Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЬ СОЗНАНИЯ?




Сначала многие люди представляют себе контроль сознания

как неясный мистический процесс, который нельзя охарактери­

зовать в конкретных терминах. В действительности термин "кон­

троль сознания" связан с определенным набором методов и мето­

дик, влияющих на то, как человек думает, чувствует и действует

(например, гипноз или блокирование мышления[16]).

Подобно множеству видов знания, в своей основе он не являет­

ся ни добром, ни злом. Если применение методов контроля созна­

ния не лишает человека свободы выбора и предоставляет ему

самостоятельно распоряжаться своей жизнью, то результаты мо­

гут быть самыми благотворными. Например, доброжелательный

контроль сознания можно применять, чтобы помочь людям бро­

сить курить, не затрагивая какие-либо другие виды поведения.

Контроль сознания становится разрушительным, когда с его по­

мощью подрывается способность человека думать и действовать

независимо.

Применение контроля сознания в особо деструктивных куль­

тах направлено, по меньшей мере, на разрушение подлинной

личности индивидуума — его поведения, мыслей, эмоций — и ее

вторичное конструирование по образу и подобию культового

лидера. Это делается путем жесткого контроля и управления фи­

зической, интеллектуальной, эмоциональной и духовной жиз­

нью адепта, чьи уникальные свойства при этом подавляются.

Культовый контроль сознания — социально организованный

процесс, поощряющий зависимость и подчинение. Он расправля­

ется с индивидуальностью новичка, погружая его в среду, где не

остается места для свободного выбора. Интерес вызывает лишь

догма, принятая группой. Все, что не вписывается в измененную

картину реальности, оказывается ненужным.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 53


 

 


КОНТРОЛЬ СОЗНАНИЯ, ИЛИ ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ?

Термин "промывание мозгов", предложенный в 1951 году жур­

налистом Эдвардом Хантером, часто используется как синоним

контроля сознания. Хантер перевел это слово с китайского his

nao, (буквально "промывать мозг"), чтобы описать процесс, в ре­

зультате которого американцы, взятые в плен во время корей­

ской войны, смогли внезапно изменить присяге и признаться в

вымышленных военных преступлениях. Как могло случиться,

что спустя несколько недель после захвата в плен вышколенный

военный персонал признается в преступлениях, которых не было,

соглашается с лишением свободы и полностью меняет свои убе­

ждения? В 1950-х годах армейским психологам и психиатрам

Маргарет Сингер, Роберту Лифтону, Луису Весту и Эдгару Шайну

поручили исследовать феномен трансформации мышления и

разработать на будущее стратегию защиты от него.

Как и Лифтон, Эдгар Шайн обратился к программам промыва­

ния мозгов, примененным в Китае. Его книга "Принудительное

убеждение", которую он создал на основе бесед с бывшими аме­

риканскими военнопленными, отражает мысли Лифтона о том,

что физическое принуждение было, вероятно, важным элемен­

том "промывания мозгов".[17]

Будучи старшим психологом в армейском госпитале Уолтера

Рида в 1950-е годы, Маргарет Сингер изучала реформирование

мышления на примере бывших военнопленных корейской вой­

ны. Продолжая заниматься изысканиями в сфере культового кон­

троля сознания, Сингер суммирует пятидесятилетний опыт рабо­

ты с процессами реформирования мышления в книге "Культы

среди нас". Она выводит шесть условий реформирования мышле­

ния.

 

Шесть условий реформирования мышления по М. Сингер

1. Установление контроля над временем, в котором существует

человек, особенно в периоды размышлений, и над физической

окружающей средой.

2. Создание у новичка ощущения бессилия, страха и зависимо­

сти при одновременном обеспечении образцами, демонстрирую­

щими новые поведенческие стандарты, следование которым же­

лательно для лидера.

3. Манипулирование поощрениями, наказаниями и пережива­

ниями новичка (в том числе и с использованием измененных

состояний сознания) с целью подавить прежнее социальное по­

ведение и социальные установки новичка.

4. Манипулирование поощрениями, наказаниями и пережива­

ниями с целью достижения необходимого лидерам поведения и

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 54


 

 

установок.

5. Создание жестко контролируемой системы с замкнутой на

себе логической системой, внутри которой инакомыслящих за­

ставляют чувствовать себя так, будто их сомнения свидетельству­

ют об их изначальной неполноценности.

6. Новичков держат в неведении относительно контроля их

сознания и изменения последнего. Лидеры не в состоянии рефор­

мировать мышление человека в условиях полной реализации его

умственных способностей и его информированного согласия.

 

С моей точки зрения, ключевые различия между "промывани­

ем мозгов" и контролем сознания (или реформированием мыш­

ления) заключаются в следующем: термин "промывание мозгов",

как правило, связывается в людских умах с открытым принужде­

нием, с образом заключенного в руках всесильных тюремщиков.

Процесс "промывания мозгов" предполагает изначальное отно­

шение субъекта к "агентам влияния" как к "врагам".

В условиях контроля сознания "агенты влияния" рассматрива­

ются как друзья или наставники. Они добиваются ослабления

личностной защиты, делая людей более уязвимыми для манипу­

лирования. Ключ к успеху контроля сознания состоит в его искус­

ности, в том способе, с помощью которого у объекта влияния

поддерживается иллюзия контроля над ситуацией. Человек пола­

гает, что "делает собственный выбор", тогда как фактически под­

вергается мощному социальному влиянию, имеющему цель разо­

рвать связь между его собственным критическим сознанием и

способностью к принятию решений. Другими словами, он верит,

что решил добровольно отказаться от свободной воли в пользу

Бога, лидера или идеологии. Когда человек пытается со стороны

оценить масштабы социального влияния, которому он подвергся,

степень манипулирования становится весьма очевидной.

 

 


ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА И РАЗВИТИЕ

BITE-МОДЕЛИ

В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел основной принцип

теории когнитивного диссонанса: "Если вы изменяете поведение

человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к ми­

нимуму". Как описывал Фестингер, «диссонанс» — это психологи­

ческая напряженность, возникающая, когда поведение человека

находится в противоречии с его убеждениями и верованиями.

Сродни голоду, эта напряженность заставляет человека ощущать

дискомфорт и принимать меры к его устранению. Люди предпо­

читают, чтобы их поведение, мысли и эмоции взаимно согласо­

вывались, и допускают лишь незначительное несоответствие

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 55


 

 

между этими тремя компонентами своей личности. Психологи­

ческое исследование показало, что, если один из трех компонен­

тов изменится, остальные также изменятся в целях уменьшения

когнитивного диссонанса. Эта тенденция может проявляться не­

сколькими различными способами. Например:

— Когда люди ведут себя, по их мнению, глупо или безнрав­

ственно, они изменяют свои аттитюды, дабы убедить себя в том,

что их поведение разумно и оправданно.

— Люди, придерживающиеся противоположных взглядов,

склонны интерпретировать одни и те же новости или фактиче­

ский материал спорного характера совершенно по-разному: каж­

дый видит и помнит то, что соответствует его взглядам, приукра­

шивая или изгоняя из памяти то, что могло бы породить диссо­

нанс.

— Когда люди, считающие себя достаточно гуманными, неза­

служенно причиняют кому-либо боль, они снижают возникаю­

щий при этом диссонанс, относя свою жертву к числу маргиналов

или «принижая» ее.

— У людей существует склонность снижать когнитивный дис­

сонанс путем рационализации.

В 1956 году Фестингер написал книгу "Когда пророчество не

сбывается" о культе "летающих тарелок", действовавшем в то

время в штате Висконсин. Лидер группы, миссис Кич, якобы по­

лучала сообщения, посланные высшим «Хранителем» с планеты

«Кларион». Она сообщила прессе, что 21 декабря того же года

случится огромное наводнение и все, кроме немногих избранных,

погибнут. Ее последователи продали дома, отдали деньги и ждали

прибытия космических кораблей.

Когда утро наступило, без «тарелочек» и без наводнения, мож­

но было ожидать, что последователи разочаруются. Но когда мис­

сис Кич объявила, что инопланетяне были свидетелями их пра­

воверного бдения и решили пощадить Землю, большинство чле­

нов стали испытывать к ней еще большую преданность, несмотря

на публичное унижение. Согласно Фестингеру, причина этой воз­

рожденной преданности сводилась к тому, что чувства и мысли

членов культа изменились, чтобы уменьшить диссонанс, создан­

ный их поведением.

Теория когнитивного диссонанса дала мне более формальный,

структурированный способ мышления о контроле сознания. Ко­

нечно, она представляет собой грубое упрощение крайне сложно­

го явления. Уверен, что в будущем возникнут более совершенные

теории, объясняющие это явление.

 


РАЗВИТИЕ BITE-МОДЕЛИ

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 56


 

 

В теории Фестингера имеются три компонента: контроль пове­

дения, контроль мыслей и контроль эмоций. Каждый компонент

испытывает воздействие двух других. Манипулируя всеми тремя

элементами, культы начинают контролировать личность чело­

века. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами куль­

тов я выделил четвертый, не менее важный компонент — кон­

троль информации, который существенно ограничивает способ­

ность человека к независимому мышлению. Эти четыре фактора,

которые можно для простоты обозначить как BITE[18] (Behavior

— поведение, Information — информация, Thoughts — мысли,

мышление и Emotions — эмоции), (Моя благодарность преподоб­

ному Бадди Мартину за предложение акронима BITE.) будут слу­

жить основой вашего понимания контроля сознания.

 


BITE — модель

I. Контроль поведения.

1. Регулирование физической реальности индивидуума:

а) Где, как, с кем живет и общается член группы.

б) Какую одежду, какую прическу носит человек, какие выби­

рает цвета.

в) Какую пищу человек ест, что пьет, что именно предпочитает

и отвергает в своем питании.

г) Сколько времени дается человеку на сон.

д) Финансовая зависимость.

е) Минимум или полное отсутствие времени на досуг, развле­

чения, отпуска и каникулы.

 

2. Основное время обязательно посвящается индоктринации и

групповым ритуалам.

3. Для принятия важных решений нужно спрашивать позволе­

ния.

4. Необходимо сообщать старшим о мыслях, чувствах и дей­

ствиях.

5. Поощрения и наказания (техники изменения поведения —

позитивные и негативные подкрепления).

6. Индивидуализм не одобряется, преобладает "групповое мыш­

ление".

7. Жесткие правила и предписания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...