Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОЗДАНИЕ КУЛЬТОВОЙ ЛИЧНОСТИ




Культы последовательно манипулируют элементами, форми­

рующими личность человека, включая важнейшие верования и

убеждения, ценности и отношения. Культовый контроль созна­

ния отделяет человека от его подлинной личности и создает но­

вую личность, зависящую от группы. С точки зрения психическо­

го здоровья, культовый контроль сознания расщепляет элементы

психики, которые впоследствии собираются в иную, отличную от

изначальной, конфигурацию. Последователь культа фактически

начинает демонстрировать признаки "диссоциативного рас­

стройства" в том виде, как оно определено в диагностическом

справочнике Американской психиатрической ассоциации DSM-

IV (300.15). Его поведение может также походить на поведение

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 69


 

 

патологически зависимой личности.

Одно из широкораспространенных беспокойств семей и друзей

заключается именно в радикальном изменении личности близ­

кого человека. Дабы он был хорошим членом культа, его учат

манипулировать своим прежним «я» и подавлять его. Переделка

часто предполагает смену имени, одежды, прически, манеры ре­

чи и поведения, а также «семьи», «друзей», мыслей, эмоций, ре­

лигиозных чувств.

Вовлеченность в культ очевидным образом ослабляет взаимо­

понимание между адептом и членами его семьи, друзьями и

близкими. С человеком, находящимся под воздействием культо­

вого контроля сознания, особенно трудно говорить на рациональ­

ном уровне. Он действует в соответствии с совсем иным набором

критериев, чем тот, который имеет смысл в вашей модели реаль­

ности. Использование деструктивных методов контроля созна­

ния ставит под вопрос саму природу реальности. Когда я был во

власти мунистов, мои близкие решительно не понимали, как

культу удалось разрушить или «разморозить» мою личность. Для

них было совершенно очевидно, что нечто превращало меня в

человека, которого они не могли узнать. К моменту обретения

мной культовой личности они уже не могли общаться со мной

так, как прежде.

Наиболее типичный метод формирования культовой личности

состоит в прикреплении нового участника к старшему члену

группы. "Духовное дитя" обучается копировать "духовного роди­

теля" всеми способами — вплоть до подражания голосовой то­

нальности лидера группы. Культовая личность является, по су­

ществу, двойником лидера культа. В любой момент бодрствова­

ния — и особенно в состоянии транса — меня учили быть "ма­

леньким Сан Мьюнг Муном". Я хотел думать, действовать, чув­

ствовать, говорить, двигаться, как он. Библейский культ, Между­

народная Церковь Христа, поощряет интенсивное подражание

лидерам в своей практике "ученичества один над другим". Эта

техника моделирования преследует несколько целей. Она удер­

живает "духовного наставника" в наиболее выгодных поведенче­

ских рамках. Она также возбуждает у нового члена группы стрем­

ление самому превратиться в уважаемый образец, чтобы затем

обучать младших адептов.

После ухода от мунистов я нашел книгу Эдгара Шайна "Прину­

дительное убеждение", чрезвычайно полезную для понимания

того, как культ перекраивает личность. Шайн описал процесс

контроля сознания, используя модель трансформации мышле­

ния, предложенную Куртом Левином:

— размораживание: процесс разрушения личности;

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 70


 

 

— изменение: процесс идеологической обработки;

— замораживание: процесс укрепления новой личности.

Я переделал и расширил трехступенчатую модель Курта Леви­

на по сравнению с тем, как она изложена в книге Э. Шайна.

 



Три стадии завоевания контроля над сознанием

I. Размораживание.

а) Дезориентация / замешательство.

б) Сенсорная депривация и/или сенсорная перегрузка.

в) Физиологическая манипуляция:

— депривация сна;

— депривация приватности;

— изменение диеты.

г) Гипноз:

— возрастная регрессия;

— визуализации;

— притчи и метафоры;

— лингвистические двойные связи,[24] использование внуше­

ния.

— медитации, скандирование, моление, пение.

д) Человека заставляют поставить под вопрос собственную

идентичность.

е) Переоценка прошлого человека (внушение фальшивых и за­

бвение положительных воспоминаний).

 

II Изменение

а) Пошаговое создание и навязывание новой "идентичности":

— формально — в ходе индоктринальных занятий;

— неформально — другими членами группы, аудио- и видеоза­

писями, книгами и т. п.

б) Использование техник изменения поведения:

— поощрения и наказания;

— блокировка мышления;

— контроль среды.

в) Мистическая манипуляция.

г) Использование гипноза и других техник изменения созна­

ния:

— повторение, монотония, ритм:

— однообразное скандирование или пение, моление, хуление,

визуализации;

д) Использование данных исповеди, личных признаний, ре­

зультатов индивидуальных занятий и групповой деятельности.

 

III. Замораживание.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 71


 

 

а) Новая идентичность укрепляется; от старой идентичности

избавляются:

— отделение от прошлого; сокращение или полное прекраще­

ние контактов с друзьями и семьей;

— отказ от жизненно важной собственности и передача в дар

денежных средств;

— переход к деятельности собственно культа: вербовке, сбору

пожертвований (фандрайзингу), сближению с другими адептами.

б) Новое имя, новая одежда, новая прическа, новый язык, новая

"семья".

в) Образование пар с новыми ролевыми моделями, система

"приятельства".

г) Индоктринация продолжается: практикумы, семинары в

уединении от общества.

 

Когда я попытался проанализировать мое мунистское прошлое,

упомянутые три стадии Левина — размораживание, изменение,

замораживание — задели во мне какую-то струну. Будучи только

что завербованным, я пережил распад собственной индивидуаль­

ности. В ходе индоктринации я подвергся радикальному измене­

нию личности, в результате которого я стал двойником нашего

лидера, Сан Мьюнг Муна.

Этот аспект культовой индоктринации был продемонстриро­

ван с научной точки зрения доктором Флэвилом Йикли, весьма

уважаемым психологом и членом магистральной Церкви Христа.

С помощью теста-опросника типов личности Майерс-Бриггс

(Myers — Briggs Personality Type Inventory Test) было опрошено 800

членов Бостонской Церкви Христа, культовой группы во главе с

Кипом Мак-Кином. В то время этот культ пытался вербовать чле­

нов общепризнанной Церкви Христа. Я предполагаю, что лидеры

Бостонской Церкви Христа согласились участвовать потому, что

надеялись добиться доверия двух миллионов адептов магистраль­

ной Церкви Христа.

Опросник Майерса — Бриггса описывает шестнадцать основ­

ных типов индивидуальности. Каким бы ни был ваш тип, он

должен оставаться одним и тем же на протяжении всей жизни.

Главные категории — экстраверт/интроверт, интуитивный/ощу­

щающий (сенсорный), думающий/чувствующий и рассудочный­

/воспринимающий. Заполненный опросник предоставляет сведе­

ния о предпочтениях человека и особенностях его характера. На­

пример, экстраверты общительны, комфортно чувствуют себя с

другими. Интроверты предпочитают пребывать с книгами, ком­

пьютерами или наедине с собой. Преимущественные сенсорики

более практичны (реалистичны), в то время как интуитивистов

можно описать как более творческих (действующих по наитию).

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 72


 

 

К другим категориям относятся размышляющие (выносящие объ­

ективные, безличные оценки) и чувствующие (чьи оценки эмо­

циональны, личностны). Те, кого считают воспринимающими,

тяготеют к неполному завершению действий, поступков, собы­

тий, что всегда позволяет внести изменения. Они ждут до послед­

ней минуты, прежде чем принять решение, в то время как счита­

ющиеся рассудочными предпочитают быстро завершить начатое,

сделать выбор как можно скорее.

 

Йикли подошел к проблеме творчески. Он заставил участников

заполнить тест-опросник типов личности три раза. Им было

предложено:

1. Ответить на каждый вопрос так, как они сделали бы это до

присоединения к группе.

2. Заполнить анкету в качестве нынешних членов группы.

3. Заполнить ее, прогнозируя на пять лет вперед.

Когда Йикли скоррелировал данные первого теста, он обнару­

жил, что до присоединения к группе типы индивидуальности

значительно варьировались.[25] Во втором тесте все члены груп­

пы смещались к одному и тому же типу индивидуальности. Они

начинали соответствовать типу личности, который был присущ

лидеру Бостонской Церкви Христа.[26] Третий тест показал почти

всеобщий переход к этому типу. В качестве контрольной группы

Йикли дал этот тест католикам, баптистам, лютеранам, методи­

стам, пресвитерианам и членам магистральной Церкви Христа.

Здесь ни до, ни в течение, ни после того, как они присоединились

к своим церквям, никакого изменения не было. Йикли издал

результаты своего исследования в книге "Дилемма ученичества",

которой можно воспользоваться бесплатно через Интернет.

У каждого есть свое подлинное «я». Тип индивидуальности у

здорового индивидуума не меняется, несмотря на возрастные из­

менения. Смена типа личности часто указывает на нездоровое

социальное давление, вынуждающее человека действовать так,

будто он является кем-то другим. Результаты исследования Йик­

ли показали, что культы создают именно такой вид давления. Это

исследование также подтвердило существование культовой лич­

ности, связывающей и затыкающей рот подлинному «я» подобно

смирительной рубашке. Мне представляется, что Йикли удалось

статистически продемонстрировать последствия деструктивных

методов контроля сознания.

При взаимодействии с близким необходимо признавать разли­

чия между личностью до вербовки, культовой личностью (пери­

од членства в культе) и подлинным «я» человека, которое остает­

ся с ним навсегда. Даже люди, рожденные в культе, имеют под­

линное «я», подавленное при рождении. Именно сила подлинно­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 73


 

 

го «я» делает возможным спасение людей от культов спустя годы

и даже десятилетия после присоединения к группе. Когда инфор­

мированная семья и друзья начинают работать как команда, что­

бы преподать близкому знания о контроле сознания, стены, воз­

веденные культом, рушатся.

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 74


 

 





Глава 3

 

 

Подход стратегического

Взаимодействия

 

Начиная с конца 1960-х годов, когда общественность впервые

обратила внимание на проблему деструктивных культов, люди

ищут различные пути спасения своих близких. Первым подоб­

ным попыткам, таким, как модель депрограммирования, был

присущ схематизм, к тому же они не всегда имели законный

характер. За последние тридцать лет сформировались методы

консультирования, появились более специализированные иссле­

дования по социальной психологии, предлагающие эффектив­

ный нструментарий для борьбы с контролем сознания в культах.

Прошло более двенадцати лет с тех пор, как я впервые опубли­

ковал книгу "Борьба с культовым контролем сознания". Со време­

нем я оценил, какие подходы были эффективными, а какие — нет.

С появлением новых моделей совершенствовался процесс кон­

сультирования. Книга подробно и в доступной форме излагает

сущность подхода стратегического взаимодействия (ПСВ) — инте­

гральной системы операций, направленных на выведение созна­

ния человека из-под контроля культа.

Среди извлеченных мною уроков наиболее серьезный состоит

в том, что уход человека в культ в высшей степени пагубно ска­

зывается на состоянии его семьи. Родители часто бывают охваче­

ны страхом, гневом, чувством вины и неверием в свои силы.

Супруги, прожившие в браке долго и счастливо, также не выдер­

живают напряжения. Родные братья и сестры, находившиеся в

очень хороших отношениях, чувствуют отторжение, если их на­

вязчиво уговаривают присоединиться к культу, и по меньшей

мере возмущение и обиду, когда их начинают обвинять во всех

смертных грехах в случае отказа. Если в семье существовали

такие проблемы, как ревность, недоверие или конфликты вокруг

распределения власти либо сложности с общением и интимной

жизнью, после столкновения с культом положение может ока­

заться весьма тяжелым. Большинство родных братьев и сестер

испытывают разочарование и гнев, когда видят, какую боль куль­

тист причиняет семье. Нередко в течение недель, месяцев и лет

члены семей прилагают все усилия, чтобы сохранить хоть какую-

то надежду на позитивное будущее.

Первый шаг ПСВ заключается в содействии изменению и по­

ощрении личностного роста. Происходит это в ходе целенаправ­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 75


 

 

ленного обучения как самой семьи, так и члена культа. Только

тогда возможно создать условия, которые побудят адепта посмот­

реть на группу со стороны и начать сомневаться в истинности

культа. Основной подоплекой ПСВ является уверенность в том,

что человек, испытывающий контроль сознания, в конечном сче­

те вырвется на свободу. Поскольку единственными переменны­

ми тут являются время и легкость/трудность выхода, то следует

делать все возможное, чтобы процесс был быстрым и легким.

 


ДЖИМ М. И РАМА

Один из случаев, лучше всего иллюстрирующих подход страте­

гического взаимодействия, касается молодого человека по имени

Джим М. (это не настоящее его имя), присоединившегося к квази­

буддистскому компьютерному культу, основанному покойным

Фредериком Ленцем, или «Рамой».[27] Мать Джима обратилась

ко мне за помощью, и я отвел немного времени для ознакоми­

тельной беседы. Я выяснил, что родители Джима были разведены

и затем оба вступили в повторные браки. Постепенно стало ясно,

что в качестве важного козыря в установлении связи с Джимом

мог выступить его отец. Сначала мать Джима отказывалась об­

щаться с бывшим мужем. После совместной встречи со мной,

новым мужем и братом Джима Дутом она согласилась разрешить

Дугу поговорить с отцом. Дуг предложил отцу прочесть мою кни­

гу "Борьба против культового контроля сознания" и организовал

встречу с ним и его новой женой.

Этот случай доказывает положительный эффект от объедине­

ния возможностей разных сторон. Случайно совпало, что новая

жена отца была практикующей буддисткой и при этом заканчи­

вала докторантуру в одном из университетов Бостона. При ее

знании буддизма она вполне могла предложить Джиму систему

взглядов для сравнения философии Ленца с подлинными буд­

дистскими догматами, такими, как четыре благородные истины

и Восьмикратная тропа. Узнав, что Дуг, брат Джима, брал уроки

игры на барабане у бывшего члена культа Рамы с большим ста­

жем, я попросил Дуга поговорить с ним, выяснить, почему он

оставил группу, и попросить о помощи.

Поскольку Джим всегда любил живую природу, мы попросили

несколько самых близких друзей детства пожить с ним в турист­

ском лагере, попеть песни, повспоминать и поговорить о настоя­

щем: почему, например, Джим решил бросить колледж, пере­

ехать в Нью-Йорк и изучать компьютеры — область, которой он

не интересовался до знакомства с Ленцем? Также предполага­

лось, что Джим с отцом совершат пеший поход. Джим отнесся к

этому положительно. Идея мероприятия состояла в том, что каж­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 76


 

 

дый должен был выполнять свою определенную функцию в

структуре взаимодействия.

В результате осуществилась серия взаимодействий между

Джимом, членами семьи и близкими друзьями. Кульминацией

была встреча Джима и преподавателя игры на барабане. Он рас­

сказал Джиму о некоторых негативных впечатлениях, связанных

у него с группой Рамы, таких, как трата значительных денежных

сумм на курсы Ленца или известие о том, что Ленц занимался

сексом со многими своими последовательницами, включая одну

из бывших подруг барабанщика. Наконец, утром предполагаемо­

го путешествия с отцом Джиму предложили встретиться со мной

и некоторыми бывшими членами культа. Он с готовностью со­

гласился.

Поскольку мы проделали массу подготовительной работы и

добились взаимопонимания и доверия в ходе актов «мини-взаи­

модействия», быстро стало очевидно, что основная проблема для

Джима заключалась в уверенности, что у него были «духовные»

переживания (например, он видел золотой свет, исходящий от

Ленца и заполняющий комнату). Я объяснил, что такие галлюци­

нации часто являются результатом легковоспроизводимых гип­

нотических процессов, имеющих мало общего с духовностью.

Джим попросил меня доказать это. Я был вынужден продемон­

стрировать ему этот гипнотический эффект: попросил его за­

крыть глаза и медитировать, как он делал месяцами у Ленца, а

когда заметил расслабление его лицевых мускулов, начал гово­

рить: "Ты будешь медитировать глубже, чем когда-либо ранее, и

я не хочу, чтобы ты открывал глаза, пока не будешь готов увидеть

еще более яркий свет, исходящий от меня". Прошло меньше ми­

нуты, после чего он открыл глаза, посмотрел на меня и сказал:

"Стоп! Это ярче света, который я видел вокруг Ленца! Это именно

так — я выхожу! " Все, кто находился в комнате, вздохнули с

облегчением, а Джим немедленно добавил: "Есть целый ряд лю­

дей, с которыми я хотел бы поделиться этой информацией, чтобы

и их вытащить из группы".

Как узнала семья Джима, ПСВ предоставляет большой выбор

вариантов, привлекая ресурсы, умения и знания всех участников.

ПСВ — это практический подход, поощряющий друзей и семью

делать последовательные шаги посредством того, что я называю

"мини-взаимодействиями": звонки по телефону, письма или дру­

жеские беседы лицом к лицу. С депрограммированием или кон­

сультированием о выходе дело обстояло иначе. Эти подходы

слишком полагались на организацию формального трехдневного

воздействия. Несмотря на некоторую ущербность предшествую­

щих методик, знания о них необходимы, так как помогают узнать,

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 77


 

 

каких типов поведения следует избегать при взаимодействии с

близким человеком.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...