Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СОЗДАНИЕ КУЛЬТОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Культы последовательно манипулируют элементами, форми рующими личность человека, включая важнейшие верования и убеждения, ценности и отношения. Культовый контроль созна ния отделяет человека от его подлинной личности и создает но вую личность, зависящую от группы. С точки зрения психическо го здоровья, культовый контроль сознания расщепляет элементы психики, которые впоследствии собираются в иную, отличную от изначальной, конфигурацию. Последователь культа фактически начинает демонстрировать признаки "диссоциативного рас стройства" в том виде, как оно определено в диагностическом справочнике Американской психиатрической ассоциации DSM- IV (300.15). Его поведение может также походить на поведение
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 69
патологически зависимой личности. Одно из широкораспространенных беспокойств семей и друзей заключается именно в радикальном изменении личности близ кого человека. Дабы он был хорошим членом культа, его учат манипулировать своим прежним «я» и подавлять его. Переделка часто предполагает смену имени, одежды, прически, манеры ре чи и поведения, а также «семьи», «друзей», мыслей, эмоций, ре лигиозных чувств. Вовлеченность в культ очевидным образом ослабляет взаимо понимание между адептом и членами его семьи, друзьями и близкими. С человеком, находящимся под воздействием культо вого контроля сознания, особенно трудно говорить на рациональ ном уровне. Он действует в соответствии с совсем иным набором критериев, чем тот, который имеет смысл в вашей модели реаль ности. Использование деструктивных методов контроля созна ния ставит под вопрос саму природу реальности. Когда я был во власти мунистов, мои близкие решительно не понимали, как культу удалось разрушить или «разморозить» мою личность. Для них было совершенно очевидно, что нечто превращало меня в человека, которого они не могли узнать. К моменту обретения мной культовой личности они уже не могли общаться со мной так, как прежде. Наиболее типичный метод формирования культовой личности состоит в прикреплении нового участника к старшему члену группы. "Духовное дитя" обучается копировать "духовного роди теля" всеми способами — вплоть до подражания голосовой то нальности лидера группы. Культовая личность является, по су ществу, двойником лидера культа. В любой момент бодрствова ния — и особенно в состоянии транса — меня учили быть "ма леньким Сан Мьюнг Муном". Я хотел думать, действовать, чув ствовать, говорить, двигаться, как он. Библейский культ, Между народная Церковь Христа, поощряет интенсивное подражание лидерам в своей практике "ученичества один над другим". Эта техника моделирования преследует несколько целей. Она удер живает "духовного наставника" в наиболее выгодных поведенче ских рамках. Она также возбуждает у нового члена группы стрем ление самому превратиться в уважаемый образец, чтобы затем обучать младших адептов. После ухода от мунистов я нашел книгу Эдгара Шайна "Прину дительное убеждение", чрезвычайно полезную для понимания того, как культ перекраивает личность. Шайн описал процесс контроля сознания, используя модель трансформации мышле ния, предложенную Куртом Левином: — размораживание: процесс разрушения личности;
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 70
— изменение: процесс идеологической обработки; — замораживание: процесс укрепления новой личности. Я переделал и расширил трехступенчатую модель Курта Леви на по сравнению с тем, как она изложена в книге Э. Шайна.
Три стадии завоевания контроля над сознанием I. Размораживание. а) Дезориентация / замешательство. б) Сенсорная депривация и/или сенсорная перегрузка. в) Физиологическая манипуляция: — депривация сна; — депривация приватности; — изменение диеты. г) Гипноз: — возрастная регрессия; — визуализации; — притчи и метафоры; — лингвистические двойные связи,[24] использование внуше ния. — медитации, скандирование, моление, пение. д) Человека заставляют поставить под вопрос собственную идентичность. е) Переоценка прошлого человека (внушение фальшивых и за бвение положительных воспоминаний).
II Изменение а) Пошаговое создание и навязывание новой "идентичности": — формально — в ходе индоктринальных занятий; — неформально — другими членами группы, аудио- и видеоза писями, книгами и т. п. б) Использование техник изменения поведения: — поощрения и наказания; — блокировка мышления; — контроль среды. в) Мистическая манипуляция. г) Использование гипноза и других техник изменения созна ния: — повторение, монотония, ритм: — однообразное скандирование или пение, моление, хуление, визуализации; д) Использование данных исповеди, личных признаний, ре зультатов индивидуальных занятий и групповой деятельности.
III. Замораживание.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 71
а) Новая идентичность укрепляется; от старой идентичности избавляются: — отделение от прошлого; сокращение или полное прекраще ние контактов с друзьями и семьей; — отказ от жизненно важной собственности и передача в дар денежных средств; — переход к деятельности собственно культа: вербовке, сбору пожертвований (фандрайзингу), сближению с другими адептами. б) Новое имя, новая одежда, новая прическа, новый язык, новая "семья". в) Образование пар с новыми ролевыми моделями, система "приятельства". г) Индоктринация продолжается: практикумы, семинары в уединении от общества.
Когда я попытался проанализировать мое мунистское прошлое, упомянутые три стадии Левина — размораживание, изменение, замораживание — задели во мне какую-то струну. Будучи только что завербованным, я пережил распад собственной индивидуаль ности. В ходе индоктринации я подвергся радикальному измене нию личности, в результате которого я стал двойником нашего лидера, Сан Мьюнг Муна. Этот аспект культовой индоктринации был продемонстриро ван с научной точки зрения доктором Флэвилом Йикли, весьма уважаемым психологом и членом магистральной Церкви Христа. С помощью теста-опросника типов личности Майерс-Бриггс (Myers — Briggs Personality Type Inventory Test) было опрошено 800 членов Бостонской Церкви Христа, культовой группы во главе с Кипом Мак-Кином. В то время этот культ пытался вербовать чле нов общепризнанной Церкви Христа. Я предполагаю, что лидеры Бостонской Церкви Христа согласились участвовать потому, что надеялись добиться доверия двух миллионов адептов магистраль ной Церкви Христа. Опросник Майерса — Бриггса описывает шестнадцать основ ных типов индивидуальности. Каким бы ни был ваш тип, он должен оставаться одним и тем же на протяжении всей жизни. Главные категории — экстраверт/интроверт, интуитивный/ощу щающий (сенсорный), думающий/чувствующий и рассудочный /воспринимающий. Заполненный опросник предоставляет сведе ния о предпочтениях человека и особенностях его характера. На пример, экстраверты общительны, комфортно чувствуют себя с другими. Интроверты предпочитают пребывать с книгами, ком пьютерами или наедине с собой. Преимущественные сенсорики более практичны (реалистичны), в то время как интуитивистов можно описать как более творческих (действующих по наитию).
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 72
К другим категориям относятся размышляющие (выносящие объ ективные, безличные оценки) и чувствующие (чьи оценки эмо циональны, личностны). Те, кого считают воспринимающими, тяготеют к неполному завершению действий, поступков, собы тий, что всегда позволяет внести изменения. Они ждут до послед ней минуты, прежде чем принять решение, в то время как счита ющиеся рассудочными предпочитают быстро завершить начатое, сделать выбор как можно скорее.
Йикли подошел к проблеме творчески. Он заставил участников заполнить тест-опросник типов личности три раза. Им было предложено: 1. Ответить на каждый вопрос так, как они сделали бы это до присоединения к группе. 2. Заполнить анкету в качестве нынешних членов группы. 3. Заполнить ее, прогнозируя на пять лет вперед. Когда Йикли скоррелировал данные первого теста, он обнару жил, что до присоединения к группе типы индивидуальности значительно варьировались.[25] Во втором тесте все члены груп пы смещались к одному и тому же типу индивидуальности. Они начинали соответствовать типу личности, который был присущ лидеру Бостонской Церкви Христа.[26] Третий тест показал почти всеобщий переход к этому типу. В качестве контрольной группы Йикли дал этот тест католикам, баптистам, лютеранам, методи стам, пресвитерианам и членам магистральной Церкви Христа. Здесь ни до, ни в течение, ни после того, как они присоединились к своим церквям, никакого изменения не было. Йикли издал результаты своего исследования в книге "Дилемма ученичества", которой можно воспользоваться бесплатно через Интернет. У каждого есть свое подлинное «я». Тип индивидуальности у здорового индивидуума не меняется, несмотря на возрастные из менения. Смена типа личности часто указывает на нездоровое социальное давление, вынуждающее человека действовать так, будто он является кем-то другим. Результаты исследования Йик ли показали, что культы создают именно такой вид давления. Это исследование также подтвердило существование культовой лич ности, связывающей и затыкающей рот подлинному «я» подобно смирительной рубашке. Мне представляется, что Йикли удалось статистически продемонстрировать последствия деструктивных методов контроля сознания. При взаимодействии с близким необходимо признавать разли чия между личностью до вербовки, культовой личностью (пери од членства в культе) и подлинным «я» человека, которое остает ся с ним навсегда. Даже люди, рожденные в культе, имеют под линное «я», подавленное при рождении. Именно сила подлинно
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 73
го «я» делает возможным спасение людей от культов спустя годы и даже десятилетия после присоединения к группе. Когда инфор мированная семья и друзья начинают работать как команда, что бы преподать близкому знания о контроле сознания, стены, воз веденные культом, рушатся.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 74
Глава 3
Подход стратегического Взаимодействия
Начиная с конца 1960-х годов, когда общественность впервые обратила внимание на проблему деструктивных культов, люди ищут различные пути спасения своих близких. Первым подоб ным попыткам, таким, как модель депрограммирования, был присущ схематизм, к тому же они не всегда имели законный характер. За последние тридцать лет сформировались методы консультирования, появились более специализированные иссле дования по социальной психологии, предлагающие эффектив ный нструментарий для борьбы с контролем сознания в культах. Прошло более двенадцати лет с тех пор, как я впервые опубли ковал книгу "Борьба с культовым контролем сознания". Со време нем я оценил, какие подходы были эффективными, а какие — нет. С появлением новых моделей совершенствовался процесс кон сультирования. Книга подробно и в доступной форме излагает сущность подхода стратегического взаимодействия (ПСВ) — инте гральной системы операций, направленных на выведение созна ния человека из-под контроля культа. Среди извлеченных мною уроков наиболее серьезный состоит в том, что уход человека в культ в высшей степени пагубно ска зывается на состоянии его семьи. Родители часто бывают охваче ны страхом, гневом, чувством вины и неверием в свои силы. Супруги, прожившие в браке долго и счастливо, также не выдер живают напряжения. Родные братья и сестры, находившиеся в очень хороших отношениях, чувствуют отторжение, если их на вязчиво уговаривают присоединиться к культу, и по меньшей мере возмущение и обиду, когда их начинают обвинять во всех смертных грехах в случае отказа. Если в семье существовали такие проблемы, как ревность, недоверие или конфликты вокруг распределения власти либо сложности с общением и интимной жизнью, после столкновения с культом положение может ока заться весьма тяжелым. Большинство родных братьев и сестер испытывают разочарование и гнев, когда видят, какую боль куль тист причиняет семье. Нередко в течение недель, месяцев и лет члены семей прилагают все усилия, чтобы сохранить хоть какую- то надежду на позитивное будущее. Первый шаг ПСВ заключается в содействии изменению и по ощрении личностного роста. Происходит это в ходе целенаправ
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 75
ленного обучения как самой семьи, так и члена культа. Только тогда возможно создать условия, которые побудят адепта посмот реть на группу со стороны и начать сомневаться в истинности культа. Основной подоплекой ПСВ является уверенность в том, что человек, испытывающий контроль сознания, в конечном сче те вырвется на свободу. Поскольку единственными переменны ми тут являются время и легкость/трудность выхода, то следует делать все возможное, чтобы процесс был быстрым и легким.
ДЖИМ М. И РАМА Один из случаев, лучше всего иллюстрирующих подход страте гического взаимодействия, касается молодого человека по имени Джим М. (это не настоящее его имя), присоединившегося к квази буддистскому компьютерному культу, основанному покойным Фредериком Ленцем, или «Рамой».[27] Мать Джима обратилась ко мне за помощью, и я отвел немного времени для ознакоми тельной беседы. Я выяснил, что родители Джима были разведены и затем оба вступили в повторные браки. Постепенно стало ясно, что в качестве важного козыря в установлении связи с Джимом мог выступить его отец. Сначала мать Джима отказывалась об щаться с бывшим мужем. После совместной встречи со мной, новым мужем и братом Джима Дутом она согласилась разрешить Дугу поговорить с отцом. Дуг предложил отцу прочесть мою кни гу "Борьба против культового контроля сознания" и организовал встречу с ним и его новой женой. Этот случай доказывает положительный эффект от объедине ния возможностей разных сторон. Случайно совпало, что новая жена отца была практикующей буддисткой и при этом заканчи вала докторантуру в одном из университетов Бостона. При ее знании буддизма она вполне могла предложить Джиму систему взглядов для сравнения философии Ленца с подлинными буд дистскими догматами, такими, как четыре благородные истины и Восьмикратная тропа. Узнав, что Дуг, брат Джима, брал уроки игры на барабане у бывшего члена культа Рамы с большим ста жем, я попросил Дуга поговорить с ним, выяснить, почему он оставил группу, и попросить о помощи. Поскольку Джим всегда любил живую природу, мы попросили несколько самых близких друзей детства пожить с ним в турист ском лагере, попеть песни, повспоминать и поговорить о настоя щем: почему, например, Джим решил бросить колледж, пере ехать в Нью-Йорк и изучать компьютеры — область, которой он не интересовался до знакомства с Ленцем? Также предполага лось, что Джим с отцом совершат пеший поход. Джим отнесся к этому положительно. Идея мероприятия состояла в том, что каж
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 76
дый должен был выполнять свою определенную функцию в структуре взаимодействия. В результате осуществилась серия взаимодействий между Джимом, членами семьи и близкими друзьями. Кульминацией была встреча Джима и преподавателя игры на барабане. Он рас сказал Джиму о некоторых негативных впечатлениях, связанных у него с группой Рамы, таких, как трата значительных денежных сумм на курсы Ленца или известие о том, что Ленц занимался сексом со многими своими последовательницами, включая одну из бывших подруг барабанщика. Наконец, утром предполагаемо го путешествия с отцом Джиму предложили встретиться со мной и некоторыми бывшими членами культа. Он с готовностью со гласился. Поскольку мы проделали массу подготовительной работы и добились взаимопонимания и доверия в ходе актов «мини-взаи модействия», быстро стало очевидно, что основная проблема для Джима заключалась в уверенности, что у него были «духовные» переживания (например, он видел золотой свет, исходящий от Ленца и заполняющий комнату). Я объяснил, что такие галлюци нации часто являются результатом легковоспроизводимых гип нотических процессов, имеющих мало общего с духовностью. Джим попросил меня доказать это. Я был вынужден продемон стрировать ему этот гипнотический эффект: попросил его за крыть глаза и медитировать, как он делал месяцами у Ленца, а когда заметил расслабление его лицевых мускулов, начал гово рить: "Ты будешь медитировать глубже, чем когда-либо ранее, и я не хочу, чтобы ты открывал глаза, пока не будешь готов увидеть еще более яркий свет, исходящий от меня". Прошло меньше ми нуты, после чего он открыл глаза, посмотрел на меня и сказал: "Стоп! Это ярче света, который я видел вокруг Ленца! Это именно так — я выхожу! " Все, кто находился в комнате, вздохнули с облегчением, а Джим немедленно добавил: "Есть целый ряд лю дей, с которыми я хотел бы поделиться этой информацией, чтобы и их вытащить из группы". Как узнала семья Джима, ПСВ предоставляет большой выбор вариантов, привлекая ресурсы, умения и знания всех участников. ПСВ — это практический подход, поощряющий друзей и семью делать последовательные шаги посредством того, что я называю "мини-взаимодействиями": звонки по телефону, письма или дру жеские беседы лицом к лицу. С депрограммированием или кон сультированием о выходе дело обстояло иначе. Эти подходы слишком полагались на организацию формального трехдневного воздействия. Несмотря на некоторую ущербность предшествую щих методик, знания о них необходимы, так как помогают узнать,
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 77
каких типов поведения следует избегать при взаимодействии с близким человеком.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |