Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЬ СОЗНАНИЯ?
Сначала многие люди представляют себе контроль сознания как неясный мистический процесс, который нельзя охарактери зовать в конкретных терминах. В действительности термин "кон троль сознания" связан с определенным набором методов и мето дик, влияющих на то, как человек думает, чувствует и действует (например, гипноз или блокирование мышления[16]). Подобно множеству видов знания, в своей основе он не являет ся ни добром, ни злом. Если применение методов контроля созна ния не лишает человека свободы выбора и предоставляет ему самостоятельно распоряжаться своей жизнью, то результаты мо гут быть самыми благотворными. Например, доброжелательный контроль сознания можно применять, чтобы помочь людям бро сить курить, не затрагивая какие-либо другие виды поведения. Контроль сознания становится разрушительным, когда с его по мощью подрывается способность человека думать и действовать независимо. Применение контроля сознания в особо деструктивных куль тах направлено, по меньшей мере, на разрушение подлинной личности индивидуума — его поведения, мыслей, эмоций — и ее вторичное конструирование по образу и подобию культового лидера. Это делается путем жесткого контроля и управления фи зической, интеллектуальной, эмоциональной и духовной жиз нью адепта, чьи уникальные свойства при этом подавляются. Культовый контроль сознания — социально организованный процесс, поощряющий зависимость и подчинение. Он расправля ется с индивидуальностью новичка, погружая его в среду, где не остается места для свободного выбора. Интерес вызывает лишь догма, принятая группой. Все, что не вписывается в измененную картину реальности, оказывается ненужным.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 53
КОНТРОЛЬ СОЗНАНИЯ, ИЛИ ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ? Термин "промывание мозгов", предложенный в 1951 году жур налистом Эдвардом Хантером, часто используется как синоним контроля сознания. Хантер перевел это слово с китайского his nao, (буквально "промывать мозг"), чтобы описать процесс, в ре зультате которого американцы, взятые в плен во время корей ской войны, смогли внезапно изменить присяге и признаться в вымышленных военных преступлениях. Как могло случиться, что спустя несколько недель после захвата в плен вышколенный военный персонал признается в преступлениях, которых не было, соглашается с лишением свободы и полностью меняет свои убе ждения? В 1950-х годах армейским психологам и психиатрам Маргарет Сингер, Роберту Лифтону, Луису Весту и Эдгару Шайну поручили исследовать феномен трансформации мышления и разработать на будущее стратегию защиты от него. Как и Лифтон, Эдгар Шайн обратился к программам промыва ния мозгов, примененным в Китае. Его книга "Принудительное убеждение", которую он создал на основе бесед с бывшими аме риканскими военнопленными, отражает мысли Лифтона о том, что физическое принуждение было, вероятно, важным элемен том "промывания мозгов".[17] Будучи старшим психологом в армейском госпитале Уолтера Рида в 1950-е годы, Маргарет Сингер изучала реформирование мышления на примере бывших военнопленных корейской вой ны. Продолжая заниматься изысканиями в сфере культового кон троля сознания, Сингер суммирует пятидесятилетний опыт рабо ты с процессами реформирования мышления в книге "Культы среди нас". Она выводит шесть условий реформирования мышле ния.
Шесть условий реформирования мышления по М. Сингер 1. Установление контроля над временем, в котором существует человек, особенно в периоды размышлений, и над физической окружающей средой. 2. Создание у новичка ощущения бессилия, страха и зависимо сти при одновременном обеспечении образцами, демонстрирую щими новые поведенческие стандарты, следование которым же лательно для лидера. 3. Манипулирование поощрениями, наказаниями и пережива ниями новичка (в том числе и с использованием измененных состояний сознания) с целью подавить прежнее социальное по ведение и социальные установки новичка. 4. Манипулирование поощрениями, наказаниями и пережива ниями с целью достижения необходимого лидерам поведения и
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 54
установок. 5. Создание жестко контролируемой системы с замкнутой на себе логической системой, внутри которой инакомыслящих за ставляют чувствовать себя так, будто их сомнения свидетельству ют об их изначальной неполноценности. 6. Новичков держат в неведении относительно контроля их сознания и изменения последнего. Лидеры не в состоянии рефор мировать мышление человека в условиях полной реализации его умственных способностей и его информированного согласия.
С моей точки зрения, ключевые различия между "промывани ем мозгов" и контролем сознания (или реформированием мыш ления) заключаются в следующем: термин "промывание мозгов", как правило, связывается в людских умах с открытым принужде нием, с образом заключенного в руках всесильных тюремщиков. Процесс "промывания мозгов" предполагает изначальное отно шение субъекта к "агентам влияния" как к "врагам". В условиях контроля сознания "агенты влияния" рассматрива ются как друзья или наставники. Они добиваются ослабления личностной защиты, делая людей более уязвимыми для манипу лирования. Ключ к успеху контроля сознания состоит в его искус ности, в том способе, с помощью которого у объекта влияния поддерживается иллюзия контроля над ситуацией. Человек пола гает, что "делает собственный выбор", тогда как фактически под вергается мощному социальному влиянию, имеющему цель разо рвать связь между его собственным критическим сознанием и способностью к принятию решений. Другими словами, он верит, что решил добровольно отказаться от свободной воли в пользу Бога, лидера или идеологии. Когда человек пытается со стороны оценить масштабы социального влияния, которому он подвергся, степень манипулирования становится весьма очевидной.
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА И РАЗВИТИЕ BITE-МОДЕЛИ В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел основной принцип теории когнитивного диссонанса: "Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к ми нимуму". Как описывал Фестингер, «диссонанс» — это психологи ческая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его убеждениями и верованиями. Сродни голоду, эта напряженность заставляет человека ощущать дискомфорт и принимать меры к его устранению. Люди предпо читают, чтобы их поведение, мысли и эмоции взаимно согласо вывались, и допускают лишь незначительное несоответствие
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 55
между этими тремя компонентами своей личности. Психологи ческое исследование показало, что, если один из трех компонен тов изменится, остальные также изменятся в целях уменьшения когнитивного диссонанса. Эта тенденция может проявляться не сколькими различными способами. Например: — Когда люди ведут себя, по их мнению, глупо или безнрав ственно, они изменяют свои аттитюды, дабы убедить себя в том, что их поведение разумно и оправданно. — Люди, придерживающиеся противоположных взглядов, склонны интерпретировать одни и те же новости или фактиче ский материал спорного характера совершенно по-разному: каж дый видит и помнит то, что соответствует его взглядам, приукра шивая или изгоняя из памяти то, что могло бы породить диссо нанс. — Когда люди, считающие себя достаточно гуманными, неза служенно причиняют кому-либо боль, они снижают возникаю щий при этом диссонанс, относя свою жертву к числу маргиналов или «принижая» ее. — У людей существует склонность снижать когнитивный дис сонанс путем рационализации. В 1956 году Фестингер написал книгу "Когда пророчество не сбывается" о культе "летающих тарелок", действовавшем в то время в штате Висконсин. Лидер группы, миссис Кич, якобы по лучала сообщения, посланные высшим «Хранителем» с планеты «Кларион». Она сообщила прессе, что 21 декабря того же года случится огромное наводнение и все, кроме немногих избранных, погибнут. Ее последователи продали дома, отдали деньги и ждали прибытия космических кораблей. Когда утро наступило, без «тарелочек» и без наводнения, мож но было ожидать, что последователи разочаруются. Но когда мис сис Кич объявила, что инопланетяне были свидетелями их пра воверного бдения и решили пощадить Землю, большинство чле нов стали испытывать к ней еще большую преданность, несмотря на публичное унижение. Согласно Фестингеру, причина этой воз рожденной преданности сводилась к тому, что чувства и мысли членов культа изменились, чтобы уменьшить диссонанс, создан ный их поведением. Теория когнитивного диссонанса дала мне более формальный, структурированный способ мышления о контроле сознания. Ко нечно, она представляет собой грубое упрощение крайне сложно го явления. Уверен, что в будущем возникнут более совершенные теории, объясняющие это явление.
РАЗВИТИЕ BITE-МОДЕЛИ
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 56
В теории Фестингера имеются три компонента: контроль пове дения, контроль мыслей и контроль эмоций. Каждый компонент испытывает воздействие двух других. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность чело века. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами куль тов я выделил четвертый, не менее важный компонент — кон троль информации, который существенно ограничивает способ ность человека к независимому мышлению. Эти четыре фактора, которые можно для простоты обозначить как BITE[18] (Behavior — поведение, Information — информация, Thoughts — мысли, мышление и Emotions — эмоции), (Моя благодарность преподоб ному Бадди Мартину за предложение акронима BITE.) будут слу жить основой вашего понимания контроля сознания.
BITE — модель I. Контроль поведения. 1. Регулирование физической реальности индивидуума: а) Где, как, с кем живет и общается член группы. б) Какую одежду, какую прическу носит человек, какие выби рает цвета. в) Какую пищу человек ест, что пьет, что именно предпочитает и отвергает в своем питании. г) Сколько времени дается человеку на сон. д) Финансовая зависимость. е) Минимум или полное отсутствие времени на досуг, развле чения, отпуска и каникулы.
2. Основное время обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам. 3. Для принятия важных решений нужно спрашивать позволе ния. 4. Необходимо сообщать старшим о мыслях, чувствах и дей ствиях. 5. Поощрения и наказания (техники изменения поведения — позитивные и негативные подкрепления). 6. Индивидуализм не одобряется, преобладает "групповое мыш ление". 7. Жесткие правила и предписания.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |