ного выражения того или иного переживания. Иногда речь идет о выборе правильного времени и места общения в целях получе ния наиболее эффективной реакции. Со временем можно добить ся уверенности в умении приспособлять свой стиль общения к конкретной ситуации.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ПРОРАБОТКИ СТРАТЕГИИ Волна за волной процесс стратегического взаимодействия по рождает обратную связь и анализ. Через какое-то время после начала процесса семья, родственники и друзья привыкнут и со знательно усвоят этот целенаправленный стиль общения. После начальной подготовки и обучения команды я иногда даю инди видуальные задачи входящим в нее людям. — Если член команды особенно религиозен, я могу предло жить, чтобы во время следующего телефонного разговора с адеп том религиозного культа он бы предложил помолиться вместе во имя Божьей любви и наставления. — Я могу предложить отцу культиста поговорить с сыном о собственном детстве и отношениях со своим отцом. — Я могу порекомендовать бабушке культиста испечь печенье и отправить его внуку по почте. После каждого такого действия мы оцениваем его, основываясь на полученной реакции. Например, если телефонная просьба привела к совместной молитве, мы просим сообщить подробно сти. Смогла ли молитва выстроить позитивную линию общения между культистом и его родственником? В зависимости от ответа я могу рекомендовать более длительную, глубокую молитву при следующем разговоре. Я могу предложить члену команды напи сать письмо, рассказывающее о чувстве большей близости с адеп том в минуты совместной молитвы. Какова была реакция, когда отец рассказал сыну о своем дет стве и проблемах, которые у него были с отцом? Слезы? Объятие? Глубокая близость с членом культа? Если нет, то что случилось? Говоря о себе, стоял ли отец, отвернувшись к окну, или же сидел перед сыном, глядя ему в глаза? В случае удачного акта взаимо действия следующим шагом со стороны отца может стать прямое выяснение того, что нужно делать дальше, чтобы сильнее сбли зиться, какие слова нужно для этого сказать, как повести себя.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 88
Отцу может потребоваться убедить сына, что тот является выс шим приоритетом в его жизни. Если адепт поделился с группой присланным ему домашним печеньем, а затем позвонил бабушке, чтобы поблагодарить ее, то имеет смысл предложить повторять аналогичные контакты как можно чаще, по крайней мере раз в месяц. Ведь всякий раз, когда адепт культа получает печенье, он так или иначе чувствует себя нужным, любимым. На следующем этапе бабушка может пригла сить членов группы на домашний обед. Нужно выстраивать все новые и новые подобные мосты. В каждом акте взаимодействия важно усиливать положитель ные стороны и сводить к минимуму отрицательные. Следует мо билизовать комплекс приятных переживаний, испытанных вме сте с семьей и друзьями. Это способствует личностному росту приверженца культа. Команда стратегического взаимодействия создает целый репертуар гибких и творческих решений. Даже легкие совместные переживания обладают кумулятивным, бо дрящим эффектом. Апелляция к ним действует ненавязчиво, но достаточно эффективно, что сохраняет заинтересованность се мьи, друзей и самого члена культа в планомерном сближении. При необходимости этот процесс приводит к формальному стра тегическому воздействию. Подход стратегического взаимодействия требует времени и се рьезной работы, а также вдохновения, мотивированности, твор ческого потенциала, импровизации, гибкости, юмора, страсти и преданности. В ходе работы с людьми я получаю огромное коли чество добрых слов и признаний родственников и бывших куль тистов в том, что участие в стратегическом взаимодействии дало им ощущение контроле над чувством вины, тревогой, страхом, помогло преодолеть беспомощность и безнадежность, вызывае мые близким знакомством с деятельностью деструктивных куль тов. ПСВ обеспечивает благоприятные условия существования, где раппорт и доверие считаются высшими ценностями. Высокий уровень чувства собственного достоинства — это один из наибо лее важных компонентов успешного стратегического взаимодей ствия.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 241. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |