Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психоэкология и организованность




Стивен Хассен

 

 

Освобождение от психологического

Насилия


 

 

Отзывы о книге "освобождение от

психологического насилия"

 

"Новая книга Хассена ясно, точно, с обширными личными при­

мерами и без всякой истерии излагает лучший анализ контроля

сознания, используемого всеми деструктивными религиозными

группами. Он предлагает семьям и профессионалам четкие реко­

мендации, показывая, как они могут получить помощь и спра­

виться с этими человеческими трагедиями. Абсолютно необходи­

мый инструмент для тех, кто работает со студентами, для духо­

венства и других людей, сталкивающихся с деструктивными

культами".

Роберт Уотте Торнбург, декан, церковь Марш, Бостонский уни­

верситет

"Сущность работы Стива Хассена — освобождение человеческо­

го потенциала каждого из нас. Может ли быть действительно

свободным кто-либо из нас, когда другие порабощены? Решитель­

ное «нет» Стива в ответ на этот мучительный вопрос делает книгу

"Освобождение от психологического насилия" живым инструмен­

том для очень многих из нас, занимающихся оказанием помощи.

Как раввина и преподавателя меня всегда вдохновляют честность

и решительность Стива Хассена. Пусть это длится долгие годы".

Раввин Моше Валдокс, доктор философии (Ph. D.), автор книги

The Big Book of Jewish Humor ("Большая книга еврейского юмора")

"Опубликовав книгу "Освобождение от психологического наси­

лия", Стив Хассен снабдил всех аргументированным, принципи­

альным и чрезвычайно хорошо написанным подходом к энергич­

ному разрешению серьезной социальной проблемы. Нам необхо­

дима эта книга!"

Роберт Б. Чалдини, доктор философии, государственный уни­

верситет Аризоны, автор книги Influence: The New Psychology of

Modem Persuasion ("Влияние: Новая психология современного

убеждения". В русском переводе: Чалдини Р. Психология влияния

/ Пер. Е. Волкова, И. Волковой. СПб.: Питер Ком, 1999),

"Когда Стив Хассен еще был высокопоставленным членом Цер­

кви Объединения, я участвовал в неудачном добровольном де­

программировании моей дочери Барбары. В течение двух дней

руководитель команды бомбардировал ее и ее группу. Он предна­

меренно оскорблял их, используя язык уборных, исходя из тео­

рии, что культист «сломается». Мы потерпели неудачу. Когда она

вернулась в свою группу, то заметила: "Где же была любовь?"

Если бы руководитель группы и член культа имели возможность

прочитать книгу Хассена "Освобождение от психологического

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 2


 

 

насилия", результаты могли быть совершенно иными. Хассен

умело и сжато изложил свой двадцатипятилетний опыт по осво­

бождению членов деструктивных групп в виде ценного учебного

пособия для консультантов, членов культов и их семей и психо­

логов и психотерапевтов. Его рецепт, подход стратегического вза­

имодействия, подчеркивает любовь, уважение, свободу выбора,

действия, спланированные по индивидуальному заказу, подходя­

щие для данного индивидуума с его семьей в качестве ключевых

участников, психотерапию и прикладную социальную психоло­

гию".

Артур А. Доул, доктор философии, АВРР, редакционный кон­

сультативный совет журнала Cultic Studies Journal, Американский

семейный фонд (American Family Foundation)

"При шестнадцатичасовом рабочем дне и зарплате, составляю­

щей в среднем $40 в неделю, я отдала больше десятилетия своей

юности культу. Хотя с тех пор, как я покинула культ, прошло

восемнадцать лет, книга Стива Хассена "Освобождение от психо­

логического насилия" обеспечила меня новым пониманием и до­

полнительным исцелением. Его книга предлагает новые перспек­

тивы и инструменты, позволяющие избавиться от стыда, при­

знать собственное личное совершенство и оценить свою силу и

целостность. Я очень рекомендую всем бывшим членам культа

прочитать "Освобождение от психологического насилия". Книга

Хассена будет также утешительным откровением для семей и

друзей, которые перенесли потерю близкого человека, ушедшего

в культ, вместе с тем предлагая базовое введение в культовые

проблемы".

Джинджер Росс Бреггин, исполнительный директор Междуна­

родного центра изучения психиатрии и психологии

"Книга "Освобождение от психологического насилия" — состра­

дательное и умное руководство для всех, кто когда-либо оказался

вовлеченным в культ или культоподобную организацию. Хассен

предлагает проницательное и ненасильственное руководство для

семей и друзей тех, чей идеализм или уязвимость сделали их

членами культа. Более того, книга обеспечивает ценное понима­

ние контроля и манипулирования, возможных при насильствен­

ных личных отношениях, подобных тем, которые переживают

подвергающиеся побоям женщины. Это — жизненно важный ин­

струмент как для профессионалов, так и для неспециалистов".

"Питер Р. Бреггин, доктор медицины, автор книги Your Drug

May Be Your Problem: How and Why to Stop Taking Psychiatric Drugs

("Ваше лекарство может оказаться вашей проблемой: Как и поче­

му прекращать прием психиатрических лекарств").

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 3


 

 

"Стив Хассен — один из очень немногих людей, понимающих

механику манипулирования. Он проливает исключительный

свет на таинственные процессы, используемые для подавления

независимого мышления и поведения в тоталитарных группах.

Стив — по-настоящему проясняющий комментатор, чья работа

всегда стимулирует. Его опыт обширен, а проза — ясна. Работа

Стива — это обязательное чтение для всех, кто хочет постичь

индоктринацию и понять, как от нее избавиться".

Джон Атак, автор книги A Piece of Blue Sky: Scientology, Dianetics

and L. Ron Hubbard Exposed ("Кусочек голубого неба: Сайентоло­

гия, дианетика и Л. Рон Хаббард без маски").

В тот момент, когда я покинул штаб-квартиру Свидетелей Иего­

вы в Нью-Йорке, работая за 14 долларов в месяц в течение шести

лет, то был способен посредством большой внутренней переоцен­

ки ценностей освободить себя без посторонней помощи. Если бы

я обладал информацией, имеющейся в книге "Освобождение от

психологического насилия", более чем вероятно, что время, по­

траченное на поиски ответов, весьма сильно уменьшилось бы.

Когда вами манипулируют контролирующие вас руководители,

менее всего вы способны понять мотивы, движущие этими руко­

водителями, поскольку они тщательно скрыты за доктриной,

страхом и виной. Теперь можно значительно сократить этот про­

цесс и исцеляться, не опасаясь возвращения в группу или воз­

можности оказаться вовлеченным в другую группу с сильным

контролем".

Рэндалл Уотгерс, автор книги Thus Saith the Governing Body of

Jehovah's Witnesses ("Так изрекает руководство Свидетелей Иего­

вы").

"Мои поздравления, Стив! Здесь у тебя уникальное руковод­

ство-путеводитель, который, если ему тщательно следовать, дол­

жен привести к освобождению многих членов культа от рабства

контроля сознания. Это даст надежду и мотивацию множеству из

родственников и друзей, чувствующих себя беспомощными, утра­

тивших всякую надежду и отчаянно пытающихся обнаружить

хоть какие-то средства дотянуться до своих близких. Я помню

темное депрессивное облако отчаяния, охватившее меня, когда

впервые услышала о причастности моего сына Питера к сайенто­

логии. Каким огромным облегчением было, когда его жена Мэри

Джо заверила нас, что он положительно отреагировал на твое

консультирование и вновь вернулся в реальный мир. Это хорошо,

что ты последовательно подтверждаешь важность веры индиви­

дуума — ты ясно даешь понять, что ни одному христианину не

следует опасаться, что твои методы или технические приемы

негативно повлияют на религиозные верования члена культа.

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 4


 

 

Ты бескорыстно делишься с другими тем, что знаешь, поощряешь

их испытать это. Мунисты, несомненно, оставили бы тебя в покое,

если хотя бы заподозрили, к чему в конечном счете приведет твоя

индоктринация! Бог действует непостижимым образом".

Джойс Фаррелл

"После двадцати трех лет накопления специальных знаний в

области культов Стивен Хассен ощутил потребность написать это

превосходное, очень интересное и чрезвычайно практичное ру­

ководство. Чтение этой книги и осуществление советов Хассена,

надо надеяться, поможет любому подвергшемуся контролю со­

знания человеку понимать и переоценивать нездоровое увлече­

ние".

Марта Р. Рудин, директор-учредитель, International Cult

Education Program of the American Family Foundation (Международ­

ная образовательная программа по культам Американского се­

мейного фонда).

"Стивен Хассен — один из наших наиболее красноречивых за­

щитников свободы мышления. Десятилетиями он мощно трудил­

ся от имени его величества человеческого духа. Его хорошая ра­

бота принесла психологическое и духовное облегчение бесчис­

ленным жертвам и семьям тех, кто бессознательно попал в когти

преступников, занимающихся контролем сознания. Как предста­

витель, выступающий за право индивидуума быть хозяином соб­

ственных мыслей и выбора, Хассен оказал сопротивление опас­

ностям и угрозам, сфабрикованным манипуляторами, стремив­

шимися заставить замолчать его мужество. Его новая книга при­

несет особую надежду нынешним жертвам, но ее следует про­

честь всем, кто ценит индивидуальность".

Алан У. Шефлян, профессор права, университет Санта-Клары,

соавтор книги The Mind Manipulators ("Манипуляторы сознани­

ем"), обладатель семи наград по психологии и психотерапии.

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 5


 

 






Об авторе

 

Стивен Хассен был на передовых рубежах проблемы контроля

сознания и деструктивных культов в течение более чем 23 лет.

Он имеет лицензию психотерапевта и степень магистра по пси­

хологическому консультированию Кембриджского колледжа. В

1988 году он стал автором шумно одобренной критикой книги

"Борьба с культовым контролем сознания: Бестселлер-руковод­

ство № 1 по защите, спасению и исцелению от деструктивных

культов", которая получила благоприятные отклики в «Ланцете»

и в "Американском журнале психиатрии".

Хассен стал пионером новой концепции помощи пострадав­

шим от контроля сознания, названной "подходом стратегическо­

го взаимодействия". В отличие от стрессового и нашумевшего в

средствах массовой информации «депрограммирования», этот

непринудительный подход является эффективной и легальной

альтернативой для семей в помощи жертвам культа. Этот подход

обучает членов семьи и друзей, как стратегически влиять на

человека, вовлеченного в группу. За годы своей работы Хассен

помог тысячам людей, ставших жертвами контроля сознания,

связанного с культами. Он провел многочисленные тренинги и

семинары для профессиональных психиатров, педагогов и работ­

ников правоохранительных органов, также как и для семей, в

которых есть члены культа.

Будучи обманом завербованным в организацию Муна в 19 лет,

когда он был студентом Квин-колледжа, Хассен в течение 27 ме­

сяцев вербовал и йндоктринировал новых членов, занимался

фандрайзингом (сбором средств), участвовал в политических

кампаниях и лично встречался с Сан Мьюнг Муном во время

многочисленных лидерских заседаний. Хассен в конечном счете

поднялся до уровня заместителя руководителя Церкви Унифика­

ции в национальной штаб-квартире. После серьезной автомо­

бильной аварии он был депрограммирован несколькими бывши­

ми членами по просьбе его родителей. Как только он ясно понял

коварную суть этой организации, то предоставил в распоряжение

полицейских властей принадлежащие лично ему материалы,

которые включали значительное количество записей частных

бесед, документирующих секретный план Муна "овладеть ми­

ром".

Во время расследования подкомитетом Конгресса в 1977-78 гг.

деятельности ЦРУ Южной Кореи в Соединенных Штатах он давал

консультации как эксперт-свидетель.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 6


 

 

Хассен основал Ресурсный центр свободы сознания (The

Freedom of Mind Resource Center, Inc.) как образовательную орга­

низацию, предназначенную для поддержки прав человека, содей­

ствия потребительской информированности и разоблачения зло­

употреблений деструктивных культовых групп.

Веб-сайт РЦСС (FMRC) — http://www.freedomofmind.com — содер­

жит регулярно пополняемые материалы. Недавно основанный

некоммерческий Институт свободы сознания (The Freedom of

Mind Institute) будет проводить исследования, издавать материа­

лы, предлагать тренинги для профессионалов — психологов и

психотерапевтов — и спонсировать просветительские конферен­

ции. Его веб-сайт — http://www.freedomofmind.org.

Хассен появлялся в бесчисленных теле — и радиошоу, включая

Nightline, "60 минут", Dateline NBC, шоу Опры Уинфри, "Доброе

утро, Америка", «Сегодня», CBS "Этим утром" и шоу Ларри Кинга.

Часто упоминаемый в газетных и журнальных статьях, Хассен

непрерывно стремился просвещать публику через средства ин­

формации. В своем стремлении бороться против деструктивных

культов Хассен большую часть своего времени и энергии посвя­

щает активному консультированию индивидов и организаций.

Он выступал в сотнях кампусов, перед религиозными и професси­

ональными организациями во всем мире.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 7


 

 



Психоэкология и организованность

Добра

 

Мы видим, как марионетки танцуют на миниатюрной сцене,

перемещаются туда и сюда, влекомые своими веревочками, и сле­

дуют сценарию, определяющему их скромные роли. Мы учимся

понимать логику этого театра, и оказывается, что мы и сами

уже участвуем в представлении. Мы занимаем свое место в об­

ществе и тем определяем позу, в которой повисаем на невидимых

струнах. На мгновение мы действительно верим, что мы — ма­

рионетки. Но затем мы замечаем существенную разницу между

театром марионеток и нашей собственной драмой. В отличие

от марионеток, мы можем прервать свой танец, осмотреться и

обнаружить движущие нас механизмы. За этим поступком скры­

вается первый шаг к свободе.

Питер Бергер, социолог

 

Весьма вероятно, что вы сталкивались с такой ситуацией: кто-

то из ваших родственников, коллег, друзей или знакомых неожи­

данно и незаметно увлекся какими-то слишком оригинальными

для него идеями; регулярно проводит время в некоей группе, о

которой рассказывает не очень охотно; с неоправданной стреми­

тельностью отказывается от прежних интересов, увлечений,

дружбы, общения, жизненных целей, привычек и буквально на

глазах превращается в незнакомую, отчужденную личность.

Этот человек приобретает «стеклянный» взгляд и механиче­

ские интонации в голосе при попытках поговорить с ним о про­

исходящем и через некоторое время либо переходит в состояние

некоего "параллельного существования", либо вообще исчезает

из вашего окружения, расставаясь с семьей, работой, прежним

образом жизни.

Если вы психолог, психотерапевт, психиатр или социальный

работник, то вам почти наверняка приходилось выслушивать

родственников вышеописанных людей и, опираясь на традици­

онные подходы, пытаться классифицировать это либо как обыч­

ный внутрисемейный конфликт из-за "оригинального личност­

ного роста" кого-то из детей или других членов семьи, либо как

симптомы каких-то психопатологических процессов, либо как

личные проблемы тех, кто непосредственно к вам обратился. К

сожалению, во многих случаях значительно больше шансов что

перед вами — картина последствий деструктивного контроля со­

знания и зависимости от авторитарной или даже тоталитарной

группы.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 8


 

 

Российские читатели и специалисты впервые имеют возмож­

ность ознакомиться сразу с новейшим трудом Стивена Хассена,

одного из известнейших и опытнейших американских консуль­

тантов-психологов по проблеме, обозначающейся как "контроль

сознания и деструктивные культы". Эти феномены, на мой взгляд,

представляют собой наиболее последовательные и организаци­

онно оформленные проявления более широкого явления — пси­

хологического насилия. История исследований контроля созна­

ния и деструктивных культов в американской психологической

науке и практике насчитывает, по сути дела, уже полвека и по

известным причинам была почти неизвестна в России до 90-х

годов. Но и сейчас ознакомление российской публики и профес­

сионалов с этими актуальнейшими наработками наталкивается

на подспудное и даже явное сопротивление — мне приходилось

выслушивать прямые угрозы в свой адрес после анонсирования

некоторых переводов. Угар «черных» да и сомнительно «белых»

полит — и пиар-технологий, мания магических методов манипу­

лирования клиентами, амбиции СМК/СМИ по подчинению себе

мозгов соотечественников — все это тоже создает не самую благо­

приятную атмосферу для честного, научно обоснованного обсу­

ждения оснований и границ социально-психологического воз­

действия на личность и общество. Надеюсь, что этот перевод

проложит путь не менее ценным и жизненно необходимым для

российской науки и системы психологической помощи изданиям

как классических, так и современных работ корифеев этой темы

— Роберта Лифтона, Маргарет Сингер, Филипа Зимбардо, Джоли­

она Веста, Фло Конвэй и Джима Зигель-мана, Майкла Лангоуни и

др.

Первая книга Стива Хассена "Борьба с культовым контролем

сознания", заканчивалась словами Эдмунда Берка: "Каждая побе­

да зла обязана тому, что значительное число добрых людей ниче­

го не делает". Сам Стив, несомненно, относится к той части до­

брых людей, чьи энергия и интеллект полностью отданы поиску

эффективных методов воспрепятствования злу. И эта энергия

оказалась настолько сильна и широка, что нашла отклик в Рос­

сии еще в 1992 г., когда Хассен был приглашен в Москву провести

5-дневный семинар для психологов и психотерапевтов. Мне не

довелось в нем участвовать, но благодаря моей коллеге Вере Це­

ликовой, прошедшей этот семинар, я узнал и о Стиве, и о его

первой книге.

Перевод 30-страничного дайджеста совершил буквально пере­

ворот в моей профессиональной жизни. Я открыл для себя не

только практически неизвестную в России область психологиче­

ской теории и практики, но способы решения актуальнейших

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 9


 

 

проблем психологического насилия. Крах тоталитаризма в на­

шей стране, к сожалению, не привел к последовательной и се­

рьезной "работе над ошибками" в виде системы просветитель­

ских и организационных антитоталитаристских мер, схожих с

денацификацией Германии после второй мировой войны. Это

привело как к бурному вторжению зарубежных неототалитар­

ных групп и движений, так и обильному «цветению» доморощен­

ных деструктивных культов. Опыт гражданского общества США,

столкнувшегося с неототалитаризмом почти 30 лет назад и про­

шедшего большой путь в понимании и терапии этого недуга,

показался мне вполне адекватным новым российским реалиям.

Знакомство с Карен Истер, руководительницей одной из кри­

зисных психологических служб в штате Нью-Йорк, и Интернет

позволили мне связаться с Американским семейным фондом, ве­

дущей общественной организацией по исследованию деструк­

тивных культов, которая также занимается разработкой профи­

лактических и терапевтических мер против злоупотребления

контролем сознания. Трансатлантическая цепочка выглядела

так: Карен по телефону консультировалась в АСФ, какие книги и

работы мне нужно в первую очередь прочитать и перевести, за­

тем она же эти книга заказывала и пересылала мне; я их читал и

с помощь моей сестры Ирины переводил, чтобы сделать доступ­

ными для огромного количества российских семей, потерявших

в тоталитарных сектах своих детей и близких и метавшихся в

поисках хоть какой-то полезной информации и помощи. "Борьба

с культовым контролем сознания" попала ко мне не менее слож­

ным путем: ее прислал Дима Ивахненко из Киева, который, в

свою очередь, получил ее от известной в США антикультовой

организации CAN (Cult Awareness Network). Дальнейшие органи­

зационные и издательские перипетии могут составить солидную

и во многом любопытную главу, которую я бы начал со встречи с

Михаилом Чураковым (ныне гендиректором издательства "Прай­

м-Еврознак"), а закончил бы встречами со Стивом в США во время

своей прошлогодней стажировки. Но я ограничусь этой краткой

зарисовкой, чтобы хоть эскизно показать, как возникали, пересе­

кались и замыкались друг на друга тоненькие ниточки инициа­

тивы и неравнодушия.

Не так давно я впервые прочитал у Росса и Нисбетта в "Челове­

ке и ситуации" про канальные факторы, т. е. такие аспекты ситу­

ации, которые могут казаться незначительными, но оказывают

очень существенное влияние на успех или провал сознательных

социальных изменений и инноваций. Прежде всего у меня воз­

никла ассоциация с теми американцами и россиянами, которые

не оглядываются на ограниченность своих личных ресурсов и

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 10


 

 

возможностей и не страшатся масштабов проблемы психологи­

ческого насилия, а просто делают все возможное, чтобы справить­

ся с этой бедой и помочь другим.

А проблема злостной и изощренной манипуляции человече­

ской психикой, психологического насилия, избавлению от кото­

рого посвящена данная книга, действительно почти необъятна и

сверхактуальна. Я не буду пересказывать содержание этой рабо­

ты, пусть оно говорит само за себя. Важнее, как мне кажется,

сформулировать тот широкий и фундаментальный контекст, ко­

торый придает книге Хассена более существенное значение, чем

только решение конкретной проблемы психологической помо­

щи. Этот контекст — проблема социально-психологической эко­

логии.

До сих пор тему экологии культуры и человеческой души в

основном развивали философы, культурологи или естествоиспы­

татели типа В. Вернадского. Социально-психологические процес­

сы последних десятилетий XX в. и опыт столкновения с массовой

трансформацией личности и психологическим насилием на про­

тяжении всего уходящего столетия (коммунизм, фашизм, деструк­

тивные культы) ставят эту проблему в разряд первоочередных

как для психологической теории, так и для психологической

практики.

Понимание ценности и хрупкости биосферы привело к возник­

новению «зеленого» экологического движения и соответствую­

щего направления государственной и международной политики.

Понимание сложности и ценности тысячелетиями наработанных

аспектов социопсихосферы и ее экологии находится пока в зача­

точном состоянии. На этом обстоятельстве беззастенчиво спеку­

лирует огромная армия шарлатанов-парапсихологов, "био-поле-

энерго-экстрасенсоро-терапевтов" и просто психопатов с нездоро­

вой фантазией, вроде Рона Хаббарда, Секо Асахары и им подоб­

ных.

Не меньше проблем создают и плохо контролируемые "инфор­

мационные загрязнения" социальной среды, резкие изменения

условий и способов коммуникации, в связи с чем психолога на­

чинают говорить об информационных психологических заболе­

ваниях.

Возникла парадоксальная ситуация: темы "промывания моз­

гов", «зомбирования», "психологических войн", манипулирова­

ния сознанием через СМК/СМИ, вообще "информационно-психо­

логических воздействий" давно и устойчиво являются одними из

самых популярных у широкой публики, политических и обще­

ственных деятелей, представителей многочисленных псевдона­

ук, сомнительных популяризаторов "от психологии", но только

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 11


 

 

последние два-три года были опубликованы действительно се­

рьезные труды с результатами подлинно научных эксперимен­

тов и с настоящими профессиональными концепциями.[1]

И лишь издательство «Прайм-Еврознак» решилось выпустить

в свет работу, основанную на наиболее дискутируемой и встреча­

ющей ожесточенное сопротивление концепции контроля созна­

ния и деструктивных культов. Изложение этой концепции и

определения терминов даны в первых же главах, и, как наверня­

ка убедится читатель, речь идет не о каких-то экзотических, не­

известно откуда взятых взглядах и фактах, а о честном и последо­

вательном применении современной социальной психологии к

реальным жизненным проблемам. Мне же хочется в завершении

своего предисловия дать несколько важных штрихов к указанной

проблеме.

Способность человека к самодеструктивному поведению и по­

гружению в иллюзорные миры связана с отсутствием у него

жесткой, генетически предопределяемой программы жизнедея­

тельности и привязки к специфической экологической нише. Эта

исходная фундаментальная свобода человека позволила ему вы­

рваться из царства животных, но одновременно возложила тяже­

лейшую ношу согласованного конструирования и поддержания

особой экологической системы — социума с его культурой и ци­

вилизацией. Это, в свою очередь, создало настолько сильную и

тотальную психологическую зависимость людей друг от друга,

что ею сравнительно легко можно пользоваться как в конструк­

тивных, так, к сожалению, и в любых других целях. Начало инду­

стриальной эксплуатации этих своеобразных социоэкологиче­

ских ресурсов примерно в середине прошлого столетия совпало и

с резким ростом в развитых странах тех групп, которые позднее

получили определение в качестве "деструктивных культов".

Проблема деструктивных культов, таким образом, заключает­

ся не только и не столько в них самих, сколько в тех глобальных

социально-психологических процессах, индикаторами которых

они являются, хотя и в патологической форме. Современная мно­

гочисленность и массовость деструктивных культов связана с

возникновением очень широкого люфта в механизмах социали­

зации и в правилах и нормах "социального конструирования

реальности" (воспользуюсь здесь заголовком книги П. Бергера и

Т. Лукмана "Социальное конструирование реальности"[2]).

В силу этого задача определения правил и норм социально-

психологической экологии приобретает в настоящее время ха­

рактер не только проблемы академической или узкопрофессио­

нальной, но и проблемы национальной безопасности, а также

глобальной социальной проблемы.

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 12


 

 

Борьба за права человека позволила личности выбраться из-

под тотального диктата тех или иных социальных групп, появи­

лась широкая возможность перехода из группы в группу, смены

не только рода занятий, но и самого образа жизни, мировоззре­

ния и ценностей. В результате обострилась конкуренция групп

между собой за привлечение в свои ряды новых приверженцев.

Такая мобильность личности создала благоприятную почву не

только для индивидуального развития, но и для попыток асоци­

альных личностей создавать новые тоталитарные группы и дви­

жения, обслуживающие их патологические комплексы. Это не

только идеологическая или политическая проблема, это социо­

экологическая и психологическая проблема.

Феномен деструктивных культов выявляет, прежде всего, не­

разработанность и незакрепленность ряда существенных правил

социального взаимодействия. Деструктивные культы предпола­

гают не просто изменение некоторых правил, а весьма суще­

ственное изменение самой сути и смысла наличной социальной

реальности. Тут возникают проблемы не только недостаточности

средств правового, административного или гражданского (него­

сударственного) регулирования, но и дефицита теоретических

концепций, терминологии, отсутствия согласованности многих

важных принципов научного анализа подобных явлений.

Если выражать эту проблему на языке социальной психологии

и к тому же в терминах, не получивших общепризнанного толко­

вания, то деструктивные культы демонстрируют попытку, ис­

пользуя плюрализм и толерантность современного общества, на­

вязать господство своей «реальности» посредством нарушения

множества основных писаных и неписаных правил человеческо­

го общежития. При этом они изначально отвергают все существу­

ющие возможности диалога, поскольку исходят из постулата не­

разумности и невменяемости всего некультового мира. "Социаль­

ная реальность" в данном контексте — это постоянное создание

и воссоздание человеком себя и всей системы социальности, ко­

торая и существует только как непрерывный процесс взаимодей­

ствия людей по разделяемым ими правилам и взаимно приняты­

ми способами, в отличие от природной реальности самой по себе,

включающей человека только как биологическое существо с при­

родно-экологическими последствиями его деятельности.

В этом отношении в деятельности культов можно выделить

два аспекта:

— манипулятивное перемещение человека без его осознанного

согласия из "основной реальности" в "культовую реальность". Это

аспект прав человека, личности.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 13


 

 

— деятельность, направленная на тотальное замещение

"основной реальности" «реальностью», основанной на культовой

доктрине. Этот аспект социально-психологической экологии,

прав социума. При этом отнюдь не исключаются и иные формы

насилия, они включаются в гораздо более изощренную систему,

в которой становятся непременным дополнением и страховкой

(в смысле "орудие страха") социально-психологических средств

агрессии.

Деструктивные культы обустраиваются именно в том аморф­

ном поле, которое создается отказом общества и государства от

многих позиционных ограничений (деидеологизация, демокра­

тия, плюрализм, свобода и права человека, уважение прав мень­

шинств) и отсутствием сильной и организованной системы, га­

рантирующей соблюдение наиболее важных принципов и пра­

вил социально-психологического взаимодействия.

Любой деструктивный культ вырастает на почве "основного

общества",[3] "основной реальности", педалируя и концентрируя

вроде бы мелочные и привычные грани повседневной реально­

сти: стереотипы доверия, подчинения, взаимообмена, иллюзии

простых и быстрых решений, гипноз слов, титулов, иных знаков.

Это позволяет добиться того, что человек становится врагом само­

му себе при соответствующей организации взаимодействия и

воздействия окружающей его группы. Как писал М. К. Мамарда­

швили, человек способен оставаться самим собой только тогда,

когда он постоянно преодолевает себя, превосходит (трансценди­

рует) себя, в том числе наперекор обстоятельствам и влиянию

других людей. При организованном же чрезмерном социальном

(групповом) давлении способность человека к самостоятельному

поведению подвергается неоправданной перегрузке. Тот факт,

что большинство людей относительно быстро покидают ряды

культов, свидетельствует прежде всего о том, что эти «дезертиры»

пока могут находить поддержку своего противостояния культам

в "основном обществе" и в его здоровых группах, а не о том, что

они лично обладают такими сильными чертами характера. При

этом редко кто из них громко "хлопает дверью", большинство

предпочитает незаметно отстраняться от участия в культе.

Активной сферой противодействия деструктивным культам

должно быть образование и просвещение, все остальные инсти­

туциональные формы социализации, а также система коммуни­

кации и информирования, т. е. СМК — средства массовой комму­

никации (телевидение, радио, Интернет, печать). Теоретическая

и практическая психология должны дать ясную и обоснованную

систему критериев деструктивности, разработать инструменты и

технологии профилактики, терапии и реабилитации культовой

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 14


 

 

травмы, чему и посвящена данная книга.

В заключение еще раз подчеркну, что социально-психологиче­

ская экология, экология третьего тысячелетия, не сводится только

к проблеме деструктивных культов. Она значительно шире и

включает весь спектр проявлений психологического насилия и

вреда, возникающего в результате информационных и психоло­

гических воздействий. Особенно актуальным является регулиро­

вание СМК/СМИ именно с точки зрения непосредственных и от­

даленных психологических последствий тех способов искажения

и подачи информации, которые в них сегодня преобладают.

Не менее злободневно и просвещение граждан о разнообраз­

ных методах манипулирования и контроля их сознания со сторо­

ны бизнеса политических и государственных деятелей и соответ­

ствующих организаций, а также вооружение гражданского обще­

ства эффективными инструментами и технологиями для обеспе­

чения здоровой социально-психологической среды, о чем с оправ­

данной озабоченностью пишет Стив в конце своей книги. Я рад

предуведомить, что следующий наш совместный с издательством

«Прайм-Еврознак» проект — издание перевода книги Э. Пратка­

ниса и Э. Аронсона "Эпоха пропаганды" — во многом решает эти

насущные задачи.

Вместе с известным ироническим мудрецом Ежи Лецем желаю

читателям: "Быть собственным министром внутренних дел!". И

до новой встречи!

Евгений Волков, психолог, переводчик, доцент Нижегородского

университета. Февраль 2001 г., Нижний Новгород

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 15


 

 









Предисловие

 

Подобно большинству людей, я ничего не знал о контроле со­

знания, когда обманным путем был завербован в "Крестовый по­

ход за объединенный мир", группу прикрытия Церкви Унифика­

ции, члены которой лучше известны как «мунисты». Мне было

девятнадцать лет, и я был студентом предпоследнего курса Квин­

с-колледжа. В тот роковой февраль 1974 года я только что расстал­

ся со своей подругой и был заманчивой мишенью: способный,

образованный, из солидной семьи, идеалистически настроенный,

в этот самый момент я оказался не в силах противостоять улыб­

кам трех привлекательных и заигрывающих женщин, пригла­

сивших меня "на обед".

За обедом последовали более длительные встречи. После ин­

тенсивного трехдневного «семинара» я пришел к убеждению, что

Богу угодно, дабы я бросил учебу, оставил работу, передал по

доверенности свой банковский счет и последовал за «Мессией» и

моим "истинным отцом" — Сан Мьюнг Муном. За несколько ко­

ротких недель я уверовал в приближение Армагеддона, а также в

то, что третья мировая война начнется в 1977 году и что миссия

по сокрушению Сатаны и созданию Царства небесного на земле

возложена именно на нас.

Я работал ежедневно по восемнадцать-двадцать часов, занима­

ясь сбором средств, вербуя новых членов и знакомя их с учением,

организуя кампании по связям с общественностью и политиче­

ские мероприятия и регулярно встречаясь с Муном и его замести­

телями высшего ранга. Как американец, я не имел никакой ре­

альной власти, только формальную позицию. Верхние этажи

иерархии состояли исключительно из корейцев и японцев, при­

чем корейцы находились в положении "главной расы". Мун пере­

брался в Соединенные Штаты и нуждался для прикрытия в аме­

риканцах, которые были бы умными, пылкими и преданными.

Через несколько месяцев я поднялся от должности руководителя

вербовочной группы прикрытия CARP[4] в своем бывшем колле­

дже до ранга помощника директора Церкви Унификации в наци­

ональной штаб-квартире в Манхаттане. Меня очень хвалил сам

Мун, и вскоре меня уже приводили в пример остальным как

"образцового члена церкви".

Я мог бы и сегодня оставаться активным сторонником культа,­

[5] если бы не чудо. В 1976 году после трех дней, проведенных без

сна, я задремал за рулем мунистского фургона для фандрайзинга

и врезался сзади в огромный грузовик. Этот почти фатальный

случай оказался судьбоносным, так как дал моей семье шанс по­

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 16


 

 

мочь мне покинуть культ. В то время единственным средством,

доступным для моих родителей, был действенный метод спасе­

ния, называемый депрограм-мированием, который, как правило,

предполагает удержание члена культа против его желания.[6] На

второй день моего депрограммирования я угрожал моему отцу

насилием, в ответ на что он заплакал и спросил меня, что бы я

делал в его положении. Его искренность тронула меня; на мгно­

вение мне удалось встать на его точку зрения и ощутить его боль.

Я неохотно согласился в течение пяти дней встречаться с коман­

дой бывших членов культа, не вступая в контакт со своим куль­

том и не пытаясь сбежать.

Как преданный мунист, я старался бороться с депрограммиро­

ванием, но предоставляемая информация постепенно начала до

меня доходить. В последующие дни я стал понимать, что же пред­

ставляет собой "промывание мозгов" — в том виде, как оно прак­

тиковалось Мао Цзэдуном в его коммунистических политцентрах

«перевоспитания». Книга Роберта Джея Лифтона "Реформирова­

ние мышления и психология тоталитаризма" помогла мне ясно

понять, что методы, применявшиеся мунистами, были весьма

похожи на те, что использовались для "промывания мозгов" по­

литическим заключенным. В конечном счете я мучительно осо­

знал, что не был только пассивной жертвой контроля сознания,

но действовал и как орудие вербовки.

После депрограммирования я вернулся в колледж и завершил

учебу, чтобы получить степень магистра психологического кон­

сультирования. Понимая свое уникальное положение бывшего

члена культа и консультанта, я посвятил себя спасению людей,

попавших в деструктивную ситуацию контроля сознания. Начи­

ная с 1979 года я овладел многими способами просвещения людей

об опасностях группового контроля сознания. В тот год, последо­

вавший за массовым самоубийством сторонников Джима Джонса

в Джонстауне в Гайане, я основал Ex-Moon Inc. (Экс-Мун инкорпо­

рейтед), некоммерческую образовательную организацию, состоя­

щую из бывших членов Церкви Унификации Муна. Я издавал

информационный бюллетень, проводил пресс-конференции,

учредил центр сбора и распространения информации об органи­

зации Муна. Позже в течение года я работал в качестве нацио­

нального координатора FOCUS'a, сети поддержки и информиро­

вания бывших членов деструктивных культов. Недавно я осно­

вал Институт свободы мышления (Freedom of Mind Institute) и

Ресурсный центр свободы мышления (Freedom of Mind Resource

Center, Inc. - http://www.freedomofmind.com). Сайт этой организа­

ции в Интернете информирует публику о деструктивном контро­

ле сознания и обманной практике культов.

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 17


 

 

В 1988 году я написал книгу "Борьба с культовым контролем

сознания: Популярное руководство по защите, спасению и исце­

лению от деструктивных культов". Публикация этой книги поз­

волила мне обнародовать свой опыт, накопленный за годы кон­

сультирования. Книга была переведена на испанский, француз­

ский, немецкий, японский, итальянский, польский и чешский

языки. Она была основана на моей работе в области "консульти­

рования о выходе" — метода спасения, представляющего собой

мягкую, непринудительную альтернативу навязчивому и зача­

стую незаконному методу депрограммирования.

Изменения, произошедшие за последние двенадцать лет, заста­

вили меня усовершенствовать собственный подход и его техни­

ки. В начале 1990-х гг. я узнал, что лидеры многих достаточно

крупных культов начали покупать «Борьбу», чтобы научить сво­

их членов сопротивляться консультированию о выходе. Как сооб­

щают, Кип Мак Кин, основавший Международную Церковь Хри­

ста, показывал мою книгу на общем собрании организации и

объявил, что ни один из присутствовавших 15000 адептов не дол­

жен встречаться со мной и даже просто читать мою книгу, иначе

он согрешит. Таким образом, лидеры культа запретили своим

членам встречаться с людьми вне группы, что воспрепятствовало

усилиям многих семей, стремившихся освободить родственников

из сектантского плена.

Теперь ясно, что на деле эта помеха оказалась скрытым благо­

словением, поскольку подтолкнула меня к разработке более эф­

фективных путей для обучения тех, чьи родственники и друзья

оказались в секте. Необходимо было научить их мыслить страте­

гически и взаимодействовать с близкими творческими способа­

ми. Я убедился, что друзья и семьи участников культов травми­

рованы сложившейся ситуацией, в некоторых случаях весьма

глубоко, и понял, что для мобилизации на изобретательные дей­

ствия должен придать им силы и как индивидуумам, и как заин­

тересованной команде. Это открытие стало краеугольным кам­

нем метода, который я в настоящее время использую и называю

подходом стратегического взаимодействия.

Настоящая книга — кульминационный пункт четвертьвеково­

го опыта помощи тысячам людей во всем мире. Она описывает

практический, связанный с жизнью метод помощи тем, кто под­

вергся воздействию контроля сознания. Кроме того, развитие Ин­

тернета, обеспечивающего быстрый и экономичный доступ к ин­

формации о конкретных культовых группах, сыграло огромную

роль в развитии моего подхода. Поистине, эта книга не могла

быть написана до появления Интернета.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 18


 

 

Подход стратегического взаимодействия (ПСВ) — это эффектная

эволюция и совершенствование консультирования о выходе. Он

активизирует непринудительный курс терапии, сосредоточен­

ный на семье. Терапия, предполагающая стратегическое взаимо­

действие, обеспечивает друзей и семью члена культа подробной

информацией о культах, их методах и результатах применяемой

ими идеологической обработки и предлагает как новое понима­

ние порождаемых культами фобий, так и эффективные инстру­

менты для их преодоления.

ПСВ предназначен помочь последователю культа признать,

что его сознание находилось под контролем и что он, следова­

тельно, отказался от власти над собой в пользу группы и ее лиде­

ра. При непрерывной работе и применении этого подхода чело­

век признает глубокое проникновение группового контроля в его

жизнь. Как только бывший член культа переживает такое пробу­

ждение, мои методы помогают ему восстановить чувство личной

дееспособности, целостности и ориентации. Хотя культы индок­

тринируют своих адептов так, чтобы они боялись изменения,

большинство моих клиентов испытали эмоциональное, психоло­

гическое и даже духовное возрождение. Они смогли вернуться к

семье и были избавлены от дальнейшего ущерба, а в некоторых

случаях — и от смерти.

Этот целенаправленный курс общения предназначен для ис­

пользования профессиональным терапевтом, хотя его вполне мо­

гут применять активные члены семьи и друзья. Эта книга не

заменит профессионального консультирования, она не решит все

проблемы, с которыми сталкиваются семья и друзья близкого

человека, вовлеченного в культ. Она написана для разумных лю­

дей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации и не знающих, что

делать. Она также написана для многих сотен моих читателей,

обратившихся ко мне после знакомства с книгой "Борьба с куль­

товым контролем сознания" и спрашивающих, что еще они мог­

ли бы сделать, чтобы помочь близким, испытавшим на себе кон­

троль сознания.

Поскольку вы читаете это введение, то хотите, как я полагаю,

научиться помогать родственнику или другу, попавшему в беду.

Конечно, вы можете состоять или состояли в одной из организа­

ций, членам которой эта книга предполагает помочь. Возможно,

вы просто интересуетесь терапией стратегического взаимодей­

ствия. Я стремлюсь помочь каждому и пишу эту книгу для всех,

кто хочет учиться. Я огорчен тем, что не могу лично предоставить

информацию и консультирование всем отчаявшимся людям, кто

в разное время обращался ко мне или только собирается это

сделать. Надеюсь, что книга хотя бы частично восполнит этот

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 19


 

 

недостаток.

Весь мой подход основан на уверенности, что личностный рост

является важнейшей частью человеческого опыта. Надо только

воодушевить человека, заставить его поверить в свои силы, и

тогда он будет стремиться к личностному росту с максимальной

самоотдачей. В путешествиях по всему миру я общался с предста­

вителями различных систем верований и пришел к выводу, что

существуют фундаментальные, универсальные потребности, вы­

ходящие за пределы потребностей физического тела. Я увидел

воочию, что человеку необходимо ощущать себя личностью, спо­

собной устанавливать продуктивные связи с другими личностя­

ми, образуя тем самым сообщество. Другими словами, человек

предпочитает дарить любовь, а не сеять ненависть и страх, дове­

рять другим, а не отгораживаться от них, говорить себе и окружа­

ющим правду, а не лгать и изворачиваться. Наконец, человеку

нужна свобода.

Одним из главных побуждений к разоблачению деструктивной

и одурманивающей практики групп с культовым контролем со­

знания явилось высочайшее уважение, которое я питаю к рели­

гиозной свободе. Каждый имеет право веровать или не веровать,

каждому дана возможность выбора. Сам я иудейского вероиспо­

ведания. Моему Богу было угодно наделить меня и мой народ

свободной волей и свободой выбора. Я всегда помню о том, как

часто религиозные меньшинства подвергались преследованию

— не только за свою веру, но и просто за то, что отличались, были

другими. Я принципиально против цензуры и тем более запреще­

ния деятельности любого сообщества. Мой девиз — разнообразие.

Я абсолютно уверен, что если религиозная, социальная и любая

другая группа уверена в чистоте и законности своих действий, то

ей нечего бояться честного критического анализа со стороны.

Показательно, что предложенная мной модель анализа помогла

некоторым людям и группам понять, что они бессознательно

осуществляли контроль сознания, тем самым грубо нарушая пра­

ва человека. Вообще я полагаю, что лучший способ предотвра­

щать подобное насилие состоит в просвещении и предупрежде­

нии людей об опасностях контроля сознания.

Первая поправка Конституции США провозглашает свободу ре­

лигии. В сущности, люди имеют право верить во что угодно, в том

числе и в очевидно неправильные вещи, например в то, что земля

— плоская. Однако Конституция не дает людям или учреждениям

право нарушать права других людей или законы данной страны

под предлогом религиозной мотивации. Многие культовые лиде­

ры оправдывают обманную вербовку своих членов и контроль

сознания идеологическими причинами. Но если результат их

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 20


 

 

действий — превращение человека в зависимого и подчиненно­

го, то я уверен, что. это пагубно, а права людей нарушаются.

Оценка деятельности любой организации вытекает из послед­

ствий этой деятельности. Это — наиболее действенный способ

оценить различия между законным и незаконным, этичным и

неэтичным и т. д.

Я приемлю все религиозные формы, которые чтят и уважают

индивидуальность человека и свободу. Я — гражданский борец

за свободу личности, стремящийся защищать право верить во

все, во что человек хочет верить. Именно поэтому моя деятель­

ность имела широкую поддержку религиозных лидеров различ­

ных верований, включая баптистов, буддистов, Церковь Христа,

англикан, индуистов, иудеев, лютеран, методистов, язычников и

неоязычников, римских католиков, Объединенную Церковь Хри­

ста, унитариев и многих других. Я поддерживаю право человека

выбирать свой духовный путь и хочу, чтобы религиозные инсти­

туты процветали.

Большая часть моей работы касалась людей, вовлеченных в

религиозные культы, хотя я, конечно, имел в виду и другие типы

групп. Я помогал бывшим инструкторам и участникам групп

массовой психотерапии; пациентам программ по реабилитации

от наркотической зависимости, осуществлявшихся безответ­

ственными руководителями; и бывшим агентам больших пира­

мидообразных и многоуровневых коммерческих структур. За по­

следние годы я столкнулся с разнообразием неформальных куль­

товых ситуаций, например с людьми, чья семейная ситуация на­

поминала культ, и с женщинами, пережившими синдром изби­

ваемых жен при контролирующих их мужьях. Через какое-то

время я начал понимать, что связывает эти случаи: везде так или

иначе используются методики контроля сознания, ограничиваю­

щие свободу мыслей, чувств и действий.

Необходимость предать широкой огласке практику культов и

их разрушительное влияние никогда не была так велика, как

сегодня. Массовые самоубийства членов Врат Небес, наряду с са­

моубийствами среди адептов Солнечного Храма в Канаде и Швей­

царии, и трагедия в Вако, штат Техас, выдвинули опасность, исхо­

дящую от культов, в число проблем мирового значения. Наблю­

дается экспоненциальный рост культовой зависимости с того

момента, когда Джим Джонс решил, что 900 его последователей

больше не должны жить на земле. По заниженным оценкам со­

общается, что существует более 10000 деструктивных культов,

действующих сегодня в мире и оказывающих непосредственное

влияние на десятки миллионов жизней. (Согласно исследовате­

лям культов из Американского семейного фонда (American Family

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 21


 

 

Foundation).) И это далеко не предельная цифра.

Это происходит по многим причинам. Среди наиболее фунда­

ментальных — разрушение семьи, социальной общности и воз­

растающее ощущение упадка западной цивилизации. Свою роль

играют и экономические факторы. Возрастающее с каждым годом

население Азии и Африки живет в бедности, в то время как отно­

сительно небольшая элита Западной Европы и Америки управля­

ет постоянно увеличивающейся долей всемирных ресурсов. По­

скольку все большее количество людей разочаровывается в своей

участи, они ищут спасение в неформальных группах различного

толка — от фанатических религиозных сект до групп типа "Нью

Эйдж", предлагающих просветление, и военизированных объеди­

нений, планирующих политическую и социальную революцию.

Добавьте ко всему этому рубеж нового тысячелетия, так назы­

ваемый Millennium — событие, существенное для понимания со­

временной эскалации культовой деятельности. Священные Пи­

сания, уходящие в прошлое на сотни, а в некоторых случаях — на

тысячи лет, используются сегодня мистиками и сумасшедшими

как линза, через которую рассматриваются и интерпретируются

текущие события. Явится ли Мессия на Землю по прошествии

нескольких лет? По всему миру миллионы иудеев, христиан и

мусульман думают именно так. Многие верят, что "ложные про­

роки" и Антихрист работают, чтобы установить мировое прави­

тельство под властью Сатаны. Страх перед холокостом по имени

Армагеддон распространяется все шире. Апокалиптические про­

рочества французского мистика XVI века Нострадамуса, по мне­

нию многих, применимы к сегодняшнему дню. Некоторые люди

предсказывают, что внеземные существа или другие таинствен­

ные духовные объекты то ли спасут, то ли уничтожат человече­

скую расу в самое ближайшее время. Любопытно, что календарь

майя кончается в 2000 году. Год 2000 и третье тысячелетие (кото­

рое начинается в 2001 году) представляют собой магические круг­

лые числа, которые всегда будоражили человеческое воображе­

ние, так что можно ожидать, что многие группы, гораздо более

многочисленные, чем Врата Небес, приведут себя в боевую готов­

ность, намереваясь вознестись на иной уровень существования.

Апокалиптические видения, даже совместно переживаемые

большими группами, возникли не сегодня и не вчера. Новое в

них — это средства, с помощью которых они могут пропагандиро­

ваться. У них в распоряжении телевидение, современные сред­

ства связи и ресурсы Интернета, служащие быстрому распростра­

нению самых фантастических и паникерских идей. Еще страш­

нее то, что на сегодняшний день человечество владеет техноло­

гиями, которые могут дать группам и даже индивидуумам власть

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 22


 

 

создавать апокалиптические бедствия. Наша общая задача — не

допустить этого и применять эти же самые технологии в гумани­

стических целях, в частности для распространения ценной ин­

формации и защиты прав людей.

По этим причинам грядущие годы будут особенно чреваты глу­

бокими изменениями, как положительными, так и отрицатель­

ными. Во всем мире миллионы людей неустанно ищут новые

цели и смысл жизни. Растущее число духовных и политических

движений повсюду предлагают людям надежду на будущее. Та­

ким образом, новое тысячелетие несет с собой как новые испыта­

ния, так и новые возможности.

Жизнь в рамках глобального сообщества предполагает рост

взаимозависимости. Мы должны справиться с невероятно напря­

женным существованием в мире, где никогда прежде не было

такого обилия средств коммуникации. В целях охраны личной и

коллективной свободы настоятельно необходимо, чтобы люди

больше узнавали о том, как и с какой целью их сознание может

подвергаться влиянию. Люди должны учиться познавать себя и

принимать ответственность за собственные верования, ценности

и принципы поведения. Они должны также создать и использо­

вать сеть социальной поддержки, позволяющую соединиться с

ресурсами более широкого сообщества и реализовать свои потен­

циальные возможности в деле достижения здоровых межлич­

ностных отношений.

В этой книге я устанавливаю критерии, определяющие разли­

чие между здоровыми и нездоровыми группами и отношениями.

Лидеры культов и их немногие защитники из влиятельных кру­

гов любят сравнивать свои группы с доброкачественными орга­

низациями социального мэйнстрима.[7] Я сосредоточу внимание

на том, чем они отличаются от последних. По ходу книги мы

проанализируем, какие методы и тактики составляют деструк­

тивный контроль сознания. Выявляя наиболее распространен­

ные культовые сценарии, вы увидите, как семьи могут работать

вместе, чтобы освободить своих близких. Вы получите практиче­

ские знания, рассматривая перечни важных понятий, заполняя

оценочные формы для планирования индивидуального подхода

и прорабатывая коммуникативные стратегии и диалоги для под­

готовки к общению с вашим близким, попавшим в беду. (В боль­

шинстве сценариев и диалогов, представленных в книге, имена

клиентов и легко опознаваемые характеристики были измене­

ны.)

Я верю, что настоящая любовь сильнее любви обусловленной.

Семья и близкие друзья любят по-настоящему, с этой любовью не

могут соперничать никакие культовые отношения в условиях

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 23


 

 

контроля сознания. Последние, как правило, основаны на пови­

новении и полном растворении в группе. Как только участник

культа проходит стадию "медового месяца" и эти условия стано­

вятся очевидными, друзья и семья могут постепенно увеличивать

положительное влияние на новообращенного. Время работает на

них, потому что человеку присуще органическое стремление к

свободе и потому что контроль сознания никогда не бывает сто­

процентным, а культы, в конечном счете, никогда не выполняют

своих обещаний.

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 24


 

 










Глава 1

 

 

У нас проблема!

 

Слишком часто деятельность деструктивных культов остается

незамеченной до тех пор, когда помогать становится уже поздно.

26 марта 1997 года тела тридцати девяти мужчин и женщин,

одинаково одетых и закутанных в пурпурные саваны, были най­

дены в особняке стоимостью около миллиона долларов в Сан-Ди­

его, штат Калифорния. В последующие недели мы услышали тре­

вожную историю о том, как несколько членов культа Врат Небес

кастрировали себя в процессе группового обряда очищения; как

его лидер, шестидесятишестилетний Маршалл Эпплуайт заста­

вил своих последователей поверить, что "сознательный выход из

тела" означал бы их "постепенный переход" на более высокий

духовный уровень; и как все активные члены культа совершили

самоубийство с тем, чтобы НЛО, тянущий комету Хейла-Боппа,

смог транспортировать группу в "дальний космос" или "Царство










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...